Что значит федеральный уровень мероприятия
Что значит федеральный уровень мероприятия
Согласно ст. 45 Закона № 248-ФЗ, предусмотрено всего 7 видов профилактических мероприятий, которые могут проводить контрольные (надзорные) органы. Это:
Это исчерпывающий перечень. Каждый из этих видов профилактических мероприятий подробно рассмотрен на нашем сайте в отдельной статье.
Положение о виде контроля определяет перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления этого вида контроля.
Учтите, что на основании ст. 8 Закона № 248-ФЗ, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), имеет приоритет по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 248-ФЗ выбираемые профилактические мероприятия должны быть соразмерными:
Выбор профилактических мероприятий, их содержание (в т. ч. объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты зависят от допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности (ст. 22 Закона № 248-ФЗ). То есть, от вероятности наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
Если имели место объявление предостережения или профилактический визит, это обязательно отражается на сайте Генпрокуратуры в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Особенности проведения
Контролируемое лицо имеет право (ст. 36 Закона № 248-ФЗ):
В свою очередь, инспектор не вправе препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при профилактическом мероприятии, фотосъемки, аудио- и видеозаписи (если эти действия не запрещено федеральными законами и не создают препятствий для проведения указанных мероприятий) (ст. 37 Закона № 248-ФЗ).
По общему правилу при государственном контроле (надзоре) обязательно проведение:
А при муниципальном контроле – информирование и консультирование.
Они должны быть отражены в Положении о виде контроля. Но иной подход может быть установлен федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.
Контрольные (надзорные) органы при проведении профилактических мероприятий взаимодействуют с гражданами и организациями (т. е. прямой контакт) только в случаях, прямо установленных Законом № 248-ФЗ.
Профилактические мероприятия, в ходе которых происходит взаимодействие с контролируемыми лицами, проводят только с их согласия либо по их инициативе.
Перечисленные в начале профилактические мероприятия могут проводиться в отношении и лицензиатов (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Закон № 248-ФЗ допускает совместное проведение профилактических мероприятий инспекторами из разных органов, а также с госорганами местными властями.
Инспекторов, уполномоченных на проведение конкретного профилактического мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о его проведении.
Положением о виде контроля может запрещать проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов.
До 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 6 ст. 98 Закона № 248-ФЗ).
Когда профилактических мероприятий уже недостаточно
Вопрос о принятии решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий встаёт, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что:
Тогда инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (его заму) контрольного (надзорного) органа или иному уполномоченному должностному лицу в соответствии с положением о виде контроля на принятие решения.
Что значит федеральный уровень мероприятия
Сейчас любой желающий может организовывать хоть всероссийские, хоть международные конкурсы. В интернете огромное количество сайтов, выдающих на первый взгляд приличные дипломы победителей всем желающим сразу же после оплаты оргвзноса. Естественно, возникает вопрос: “Наградной документ какого конкурса будет весомым вкладом в портфолио, а не просто красиво оформленным фантиком?”
Кто является учредителем (организатором) мероприятия?
Самыми авторитетными в России являются учредители федерального уровня: Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, другие министерства и ведомства, а также федеральные образовательные учреждения. За ними следуют учредители регионального уровня: областные (краевые, республиканские) органы управления образованием, региональные образовательные учреждения. На следующем уровне находятся муниципальные учреждения: районные органы управления образованием, комитеты, организации дополнительного образования и т.д. Наконец, отдельные образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи и т.д.
Что делать, если конкурс проводит негосударственная организация?
Особенно внимательно нужно относиться к конкурсам коммерческих организаций. Как правило, это различные ИП, ООО, не имеющие никакого отношения к образованию. Самый тревожный признак — когда организатор скрывает свой статус или маскирует его за каким-нибудь пышным малопонятным наименованием. При аттестации или серьезной проверке портфолио, скорее всего, достижения в мероприятиях таких учредителей учтены не будут.
Являются ли международные конкурсы самыми ценными для портфолио?
Не путайте уровень учредителя и географию конкурса! Слова “международный”, “всероссийский” в наименовании конкурсов всего лишь определяют географию участников. На практике участие в конкурсе регионального комитета образования весомее, чем участие в “международном” конкурсе, проводимом каким-нибудь ИП или ООО.
На что помимо Положения нужно обратить внимание?
Соберите дополнительную информацию об учредителях. Как давно они работают? Какие мероприятия уже провели? Как о них отзываются участники? Кто входит в состав организационных комитетов и жюри: признанные специалисты по тематике конкурса или какие-то случайные люди? Как оформляются наградные документы, кто их подписывает? Одно дело, если это профессор, доктор или кандидат наук и другое дело, если это никому не известный человек!
Какие нюансы еще нужно будет учесть?
Безусловно, следует учитывать тематику конкурса. Понятно, что если вы готовите портфолио ребенка для музыкальной школы, свидетельства об участии в музыкальных конкурсах всех уровней будут гораздо важнее, чем диплом всероссийской математической олимпиады. Это же верно и для учителей.
Какова ценность конкурсов на Мирознае?
Учредителями конкурсов Мирозная выступают только аккредитованные образовательные организации федерального и регионального уровней. С 2011 года на Мирознае проведено более 30 конкурсов комитета образования и науки Волгоградской области, региональные этапы всероссийских конкурсов Министерства просвещения РФ. Членами организационных комитетов и экспертами являются высококвалифицированные специалисты в педагогической науке и образовании. Поэтому наградные документы Мирозная традиционно имеют высокий вес в портфолио и учителя, и ученика. Аттестационная комиссия работников образования Волгоградской области учитывает наградные документы Мирозная при аттестации педагогических работников.
Будьте внимательны, цените свое время, усилия и средства!
Успехов вам в учебе, науке и творчестве!
Ваш Мирознай
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Информация об изменениях:
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 274-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 153-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1-1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.3, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ пункт 3.4 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ пункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ пункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 7.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 7.2 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7.3
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ в пункт 8 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.2, вступающим в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ пункт 10 признан утратившим силу с 1 января 2023 г.
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ пункт 10 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.2
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.3
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.4
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ пункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ пункт 14 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15.1, вступающими в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15.2, вступающими в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 202-ФЗ в пункт 18 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ в пункт 19 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19.1
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 257-ФЗ в пункт 20 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 204-ФЗ в пункт 20.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. N 396-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20.2
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 23.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 24 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 170-ФЗ в пункт 24.1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 31 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Что значит федеральный уровень мероприятия
Стратегии маркетинговой деятельности
Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, осуществляется с целью обеспечения их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Выбор указанных мероприятий должен производиться на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности.
Осуществляя координацию выставок федерального значения, Комиссия Правительства Российской Федерации должна направлять их проведение на решение основных задач, связанных с развитием экономики как отдельных регионов Российской Федерации, так и страны в целом.
Кроме того, координация осуществляется на уровне ряда федеральных органов исполнительной власти. В частности, создана Комиссия по выставочной деятельности при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, которая осуществляет координацию выставочно-ярмарочной деятельности в отрасли, определяет тематику и планирует выставочные мероприятия с учетом специфики конкретного региона. Подобные структуры, в той или иной мере выполняющие функции координации в отрасли, имеются при Минпромнауки России, Минатоме России, Минсельхозе России.
Координация выставочно-ярмарочной деятельности осуществляется также и на уровне субъектов Федерации через создание выставочных комитетов или комиссий при администрациях или правительствах субъектов Федерации. В частности, созданы Выставочный комитет при Правительстве Санкт-Петербурга, Выставочный комитет при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Северо-запад».
Кроме того, сформирован ряд общественных организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг: Межгосударственный Совет СНГ по выставочно-ярмарочной деятельности, Комитет ТПП Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности, Союз выставок и ярмарок (объединяет 58 действительных и ассоциированных членов), а также различные региональные структуры (координационные советы, гильдии, ассоциации).
Торгово-промышленные палаты в рамках своей компетенции обеспечивают на федеральном и региональном уровнях:
· представительство интересов участников выставочной деятельности в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Федерации;
· организационную поддержку российских и иностранных участников выставочной деятельности;
· оформление документов по экспортно-импортным операциям выставочно-ярмарочного бизнеса (Карнета А.Т.А.);
· третейский суд в правовом поле выставочной деятельности, коммерческий арбитраж, консалтинг, аудит.
Союз выставок и ярмарок в рамках своей компетенции осуществляет:
· создание единой информационной базы выставочной деятельности, включающей информацию о выставочно-ярмарочных мероприятиях, их организаторах и материально-технической базе;
· ведение статистики, осуществление мониторинга, оценку экономической эффективности выставочных мероприятий;
· представительство интересов участников выставочной деятельности в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Федерации.
В Германии все компании и фирмы, занимающиеся организацией и проведением выставок, объединены в Выставочный комитет немецкой экономики (АУМА). Задачами Комитета являются координация и планирование выставок и ярмарок в Германии и за рубежом, информационное и консультационное содействие, взаимодействие с общественными организациями.
В ФРГ более 30 лет действует Общество добровольного контроля за статистическими данными по выставкам и ярмаркам. Эта организация контролирует примерно 85% выставок и обеспечивает по ним достоверную статистическую информацию. Общее количество выставок, проводимых в ФРГ ежегодно, относительно невелико: 110-115 специализированных или многоотраслевых выставок-ярмарок.
Предполагается, что Союз выставок и ярмарок возглавит работу по проведению добровольной сертификации выставочно-ярмарочной деятельности, которая будет представлять собой защиту от проникновения в отрасль недобросовестных, не имеющих достаточного опыта и квалификации фирм- устроителей выставок, не обеспечивающих экспонентам достаточный выбор и уровень качества предоставляемых услуг.
Добровольный характер сертификации имеет целью, прежде всего, подтверждение деловой репутации и высокой квалификации выставочной организации и ни в коем случае не ограничивает свободу конкуренции в области выставочно-ярмарочной деятельности для всех ее участников.
Подобная система взаимодействия государства и субъектов выставочной деятельности позволит повысить экономическую эффективность проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий.
3.3.2. Формы государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности.
Государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах:
· в форме финансовой поддержки участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
· в форме оказания финансового содействия модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности;
3.3.2.1. Организационная поддержка.
Организационная поддержка со стороны государства должна оказываться:
· при подготовке и проведении приоритетных с точки зрения российской экономики выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации (мероприятий федерального, регионального и межрегионального значения);
· при организации участия российских организаций в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, имеющих наиболее важное значение с точки зрения торгово-политических и экономических интересов Российской Федерации.
Решение об оказании организационной поддержки выставочно-ярмарочным мероприятиям федерального значения, проводимым на территории Российской Федерации, принимается Комиссией Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций.
Когда ваше мероприятие могут счесть «массовым»? – отвечают юристы
Поэтапное снятие антикоронавирусных ограничительных мер, коснувшееся деятельности организаторов мероприятий, ещё больше обострило проблему терминологических коллизий.
Как неоднократно указывалось ранее, в РФ нет единого подхода к мероприятиям, органы законодательной и исполнительной власти используют различную терминологию в нормативно-правовых актах. В частности, там упоминаются досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные, массовые и подобные им мероприятия с очным присутствием граждан.
Например, Указом Мэра г. Москвы от 21 января 2021 г. №3-УМ разрешено посещение гражданами культурных, выставочных, просветительских мероприятий, досуговых, развлекательных и зрелищных мероприятий. В этом же Указе пролонгировано действие запрета на проведение массовых зрелищных и культурно-досуговых мероприятий. Вопрос, чем «зрелищные» мероприятия отличаются от «массовых зрелищных» применительно к данному Указу, не раскрыт.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16 марта 2020 г. №134 (в ред. от 01.02.2021 №42) введены ограничительные мероприятия (карантин) с запретом проведения на территории Калининградской области массовых мероприятий: 1) деловых; 2) спортивных; 3) культурных; 4) развлекательных; 5) публичных; 6) иных массовых мероприятий. Одновременно приостановлено проведение в Калининградской области в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) досуговых мероприятий с участием граждан: 1) в сфере культуры (за исключением мероприятий в театрах, филармониях, концертных залах, в которых для зрителей предоставляются только сидячие места, при условии их заполнения с соблюдением социальной дистанции (заполнения не более 50% мест) и обеспечения интервалов между мероприятиями не менее двух часов для проведения противоэпидемилогических мероприятий); 2) в сфере физической культуры и спорта; 3) в сфере выставочной деятельности; 4) в сфере развлекательной деятельности; 5) в сфере просветительской деятельности (с исключениями, установленными п. 3.1.). При этом в том же Постановлении введен запрет проведения с 1 октября 2020 года до 1 марта 2021 года любых мероприятий, объединяющих людей единой целью, повесткой, поводом («банкетов, свадеб, корпоративных мероприятий»).
Постановлением губернатора Костромской области от 4 апреля 2020 г. №45 (с изменениями на 4 февраля 2021 г.) разрешено проведение массовых мероприятий, к которым данным Постановлением отнесены банкеты, свадьбы, поминки и «иные подобные мероприятия» (смысл последнего термина в постановлении не раскрыт).
В некоторых регионах отменён запрет на зрелищно-развлекательные мероприятия, но при этом продолжает действовать запрет на массовые мероприятия. При этом практически нигде не уточняется, каким образом разграничить разрешенные и запрещенные мероприятия. Позволяет ли законодательство определить, что же именно относится к массовым мероприятиям, и чем массовые мероприятия отличаются от зрелищно-развлекательных или любых иных мероприятий? Относятся ли корпоративные мероприятия к«массовым»? Попробуем разобраться.
Массовые мероприятия
На уровне федерального законодательства термин «массовое мероприятие» не закреплён. Ряд подзаконных актов предлагает свои трактовки, однако в них не наблюдается терминологического единообразия.
В Письме МЧС России от 24.07.2014 г. №14-7-3135 массовое мероприятие определяется как «мероприятие, проводимое по согласованию с органами местного самоуправления, определенное по месту проведения, времени и количеству участников, от 50-ти и более человек, объединенных единством целей, интересов и потребностей политического, спортивного либо культурно-зрелищного, религиозного и иного характера».
Приказом Росстата от 05.10.2020 №616 введен термин «культурно-массовое мероприятие» – «совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом, проводимое в специально определенных для этого местах, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях)».
Временное руководство ВОЗ от 29.05.2020 «Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19 » так определяет массовые мероприятия – это «мероприятия, характеризующиеся концентрацией людей в определенном месте для определенной цели в течение определенного периода времени, которые могут привести к нагрузке на ресурсы планирования и реагирования принимающей страны или сообщества».
Распоряжением Мэра Москвы от 05.10.2000 №1054-РМ массовое мероприятие определено как «требующее согласования с органами исполнительной власти г. Москвы разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8.00 до 23.00». Количество участников массового мероприятия Временное положение определяет как «до 5 тысяч» (минимальное количество не установлено) и «свыше 5 тысяч». Никакие другие характеристики массового мероприятия не даны.
Постановление №46-22 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законе «О негосударственной (частной) охранной деятельности» определяет массовое мероприятие как «любое организованное собрание людей на открытом пространстве или в помещении».
Мероприятия, которые могут быть отнесены к массовым
В ряде законов и подзаконных актов перечисляются (прямо или косвенно, иногда в казуальном изложении, но без точных определений) виды мероприятий, которые могут быть отнесены к массовым:
– культурно-массовые мероприятия;
– культурно-досуговые мероприятия: вечера (отдыха, чествования, кино-, тематических, выпускных, танцевальных/дискотек и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональных), игровые программы, шоу-программы, обряды и ритуалы в соответствии с местными обычаями и традициями (гражданских, национальных, семейных обрядов и др.), фестивали, концерты, конкурсы, смотры, викторины, выставки, ярмарки, лотереи, корпоративные мероприятия, карнавалы, шествия, аукционов, народные гуляния, спортивно-оздоровительные мероприятия, цирковые представления, театрализованные представления, благотворительные акции, спектакли, демонстрации кинофильмов, видеопрограммы; фейерверки; организации работы игровых комнат для детей (с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых); протокольные мероприятия (торжественные приемы и др.);
– информационно-просветительские мероприятия:литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации;
Места массового пребывания людей
В ряде законодательных и подзаконных актов используется также понятие «место массового пребывания людей», под которым, по Информации Роспотребнадзора «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», понимается «территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях могут одновременно находиться более 50 человек».
В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 №31 под «местом массового пребывания людей» понимаются места проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении №1721-О от 24.10.2013 к понятию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» отнес массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Иные случаи правоприменения
Апелляционным определением Московского городского суда от 16.06.2015 по делу №33-20505/2015 суд признал законным отказ Префектуры ЦАО г. Москвы в согласовании проведения массового культурно-просветительского и театрально-зрелищного мероприятия «Харинама-Санкиртана» численностью 40 человек.
Выводы
Однозначно можно выделить следующие постоянные признаки, позволяющие идентифицировать мероприятие как массовое в соответствии с законодательством:
Официально закрепленного законом единого понятия нет, в силу чего к массовым могут быть отнесены как корпоративные, так и частные мероприятия. При этом в судебной практике встречаются вступившие в силу судебные решения, признающие массовыми мероприятия с численностью участников в 40 человек вне зависимости от их содержания и направленности.
Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству практически любое мероприятие может быть признано незаконным в зависимости от намерений и добросовестности надзорного органа.