Что значит физиологические особенности

Физиологические особенности человека

Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей: клеток, органов, функциональных систем. Это весьма разветвлённая наука, охватывающая исследование многих проблем, связанных с различными функциями живого организма, с их взаимодействием, регуляцией и приспособлением к внешней среде, происхождением и становлением в процессе эволюции. Одна из основных задач физиологии животных и человека – изучение регулирующей и интегрирующей роли нервной системы в организме. В решение этой задачи существенный вклад внесли выдающиеся российские физиологи И.П. Павлов (1849–1936), создавший учение о высшей нервной деятельности (он удостоен Нобелевской премии 1904 г.), и И.М. Сеченов, обосновавший в классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. В частности, И.П. Павлов разработал метод условных рефлексов и установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга и определяющие основные особенности человека как феномена природы.

С биологической точки зрения появление человека разумного может казаться вполне ординарным событием. Однако человек – носитель разума, мысли, это особый феномен природы. В процессе развития живых систем сформировался мозг – материальная основа разума. Элементы разумного поведения проявляют многие высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, и только лишь в его социальном сообществе сформировалась, а затем развивалась коллективная память, названная В.И. Вернадским научной мыслью.

Научная мысль – это созданный человеком разумным на определённой стадии его развития независимый от отдельной особи коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания. И только человек в состоянии использовать такой аппарат для решения своих практических проблем. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью человека стала великой геологической силой, способной преобразовать биосферу. «Научная мысль как проявление живого вещества, по существу, не может быть обратимым явлением – она может остановиться в своём движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени», – писал В.И. Вернадский.

Известный естествоиспытатель Ч. Дарвин, глубже других познавший тайны зарождения жизни, считал, что самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственные чувства, или совесть. Другой известный всему миру американский учёный-натуралист П.С. Брэгг (1881–1976), познавший многие секреты долголетия, утверждал: «Духовное – это первое начало в человеке, его индивидуальность, которая делает каждого из нас неповторимым. Разум – второе начало, средство выражения души. Тело – третье начало человека, физически видимая его часть, при помощи которой выражается разум человеческий и обеспечивается связь с окружающей средой. Все эти три начала составляют единое целое, именуемое человеком».

Характерные особенности и специфика человека, отличающие его от других высших животных, закреплены в материальном носителе разума – мозге (рис. 4.14). Чем же мозг человека отличается, например, от мозга похожих на него приматов? Как бы это ни показалось странным, но сравнительно недавно специалисты не видели принципиальных различий в строении их мозга.

На основании проведённых за последние 30–40 лет исследований строения и специфики работы мозга, выяснилось, что простейший функциональный элемент мозга не отдельная клетка, а структурный ансамбль нервных клеток – нейронов со сложными фиксированными, но разветвлёнными взаимосвязями. Обычно один ансамбль управляет вполне определённым процессом или одной функцией организма.

Эволюция мозга, его усложнение происходили не столько за счёт роста числа нейронов, а сколько за счёт организации и упорядочивания отдельных структурных ансамблей и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные ансамбли разветвляются в форме вертикальных колонок, включающих клетки древних слоев мозга, расположенных в его нижних пластах, и клетки более поздних поверхностных слоев. В результате усложнения связей и увеличения их числа происходят и качественные изменения структурных ансамблей.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, определяющие такие функции, как зрение, слух и двигательные реакции тела, мало различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей мозга человека, управляющих его речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, и определяющих способность человека к трудовой деятельности. У человека заметно выделяются лобные доли, которые, согласно сложившимся представлениям, осуществляют интеграцию различных функций мозга в целенаправленные поведенческие реакции, а также участвуют в ассоциативных и обобщающих мыслительных процессах. У человека относительно большая площадь лобных долей мозга – около 25 %, и общее число нейронов более 1010.

Несмотря на многие достижения современного естествознания, мозг человека остается одним из самых загадочных объектов исследования. Тем не менее, к настоящему времени удалось определить функции нейромедиаторов, с помощью которых передаются биохимические сигналы от одного нейрона к другому, и выяснить механизмы действия кратковременной и долговременной памяти живых организмов. За эту работу известные учёные А. Карлссон (р. 1923), П. Грингард (р. 1925) и Э. Кэндель (р. 1929) удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине в 2000 г.

Мозг как единая система обладает удивительным свойством – памятью. Память наделяет человека главным ориентиром в окружающем мире. Она придает направленность событиям, связывая настоящее с прошедшим и сегодняшнее поколение с нашими предками. Именно благодаря памяти накапливалась информация и передавалась от поколения к поколению, и, следовательно, благодаря ей развивалась и развивается цивилизация.

Память человека зависит не только от конкретных биохимических процессов в отдельных нервных клетках, но прежде всего от того, в каких именно клетках они происходят, от расположения их в том или ином отделе мозга и их связи друг с другом. Основа памяти – установление связи между воспринимаемыми образами, нервными клетками и их ансамблями, между отделами и уровнями мозга. Извлечение информации из кладовых памяти подобно игре на удивительном по своей сложности инструменте, из которого опытный исполнитель извлекает чудесные мелодии.

Именно на установлении и последующем поиске связей основана мнемотехника – система приёмов, облегчающих запоминание. В трактате «Об оракуле» выдающийся римский политический деятель, оратор и писатель Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в V в. до н.э. Вот как это было. Знатный фесселиец Скопас устроил празднество, где Симонид должен был исполнить поэму в честь хозяина. Но Симонид включил в поэму не только хвалу хозяину, но и божественным братьям-близнецам Кастору и Поллуксу. Рассердившийся хозяин заявил, что уплатит ему только половину суммы, а остальное пусть платят братья-близнецы. Через несколько минут поэту сообщили, что на улице его ждут двое молодых людей. Когда Симонид вышел, крыша зала рухнула и погребла под собой хозяина и всех гостей. Юноши, вызвавшие поэта, были воспетые им братья; они наградили его за добрые слова и наказали хозяина за его низость. Тела погибших были так изуродованы, что даже родственники не смогли опознать своих близких, чтобы подобающим образом похоронить их. Им помог Симонид. Он запомнил, в каком порядке люди сидели за столом, и поэтому сумел опознать погибших, и помог ему в этом принцип искусства запоминания: главное условие хорошей памяти – это способность упорядоченно располагать в мыслях все то, что следует запомнить. Этот принцип позднее лёг в основу театра памяти, популярного в эпоху Возрождения, и к настоящему времени стал универсальным. Не им ли мы пользуемся сегодня при написании плана сочинений и при составлении каталога компьютерной базы данных? Ответ очевиден: конечно же, он помогает и логично излагать мысли, и рационально использовать компьютер. Более того, по такому же принципу строилось классическое университетское образование, нацеленное не столько на запоминание каких-то сведений и фактов, сколько на нахождение связи между ними, на умение нахождения нужной информации и на её рациональное использование, т.е. на умение построить свой театр памяти, чтобы постигать новые знания.

Отметим ещё одно характерное свойство мозга. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Однако наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства растущий ребёнок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Повествование Киплинга о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими благородными животными джунглей, а затем, уже зрелым юношей, вновь вернувшемся в «человеческую стаю», – только красивая сказка. Редкие реальные, подобные случаи показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из человеческого общества и выжившее в джунглях, вернувшись через много лет к людям, уже никогда в полной мере не сможет овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. Генетический потенциал ограничен во времени жёсткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек по своему развитию остается на уровне того же примата.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн. М.: Директ-Медиа, 2017.

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2019.

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.

Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

Источник

Физиологические особенности человека

Физиология как наука о жизнедеятельности целостного организма, его отдельных частей, клеток, органов, функциональных систем. Понятие психологии человека, социологические аспекты. Антропогенез и его этапы: палеоген и неоген. Человек как индивид и личность.

РубрикаБиология и естествознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления27.04.2014
Размер файла40,2 K

Что значит физиологические особенности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Физиологические особенности человека

Эволюция мозга, его усложнение происходили не столько за счет роста числа нейронов, сколько за счет организации и упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные ансамбли разветвляются в форме вертикальных колонок, включающих клетки древних слоев мозга, расположенных в его нижних пластах, и клетки более поздних поверхностных слоев. В результате усложнения связей и увеличения их числа происходят и качественные изменения структурных ансамблей.

Несмотря на многие достижения современного естествознания, мозг человека остается одним из самых загадочных объектов исследования. Тем не менее, к настоящему времени удалось определить функции нейромедиаторов, с помощью которых передаются биохимические сигналы от одного нейрона к другому, и выяснить механизмы действия кратковременной и долговременной памяти живых организмов. За эту работу известные ученые А. Карлссон (1923), П. Грингард (1925) и Э. Кэндель (1929) удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за 2000 г.

Отметим еще одно характерное свойство мозга. Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Однако наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются только при условии, что с раннего детства конкретный ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Генетический потенциал ограничен во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, то потенциал гаснет, а человек по своему развитию остается на уровне того же примата.

В истории человечества немало примеров, показывающих, что не только отдельная личность, но и целые сообщества людей обязаны вести непрерывную работу по овладению, сохранению и приумножению того, что выделяет людей из животного мира. Малейшее ослабление усилий или, что еще хуже, сознательное пробуждение в людях низменных начал в ущерб разуму, когда, например, преследуются неблагородные политические цели, с поразительной быстротой ведут к потере культурных завоеваний, возрождению дикости и агрессивности даже в цивилизованном обществе.

2. Психология человека

Знание особенностей психики (своей и других) ориентирует человека в деле самосовершенствования и построения профессионального жизненного пути. Но освоение фактов и закономерностей психологии идет не стихийно, а путем планомерного образования, самообразования.

Существование и развитие организма в среде обеспечиваются процессами познания и исполнения системой психологических регуляторов поведения. Знания, как отображения некоторых реальностей в голове человека, есть явления психики и, в свою очередь, сами являются реальностью, необходимой для целесообразной регуляции нашей активности. Мы можем знать о том, что недоступно органам чувств, и порождать знание о том, чего нет в культуре или природе. Владение теоретическим знанием качественно улучшает практическое решение задач. Ориентироваться в психологических закономерностях возникновения и динамизма знаний важно для самообразования, организации и улучшения профессиональной деятельности.

3. Социологические аспекты

Французский философ-просветитель Ж. Кондорсэ (1743—1794) полагал, что в основе общественных отношений лежит безграничное совершенствование знаний. «Способность человека к совершенствованию,— писал он,— действительно безгранична, рано или поздно настанет момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную только свободными людьми. ». По его мнению, человеческий прогресс подчинен определенным общим законам, знание которых помогает предвидеть, направлять и ускорять дальнейшее развитие.

Широко известно высказывание французского философа П. Гольбаха (1723— 1789): «Излишек едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, посылать миллионы людей на бойню, разрушать крепости, превращать в прах города, погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни, и распространять отчаяние и бедствие на длинный ряд веков».

Первоначальные представления о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях, чудесное рождение различных поколений богов, а затем и людей составляет канву мифологических текстов. Позже появились различные версии религиозно-креационистского взгляда на происхождение человека.

Уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. В учениях греческих философов Анаксимандра (VII—VI вв. до н.э.), Эмпедокла (V в. до н.э.), Анаксагора (V в. до н.э.), Демокрита (V в. до н.э.), римского поэта и философа Тита Лукреция Кара (I в. до н.э.) возникновение человека объясняется без апелляции к сверхъестественным силам и сущностям.

Однако античные представления о происхождении человека носили натурфилософский, умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обобщения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов.

Начало научной антропологии относят к середине XVIII в. Так, К. Линней в своей классификации видов растений и животных не просто отнес человека к животному миру, но и поместил его рядом с человекообразными обезьянами. Следующий этап становления научной антропологии связан с идеями Ж. Ламарка, который предположил, что человек произошел от древней человекообразной обезьяны, в силу перемены климатических условий перешедшей к наземному образу жизни и прямохождению. Прямохождение способствовало изменению строения позвоночника, мускулатуры, кисти, челюстей, головного мозга и т.д. Ж. Ламарк предложил целый спектр верных и интересных идей, но не нашел им убедительных эмпирических подтверждений.

До середины XIX в. в антропологии ведущие позиции по-прежнему занимала креационистская концепция. Систематическое опровержение креационизма началось в середине XIX в. В 40-50-е гг. французский археолог Б. Де Перт, основываясь на находках грубо обработанных каменных орудий, доказывал, что человек появился значительно раньше, чем предполагают библейские тексты. В 1871 г. Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» выдвинул идею животного происхождения человека от обезьяноподобного предка и утверждал, что современные человекообразные обезьяны представляют собой боковые ветви антропогенеза. К этому времени уже были найдены фрагменты скелетов древних предков человека, которые послужили эмпирическим материалом, подтверждающим гипотезу Ч. Дарвина.

В антропологии существует также тарзиальная гипотеза происхождения человека от древнего долгопята, предложенная английским антропологом Ф.В. Джонсом. Эта концепция не имеет значительного числа сторонников, сразу же после выдвижения в 1916 г. она была подвергнута критике и фактически опровергнута. Во второй половине XX в. биохимические и молекулярные исследования еще раз подтвердили, что по составу белков долгопяты очень далеки от человека, тогда как человекообразные обезьяны обнаруживают значительное сходство.

Тот вид обезьян, от которого произошел человек, обладал большим по сравнению с другими видами объемом головного мозга, более короткими передними конечностями и более длинными задними. По-видимому, этот вид обезьян передвигался как по земле, так и по деревьям (брахиация). Однако передвижение по земле преобладало над брахиацией. Считается, что предки человека питались как растительной, так и животной пищей. Древние человекообразные обезьяны жили небольшими стадами, которые достаточно быстро передвигались по открытым пространствам африканской саванны. Способность к быстрому освоению окружающей среды, цепкие конечности, способные к манипуляциям с различными предметами, привели к развитию нервной системы и достаточно большого и дифференцированного головного мозга. Эти биологические предпосылки впоследствии стали важнейшими факторами возникновения сознания и языка.

Прародиной человечества считается Восточная Африка. Именно в ее экваториальной части сложились наиболее подходящие условия для возникновения человека: теплый и влажный климат, разнообразный ландшафт, многообразный растительный и животный мир и т.п. Ранние гоминиды населяли влажные тропические леса, а затем вышли из них на открытые пространства. Значительное похолодание, которое привело к исчезновению тропических лесов, предоставило эволюционное преимущество именно прямоходящим саванным обезьянам. Некоторые антропологи предлагают концепцию происхождения человека от прибрежных обезьян, обитавших по берегам рек и пресных водоемов в полусаванной гористой местности, однако эта точка зрения не является общепринятой.

Существует две гипотезы происхождения человеческих рас: моногенетическая (моногенизм) и полигенетическая (полигенизм). Согласно моногенетической гипотезе, человеческие расы произошли от единого предка и начали формироваться на этапе Homo sapiens, т.е. человека разумного. Полигенетическая гипотеза, напротив, утверждает, что человеческие расы произошли от разных, никак не связанных друг с другом видов древних обезьян, живших на разных материках.

Следствием полигенетической гипотезы является утверждение, что современное человечество представляет собой несколько различных видов. Гипотеза полигенеза не подтверждается эмпирически, да и теоретически выглядит не слишком убедительно. Главным аргументом против является тот факт, что различные человеческие расы смешиваются друг с другом и оставляют здоровое, жизнеспособное потомство. Но общеизвестно, что при скрещивании животных разных видов здоровое потомство, в свою очередь способное к размножению, не рождается. Другим аргументом является отсутствие принципиальных различий в строении головного мозга, скелета, свойствах крови и т.д. между представителями разных человеческих рас. Различия в цвете кожи, разрезе глаз, структуре волос и т.п. не являются существенными. Таким образом, моногенетическая гипотеза имеет значительные преимущества перед полигенетической.

Освобождение передних конечностей способствовало тому, что древние обезьяны стали использовать различные подручные предметы (палки, камни, кости и т.п.) в целях самозащиты или добывания пищи. Разнообразные и все усложняющиеся манипуляции с предметами развивали и трансформировали кисть, большой палец постепенно удлинялся и все больше противопоставлялся другим пальцам руки. Повышение чувствительности кисти в свою очередь позволяло древним предкам человека совершать все более и более сложные манипуляции с предметами.

Прямохождение также сыграло немаловажную роль в развитии психики, поскольку двуногое передвижение требовало совершенно иной координации движений, чем брахиация. Изменение положения головы при двуногом передвижении способствовало расширению поля зрения и возрастанию роли зрительной информации в процессе ориентации, что также имело следствием развитие и усложнение психики.

Ни одно животное не способно использовать одни предметы для изготовления других, но при этом многие животные, а не только высшие приматы используют природные средства для добывания пищи, самообороны и т.п. Возникновение трудовой деятельности связано с переходом от случайных манипуляций с камнями, палками и костями к изготовлению необходимых для повседневной жизнедеятельности предметов.

Основными этапами антропогенеза считаются:

Палеонтологические находки XX в. позволили восстановить облик ископаемых приматов эпохи неогена. Остатки скелета дриопитека обнаружены в 1856 г. во Франции, т.е. они были известны уже современникам Ч, Дарвина.

Некоторые антропологи выдвигают предположение, что австралопитеки не были предковой формой человека, что это особая ветвь гоминид, которая не получила дальнейшего развития. На роль предка человека предлагается близкое к австралопитековым существо с более развитым головным мозгом, произошедшее от прибрежных обезьян. На этом же основании утверждается, что отнесение человека умелого к австралопитековым ошибочно: человек умелый действительно является предком современного человека, однако он представляет собой один из подвидов прибрежных обезьян.

Хабилисы занимались охотой и умели изготавливать грубые и примитивные, но уже достаточно разнообразные орудия труда (около 20 видов). Многочисленные находки каменных орудий, разбитых костей животных и камней в районе обитания олдувайского человека свидетельствуют об этом. Исходным материалом для примитивных орудий служила галька, которую Олдувайский человек оббивал с одной стороны, создавая режущий край. Часто, характеризуя трудовую деятельность хабилиса и ее результаты, говорят об олдувайской культуре или галечной индустрии. В основе олдувайской культуры лежит умение Homo sapiens изменять форму одного предмета с помощью другого. Ни одна современная высшая обезьяна не может этого сделать. Умение изготавливать орудия труда говорит о том, что олдувайский человек уже вышел за пределы животного мира. Но с другой стороны, галечные орудия лишены повторяющейся, устойчивой формы, на протяжении 2 млн. лет они не претерпели никаких изменений.

Олдувайский человек охотился на мелких и крупных животных, занимался рыболовством, собирал птичьи яйца и ягоды. Способы охоты олдувайского человека были достаточно разнообразны: загоны в болота и ямы, облавы. Пойманную жертву добивали камнями и массивными ветками. Известно, что хабилисы не поедали добычу сразу, ее делили между всеми членами первобытного стада либо прямо на месте охоты, либо доставляли добычу к местам стоянок. Хабилисы ели сырое мясо. Множество расколотых крупных костей, которые найдены на стоянках Олдувайского человека, свидетельствует о том, что хабилисы употребляли в пищу костный мозг. Использование засадной и загонной охоты для добывания пищи говорит о высокой степени кооперации, которая существовала в первобытных стадах хабилисов. Распределение ролей во время охоты, необходимость дележа добычи способствовали дальнейшему развитию социальных отношений и формированию сознания человека умелого.

Homo sapiens занимался коллективной охотой и умел использовать огонь. На стоянках древних людей обнаружен внушительный слой пепла. Предполагается, что использование огня началось примерно 750 тыс. лет назад, однако это был естественный огонь, горение которого поддерживалось на протяжении длительного времени. Поначалу архантропы применяли огонь для согревания и отпугивания хищников, но не для приготовления пищи. Архантропы питались сырым или случайно обожженным мясом. Умение искусственно добывать огонь и его систематическое использование появились только 120—100 тыс. лет назад в эпоху палеантропов.

Остатки скелета палеантропа были обнаружены в 1856 г. в Германии в долине Неандерталь в устье реки Дюссель. Именно по месту обнаружения этот древний человек был назван неандертальцем. Любопытно, что первый череп взрослого палеантропа женского пола был найден еще в 1848 г. на скале Гибралтар в Испании, однако на него обратили внимание только после обнаружения костных остатков в долине Неандерталь и появления теории антропогенеза Ч. Дарвина. Затем фрагменты скелетов палеантропов были найдены также в Азии и Африке. Судя по географии находок, палеантропы не проникли только в Америку и Австралию, но в Европе, Азии и Африке они жили повсеместно.

Рост неандертальцев достигал 160 см, при этом они имели коренастое, крепкое, даже могучее телосложение. Объем мозга неандертальца составлял 1350—1418 см3. В 1908 г. были даже найдены остатки скелета мужчины-неандертальца, объем головного мозга которого достигал 1600 см3. Эта находка позволила сделать вывод о том, что размеры мозга некоторых палеантропов не уступали размерам мозга современного человека. Однако структурно мозг палеантропов сохранял определенное сходство с мозгом человекообразных обезьян: лобные и височные доли были развиты значительно меньше, чем у современного человека.

У неандертальцев помимо естественно-биологического разделения труда по полу и возрасту возникает более дифференцированное и сложное социальное разделение труда.

После возникновения кроманьонца человек биологически не изменился. На сегодняшний день отсутствуют данные, которые свидетельствовали бы о трансформации головного мозга. На протяжении последних 30—40 тыс. лет мозг человека не изменился структурно, а его объем в среднем составляет от 1300 до 1400 см3. Безусловно, действие естественного отбора продолжается, однако теперь отбор осуществляется на уровне зародышевых клеток, которые при наличии каких-либо серьезных генетических отклонений погибают на ранних стадиях развития.

Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антропогенеза все еще неполна, многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогенеза не носил линейного характера. Эволюция не только человека, но и всего живого осуществляется путем постоянного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна линия в конце концов приводит к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы. Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

В современной науке наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения. Понятно, что в этом случае особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный этап социализации, который «запускает» или, напротив, «блокирует» генетические механизмы.

На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Человека можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее биологическому миру и подчиняющееся его законам. Такой взгляд выражается в понятии «индивид», т.е. конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные особенности человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность», которое означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества, поэтому личность иногда определяется как социальная индивидуальность. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению. Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.

В современной науке представлены и другие концепции структуры личности. Например, российский психолог И. Кон предлагает следующую модель:

— экзистенциальное «Я», субъектно-деятельное начало;

— переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональные понятия.

Российский культуролог и философ П. Гуревич рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п.

Важным для характеристики личности является свойство идентичности. По мнению американского психолога Э. Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов:

Понятие «личность» следует отличать от понятия «характер», т.е. совокупность психологических особенностей человека, его психологической индивидуальности.

Список используемой литературы

3. Хорошавина С.Г. Курс лекций «Концепции современного естествознания». Ростов н/Д: «Феникс», 2000

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *