Что значит формально выраженное окончание
Типы окончаний по формальному выражению
МОРФЕМИКА
Морфемика – учение о значимых частях слов.
Морфема – минимальная значимая часть слова: студент/к/а, пере/чит/ыва/л/и.
Морфема – обобщенная единица. Морфы – это конкретные представители морфемы в словоформе. Морфема объединяет морфы, тождественные по значению и близкие по форме. Например, корневая морфема мороз-/ мороз’-/ морож-/-мораж- имеет 4 разновидности (4 морфа): Зимой будут сильные морозы. На морозе у Кати покраснел нос. Катя любит шоколадное мороженое. Она каждое лето замораживает ягоды на зиму.
I. Морфемы по роли в слове делятся на корни и аффиксы.
II. Аффиксы поместу в слове делятся на префиксы, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и флексии.
III. Аффиксы по выполняемой функции делятся на словообразовательные и словоизменительные (формообразовательные).
Корень | главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов | дом, домик, домашний, бездомный, домой | |
Аффиксы | Префикс (приставка) | морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования слов | перестроить, сверхмодный соавтор, наверх |
Интерфикс | морфема, которая находится между двумя корнями и служит для образования слов | лесостепь, кашевар, двухэтажный, трёхлетие, пятиградусный, сорокалетний | |
Суффикс | морфема, которая находится после корня и служит для образования слов или форм слов | учитель, сухо, морской, нёсø, пришла, верить, тише | |
Флексия (окончание) | изменяемая морфема, которая находится в конце слова, образует форму слова и указывает на отношение слова к другим словам в словосочетании и предложении | день, весна, рад, думал, шесть, поля, твой, белый | |
Постфикс | морфема, которая находится после окончания или формообразовательного суффикса и служит для образования слов и форм слов | учиться, кто-то, какой-нибудь, где-либо, скажúте | |
Аффиксоиды (префиксоиды и суффиксоиды) | морфемы переходного типа | автолюбитель, аэропорт, культурология, шаровидный |
Типы корней
Свободные корни | Связанные корни |
Могут выступать без приставок, словообразовательных суффиксов | Встречаются в словах только в сочетании с приставками, словообразовательными суффиксами или другими корнями |
дом, веду, добрый, пять | снять, поднять; разуть, обуть |
Различие словообразования и формообразования
Словообразование – образование нового слова с иным лексическим значением | Формообразование – образование форм одного и того же слова, сохраняющего своё лексическое значение |
Однокоренные слова – слова с одним и тем же корнем, которые различаются оттенками лексического значения | Формы слова – видоизменения одного и того же слова, различающиеся морфологическими признаками |
лес – лесной – лесник – лесистый | лес, леса, лесу, лес, лесом, (о) лесе |
Словообразовательные и словоизменительные (формообразовательные) морфемы
Типы окончаний по формальному выражению
Материально выраженные окончания, обозначенные звуком (буквой): школа, лись[йа], стать[йа], читала, созданы, семи, умны, наша.
Нулевые окончания, которые не выражены звуками (буквами) и выявляются при сопоставлении форм одного и того же слова: школ, лисий, статей, читал, создан, семь, умен, наш.
2) род.п. мн.ч. существительных всех родов: слов, окон, картин, статей;
3) краткие формы прилаг. м.р. ед.ч.: красив, могуч;
4) глагольные формы пр.вр. м. рода ед.ч. и сослагат.наклонения: читал (бы);
5) м.р. ед.ч. им.п. = вин. п. притяжательных прилагательных: лисий;
6) форма глагола 2 лица ед. ч. повелительного наклонения: знай; встань (НО: жди);
7) краткие формы страдат. причастий м.р. ед.ч.: расположен;
8) м.р. ед.ч. им. =вин.п. местоимений чей, мой, твой, наш…;
9) им.п. =вин.п. количественных числительных: пять, семь.
Не имеют окончаний неизменяемые слова и формы слов:
– наречия (слева, далеко, здесь);
– деепричастия (читая, неся);
– инфинитив (писать, нести);
– отдельные группы существительных и прилагательных (кафе, мини);
– прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени (веселее).
Слова с формально выраженным окончанием примеры
Ответ оставил Гость
1. Из выделенного предложения выпишите:а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.2. Родственные слова:✔ живой, жизнь;✔ высоки, высоты;✔ выбирая, на выбор;✔ может, возможность;✔ переходы, восходить
Упр. 1. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 2. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)
1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Упр. 3. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов. Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упр. 4. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упр. 5. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 6. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)
1. Выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Упр. 7. От данных существительных, называющих лиц по месту жительства, образуйте наименования жителей противоположного пола (мужского или женского) и множественного числа. Образец: англичанин — англичанка, англичане, немка — немец, немцы.
1. Австралиец — …, армянка — …, башкирка — …, венгерка — …, грек — …, индеец — …, индус — …, казах — …, киргиз — …, кореец — …, поляк — …, серб — …, татарка — …, туркмен — …., ханты — …, эвенк — … 2. Багдадец – …, бакинец – …, белградец – …, бишкекец – …, венец – …, выборжец …, лянторец – …, мегионец …, мелитополец – …, сочинец – …, тбилисец – …
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.
б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.
в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,
церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.
Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.
Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.
2. Родственные слова:
✔ живой, жизнь;
✔ высоки, высоты;
✔ выбирая, на выбор;
✔ может, возможность;
✔ переходы, восходить
3. Слова, образованные суффиксальным способом:
✔ жизнь (жить)
✔ живой (жить)
✔ обогащаться (обогащать)
✔ почерпая (почерпать)
✔ ежеминутно (ежеминутный)
✔ выбирая (выбирать)
✔ меткие (метить)
✔ названья (назвать)
✔ рассыпанных (рассыпать)
✔ простоты (простой)
✔ возможность (возможный)
✔ имея (иметь)
Слова, образованные приставочным способом:
✔ никакому (никакой)
✔ восходить (ходить)
✔ непонятливейшего (понятливейший)
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
✔ оттенки (тень)
✔ беспределен (без предела)
✔ бесчисленных (без числа)
✔ наречий (речь)
4. Морфемный разбор:
✔ пере/ход/ы – приставка/корень/окончание; основа слова – переход;
✔ еж/е/минут/н/о – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/суффикс; основа слова – ежеминутно;
✔ церков/н/о/-библей/ск/ого – корень/суффикс/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание; основа слова – церковно-библейск-;
✔ бес/числ/енн/ых – приставка/корень/суффикс/окончание; основа слова – бесчисленн-
Словообразовательный разбор:
Хотите, чтобы Вам отвечали, не кидайте на проект так много заданий. Золотое правило: один вопрос – одно задание. И научитесь задавать вопросы, например:
Как выполнить морфологический и словообразовательный разбор слова БЕСЧИСЛЕННЫХ?
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.
б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.
в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,
церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.
Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.
Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.
2. Родственные слова:
✔ живой, жизнь;
✔ высоки, высоты;
✔ выбирая, на выбор;
✔ может, возможность;
✔ переходы, восходить
3. Слова, образованные суффиксальным способом:
✔ жизнь (жить)
✔ живой (жить)
✔ обогащаться (обогащать)
✔ почерпая (почерпать)
✔ ежеминутно (ежеминутный)
✔ выбирая (выбирать)
✔ меткие (метить)
✔ названья (назвать)
✔ рассыпанных (рассыпать)
✔ простоты (простой)
✔ возможность (возможный)
✔ имея (иметь)
Слова, образованные приставочным способом:
✔ никакому (никакой)
✔ восходить (ходить)
✔ непонятливейшего (понятливейший)
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
✔ оттенки (тень)
✔ беспределен (без предела)
✔ бесчисленных (без числа)
✔ наречий (речь)
4. Морфемный разбор:
✔ пере/ход/ы – приставка/корень/окончание; основа слова – переход;
✔ еж/е/минут/н/о – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/суффикс; основа слова – ежеминутно;
✔ церков/н/о/-библей/ск/ого – корень/суффикс/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание; основа слова – церковно-библейск-;
✔ бес/числ/енн/ых – приставка/корень/суффикс/окончание; основа слова – бесчисленн-
Хотите, чтобы Вам отвечали, не кидайте на проект так много заданий. Золотое правило: один вопрос – одно задание. И научитесь задавать вопросы, например:
Как выполнить морфологический и словообразовательный разбор слова БЕСЧИСЛЕННЫХ?
§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ
Как известно, словообразование изучает вопрос о том, из каких значимых частей состоит словоформа. Подавляющее большинство русских словоформ состоит из основы и окончания (флексии): город-ом, добр-ая, бег-у, принос-ишь и т.
Вопрос о том, есть ли в словоформе окончание, и если есть, то где оно находится, практически довольно ясен. Однако строгий теоретический ответ на этот вопрос дать не столь просто.
Таким образом, очевидно, что приведенное определение окончания не очерчивает полностью тот круг значимых частей словоформы, который принято рассматривать как окончание.
Согласно третьему определению, окончание — это морфема, занимающая позицию в конце словоформы. Однако и это свойство характерно не для всех окончаний и не позволяет отделить их от суффиксов. Дело в том, что ряд русских слов не имеет окончаний и последним морфом в словоформе может оказаться и суффикс (темно), и корень (такси). Кроме того, некоторые окончания могут находиться не в абсолютном конце словоформы: пят-ью-десятью, улыба-ешь-ся.
Все три рассмотренных признака окончания — связывающая функция, противопоставление словоформ (а не лексем), позиция в конце слова — отражают определенную тенденцию в истории развития грамматической мысли. Эта тенденция характеризовалась повышенным вниманием к форме языковых единиц. Соответственно морфология выступала как наука о формах слов, различающихся своими сочетательными свойствами. В самих словоформах эти различия в сочетательных свойствах выражались окончаниями. Формальной приметой окончания являлась позиция в конце словоформы.
Без сомнения, все указанные характеристики довольно точно охватывают суть морфологических явлений, хотя и представляют их несколько упрощенно по сравнению с тем, как морфологический строй выглядит в действительности.
Итак, окончание — это значимая часть словоформы. Окончание чаще всего располагается в конце словоформы. С помощью окончаний различаются словоформы одной лексемы. Окончания могут выполнять связующую функцию в словосочетании и предложении. Кроме того, окончания могут отражать и некоторые моменты действительности.
Таким образом, главная трудность в определении окончания сводится к уяснению того, какие именно значения выражаются окончаниями. Ведь и другие значимые части словоформы — корни, приставки, суффиксы — также отражают действительность. Иногда утверждают, что специфика окончаний состоит в том, что их значения носят весьма абстрактный, обобщенный характер. Действительно, с помощью окончаний можно выразить значения единичного предмета: дом-в, стен-а, весл-о и множества предметов: дом-а, стен-ы, вёсл-а. Однако с помощью окончаний нельзя указать количество предметов более точно. С помощью окончаний можно характеризовать действие как одновременное с моментом речи, предшествующее этому моменту или следующее за ним. Однако с помощью окончаний невозможно конкретно определить момент речи (вчера, на прошлой неделе, в будущем году и т. п.). Будучи в принципе верным, указанное свойство окончаний не позволяет отделить их от других форм, которые также могут иметь абстрактное значение (ср.: стол-ы и несколько стол-ов).
Специфика значений, передаваемых окончаниями, в том, что эти значения не только являются абстрактными, но реализация их носит обязательный и регулярный характер. Например, абстрактное значение количества предметов характеризует почти все формы существительных. При этом наличие словоформы, обозначающей единичный предмет, почти на 100 процентов предопределяет наличие словоформы, обозначающей множество предметов. Стол, дом, дорога, лампа, перо, одеяло указывают на единичные предметы. Существование в языке этих словоформ предопределяет наличие словоформ, обозначающих те же предметы во множестве: столы, дома, дороги, лампы, перья, одеяла. По-русски нельзя назвать эти предметы, не обозначив при этом их единичность или множественность.
Точно так же по-русски нельзя обозначить действие личной формой глагола без того, чтобы не выразить временную отнесенность этого действия: читаю, пишешь, смотрит; читал, писал, смотрел; буду читать, напишет, будешь смотреть. Существование словоформы с одним временным значением полностью предопределяет существование словоформы с тем же лексическим, но другим временным значением. Иными словами, окончания выражают такое абстрактное значение, реализации которого в определенном круге словоформ являются обязательными и характеризуются регулярностью. Такие значения принято называть грамматическим и. Если говорят о грамматическом значении, то оно обозначает: во-первых, значение, которое формально выражено именно окончанием; во-вторых, значение, которое, являясь абстрактным, имеет обязательную и регулярную реализацию.
Следовательно, окончание — это такая значимая часть слова, которая может служить для связи слов в предложении и может выражать такое абстрактное значение, которое, являясь обязательным, образует регулярный ряд словоформ.
В Приложении 3 смотрите таблицу «Виды морфем».
1. Определите главную мысль текста.
2. Ответьте на вопросы:
На каком основании выделяются виды морфем?
Какая морфема является центральной, «главной» в слове и почему?
Какие морфемы называются служебными?
Какими отличительными свойствами обладает корень по сравнению с аффиксами?
Какие встречаются виды аффиксов?
Что такое формально выраженные и нулевые аффиксы?
3. Составьте план текста.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на вопросы:
Какие Вы знаете минимальные значимые части слова?
На какие две большие группы делятся морфемы?
Каковы свойства корня слова?
Какие значения может иметь корень слова?
Какие существуют виды морфем с точки зрения положения в слове?
Что такое нулевое окончание?
Может быть корневая морфема нулевой?
2. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения:
аффиксы формально выраженные / нулевые
3. Дополните предложения:
Аффикс, стоящий после корня или после другого суффикса, называется …
Изменяемая часть слова называется …
Основа слова – это часть слова без …
В словах нефтЕпровод, самОлёт выделена морфема, которая называется …
К свойствам корневой морфемы относится то, что она …
Общая часть родственных слов называется …
В конце слова переписываться стоит морфема, которая называется …
4. Из слов, данных в скобках, выберите нужное.
В словах слово, основа, согласный (нулевое / формально выраженное окончание / нулевое окончание).
В словах род, синоним, суффикс (нулевое / формально выраженное окончание / нулевое окончание).
В словах хобби, такси, весело, ещё (нулевое окончание / нет окончания / нулевое окончание).
В словах падеж, сад, звонил, дом (нулевое окончание / нет окончания / нулевое окончание).
В словах весело, громче, играя (нет окончания / формально выраженное окончание / нулевое окончание)
5. Нарисуйте схему «Виды морфем» и впишите в неё придуманные Вами примеры.
6. Перескажите текст по составленному плану.
2.3. Функции аффиксальных морфем
1. Подберите синонимы к словам: функция, совокупность, образование (слов), префикс, флексия.
2. Объясните значения сложных слов, исходя из значений частей этих слов.
Образец: словоизменение = изменение слов.
Словообразование, формообразование, словоформа, словоизменительные (морфемы).
3. По названию текста определите его тему.
4. Прочитайте текст.
Аффиксальные морфемы выполняют различные функции в языке.
Словообразовательная функция аффиксов состоит в образовании новых слов, ее выполняют приставки (префиксы), суффиксы и интерфиксы. Например: рука – ручка, приручить; сам + летать – самОлёт и т. п.
Формообразующая функция аффиксов заключается в образовании с их помощью грамматических форм слова (словоформ). В русском языке словоизменительные морфемы выступают в виде флексий (окончаний). Например: рука, руки, руке, руку, рукой, о руке. Некоторые аффиксы могут совмещать эти функции, например, суффиксы и префиксы глаголов могут выражать дополнительное словообразовательное значение и значение грамматическое: бежать – добежать – убежать – прибежать – вбежать и т. п. Здесь мы видим различные словообразовательные значения и грамматическое значение совершенного вида.
С точки зрения функции, выполняемой в слове, аффиксальные морфемы делятся на:
Словообразовательные аффиксы служат для создания новых слов и изменяют лексическое значение слова, входят в состав лексического значения слова. Например: читать → чита-тель (человек, который читает), читать → чте-ние (процесс действия), читать → чита-лк-а (жарг. место, где читают, библиотека).
Формообразующие аффиксы образуют формы слова: инфинитив глагола (строи-ть), форму прошедшего времени (писа-л); формы степеней сравнения прилагательных и наречий: добр-ее, добр-ейш-ий и др. Значение формообразующих аффиксов не входит в лексическое значение слова, не изменяет его. Сравним: бежа-ть, бежа-л и рисова-ть,
рисова-л. Лексическое значение словоформ бежа-ть, бежа-л одинаковое, оно отличается от лексического значения словоформ рисова-ть, рисова-л. Формообразующие аффиксы не входят в основу словообразования и не участвуют в процессе образования новых слов: рисова—ть > рисова-ниj— e, строи—ть > строй-к-а.
Умение разграничивать формообразующие и словообразовательные аффиксы необходимо для правильного членения слов на морфемы. Например, в слове учитель, образованном от глагола учи-ть, правильно выделить суффикс -тель (а не суффикс -ель). В результате членение слова на морфемы (разбор слова по составу) будет выглядеть следующим образом: уч-и-тель¨ (корень уч-, суффиксы -и-, -тель-, нулевое окончание).
1. Ответьте на вопросы:
Какие виды аффиксов Вы знаете?
Какие функции могут выполнять аффиксы? Для чего они служат?
Как Вы понимаете словообразовательную функцию аффиксов?
Входит ли значение словообразовательных аффиксов в лексическое значение слова? Докажите.
При помощи каких суффиксов образуются формы глагола? Приведите примеры.
При помощи каких суффиксов и приставок образуются формы степеней сравнения прилагательных? Приведите примеры.
2. Определите главную мысль текста.
3. Определите главную мысль каждого абзаца. Составьте план текста.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на вопросы:
Какие функции выполняют аффиксы?
Какие аффиксы выполняют словообразовательную функцию? Приведите примеры, не указанные в тексте.
Какие аффиксы являются формообразующими? Приведите примеры, не указанные в тексте.
Входят ли формообразующие аффиксы в основу словообразования?
2. Продолжите предложения.
Термин «словообразование» имеет в лингвистике два значения:
Разделами словообразования являются _____________________ ________________
Минимальная значимая часть слова называется _______________ ________________
Отличие морфемы от фонемы состоит в том, что морфема является ________________________________ единицей языка, а фонема односторонней.
Основное лексическое значение слова содержится в _____________ _______________ морфеме.
Значение____________________________ аффиксов входит в состав лексического значения слова.
__________________________ аффиксы выражают грамматическое значение слова.
_________________________ аффиксы не входят в основу слова.
3. Из слов, данных в скобках, выберите нужное.
Основа слова сфотографировать (производная / непроизводная).
Основа слова окончание (производная / непроизводная).
Основа слова палец (производная / непроизводная).
Слово современный (образовано / не образовано) от слова время.
Слово носить (образовано / не образовано) от слова нос.
4. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения:
5. По составленному плану перескажите текст.
2.4. Дериватология. Основные способы словообразования
1. Ответьте на вопросы:
Из каких разделов состоит словообразование как наука?
Что изучает морфемика?
2. По названию текста определите его тему.
3. Прочитайте текст.
Дериватология – раздел языкознания (точнее – словообразования), изучающий словообразовательную роль морфем, способы образования слова, закономерности современного словообразования, отношения формальной и смысловой производности слов.
Производность (словообразовательная мотивация) – это такое отношение между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно предопределены формой и значением другого слова (или нескольких слов): тигр > тигрёнок, смысл > бессмыслица.
Слово, основа которого мотивирована по форме и значению основой другого слова, называют производным словом (или дериватом). Вновь образованные слова это слова с производной основой. Каждое производное (более сложное) слово имеет производящее слово,
т. е. однокоренное слово, от которого оно образовано, более простое по значению и структуре. Например: домик куст-ар-ник¨
С течением времени суффикс -арь стал невыразительным, непродуктивным, а продуктивность приобрел суффикс -ник-. Сравните: осин-ник, берез-ник, валеж-ник. Суффикс -ник- присоединился к слову кустарь.
Как видим, результаты морфемного (МА) и этимологического анализов не совпадают.
I. Опрощение – историческое изменение в морфемной структуре слова, при котором слово утрачивает способность члениться на морфемы и становится непроизводным, нечленимым.
Результатом опрощения являются новые корни, границы между морфемами внутри нового корня стираются:
ЭА: о-корок¨ (древнерусское корокъ ‘нога’, болгарское krag ‘нога’, корочки ‘ботинки, в которых можно танцевать’, диал. краги ‘кожанка, одеваемая на икры ноги’. МА: окорок¨.
ЭА: не-льзя (древнерусское льзя ‘можно’). МА: нельзя. П + К = К;
ЭА: вель-мож-а (древнерусское вельми ‘великий, много’ + мож-ет) ‘много могущий’. МА: вельмож-а. К + К = К;
ЭА: перст-ень¨ (перст), МА: перстень¨. К + С = К.
II. Переразложение – это перераспределение морфем или элементов морфем внутри слова при сохранении его основой производного характера.
МА: троп-инк[а]: ЭА: троп-ин-к-а ← тропина ← тропа
=> С + С = С;
III. Усложнение – это исторический процесс превращения ранее непроизводной основы в производную (это процесс, обратный опрощению).
Усложнению подвергаются, как правило, иноязычные слова и непонятные слова (так называемая народная этимология, или ремотивация).
ЭА: фляжк-а, МА: фляж-к-а – напроизводная основа распалась на элемен-ты.
Таким оорбразом язык пополняется новыми морфемами: авто-бус – троллей-бус, арго-навт – космо-навт.
Ранее нечленимое слово, обретая членимых «братьев», начинает члениться, и вновь возникшие морфемы функционируют в языке в качестве словообразовательных формантов.
3.1. Морфология как часть грамматики
1. По названию текста определите его тему.
2. Прочитайте текст.
Термин грамматика имеет несколько значений:
1) строй языка, включающий в себя систему грамматических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций;
2) раздел языкознания, который изучает такой строй.
Грамматика традиционно подразделяется на морфологию (грамматику слова) и синтаксис (грамматику словосочетания и предложения). Многие учёные-грамматисты включают в грамматику в качестве раздела также и словообразование.
Словообразование Морфология Синтаксис
Деление грамматики на морфологию и синтаксис довольно условно, поскольку в некоторых языках роль морфологии оказывается незначительной. Кроме этого, между морфологией и синтаксисом наблюдается взаимодействие, которое не всегда позволяет четко разграничить явления морфологического и синтаксического порядка.
Морфология [греч. μορφή (morfe) ‘форма’, λόγος (logos) ‘наука’] – наука о строении форм слова, которые являются основными компонентами предложения. Это учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов.
Объектом морфологического описания является слово в его конкретном значении.
Предмет морфологии составляют изменения слов как средства выражения грамматических значений, за которыми стоят абстрактные языковые отношения. Так, за формой родительного падежа стоит отношение принадлежности (книга друга, дом отца); за личной формой глагола стоит отношение действия к его производителю (лечу, строишь, везёт); за формой прилагательного отношение признака к предмету (тёплый плед, красивый город, умный юноша).
Слово в морфологии выступает и как грамматическая единица. В этом случае слово представляет собой систему всех его грамматических форм с их грамматическими значениями. Например, слово чашка с грамматической точки зрения это система форм: чашка, чашки, чашке, чашку, чашкой, о чашке и т. д.
В морфологии из словоформ составляются морфологические парадигмы (таблицы склонения имён и спряжения глаголов, охватывающие всю совокупность словоформ одного слова), а в синтаксисе слово и его формы являются единицами, участвующими в образовании синтаксических единиц.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Определите главную мысль каждого абзаца.
2. Определите главную мысль текста.
3. Дайте письменные ответы на вопросы:
Что такое «грамматика»?
Что изучает грамматика?
Какие разделы выделяют в грамматике?
4. Продолжите предложения:
Грамматика – это раздел языкознания, который изучает …
Учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов называется …
Предмет морфологии составляют …
5. Выучите термины и составьте с ними предложения:
6. Составьте план текста и перескажите его.
3.2. Грамматическая форма. Грамматическое значение
и способы его выражения
1. По названию текста определите его тему.
2. Прочитайте текст.
Грамматическая форма определяется как регулярные изменения формы слова, имеющие различные грамматические значения. Например, форма 1 лица единственного числа настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени множественного числа писали, читали, видели.
Слово как языковая единица имеет два разных типа значения: значения лексические (ЛЗ) и значения грамматические (морфологические) (ГЗ).
# Земля. Лексические значения: 1) планета, 2) почва и др.; морфологические значения: женский род, единственное число, именительный падеж.
Отличие лексического значения от грамматического заключается в том, что лексическое значение служит индивидуализации слов, т. е. выделяет слово среди всех остальных слов в особую единицу словарного состава языка. Грамматическое значение (морфологическое значение) служит объединению слов в лексико-грамматические классы слов – части речи, в грамматические группы.
Грамматическое значение – отвлечённое языковое содержание грамматической единицы, имеющее определённую форму выражения.
Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение. Они выражаются разными способами. Различаются синтетические и аналитические способы выражения грамматических значений.
Синтетический (простой) способ наблюдаем в том случае, если грамматические значения выражаются при помощи морфем (как средств выражения грамматического значения). Синтетические средства выражения грамматического значения (не выходящие за пределы одной словоформы)[2]:
· окончания: рук-а рук-ой (именительный творительный падежи единственного числа), виж-у вид-ишь (первое второе лицо, единственное число, изъявительное наклонение глагола)
· формообразующие суффиксы: бежа-ть бежа-л (инфинитив прошедшее время изъявительного наклонения); ид-и! (императив глагола); красив-ее красив-ейш-ий (сравнительная превосходная степень прилагательных);
· формообразующие приставки: по-, наи-, свойственные формам сравнительной и превосходной степени прилагательных (полегче, наилучший);
· синкретические глагольныеприставки, совмещающие в себе грамматическое значение совершенного вида и оттенок лексического значения: пере-бежать, при-шить.
Дополнительными синтетическими средствами выражения морфологического значения являются следующие:
· ударение: разрезАть (несовершенный вид) разрЕзать (совершенный вид). Ударение служит единственным средством разграничения форм родительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа у слов пáруса – парусá, лỳга – лугá;
· чередования гласных и согласных (внутренняя флексия):
излАгать – излОжить (несовершенный вид совершенный вид). Внутренняя флексия грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, или грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском языке tooth (зубы) teeth (зуб), man (мужчина) men (мужчины);
· наращение исходной основы: племя племени, племенам (именительный падеж все остальные, косвенные падежи);
· усечение производящей основы: судно – суда (ед. мн. ч.).
Грамматические значения могут выражаться разными корнями,
такой способ называется супплетивизм.
Супплетивизм – способ образования форм слова от разных корней:
хороший – лучше, плохой – хуже (супплетивным способом выражается грамматическое значение «сравнительная степень» прилагательного);
я – мне (супплетивным способом выражаются грамматические значения соответственно «именительный (1) – дательный (3) падежи единственного числа личного местоимения»);
человек – люди (единственное – множественное число).
Аналитический способ выражения грамматического значения – это такой способ, который выражает грамматическое значение вне слова.
Аналитический (сложный) способ наблюдаем в том случае, когда грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного. Аналитические средства выражения грамматического значения – сочетание служебных слов со словами знаменательными[3]:
· вспомогательные глаголы: буду смеяться, буду писать (форма выражения грамматического значения «будущее время» вспомогательный глагол буду вынесен за пределы основного глагола),
· частицы: поехал бы, да здравствует! пусть читает! давай(те) рисовать! более (менее) веселый и др. В форме написал бы грамматическое значение «условное наклонение» выражено частицей бы, а лексическое значение словоформы выражено словом написал; более красивый, менее красивый грамматическое значение «сравнительная степень» прилагательного (компаратив); самый красивый, красивее всех грамматическое значение «превосходная степень сравнения» прилагательного(суперлатив).
· предлоги: из-за матери (родительный падеж) – о матери (предложный падеж).
Средством выражения грамматического значения может служить сочетание двух знаменательных слов. Например, местоимения служат для выражения значения лица глагола прошедшего времени: я гулял – он гулял. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица также выражена отдельными самостоятельными словами местоимениями. В сочетании зимнее пальто грамматические значения рода, числа и падежа несклоняемого имени существительного пальто выражается именем прилагательным.
Вспомогательными средствами выражения грамматического значения являются:
· интонация: Не курить! (интонационно выражается значение императива).
· порядок слов: Подарок матери (род. п.) дочери (дат. п.).
Подарок дочери (род. п.) матери (дат. п.). В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами местоимениями.
В соответствии со способом выражения грамматического значения грамматические формы называются синтетическими, аналитическими, супплетивными.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Определите главную мысль каждого абзаца.
2. Определите главную мысль текста.
3. Дайте письменные ответы на вопросы:
Что такое грамматическое значение?
Чем грамматическое значение отличается от лексического?
В чём заключается синтетический способ выражения грамматического значения?
Что такое аналитический способ выражения грамматического значения?
Каковы синтетические средства выражения грамматического значения?
Какие бывают вспомогательные средства выражения морфологического значения?
4. Продолжите предложения:
Отвлечённое языковое содержание грамматической единицы, имеющее определённую форму выражения, называется ___________.
В глаголах искать – найти, говорить – сказать грамматическое значение вида (несовершенного и совершенного) выражается ________ ____________________ способом.
В формах имени существительного праздник – праздника – празднику грамматическое значение падежа выражается _________ ____________________ средствами.
К синтетическим средствам выражения грамматического значения относятся …
5. Из слов, данных в скобках, выберите нужное.
Синтетические грамматические формы являются (однословными / неоднословными).
Аналитические формы грамматические формы являются (однословными / неоднословными).
Формы глаголов будущего времени несовершенного вида являются (синтетическими / аналитическими).
Формы глаголов прошедшего времени являются (синтетическими / аналитическими).
Форма буду смеяться является (синтетической / аналитической).
6. Выучите термины и составьте с ними предложения:
синтетический способ выражения грамматического значения
аналитический способ выражения грамматического значения
супплетивный способ выражения грамматического значения
синтетические средства выражения грамматического значения
аналитические средства выражения грамматического значения
7. Составьте план текста и перескажите текст.
3.3. Морфологическая парадигма.
Грамматическая категория
1. По названию текста определите его тему.
2. Прочитайте текст.
Словоформы одного слова составляют парадигму.
Морфологическая парадигма – строго организованная система словоформ одного слова [термин парадигма употребляется также в значении ‘схема словоизменения’].
Морфологическая парадигма имени существительного