Что значит фискальная функция

Что значит фискальная функция

Попытки совершенствования налоговой системы начались задолго до обсуждения проекта налогового кодекса. Ослабление налогового бремени для товаропроизводителей провозглашено в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1004 «О некоторых вопросах налоговой политики». Реальная политика, проводимая в налоговой сфере, прямо противоречила провозглашенным целям усиливалась фискальная функция налоговой системы, активно развивались органы государственного управления, решающие проблему сбора налогов [c.92]

Комбинированные ставки тарифа — это сочетание адвалорных и специфических пошлин. Их главная особенность в отечественной тарифной системе — преимущественная нацеленность на фискальные функции, т. е. на максимизацию таможенных платежей зачастую безотносительно к изменению внешнеторговых (импортных) цен. [c.45]

Таким образом, финансовая бухгалтерия содержит информацию как о доходах, так и об общей сумме расходов. Это позволяет заинтересованным внешним пользователям проверить правильность налоговых расчетов, не углубляясь в тайны калькулирования. (Сформулированное положение справедливо лишь в том случае, когда перед налоговыми органами не стоит задача проверить, не было ли у предприятия продаж продукции по ценам ниже себестоимости. Подобные фискальные функции государствам с рыночной экономикой не свойственны.) [c.344]

Фискальная функция означает, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней. Эта функция является превалирующей. [c.512]

На всех стадиях производства и реализации товаров, продукции (работ, услуг) создается добавленная стоимость. Это разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Часть добавленной стоимости является объектом налогообложения. Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным федеральным налогом. Он выполняет, главным образом, фискальную функцию и используется в целях регулирования доходной базы региональных и местных бюджетов через механизм бюджетных трансфертов. [c.550]

Основными функциями налогов являются фискальная и стимулирующая, или регулирующая. Фискальная функция означает, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней. Стимулирующая, или регулирующая, функция означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. [c.577]

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга. [c.93]

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения. [c.99]

НДС выполняет преимущественно фискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных условиях получать дополнительную прибыль. [c.116]

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления. [c.79]

Распределительная (фискальная) функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах. [c.19]

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции — фискальную и экономическую. По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют, по меньшей мере, еще три распределительную, стимулирующую и контрольную. Подобный разброс мнений далеко не случаен, поскольку сторонники наличия сверх фискальной функции только одной экономической (или распределительной, или регулирующей) функции при раскрытии ее экономической сути определяют различные сегменты этой фун- [c.95]

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога [c.99]

Снижение тяжести налогообложения на отечественного товаропроизводителя связано прежде всего с вопросом о ставке налога на прибыль. Ставка налога на прибыль и определяет, в какой мере данный налог сочетает в себе стимулирующую и фискальную функции. В промышленно развитых странах ставка налога на прибыль ориентирована прежде всего на развитие производства. [c.224]

Средства от сбора таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет и выполняют, как и все прочие налоги, фискальную функцию. Кроме того, таможенные пошлины являются инструментом налогового регулирования ВЭД. Их применение призвано способствовать защите интересов национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта. [c.508]

Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование, как было отмечено выше, порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция (по одноименному названию казны государства). Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от его форм. В тоталитарных и экономически слабых государствах, как правило, фискальная функция налога превалирует над остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов. [c.84]

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т. е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования — обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств. [c.87]

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. [c.90]

Налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула. Разумеется, определенное стимулирующее начало заложено и в фискальной функции, ибо сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных сфер. Разумное и целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно, оно не прямого действия, а подчас проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной деятельности, поэтому производство — первостепенный объект налогового стимулирования. Однако это не значит, что налог должен быть наделен в качестве самостоятельной стимулирующей функцией. [c.92]

Как проявляется на практике фискальная функция налога [c.97]

Наиболее характерная черта налоговой системы общества является их возвратность. Взимаемые государством налоги расходуются в конечном счете на удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся. Н. выполняют две функции фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Экономическая функция Н. состоит в регулировании (поощрении или сдерживании) темпов развития общественного производства, воздействии на политику капитальных вложений, платежеспособный спрос населения и г. д. [c.139]

Сущность налогов и сборов проявляется в их двух функциях — фискальной и регулирующей. Фискальная функция была присуща налогам и сборам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов и сборов недостаточно развита. [c.19]

Большая часть налогов и платежей в добыче имеет чисто фискальные функции и установлена относительно валового дохода, то есть никак не зависит от экономической эффективности (прибыльности) хозяйственной деятельности. [c.327]

Подоходный налог с населения наравне с выполнением важных социальных и фискальных функций играет определенную роль в повышении трудовой активности работников, в том числе в производственной сфере. Благодаря введению гибкого прогрессивного [c.219]

Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Она обеспечивает формирование доходов бюджета. В результате практического использования налоги исполняют очень важную роль в перераспределении ВВП между участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство преследует следующие цели. [c.175]

Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Так реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов Государственного бюджета Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 22.02.99 г. № 36-ФЗ О федеральном бюджете на 1999 год предусмотрено, что доходная часть федерального бюджета в 1999 году на 84,34% должна быть сформирована за счет налоговых платежей. [c.175]

Фискальная функция. Федеральные резервные банки выступают в роли фискальных агентов федерального правительства. Государство получает огромные суммы за счет налогообложения, но несет столь же астрономические расходы, а кроме того, покупает и погашает свои облигации. Для проведения всех эти операций государство использует средства и возможности ФРС. [c.289]

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции — фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную [c.118]

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику. [c.144]

Фискальная функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. [c.156]

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной поли- [c.156]

Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию. [c.157]

Концептуальная основа второй — идея концентрации усилий тарифной политики исключительно на перспективных направлениях при одновременном открытии внутреннего рынка (соответственно ослабление протекционистской защиты) в секторах неперспективных производств. В пользу такой стратегии свидетельствует и мировая практика тарифной защиты национальных производителей разными странами. Именно такую стратегию широко практикуют промышленно развитые страны традиционно рыночной ориентации, для которых характерна значительная дифференциация тарифной защиты национальных производителей в зависимости от стратегических приоритетов развития экономик. В России же степень такой дифференциации ныне на порядок ниже. Российская тарифная система пока сориентирована не столько на протекционистские, сколько на фискальные функции, т. е. на увеличение доходов госбюджета при низкой дисциплине уплаты внутренних налогов импортные пошлины суть одна из наиболее надежных источников пополнения госказны. Политика же фронтального и в одностороннем порядке снижения Россией импортных ставок не только резко контрастировала бы с практикой ведущих держав в мировой торговле, но и нанесла бы серьезный ущерб российским производителям. [c.46]

Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога — образование государственного денежного фовда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога. [c.99]

С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективнос- [c.100]

Теперь проследим историю развития вопроса о роли и функциях налогов. В» индивидуалистической теории налога А. Смита и Д. Рикардо и их последователей роль налогов ограничивается лишь фискальной функцией. А. Смит с его идеей о невмешатель- [c.230]

Через фискальную функцию ( Через регулирующую функцию — [c.86]

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение — обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична1 В 1992—1997 гг. этот налог был так же фискален, как и все налоги, взимаемые в этот период на территории Российской Федерации. [c.210]

Источник

Пути оптимизации проблем и совершенствование фискальной функции налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

В условиях непростой экономической ситуации налоговые органы страны являются важнейшим рычагом системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов казахстанцев. В настоящее время есть положительные сдвиги по взиманию налогов, улучшению качества администрирования.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков[1].

Фискальная (бюджетная)функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование имобилизация финансовых ресурсов государства, атакже аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Фискальная функция налогов оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).

Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов, поддерживая стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны окружающей среды и т.д., т.е. поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов. Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционных расходов, т.е. государственные деятели могут выбирать такую политику, которая не только приведет экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.

Оценка эффективности фискального налогообложения чрезвычайно проблематична. И дискреционная, и автоматическая фискальная функция налогов играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционного фискального налогообложения. К ним можно отнести:

Проблемой в реализации фискальной функции является перевод денежных средств в оффшорные зоны, что препятствует поступлению их в государственный бюджет. Простейшая схема оффшорных операций основывается на наиболее универсальном принципе налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы и то имущество, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в конкретном государстве.

В мировой практике в качестве льготы применяется налоговый инвестиционный кредит, он был рассмотрен выше, т.е. вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании[3].

Концептуальное изменение фискальной политики государства в переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее налогообложение.

Нестабильность налогового законодательства, внесение в него изменений, корректировок, не лучший путь в финансовой сфере. Для стабильности в налогообложении считаем, необходимым законодательно закрепить недопустимость любых изменений в течение налогового года, а также установить нормы ограничения на внесение поправок, влияющих на усиление налогового бремени.

Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того как в конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими органами. Однако меры социального налогового регулирования научно-технического прогресса думается, должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения.

Таким образом, проанализировав все недостатки и достоинства действующего фискального механизма налогообложения целесообразным предложить следующее:

1. достижение уровня налоговых ставок, которые бы не сталкивали интересы плательщиков и государства, а также разработка качественной системы предоставления скидок и льгот;

2. ограничение внесений в части поправок и корректировок в Инструкции и другие нормативные акты, для того, чтобы они не противоречили Налоговому Кодексу РК, а лишь разъясняли его;

3. создание качественных секторов информационного разъяснения, периодически вводимых новшеств в Закон, с целью доведения их до населения;

4. повышение уровня налоговой культуры налогоплательщиков;

5. снижение коррупции;

6. разработка эффективных мер снижения уклонений от уплаты налогов;

7. дальнейшее совершенствование информационно-технического обеспечения налоговых органов, которое бы облегчило деятельность налоговых инспекторов в организации учета и контроля налогоплательщиков.

Таким образом, фискальное налогообложение имеет первостепенное значение в функционировании эффективной налоговой системы и в экономическом развитии Республики Казахстан[4].

4. Нурмуратов С.С. Налоговая реформа и направления налоговой политики //Транзитная экономика.-2013.-№3.-25с.

Источник

Фискальная функция налогов

Налоги как особая финансовая категория выражают присущие финансовым отношениям свойства, имеют отличительные признаки, форму движения и функции. Функции налогов определяют их сущность в социально-экономическом отношении, то есть внутреннее содержание. На сегодняшний день варианты возможны следующие – фискальная, контрольная, регулирующая, социальная, распределительная.

Что значит фискальная функция

Именно в функциях проявляется сущность налога. Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию.

Фискальная функция является основополагающей, прежде всего, для понимания самой природы и сути налога. Этимологически слово берет начало от латинского fiscus – «казна, карман». На практике выражена в обеспечении потребностей государства в плане финансов, то есть любое государство будет всегда соблюдать и охранять свой фискальный интерес. Фискальные отношения можно определить как налогово-доходные и бюджетно-расходные, сосуществующие неразделимо в едином течении государственной жизни.

Обеспечение финансовых запросов государства в реальности обуславливает необходимость разрешения следующих противоречий:

Основное бремя формирования налоговых поступлений в отношении развитых стран возложено на косвенные налоги. Такие взносы уплачивает конечный потребитель товаров, работ, услуг.

На величину налоговой нагрузки существенно влияют такие факторы, как милитаризация, масштабы госвмешательства в экономику, размеры госсобственности. Через фискальную функцию находит отражения главное назначение налогов по поводу аккумулирования финансовых ресурсов государства, направляемых на предоставление государственных благ обществу.

Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

Распределительная функция налогов главным образом состоит из перераспределении материальных средств между представителями общества, то есть перераспределение средств от более бгатых к более бедным слоям общества.

Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Фискальная функция порождает другую функцию налогов — контрольную.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *