Что значит функциональная грамотность учителя
Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали требовать от учителей
Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?
Что такое функциональная грамотность
Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, — иными словами, способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
Важно, чтобы функциональная грамотность была не обособленным набором задачек для решения, а процессом, гармонично вшитым в общую учебную программу (это если речь идет о школьниках).
Решение проблемных заданий на уроках развивает целеустремленность, скорость и гибкость мышления, нестандартное мышление, мобильность, информационную и коммуникативную культуру.
Но очевидно: для того чтобы развить эти навыки у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.
От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».
Как проверить уровень функциональной грамотности
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международная программа по оценке качества обучения, которая появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые три года.
Главная цель этой программы — на основе результатов тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.
Так как PISA — международная программа, она определяет перемены, происходящие в системах образования в разных странах. Так оценивается эффективность нововведений в сфере образования. Многие страны с нетерпением ждут результатов этих исследований — примерно так же, как ждут выступления национальных сборных на Олимпиаде.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она определяет не просто уровень предметных знаний учеников, но и их гибкие навыки — например, умение руководствоваться логикой, применять критическое мышление, креативность при решении нестандартных задач.
«Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам
Да, тестирует эта программа школьников, но, глядя на их результаты, можно судить и о том, как работают преподаватели — и насколько хорошо они сами владеют новыми компетенциями.
Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Среди 77 участников мы заняли 31-е место. Это значит, что в 2018 году больше 78% российских обучающихся достигли и превысили пороговый уровень функциональной грамотности. При этом число детей, достигших наивысших уровней функциональной грамотности, составило 6% по всем видам проверяемых умений, что на 1% меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования.
Правомерно ли требовать от учителя владеть функциональной грамотностью?
Конкретно эти требования нигде не прописаны, но если руководствоваться рядом нормативных документов, то все-таки можно сделать вывод: функциональная грамотность — необходимая компетенция для всех российских педагогов.
Есть Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И в нем прописано следующее:
«При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
Есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».
То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе выстроены с учетом этой компетенции.
Как развить навыки функциональной грамотности
Есть пять способов становления функциональной грамотности — они подходят не только школьникам, но и педагогам.
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.
5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
На онлайн-конференции «Вызовы образования 2020: новые компетенции педагога» педагоги смогут узнать еще больше о функциональной грамотности и о том, как ее развить и наработать. А еще там можно будет вместе с единомышленниками проанализировать 2020 год в образовании, обсудить профессиональный опыт, который получили учителя, подумать, как использовать его дальше и какие компетенции следует развивать.
Иллюстрации: GoodStudio / Shutterstock
Формирование функциональной грамотности педагога начального общего образования как основа развития функциональной грамотности ребенка
Формирование функциональной грамотности педагога
начального общего образования
как основа развития функциональной грамотности ребенка
В статье рассматривается функциональная грамотность педагога начального общего образования как основа развития функциональной грамотности ребенка; педагогическое мастерство, как функциональная грамотность; составляющие функциональной грамотности.
Ключевые слова: цифровизация общества, функциональная грамотность, функциональная неграмотность, компетентность, концепции функциональной грамотности, составляющие функциональной грамотности, педагогическое мастерство, общеучебные умения.
дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э. Тоффлер
Знания, умения и навыки очень быстро устаревают. Поэтому в условиях цифровизации современного общества наиболее востребованы не они, а способность их приобретать, трансформировать и эффективно применять в различных сферах жизнедеятельности. Вот и становится актуальной проблема функциональной грамотности.
Исходя из Государственного образовательного стандарта начального общего образования (ГОС НОО), утверждённого приказом МОН ДНР от 07.08.2020 г. №119-НП, особое внимание уделяется «…читательской грамотности, формированию ИКТ-компетентности и проектной деятельности, которую рассматривают как составляющую функциональной грамотности» [1].
Исследованиями проблемы формирования функциональной грамотности у младших школьников занимались многие педагоги и психологи: А. Е. Ольшанникова, В. И. Селиванов, В. В. Ветрова, Л. И. Божович, А. И. Захаров, С. Г. Якобсон, Г. С. Никифоров и др.
Теоретико-методологической базой исследования стали труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович и др. Проблема формирования функциональной грамотности школьников изучается и сегодня, поэтому до сих пор остаётся актуальной.
Проведённый анализ нормативных документов и исследований учёных, психологов, педагогов позволил выявить наиболее часто используемые понятия: «функциональная грамотность», «функционально грамотная личность», «компетентность», «ключевые компетенции», «общеучебные умения».
Как правило, исследователи рассматривают функциональную грамотность с позиции ее противопоставления функциональной неграмотности, поскольку эти два понятия отражают две стороны одного и того же социального явления. Одна из трактовок функциональной неграмотности – это неумение индивида успешно функционировать в обществе. [9]
Вот как словарь определяет эти понятия:
«Функциональная грамотность – это уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности; этот уровень характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Противоположность – функциональная неграмотность, не позволяющая человеку разбираться в технических инструкциях, программах политических партий, в сложных тестах». [6]
Цель статьи: изучить, как функциональная грамотность педагога начального общего образования становится основой развития функциональной грамотности ребенка.
Поставленная цель вызвала необходимость решения следующих задач:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
— рассмотреть особенности функциональной грамотности младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, знакомство с опытом педагогов-практиков, контент-анализ основных понятий, наблюдение, сравнение, обобщение.
Не будет лишним рассмотреть составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – умение человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни социума.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
6. Глобальные компетенции. Способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают умения эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. [10]
Как определить, обладает ли человек функциональной грамотностью?
Думаю, что столкнувшись с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности – это проблема функциональная, проблема поиска систем и методов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности.
«Формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, а функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации». [5]
Индикатором социального благополучия сегодня является функциональная грамотность. Поэтому очень важно формировать функциональную грамотность педагога начального общего образования, что будет основой развития функциональной грамотности ребенка.
Функциональная грамотность теснейшим образом связана с популярным в наше время в образовательном обществе понятием «компетентность». Ведь компетентность – это способность человека применять свои знания, умения и навыки на практике.
Отмечая взаимосвязь этих двух понятий можно рассматривать функциональную грамотность как основу развития учебно-познавательной компетентности. [4]
Владея учебно-познавательной компетентностью, учитель сможет развить её и в ученике. Формирование функциональной грамотности педагога начального общего образования является основой развития функциональной грамотности ребенка.
Значит, говоря о функциональной грамотности и вводя понятия «компетенция//компетентность», рассматривая их в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний, в связи с готовностью принимать эффективные решения. [3]
Большинство педагогов определяют профессиональную компетентность через знания, умения и навыки по предмету, но при этом основной акцент сделан на развитие личности учащегося, на знание его возрастных и психологических особенностей. Это может объясняться тем, что длительное время в образовании приоритетным существовал личностно-ориентированный подход, а переход к компетентностному подходу находится на начальной стадии. Профессиональная компетентность связана у педагогов с наличием способностей и талантов в педагогической деятельности. Учитель с ориентацией на воссоединение различных сторон собственной жизни хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет ему развивать способности. Одновременно такой учитель ищет признание своих талантов, что должно выражаться в квалификации, соответствующей его мастерству. Именно это подтверждает тот факт, что среди таких педагогов, достаточно большой процент участников конкурсов профессионального мастерства, которые как раз позволяют получить признание официально [7]
Педагогическое мастерство, как комплексное качество выдвигается при изучении работы учителя начальной школы. Это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю, но требующее постоянного совершенствования. Основой мастерства является совокупность личной культуры, знаний и мировоззрения учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть этим мастерством, нужно знать теорию, пользоваться эффективными технологиями учебно–воспитательного процесса, правильно выбирать их для конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать, проектировать процесс заданного уровня и качества – быть функционально грамотным. Надо так организовать процесс обучения, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться желаемого уровня воспитанности, развития и знаний учеников. Настоящий учитель – это функционально грамотный учитель, который сможет найти ответ на любой вопрос, найдёт особый подход к обучающемуся, заинтересует, затронет его. Функционально грамотный педагог хорошо знает предмет, умеет донести знания до обучающихся, ему известны новейшие методы преподавания. Можно ли этому научиться, стать функционально грамотным? Путь к этому нелегок, но дорогу осилит идущий. Этого можно достичь, наблюдая за работой мастеров, постоянно занимаясь самообразованием, изучая соответствующую литературу, внедряя новые методы преподавания, самоанализа. Большинство учителей при желании способны овладеть современными приемами работы.
Секрет успеха функционально грамотных учителей – в умении управлять деятельностью учащихся, они как бы дирижируют процессом образования их знания, направляя внимание на самые важные и трудные узлы содержания. Учить именно на уроке, а домашнее задание – только способ углубления, закрепления, расширения знаний.
Еще один важный показатель функциональной грамотности педагога – умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять их думать на уроке, использовать разнообразные методы для активизации процесса обучения.
Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность – еще один элемент педагогического мастерства.
Функционально неграмотный педагог, как бы принуждает к обучению, а функционально грамотный – умеет сделать корень познания сладким, найдет положительное в процессе обучения, будет чередовать методы работы, приводить интересные примеры, находить оригинальные способы передачи знаний.
Важный элемент педагогического мастерства – высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника – это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для того, чтобы эффективно применять на практике методы педагогического сотрудничества. Это также требует глубоких знаний по педагогике и психологии, особой практической подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль, простоту и естественность. Мастер не станет разговаривает с ними искусственным, назидательным или панибратским тоном.
Умение педагога управлять своим вниманием и вниманием детей – составной элемент педагогической техники. В группе где много обучающихся и выполняется значительное количество операций всё должно находится под контролем. По внешним признакам поведения обучающегося педагог определяет его психологическое состояние. Без этого невозможно правильно выбрать педагогические действия. Это составляет основу педагогического такта, занимает важнейшее место в работе.
Снизит эффективность педагогического воздействия отсутствия у педагога чувства темпа. Плохо рассчитанный темп педагогических действий: или спешка, или запаздывание станет причиной многих ошибок.
Чтобы лучше понять учебный процесс, надо заглянуть в него глубже. Стоит выяснить, как учитель может помочь обучающимся получить, усвоить, адаптироваться и использовать новую информацию, развить имеющиеся у них знания, разъяснить непонятное и развить ценности.
Обратимся к образовательным теориям и подходам. В центре конструктивизма находится компетентность личности. В основе конструктивного подхода лежит понимание того, что происходит в мозгу учащегося. Многие признанные ученые, как Джон Дьюи, Лев Выготский, Жан Пиаже и Джером Брунер, утверждали, что дети активно выстраивают новое знание, и происходит это в социальном окружении. По убеждениям Льва Выготского любое познание происходит в «зоне ближайшего развития». А «зона ближайшего развития» определяется отличием между тем, что человек может сделать сам, и что он может сделать с чьей-то помощью. Учитывая и опираясь на знания, умения и навыки обучающегося и ставя перед ним достаточно сложные задачи. Это позволяет детям учиться и двигаться от одного этапа развития к другому. Проще говоря, теория конструктивизма означает, что обучающийся строит и развивает свои знания, шаг за шагом, опираясь на уже имеющиеся у него знания. Конструктивизм делает упор на способности учащихся решать реальные, практические проблемы. Ученики обычно работают в группах, а не индивидуально, и занимаются, прежде всего, проектами, требующими решения проблем, а не последовательностями инструкций, требующими конкретных навыков. В конструктивистских моделях роль учителя – предоставить необходимые ресурсы, помогать и направлять учащихся в постановке собственных целей и «самообучении» [8]
Учащиеся создают, или выстраивают знание. Конструктивизм часто связывают с педагогическими подходами, способствующими практическому обучению через деятельность.
ВЫВОДЫ
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу, ознакомившись с опытом педагогов-практиков по данному вопросу можно сделать следующие выводы:
Самые прочные знания – это знания, добытые собственным трудом.
Какими компетентностями необходимо владеть современному человеку?
Мир меняется и задаёт новые параметры обучения и воспитания. Необходимо пересмотреть цели, результаты образования, традиционные методы преподавания, системы оценки достигнутых результатов.
Человек должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Содержание функциональной грамотности состоит в способности каждого реализовывать учебную деятельность самостоятельно и применять полученные компетентности для решения жизненных задач в различных областях деятельности, общения и отношений в обществе. [7]
Таким образом, феномен функциональной грамотности выступает показателем степени адаптации личности к социальной жизни.
Для успешного ведения своей педагогической деятельности педагогу необходимо постоянно совершенствоваться и работать над собой, повышать педагогическое мастерство, овладевать инновационными технологиями – формировать функциональную грамотность. Учитель должен обладать своей манерой, нравом. Тогда у учащихся разовьётся интерес к познавательной деятельности, сформируются общественно-значимые компетентности, обретут неповторимость и овладеют творческими ресурсами. Формирование функциональной грамотности педагога начального общего образования является основой развития функциональной грамотности ребенка начальной школы и закладывает хороший фундамент в будущее развитие каждой личности. [2]
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Донецкая Народная Республика. ГОС НОО. Государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №119-НП). – Донецк, 2020. – 34 с.
2. Байков Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина – М.: [б.и.], 2001 – 141с.
3. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003 – 67с.
4. Гаврилюк В.В. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу / В.В. Гаврилюк, ГГ. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т». – Тюмень : Изд-во гос. образовательного учреждения высш. проф. образования «Тюменский гос. нефтегазовый ун-т», 2009. – 243 с.
5. Леонтьев А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла ; под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2003. — 35 с.
6. Лузин Л.М. Словарь педагогического обихода; п од ред. Лузина Л.М. — Псков: ПГПИ, 2003. — 235 с.
7. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст] : монография / А. А. Печеркина и др.: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2011. – 233 с.
8. Гитте Ютвик, Инесе Лиепин. Образование д ля перемен : пособие для преподавания и изучения устойчивого развития. / Под ред. Гитте Ютвика, Инесе Лиепина — Упсала : Gandrs, 1997 — 70 с.
9. Женщины-ученые Беларуси и Польши : материалы международной научно-практической конференции, Минск, 26 марта 2020 г. / БГУ ; [редкол.: И. В. Казакова, И. В.Олюнина (отв. ред.)]. Минск : БГУ, 2020. С.86-89.
Выбранный для просмотра документ ПланКоучингаКомпетентность учителей.docx
Коучинг «Функциональная грамотность учителей и их компетенция в организации учебно – воспитательного процесса»
«Как никто не может дать другому того, чего
не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот, кто
сам не является развитым, воспитанным
«Функциональная грамотность и их компетенция в организации учебно – воспитательного процесса »
Научиться определять возможности развитии функциональной грамотности учителей, их компетенции в организации учебно – воспитательного процесса
Создание мотивации к изучению темы.
Ознакомление с видами компетенции учителей.
Определение возможностей повышения качества образовательных услуг, развития функциональной грамотности педагогов.
Основные направления действий
развития в Казахстане компетентности педагогов
Групповая работа, кумулятивная беседа
Компьютер, графпроектор, видеопроектор, постеры, маркеры,
Настраивает участников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания. Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.
Упражнение выполняется по кругу.
«Давайте поприветствуем друг друга. Говорит свое имя, следующий участник называет свое имя и повторяет имя соседа. И так по кругу».
Встают в круг и воспроизводят «Приветствие»
Делит на группы. Дает задание сложить мозаику
Учителя складывают мозаику и рассаживаются по группам
— Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Внимательно слушают, делают соответствующие выводы
Видеоролик «Современный учитель»
«Структура ключевых компетенций в образовании»
Учителя внимательно слушают
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
1. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
2. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
Каждая группа на постере пишет направления действия развития
профессиональной компетенции и механизмы развития профессиональной компетенции педагога
Учителя делают краткие записи
Защита постеров в группах
Слушает представителя от каждой группы
Видеоролик «Любимые фразы учителей»
Заполняют карточки обратной связи
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя
Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация образования
Формирование новой модели школы
Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
Компетенции – это требования
Компетентность – это проявление этих требований
Профессиональная компетентность педагога
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Структура ключевых компетенций в образовании
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
1. Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
2. Принимать ответственность.
3.Овладевать инструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
В профессиональную компетентность педагога входят:
(знания в области специальности);
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
Возможности развития профессиональной компетентности педагогов
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
— тестирование
— определение путей совершенствования профессиональной компетентности
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
Создания творческих групп
Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
Разработка системы стимулирования деятельности учителя
Выбранный для просмотра документ Функциональная компетентность учителей.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация образования Формирование новой модели школы Качественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога)
Компетенции Компетентность Компетенции – это требования Компетентность – это проявление этих требований Компетентность Компетенции – это требования
Профессиональная компетентность педагога Основные понятия: Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Структура ключевых компетенций в образовании
Учебные компетенции 1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. 2. Решать учебные и самообразовательные проблемы. 3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. 4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта. 5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
Коммуникативные компетенции 1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей 2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках 3. Выступать на публике. 4. Дискутировать и защищать свою точку зрения. 5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Сотрудничество 1. Принимать решения. 2. Устанавливать и поддерживать контакты. 3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. 4. Вести переговоры. 5. Сотрудничать и работать в команде
Организаторская деятельность: 1. Организовывать свою работу 2. Принимать ответственность. 3.Овладевать инструментарием моделирования 4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него. 5. Вступать в проект.
В профессиональную компетентность педагога входят: предметная компетентность (знания в области специальности); надпредметная компетентность; профессиональная культура.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность; исследовательская компетентность; управленческая компетентность; коммуникативная компетентность; образовательная компетентность.
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
2 этап Механизмы развития профессиональной компетентности педагога. План самообразования Создания творческих групп Повышение квалификации Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций Разработка системы стимулирования деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В ходе проведения коучинга рассматриваются возможности развития профессиональной компетентности педагогов. Такие как, выявление уровня профессиональной компетентности учителя и механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
Материалы коучинга включают в себя план проведения коучинга, презентацию и видеоролики.
Номер материала: ДБ-1372563
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.