Что значит фгт в музыкальной школе
Введение ФГТ в учреждениях дополнительного образования
Введение ФГТ в учреждениях дополнительного образования
- комплекс обязательных предметов; учебная нагрузка аудиторная от 8 до 14 часов в неделю, с учетом домашнего задания до 26 часов; срок обучения от 5 до 9 лет в зависимости от возраста поступления; мелкогрупповые занятия (от 4 до 10 человек); обязательное домашнее задание, консультации; промежуточная и итоговая аттестация (контрольные работы, экзамены); свидетельство об окончании Школы, облегчающее поступление в средние и высшие учебные заведения по профилю; определенные требования к материально-технической базе учреждения, кадровому ресурсу.
Важная информация для учащихся, родителей и преподавателей.
С 1сентября 2013 года МБОУ ДОД «Пикалевская детская школа искусств» начинает постепенный переход к реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с Федеральными государственными требованиями
Как известно, в течение многих лет, детские школы искусств и музыкальные школы, работали в системе дополнительного образования детей и юридически были приравнены к домам творчества, кружкам и станциям юных техников.
Фактически же музыкальные школы являлись первой ступенью профессионального образования, были фундаментом уникальной системы взращивания музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, которая сложилась в России почти сто лет назад и получила широкое мировое признание.
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам устанавливаются Федеральные государственные требования (ФГТ). В настоящее время утверждены ФГТ по следующим образовательным программам:
Учащиеся, успешно окончившие обучение по предпрофессиональной программе, получат свидетельство об окончании школы установленного государственного образца.
Главное: с введением новых программ само содержание деятельности школы кардинальным образом не изменится, ведь принципы, заложенные в ФГТ, возвращают нас к историческим истокам, к традициям, к тем изначальным целям и задачам, которые успешно решались на протяжении десятилетий и которые всецело соответствуют сегодняшнему понятию «предпрофессиональное образование».
Какие конкретные изменения в образовательном процессе нас ожидают?
2. Школы также имеют право на реализацию образовательных программ в сокращенные сроки и по индивидуальным учебным планам, для чего в учреждении должны быть разработаны соответствующие локальные акты.
3. Школа получила право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими критериям отбора: с соответствующими данными, памятью, вниманием, трудоспособностью, имеющие мотивацию к обучению.
МБОУ ДОД «Пикалевская детская школа искусств» прошла процесс лицензирования на право ведения образовательной деятельности по предпрофессиональным образовательным программам. Создается необходимая нормативно-правовая база и учебно-методическое обеспечение.
Пожелаем себе и друг другу удачи и новых творческих открытий на этом пути!
Что значит фгт в музыкальной школе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства культуры РФ от 1 октября 2018 г. № 1685 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе»
В соответствии с частью 5 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2018, № 11, ст. 1591) приказываю:
1. Утвердить по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 161 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе» (зарегистрирован Минюстом России от 13 апреля 2012 г., регистрационный № 23834).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации Н.А. Малакова.
Министр | В.Р. Мединский |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 декабря 2018 г.
Утверждены приказом
Министерства культуры
Российской Федерации
от 1 октября 2018 г. № 1685
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе
I. Общие положения
1.2. ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:
— выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
— создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
— приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения;
— приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
— приобретение детьми опыта творческой деятельности;
— овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
— подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства.
1.3. ФГТ разработаны с учетом:
— обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» и образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области музыкального искусства;
— сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. ФГТ ориентированы на:
— воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
— формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
— формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
— воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
— формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
— выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
1.6. Обучающиеся по программе «Хоровое пение» имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению с учетом настоящих ФГТ.
1.8. ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Хоровое пение», разработанной образовательной организацией на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательной организацией.
II. Используемые сокращения
2.1. В настоящих ФГТ используются следующие сокращения:
III. Требования к минимуму содержания программы «Хоровое пение»
3.1. Минимум содержания программы «Хоровое пение» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение обучающимся в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
— знание характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
— знание музыкальной терминологии;
— умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
— умение самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
— умение создавать художественный образ при исполнении музыкальных произведений;
— навыки чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
— первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
— навыки публичных выступлений;
— знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
— знание музыкальной терминологии;
— умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
— умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
— умение создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкальных произведений;
— умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложных музыкальных произведений;
— умение исполнять несложные фортепианные партии (аккомпанемент) в камерно-вокальных произведениях;
— навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
— навыки подбора по слуху музыкальных произведений;
— первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
— навыки публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
— знание музыкальной грамоты;
— знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
— первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
— умение использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на фортепиано;
— умение осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
— навыки восприятия элементов музыкального языка;
— сформированные ладоинтонационные и метроритмические навыки;
— навыки вокального исполнения музыкального текста, сольфеджирования, пения с листа;
— навыки анализа музыкальных произведений;
— навыки записи музыкального текста по слуху;
— первичные навыки и умения по сочинению музыкального текста.
3.3. Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
— знание основного вокально-хорового репертуара;
— знание начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
— знание основ дирижерской техники;
— знание основного фортепианного репертуара;
— знание различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
— умение читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;
— умение исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
— первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
— первичные знания в области элементарной теории музыки (основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала);
— умение осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспонирование музыкального материала (в тональности и от звука);
— умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкальных произведений;
— наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения его содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических, фактурных, темповых и других элементов музыкального языка;
— навыки сочинения и импровизации музыкального текста;
— навыки восприятия музыки широкого стилистического диапазона.
3.4. Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
— наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
— знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
— знание профессиональной терминологии;
— умение передавать авторский замысел музыкальных произведений с помощью органичного сочетания слова и музыки;
— навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
— сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
— наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
— воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
— сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
— знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
— знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
— знание профессиональной терминологии;
— воспитание исполнительских качеств;
— навыки слухового контроля, чтения с листа и транспонирования музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
— навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
— навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкальных произведений;
— наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
3.4.3. Основы дирижирования:
— знание основного вокально-хорового репертуара;
— умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемых произведений с учетом характера каждой партии;
— наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.
— сформированный комплекс знаний, умений и навыков, способствующих творческой деятельности и отражающих наличие у обучающегося художественного вкуса, звуковысотного музыкального слуха, памяти, чувства лада, метроритма, в том числе:
— знания музыкальных стилей;
— первичные теоретические знания в области профессиональной музыкальной терминологии;
— умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, определять и анализировать аккордовые и интервальные последовательности;
— умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
— умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
3.4.5. Слушание музыки:
— наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных формах и жанрах;
— способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения;
— умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанных музыкальных произведений, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
3.4.6. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
— первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
— знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
— знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
— умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
— знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основных стилистических направлений, жанров;
— знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
— знание профессиональной музыкальной терминологии;
— сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
— умение определять на слух фрагменты изученных музыкальных произведений;
— навыки по восприятию музыкальных произведений, умение выражать понимание и свое отношение к музыкальному материалу, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
3.4.7. Элементарная теория музыки:
— первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
— умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкальных произведений;
— наличие первичных навыков по анализу музыкального текста с точки зрения его содержания, формы, жанра, ладогармонических, метроритмических, фактурных, темповых и других элементов музыкального языка.
IV. Требования к структуре программы «Хоровое пение»
4.1. Программа «Хоровое пение» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОО. Программа «Хоровое пение» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.
Программа «Хоровое пение», разработанная ОО на основании настоящих ФГТ, должна содержать следующие разделы:
— планируемые результаты освоения обучающимися ОП;
— календарный учебный график;
— рабочие программы учебных предметов;
— систему, критерии оценок и форму промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения ОП обучающимися;
— программу творческой, методической и просветительской деятельности ОО.
Разработанная ОО программа «Хоровое пение» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Хоровое пение» в соответствии с настоящими ФГТ.
4.2. Программа «Хоровое пение» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ФГТ.
Учебный план программы «Хоровое пение» должен предусматривать следующие предметные области:
— теория и история музыки; и разделы:
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Хоровое пение» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1933 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 2296 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОО самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОО на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 40 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При формировании ОО вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
4.3. Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю. Объем максимальной самостоятельной работы обучающихся не должен превышать 10 часов в неделю.
V. Требования к условиям реализации программы «Хоровое пение»
5.1. Требования к условиям реализации программы «Хоровое пение» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хоровое пение» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
5.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОО должна создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
— выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
— организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и других мероприятий);
— посещений обучающимися организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и других учреждений);
— организации творческой и просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств по видам искусств, профессиональными ОО, ОО высшего образования, реализующими ОП в области музыкального искусства;
— использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
— эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
— построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
— эффективного управления ОО.
5.4. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. График каникул устанавливается ОО самостоятельно.
5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Хоровое пение» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
5.7. ОО должна обеспечивать изучение учебного предмета «Хор» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ОО.
5.8. Программа «Хоровое пение» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.9. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и других учреждений), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ОО.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио-и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.10. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОО.
Консультации могут проводиться рассредоточенно и/или в счет резерва учебного времени в объеме 126 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 150 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения.
В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
5.11. Оценка качества реализации программы «Хоровое пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ОО могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОО.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОО самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ОО разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОО самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Хоровое пение» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению образования по образовательным программам среднего профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки обучающимся выставляются по каждому учебному предмету. Оценки могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОО на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ОО самостоятельно. ОО разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
— навыки коллективного хорового исполнительского творчества, исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;
— знание профессиональной терминологии, вокально-хорового и фортепианного репертуара;
— достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
— умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
— наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
5.12. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ОО укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хоровое пение». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный № 52016). Доля преподавателей, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
В ОО создаются условия для реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Педагогические работники ОО должны осуществлять творческую и методическую работу.
ОО должна создать условия для взаимодействия с другими ОО, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе с профессиональными ОО и ОО высшего образования, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хоровое пение», использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы «Хоровое пение» должны обеспечивать ОО исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Хоровое пение» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
— по учебному предмету «Хор» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
5.15. Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база ОО должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОО должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
— концертный зал с концертным роялем или пианино, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием;
— помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
— учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
— учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Фортепиано», оснащаются роялями или пианино.
В случае реализации 00 в вариативной части учебного предмета «Ритмика» учебная аудитория оснащается пианино, звукотехнической аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.
В случае реализации ОО в вариативной части учебного предмета «Музыкальная информатика» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 12 кв.м. 1
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки» оснащаются роялем или пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОО создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОО обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
1 В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано Минюстом России 20 августа 2014 г., регистрационный № 33660).
Обзор документа
Минкультуры определило новые требования к освоению дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».
Как и ранее, срок освоения программы для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с 6,5 до 9 лет, составляет 8 лет.
Обучающиеся могут получить образование по индивидуальному учебному плану, в т. ч. в ускоренном режиме.