Что значит флаг и гюйс поднять
Гюйс — что это такое?
На Флажной башне Нарышкина бастиона даже с противоположного берега Невы хорошо виден — крепостной флаг или флаг морских крепостей, который поднимают по старой традиции на флагштоках морских крепостей. Гюйс — это носовой флаг военного корабля. Поднятый на корабле гюйс означает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимают на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре.
Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага. В Военно-Морском флоте Российской Федерации гюйс поднимается ежедневно на носу кораблей, в том числе, и на подводных лодках, одновременно с кормовым флагом, обычно, в 8:00 утра и он развевается до захода солнца. Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов.
В России рисунок крепостного флага идентичен гюйсу: на красном фоне белый вертикальный крест, на который наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
Отдельный гюйс утверждён для кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов РФ. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2008 года он представляет собой: красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным Андреевским крестом с белой каймой.
Русское название «гюйс» происходит от нидерландского слова «geus». Это название было введено повстанцами-гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции 1566—1609 гг.
Именно так прочитал Петр Великий это голландское слово, которое переводится ещё и как «нищий». Такое прозвище дали правящие представители Испании бедным фламандским дворянам, требовавшим равноправия с ними. В военно-морском обиходе слово «»гюйс» относится и к большому синему воротнику на форменной матросской верхней рубахе.
История появления «гюйса» достаточно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Флаг гюйс ВМФ РФ
Появление гюйса в России, общие сведения о флаге.
Стоит отметить, что гюйс не во всех странах считается «военным» флагом. В некоторых странах существует и гражданский гюйс, просто обозначающий принадлежность судна к конкретной стране или же коммерческой компании, но в России это сугубо военный флаг.
Использование гюйса в настоящее время в Российской Федерации.
После распада Советского Союза возникла необходимость привести символику военно-морских подразделений в соответствии с подписанными международными правовыми актами. Флаг частично вернул свой внешний вид времен Российской империи. Если на протяжении существования СССР вид гюйса был достаточно отличающимся от вида его же во время империи, то 1992 год вернул стандартный для гюйса вид. С этого по 2000 год гюйс выглядел как стандартное красное полотно прямоугольной формы с широкими диагонально расположенными (от центра к углам) полосами голубого цвета, которые окантованы более узкими полосами белого цвета, которые также делят флаг на 4 четверти по вертикали и горизонтали. Этот «крест» голубого цвета походил на известный Андреевский крест. Чтобы вернуть вид более привычного Андреевского креста на гюйс, в 2000 году были произведены изменения: голубой цвет широких полос был изменен на синий. В нынешние времена гюйс военно-морского флота Российской Федерации существует именно в таком виде. Крепостной флаг менялся точно также, как и гюйс. На данный момент они выглядят идентично.
Пограничные корабли военно-морского флота России имеют свой особый гюйс, который, впрочем, мало чем отличается от стандартного, что использует весь остальной флот. Пограничный гюйс образовался одновременно с пограничным флотом в 1993 году. Его также имеют право поднимать только корабли 1 и 2 ранга. До 2008 года этот флаг существовал в следующем виде: Андреевский крест также присутствует, однако, цвет широких полос скорее голубой, чем синий. Пропорции полос также немного изменены: белые полосы шире, чем они же на обычном гюйсе. С 2008 года по результатам реформы, которая коснулась всей государственной символики, в том числе военной, флаг немного изменил свой внешний вид. Широкие синие полосы стали по-настоящему синими в соответствии со стандартным Андреевским крестом, а белые полосы, окаймляющие крест (то есть диагональные) стали гораздо шире. Вертикальные и горизонтальные полосы стали немного уже.
Гюйс – важнейшая часть символики военно-морского флота Российской Федерации. Именно он позволяет очень точно идентифицировать принадлежность кораблей к ВМФ РФ, а также определить, какое именно судно распознается: пограничное или нет. В отдельных случаях это даже помогает понять, что где-то неподалеку располагается водная граница России.
Три полоски на воротнике моряка: вот откуда пошла традиция
«Гюйс» — это голландское слово, означающее морской флаг на кораблях 1-2 ранга военно-морского флота. Поднимается стяг в 8 утра и опускается вечером. Делается все перечисленное лишь в том случае, если судно стоит на якорной стоянке. А еще «гюйс» является широким воротником, который носят все матросы. В российском флоте используется синий воротник с тремя белыми полосками. Само время разобраться, что здесь и к чему.
Существует две основные версии, которые рассказывают о том, откуда в принципе появился «гюйс». Первая и наиболее простая версия сводится к тому, что данный воротник в одежде моряков постепенно эволюционировал из капюшона, который мореходы использовали для защиты головы от дождя и брызг.
Вторая (сложная) версия сводится к тому, что изначально гюйс появился не на флоте и использовался обычными гражданами, так как большинство мужчин носило длинные волосы. В волосах в то время часто заводились вши. Что бы этого не происходило, использовали деготь. В свою очередь, воротник был необходим для защиты одежды от дегтя в волосах.
Как бы то не было, в привычном современному человеку виде на российском флоте «гюйс» появился в 1843 году. Именно тогда он был принят как официальный элемент формы моряков. При этом уже тогда на воротнике было три белые полосы. Ирония в том, что в наше время остается только гадать, почему полос непосредственно три, а не две, четыре или пять.
Самая популярная (и наиболее правдоподобная версия) говорит о том, что командование флота разрабатывая форму для матросов решило таким образом отдать дать трем действительно легендарным победам русского флота на море. Это победы у Чесмы (1770 год, война с Турцией), в Синопской бухте (очередная кампания против Турции, 1853 год), а также при Гангуте (1714 год, Северная война).
Существуют и другие гипотезы. Одна из них скорее популярная легенда, однако именно она заслуживает внимания (остальные еще менее правдоподобны). Так, некоторые полагают, что три полосы на гюйсе означают три флотские эскадры, которые создал и использовал Петр I, родоначальник русского флота. Таким образом, сказать, почему на воротнике три полосы крайне сложно. Одно известно точно – данная флотская традиция уходит корнями глубоко в века.
Видео
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что такое Гюйс
Происхождение флага
Слово гюйс происходит от голландского geus (гёз), которое обозначало название носового флага морских гёзов. Гёзы (в переводе с голандского нищие) — участники антииспанской революции в Нидерландах, которые в 1566-1576 годах боролись против испанского правления в Нидерландах и католической церкви. Самая большая группа гёзов воевала на море и была названа морскими гёзами. А нищими презрительно называли их противники за кальвинистскую приверженность к скромной одежде без украшений.
В настоящее время гюйс поднимают на баке (носовой части) корабля. В основном гюйс является принадлежностью только военных кораблей. Однако, в некоторых странах используют «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на гражданских судах.
Кроме того, в некоторых государствах гюйс поднимают на морских (приморских) крепостях и других береговых объектах, в связи с чем в этих странах носит название «крепостной флаг» («флаг морских крепостей»).
Современные российские гюйс и крепостной флаг представляют собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен синий диагональный крест, окантованный белой полосой. Отношение ширины флага к длине — один к полутора, ширины синей полосы к длине флага — 1/10. Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища — 1/20, белой окантовки диагонального креста — 1/40.
История появления и использования гюйса в Российской империи
Считается, что гюйс был учреждён Петром I как символ военной мощи России на море и на суше и начал использоваться в России с 1701 года.
Флаг был создан по образу и подобию англо-шотландского гюйса 1606 — 1707 годов. Но при создании российского гюйса Пётр I отвел главную роль косому кресту Андрея Первозванного, а не красному прямому кресту Святого Георга. Роль Св.Андрея Первозванного Пётр I особенно подчёркивал «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение», а так же Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям.
Практически сразу после введения в России гюйса в качестве корабельного флага, он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов). Гюйс на флагштоке форта Кронштадт изображён на гравюре 1704 года.
Петр I в 1712 году описал российский гюйс так: «Гиус Красный, в котором вышереченный крест белым обложен. Гиус он же и кейзерс-флаг».
Что значит флаг и гюйс поднять
Добровольно этот флаг спускался лишь два раза. Юридически обе сдачи осуждены, их виновники понесли наказание. А моряки считают их своим позором. Но так ли уж были виновны капитаны и команды?
«На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания — смирно! Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять!» Кто из моряков не помнит этой команды…
Первый раз она прозвучала 11 декабря 1699 года. В тот день Петром I был учреждён Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. «Всякой потентат (государь. — А.М.), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а который и флот имеет, обе руки имеет», — писал первый российский император в указе «от 13 генваря 1720 года». И ему вторил другой император, Александр III: «Во всём свете у нас только два верных союзника, наша армия и флот…»
А последний раз она прозвучала с заходом солнца 30 октября 1924 года на рейде французского колониального порта Бизерта: «На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания — смирно! Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания спустить!» Двумя днями раньше французское правительство признало Советский Союз. Русская армия и флот Петра Врангеля пополнили ряды беженцев.
Между этими двумя датами Андреевский флаг добровольно спускался лишь два раза. Юридически обе сдачи осуждены, их виновники понесли наказание. А моряки считают их своим позором. Но так ли уж были виновны капитаны и команды? Попробуем разобраться.
Первый случай произошёл в ходе Русско-турецкой войны (1828―1829) 11 мая 1829 года: 44-пушечный фрегат «Рафаил» (командир капитан 2-го ранга Семён Стройников), патрулировавший анатолийское побережье на линии Синоп — Батум, встретился с турецкой эскадрой из 15 вымпелов. В её состав входили шесть линейных кораблей, два фрегата, пять корветов и два брига. Умелые манёвры и численное превосходство неприятеля позволили ему окружить русский фрегат. Спешно созванный военный совет постановил драться до последней возможности, а потом сблизиться с ближайшим кораблём противника и взлететь с ним на воздух. Один из офицеров спустился в крюйт-камеру, чтобы всё подготовить к взрыву. Но когда о решении совета сообщили команде, матросы просили довести до капитана, что они не хотят погибать и просят сдать корабль. Стройников приказал спустить флаг.
Когда о капитуляции «Рафаила» доложили императору Николаю I, он повелеть соизволил: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращён во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».
Желание государя исполнилось спустя 24 года. Во время Синопского сражения командующий эскадрой вице-адмирал Павел Нахимов поставил линкоры «Императрица Мария» и «Париж» на шпринги напротив турецкого трофея и сосредоточенными залпами сотни пушек разнёс бывший фрегат «Рафаил».
Свой рапорт о виктории, которая, к сожалению, стала последней победой императорского флота, он начал словами: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат «Рафаил» не существует».
У моряков есть традиция. Имя выбывшего из списков флота корабля передаётся другому. Тот же злосчастный фрегат наследовал имя петровского линкора (1713 год). Но было сделано и одно исключение. Имя «Рафаил» оказалось навечно вычеркнутым из списков Российского императорского флота.
После капитуляции Турции состоялся суд над офицерами «Рафаила». Все они, кроме мичмана, готовившего корабль к взрыву и не принимавшего участие в решении о сдаче, были разжалованы в матросы и лишены наград.
На самом деле в личной храбрости капитана 2-го ранга Семёна Михайловича Стройникова сомневаться не приходится. Георгиевский крест просто так не дают. А он был его кавалером.
Да и бой действительно не имел смысла. На исход войны он никак не влиял. Турки её безнадёжно проигрывали. Какой-то определённой цели (прикрытие десанта, удержание сектора до подхода основных сил или же, напротив, отвлечение основных сил противника) «Рафаил» не имел. Самое что ни на есть прозаическое патрулирование. И стоило ради этого соблюдать букву устава?
И получается, что приказ о капитуляции был не проявлением малодушия, а настоящей храбростью — пожертвовать своей честью ради спасения экипажа. Эту гипотезу, в частности, не исключает писатель Владислав Крапивин.
Хуже другое. Из 200 человек экипажа в живых к моменту окончания войны и последовавшего затем возвращения пленных оставалось всего 70 человек…
Позже на суде контр-адмирал признавался: «Я не из мягкосердных и положил бы 50 тыс. жизней, если бы был уверен, что от этого будет какая-нибудь польза для России, но положить тысячи молодых жизней (точнее, 2 280 человек. — А.М.) ни за что я не считал себя вправе».
Тем не менее он, его штаб, а также капитаны сдавшихся кораблей (за исключением командира эскадренного броненосца «Орёл», получившего в ходе боя 27 мая тяжёлые повреждения и находившегося в небоеготовом состоянии) были осуждены. Самого контр-адмирала приговорили к смертной казни, заменённой 10 годами крепости.
Последнее мало согласовывалось с более мягким, но довольно издевательским приговором командиру миноносца «Бедовый» капитану 2-го ранга Николаю Баранову и чинам штаба вице-адмирала Зиновия Рожественского (сам командующий был оправдан как «не вполне сознававший. значение происходивших вокруг него событий» в результате ранения, полученного в начале боя). Дело в том, что и его корабль сдался в тот же день, что и «осколки эскадры» (А. Новиков-Прибой). В отличие от Небогатова, все фигуранты этого дела были просто отправлены в отставку с лишением некоторых прав и преимуществ, полученных на военной службе.
В принципе приговоры были несправедливы и ориентировались не столько на букву закона, а на общественное мнение, жаждавшее крови (будто её и так мало пролилось) за поражение в войне.
В случае со сдачей кораблей Николая Небогатова возникает вопрос: а чем действительно можно было оказать сопротивление? Единственный новейший эскадренный броненосец «Орёл» (тип «Бородино») был серьёзно повреждён (в частности, потерял половину артиллерии). Другой эскадренный броненосец, «Николай I» (на нём держал флаг Небогатов), к этому времени уже устарел, уступая как в дальности стрельбы орудий главного калибра (длина ствола 30 против 40), так и в их количестве (2 против 4) и ходе (14 узлов против 17,8 у того же «Бородино»). Два броненосца береговой обороны, напротив, имели очень мощные пушки. Сила их бризантного залпа, несмотря на меньший, чем у эскадренных броненосцев, калибр (254 против 305 мм), превосходила как отечественную, так и японскую артиллерию. Но дальность боя была недостаточной. Судьба «Адмирала Ушакова», расстрелянного с безопасной для японцев дистанции, подтвердила эту печальную для русского флота истину. Оставался ещё крейсер 2-го ранга «Изумруд» (восемь 120-мм орудий). И это против четырёх эскадренных броненосцев и восьми броненосных крейсеров. И опять же без шансов (как и в случае с «Рафаилом») нанести противнику даже не поражение, а хоть какие-то ощутимые потери.
Можно возразить, что перед капитуляцией Небогатов мог бы попытаться уничтожить собственные корабли. Но, во-первых, он был ограничен во времени. Во-вторых, в ходе боя было сожжено шимозой или выведено из строя значительное число плавсредств. Так, все шлюпки и катера левого борта «Николая» были уничтожены, а гребные суда правого борта было невозможно спустить из-за повреждения грузовой стрелы. В-третьих, многие члены экипажей были ранены (на «Орле» 87 человек из 860 членов экипажа). Так что подобный выход (а его предлагали некоторые офицеры контр-адмиралу) был изначально неприемлем.
Кстати, в отличие от сдавшегося экипажа «Рафаила», отношение к русским военнопленным со стороны японцев было безукоризненным (их воспринимали скорее не как пленных, а как почётных гостей, размещали в храмах, дарили цветы), так что капитуляция Небогатова действительно спасла более 2 тыс. жизней.
А так есть праздник военно-морского флага, возрождённого в 1991 году. Его история продолжается.