Что значит фотографическая память
Как развить фотографическую память: приемы и упражнения
1. Описание феномена 2. Исследование феномена 3. Упражнения 4. Возможности эйдетизма
Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.
Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.
Описание феномена
В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.
Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.
В чем разница между обычной и фотографической памятью?
Исследование феномена
Упражнения
В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.
Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.
Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.
Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.
Возможности эйдетизма
Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:
Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.
Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.
Эйдетическая память — гениальный дар или психическое отклонение?
Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.
Так что же на самом деле такое эйдетическая память — признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?
Что это такое
Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.
Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.
Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.
Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.
Основные характеристики
Визуализация + сенсорика
Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).
Детализация
Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.
Непроизвольное удержание
Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.
Произвольное воспроизведение
Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.
Большие объёмы
У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.
Яркость образов
Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.
Степени
Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:
По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.
Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:
Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.
Как развить
Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.
Метод Айвазовского
Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.
В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:
С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.
Упражнения на развитие фотографической памяти
Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение
Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.
Упражнение 2. Ассоциации
Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.
Упражнение 3. Текстология
Цель — развить фотографическую память на тексты.
Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача — как можно быстрее найти свежие вкрапления.
Упражнение 4. Палиндромы
Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.
Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.
Нейробика
Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика — гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:
Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.
Проблема эйдетизма
С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.
В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.
Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?
Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.
Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.
В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.
И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.
На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.
Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.
Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.
Люди с фотографической памятью
Никола Тесла
Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.
Мэри Элизабет Баузер
Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.
Теодор Рузвельт
Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).
Сергей Рахманинов
Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.
Иоанн Павел II
Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.
Фердинанд Маркос
Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.
Мэрилу Хеннер
Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.
Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы
В пример можно также привести:
Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.
Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.
Стоит ли тренировать фотографическую память?
Категории:
Популярные публикации:
Порекомендовать друзьям:
Bogdan Moroz 27.02.2020 1702
Положительная тенденция развивать свою память порождает массу противоречивых статей и мифов о том, какие виды памяти важнее для человека и способны ли мы их развивать. Информация о работе нашего мозга постоянно обновляется в ходе исследований и получения новых данных, однако, действительно существует условное деление памяти по типу получаемой информации и способности к ее воспроизведению.
Масса источников предлагает обзавестись феноменальной фотографической памятью, используя незамысловатые тренажеры, однако носителей такой способности вовсе не стает больше и их можно перечислить в рамках небольшой работы. Почему же так происходит и какой секрет в себе таит фотографическая память? Об этом и будет данная статья, а также мы коснемся вопросов тренировки памяти и ее практической пользы.
Врожденные феномены памяти
Некоторых людей по праву относят к особой группе за их способности к запоминанию информации, однако такой дар вовсе не является плодом их усердных тренировок, они попросту с ним родились. Именно поэтому принято считать, что феноменальные типы памяти являются исключительно врожденными и не поддаются эффективной тренировке. Впрочем, не стоит расстраиваться, ведь такая способность является не только приятным даром, но и тяжелой ношей, так как при этом у ее носителей нарушены процессы забывания, что ведет к значительной нагрузке на мозг.
Эйдетическая память
Это та самая пресловутая фотографическая память, когда человек после кратковременного созерцания графической информации, способен в точности и деталях ее воспроизвести или использовать ее. Примечательно, что такой тип памяти отмечается не только у взрослых людей, но даже чаще у детей, однако такое явление остается очень редким и выражается единичными случаями в мировой практике.
Ученые предполагают, что уникальность фотографической памяти продиктована толстыми нервными пучками, идущими от глазного аппарата к центрам в мозгу, способными передавать огромный поток детальной информации, однако эта особенность присуща каждому человеку, а уникальной способностью к точному запоминанию обладает меньше 1% людей. Вполне резонно предположить, что секрет кроется именно в процессе затухания памяти, а не в особенностях получения информации, однако точный ответ на этот вопрос требует намного больше времени и исследований.
Абсолютная автобиографическая память
Еще один подвид врожденной феноменальной памяти, ее обладатели с очень высокой точностью могут вспомнить практически всю свою жизнь и смогут назвать дату и приблизительное время того или иного своего занятия. Такая способность столь же редко встречается, как и фотографическая память и по наблюдениям нейрофизиологов, ее нельзя целенаправленно развить посредством умственных упражнений.
Всяческие программы, предлагающие по их окончании обзавестись уникальной памятью, как минимум неэффективны, и секрет кроется в нарушенном процессе угасания воспоминаний. Не стоит расстраиваться из-за невозможности приобретения такого «дара», ведь часто мы стремимся поскорее что-то забыть, а эти люди сделать так не могут. Такая нагрузка на нервную систему чрезмерна и даже если бы нашелся способ получить желаемую память, большинство не выдержало бы эмоционально.
Уникальные носители фотографической памяти
В мировой истории не так уж много личностей, продемонстрировавших необыкновенные способности своей памяти. Возможно, на самом деле таких людей было больше, просто они не смогли реализовать такой дар и попасть в историю.
Как вы наверное заметили, тренировать такую память неэффективно, так как она присуща небольшому числу людей с рождения, однако это вовсе не значит, что вы не сможете улучшить свою память в этом направлении, всегда можно и нужно заняться своей зрительной памятью, это неотъемлемая часть комплексного саморазвития.
Работа зрительной памяти и ее польза
Зрительные образы имеют огромное преимущество над слуховыми и тактильными, глаза могут передавать намного больше информации, к тому же такая способность поддается тренировке и может быть подспорьем для некоторых манипуляций с памятью.
Лучшая сохранность информации
В нашей статье о видах памяти по содержанию, вы наверное заметили, что только кратковременная память использует аудио образы, в том числе и прочитанной информации, более длительное время хранения непременно требует визуализированного полного образа. Часто, достаточно связать услышанное с каким либо увиденным образом, не обязательно тематическим, и эта информация воссоздается в памяти намного легче и точнее.
Способность воссоздания деталей
Наш мозг имеет возможности шире нашего представления, например нам кажется, что мы можем запомнить только базовые характеристики увиденного объекта, однако те, кто хоть немного времени уделяют развитию зрительной памяти, смогут из зрительного образа воссоздать еще и мелкие детали, которые были упущены нашим вниманием.
Обязательная база для мнемотехник
Желающие обладать феноменальными способностями памяти, успешно используют различные мнемотехники, которым мы уделили отдельную статью, однако без достаточного развития зрительной памяти и отдела пространственной ориентации, такие способности развивать просто невозможно. Это еще один аргумент в пользу занятий собственной памятью.
Эксперименты с вымышленными событиями
В рамках исследований работы с вымышленными образами, были проведены наблюдения над группами людей, доносящими ложные события собеседнику. В случае, когда разговор проходил в форме опроса, где наблюдаемому задавались вопросы о событии, а он лишь кратко отвечал, большинство уже не смогли воссоздать своей истории через двое суток.
Та группа, где участники сами вели рассказ, подкрепляя его деталями и логическими доводами, справилась намного лучше и детальная история сохранилась в памяти на долгое время.
Вывод из этого наблюдения прост: чем больше уделить внимания информации, тем на дольше она сохраниться, образовав стойкий и детальный образ, именно такой, как нужен нашей долгосрочной памяти.
Тренировка зрительно-образной памяти
Предлагаем вашему вниманию четыре признанных и наиболее эффективных техник тренировки своей зрительной памяти. Вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас вариант или использовать техники поочередно для получения максимального эффекта.
Черная комната
Методика может напомнить сцену из фильма о тайных агентах, где на допросе герой сидит в темной комнате с одной лампой, а перед ним только стол. Это идеальное пространство, лишенное отвлекающих факторов, максимально позволяющее сконцентрироваться на предмете запоминания. В качестве такого предмета предлагается взять простой лист бумаги формата А4 с напечатанной информацией.
Техника следующая: вы садитесь за стол, на котором только этот лист и выключаете свет, после этого включаете свет на определенное время и концентрируетесь на этом листе, снова выключаете свет и по памяти воссоздаете в темноте этот лист в своей голове, пытаетесь прочитать то что на нем. Для удобства источником света может послужить настольная лампа. Такое упражнение направлено на развитие зрительной памяти и концентрации, что приближенно напоминает фотографическую память.
Таблица Шульте
Данная таблица представлена в разделе тренажеров, и хотя она позиционируется как упражнение на внимательность, в изначальном варианте без усложнений, она позволяет увидеть все поле таблицы и запомнить расположение цифр на нем. Данная тренировка эффективна для развития зрительной памяти.
Метод художника
Данной методикой пользуются многие художники, увлекающиеся пейзажной живописью, однако она стала известной благодаря И.Айвазовскому, который для воссоздания реалистичных волн на полотне, долгое время наблюдал за морем, а потом, закрыв глаза, пытался воссоздавать эту картину в памяти.
По его методу можно наблюдать любую картину происходящего, главное замечать множество деталей, а потом, закрыв глаза, тренироваться воссоздавать то же самое в памяти.
Предметы на столе
Для упражнения понадобится два идентичных набора предметов любого характера и размера, помещающихся на столе. Один из них нужно хаотично бросить или разложить на стол, другие же понадобятся чтобы повторить расположение первых в другом месте.
Сначала вы наблюдаете за положением предметом и мельчайшими деталями их размещения, после чего уходите в другую комнату и пытаетесь повторить ту же картину другим набором предметов. По началу, можно повторно давать себе время наблюдения и корректировать расположение второй группы.
Как видите, фактически, невозможно тренировать феноменальные типы памяти, вызванные особенностью функций головного мозга, однако занимаясь тренировкой памяти и саморазвитием, можно добиться желаемого результата, хоть это и будет называться другими терминами, главное чтобы польза от этих умений качественно изменила вашу жизнь.