Что значит фенологические наблюдения
Что такое фенология?
Фенология – наука о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.
Наблюдения за ходом сезонных изменений ведутся на основе заметных изменений природы, например, начало и окончание листопада, прилёт и отлёт птиц, появление грибов, первый снег и заморозок – такие явления называют феноиндикаторами, и они же определяют наступление той или иной фазы развития природы.
За явлениями природы наблюдают несколько лет, а затем выводят среднюю дату их наступления. С помощью такого календаря можно спрогнозировать лучшие сроки для проведения сезонных работ в лесном, сельском, охотничьих хозяйствах.
Традиционный метод сбора фенологической информации – визуальный, он не требует специального оборудования и приборов, может быть организован в любой природной зоне по всему миру.
Места наблюдений должны находиться в пределах ландшафта, характерного для данной местности, где достаточно полно представлены все предполагаемые объекты наблюдений.
При организации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:
Наблюдения необходимо проводить только над теми объектами (виды растений и животных), которые хорошо известны наблюдателю.
Точно указывайте место наблюдения (район, населённый пункт, географические координаты).
Наблюдение должно быть подробно записано и внесено в базу фенологической сети в тот же день, когда оно проводилось.
Наблюдения должны быть регулярными: в весенний и осенний периоды не реже одного раза в 2–3 дня (в связи с быстрой сменой явлений); летом допускаются бо́льшие перерывы; в конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.
О фенологии
Феноло́гия – наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Появление листьев и окончание листопада, зацветание деревьев и кустарников, прилет птиц и появление грибов, первый снег и последний заморозок – вся череда множества сезонных явлений в природе – это и есть фенологические фазы, за которыми ведутся наблюдения. По сути, все мы является фенологами, поскольку вольно или невольно на протяжении года отмечаем эти события в природе около дома, школы или в лесу.
Сезонные изменения в природе определяют уклад жизни многих народов. Наблюдения за ними (фенологические) – самый массовый, многолетний и достоверный источник информации о состоянии природы. Их проведение во многом способствовало развитию логического мышления у людей, становлению экологической культуры населения.
Люди с давних пор вели наблюдения за сезонными изменениями в природе. Это было не просто проявление любопытства, а суровая необходимость: от умения делать выводы на основе наблюдений, прогнозировать развитие ситуации, зависела напрямую жизнь наших предков. Да и сейчас мы пытаемся по характеру прилета птиц, цветения растений и другим явлениям предугадать раннюю весну, жаркое лето или затяжную, снежную зиму. Причем велись эти наблюдения большим количеством людей, а не одиночными жрецами или монахами (как это происходило, например, в случае с астрономическими наблюдениями). В быте, эпосе, традициях, приметах, поговорках, костюмах разных народов можно видеть тесную зависимость и связь уклада жизни наших предков с сезонными изменениями в природе. Особенно она характерна для истории народов нашей северной страны, где четко проявляется смена четырех сезонов года, каждый из которых требовал от людей соответствующих действий, навыков, приспособлений. И только успешное «прохождение» каждого сезона («готовь сани летом!») обеспечивало продолжение жизни людей по итогам года.
Фенология стоит на стыке биологии и географии. В биологическом плане она изучает особенности сезонного развития организмов (деревьев, птиц, насекомых и т.д.). В географическом – закономерности сезонного развития природы в связи с положением объектов наблюдений в пространстве и на местности. Это очень интересная и важная для людей система знаний и сведений о жизни окружающей нас природы.
О фенологической сети
Систематические фенологические наблюдения в России ведутся уже более 200 лет. Первую программу для наблюдений в Восточной Европе в 1848 году для натуралистов-любителей создает Русское Географическое общество (отдел статистики, П.И.Кеппен, В.С.Порошин). 12 000 таких программ было распространено на территории России. В 1938 г была опубликована единая методика и расширенная усовершенствованная программа для наблюдений, которая и послужила первым руководством для добровольных корреспондентов фенологической сети.
В дореволюционной России фенологическими наблюдениями занимались крестьяне и учителя, врачи и гимназисты, энтузиасты и чиновники. Традиция добровольных наблюдений была продолжена в советское время, когда они велись на сотнях пунктов. Количество пунктов наблюдений достигало нескольких тысяч. Почтовые отправления с пометкой «фенологическое» пересылались бесплатно. Тысячи школьников были увлечены наблюдениями за природой родного края. Составлялись и издавались календари природы, сборники статей, на ежегодных конференциях добровольные наблюдатели и специалисты обменивались опытом.
Однако в годы перестройки и реформ это истинно народное движение стало уделом немногих энтузиастов. Отменили бесплатную почтовую пересылку, мизерные доходы не позволяли людям из деревень даже послать письма с материалами наблюдений. Фенологическая сеть стала стремительно редеть. Но и сейчас энтузиасты занимаются организацией фенологических наблюдений. Присылают в центр (Санкт-Петербург и Москва) сообщения примерно из 100 пунктов. Наблюдения продолжают вести в региональных отделениях РГО.
Что значит фенологические наблюдения
Фенологические наблюдения
Смена времен года и связанные с ней явления природы зависят в первую очередь от условий погоды, и так как эти условия в различные годы складываются не одинаково, то и сезонные изменения в природе наступают в различные календарные сроки, хотя и следуют в одном и том же порядке.
Например, по многолетним наблюдениям, сезонные изменения наступают в средней полосе в следующие сроки:
Календарные сроки | Средний | Самый ранний | Самый поздний |
Появление проталин | 18 марта | 3 февраля | 11 апреля |
Прилет грачей | 19 марта | 7 марта | 31 марта |
Прилет скворцов | 30 марта | 7 марта | 15 апреля |
Прлет жаворонков | 1 апреля | 18 марта | 15 апреля |
Начало сокодвижения у березы | 4 апреля | 24 марта | 15 апреля |
Прекращение санного пути | 9 апреля | 25 марта | 28 апреля |
Вскрытие рек | 12 апреля | 12 марта | 1 мая |
Зацветание мать-и-мачехи | 17 апреля | 17 марта | 10 мая |
Первая гроза | 2 мая | 23 апреля | 31 мая |
Начало цветения одуванчика | 13 мая | 2 мая | 27 мая |
Зацветание липы | 13 июля | 15 июня | 30 июля |
Первый осенний заморозок | 14 сентября | 14 августа | 8 октября |
Пролет журавлей | 27 сентября | 14 августа | 21 октября |
Первый снег | 12 октября | 17 сентября | 7 ноября |
Устойчивый снежный покров | 28 октября | 2 октября | 20 ноября |
При фенологических наблюдениях над растениями отмечают определенные ступени, фазы в их росте и развитии, или фенофазы. Например, у деревьев и кустарников отмечают начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов и соцветий, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало заметного листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. У трав наблюдают время появления бутонов, соцветий, начала цветения, появления первых зрелых плодов и семян, вторичного цветения (которое иногда наблюдается осенью).
Деревья, кустарники и травы необходимо выбирать для наблюдения такие, которые растут в типичных условиях данной местности по рельефу, почве. В процессе наблюдений и при составлении календаря природы убеждаемся в определенной последовательности различных сезонных явлений.
Так, по средним многолетним данным, для средней полосы европейской части Советского Союза характерны следующие порядок и сроки облиствения, цветения и плодоношения деревьев и кустарников. Облиствение наступает в таком порядке.
По тем же данным, сроки начала цветения у древесно-кустарниковой растительности наступают в следующем порядке.
Плоды или семена созревают в такой последовательности.
Первая половина июля | |
Осина | Семена по мере созревания разлетаются |
Вяз | Висят на дереве недолго |
Тополь | Семена по мере созревания разлетаются |
Вторая половина июля | |
Черника | Ягоды скоро опадают |
Бузина красная | Ягоды остаются на ветвях до высыхания мякоти |
Смородина черная | Ягоды держатся на ветвях 2 недели |
Малина | После созревания опадают |
Волчье лыко | Держатся недолго |
Береза бородавчатая | Разлетаются после созревания в течение 3-4 недель |
Первая половина августа | |
Крушина ломкая | Держатся долго |
Рябина | Держатся долго |
Вторая половина августа | |
Шиповник | Долго остаются на кустах |
Бересклет | Держатся недолго |
Черемуха | Держатся 2-3 недели |
Первая половина сентября | |
Орешник(лещина) | Скоро опадают |
Калина | Держатся до сильных морозов |
Дуб | Держатся недолго |
Вторая половина сентября | |
Клен остролистный | Держатся недолго |
Боярышник | Остаются на кустах долго |
Липа мелколистная | Остаются на дереве до марта следующего года |
Вторая половина октября | |
Ольха черная и серая | Семена выпадают из шишек до конца зимы |
Ель | Семена выпадают из раскрывшихся на дереве шишек через 7-9 месяцев после цветения, в январе-марте, шишки опадают в год вылета семян |
Лиственница | Семена выпадают из раскрывшихся на дереве шишек в ноябре. После высыпания семян шишки не опадают 2-3 года |
Сосна | Семена созревают в ноябре через 18 месяцев, а выпадают после цветения в марте-мае (через 22 месяца).Период лета семян продолжается около 45 дней |
Ясень обыкновенный | Опадают зимой |
Знание последовательности поспевания семян древесных и кустарниковых пород имеет большое значение для своевременного их сбора.
Последовательность наблюдается и во всех других фенофазах любых растений, а также в сезонных явлениях у птиц. Грачи прилетают раньше жаворонков, а жаворонки раньше ласточек.
Порядок сезонных явлений остается один и тот же для всей территории страны, но в разных районах они наступают раньше или позднее и проходят быстрее или медленнее. В пределах одного района сроки наступления сезонных явлений зависят от условий погоды.
Пронаблюдаем в лесах своих районов за деревьями, кустарниками, травами и отметим сезонные явления, характерные для начала времен года.
Например, в Подмосковье весна затяжная и делится на несколько периодов по следующим признакам.
Для первого периода характерно начало сокодвижения у кленов остролистного и ясенелистного. Этот период наступает в последней декаде марта. Позднее, в первой декаде апреля, можно наблюдать сокодвижение березы. Выясняют начало движения сока так: заранее приготовляют в стволах дырочки и ежедневно следят за ними. Отверстия должны проходить через кору и пробивать древесину неглубоко, не более сантиметра, чтобы не портить дерево. После окончания наблюдений отверстие необходимо замазать глиной, замазкой или варом.
Дятлы часто лакомятся соком клена и березы, пробивая клювом вокруг стволов отверстия. В конце этого периода цветет мать-и-мачеха.
Летом в пионерских лагерях очень полезно вести фенологические дневники, в которых отмечать наиболее важные сезонные явления в жизни деревьев, кустарников, трав, грибов. Записи надо вести систематически и передавать из одной смены в другую.
Так, для Московской области можно отметить следующие характерные явления в лесу:
Осенью интересно провести наблюдение над листопадом. Многие деревья и кустарники еще задолго до того, как сбросить свой летний наряд, постепенно полностью меняют зеленую окраску листвы.
У лиственных пород сухие листья легко отделяются от ветки. Это объясняется тем, что у основания черешка образуются особые мелкие клеточки, напоминающие пробку (отделительный слой) и изолирующие лист от растения. Но почему же листья во время листопада желтеют и приобретают другую окраску? Происходит это потому, что кроме хлорофилла, в листьях имеются и другие окрашивающие вещества. Но весной и летом хлорофилл их покрывает, фиксирует. Осенью хлорофилл разрушается и в листьях проявляются имеющиеся в них окрашивающие вещества. Каких только красок не бывает: золотисто-оранжево-красная у клена, багряная у осины, фиолетовая у калины, светло-розовая у бересклета и т. д.
Ведите наблюдение за изменением окраски листьев у разных пород и за сроками их опадения, отмечайте погоду.
Наблюдения убеждают нас, что последовательность сезонных явлений является закономерностью живой природы. Ни одно из времен года не повторяет в точности прошедшего, а имеет свои особенности. Кроме того, у одних и тех же древесных пород и других растений однородные фазы могут значительно отклоняться в зависимости от места их произрастания (северный или южный склон, вершина холма, долина).
Какое же значение имеют фенологические наблюдения для лесного хозяйства?
Календарь местной природы, составленный на основании многолетних наблюдений, дает возможность по времени зацветания одной древесной породы предсказать дату зацветания других древесных пород и наступление соответствующих им сезонных явлений; установить наилучшие сроки лесных посадок, выкопки посадочного материала, сбора лесных семян и плодов древесных и кустарниковых пород. Изучение сроков откладки яичек вредными насекомыми и появления гусениц позволяет своевременно провести борьбу с вредителями леса.
Фенологические наблюдения помогают глубже изучить родную природу во всем ее многообразии.
Накопление и развитие фенологических знаний в России
Биологическое время года, сезонные явления и экология
В конце XVIII в. В России уровень знаний о сезонных явлениях был настолько высок, что появляются первые фенологические труды. Среди них особо следует выделить работы А.Т.Болотова, где была впервые установлена аспективность в растительном покрове.
Начало XIX в.- период дальнейшего развития фенологии в России. На первый план выдвигается прикладной ее аспект, с чем связана организация широкой добровольной фенологической сети.
К сожалению, при изучении животных вопросы их приспособлений к сезонным изменениям совсем не изучались, а основное внимание сосредоточивалось на систематике и анатомии. По нашему мнению, это объясняется тем, что еще не были сформулированы общие принципы развития природы.
Начало такой работе было положено К.Ф.Рулье В своих работах он впервые обратил внимание на значение народного календаря природы. В целом его работы заложили основы научного понимания особенностей живых организмов в связи с их приспособлениями к сезонным изменениям природы.
Середина XIX в. в России и за рубежом характеризуется усилением внимания к фенологии. В 1841 г. А.Кетле опубликовал первую интернациональную программу наблюдений за сезонными явлениями природы для массовых корреспондентов, рассчитанную на страны Центральной и Западной Европы. Кроме того, он ввел понятие температурного порога.
В России фенологические наблюдения в это время проводил ботаник Н.И.Анненков. Его данные печатались в зарубежных изданиях, и поэтому с ними хорошо была знакома мировая научная общественность. Русским Географическим обществом, а П.И.Кеппеном и В.С.Порошиным издается российская программа наблюдений за сезонными явлениями природы на востоке Европы.
В этот же период Ю.Либихом был открыт закон минимума, который по сути положил начало экологической биоклиматологии или экологической фенологии.
Вскоре в российском академическом издании публикуется новая программа А.Кетле, представляющая собой единую методику однородных способов накопления фенологических наблюдений. А в 1853 г. Ш.Морраном в научный обиход вводится термин фенология, которым стали обозначать систему знаний о сезонных явлениях.
Постепенно российскими фенологами было накоплено значительное количество фактического материала, нуждающегося в обобщении. Примером такого обобщения может служить работа А.Ф.Миддендорфа (1855) о ходе весеннего перелета птиц по территории России. В это же время в Германии и Англии ученые исследуют вопросы фотосинтеза, которые в итоге блестяще обобщил К.А.Тимирязев.
Конец XIX в. характеризуется развитием отечественной географической и картографической фенологии, что подтверждается появлением первых ботанических и агрофенологических карт. Были также усовершенствованы методики биоклиматических исследований.
Особая роль в развитии отечественной фенологии принадлежит Д.Н.Кайгородову. Он руководил добровольной фенологической сетью, со всех уголков огромного государства к нему стекались сведения о годовом ходе сезонных явлений.
Накопленные к концу XIX в. материалы фенологических наблюдений позволили учёным приступить к выявлению ряда фенологических закономерностей.
В это время сложились два направления: географическое и биологическое. Фенологи-географы составляли серии фенологических карт, дающих представление о продвижении важнейших сезонных явлений по различным территориям, и начали разработку некоторых теоретических положений. Это была первая попытка объединить фенологию с физиологией и экологией. Наиболее яркими представителями данного направления были Э.Д.Гопкинс, Ш.А.Анго, Э.Ине.
Фенологи-биологи устанавливали закономерности наступления сезонных явлений в жизни растений и животных на фоне метеорологических и иных факторов. Выразителями этого направления были: Ж.Б.Буссенго, Г.Гофман, А.Декандоль. К.Лиснер, В.А.Поггенполь, А.Эттинген. Основное их внимание касалось теоретических аспектов фенологии.
В 20-30 гг. прошлого столетия фенология в России все больше стала приобретать краеведческую ориентацию. На базе общества любителей мироведения была создана фенологическая комиссия, которая руководила всеми фенологическими наблюдениями в стране.
В годы Великой Отечественной Войны разработка проблем фенологии практически не велась.
В послевоенные годы развитие фенологии в России продолжалось. Особое значение приобрели фенологические наблюдения, проводимые в системе государственных заповедников (С.М.Преображенский и др.), на лесных опытных станциях (Б.И.Иваненко, В.А.Тюрин). Большое распространение получило фенологическое картирование (В.А.Батманов и др.). Фенологические наблюдения все больше внедрялись в исследования, проводимые на географических и биологических стационарах. Значительно увеличивается издание справочных фенологических пособий (сборники календарей природы и др.).
Со второй половины XX в. развивается многопрофильная фенология. До настоящего времени накоплено много фенологических данных. Основными центрами их накопления остаются фенологические стационары сельскохозяйственных, лесных и опытно-селекционных станций, заповедников и заказников ботанических садов, гидрометеорологических станций, опорных пунктов фенологов-корреспондентов и других научных стационаров. Развиваются общетеоретическое и прикладное направления фенологии.
В 50-е г прошлого столетия. стали появляться и методические пособия для музейных работников. Основное место в них отводилось целям, задачам и правилам построения природоведческих экспозиций на базе новейших достижений науки, но с учетом краеведческого принципа.
70-80-е гг. прошлого столетия ознаменованы четкой дифференциацией размерности исследований по общей фенологии: планетарный, континентальный, региональный и топологический. Весомый вклад в такие исследования внесли ученые А.Марчелло, М.Мольга, Б.Примо, М.Роллер, С.Рябинин, Я.Соколовска, Ф.Шнелле и др. Также некоторые из исследований в это время направлены на решение проблем биоклиматологии.
С течением времени в теоретической фенологии выделились два направления. Первое из них было связано с разработкой региональных систем естественных сезонов. Второе устанавливало количественные зависимости между сроками наступления сезонных явлений природы и географическим расположением точек наблюдений. В практической фенологии А.С.Подольский предложил экспериментально- математический метод фенологических прогнозов и биоклиматических оценок, c помощью которого стало возможным вычисление фенологических календарей и решение экологических задач.
Серьезным теоретическим обобщением в области фенологии явилась работа Г.Э.Шульца «Общая фенология».
Новым направлением в теоретической фенологии к середине 90-х г. прошлого века стало фенопрогнозирование. В этой связи создается классификация фенологических методов, которые делятся на четыре группы:
3- индикаторы продукции развития;
Наконец, в конце 90-х г. прошлого века и в начале XXI в. России и за рубежом изучение природных явлений все больше осуществляется на основе взаимосвязи фенологии с экологией. Одним из приоритетных научных направлений сегодня является изучение воздействия времен года на организм человека. Определенный опыт в этом направлении имеется, например, в Польше, когда комплекс вопросов, связанных с взаимодействием среды и живых организмов
Таким образом, развитие фенологии как отдельной отрасли знаний вызвано запросами практики. Изучать, осмысливать, теоретически обобщать сведения о сезонных явлениях природы нужно для того, чтобы иметь теоретическую базу для научно обоснованной организации труда, связанного с сезонной периодичностью природы.
Конспект лекции по теме «Фенологические наблюдения» дисциплины МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания, СПО
Физический труд и натуралистические исследования должны сопровождаться фенологическими наблюдениями.
Методика проведения фенологических наблюдений
Сезонные изменения в жизни растений и животных (распускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) называют фенологическими явлениями.
В обязательном минимуме содержания начального образования рекомендуется проводить регулярные наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе.
Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием изучения курса естествознания. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.
Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей —качеств, необходимых при изучении естественных наук.
Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе учителю нужно знать основные правила проведения фенологических наблюдений.
1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни и те же фенологические явления (например, зацветание черемухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на окраине, в южной и северной части города.
Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.
Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.
Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2-3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений зависит от их частоты.
Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.
Наступление того или иного фенологического явления соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой и живой природы.
Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную дату их наступления.
Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.
В классе должен быть «Фенологический уголок», который чаще всего имеет следующие рубрики:
а) наблюдения за погодой (на месяц);
б) план фенонаблюдений (за неживой природой, растениями, животными);
в) народный календарь;
г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных объектах и явлениях);
д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с конвертом для ответов детей). Сведения, помещенные в этих рубриках должны обновляться каждую неделю.
Рубрики могут меняться, В фенологический уголок может помещаться дополнительный материал к текущему уроку естествознания; делаться обзор периодических изданий о природе; проводиться конкурсы на лучший рисунок, фотографию или сочинение об экскурсиях и прогулках на природу.
Кроме этого в уголок помещают календарь «Сезонное развитие природы в нашей местности».
O н может иметь следующий вид:
1.Начало зимы (установление снежного покрова, ледостав).
2.Коренная зима (22 декабря).
3.Перелом зимы (первая песня большой синицы).
1.Ранняя весна (первые проталины, прилет грачей). 2.Зеленая весна (полный сход снега).
З.Предлетье (зацветание черемухи).
Совершенно очевидно, что фенологические наблюдения не могут быть уложены в рамки учебных занятий. Они требуют свободного общения с природой во внеурочное и внеучебное (летнее) время. Результаты таких наблюдений должны фиксироваться в специальных фенологических дневниках.
«Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для учащихся 1-4 классов были созданы Е.А. Валериановой, а впоследствии — З.А. Клепининой и Г.Н. Аквилевой. Их основу составляют задания для наблюдений в природе, сгруппированные по сезонам. План наблюдений соответствует традиционному построению программ по природоведению. Внутри сезона задания распределены согласно определенной логике: сначала даны задания для наблюдений за неживой природой, затем — за растениями, за животными и, наконец, за трудом людей. Такой порядок отражает естественные взаимосвязи в природе. В каждом сезоне есть таблицы наблюдений за погодой (облачностью, осадками, температурой, ветром). Для фиксации таких наблюдений в дневнике приводятся условные знаки, обозначающие погодные явления.
Физический труд и натуралистические исследования должны сопровождаться фенологическими наблюдениями.
Методика проведения фенологических наблюдений
Сезонные изменения в жизни растений и животных (распускание листьев, листопад, прилет и отлет птиц и т.п.) называют фенологическими явлениями.
В обязательном минимуме содержания начального образования рекомендуется проводить регулярные наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе.
Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием изучения курса естествознания. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в подготовительном курсе познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.
Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей —качеств, необходимых при изучении естественных наук.
Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе учителю нужно знать основные правила их проведения.
1. Выберите постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. При сравнении наблюдений помните, что в разных частях города микроклимат разный. Поэтому одни и те же фенологические явления (например, зацветание черемухи) могут наблюдаться в разное время в центре и на окраине, в южной и северной части города.
Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. Наметьте несколько видов деревьев и кустарников, растущих по соседству друг с другом и в достаточном количестве. Попытайтесь подметить, как сказываются на сроках сезонных изменений условия, в которых находятся растения (освещенность солнцем, возвышенный или низменный участок), и их возраст.
Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. Это могут быть: тополь черный, клен остролистный, береза повислая, ива ломкая, сосна обыкновенная, бузина красная, жимолость татарская, шиповник майский, лапчатка гусиная, клевер луговой и другие распространенные растения. По каждому виду ведите отдельные записи.
Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2-3 раза в неделю. Помните, что качество наблюдений зависит от их частоты.
Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. Помните, что нельзя наблюдать жизнь любого организма вне условий его существования.
Наступление того или иного фенологического явления соотносите с погодой, состоянием водоемов, почвы. Это поможет вам установить закономерности в развитии неживой и живой природы.
Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. В противном случае вы можете забыть точную дату их наступления.
Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями или во время отдыха в оздоровительном лагере.
В классе должен быть «Фенологический уголок», который чаще всего имеет следующие рубрики:
а) наблюдения за погодой (на месяц);
б) план фенонаблюдений (за неживой природой, растениями, животными);
в) народный календарь;
г) «Это интересно» (занимательные сведения о природных объектах и явлениях);
д) «Подумай, наблюдай, ответь» (вопросы и задания с конвертом для ответов детей). Сведения, помещенные в этих рубриках должны обновляться каждую неделю.
Рубрики могут меняться, В фенологический уголок может помещаться дополнительный материал к текущему уроку естествознания; делаться обзор периодических изданий о природе; проводиться конкурсы на лучший рисунок, фотографию или сочинение об экскурсиях и прогулках на природу.
Кроме этого в уголок помещают календарь «Сезонное развитие природы в нашей местности».
O н может иметь следующий вид:
1.Начало зимы (установление снежного покрова, ледостав).
2.Коренная зима (22 декабря).
3.Перелом зимы (первая песня большой синицы).
1.Ранняя весна (первые проталины, прилет грачей).
2.Зеленая весна (полный сход снега).
З.Предлетье (зацветание черемухи).
Совершенно очевидно, что фенологические наблюдения не могут быть уложены в рамки учебных занятий. Они требуют свободного общения с природой во внеурочное и внеучебное (летнее) время. Результаты таких наблюдений должны фиксироваться в специальных фенологических дневниках.
«Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека» для учащихся 1-4 классов были созданы Е.А. Валериановой, а впоследствии — З.А. Клепининой и Г.Н. Аквилевой. Их основу составляют задания для наблюдений в природе, сгруппированные по сезонам. План наблюдений соответствует традиционному построению программ по природоведению.
Внутри сезона задания распределены согласно определенной логике: сначала даны задания для наблюдений за неживой природой, затем — за растениями, за животными и, наконец, за трудом людей. Такой порядок отражает естественные взаимосвязи в природе. В каждом сезоне есть таблицы наблюдений за погодой (облачностью, осадками, температурой, ветром). Для фиксации таких наблюдений в дневнике приводятся условные знаки, обозначающие погодные явления.
1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. —М., 1968. —С. 142.
2 ГердАЛ. Избранные пед.труды/ Под ред. Б.Е. Райкова. — М., 1953. — С. 78.
3 Полянский И.И. Сезонные явления в природе. — СПб., 1910 — С. 6.
4 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. —М., 1968. —С. 142.
5 ГердАЛ. Избранные пед.труды/ Под ред. Б.Е. Райкова. — М., 1953. — С. 78.
6 Полянский И.И. Сезонные явления в природе. — СПб., 1910 — С. 6.