Что значит формат издания 84×108 32
Стандартные форматы и типы переплетов книг
Стандартные форматы и типы переплетов книг
Стандартные форматы книг (по ГОСТ 5773-90)
Как определить формат книги? Что означает запись 84х108 1/32?
Запись 84х108 1/32 указывает на формат бумажного листа и его долю, занимаемую одной страницей Вашей книги.
Бумажный лист – это единица расчета количества бумаги на отдельно взятое полиграфическое издание. Форматы последнего могут быть самые разные (по ГОСТУ: 60х70, 60х84, 60х90, 60х108, 70х84. 70х90, 70х100, 70х108, 75х90, 84х90, 84х100, 84х108).
Обрезной формат издания – это его размер. Измеряется он либо в миллиметрах (128х200) после обрезки, либо долей бумажного листа избранного формата (1/8, 1/16, 1/32). Выбор формата регламентируется ГОСТ 5773-90. «Издания книжные и журнальные. Форматы».
Формат печатного листа, см/доля листа
Максимальный размер готовой книги, мм
Цветность печати
В полиграфии цветность печати обозначатеся количеством красок, наносимых на поверность листа. Стандартная полноцветная печать использует 4 краски (голубая, пурпурная, желтая, черная ― CMYK), смесь которых в процессе печати дает все цвета, за исключением специфических ― золотого, серебряного и т.п. Если вы хотите заказать листовку, одна сторона которой будет пустой, а другая ― полноцветной, то схема цветности будет выглядеть так: 4+0, где 4 ― количество красок наносимых на одну сторону листовки (полноцвет), 0 ― количество красок наносимых на оборот листовки (оборот без печати). По аналогии ― для двухсторонней черно-белой листовки: 1+1, для черно-белой книги: 1+1.
Существуют также готовые составные цвета, которые не требуется подбирать, смешивая краски стандарта CMYK. Составные цвета подбираются из каталогов системы Pantone, цветность печати с их использованием обозначается так же: 1+1, 2+2, 2+0 и т.д., в зависимости от количества красок, которые наносятся на поверность печатного листа. Использование цветов Pantone особо эффективно, если печатное издание должно имитировать золотое или серебряное тиснение или когда необходимо использование специфического цвета.
Виды переплета книг
Переплет книги определяет ее долговечность и удобство чтения. В то же время тип переплета имеет ключевое значение при расчете стоимости книги. В общем случае различают твердый и мягкий переплеты.
Твердый переплет
При изготовлении твердого переплета отпечатанные листы сгибаются, собираются тетрадками, которые сшиваются между собой нитками и подрезаются под необходимый формат (называемый обрезным), образуя книжный блок. Затем книжный блок вставляется в переплетную крышку. Переплетная крышка ― это листы картона, оклеенные переплетным материалом ― ламинированной бумагой, бумвинилом, балакроном и т.д. Книжный блок соединяется с переплетной крышкой с помощью форзаца ― бумажного листа, который наклеивается на внутреннюю сторону переплетной крышки и на внутреннюю кромку книжного блока. Корешок книжного блока проклеивается также тканью, которая служит дополнительной связью между блоком и переплетной крышкой. Верхняя и нижняя часть корешка книжного блока оформляется с помощью капталов. Наиболее распространенные виды твердого переплета ― 7БЦ и 7Б.
Переплет 7БЦ (целлофанированный). При производстве книг в переплете 7БЦ в качестве переплетного материала используется художественно оформленная бумажная обложка, ламинированная глянцевой или матовой полимерной пленкой. Толщина пленки обычно составляет 32 микрона. Выбор глянцевой или матовой припрессовки определяется, прежде всего, дизайнерским замыслом, однако обычно матовая ламинация обходится несколько дороже глянцевой. Для оформления переплета 7БЦ используются методы офсетной и цифровой печати.
Переплет 7Б. При производстве книг в переплете 7Б в качестве переплетного материала используются бумвинил, балакрон, кожа, ткань и др., которыми кашируется картон переплетной крышки. Отличие от переплета 7БЦ заключается в том, что для оформления переплета 7Б используются методы тиснения и конгрева ― изображения наносятся серебряной или золотой фольгой либо тиснятся с помощью специального штампа.
Мягкий переплет
При изготовлении мягкого переплета (книга в мягкой обложке) страницы книжного блока могут компоноваться как тетрадками, так и составляться в подбор. В первом случае получается книга с ниткошвейным внутренним блоком, во втором ― со внутренним блоком на клеевом бесшвейном соединении (КБС).
При производстве мягкого переплета внутренний блок книги соединяется с обложкой, отпечатанной на офсетной или мелованной бумаге плотностью 160-300 гр/м. Бумагу меньшей плотности использовать для печати обложки не рекомендуется, т.к. она не сможет обеспечить книге необходимой долговечности. Существует несколько основных методов скрепления обложки и блока.
КБС (клеевое бесшвейное соединение). При изготовлении книги КБС обложка соединятеся с книжным блоком методом склеевания. Для лучшего проклеивания используется торшенирование – создание на корешке блока поперечных надрезов, которые в процессе переплета заполняются клеем.
Скрепление скобой. Внутренний блок прошивается на две или три скобы. В результате получается брошюра, напоминающая школьную тетрадку. Скобой можно скреплять издания «втачку». В этом случае внешне издание будет напоминать книгу в переплете на КБС.
Скрепление на пружину. Это метод скрепления, используемый, главным образом, для переплета офисной документации, выставочных материалов и т.д. Внутренний блок такого издания соединяется с обложкой с помощью пластиковой или металлической пружины, для чего в отпечатанных листах делаются специальные прорезы вдоль будущего корешка.
Какой тираж заказать? Какой способ печати выбрать?
Промо-тираж (до 300 экз.)
Если Вы планируете только бесплатное распространение книги – в подарок друзьям, родственникам, коллегам и деловым партнерам или хотите издать книгу для защиты авторских прав на свою интеллектуальную собственность, то достаточно будет 300, 100, 50 или даже 26 экземпляров. При этом цена, в пересчете на один экземпляр, будет достаточно высокой. При тираже до 300 экз. наиболее эффективным будет отпечатать внутренний блок книги на ризографе либо на листовой офсетной машине, а обложку ― на цифровой машине. Нужно учесть также, что стоимость допечатной подготовки для маленького тиража может составить до 70% от общей стоимости издания книги.
Массовый тираж (от 1000 экз.)
Если Вы планируете издать книгу для продажи в магазинах, выберите тираж от 1000 до 3000 экземпляров. При таком заказе, стоимость экземпляра будет такой, что Ваша книга сможет стать вполне конкурентоспособной по своей конечной цене при размещении в книжных магазинах. При тираже от 1000 экз. для изготовления книги применяется офсетная печать.
Пилотный тираж (от 300 до 1000 экз.)
Наиболее трудоемкий для издательства и типографии и наименее выгодный для автора тираж – 300 – 500 экземпляров. Это связано с тем, что цена за 1 экземпляр еще высокая, а распространение книг связано с серьезными накладными расходами – транспортировка и складирование тиража.
Высокая себестоимость пилотного тиража объясняется:
― большим процентом стоимости допечатной подготовки в общей сумме,
― технологией офсетной печати и автоматизированного переплета – для полиграфических офсетных машин экономически обоснованный тираж – от 1000 экз.
Что значит формат издания 84×108 32
Форматы книг и всех других видов печатных изданий стандартизированы (ГОСТы 1342-78 и 5773-76).
Наиболее часто встречающиеся форматы современных книг (в миллиметрах):
— Миниатюрный
(70-100)×(100-125). Словари размером с ладонь, путеводители;
— Уменьшенный (карманный)
(100-130)×(140-177); Художественная литература в бумажной обложке, некоторые словари.
— Стандартный
(130-145)×(200-215). Большая часть художественной литературы и учебников издается этом формате.
— Увеличенный
170×(215-260). Некоторые детские издания, специальная литература.
— Энциклопедический
(205-220)×(260-270). Большинство энциклопедических изданий имеет такой размер.
— Очень большой
(245-265)×(340-410). Художественные альбомы, атласы, детские книги.
Форматы книг принято указывать сокращенно. Например, выражение 60×90/16 обозначает, что формат книги составляет 1/16 долю листа бумаги размером 60×90 см.
Стандартные форматы книг (ГОСТ 5773-76)
Печатная бумага (см)/доля листа
Издание после обрезки (мм)
Печатная бумага (см)/доля листа
Издание после обрезки (мм)
Основные
84×108/8
60×90/16
70×108/8
60×84/16
70×100/8
84×108/32
60×90/8
75×90/32
60×84/8
70×108/32
84×108/16
70×100/32
70×108/16
70×90/32
70×100/16
60×90/32
70×90/16
60×84/32
Дополнительные
60×100/8
84×100/32
84×100/16
84×90/32
60×100/16
80×100/32
84×90/16
60×70/16
70×84/16
Малоформатные издания
84×108/64
70×100/64
70×108/64
Область применения наиболее распространенных форматов
В СССР наиболее распространены были форматы 60×90/16 и 84×108/32.
Формат 60×90/16 наиболее широко применяется для учебной литературы, в которой присутствуют формулы и таблицы, а также иллюстрации, а общий объем материала достаточно велик. Иногда в таком формате издают художественную литературу — при большом объеме произведения, когда нецелесообразно делить его на несколько томов.
Книга формата 60×84/16 имеет такую же ширину, как в формате 60×90/16 и такую же высоту, как в формате 84×108/32. В этом формате отражены слабые стороны упомянутых двух предыдущих форматов: при данной ширине книги длина строки велика для изданий ориентированных на беглое чтение, а высота такой книжной полосы — не рассчитана на размещение сложных формул и таблиц. Однако для отдельных изданий такой формат может оказаться подходящим, хотя и используется на порядок реже остальных из основной группы книжных форматов.
Форматы 70×90/32 и 75×90/32 — уменьшенные (карманного типа) — часто применяются для книг, рассчитанных на беглое чтение: художественная, научно-популярная литература, справочно-производственные издания. Формат 75×90/32 имеет одно преимущество над форматом 70×90/32 — высота его полосы больше на 12 мм. За счет этого площадь печатного листа увеличивается, что улучшает экономические показатели издания.
Форматы 60×90/32 и 60×84/32 часто используются и применяются для карманных справочных изданий. Это различные словари, разговорники, транспортные справочники, путеводители, различные памятки. Также широко применяется для художественной литературы в бумажной обложке. Однако надо с осторожностью пользоваться такими форматами, т.к. такое издание может быть легко испорченно неаккуратным полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати мелкий шрифт может плохо читаться. Впрочем, качественная печать всегда имеет значение при издании книги любого формата.
Широкий увеличенный формат 70×90/16 часто используется и применяется для изданий с большим количеством крупных иллюстраций и для изданий с крупных шрифтом (преимущественно детские книги).
При наличии больших формул, крупных таблиц и иллюстраций рекомендуется использовать расширенный формат 70×100/16 или удлиненный формат 70×108/16.
Формат 84×108/16 широко применим для художественной литературы, выпускаемой в журнальном оформлении (пример такого издания — «Роман-газета», выпускаемая в советское время). Такой формат не является наилучшим относительно удобочитаемости форматом, однако является наиболее экономичным вследствие уменьшения объема брошюровочных работ.
Если Вы хотите, чтобы ваше издание выделялось среди общей массы изданий, то лучший для этого способ — это выбрать нестандартный формат: квадратный или, напротив, удлиненный. В первую очередь выбор формата всегда зависит от наполняемого материала.
В тех изданиях, где это предпочтительнее (в большинстве своем иллюстрированные издания), ГОСТ допускает использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты.
Выбор формата книги
Одна из главных проблем при выборе формата книги состоит в том, чтобы подобрать оптимальное сочетание ширины и высоты книги.
По одной из теорий, которой придерживался Леонардо да Винчи, гармоничными являются пропорции, основанные на принципе «золотого сечения». Применительно к формату книги этот принцип означает, что отношение ширины книги к её высоте должно быть приблизительно равно 1:1,6.
По другой теории, близкой к теории «золотого сечения», отношение ширины книги к её высоте должно быть равно отношению соседних чисел из ряда Фибоначчи, или «золотого ряда». Каждый член этого ряда равен сумме двух предыдущих: 3, 5, 8, 13, 21 и т. д. Значит, ширина должна относиться к высоте как 3:5, 5:8, 8:13 и т. д.
Выбор формата зависит от читательской аудитории книги, её целевого назначения, объёма публикуемого материала, от финансовых возможностей издательства, а также от технических возможностей типографии.
Выбирая формат книги, нужно иметь в виду, каким будет при этом формат книжной полосы, или формат полосы набора, то есть размер отпечатка на странице. Чтобы книга выглядела гармонично, нужно чтобы формат книжной полосы был геометрически подобен формату книги.
Существуют три основных формата полосы набора:
— экономичный (наибольший) — с очень узкими полями — предназначен для книг, рассчитанных на короткий срок использования, а также для изданий, в которых необходимо представлять материал максимально сжато, например, для словарей и справочников;
— нормальный (средний) — предназначен для значительной части изданий художественной и научной литературы, а также учебников;
— улучшенный (наименьший) — предназначен для книг, рассчитанных на долгий срок использования, например, собраний сочинений, а также для подарочных изданий.
Типографские форматы: стандарты, правила выбора
В статье мы расскажем:
Типографские форматы – это форматы бумаги, например, А4, А3 (но есть и другие стандарты), а также печатных изданий: от брошюр и листовок до книг и красочных альбомов. В зависимости от вида печатной продукции выбирается тот или иной формат. Под ним понимается соотношение сторон бумажного листа.
В полиграфии приняты определенные критерии выбора габаритов будущего издания. Из нашего материала вы узнаете, какие существуют стандарты в данной сфере и чем отличаются форматы.
Типографские форматы бумаги по стандартам
Если вы задумались о печати какой-либо продукции (причем неважно, что это будет – рекламный буклет или художественное произведение), информация о размерах типографских форматов наверняка покажется вам полезной.
Соотношение длины и ширины листа в количественном выражении называется форматом бумаги. Альтернативный вариант наименования форматов – буквенные обозначения, которые соответствуют определенным стандартам. Стоит отметить, что каждый формат используется при изготовлении определенного вида печатной продукции:
Нужный производителю формат получается путем нарезки полиграфического материала на листы заранее установленного размера. В целях оптимизации расходов бумаги и облегчения взаимодействия между компаниями разных стран в полиграфической сфере разработали определенные стандарты.
Работы по разработке единой классификации повлекли за собой создание международного стандарта ISO 216 (ГОСТ 5773-76).
1. Стандарт ISO 216.
Самый большой формат – A0, его площадь составляет один квадратный метр. Отношение длины такого листа к ширине равно квадратному корню из двух.
При делении листа формата А0 пополам, получится два листа формата А1. Получается, что высота А1 – это ширина А0, а ширина А1 – это 1/2 высоты А0. Все остальные форматы изготавливаются по такому же принципу, т. е. путем деления листа большего формата на две половины. Если разрезать бумагу формата Ax перпендикулярно длине, то получится два листа формата A(x+1). При определении принадлежности того или иного формата числовые значения ширины и высоты округляются до миллиметров.
Теперь предлагаем рассмотреть параметры, которые соответствуют официальным стандартам изготовления бумажной продукции:
Формат А
Формат В
Формат С
Типографские форматы с маркировкой «А» предназначены для изготовления стандартной печатной продукции.
Форматы с маркировкой «B» используются в процессе производства плакатов и постеров, флаеров. Они применяются в тех случаях, когда формат А не подходит. Параметры типографского формата Bx располагаются между значениями формата Ax и ближайшего к нему меньшего формата A(x-1). Так, формат B2 больше формата A2, но меньше формата A1, т. е. коэффициент увеличения формата A2 до B2 равен коэффициенту увеличения формата B2 до A1.
Типографские форматы с маркировкой «C» используются для изготовления конвертов, в которых можно хранить продукцию формата A.
2. Необрезные форматы бумаги.
Помимо обрезных типографских форматов, которые представлены сериями «A» и «В», международный стандарт устанавливает еще необрезные форматы бумаги: RA и SRA. (в переводе с английского «SRA» означает «дополнительный необрезной формат A»). Параметры форматов SRA незначительно превышают размеры стандартной серии.
3. Размеры форматов RA и SRA.
Типографские форматы печатной продукции
Как мы уже упоминали выше, каждый формат бумаги используется для изготовления печатной продукции определенного вида. Типографские мощности позволяют производить большое количество самых разных продуктов:
В соответствии с официальным стандартом сегодня насчитывается около 40 видов форматов печатных изданий. При этом 19 форматов подходят для изготовления книг, и 9 – для выпуска журналов.
В процессе производства учебной литературы в большинстве случаев используют формат 60х90/16, а при выпуске художественных книг – 84х108/32 (цифры 16 и 32 в данном случае означают долю листа, ведь на одном бумажном полотне размещаются сразу несколько страниц того или иного издания).
Для печати книг, содержащих в себе справочную информацию, обычно используют уменьшенные форматы. Маленькие справочники и словари удобно не только использовать, но и хранить: они не занимают много места ни на полке, ни в сумке. В случаях, когда книга содержит большое количество авторских иллюстраций, важность которых не уступает тексту, для печати издания используют альбомные форматы.
Формат А4 используется для изготовления бланков и листовок, правда, для производства последних есть еще один вариант – А5. Стандартным типографским форматом для изготовления брошюр и буклетов является A5, поэтому если вы хотите заказать печатную продукцию необычного размера, учитывайте тот факт, что компании-производителю понадобится чуть больше времени. Это же правило касается заказа визиток, да и вообще любой нестандартной продукции. Помните о том, что, помимо увеличенных сроков исполнения вашего заказа, вы можете столкнуться с еще одной проблемой, связанной с удобством использования печатных товаров (например, визитка нестандартных размеров не влезет в визитницу, а бланк больше А4 – в папку для документов).
Производство конвертов также регламентируется ГОСТом, согласно которому существует около 10 размерных форматов:
Несмотря на то, что большинство печатных изданий изготавливают по установленным стандартам, в типографии вы всегда можете заказать продукцию индивидуального формата и получить продукт, который будет максимально соответствовать вашим представлениям.
История типографских форматов книг
Вам наверняка известно, что до появления бумаги всю важную информацию люди фиксировали на пергаменте – материале из недубленой сыромятной кожи домашнего скота. Поскольку все животные были разного размера, все листы пергамента имели разный формат. Подгонять отрезы кожи под один размер не имело смысла ввиду экономической нецелесообразности – пергамент стоил очень дорого и каждый квадратный сантиметр нес особую ценность как для продавца, так и для покупателя.
Первую бумагу изготавливали из ветхих тканей и растений, но речь о единообразии форматов не шла еще долгое время. И только в XV веке с появлением книгопечатания началась история становления типографских форматов. Обозначение параметров бумажных листов осуществлялось следующим образом:
Со временем самыми популярными стали листы размером 30х50 см и 50х70 см. При производстве бумаги к соблюдению размеров относились довольно посредственно, поскольку параметры сетки для отлива бумажного листа устанавливались каждым мастером вручную.
Первое автоматизированное оборудование для изготовления бумажных листов появилось в Англии в 1806 году, а первое производство бумаги в России – в 1816-м.
Современные типографские форматы книг
Определение формата издаваемой книги – важнейший этап, от которого зависит не только множество нюансов производственного процесса, но и особенности эксплуатации изделия:
Если сомневаетесь в своем выборе, обратитесь в типографию, где вам смогут дать рекомендации и сделать предварительный расчет.
Определение формата книги начинается с выбора размера типографского листа. В большинстве случаев при печати книг используют листы размером 60х90 см, гораздо реже 84х108 или 70х100. Сведения о формате книги всегда можно найти на последней странице издания. Эта числовая характеристика будет выглядеть как АхВ/С, где А – ширина листа (см), В – высота типографского листа (см), С – доля, которая получается в результате сложения типографского листа. Получается, что если на последней странице книги мы видим маркировку 60х90/16, то типографский лист 60х90 см сложили в четыре раза, и в результате получили 16 книжных листов.
Большая часть печатных изданий имеет маркировку в 8, 16 или 32 доли. При изготовлении крупных альбомов лист складывают в четыре доли. Издания маленького формата получают путем деления листа на 64 доли. Обратите внимание, что на обратной стороне всегда указывается формат, который был актуален до обрезки тетрадей. Максимальный размер после обрезки может составлять 145х215, а минимальный – 132х205.
Если вы планируете издать книгу в 200–250 страниц, то выбирайте стандартный формат, чтобы издание удобно было хранить на полке или брать с собой. Большие форматы используются в тех случаях, когда текст книги занимает более 700 страниц или планируется размещение большого количества широкоформатных иллюстраций.
Современное оборудование позволяет напечатать книгу любого формата, главное – выбрать тот, который будет подходить именно вам.
Российский стандарт формата книжных изданий (ГОСТ 5773-90):
Размер листа, мм.
Доля листа
Условное обозначение
Размер, макс.
Размер, мин.
Рекомендации по выбору типографских форматов книг
Самыми популярными форматами в Советском Союзе были 60х90/16 и 84х108/32.
Типографский формат 60х90/16 чаще всего используют в процессе печати учебной литературы, которая содержит схемы, таблицы, иллюстрации и много текста. Для художественных книг рассматриваемый формат актуален при условии большого объема произведения (но вместе с тем, он должен быть недостаточным для деления рукописи на несколько томов).
Формат 84х108/32 применяется в ходе печати художественных книг. Ширина его идентична предыдущему, а параметр высоты полностью повторяет аналогичное значение формата 84х108/32. В некоторых смыслах формат 84×108/32 считается не очень удачным: длина строки получается слишком большой для книг, предназначенных для быстрого чтения, а высота – слишком маленькой для размещения больших таблиц и схем. В некоторых случаях формат 84х108/32 вполне уместен, но из-за своих недостатков в типографской практике он применяется гораздо реже остальных.
Уменьшенные форматы 70х90/32 и 75х90/32 используются при печати книг, рассчитанных на быстрое чтение, справочной и научно-популярной литературы. Полоса формата 75х90/32 превосходит этот же показатель формата 70х90/32 на 12 мм, что позволяет размещать большее количество текста и, соответственно, сокращать расходы на производство книжной продукции.
Редкий и потому интересный формат 70х108/32 идеально подходит для печати произведений, изложенных в стихотворной форме. Помимо этого, в формате 70х108/32 часто печатают книги по искусству с большим количеством иллюстраций.
Использование форматов 60х90/32 и 60х84/32 позволяет изготавливать очень удобную карманную продукцию: справочники, словари, путеводители, разговорник и т. д. Еще одна актуальная сфера применения – печать художественных книг в мягкой обложке. При печати продукции рассматриваемого формата особое внимание следует уделять качеству текста – небольшая величина шрифта обязывает полностью исключить не пропечатанные или плохо пропечатанные области.
Типографский формат 70х90/16 особенно актуален для книг с большим количеством широкоформатных иллюстраций или детских произведений с крупным шрифтом.
Еще более крупные форматы 70х100/16 и 70х108/16 используются в процессе печати литературы, требующей размещения длинных таблиц, иллюстраций и больших формул.
Самый популярный энциклопедический формат – 60х84/8. Он используется при изготовлении крупных словарей или энциклопедий. В целях оптимизации пространства листа текстовая часть в таких книгах иногда размещается в двух или трех колонках. Типографский формат 60х84/8 также применяется при печати детской литературы и книг по искусству с большим количеством иллюстрированного материала.
Формат 84х108/16 применяется в основном в процессе изготовления журнальный продукции. Общая стоимость тиража при выборе такого формата относительно небольшой, а вот к удобству использования столь громоздких изданий уже возникают вопросы.
Если по результатам печати своего произведения вы хотите получить действительно оригинальный продукт, старайтесь подобрать вариант с нестандартным форматом (согласитесь, что интересно будет выглядеть абсолютно квадратная книга, или, наоборот, сильно удлиненная). Однако не забывайте, что при выборе формата вы в первую очередь должны ориентироваться на наполнение книги, и только потом думать об оригинальной подаче.
Возможности многих современных типографий практически не ограничены, вместе со специалистами вы точно сможете подобрать наиболее оптимальный для себя вариант.