Что значит формализовать требования
Варианты формализации требований
Требования- некая абстракция, в реальной практике они всегда существуют в виде какого-то представления: документов, моделей, формальной спецификации, списка и т.д. Требования важны т.к. они оседают в виде понимания нужд заказчика создаваемой системы, поскольку в программном проекте много различных аспектов, видов деятельности и фаз разработки, то это понимание может принимать очень разные представления. Каждое представление требований выполняет определенную задачу, фиксация между различными группами соглашений и используется для оперативного управления проектом или используется для верификации и модельно ориентированного тестирования.
Таким образом формализация требований в проекте может быть очень разной это зависит от его величины, принятого процесса разработки, используемых инструментальных средств, а также тех задач, которые решают формализованные требования. Может существовать параллельно несколько формализаций решающие различные задачи, например:
1. Неформальная постановка требований в переписке по электронной почте хорошо работает в небольших проектах при вовлеченности заказчика в разработку, однако электронные письма оказываются важными документами (уметь вести деловую переписку, подводить итоги, хранить важные письма и пользоваться ими при разногласии)
2. Требования в виде документа- описание предметной области и ее свойств, составление технического задания, функциональная спецификация для разработчиков.
3. Требования в виде графа с зависимостями в одном из средств поддержки требований. Такое представление удобно при частом изменении требований, отслеживании выполнения, при организации привязки к требованиям: людей, задач, теста, кода. Важно, чтобы была возможность легко создавать такие графы из текстовых документов и наоборот. Определение кратчайшего пути и есть понятие графа.
4. Формальная модель требований для верификации модельно ориентированного тестирования и т.д.
Каждый способ представления требований должен отвечать на следующие вопросы: кто потребитель, пользователь этого представления и с какой целью это представление используется.
Перечислим ряд ошибок, встречающихся при составлении технического задания и иных документов с требованиями:
1. Описание возможных решений вместо требований
2. Нечеткие требования, которые не допускают однозначную проверку, а также имеет оттенок советов, обсуждений, рекомендаций
3. Игнорирование аудитории для которой предназначено представление требований
4. Пропуск важных аспектов связанных с нефункциональными требованиями (например срок готовности смежных подсистем с которыми взаимодействуют данные, окружение подсистем и т.д.). Типичной проблемой при создании программно-аппаратных систем, когда аппаратура не поспевает вовремя и ПО невозможно оттестировать.
Цикл работы с требованиями
В своде знаний по программной инженерии (SWEDOK) определяются следующие виды деятельности при работе с требованиями:
1. Выделение требований- целенаправленная на выявление всех возможных источников требований и ограничений на работу системы и извлечение требований из этих источников.
2. Анализ требований, целью которого является обнаружение и устранение противоречий и неоднозначности в требованиях, их уточнение и систематизация.
3. Описание требований- в результате этой деятельности требования должны быть оформлены в виде структурного набора документов и моделей, которые могут: периодически анализироваться, оцениваться с разных позиций и в итоге должен быть утвержден как официальная формулировка требований к системе
4. Валидация требований- решает задачу оценки принятности требований и их характеристик, на основе которых будут разработаны ПО, в силу непротиворечивости и полноты.
Файл- поименованная часть жестоко диска размеченная для хранения файла
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
что есть
к программному обеспечению
с помощью
Назначение формализации требований
Что есть формализация требований?
Варианты формализации требований
Неформальная постановка требований
Данный метод хорош в случаях:
Важно вовремя понять, когда такой способ перестает работать и необходимы формальные подходы.
Формализация требований с помощью use-case диаграмм UML
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ USE-CASE ДИАГРАММ UML
Формальная модель требований
В данном случае строится модель, описывающая некоторые аспекты (чаще функциональные) системы.
Существует процесс построения формального описания требований к программной системе FOREST (FOrmal REquirements Specification and Testing), в который включено использование формальной модели требований в качестве основы для построения тестов.
ФОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТРЕБОВАНИЙ
FOREST предоста вляет возможность автоматизации выполнения ряда сложных и трудоемких задач ра зработки, таких как:
ФОРМАЛИЗАЦИЯ требований в виде документов
По SWEBOK для описания комплексных проектов в части требований используется три основных документа:
Формализация требований с помощью технического задания (ТЗ) и технического проекта (ТП)
что есть Техническое задание?
Техническое задание — исходный документ на проектирование технического объекта, устанавливающий:
В ТЗ описывается, ЧТО нужно заказчику, в отличие от по следующей проектной документации, в которой говорится, КАК этого достичь.
что есть технический проект?
Технический проект – это документ (или их совокупность), который предназначен для технической реализации требований, сформулированных в Техническом задании, содержит окончательные проектные решения по изделию (автоматизированной системе).
Разрабатывается архитектором системы или группой программистов во главе с ним.
КЕМ пишется тЗ?
Сотрудник должен иметь ряд навыков и знаний, таких как опыт программирования и построения баз данных, хорошее знание систем, с которыми придется иметь дело.
Однако чем больше проект, тем и больше людей работает над Техническим заданием.
А нужно ли техническое задание?
В Scrum, Agile и прочих технологиях говорится: «минимум бумаг, ближе к Заказчику, больше конкретики и быстрее к результату». Но формализацию требований никто не отменял и там это явно сказано.
Хорошее техническое задание — важнейшая составляющая успеха в проекте, оно является основой порядка, грамотное ТЗ — это 50 % успеха в решении задачи, однако это не панацея.
Стандарты написания и оформления ТЗ и ТП
Понятие «Хорошего ТЗ»
Для менеджера ТЗ хорошее тогда, когда по нему удается сделать проект с первого захода. Когда время, ресурсы и результат оправдали ожидания.
Чтобы при сдаче избежать разработчику — неприятных вопросов, а заказчику — неожиданных трат, нужно заранее определить требования. Заказчику нужно понимать что он будет принимать у разработчиков.
В отличном ТЗ определен порядок тестирования и приемки результата, причем не скопирован из ГОСТа, а действительно продуман и принят сторонами.
дл я кого пишется ТЗ?
У ТЗ два основных читателя:
и один редкий — тот, кто будет разбираться в проблемах между первыми двумя.
Типичные реакции типичного клиента на ТЗ в 50-70 страниц:
Ведение листа изменений. Там могут появиться и отклонения от требований, и их придется согласовывать.
требования В ТЗ?
При написании ТЗ необходимо :
какие требования писать в тз?
Здесь нам поможет ГОСТ. Например:
Структура ТЗ и обязательные пункты
ГОСТ рекомендует следующие разделы:
что есть
к программному обеспечению
с помощью
Назначение формализации требований
Что есть формализация требований?
Варианты формализации требований
Неформальная постановка требований
Данный метод хорош в случаях:
Важно вовремя понять, когда такой способ перестает работать и необходимы формальные подходы.
Формализация требований с помощью use-case диаграмм UML
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ USE-CASE ДИАГРАММ UML
Формальная модель требований
В данном случае строится модель, описывающая некоторые аспекты (чаще функциональные) системы.
Существует процесс построения формального описания требований к программной системе FOREST (FOrmal REquirements Specification and Testing), в который включено использование формальной модели требований в качестве основы для построения тестов.
ФОРМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ТРЕБОВАНИЙ
FOREST предоста вляет возможность автоматизации выполнения ряда сложных и трудоемких задач ра зработки, таких как:
ФОРМАЛИЗАЦИЯ требований в виде документов
По SWEBOK для описания комплексных проектов в части требований используется три основных документа:
Формализация требований с помощью технического задания (ТЗ) и технического проекта (ТП)
что есть Техническое задание?
Техническое задание — исходный документ на проектирование технического объекта, устанавливающий:
В ТЗ описывается, ЧТО нужно заказчику, в отличие от по следующей проектной документации, в которой говорится, КАК этого достичь.
что есть технический проект?
Технический проект – это документ (или их совокупность), который предназначен для технической реализации требований, сформулированных в Техническом задании, содержит окончательные проектные решения по изделию (автоматизированной системе).
Разрабатывается архитектором системы или группой программистов во главе с ним.
КЕМ пишется тЗ?
Сотрудник должен иметь ряд навыков и знаний, таких как опыт программирования и построения баз данных, хорошее знание систем, с которыми придется иметь дело.
Однако чем больше проект, тем и больше людей работает над Техническим заданием.
А нужно ли техническое задание?
В Scrum, Agile и прочих технологиях говорится: «минимум бумаг, ближе к Заказчику, больше конкретики и быстрее к результату». Но формализацию требований никто не отменял и там это явно сказано.
Хорошее техническое задание — важнейшая составляющая успеха в проекте, оно является основой порядка, грамотное ТЗ — это 50 % успеха в решении задачи, однако это не панацея.
Стандарты написания и оформления ТЗ и ТП
Понятие «Хорошего ТЗ»
Для менеджера ТЗ хорошее тогда, когда по нему удается сделать проект с первого захода. Когда время, ресурсы и результат оправдали ожидания.
Чтобы при сдаче избежать разработчику — неприятных вопросов, а заказчику — неожиданных трат, нужно заранее определить требования. Заказчику нужно понимать что он будет принимать у разработчиков.
В отличном ТЗ определен порядок тестирования и приемки результата, причем не скопирован из ГОСТа, а действительно продуман и принят сторонами.
дл я кого пишется ТЗ?
У ТЗ два основных читателя:
и один редкий — тот, кто будет разбираться в проблемах между первыми двумя.
Типичные реакции типичного клиента на ТЗ в 50-70 страниц:
Ведение листа изменений. Там могут появиться и отклонения от требований, и их придется согласовывать.
требования В ТЗ?
При написании ТЗ необходимо :
какие требования писать в тз?
Здесь нам поможет ГОСТ. Например:
Структура ТЗ и обязательные пункты
ГОСТ рекомендует следующие разделы:
Управление требованиями
Проблема
Кроме того, существуют трудности в понимании между заказчиком и программистами, а еще – в изменчивости ПО (требования имеют тенденцию меняться в ходе разработки).
В итоге, далеко не очевидно, что та система, которую хочет заказчик, вообще может быть сделана. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Или то, как поняли и воплотили задачу разработчики, окажется удобным, востребованным на рынке.
Ошибки и разночтения, которые возникают при выявлении требований к системе, оказываются одними из самых дорогих. Требования – это то исходное понимание задачи разработчиками, которое является основой всей разработки.
Теперь чуть подробнее об изменчивости ПО и ее причинах.
Нечего и говорить, что изменчивость требований по ходу разработки очень болезненно сказывается на продукте. Авторы сталкивались, например, с такой ситуацией, что еще не созданную систему отдел продаж начинает активно продавать, в силу чего поступает огромный поток дополнительных требований. Все их реализовать в полном объеме не удается, в итоге система оказывается набором демо-функциональности….
Виды и свойства требований
Разделим требования на две большие группы – функциональные и нефункциональные.
Функциональные требования являются детальным описанием поведения и сервисов системы, ее функционала. Они определяют то, что система должна уметь делать.
Сформулируем ряд важных свойств требований.
Варианты формализации требований
Итак, формализация требований в проекте может быть очень разной – это зависит от его величины, принятого процесса разработки, используемых инструментальных средств, а также тех задач, которые решают формализованные требования. Более того, может существовать параллельно несколько формализаций, решающих различные задачи. Рассмотрим варианты.
Итак, каждый способ представления требований должен отвечать на следующие вопросы: кто потребитель, пользователь этого представления, как именно, с какой целью это представление используется.
Некоторые ошибки при документировании требований. Перечислим ряд ошибок, встречающихся при составлении технических заданий и иных документов с требованиями.
Цикл работы с требованиями
В своде знаний по программной инженерии SWEBOK определяются следующие виды деятельности при работе с требованиями.
Что даёт формализация бизнес-процессов
Многие бизнесмены придерживаются мнения о том, что если бизнес более-менее успешен, то достаточно сохранять всё в существующем виде. Однако если перефразировать этот тезис, то получится, что менять что-либо мы будем, только когда появятся проблемы. Чтобы не доводить ситуацию до их возникновения, полезно заниматься оптимизацией работы компании в постоянном режиме. Причём эксперты советуют обращать особое внимание на бизнес-процессы.
Бизнес-процессом называется вся последовательность действий, приводящих к конкретному результату. Например, к производству готовой единицы продукции или продаже товара.
Опыт показывает, что пока в компании мало сотрудников, владелец может всё держать под личным контролем, хотя и это не всегда удаётся. Однако для крупных предприятий отладка каждого бизнес-процесса обязательна, иначе снизится и КПД, и доходность от деятельности.
Суть формализации бизнес-процессов
Формализация бизнес-процессов направлена на устранение хаотичности в деятельности как компании в целом, так и каждого сотрудника в отдельности.
Если этого не сделать, неизбежны следующие проблемы:
При этом в ряде случаев руководитель даже не знает, к кому из сотрудников он должен обратиться по очередному вопросу, а это ещё больше усложняет ситуацию.
Задачи формализации бизнес-процессов
Формализация бизнес-процессов может быть выполнена разными методами, например с помощью систем BPM, либо «вручную». Однако она всегда предполагает выстраивание чёткого алгоритма:
При этом каждый этап включает в себя подэтапы и множество своих мелких процессов. К примеру, закупка сырья подразумевает длинный путь: принятие решения о необходимости дозакупки, звонок поставщику, согласование цены и сроков, и так далее. Главных задач формализации бизнесс-процесов три:
Формализация бизнес-процессов путём автоматизации
Начать с того, что формализация бизнес-процессов не предполагает обязательной автоматизации с помощью BPMS, она может быть выполнена и вручную. Самый простой путь – написание регламентов для каждого сотрудника. Благодаря этому удаётся успешно решить часть задач, а именно задачи 1 и 2 приведённого выше списка (составление схемы и понимание каждым сотрудником его роли).
Однако формализация бизнес-процессов «на бумаге» почти не позволяет контролировать соблюдение регламента: выполняют ли его сотрудники или находят «обходные пути» на уровне договоренности друг с другом. Роль человеческого фактора и пространство для злоупотреблений персонала остаются очень большими.
Если же формализация бизнес-процессов проводится с помощью систем BPM, то появляются дополнительные весьма важные возможности:
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.