Что значит физиологические проблемы пациента
Школа «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом. Методическое пособие
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
ГКУЗ КО «Кемеровский областной хоспис»
КРОО «Профессиональная Ассоциация медицинских сестер Кузбасса
Начальник департамента ДОЗН КО
______________________ В.К. Цой
Главный врач ГКУЗ КО «КОХ»
Школа
«Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом
Методическое пособие
СОГЛАСОВАНО И ОДОБРЕНО:
на заседании президиума
профессиональной Ассоциации
медицинских сестер Кузбасса
«____» ___________20__г.
Проток №________
президент
____________Т.В. Дружинина
Авторы составители:
Д.С. Цыплакова, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом
Школа обучения диагностике и купированию хронического болевого синдрома: Методические рекомендации/
Содержание | 3 |
Введение | 4 |
Цель, задачи и функции школы «Жизнь без боли» | 6 |
Организация школы «Жизнь без боли» | 7 |
Положение о школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом | 9 |
Должностная инструкция медицинской сестры – преподавателя школы «Жизнь без боли» | 12 |
Программа занятий в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом и их родственников | 17 |
Программа занятий в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом для персонала, принимающего участие в обучении пациентов и их родственников | 18 |
Комплект методических разработок для занятий в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом и их родственников | 20 |
Комплект методических разработок для занятий в школе «Жизнь без боли» для персонала, принимающего участие в обучении пациентов и их родственников | 46 |
Приложения | 100 |
Глоссарий | 114 |
Список использованной литературы | 115 |
Современная паллиативная медицина – это область здравоохранения, призванная улучшить качество жизни инкурабельного пациента, в ситуации, когда возможности радикального лечения ограничены или исчерпаны. Потребность в оказании паллиативной помощи у общества постоянно растет, это связано с демографической тенденцией к старению населения. Для оказания высококвалифицированной и эффективной паллиативной помощи требуется комплексная работа целой бригады специалистов. При оказании паллиативной помощи необходимо решать возникающие проблемы, учитывая «психогенные или ситуативные реакции» пациента.
Одной из самых травмирующих проблем, возникающих у пациентов является — боль. Боль является одним из самых распространенных симптомов не только у пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи, но и при других заболеваниях. Кроме того, именно боль является самым частым критерием обращения к врачу вообще. Но в случае острой боли, появление этого симптома носит защитный характер — тревожный сигнал. Боль у онкологических пациентов носит хронический характер. Защитная роль боли в хронической фазе процесса менее очевидна. Какова ее защитная функция? “Боль не защищает, а принижает человека” (Лериш, 1957). “Хроническая боль разрушает психически, психологически и социально” (Стернбах, 1974). Если боль имеет тенденцию к персистенции, ее развитие должно зависеть от различных психологических и сопутствующих причин, условий, способных привести к постоянному патологическому раздражителю.
ВОЗ акцентирует внимание на том, что недостаточное устранение боли при раковых заболеваниях представляет собой серьезную проблему во всем мире. «Как ни трагично, но раковую боль часто оставляют без лечения; если ее все же лечат, облегчение часто недостаточное». При этом ВОЗ удалось продемонстрировать, что в большинстве случаев при раке, если не во всех, боль можно было снять, если бы применялись имеющиеся медицинские знания и способы лечения. В лечении есть пробел: разница между тем, что можно сделать, и что делается для снятия раковой боли. Этот пробел можно минимизировать, в том числе обеспечив соответствующее образование и подготовку медицинских работников.
Медицинский работник должен не только высокопрофессионально организовать аналгезирующие мероприятия, но и уметь обучить пациента и его родственников правильной диагностике болевого синдрома, указать на какие особенности болевого синдрома необходимо обратить внимание, сформировать осознанное проведение врачебных назначений и методик немедикаментозного купирования боли.
Практическая актуальность данной научной работы заключается в обеспечении профессиональной подготовки медицинского персонала к работе с пациентами с хроническим болевым синдромом, что послужит основой для повышения уровня качества жизни пациентов в болезни, а также членов их семей.
Школа «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом
Цель: Улучшить качество жизни онкологического пациента с хроническим болевым синдромом, посредством обучения навыкам самоконтроля и самопомощи и повышения эффективности терапии боли.
Организация школы «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом
в ГКУЗ КО «КОХ»
Работа по организации школы в ГКУЗ КО «Кемеровский Областной хоспис» должна быть организована в следующем порядке с соблюдением нижеперечисленных условий:
1. Издание приказа по ГКУЗ КО «КОХ», в котором оговорены условия организации школы, порядок работы, программа обучения, продолжительность обучения, техническое оснащение, ответственный за организацию школы, ответственные за обучение медицинские сестры.
2. Информация о проведении школы должна быть представлена в виде объявления на информационном стенде ГКУЗ КО «КОХ».
3. Оборудование учебной комнаты должно включать в себя: наглядные пособия для слушателей (буклеты, памятки, учебная документация), журнал для учета слушателей, анкеты для предварительного и итогового контроля обучения, проектор для просмотра учебных презентаций.
4. Организация занятий в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом:
4.1. Для сестринского персонала:
— количество занятий — 10;
— продолжительность занятий — 2 часа;
— время проведения занятий — вторая половина дня, для удобства работающих слушателей;
— рекомендуемая периодичность занятий — 2-3 раза в неделю.
4.2. Для пациентов и их родственников:
— количество занятий — 8;
— продолжительность занятий — 1 час, продолжительность может варьироваться индивидуально с учетом состояния пациента.
— время проведения занятий — вторая половина дня, для удобства работающих слушателей;
— рекомендуемая периодичность занятий — 2-3 раза в неделю.
— занятия проводятся в группах по 5-10 человек.
— группы набираются на цикл занятий, в процессе обучения новые слушатели не набираются.
УТВЕРЖДАЮ:
Главный врач ГКУЗ КО «КОХ»
Березикова О.А.
«___»_________20__г.
Положение о школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом
1.1. Школа «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом (далее Школа) организуется на базе ГКУЗ КО «Кемеровский Областной хоспис» для проведения обучающей программы среди населения с целью повышения эффективности повышения уровня качества жизни пациента с хроническим болевым синдромом.
1.2. Школа является самостоятельным структурным подразделением ГКУЗ КО «КОХ» и подчиняется непосредственно главному врачу учреждения здравоохранения.
1.3. Занятия в Школе проводят медицинские сестры-преподаватели, прошедшие обучение по диагностике и купированию хронического болевого синдрома, при необходимости могут привлекаться врачи других специальностей с учетом тематики занятий.
1.4. Занятия в Школе проводятся в соответствии с графиком, ежемесячно утверждаемым главным врачом учреждения здравоохранения.
1.5. Общую координацию работы Школы осуществляет назначенное главным врачом ответственное лицо.
2. Задачи и функции
2.1. Основными задачами Школы являются:
2.1.1.Сформировать у пациента и его родственников понятие о хроническом болевом синдроме, общих механизмах развития, принципах диагностики, современных подходах к терапии боли.
2.1.2.Обучить пациентов, страдающих хронически болевым синдромом, и их родственников навыкам самоконтроля и принципам взаимопомощи при купировании болевого синдрома.
2.1.3.Сформировать у пациента и его родственников осознанный подход к выполнению врачебных назначений при купировании болевого синдрома.
2.2.Основными функциями Школы являются:
2.2.1.Обеспечение пациентов дидактическими материалами, наглядными пособиями, памятками.
2.2.2. Индивидуальная консультативная и обучающая работа с лицами, имеющими хронический болевой синдром и их родственниками.
2.2.3.Проведение предварительного и итогового анкетирования пациентов с целью контроля качества работы школы и полученных знаний в ходе обучения.
2.2.4.Контроль полученных навыков в процессе обучения в школе.
2.2.5.Повышение качества работы школы, путем формирования методического материала в соответствие с современными требованиями терапии боли.
2.2.6. Установление сотрудничества с медицинскими работниками, которые оказывают помощь пациентам с хроническим болевым синдромом, для повышения качества противоболевых мероприятий.
2.2.7. Повышение профессиональной квалификации медицинского персонала школы.
2.2.8.Ведение в установленном порядке учетной и отчетной документации.
3.1. Структуру и штаты Школы утверждает главный врач учреждения здравоохранения с учетом объемов и особенностей работы Школы.
3.2. В состав Школы могут входить методическая служба, консультативный отдел для пациентов и членов их семей.
Для обеспечения эффективной работы Школа обеспечивается медицинским и офисным оборудованием, методическими материалами и оргтехникой за счет ГКУЗ КО «КОХ».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХОСПИС»
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной хоспис»
____________ Березикова О.А.
(подпись) (расшифровка подписи)
____________
(дата)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
№ __________
МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ — ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ШКОЛЫ «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом
Медицинская сестра-преподаватель школы диагностики и купирования ХБС:
1.1.Относится к среднему медицинскому персоналу.
1.2.Назначается на должность и освобождается от нее приказом главного врача ГКУЗ КО «КОХ» в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
1.3.При выполнении должностных обязанностей непосредственно подчиняется заместителю главного врача по работе с сестринским персоналом.
1.4.В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Кемеровской области, Уставом учреждения, официальными документами по выполняемому разделу работы, настоящей должностной инструкцией, приказами и распоряжениями вышестоящих должностных лиц.
1.5. К должности медицинской сестры-преподавателя школы диагностики и купирования ХБС предъявляются следующие квалификационные требования:
1.5.1. Квалификационные требования к уровню профессионального образования: Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» квалификация «Медицинская сестра с углубленной подготовкой» и/или высшее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» квалификация «менеджер».
1.5.2. Квалифицированные требования к стажу работы не требуются.
1.5.3. Квалифицированные требования к профессиональным знаниям: знание Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Кемеровской области в сфере здравоохранения; теоретических основ сестринского дела; основ лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правил эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; основ валеологии и санологии; правил ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основных видов медицинской документации; медицинской этики и деонтологии; психологии профессионального общения; основ трудового законодательства; правил внутреннего трудового распорядка; правил по охране труда и пожарной безопасности, порядка работы со служебной информацией, правил делопроизводства, основ этики и правил делового этикета, делового общения.
1.5.4. Квалификационные требования к профессиональным навыкам: умение использовать современные средства, методы и технологии работы.
1.6. Работает в режиме нормированного рабочего дня.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Медицинская сестра-преподаватель школы «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом обязана:
3.1. Подготовить рабочее место для проведения занятий в школе.
3.2. Предоставить информацию пациенту и членам его семьи о причинах и механизмах возникновения хронического болевого синдрома, объективных маркерах боли, факторах, способствующих возникновению боли, принципах диагностики, современных подходах к терапии боли.
3.3. Обучить пациента с ХБС и членов его семьи навыкам самоконтроля за состоянием, само- и взаимопомощи.
3.4. Предоставить пациенту и членам его семьи методическую литературу по вопросу хронического болевого синдрома.
3.5. Разрабатывать и обновлять наглядные пособия для проведения занятий, памятки, информационные бюллетени.
3.6. Осуществлять контроль полученных знаний и навыков пациентами путем анкетирования.
3.7. Анализировать результаты предварительного и итогового анкетирования обучающихся в школе для дальнейшего планирования работы школы.
3.8. Проводить занятия в школе диагностики и купирования ХБС в соответствие с программой занятий.
3.9. Своевременно предоставлять обучающимся возможность консультаций со специалистами при необходимости.
3.10. Вежливо и внимательно относиться к обучающимся. Соблюдать в своей работе принципы деонтологии.
3.11. Выполнять поручения руководства учреждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.
3.12. Соблюдать установленные в учреждении правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.
3.13. Вести учетно-отчетную документацию по работе школы.
3.14. Поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.
3.15. Не разглашать ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
3.16. Соблюдать правила делового этикета и принципы деонтологии.
Медицинская сестра-преподаватель «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом имеет право:
4.1. Пользоваться правами, льготами и гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации, коллективным договором и другими локальными актами, принятыми в учреждении.
4.2. Запрашивать материалы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
4.3. Вносить предложения главному врачу ГКУЗ КО «КОХ» и заместителю главного врача по работе с сестринским персоналом по совершенствованию своей работы, деятельности школы.
4.4. Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.
4.5. Вносить предложения о поощрении и наложении взысканий в отношении персонала школы.
4.6. Принимать участие в работе совещаний, проводимых в ГКУЗ КО «КОХ», на которых рассматриваются вопросы, относящееся к ее компетенции.
4.5. Знакомиться с материалами своего личного дела и другими материалами до внесения их в личное дело, а также во время проведения служебного расследования.
Медицинская сестра-преподаватель школы «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом несет ответственность за:
5.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных должностных обязанностей несет дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде.
5.2. Невыполнение или несвоевременное выполнение указаний руководства, касающихся ее компетенции и выполнения ею должностных обязанностей.
5.3. Несохранение документации и технических средств, неэкономное и нецелевое использование материалов.
5.4. Действия или бездействия, повлекшие причинение вреда здоровью пациентов, а также нарушение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профессиональной деятельности (инструкции, правила и т. п.).
Программа занятий в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом и их родственников
Категория слушателей: все лица, желающие получить знания о хроническом болевом синдроме и навыки по диагностике и купированию болевого синдрома.
Занятия проводятся бесплатно по утвержденному графику.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Предварительное анкетирование | 30 минут |
2 | Понятие о болевом синдроме. Общие вопросы возникновения боли. Виды болей (теоретическое занятие). | 1 час |
3 | Основные характеристики боли. Факторы, способствующие появлению болей (теоретическое занятие). | 1 час |
4 | Оценка интенсивности боли (практическое занятие) | 1 час |
5 | Современный подход к лекарственной терапии ХБС. Правила проведения лекарственной терапии боли, возможные осложнения (теоретическое занятие) | 1 час |
6 | Методики немедикаментозной терапии боли (комбинированный урок) | 1 час |
7 | Методики немедикаментозной терапии боли (комбинированный урок) | 1 час |
8 | Итоговое занятие | 1 час |
Программа занятий в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом для персонала, принимающего участие в обучении пациентов и их родственников
Категория слушателей: медицинские работники, имеющие среднее медицинское образование и,по специфике своей работы,оказывающие медицинскую помощь пациентам, имеющих ХБС, и их родственникам (медицинская сестра хосписа, медицинская сестра участковая, медицинская сестра врача общей врачебной практики).
Занятия проводятся согласно утвержденного графика занятий.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Основные этапы организации процесса обучения пациентов и их родственников. | 2 часа |
2 | Этика и деонтология общения с пациентом и его родственниками. Факторы, способствующие эффективному общению с пациентом. | 2 часа |
3 | Особенности психотерапевтического общения с инкурабельным пациентом и его родственниками. | 2 часа |
4 | Формирование информационного материала, наглядных пособий, памяток. Организация проведения анкетирования, обработка данных. | 1 час |
5 | Понятие о болевом синдроме. Общие вопросы возникновения боли. Виды болей (теоретическое занятие). | 2 часа |
6 | Особенности хронического болевого синдрома у онкологических пациентов. | 1 час |
7 | Медикаментозное купирование болевого синдрома. | 2 часа |
8 | Оценка интенсивности боли (теоретическое занятие). | 1 час |
9 | Оценка интенсивности боли (практическое занятие). | 1 час |
10 | Методики немедикаментозной терапии боли. | 2 часа |
11 | Рекомендации медицинской сестре при проведении медикаментозной терапии боли. Основные сестринские вмешательства при проблеме пациента «Боль». | 2 часа |
12 | Зачетное занятие | 2 часа |
Комплект методических разработок для занятий в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом и их родственников
Методическая разработка к занятию №1,2 «Предварительное анкетирование. Понятие о болевом синдроме. Общие вопросы возникновения боли. Виды болей»
1. Определить исходный уровень знаний и умений слушателей по вопросам диагностики и купирования ХБС.
2. Определить знания и навыки, которыми планируют овладеть слушатели в ходе обучения в школе.
3. Познакомить слушателей с понятием «хронический болевой синдром», механизмом образования боли, видами болей.
— Предварительное анкетирование – 30 минут
— Изучение основных понятий о ХБС, механизмов возникновения и виды болей – 60 минут
Вид занятия: комбинированное занятие
Оснащение: журнал учета обучения слушателей в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом (приложение 1); форма анкеты для предварительного контроля по количеству слушателей (приложение 2); наглядные пособия по видам боли, механизмам образования боли, цветные карандаши, бумага.
Основная цель современной паллиативной помощи – это достижение наилучшего качества жизни пациента с учетом его состояния. При достижении этой цели важнейшей задачей является контролирование боли, современное и адекватное лечение болевого синдрома, т.к. боль является одним из самых распространенных симптомов у пациентов.
Обучение в школе должно повысить уровень знаний и умений слушателей в области диагностики и купирования болевого синдрома, что в итоге значительно повлияет на уровень качества жизни пациента в болезни.
1. Знакомство со слушателями, проверка присутствующих.
2. Проведение предварительного анкетирования:
— Знакомство слушателей с целями предварительного анкетирования
— Проведение инструктажа по заполнению анкет (приложение 2)
3. Объяснение нового материала.
Понятие о болевом синдроме
Боль определена Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в качестве одной из первоочередных задач научных исследований в области паллиативной медицины. Международная ассоциация по исследованию боли дало в 1979 году такое определение боли:
Боль представляет собой неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей или описываемое, исходя из такого повреждения. Боль всегда субъективна. Каждый человек познает применяемость этого слова через переживания, связанные с получением какого-либо повреждения в ранние годы его жизни. Боль, бесспорно, является ощущением, возникающим в какой-либо части или частях тела, но она также представляет собой неприятное и потому эмоциональное переживание.
Боль является ощущением, хорошо знакомым каждому человеку. Практически нет людей, которые бы многократно в течение своей жизни не пережили чувство боли. Совершенно не случайно само слово «боль» коренным образом связано с такими понятиями, как больной, больница, а отклонение от нормального, здорового состояния обозначается понятием «болезнь».
По своей сути и значению для организма боль является защитной реакцией – сигналом о каких-либо «неполадках» в организме. Это доказывает и то, что в почти в 90% случаев, именно боль является критерием обращения к врачу. Но при длительности болевого синдрома боль теряет свое первоначальное защитное значение для организма и несет больше физиологических и психологических страданий, начинает влиять на способность человека заниматься обычной деятельностью, профессиональными обязанностями, становится непереносимой, длительной серьезной проблемой, с которой надо бороться.
Общие вопросы возникновения боли
Основной причиной возникновения боли является раздражение специфических болевых рецепторов — ноцицепторов, которые распределены в различных органах и тканях: в коже, слизистых оболочках, стенках полых органов, капсулах паренхиматозных органов, а также в губчатой и минеральной составляющей костей и в надкостнице. Повреждение тканей сопровождается разрушением клеточных мембран, в результате чего запускается цепь реакций, которые сопровождаются высвобождением особых биоактивных веществ (простагландин, гистамин, серотонин, ионы калия и водорода, молекулы оксида азота), которые повышают чувствительность ноцицепторов и способность генерировать болевые импульсы. По нервным волокнам (афферентам) болевые импульсы поступают в задние рога спинного мозга, откуда по спинно-таламическому тракту устремляются к вышележащим отделам ЦНС (ядрам гипоталамуса и таламуса и др.). В дальнейшем вся сенсорная болевая импульсация поступает в нейроны серого вещества — в проекционные зоны коры больших полушарий, где и происходит обобщение информации от всех нейронов, ее обработка и анализ, после чего организм осознает боль и степень опасности произошедшего повреждения. Этот вид боли называется ноцицептивной, поскольку она зарождается в ноцицепторах и является адекватной физиологической реакцией на внешнее воздействие.
Таким образом, по механизму возникновения боли обычно различают два типа боли: ноцицептивную и нейропатическую. Ноцицептивная боль возникает при раздражении болевых рецепторов (ноцицепторов) при травмах (ушибы, ранения, переломы и т.д.) и различных болезненных состояниях, сопровождающимися воспалением. Она включает в себя соматическую боль (кожа, мышцы, суставы, кости) и висцеральную боль (органы и их оболочки). Ее обычно описывают как острую, колющую, хорошо локализованную; или тупую, ноющую, плохо локализованную. Нейропатическая боль возникает в следствие повреждения (дисфункции) периферической или центральной нервной системы. Причиной нейропатической боли могут быть воспаление, инфекция, травма, нарушения метаболизма, опухоли, токсины и операция. Ее обычно описывают как обжигающую, покалывающую; может быть онемение.
— неадекватная реакция, вызванная нарушением функции периферической или центральной нервной системы при отсутствии прямого раздражения ноцицепторов;
— возникает вследствие поражения нервной системы (периферической и/или центральной);
— по характеру: стреляющая, жгучая, по типу электрического тока в сочетании с покалыванием, онемением;
— локализуется не обязательно в месте повреждения, а чаще в зоне проекции поврежденного нерва, корешка, участка спинного мозга, головного мозга;
— плохо купируется анальгетиками и нестероидными противовоспалительными перпаратами (НПВП);
Особенностью формирования онкологической боли является способность болевых рецепторов возбуждаются не только в ответ на взаимодействие с традиционными воспалительными медиаторами (альгогенами), но и при специфическом воздействии опухолевых факторов (например, фактор некроза опухоли, пептид эндотелин-1), что способствует усилению восприятия и проведения болевых импульсов при онкологической боли.
Очень часто болевой синдром имеет смешанный тип боли по механизму возникновения. В связи с этим, Комитет экспертов ВОЗ по обезболиванию у онкологических пациентов предложил понятие «суммарная боль». Осознание влияния различных компонентов боли является важным условием при терапии болевого синдрома.
В понятие «суммарная боль» входит:
1. Соматический источник боли – опухоль и ее осложнения, противоопухолевая терапия, тошнота, рвота, неустойчивость стула и другие физиологические проблемы пациента.
2. Психологические факторы – чувство беспомощности, постоянное чувство усталости, гнев, страх боли, страх смерти, потеря чувства собственного достоинства, депрессивное состояние и многое другое.
3. Социальные факторы – невозможность самореализации, недоступность медицинской помощи, трудная обстановка в семье, с друзьями и др.
По длительности различают следующие виды боли:
1. Стадийная боль – короткая по продолжительности, возникает в первые моменты после получения травмы.
2. Острая боль – возникает в результате повреждения тканей или при различных патологических состояниях. По продолжительности не более шести месяцев, обычно можно прогнозировать окончание данного вида боли.
3. Хроническая боль – сохраняется продолжительное время (более шести месяцев). Не зависит от заживления поврежденных тканей, обусловлена различными патологическими процессами, как соматического, так и психологического характера.
Онкологические пациенты чаще испытывают хроническую боль. Тяжесть хронического болевого синдрома определяется при учете факторов, входящих в понятие «Суммарная боль»
По степени тяжести ХБС делится на:
Определение степени тяжести очень важно в диагностике ХБС, т.к. от этого будет зависеть план мероприятий по терапии боли, в том числе медикаментозное лечение.
4. Самостоятельная работа для пациентов, страдающих ХБС: медицинская сестра-преподаватель предлагает слушателям нарисовать свою боль, необходимо представить ее, как она выглядит, какого она цвета, где она находится в организме.
5. Завершение урока, подведение итогов.
Методическая разработка к занятию №3 «Основные характеристики боли. Факторы, способствующие появлению болей»
1. Рассказать слушателям об основных характеристиках боли, о значении их определения при диагностике и терапии боли.
2. Познакомить слушателей с факторами, способствующими появлению и усилению интенсивности боли.
3. Проработать индивидуально на основе предварительного анкетирования и беседы со слушателем факторы, которые могут способствовать и усиливать болевой синдром.
— Обсуждение нового материала — 30 мин
— Индивидуальное консультирование — 20 мин
Вид занятия: комбинированное занятие
Оснащение: журнал учета обучения слушателей в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом (приложение 1); карта оценки боли (приложение 3); визуально-аналоговая шкала оценки интенсивности боли; карта локализации боли, таблица «Факторы, наиболее часто способствующие появлению болей».
При диагностике и планировании терапии болевого синдрома важно точно определить основные характеристики боли. Боль всегда субъективное переживание, она индивидуальна для каждого человека. От правильной диагностики будет зависеть эффективность назначенного лечения как лекарственного, так и немедикаментозного.
1. Приветствие, проверка присутствующих.
2. Проведение фронтального опроса по следующим вопросам:
— Типы боли по механизму возникновения
— Понятие «суммарная боль»
— Виды боли по длительности, тяжести болевого синдрома
3. Объяснение нового материала.
Основные характеристики боли
Как уже было сказано выше, боль – это субъективное ощущение, но не стоит забывать, что у нее есть и объективные компоненты.
Объективными компонентами боли (маркеры боли) являются:
учащение дыхания (тахипноэ);
слезы, влажные глаза;
увеличение напряжения мышц;
гипергидроз, влажная кожа.
Маркеры боли важны для диагностики болевого синдрома, оценке тяжести болевого синдрома.
Основными характеристиками боли являются:
1. Локализация боли. Оценивается во визуальной таблице «Схема тела» (рис. 1):
Рисунок 1. Схема тела
2. Иррадиация боли, т. е. следует указать места куда боль «отдает».
3. Характер боли — оценивается в общепризнанных терминах: острая, колющая, тупая, ноющая, обжигающая, покалывающая, жгучая, режущая, тянущая; может быть онемение. Описание характера боли имеет значение при определении типа боли по механизму возникновения.
4. Интенсивность боли — оценивается по визуально-аналоговой шкале (рис.2), в баллах по 10-ти бальной системе.
Рисунок 2. Визуально-аналоговая шкала оценки интенсивности боли.
После оценки характеристик боли, данные фиксируются в Карте оценки боли (приложение 3).
5. Продолжительность боли: боль постоянная, периодическая. При оценке продолжительности боли следует также оценить сколько длится боль по времени, в какое время дня она чаще развивается, либо становится интенсивнее.
Оценка характеристик боли должна проводится ежедневно. Стоит отметить, что боль не нужно терпеть, необходимо быть искренним и внимательным при оценке боли. В этом случае, возможно подобрать адекватную в Вашем случае терапию.
Факторы, способствующие появлению болей
В этиологии хронического болевого синдрома большое значение имеют факторы, способствующие появлению болей. Для каждого пациента обстоятельства провоцирующие боль индивидуальны, но все их можно разделить на группы: физические, психогенные, обусловленные лечением.
К группе физических факторов, прежде всего, относятся: повышение физической нагрузки, неудобная поза, нарушения сна, проблемы, связанные с желудно-кишечными расстройствами (диарея, запор, тошнота, рвота и др.), прием пищи или голод, головокружения, наличие лимфостаза и другое. Боль может усиливаться при каком-то прикосновении, которое в обычное время не вызывало болевых ощущений, например, при соприкосновении с одеждой, нейлоновыми колготками и другое.
Основными психогенными факторами являются различные депрессивные состояния, проблемы, связанные со страхами, тревогой, чувством беспомощности.
Также болевой синдром может усиливаться во время химиотерапии, лучевой терапии, в послеоперационный период.
4. Самостоятельное заполнение таблицы «Факторы, способствующие появлению боли»
ФИО пациента: | |
В какое время суток чаще появляется боль: | |
Боль по продолжительности обычно (минут, часов, постоянно): | |
Факторы, которые провоцируют и усиливают боль: |
5. Подведение итогов
Методическая разработка к занятию №4 «Оценка интенсивности боли»
1. Определить основные характеристики боли совместно с пациентом.
2. Зарегистрировать в карту оценки боли полученные результаты.
3. Научить пациента вести Дневник самоконтроля боли
— оценка интенсивности боли — 30 минут
— заполнение дневника боли — 30 минут
Вид занятия: практическое занятие
Оснащение: журнал учета обучения слушателей в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом (приложение 1); карта оценки боли (приложение 3); визуально-аналоговая шкала оценки интенсивности боли; карта локализации боли, таблица «Факторы, наиболее часто способствующие появлению болей»; форма индивидуального Дневника боли (приложение 5), тетрадь 96 листов в клетку, линейки, ручки, карандаши, ручки.
При диагностике и планировании терапии болевого синдрома важно точно определить основные характеристики боли. Боль всегда субъективное переживание, она индивидуальна для каждого человека. От правильной диагностики будет зависеть эффективность назначенного лечения как лекарственного, так и немедикаментозного. Кроме того, болевой синдром должен отслеживаться в динамике ежедневно самим пациентом или родственником, обеспечивающим уход за близким человеком.
1. Приветствие, проверка присутствующих.
2. Индивидуальная работа со слушателями по заполнению Карты оценки боли (приложение 3). Медицинская сестра-преподаватель работает индивидуально с каждым слушателем школы. Задает уточняющие вопросы, для того, чтобы помочь точно определить характеристики болевого синдрома.
3. Индивидуальная работа со слушателями по заполнению и ведению дневника самоконтроля боли. Для дневника боли целесообразно завести общую тетрадь в клетку, разлиновать форму, на каждый день — отдельный лист тетради. Ведение индивидуального дневника боли позволит более точно оценить болевой синдром в динамике.
4. Подведение итогов занятия.
Методическая разработка к занятию №5 «Современный подход к лекарственной терапии ХБС. Правила проведения лекарственной терапии боли, возможные осложнения»
1. Проинформировать слушателей о современных подходах к проведению медикаментозной терапии
2. Проинформировать слушателей о правилах проведения лекарственной терапии.
3. Сформировать у слушателей осознанное отношение к врачебным назначениям.
Продолжительность занятия: 60 минут
Вид занятия: теоретическое занятие
Оснащение: журнал учета обучения слушателей в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом (приложение 1); таблица «трехступенчатая анальгетическая лестница ВОЗ» (приложение 4).
Эффективная терапия хронической боли онкологического генеза — сложная задача, требующая применения многокомпонентного комплексного подхода. На сегодняшний день специалисты располагают целым рядом эффективных методов лечения хронической боли, включая системную фармакотерапию анальгетиками и адъювантными лекарственными средствами, регионарное обезболивание и хирургические вмешательства. Основой лечения
хронической боли онкологического генеза у пациентов всех возрастных групп является системная фармакотерапия, которая оказывается эффективной более чем в 80% случаев.
1. Приветствие, проверка присутствующих.
2. Объяснение нового материала
Современный подход к лекарственной терапии ХБС
За последние годы созданы и нашли широкое применение многие новые опиоидные и неопиоидные препараты с лучшими свойствами, в том числе созданные для пролонгирования (длительное действие, до 72 часов) анальгетического действия и оптимизации неинвазивных способов введения анальгетиков в организм больного. Они производятся в различных лекарственных формах и отвечают основному принципу обезболивания хронической боли — неинвазивность, т. е. безболезненный, нетравмирующий способ введения. Самые распространенные из них таблетки, пластыри.
10 мг 30 м 60 мг 100 мг
— Используется для лечения умеренной и сильной боли;
— Отсутствие «потолка» анальгетического эффекта;
— Гибкая схема дозирования (широкое разнообразие таблетированных форм позволяет добиться оптимального результата);
«Морфин является наиболее безопасным, особо эффективным средством, известным против сильной боли. » (F.V. Abbot, R. Melzaсk, B.F. Leber, Morphine analgesia and tolerance// Scientific American, 1990; 262-2-19).
Использование трансдермальной терапевтической системы фентанила
— Сильный анальгетик- анальгетический потенциал =100,0 (т.е. фентанил в 100 раз сильнее морфина);
— Используется для лечения сильной боли;
— Отсутствие «потолка» анальгетического эффекта;
— Возможность трансдермального введения;
— Стабильный контроль боли в течение 72 часов.
Основные принципы проведения фармакотерапии боли
Для проведения эффективной лекарственной терапии боли необходимо выполнять следующие правила:
1. Соблюдать регулярность введения анальгетиков. Анальгетики вводятся «по часам», причем доза постепенно увеличивается, пока болевой синдром не уменьшится..
2. Последующую дозу вводить до того, как закончится действие предыдущей.
3. Предпочтительнее применять пероральное (через рот) введение анальгетиков.
4. Необходимо знать возможные побочные эффекты лекарственных препаратов и активно отслеживать их проявления (запор, тошнота, рвота, спутанное сознание, депрессия, угнетение дыхания и сознания и др.). При появлении каких-либо симптомов, необходимо сказать об этом медицинской сестре или врачу.
5. Ежедневно проводить оценку интенсивности боли и оценку эффективности терапии.
3. Подведение итогов занятия
Методическая разработка к занятию №6, 7 «Методики немедикаментозной терапии боли»
1. Проинформировать слушателей о современных подходах к проведению немедикаментозной терапии боли.
2. Обучить слушателей некоторым методикам немедикаментозной терапии боли.
Продолжительность занятия: 120 минут
Вид занятия: комбинированный урок
Оснащение: журнал учета обучения слушателей в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом (приложение 1); Памятки для пациентов «Методы немедикаментозной терапии боли»; индивидуальные дневники самоконтроля боли.
Учитывая всю сложность и многообразие патогенетических механизмов хронической боли, ее терапия не может быть ограничена только медикаментозным воздействием. В ряде случаев значительное облегчение пациенту может принести применение комплекса лечебных процедур, включающих физические факторы, элементы массажа, лечебной физкультуры, психотерапевтические методики помощи при болевом синдроме и другое.
1. Приветствие, проверка присутствующих.
2. Объяснение нового материала
Основные группы немедикаментозной терапии боли
Все методы лечения должны проводится после консультации с лечащим врачом!
Теплолечение особенно эффективно при лечении мышечных спазмов, миофасциальных болей и общего костномышечного дискомфорта, связанного с неподвижностью и слабостью. Нагревание ослабляет боль как конкурентный раздражитель, а также благодаря прямому воздействию на ткани. Местный эффект теплового воздействия включает мышечную релаксацию, увеличение притока крови и податливости тканей. Теплолечение поверхностных тканей проводится с помощью водяных или электрических грелок, а также специальными лампами. Прогревание глубоких тканей достигается ультразвуком, коротковолновой диатермией и микроволнами. Теплолечение может вызвать повреждение тканей и противопоказано:
— в зонах, прилегающих к металлическим или синтетическим протезам, а также к областям, содержащим костный цемент;
— в зонах с пониженной чувствительностью, парализованных частях тела или для ишемизированных тканей;
— в инфицированных зонах;
— непосредственно над опухолевой областью.
Дома вы можете использовать:
— Бутылку с теплой водой, завернутую в полотенце (t воды должна быть не больше 60 градусов)
— Нагретые гелевые пакеты, завернутые в полотенце
— Электрические грелки, подушки (можно контролировать температурный режим и изменять положение)
— Нагретые ядра вишневых косточек
Так же можно применять следующий метод: намочить отрезок ткани в горячей воде, отжать, положить на больное место, накрыв ткань полотенцем, на 10 минут.
Криотерапия (лечение холодом)позволяет за счет действия холода снизить местную воспалительную реакцию и уменьшить высвобождение медиаторов воспаления. Показана при миофасциальной и спастической мышечной боли, раздраженных, воспаленных венах, затруднениях оттока лимфы, суставных воспалениях. Осуществляется локальным воздействием пузыря со льдом, холодной водой, холодных компрессов, можно изготовить мешочек с горохом: 2/3 льняного мешочка наполнить сушеным горошком, охладить в течение 3-4 часов. Такой мешочек оказывает такой же эффект, как бутылка со льдом. Криотерапия противопоказана на участках с нарушениями чувствительности и недостаточным кровоснабжением.
Электротерапия— лечебное применение электрических токов различной частоты. Токи низкой частоты изменяют ионную среду клеточной мембраны тканей и вызывают аналгезию, воздействуя на свободные нервные окончания. Токи высокой частоты оказывают лечебное действие за счет образования тепла.
Чрескожная электронейростимуляция (ЧЭНС)осуществляется с помощью электродов, располагаемых на коже. ЧЭНС показана при лечении умеренных костно-мышечных болей и невралгии, но неэффективна при висцеральных болях. Выбирать место расположения электродов, частоту и интенсивность стимуляции после консультации специалиста пациент может самостоятельно. Иногда процедура может вызывать парестезию болезненной области. При хорошем эффекте ЧЭНС снижает потребность в системном назначении анальгетиков; метод относительно дешев, прост в применении и вызывает мало осложнений. ЧЭНС противопоказана пациентам с имплантированным водителем сердечного ритма.
Акупунктураиспользуется для облегчения боли, хотя механизм ее действия до конца не изучен. Суть метода заключается в погружении специальной иглы в классические акупунктурные точки или болезненную область. Это относительно дешевый и безопасный метод, снижающий при успешном применении, потребность в системных анальгетиках. Однако роль акупунктуры в лечении боли для паллиативной медицины окончательно еще не определена.
Механические виды терапии (прикосновение, массаж)могут облегчить боль, вызванную мышечным спазмом, миофасциальными синдромами или общим костно-мышечным дискомфортом, связанным с неподвижностью и слабостью. Сознательное прикосновение к пациенту рукой оказывает успокаивающее и согревающее действие и не имеет побочных эффектов. Используется в лечении с применением вибрационной терапии для устранения мышечных болей, напряжения, болей после повреждения нервов и ампутаций. Массаж стимулирует выработку эндорфинов и является идеальным средством проявления участия к больному. Он способствует общему, в том числе и мышечному расслаблению. Массаж должен подготавливать пациента к собственной физической активности, а не заменять ее.
Прикосновения очень важны для близких отношений, дайте понять своему родственнику, что вы рядом, вы заботитесь о нем. Но потребность в прикосновении является сугубо индивидуальной и зависит от культурных норм, так же как и «разрешенные» зоны. Вы знаете своего близкого человека и его предпочтения. Также родственники могут помочь близкому человеку при проведении массажа. Ниже приведены некоторые методики массажа.
— Ножной массаж. Обхватите стопу руками и делайте вращательные движения в сторону пятки и назад к кончикам пальцев. В конце процедуры заключите ногу в свои руки. Спросите Вашего близкого человека, понравился ли ему массаж, делайте акцент на определенных движениях, попробуйте новые, если этого хочет больной.
— Массаж плеч и затылка. Данный вид массажа можно делать как в положении сидя, так и стоя. Положите руки на затылок больного и делайте поглаживающие движения, слегка надавливая большим пальцем, от затылка к плечам. То же самое проделайте в обратном направлении, но не надавливая, и повторите эти движения несколько раз, все время возвращаясь исходной точке.
— Массаж ушных раковин. Осторожно поглаживайте край ушной раковины и слегка помассируйте мочку уха.
— Массаж головы. При этом близкий человек должен находиться в положении лежа. Поглаживайте кончиками пальцев голову радиально от лба к затылку, от ушных раковин к затылку и так по кругу, затем поглаживания можно продолжить полностью кистью рук, поглаживания не должны быть интенсивными, а плавными. Массаж не стоит проводить дольше 10-15 минут.
Физические упражнения, активные и пассивные, могут улучшить контроль боли и ослабить общий костно-мышечный дискомфорт, связанный с неподвижностью и слабостью. Пациентам с болями, вызванными весовой нагрузкой, особенно полезны упражнения в воде. Физическая активность стимулирует выработку эндорфинов, вызывает положительные эмоции и повышение настроения. По мере выполнения адекватно дозируемых нагрузок может улучшаться общая физическая форма пациента, что приглушает негативные проявления прогрессирования основного заболевания.
Мануальная терапияобычно практикуется для лечения болей в спине неонкологического происхождения. Онкологические пациенты часто обращаются к этому виду лечения, но при наличии или вероятности метастатического поражения позвоночника мануальная терапия противопоказана.
Ортопедические устройства и приспособления. Протезы, шины и другие поддерживающие приспособления могут облегчить или предотвратить боль, благодаря стабилизации или иммобилизации болезненных областей. Они особенно полезны при болях, связанных с движениями, и у пациентов с повышенным весом. Вспомогательные устройства для ходьбы, такие как костыли, палки и ходунки играют важную роль в профилактике болей, связанных с движением.
Иммобилизация, которую обеспечивает использование инвалидного кресла и постельный режим, является необходимой для пациентов, страдающих от сильных болей на фоне оптимальной анальгетической терапии и использования описанных выше средств физической поддержки.
Релаксационный метод лечения. Медицинская наука продолжает разрабатывать новые методы лечения различных патологических состояний, в том числе и такого симптомокомплекса, как «тотальная боль». В зависимости от превалирующей в каждом конкретном случае патогенетической составляющей, разными авторами рекомендуется применение самых разнообразных методов расслабления различной сложности, как в сочетании так и в отдельности. Самым простым считается глубокое контролируемое дыхание. Одна из методик приведена ниже:
Метод мысленных образов. Метод можно применять, если пациент способен мысленно сконцентрировать внимание на топографии болевых ощущений с конкретным представлением их локализации, способен при этом сконцентрироваться на удобном положении, при котором болевые ощущения становятся менее интенсивными, то для этого пациента будет более приемлем. По мере углубленного освоения этого метода релаксации у пациента может развиться так называемый внутренний взгляд, состояние отрешенного наблюдения за своим внутренним состоянием, за экстраполяционными характеристиками болевого синдрома на работу внутренних органов с оценкой различных внутренних ощущений, которые при этом происходят.
Возникает состояние, характеризуемое термином «медитация», то есть состояние, близкое к самогипнозу. Релаксационные методы лечения хронического болевого синдрома в начале проводятся под руководством квалифицированных специалистов, и только при достаточном освоении пациентом оптимального для его состояния метода релаксации лечение может продолжаться в амбулаторных и домашних условиях.
Фантазию можно использовать по-разному:
• Вы можете представить картины прошлого, вспомнить события, пережитые
моменты, ландшафты, людей. Важно, чтобы все это напоминало Вам о лучших днях Вашей жизни.
• Так же Вы можете просто фантазировать, представляя то, чего Вы не пережили, где не были. Например, можно представить себе тихое и спокойное место, друга, который поможет найти ответы на волнующие Вас вопросы, запахи, краски, звуки, пейзажи и многое другое.
• Так же Вы можете представить процессы, происходящие в Вашем организме, его мощь и ресурсы, способность к восстановлению (например, хорошее кровоснабжение больного места). Так, люди, создающее позитивное представление о терапии (например представляющие химиотерапию как оживляющую жидкость, а не клеточный яд), наименее всего подвержены ее побочным воздействиям.
Таким образом, Вы можете представить свою боль, ее форму, цвет, активность. Изменяя этот образ, Вы можете изменить интенсивность болевых ощущений и на время (возможно и надолго) успокоить боль. Представьте ее в форме маленького шарика, так, чтобы Вы могли с легкостью его выдохнуть, измените ее цвет (красный, черный) на светлый (например, желтый).
В ходе современных исследований было установлено, что область головного мозга, активирующаяся при возникновении болей, может быть подвержена влиянию посредством отвлечения и фантазирования.
Ароматерапия. Лечение запахами при правильном подборе эфирного масла и его дозы может оказывать отвлекающее, успокаивающее, либо наоборот, тонизирующие действие:
Бергамот: возбуждающее действие, повышает настроение.
Эвкалипт: укрепляющее, возбуждающее, дезинфицирующее действие, способствует повышению концентрации.
Ромашка: успокаивающее, расслабляющее действие.
Мелисса: успокаивающее, тонизирующее действие.
Мята: освежающее действие, способствует повышению концентрации, улучшению памяти.
Мирта: очищающее действие, подходит для релаксационных методик.
Апельсин: возбуждающее, гармонизирующее, согревающее действие, повышает настроение.
Розмарин: бодрящее действие, стимулирует восприятие, работу головного мозга.
Шалфей мускатный: тонизирующее действие.
Кедр: тонизирующее, стимулирующее, согревающее действие.
Лимон: освежающее, дезинфицирующее, тонизирующее действие, улучшает самочувствие, стимулирует работу сердца.
Хорошее воздействие могут оказать запах цветов, яблок. Главное выбрать подходящий запах, и не использовать его в больших количествах.
Природные масла можно применять по-разному. Можно капнуть несколько капель в какой-нибудь сосуд, глиняный горшочек или ароматическую лампу. Можно так же капнуть несколько капель любимого эфирного масла в воду во время принятия ванны. Это же подходит для ванночек для рук и ног.
Эфирные масла могут вызывать аллергию и, например, мигрень. Используйте только высококачественные натуральные масла, приобретенные в специализированных магазинах.
3. Заполнение индивидуального Дневника самоконтроля боли
4. Индивидуальные практические занятия могут заключаться в проработке каких-либо методик по желанию слушателей.
5. Подведение итогов
Методическая разработка к занятию №8 «Итоговое занятие»
1. Проанализировать полученные знания и навыки слушателями в школе по результатам контрольных заданий.
2. Проанализировать отношение пациентов и членов их семей, обучающихся в школе, к проведенным занятиям и полученным знаниям по вопросу диагностики и купирования боли.
Продолжительность занятия: 60 минут
Вид занятия: практическое занятие
Оснащение: журнал учета обучения слушателей в школе «Жизнь без боли» для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом (приложение 1); индивидуальные дневники самоконтроля боли; Памятки для пациентов.
1. Анкетирование слушателей в форме тестового контроля (приложение 6).
2. Индивидуальное заполнение дневников боли.
3. Индивидуальное консультирование по возникшим вопросам.
4. Подведение итогов обучения в школе
Комплект методических разработок для занятий в школе «Жизнь без боли» для персонала, принимающего участие в обучении пациентов и их родственников
Методическая разработка к занятию №1 «Основные этапы организации процесса обучения пациентов и их родственников»
1. Проинформировать слушателей об основных понятиях и принципах педагогического процесса
2. Рассказать об основных этапах организации процесса обучения.
3. Рассказать слушателям об основных методах обучения, применяемых в процессе обучения пациента и его родственников.
Продолжительность занятия: 120 минут
Вид занятия: теоретическое занятие
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Это особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу опыта и культуры, накопленной предыдущими поколениями, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Основной целью медицинской сестры — преподавателя является улучшить уровень качества жизни пациента в болезни.
1. Знакомство со слушателями, проверка присутствующих.
2. Объяснение нового материала:
Педагогика — это наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта, от педагога к ученику.
Для определения педагогики в сестринском деле также информативно звучит определение В.И. Слуцкого «Педагогика — это искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком. Данное определение затрагивает как основные задачи педагогики в сестринском деле (например, адаптация пациента для жизни в болезни, пропаганда здорового образа жизни и др.), так этику и деонтологию сестринского дела.
Основными принципами педагогической деятельности являются:
1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
2. принцип систематичности и последовательности;
3. принцип наглядности;
4. принцип доступности и посильности;
5. принцип учета возрастных особенностей обучаемых.
1. Информацию населения о роли медицинской сестры.
2. Осуществление контактов с другими работника ми здравоохранения.
3. Развитие межличностных отношений с пациента ми и родственниками пациента.
4. Проведение кампаний, связанных с охраной здоровья ребенка и различных групп населения.
5. Развитие доступных, соответствующих местным условиям информационных ресурсов здравоохранения.
После этого этапа можно переходить непосредственно к планированию процесса обучения. Для этого необходимо поставить четкую, выполнимую цель и определить какие действия нужно предпринять для достижения цели.
При планировании и реализации процесса обучения медицинская сестра-преподаватель должна владеть основными методами обучения.
Основными методами обучения являются:
1. Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, лекция, конференция, объяснение, разъяснение, инструктаж, работа с книгой)
2. наглядные методы (демонстрация, иллюстрация, наблюдение, просмотр)
3. Практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия)
Для организации эффективного обучения медицинская сестра должна использовать комплекс наглядных, словесных и практических методов. Например:
— беседа с родителями и их детьми с опорой на правила, законы, например, по проблеме наркомании, табакокурения и т.д.;
— рассказ, лекция о половом развитии, профилактике инфекционных заболеваний и др.;
— упражнение, выполнение заданий по образцу с последующим обобщением применяются, к примеру, для выработки умений по уходу за новорожденным, рекомендаций для пациентов и родственников по уходу;
— объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах (объяснение причин бесплодия, влияния алкоголя на плод и т. д.);
— сообщение двух подобных правил (алгоритмов выполнения практического действия) с последующим анализом разного поведения пациента, разного развития событий, явлений, процессов;
— эвристическая беседа, ведущая к выводу, например, по проблеме наркомании или алкоголизма;
— поиск примеров, фактов, подтверждений на основании событий, законов, правил (примеры выздоровления пациентов с онкологическими заболевания ми, больных наркоманией, ознакомление населения с литературой по вопросам охраны здоровья);
— радио- и видеовыступления по актуальным вопросам охраны здоровья;
— организация лекториев для родителей, пациентов и их родственников и др.
Педагогическая деятельность должна быть циклична, т. е. в итоге проведенных мероприятий по обучению пациентов должен присутствовать элемент обратной связи с обучаемыми (контроль знаний, умений, навыков). В этом случае процесс обучения будет эффективным.
3. Задание для самостоятельной работы слушателей: Сформулировать и записать основные этапы организации процесса обучения пациента при дефиците знаний в области самоухода.
4. Подведение итогов занятия.
Методическая разработка к занятию №2 «Этика и деонтология общения с пациентом и его родственниками. Факторы, способствующие эффективному общению с пациентом»
4. Проинформировать слушателей об основных понятиях и принципах педагогического процесса
5. Рассказать об основных этапах организации процесса обучения.
3. Рассказать слушателям об основных методах обучения, применяемых в процессе обучения пациента и его родственников.
Продолжительность занятия: 120 минут
Вид занятия: комбинированный урок
Оснащение: памятки «Факторы, способствующие и препятствующие общению с пациентом»
Этические аспекты общения в сестринском деле предполагают специальные знания и умения медицинских сестер, что приобретает в настоящее время в российском здравоохранении особую актуальность. Медицинская сестра – специалист, с которым пациент общается наиболее длительно. Медицинская сестра должна организовать общение с пациентом и его родственниками с учетом требований медицинской этики и деонтологии, психологических правил общения.
1. Проверка присутствующих.
2. Проверка самостоятельной работы слушателей. Самостоятельная работа должна быть выполнена с учетом пяти этапов процесса обучения: сбор данных о пациенте, выявление проблем, связанных с дефицитом знаний и умений пациента, планирование процесса обучения (цели, методы обучения, организация занятий), реализация процесса обучения, контроль полученных знаний и умений.
3. Объяснение нового материала:
Главный этический принцип – НЕ НАВРЕДИ!
Круг проблем медицинской этики и деонтологии чрезвычайно широк. Многие из них нашли свое отражение в «Этическом кодексе медицинской сестры России», принятом в 1997 году Ассоциацией медицинских сестер России и Кодексе Международного Совета сестер, сформулированном представителями Национальной сестринской ассоциации.
К основным принципам и нормам медицинской этики относятся:
1. Принцип автономии.
Предполагает уважение к свободе личности, а также право пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, отказ от лечения, на полную информацию о заболевании и лечении. Медицинская сестра обязана не только уважать личность пациента, но и оказывать ему психологическую поддержку в затруднительных ситуациях.
2. Принцип непричинения вреда.
Не причинять ущерба пациенту ни прямо, ни косвенно. Нельзя совершать нечто безнравственное или творить зло только потому, что за этим может последовать нечто положительное, полезное для пациента.
3. Принцип благодеяния.
Уважение к нравственным ценностям пациента, который в конкретной ситуации сам выбирает для себя приоритеты в триаде « жизнь – свобода – автономия».
4. Принцип справедливости.
Доступность медицинской помощи для любого пациента в соответствии со стандартом этой помощи, существующим в обществе.
Нормы медицинской этики:
1. Норма правдивости.
Обязанность медицинской сестры (в пределах её компетенции) говорить пациенту правду, чтобы наилучшим образом реализовать идеи уважения личности, создания атмосферы терапевтического сотрудничества.
2. Норма приватности.
Обязанность медицинской сестры уважать право пациента на личную жизнь и не вторгаться в неё, тем более грубо, без согласия пациента или острой необходимости.
3. Норма лояльности.
Соблюдение медицинской сестрой принципа благодеяния и ее добросовестное отношение к своим обязанностям.
4. Норма конфиденциальности.
Доверительность отношений медицинской сестры и пациента, неразглашение (без согласия пациента) информации, сообщенной медицинской сестре пациентом.
5. Норма компетентности.
Требует от медицинской сестры владения профессиональными знаниями, а также признания пределами своей компетенции области медицины и своей сестринской специальности.
Понятие медицинской тайны
Под медицинской тайной следует понимать этическое (и юридическое) запрещение разглашения сведений о болезни, интимной и семейной жизни больного, которые доверяются врачу самим больным или его родственниками или поступают из других источников. По сути дела, необходимость соблюдения врачебной тайны является частью понятия биомедицинской этики – «охрана частной жизни пациента».
Общение в сестринском деле
Общение в сестринском деле – обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом. Это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
2. Экспрессивная (эмоциональная)
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми.
Выделяют два типа общения:
1. Словесный (вербальный) – наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.
Беседа с пациентом – целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Следует избегать языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.
Речь как средство общения выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить отражает индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Громкая речь должна нацелить медсестру на мысли о нарушении слуха у пациента. Медицинская сестра должна помнить, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
2. Бессловесный (невербальный).
Бессловесный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца – они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Зоны психологического комфорта
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
— интимное – менее 40см,
— личное – 40 см – 2 м,
— социальное – 2 – 4 м,
— публичное – более 4 м.
При личном общении с пациентом необходимо соблюдать личную зону комфорта, при проведении занятий вы будете находится в социальной зоне комфорта с рабочей группой. Интимную зону комфорта не рекомендуется нарушать, только при выполнении лечебных процедур.
Факторы, способствующие и препятствующие общению
Помимо внешней стороны общения (вербального и невербального) существует ещё и внутренняя, скрытая сторона общения – психологические закономерности восприятия людьми друг друга. Эти закономерности определяет:
— предшествующая информация о человеке;
-личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников;
1. Психологический прием «Имя собственное».
Основан на произнесении вслух имени, отчества человека, с которым вы общаетесь. Имя и личность неразделимы, поэтому, когда вы обращаетесь не абстрактно к человеку, а индивидуально, это вызывает у него положительные эмоции.
2. Психологический прием «Зеркало отношений».
Лицо человека дает более полную, чем глаза, характеристику психологического состояния человека.
3. Психологический прием «Золотые слова».
Правила применения комплимента в общении:
а) Комплимент должен отражать только положительные качества того, кому они адресуются.
б) Отражаемое положительное качество должно иметь небольшое преувеличение, без значительных преувеличений.
в) Надо учитывать мнение самого человека о тех качествах, которые восхваляются в комплименте.
г) Комплимент должен констатировать, т.е. утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее усовершенствованию.
4. Психологический прием «Терпеливый слушатель».
У каждого человека есть потребность в самовыражении, оно связано с установлением контакта между субъектами общения. (Например: медсестра должна выслушать пациента, не перебивая его, и не переводя тему разговора на свои интересы.
Факторы, препятствующие общению
Факторы, которые служат причиной непонимания собеседников, и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения, называют барьерами общения.
Выделяют 3 формы барьеров общения:
1) Барьеры понимания:
— фонетический барьер (невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством слов-паразитов);
— стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения, или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
— логический барьер (сложна, непонятна или неправильна логика рассуждений, доказательств, невладение механизмами общения).
2) Барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие порой к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения):
— Барьер «неверных стереотипов»
— Барьер акцентуаций характера
3) Барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию):
— Барьер предвзятости и беспричинно негативной установки
— Барьер отрицательной установки, введенный в опыт кем-либо из людей
— Барьер боязни контактов с людьми
— Барьер ожидания непонимания
— Барьер отрицательных эмоций (барьер общения, возникающий на почве страдания, вызванного как психическими, так и физическими причинами; барьер общения, вызванный гневом; барьер отвращения и брезгливости; барьер презрения, барьер страха).
Правила общения медицинского работника с пациентом
2. При установлении контакта расстояние между медсестрой и пациентом должно быть не менее 1,5 метров, недопустима преграда в виде большого стола.
3. Глаза собеседников должны находиться на одном уровне.
4. Не носить сильно затемненные очки, т.к. пациент может подумать, что медработник смотрит на него постоянно.
5. Если пациент пытается создать некую преграду перед глазами (рука, бокал), то это сигнал, что медицинская сестра использует к нему неправильный подход и вызывает негативную реакцию.
6. Для установления теплых отношений с пациентом следует сесть рядом с ним, прикоснуться к нему.
7. Использовать при общении с пациентом технику активного слушанья. При активном слушании пациента медицинский работник должен:
— задать пациенту актуальный вопрос: «Можете ли Вы рассказать о своих проблемах?»;
— если пациент обрывает фразу, повторить его последние три слова, что позволит ему продолжить разговор;
— не отвлекаться от основной темы разговора;
— задавать обратный вопрос: «Как Вы думаете, почему?»;
— избегать медицинской лексики: т.е. используйте простой язык;
— кивать во время беседы;
— спрашивать о чувствах пациента: «Какие чувства Вы испытываете?».
— во время беседы необходимо помнить, что вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Вопрос: «Вы хотите сахар к чаю?»- это открытый вопрос, т.к. может быть несколько ответов. Вопрос: «Вы чай пьете без сахара?»- это закрытый вопрос, т.к. вы уже сказали ответ на него.
— вопросы нужно задавать только открытые, чтобы больше расположить к себе пациента и получить подтверждение от него о правильно воспринятой информации.
4. Выполнение практических заданий. Слушатели делятся на рабочие группы по два человека: «медицинская сестра — пациент», проводят расспрос пациента, учитывая принципы этики и деонтологии и правила общения с пациентом
5. Подведение итогов.
Методическая разработка к занятию №3 «Особенности психотерапевтического общения с инкурабельным пациентом и его родственниками»
1. Проинформировать слушателей об основных понятиях и принципах педагогического процесса
2. Рассказать об основных этапах организации процесса обучения.
3. Рассказать слушателям о основных методах обучения, применяемых в процессе обучения пациента и его родственников.
Продолжительность занятия: 120 минут
Вид занятия: комбинированное занятие
Оснащение: памятки «Принципы психотерапевтического общения с инкурабельным пациентом и его родственниками»
Общение с пациентом, страдающим хроническим болевым синдромом, требует от медицинского работника не только общепризнанных навыков ведения беседы, но и элементов ведения психотерапевтической беседы. Медицинская сестра должна понимать, что на психологические реакции пациента влияют множество факторов: лекарственная терапия боли, сознание неизлечимости заболевания, наличие других тягостных симптомов, сопутствующих заболеванию.
1. Проверка присутствующих.
2. Объяснение нового материала:
Болезнь не исчерпывается страданием больного органа пациента. В большей степени, пациент страдает от неизбежности своего состояния. Осознание неизлечимости заболевания ведет к огромным переменам в мироощущении человека. Это большой психологический труд – понять, что ты не излечим и принять возможность скорой смерти.
Очень важно учитывать, что пациент при принятии болезни должен пройти определенные стадии, которые приведут его сознание на новый уровень. Эти стадии описала в своей книге «О смерти и умирании» в 1969 году Элизабет Кюблер-Росс:
1. Стадия «отрицание» («нет не я, это не рак, этого не может быть и т.д»). Она наступает после психологического шока от произошедшего факта потери, услышанной тяжелой новости и т.д. Отрицание – это защитная реакция организма человека, она позволяет принять случившееся постепенно, без последствий для психологического здоровья пациента. Но иногда данное состояние человека может привести к желанию изоляции, тяжелому оцепенению.
2. Стадия «протест». Выражается обостренным чувством злости, гнева на родственников, на медицинских работников, на самого себя, на окружающих здоровых людей. В этой стадии могут зарождаться страхи, страдания, как духовные, так и физические. Медицинский работник должен принять эту злость и гнев адекватно, не принимая на себя. Пациент прежде всего злится на сложившуюся ситуацию, а не на Вас.
3. Стадия «попытка заключить сделку». Пациент пытается вести переговоры со всеми, кто имеет, по его мнению, силу поменять сложившиеся обстоятельства (врачи, медицинские сестры, политики, а прежде всего, Бог). Важно для медицинского персонала не дать пациенту ложной надежды, объективно и правильно объяснить ему его состояние и методы возможного лечения, родственникам необходимо обеспечить психотерапевтическую помощь.
4. Стадия депрессии. Пациент и его родственники значительно ближе к принятию потери, они ощущают близость потери, смерти. Очень важно проводить систематические беседы, давать пациенту выговориться. Именно на этом этапе важно предупредить такие тяжелые последствия как суицид. Причем мы обращаем внимание, как на пациента, так и на его родственников.
Роль сестринского персонала состоит в том, чтобы правильно оценивать течение той или иной стадии процесса принятия плохой новости, предстоящей потери, тяжелого заболевания. Следует вовремя выявлять те состояния пациента и членов его семьи, которые могут привести к страшным последствиям (суицид, психическое заболевание и т.д.). Но необходимо помнить, что страхи и депрессии являются очень частыми проблемами, но они не являются обязательной частью болезни.
Медицинская сестра должна провести сбор информации о семье пациента. Можно задать следующие вопросы, на которые необходимо получить полноценные ответы:
1. Кто является основным лицом, заботящимся о пациенте?
2. Знают ли родные о диагнозе и прогнозе?
4. Помогут ли они пациенту?
5. Не вызовет ли необходимость оказания помощи: