Что значит фразеологизм божий одуванчик
Божий одуванчик
Смотреть что такое «Божий одуванчик» в других словарях:
божий одуванчик — сущ., кол во синонимов: 1 • старуха (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Божий одуванчик — Разг. Ирон. Об очень старом человеке (чаще о женщине). Раздался протяжный стон, и под кроватью кто то завозился… В чём дело? Лучше признайтесь сразу. Сначала поклянитесь, что никому не скажете, настойчивее потребовала старушка божий одуванчик (В … Фразеологический словарь русского литературного языка
божий одуванчик — б ожий одув анчик … Русский орфографический словарь
божий одуванчик — шутл. О старом, тихом и безответном человеке … Словарь многих выражений
старушка — божий одуванчик — Р. стару/шки бо/жьего оду ва/нчика … Орфографический словарь русского языка
старушка — божий одуванчик, старушки — стару/шка бо/жий одува/нчик, стару/шки бо/жьего одува/нчика … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ОДУВАНЧИК — ОДУВАНЧИК, а, муж. Травянистое растение сем. сложноцветных с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. • Божий одуванчик (разг. шутл.; ирон.) о тихом и слабом, обычно старом человеке. Старушка божий одуванчик. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
ОДУВАНЧИК — Божий одуванчик. 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3.… … Большой словарь русских поговорок
божий — ья, ье. к Бог Бо/жий свет (Земля, земной шар со всем сущим) Бо/жий суд (неизбежное возмездие за совершённые грехи) Закон Бо/жий. (православное вероучение как предмет преподавания; учебник по христианской догматике) Бо/жий человек (блаженный,… … Словарь многих выражений
Божий одуванчик
Интересно, кто придумал это словосочетание «Божий одуванчик»? Почему одуванчик, а не, например, ромашка. Или если и одуванчик- то почему Божий?
Когда мы говорим эти два слова, то совершенно точно знаем кто адресат. Это такие специальные маленькие старушки, у которых белоснежные волосы. Нет, не седые, а именно одуванчиковые, и еще у них где-то припрятан маленький узелок, чтобы взять его с собой когда подует последний ветерок, и весь этот белоснежный одуванчик полетит маленькими парашютиками на постоянное место жительства к Тому, Кому всю свою долгую жизнь они верили и молились.
Я еду из Калуги и думаю о том, какое счастье, что Господь подарил моей бабушке столько лет жизни! Что есть возможность снова стать маленькой, и вспомнить то, что начинает уже забываться за давностью лет. А бабушкина память не подвержена времени, она помнит абсолютно все!
Я буду молить Господа о том, чтобы она увидела пятое поколение нашего рода.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Божий одуванчик
Смотреть что такое «Божий одуванчик» в других словарях:
божий одуванчик — сущ., кол во синонимов: 1 • старуха (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Божий одуванчик — 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон … Большой словарь русских поговорок
божий одуванчик — б ожий одув анчик … Русский орфографический словарь
божий одуванчик — шутл. О старом, тихом и безответном человеке … Словарь многих выражений
старушка — божий одуванчик — Р. стару/шки бо/жьего оду ва/нчика … Орфографический словарь русского языка
старушка — божий одуванчик, старушки — стару/шка бо/жий одува/нчик, стару/шки бо/жьего одува/нчика … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ОДУВАНЧИК — ОДУВАНЧИК, а, муж. Травянистое растение сем. сложноцветных с жёлтыми цветками и семенами на пушистых волосках, разносимых ветром. • Божий одуванчик (разг. шутл.; ирон.) о тихом и слабом, обычно старом человеке. Старушка божий одуванчик. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
ОДУВАНЧИК — Божий одуванчик. 1. Разг. Ирон. Старый, дряхлый, тихий и беззащитный человек (чаще о кроткой, безобидной старой женщине). БТС, 88; СПП 2001, 58. 2. Жарг. музейн. Шутл. ирон. Смотрительница музея (обычно интеллигентная старушка). БСРЖ, 395. 3.… … Большой словарь русских поговорок
божий — ья, ье. к Бог Бо/жий свет (Земля, земной шар со всем сущим) Бо/жий суд (неизбежное возмездие за совершённые грехи) Закон Бо/жий. (православное вероучение как предмет преподавания; учебник по христианской догматике) Бо/жий человек (блаженный,… … Словарь многих выражений
Божий одуванчик
Точность | Выборочно проверено |
Бо́жий одува́нчик — устойчивое сочетание, иронический фразеологизм, идиоматическое выражение, предназначенное для краткой характеристики старого, дряхлого, беззлобного и беззащитного человека. В прямом смысле — только дунь, сразу обсыплется (в точном подобии другому фразеологизму: песок сыплется).
Выражение «божий одуванчик» представляет собой устойчивую речевую конструкцию, метафору формульного типа, употребление которой отличается высочайшей степенью стереотипности. Как правило, употребляется в точном виде, и даже простая перестановка слов («одуванчик божий») или падежное склонение встречается очень редко, как особая речевая краска.
Содержание
Божий одуванчик в афоризмах и кратких высказываниях [ править ]
Он был именно божий одуванчик, не божий, конечно. [1]
Еще Бакунина вспомните! Плеханов ― божий одуванчик по сравнению с этим человеком, по нему дом престарелых плачет. [3]
Божий одуванчик в публицистике и научно-популярной литературе [ править ]
― Мне-то что. На мне еще пятна социализма. Таким, как ты, божьим одуванчикам помогаю. Иллюзию незабываемого прошлого создаю… А жена, конечно, ноет. [4]
Новая энергия возникает и в Чичикове, который весь начеку, так как боится, что Ноздрёв спутает ему все планы. Затем они в ночи, в степи, у поломанной телеги. Коробочка, с виду божий одуванчик, от страха, что ее окружают бандиты, защищается шумно и беспомощно. В этом спектакле характер каждого из помещиков приходится выражать лишь одним каким-то значком. Надо найти этот один-единственный значок, который выделял бы человека и в то же время не мешал бы общему действию. [5]
― Да что вы, ваше величество. Еще Бакунина вспомните! Плеханов ― божий одуванчик по сравнению с этим человеком, по нему дом престарелых плачет! Ему бы конституцию да дачу под Москвой и он стразу станет монархистом. А этот метит империю нашу многострадальную сокрушить, на династию замахивается ― подвиг Гришки Отрепьева повторить! [3]
Добродушие его покрылось ржавчиной обиды, хотя, кроме своего слабого здоровья, винить ему было некого. Славные прежде арабы были переименованы в «черных обезьян»; толстые женщины на пляже получили желчный ярлык: «Genetischer Sondermull»; конная полиция превратилась в «ослов на лошадях», океан стал противным, ветер ― холодным, а еда ― невкусной.
― Это пройдет, ― успокаивал я его и советовал мазать простоквашей голову, чтобы не обгорала лысина. Но превращения божьего одуванчика в репей было не остановить. Швагер то и дело читал нудные монологи на тему «Мы, немцы, развитая нация! А это все ― примитивные народы!» [6]
Божий одуванчик в мемуарах и дневниковой прозе [ править ]
― Ах, какой красавец! Он был именно божий одуванчик, не божий, конечно. Восторженный младенец-негодяй, получивший за свой порок награду. Он заметил, что в тесных и грязных домах живут некрасивые и кривоногие люди. Они пили водку и закусывали подснежниками. [1]
Жила она, общаясь с соседями помещиками, часто ходила на могилу своем мужа, очень любила свою ближайшую наперсницу-эмономку и много внимания отдавала старушкам из богадельни, которую, основала и содержала на свои деньги. Была она маленькая, некрасивая, вся в бородавках и весьма разговорчивая. Брат Владимир называл ее Божьим одуванчиком, и это прозвище очень к ней подходило. В первые годы после революции бабушку Юлю выселили из барского дома, и она вместе со своей экономкой перебрались в богадельню. Старушки, обитавшие там, считая ее своей барыней и благодетельницей, отвели ей отдельную комнату. [7]
Выявили некоего концертного администратора, который вписал в ведомость мою фамилию, расписался за меня, причем весьма непохоже, и получил деньги. В ОБХСС я заявил: «Уж где-где, но в Пензе я точно никогда не был». Устроили очную ставку с этим концертным деятелем. Смотрю ― старик, божий одуванчик. Пожалел я его и сказал: «Знаете, я забыл. Я разрешил ему за себя расписаться». Начали опять разбираться. Дотошные ребята из ОБХСС вскоре все поняли: что я чист, что меня подставили, что я из жалости сказал, будто разрешил старику расписаться… Но тогда на меня должны были бы завести дело за соучастие в изготовлении подложных финансовых документов. Пришлось брать свои слова обратно. В ОБХСС мне потом сказали: «Нам все понятно. Но вы-то хоть знаете, кого пожалели? Знаете, сколько у этого старика денег. » [8]
Божий одуванчик в беллетристике и художественной прозе [ править ]
― Ехал я в поезде. Был осмотр. Вывели троих. Санврач остался, рассказал нам об одуванчиках божьих. Оказывается, наконец-то идет настоящая борьба со вшами.
― Надо выкорчевать это зло, покончить, ― прервал человек лет 48 в синем пальто. ― Помню на фронте мы совсем от бекасов ума решились. Вешать их стали. Выдерешь волос и повесишь на нем вшу. Да ведь все не перевешаешь. Надо организованно с ними бороться. [9]
Устименко кивнул. И, набравшись храбрости, вдруг попросил Вересову достать ему два флакона духов «Ландыш».
― Значит, сразу два романа? ― улыбаясь глазами, спросила Вера.
― Да. Ашхен и Зинаида Михайловна.
― А знаете, вы просто трогательный человек, ― прижавшись на мгновение плечом к Володиному локтю, сказала Вера. ― Никогда бы не подумала, что вы способны помнить про ваших божьих одуванчиков… [10]
А лейтенант Вася Кологойда молчал потому, что рядом с ним сидела хлипкая старушка того вида, который называют «божьим одуванчиком», непрерывно зевала и каждый раз крестила рот, опасаясь, как бы бес-искуситель не проник в это отверстие и не погубил ее душу. Разговаривать с богомолкой не хотелось, да и вообще единственный человек, с которым Васе хотелось бы разговаривать сегодня, была Ксаночка, кассирша городского кинотеатра. [11]
Ну что ― совсем девчонка, ни хитрости у ней, ничего. Насквозь светится, как божий одуванчик. Однажды в субботу нас не уволили, уволили в воскресенье утром ― всю ночь она меня на причале ждала, от росы вымокла. Сторожа ее гоняли, она в каком-то пакгаузе пряталась. Это ценить надо, Сеня! Я уже о ней пo-серьезному: демобилизуюсь и увезу, а почему нет! [12]
«А внучат я себе на шею посадить не даю. Припрет нужда: заболеет кто или на курорт съездить надо ― придут, попросят, помогу, выручу, а в няньки к ним идти на старости лет ― что-то не поманивает». И дети на нее не обижаются. У Славки два малыша, ему с женой очень туго приходится, но он говорит: «Они свое дело сделали, пусть божьи одуванчики хоть напоследок по-человечески поживут». Или бабка Хворостинина. Ей за семьдесят. Ходячее отрицание тезиса, что «в здоровом теле здоровый дух». От тела почти ничего не осталось ― косточки и кожа. [13]
Дымилась и Настасьина изба, в нее сразу же, как только приехал к Дарье внук, перебралась Катерина. Похоже, что она обрадовалась причине перейти туда, чтобы сподобить сухой угол и своему Петрухе, который по-прежнему слонялся по деревне без забот и без дела, как одуванчик божий: куда понесет ― туда и покатится. Услышав, что Андрей едет на ГЭС, Петруха заявился к нему и долго выяснял условия: сколько там зарабатывают, как живут, какой имеют «навар» ― под «наваром» разумелась выгода.
― Мне чтоб фатера была, а не стайка, ― выкаблучивался, прицениваясь, он, как всегда, с придурью, с форсом. [14]
А поначалу тот просто показался ему лубочным старичком, Божьим одуванчиком ― в золотистом венчике вокруг бледно-розовой лысинки, в обнимку с Библией. Собственно, таким он и оставался достаточно долго, пока однажды не потянул с таинственным видом Нифонтова в левое крыло здания, в дальний угол за лестницей на второй этаж, и там обнаружилась серебристая металлическая бочка, кое-где заляпанная белой краской. «Вот», ― кивнул дед, а потом еще и похлопал бочку по звонкому боку, произведя некоторый шум. Ну и что? ― вопросительно уставился на него студент. А то, что они завтра с зятем подъедут на машине, раненько, до зорьки, а студент пусть отворит ворота, так, да? С директрисой, значит, дед договорился, все в порядке. Подъедут и заберут. [15]
А вот с Ядвигой Михайловной Лекановой меня ожидал небольшой сюрприз. Врачи-педиатры редко меняют свою профессию, и я как-то уже представлял себе этакую старушку ― божий одуванчик, согнувшуюся под невообразимым грузом специфического и, по сути, самого ценного в мире опыта, бодренько семенящую все по той же территории Сыктывкарской школы. Черта с два ― семенящую! Некоторое время она действительно педиатрствовала и именно в Сыктывкаре, но потом она переквалифицировалась в этнолога, и мало того ― она занималась последовательно: ксенологией, патоксенологией, сравнительной психологией и левелометрией, и во всех этих не так уж тесно связанных между собой науках она явно преуспела, если судить по количеству опубликованных ею работ и по ответственности постов, ею занимаемых.
Кое-как все это можно было бы простить, если бы поэт был какой-то божий одуванчик, далекий от действительности. Изливаясь мощной энергией, стихи его были полны примет места и времени, примет всех краев России, где он побывал, и ― неслыханная наглость ― примет всех краев Европы, где он явно не бывал. Это уж они знали точно. Кроме того, там были всемирные названия сигарет, напитков, гостиниц, городов и даже бесчисленных островов Средиземноморья, словно он на яхте с другом-миллионером, лениво прихлебывая джин с тоником, пришвартовывался к ним, точнейшие названия предметов интимного женского туалета и так далее и тому подобное. [16]
Загадка в выражении Божий одуванчик
Божий одуванчик. Так мы обычно говорим о стариках, вернее, о людях преклонного возраста. Почему же у нас старики ассоциируются с божими одуванчиками.
Откуда и почему появилось это выражение?
Вспомните, как выглядит одуванчик. Беленькая головка, наклоняющаяся от даже самого легкого касания ветерка. А если ветер посильнее …. белый пух разлетается в разные стороны.
Тут и смирение, и покорность, и незаметность. Смирение перед судьбой.
Тогда при чем же здесь старики, спросите вы.
Первому появлению этого выражения мы обязаны врачам. Дело в том, что так они называли своих стареньких пациентов в больницах. И было это во времена, когда бушевал сыпной тиф.
Люди старшего возраста очень тяжело переносили эту болезнь. Считалось, что сыпной тиф передается от человека к человеку через вшей. Поэтому первым делом состригали волосы, иногда даже сбривали наголо, чтобы сразу убрать источник заразы.
Болезнь была очень тяжелой, выматывающей весь организм. Даже если старый человек выживал, у него не оставалось сил больше ни на что. Он покорно принимал все рекомендации врачей и очень медленно выздоравливал.
К таким больным было принято приводить священника, так как сами врачи были не уверены доживет ли человек до утра. Священники читали молитвы и принимали исповеди.
И если человек шел на поправку, у него начинали потихоньку отрастать волосы, седые прядки как пух одуванчика обрамляли почти прозрачные лица.
Когда врач подходил к больному, чтобы его послушать, те покорно наклонялись вперед, напоминая тех же одуванчиков. И по коридору они ходили очень медленно, от стеночки к стеноке, пошатываясь, казалось, даже от малейшего движения вокруг.
Перенесший такую болезнь старик или старушка считались везучими. Получалось, что они возвращались к жизни почти после встречи с Богом.
Вот так это выражение и появилось в нашей речи.
Теперь мы, даже не задумываясь, так называем тихих стариков, которые на наш взгляд никому и никогда не приносят беспокойства. Старики и старушки божьи одуванчики.
Красивая и печальная ассоциация: улетающий пух, как уходящие годы. Все бы хорошо и красиво звучало, если бы не такая трагическая история возникновения этого выражения.
Я всегда рада видеть вас на страницах сайта «Хочу все знать»
Другие похожие статьи можно прочитать на страничке «Интересное»