Что значит формальная определенность
Теория государства и права: Учебник для вузов (28 стр.)
Формальная определенность нормы права прежде всего означает факт закрепления ее содержания письменным документом (нормативно-правовым актом), принятым компетентным органом государства, должностным лицом или иным уполномоченным органом. Поэтому содержание нормы права является определенным, не допускающим споров относительно его текстуального изложения. Норма права не может выступать регулятором общественных отношений, если она содержится в проектах нормативно-правовых актов, не принятых компетентным органом. Формальная определенность нормы права отличает ее от норм морали, обычаев, которые существуют только в народном сознании и не имеют каких-либо официально закрепляющих их источников.
Формальная определенность норм права имеет и другое значение, как их способность содержать точные и четкие положения, требования относительно регулируемых общественных отношений, условий действия нормы права, санкций, применяемых к ее нарушителям. Формальная определенность, таким образом, означает такую определенность содержания нормы права, которая обеспечивает ее регулятивное действие во всех возникающих на основе этой нормы правоотношениях.
Важным свойством нормы права является ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Норма права должна быть изложена в нормативно-правовом акте таким образом, чтобы была доступна для понимания всеми заинтересованными лицами. При этом полностью исключаются положения, допускающие двусмысленное толкование, вроде анекдотической фразы «казнить нельзя миловать», не имеющей запятой.
Ясность содержания нормы права достигается простотой изложения текста нормативно-правового акта, широким использованием общеизвестных терминов литературного языка и минимальным применением специальных юридических и иных научных терминов и понятий. Однако стремление к чрезмерной упрощенности текста нормативно-правового акта может стать причиной недостаточной точности формально определенных положений. При этом язык изложения должен неукоснительно следовать нормативным правилам литературной речи. Любые отступления от грамматических, либо пунктуационных, либо лексических, орфографических и синтаксических норм современного литературного языка создают дополнительные затруднения в процессе уяснения содержания правовой нормы, служат питательной почвой для ее различных и порой прямо противоположных толкований.
Таким образом, норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формальной определенности и ясности.
2. Структура нормы права
Норма права, будучи относительно самостоятельным явлением, имеет собственное содержание, которое определенным образом организовано, соединено в единое целое. Способы взаимосвязи отдельных компонентов содержания в целостное образование понимаются как структура. Набор составных частей нормы права и способы их взаимосвязи соответствуют ее назначению как регулятора общественных отношений. В своей совокупности элементы нормы закрепляют все те требования, свойства, которые обеспечивают реальное действие этой нормы, ее воплощение в конкретных правоотношениях.
В юридической литературе наиболее распространенным является взгляд, согласно которому структура нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Под гипотезой понимается та часть нормы права, которая указывает на условия, при которых эта норма может быть реализована в конкретных правоотношениях.
Любая норма права может быть реализована в конкретных отношениях при наличии строго определенных жизненных обстоятельств, указанных в ее гипотезе. Это могут быть события, независимые от воли человека и иных лиц (стихийные бедствия, болезнь, возраст, течение времени и др.), либо волевые действия человека и иных лиц (заключенный договор, составленное завещание, поданное в компетентный орган государства заявление, причиненный другому лицу имущественный вред и др.).
Например, согласно ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Таким образом, изложенная норма может применяться при одновременном наличии двух условий: 1) злоупотребления гражданина спиртными напитками или наркотическими средствами; 2) связанного с таким злоупотреблением тяжелого материального положения семьи. Никакие иные жизненные обстоятельства не имеют значения для ограничения дееспособности гражданина по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.
В зависимости от числа оснований, с которыми связывается реализация нормы права в конкретных отношениях, гипотезы бывают простыми, сложными или альтернативными.
Гипотеза называется простой, если в ней указано одно жизненное обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается возможность реализации нормы права в конкретном правоотношении. Гипотеза, в которой называется два и более обстоятельств-условий реализации нормы в конкретных отношениях, является сложной. Гипотеза, в которой реализация нормы в конкретных отношениях ставится в зависимость от одного или нескольких закрепленных ею жизненных обстоятельств, называется альтернативной.
Примером альтернативной гипотезы может служить гипотеза нормы, закрепленной ст. 242 ГК РФ. Согласно этой статье реквизиция имущества может проводиться в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Таким образом, для применения данной нормы достаточно возникновения какого-либо одного из обстоятельств, названных в ст. 242 ГК РФ.
Под диспозицией нормы права понимается та ее часть, которая содержит само правило поведения, т. е. формулирует права и обязанности участников конкретных правоотношений. Диспозиция составляет основу, ядро нормы права, поскольку излагает непосредственно требования, положения, которым должны следовать участники конкретных правоотношений.
Так, диспозицией нормы права, закрепленной ч. 2 ст. 240 ГК РФ, является положение о том, что собственнику культурных ценностей возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора – судом.
Диспозиция нормы права всегда содержит конкретное, предписываемое участникам правоотношений возможное или обязательное поведение. При этом используются два способа закрепления такого поведения: представительно-обязывающий и запретительный.
Суть представительно-обязывающего способа изложения диспозиций состоит в том, что диспозиция предоставляет гражданам, иным лицам определенные права: право на труд, на материальное обеспечение в старости, на создание коммерческих предприятий, на открытие счета в банках, на получение заработной платы, право собственности и др. Вопрос о возможности и целесообразности реализации предоставленных прав решается гражданином, иным лицом самостоятельно, без какого-либо принуждения. При этом оказывается, что большинство таких прав могут быть реализованы действиями других лиц, которые в конкретном правоотношении выступают обязанной стороной.
Так, право гражданина на материальное обеспечение в старости обеспечивается органами социального обеспечения, которые действующим законодательством обязуются назначить и выплачивать пенсию. Праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность работодателя своевременно выплачивать заработную плату.
Чтобы обеспечить реальное действие прав, в диспозиции устанавливаются обязанности соответствующих лиц принимать необходимые меры по реализации этих прав. Поэтому диспозиция по своему содержанию является представительно-обязывающей. Она одним лицам предоставляет права и одновременно обязывает других лиц совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.
Разновидностью представительно-обязывающих диспозиций являются диспозиции, которые закрепляют права, реализуемые собственными действиями уполномоченных лиц. Например, авторское право может возникнуть только у лиц, самостоятельно создавших литературное произведение, подготовивших диссертацию, сочинивших музыку. В такого рода правоотношениях, на первый взгляд, отпадает надобность в действиях какой-либо другой обязанной стороны. Однако эта сторона существует реально. В этом качестве выступает каждый член общества и общество в целом, а также государство и его органы, на которых возлагается обязанность не препятствовать субъекту реализовывать предоставленное ему право, а также свободно пользоваться, владеть и распоряжаться созданными произведениями.
Запретительные диспозиции не закрепляют каких-либо прав. Они устанавливают только обязанность граждан, иных лиц воздерживаться от совершения запрещенных действий. Запретительные диспозиции содержатся по преимуществу в нормах уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность за совершение преступлений и административных проступков. Так, диспозиция ст. 158 УК РФ запрещает совершать кражу, т. е. тайное похищение чужого имущества. Диспозиция ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит запрет на нарушение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда.
Формальная определенность права
ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРАВА — специфическая характеристика права, означающая, что принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.). Формальная определенность — тот специфический признак, который определяет специфику права. Она означает: во-первых, то, что нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем, содержание прав и обязанностей; во-вторых, имеют документальную или иную формализованную форму выражения (закон, регламент, правительственное постановление и др.). Нормы права, помимо нормативных правовых актов получают закрепление в правовых обычаях, нормативно-правовых договорах, имеют прецедентную форму выражения (административный, судебный прецедент); в-третьих, формальная определенность достигается использованием в законодательстве, правоприменительной практике специфического языка права. Формальной определенности права способствуют предоставительно-обязывающий характер его норм, специфическое их строение и использование законодательной (правотворческой) техники конструирования правовых установлений;
Смотреть что такое «Формальная определенность права» в других словарях:
Глава 4. Сущность права. Правопонимание — Глава 4 СУЩНОСТЬ ПРАВА. ПРАВОПОНИМАНИЕ Многозначительность термина «право»Право в объективном смыслеСубъективное право (право в субъективном значении) … Элементарные начала общей теории права
Понятие права — Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной… … Википедия
НОРМА ПРАВА — общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права. Среди важнейших… … Энциклопедия юриста
Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Признаки нормы права: 1) общеобязательность (она представляет собой властное… … Большой юридический словарь
Признаки (свойства) права — совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе. Праву присущи такие признаки, как: нормативность, всеобщность и общеобязательность права, государственная… … Элементарные начала общей теории права
Сущность права — это совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение. Сущность права определяется двумя обстоятельствами: 1) любое право есть прежде всего… … Большой юридический словарь
Объективное право — Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной… … Википедия
ПРАВО — общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. Этимологически слово право… … Современный философский словарь
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование… … Большой юридический словарь
«Широкое» правопонимание — сформировавшаяся в отечественной науке (60 80 гг. XX в.) и противостоящая «узконормативному» подходу к праву концепция, основанная на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм и отношений. Его сторонники включали в содержание права… … Элементарные начала общей теории права
Нормы права
Каково количество норм, действующих в государстве? Современные базы данных дают возможность произвести такие подсчеты. Ниже (табл. 10.1) приведена статистика принятия федеральных конституционных и федеральных законов за период после вступления в силу Конституции РФ (посчитано по данным официального интернет-портала правовой информации).
1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
1/78 | 2/225 | 1/161 | 3/156 | 0/190 | 1/228 |
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
3/168 | 6/192 | 5/198 | 4/186 | 6/218 | 7/211 |
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
7/281 | 6/335 | 6/324 | 9/385 | 8/442 | 4/427 |
Цифры статистики значительно лучше воспринимаются, если их показать на графике (рис. 10.1). Полученные данные свидетельствуют об устойчивой тенденции роста числа принимаемых федеральных законов. Всего за период 1994-2011 гг. принято 4405 федеральных законов, что составляет 3,5% от общего числа зарегистрированных в базе данных нормативных правовых актов.
Другая тенденция менее устойчива и выражается в росте числа принимаемых федеральных конституционных законов. В 2010 и 2011 гг. эта тенденция не наблюдалась (рис. 10.2). Всего за период 1994-2011 гг. принято 79 федеральных конституционных законов, что составляет 1,8% от общего числа принятых федеральных законов (рис. 10.3).
Всего за 1994-2011 гг. в базе данных на официальном интернет-портале правовой информации зарегистрировано 125 568 документов.
Что представляет собой норма права? Каковы ее отличительные признаки?
Признак формальной определенности норм права легче понять и запомнить, если разделить его на две части: формальность (наличие у норм права строгой юридической формы) и определенность (ясность, точность, конкретность правовых норм по содержанию).
Формальная определенность юридических норм, как и всякое социальное качество, противоречива: с одной стороны, она «засушивает» нормы права, делает их подчас негибкими, недостаточно «социально чуткими»; с другой стороны, именно формальная определенность норм позволяет государству уйти от «двойных стандартов», применять нормы права как единую меру к различным людям и организациям, ссылаться на них в судебной и правоприменительной практике и т.д.;
Внимательный читатель, наверное, заметил, что перечисленные признаки юридической нормы в основном совпадают с отличительными признаками права, рассмотренными в теме 2 «Основные понятия о праве». И это не случайно: как по капле воды можно определить основные свойства океана, так и по отдельной юридической норме можно выявить основные свойства и признаки всей совокупности юридических норм.
Представленная трехчленная модель юридической нормы (есть и другие) включает три элемента, каждый из которых имеет определенное назначение, выполняет в ее составе определенные функции:
1) гипотеза является условием вступления в действие юридической нормы. Она определяет круг отношений (ситуаций), к которым применяется данная юридическая норма. В тексте нормативных правовых актов гипотезы юридических норм обычно начинаются со слова «если»;
Фраза «лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы» определяет правовые последствия, наступающие в данной ситуации (дает право требовать упущенную выгоду), и потому является диспозицией данной нормы.
Санкция у данной нормы имеется, но она (это характерно и для других норм гражданского законодательства) закреплена в другой статье Гражданского кодекса РФ.
Неточно определенная диспозиция похожа на человека с нарушенной координацией движений: глазами он все видит, но никак не может осуществить нужное действие, выбрать для решения задачи правильные инструменты.
Виды юридических норм. Для того чтобы не запутаться в системе правовых норм и правильно оценить значение каждой из них, необходимо хотя бы кратко ознакомиться с основными видами юридических норм. Современное законодательство складывается из миллионов юридических норм. Понятно, что этот громадный массив надо как-то классифицировать. Иначе невозможно осмыслить нормы, увидеть тенденции их развития, целенаправленно работать над их совершенствованием.
В науке существует несколько классификаций юридических норм:
по роли в регулировании общественных отношений нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные закрепляют права и обязанности субъектов, служат осуществлению регулятивной функции права; охранительные устанавливают ответственность за совершенные правонарушения, закрепляют меры государственного принуждения.
Регулятивные правовые нормы также неоднородны и, в свою очередь, подразделяются на управомочивающие (закрепляют права субъектов), обязывающие (закрепляют возлагаемые на субъектов обязанности); запрещающие (закрепляют правовые запреты).
Рассмотрим классификацию норм права на конкретном примере.
Часть 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Первая фраза в этой статье должна быть классифицирована как запрещающая норма права.
Хотя в ней нет слова «запрещается», ее логический эквивалент выглядит следующим образом: запрещается лишение имущества иначе как по решению суда.
Вторая фраза в этой статье адресована государственным органам, в том числе судам, и должна быть отнесена к регулятивным обязывающим нормам права, так как устанавливает для них обязанность предварительной и равноценной компенсации в случае принудительного отчуждения имущества для государственных нужд.
Регулятивные нормы права по их связи с отраслями права подразделяются на материальные и процессуальные. Первые носят базовый характер, закрепляют права и обязанности субъектов по поводу материальных социальных благ. Вторые имеют обеспечивающий характер, определяют порядок действий субъектов в гражданском, уголовном и административном процессе.
Наконец, еще одна классификация регулятивных норм права связана с характером содержащихся в них предписаний. По этому признаку регулятивные нормы права подразделяются на императивные (нормы категорические, не допускающие какого-либо отступления от изложенного в ней предписания) и диспозитивные (которые допускают такое отступление по усмотрению субъектов).
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Закрепляя нормы права в статьях нормативных правовых актов, законодатель старается избежать повторений, придать тексту нормативного правового акта стройность, выдержать официальный стиль изложения и т.д. В силу этого реальный вид статей нормативного правового акта порой весьма сильно отличается от приведенной выше трехчленной модели юридической нормы. Трехчленная модель может рассматриваться лишь как обобщенная логическая модель нормы, ее идеальный образец. Но законодательная практика порой весьма далека от этой модели. Как же найти и распознать норму права в статье нормативного правового акта?
С точки зрения объема возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного правового акта:
1) норма и статья совпадают: это реальный, но достаточно редко встречающийся на практике вариант, когда в одной статье закреплены все три элемента «логической» модели юридической нормы;
2) содержание нормы «разбросано» между разными статьями одного или даже нескольких нормативных правовых актов: примеры такого рода были приведены выше. Для восстановления содержания нормы права в данном случае приходится проводить весьма кропотливую работу по «розыску» всех составляющих ее элементов;
3) в одной статье может быть несколько норм: подобным образом сконструирован, например, Уголовный кодекс РФ, где во многих статьях, кроме части первой, есть части вторая и третья, содержащие тот же состав преступления, но с отягчающими ответственность признаками.
По степени абстрактности используемых понятий различают три способа изложения норм в статьях нормативных правовых актов:
В качестве примера казуальных юридических норм приведем несколько статей из Русской Правды (XI в.):
«34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.
35. А за голубя и курицу 9 кун.
36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.
37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.
39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.
40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи».
Примеры казуальных по форме изложения юридических норм можно найти и в современном российском законодательстве. Так, ст. 11 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I устанавливает: «Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы».
Исторически правовые нормы возникли именно как конкретные, казуальные предписания и лишь впоследствии обрели более емкую абстрактную форму. Почему же казуальные нормы не исчезли из законодательства совсем? Дело в том, что казуальная форма изложения обладает многими достоинствами: она конкретна, наглядна, ее легче применить в конкретном деле. Но казуальные нормы имеют и существенный недостаток: при малейшем развитии общественных отношений они создают пробелы (например, в приведенном выше перечне отсутствует электронная подпись, которая сегодня появилась в распоряжении нотариусов). Абстрактные нормы с этой точки зрения более гибки, динамичны. В развитии законодательства важно правильно сочетать абстрактную и казуальную формы изложения.
Наконец, с точки зрения способа закрепления различают три способа изложения нормы права в статье нормативного правового акта:
Вопрос 1. Понятие, сущность и содержание права. Принципы права
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.
В данном определении право раскрывается через совокупность своих основных, наиболее значимых признаков, к числу которых относятся:
— Нормативность права. Право имеет нормативный характер, (т.е. состоит из определенной совокупности норм), что роднит его с иными видами регулирования общественных отношений – моралью, религией, обычаями, традициями и т.д. нормы права так же, как нормы религии, политики, экономики, морали содержат в себе определенные правила человеческого поведения в той или иной жизненной ситуации. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в общезначимости правовых норм, их обеспеченности государством (государственным принуждением), особой процедуре установления (санкционирования) правовых предписаний и т.д.
— Системность права. Право – это, прежде всего, система юридических норм. Под понятием «система» можно понимать совокупность каких-либо элементов, при определенном расположении (упорядочивании) которых, объединении в одно целое возможно появление нового предмета, обладающего свойствами, не присущими отдельным элементам системы. Так, некоторое количество деталей, собранных вместе в расположенных в определенной последовательности, составляют систему – велосипед; несколько ягод, объединенных в соответствующем порядке, составляют систему – виноградную гроздь и т.д. применительно к праву вышеизложенное относится в том смысле, что несколько юридических норм, объединенных в единое целое, тоже составляют систему (именуемую правом), которая регулирует определенную часть общественных отношений. Причем применение отдельно взятой юридической нормы при отсутствии системы других юридических норм в некоторых случаях практически невозможно, так как может вызвать ситуацию произвола, бесправия.
— Формальная определенность права. Правом являются только те нормы, которые устанавливаются государством в официальных актах (законах, постановлениях, указах и т.д.). Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм, так как некоторые социальные нормы также могут содержаться в письменных документах.
— Возможность государственного принуждения. К нарушителям требований норм права могут применяться меры юридической ответственности (административной, дисциплинарной, уголовной). Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Тем самым государство обеспечивает общеобязательность норм права. Государство поддерживает те социальные нормы, которые отвечают интересам общества, но их соблюдение силой государственного аппарата не поддерживается.
Под сущностью права, как правило, понимают выраженную в его предписаниях волю или большинства людей (общую волю), или определенной группы людей (классовую волю).
Независимо от того, кто является источником этой воли (общество в целом или определенный класс, социальная группа), воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью. В этом смысле воля приобретает государственное выражение. Является результатом согласования или группы лиц, стоящих у верхушки государственной власти, или участников регулируемых отношений (и в силу этого выступает именно общей волей, которая в той или иной мере приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права).
Основные признаки права:
— Общеобязательность. Общеобязательность права характеризуется тем, что право адресовано всем членам общества, имеет связь с государством и поддерживается с помощью государственного принуждения.
— Нормативность. Нормативность права – заключается в том, что право закрепляет права и обязанности. Его нормы выступают в качестве критерия оценки поведения как правомерного либо неправомерного.
— Формальная определенность. Формальная определенность проявляется в том, что право имеет определенные формы внешнего выражения – законы и другие нормативные акты.
Социальное назначение права заключается в регулировании наиболее важных общественных отношений путем господства над всеми частными, личными и групповыми интересами.
Право как элемент социальной системы функционирует наряду с государственным механизмом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяются функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Функции права представляют собой основные направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом. Действующее право имеет две функции:
— Регулятивная функция права проявляется в его способности воздействовать на поведение субъектов правовыми средствами.
— Охранительная функция права заключается в его способности охранять положительные и вытеснять вредные отношения. Охранительная функция права осуществляется путем установления запретов, санкций и реализации юридической ответственности. Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга: каждая из них по-своему способствует развитию и укреплению позитивных общественных отношений.