Что значит федеральный избирательный округ

Три вида избирательных округов.

Что значит федеральный избирательный округ Что значит федеральный избирательный округ Что значит федеральный избирательный округ Что значит федеральный избирательный округ

Что значит федеральный избирательный округ

1. Единый избирательный округ включает всю территорию РФ, региона или муниципального образование соответственно, т.е. Федеральный, региональный, муниципальный. Они предназначены для избрания Президента РФ, глав муниципальных образований; выборы депутатов законодательных органов государственной власти (депутатов Государственной Думы РФ, не менее половины депутатов законодательного органа субъекта РФ либо одной из его палат), представительных органов местного самоуправления, избираемых по системе пропорционального представительства.

2. Одномандатный– представляет собой территориальную единицу, от которой избирается один депутат. Это способ организации выборов в законодательные органы государственной власти и местного самоуправления в РФ. Здесь количество избирательных округов равно числу депутатских мандатов в представительном округе.

3. Многомандатный – предназначен для избрания от одной территориальной единицы нескольких депутатов. При этом избиратели голосуют за каждого из баллотирующихся кандидатов в депутаты отдельно (мандатов не должно быть не более 5 мандатов в округе).
Выборы по многомандатным избирательным округам проводятся как в законодательные органы государственной власти регионов, так и в представительные органы местного самоуправления.
При образовании многомандатных округов соблюдается примерно равенство числа избирателей на один депутатский мандат.

Схема округов разрабатываетсяизбирательной комиссией, утверждаетсязаконодательным органом власти исключительно при проведении выборов депутатов.

Законодательный орган государственной власти, представительный орган муниципального образованияутверждает схемуизбирательных округовне позднее, чем за 20 дней до истечения срока,в который должны быть назначены выборы.

В схеме округов должны быть указаныграницы, номера, и название избирательных округов; определён перечень административно-территориальных единиц, муниципальных образований или населённых пунктов; установлено место нахождения окружной избирательной комиссии; определено число избирателей в каждом округе.

Избирательные участки – это территориальные единицы, необходимые для организации голосования и подсчёта голосов.

Они образуются главами местных по согласованию с избирательными комиссиями муниципальных образований, территориальным избиркомом не позднее, чем за 45 дней до выборов.

Исключение составляют участки, находящиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдалённых районах, которые могут образовываться не позднее, чем за 3 дня до дня голосования.
Списки участков с указанием их границ, номеров и адресов участковых комиссий публикуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

Избирательные участки для граждан России, находящиесяза пределами территории страны, образуют руководители дипломатических представительств и консульских учреждений.

Избирательные участки образуются из расчёта не более 3 тысяч избирателей на каждом участке.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непосредственно в местах дислокации воинских частей. В этом случае участки образуются командирами воинских частей.

«Выдвижение и регистрация кандидатов»

Выдвижение кандидатов производится двояко: путём самовыдвижения или избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов по спискам может быть осуществлено только избирательным объединением.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.

Общие условия выдвижения кандидатов:

1. заявление о своём согласии баллотироваться;

2. к уведомлению о выдвижении прилагаются сведения о размере и источниках доходов кандидата, полученные им в течение года, предшествующего году назначения выборов;

3. на пост Президента РФ – доходы за 4 года;

Самовыдвижение кандидата происходит с последующим сбором кандидатом подписей избирателей в поддержку своего самовыдвижения или внесением избирательного залога.

Что значит федеральный избирательный округ

Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией возможно на выборах депутатов ГД РФ. Данное решение принимается тайным голосованием на съезде партии. В составе федерального списка могут оказаться лица, не являющиеся членами этой партии, но не более 50% от числа кандидатов, включённых в список. Кандидат может упоминаться в федеральном списке только один раз. Федеральный список не может содержать более 500 человек. Список кандидатов делится на общефедеральную и региональную части. В общефедеральную часть нельзя включать более 3-х кандидатов. Региональная часть федерального списка должна охватывать все субъекты РФ.

Внесение избирательного залога и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидата).

Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата единовременно или в полном объёме. Размер избирательного залога может быть уменьшен, но не может составлять менее 10%. Специальный счёт открывается в филиале Сбербанка России.

Институт избирательного залога действует в РФ с 1999 года.
Избирательный залог отсутствует во время выборов Президента РФ. Кандидат на должность главы государства должен искать поддержку в доверии людей.

Сбор подписей в поддержку кандидата (списка кандидатов):

1. на выборах депутатов Госдумы РФ политические партии собирают не менее 200 тысяч подписей; при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тысяч подписей;

2. на выборах Президента РФ – 2 миллиона подписей ( в субъектах РФ – не более 50 тысяч);

3. при проведении выборов по многомандатным округам количество подписей не должно превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории такого округа, но не может быть менее 10 подписей.

Подписной лист.

1. Период сбора подписей должен быть не менее 30 дней.

2. Подписные листы должны изготавливаться за чёт средств избирательного фонда.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том округе, в котором выдвинут кандидат.

4. Собирать подписи имеет право дееспособный гражданин, достигший к этому моменту 18-летнего возраста.

5. Запрещено собирать подписи органам государственной власти и местного самоуправления, членам избирательной комиссии с правом решающего голоса. Исключён сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи ЗП, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.

6. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения только собственноручно. Иные данные (ФИО, год рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства) могут заполняться лицом, собирающим подписи.

Проверка подписных листов.

Проверке могут подлежать либо все представленные подписи избирателей, либо их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Если 10% или более проверяемых подписейнедостоверны или недействительны или количество достоверных подписей недостаточно для регистрации, избирательная комиссия отказывает такому кандидату в регистрации.

Федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ определяют необходимое число таких подписей 5% и более.

Недостоверность подписей должна быть подтверждена письменным заключением эксперта.

«Итоги голосования и определение результатов выборов»

Итоги голосования – заключительный этап избирательной компании.

Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах. Первый направляется в вышестоящую избирательную комиссию: второй – выдаётся в копиях всем заинтересованным лицам (зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, наблюдателям, членам вышестоящих избирательных комиссий).

Результаты выборов также составляются в двух экземплярах протоколов и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Выборы признаются несостоявшимися,если в них приняло участие менее 20% от числа избирателей, включённых в списки избирателей.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25%.

На выборах Президента РФ – менее 50%.

На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления минимальный процент явки избирателей, напротив, может не устанавливаться вообще.

Федеральный закон от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы РФ» говорит о том, что если ни один федеральный список кандидатов не получил 7% голосов, значит эти кандидаты в депутаты не прошли голосования и не получат мандаты.

1. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, выдаваемых избирателям участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу должны быть поставлены подписи 2-х членовизбирательной комиссии, которые заверяются печатью этой избирательной комиссии.

2. Предвыборная агитация не может проводиться в день голосования и в предшествующий ему день. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа с пятницы на субботу.

3. День голосования – только в воскресенье.

4. В день голосования за полученный бюллетень избиратель расписывается в списке избирателей.

5. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.

6. При голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетени в квадрате любой знак.

7. Избиратель вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с письменнымзаявлением или устным обращением проголосовать вне помещения для голосования.

8. Избирательные комиссии независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

9. Федеральным государственным органом РФ, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов РФ является Центральная избирательная комиссия РФ.

10. За грубые нарушения закона, избирательная комиссия может быть расформирована судом.

11. От имени кандидатом могут выступать доверенные лица.

12. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут все члены избирательной комиссии.

13. Голосование за других лиц не допускается.

14. Если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый.

15. Голосование по почте допускается, если эта возможность предусмотрена законом субъекта РФ.

16. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса погашают неиспользованные бюллетени, отрезая левый нижний угол.

Тестовые задания по теме «Выборы»

1. Всенародное голосование, которое проводится с целью вы­явить мнения избирателей или принять окончательное ре­шение по конституционным, законодательным или другим внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам, называется

1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом

2. Форма прямого волеизъявления граждан в соответствии с действующим законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления или наделения полномочиями должностного лиц, на­зывается

1) опросом
2) референдумом
3) выборами
4) плюрализмом

3. Участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений че­рез избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа, называется

1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом

4. Устройство государства, в котором парламенту принадле­жит руководящая роль в системе государственных органов, называется

1) непосредственной демократией
2) представительной демократией
3) политическим плюрализмом
4) парламентаризмом

5. С 2007 года выборы в Государственную Думу РФ проходят

1) по мажоритарной системе абсолютного большинства
2) по мажоритарной системе относительного большинства
3) по пропорциональной системе
4) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе

6. Право избирать у гражданина РФ наступает с

1) 15 лет
2) 16 лет
3) 18 лет
4) 21 года

7. Депутатское объединение по политическому принципу на­зывается

1) фракцией
2) комитетом
3) объединением
4) комиссией

8. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кам­пании, чтобы побудить избирателей к голосованию за канди­дата, кандидатов, список, списки кандидатов, называется

1) проведением референдума
2) предвыборной агитацией
3) опросом
4) парламентаризмом

9. По какому признаку партии подразделяются на массовые и кадровые?

1) идеологическому
2) политическому
3) гуманитарному
4) организационному

10. Какие партии из перечисленных выступают за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь?

1) консервативные
2) коммунистические
3) социал-демократические
4) фашистские

11. Какие партии из перечисленных выступают за сильное ие­рархическое государство?

1) коммунистические
2) консервативные
3) либеральные
4) анархические

12. За перераспределение доходов в пользу малоимущих слоев населения выступают партии

1) социал-демократические
2) консервативные
3) либеральные
4) фашистские

13. Идеи революционного переустройства общества характерны для партий

1) консервативных
2) либеральных
3) коммунистических
4) правящих

14. Так называемыми «левыми» партиями называют партии

1) социалистические
2) фашистские
3) либеральные
4) консервативные

15. Идея диктатуры пролетариата принадлежала партиям

1) националистическим
2) консервативным
3) либеральным
4) коммунистическим

1. Политический режим, основанный на признании народа ис­точником власти, его права участвовать в решении государ­ственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских права и свобод называется ___________.

2. Федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Рос­сийской Федерации, является __________ __________ __________.

3. Лицо, избранное избирателями соответствующего избира­тельного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального об­разования на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании, называется __________.

4. Найдите в приведенном ниже списке «правые» партии. За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) либеральные
2) консервативные
3) коммунистические
4) социал-демократические
5) анархистские

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, могут включаться в названия политических партий.
Либеральная, демократическая, оппозиционная, коммуни­стическая, народная, социалистическая, христианско-демократическая.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Источник

Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы

Что значит федеральный избирательный округ

Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021

Что значит федеральный избирательный округ

За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях

Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.

Каких депутатов выбираем 19 сентября?

Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.

Что такое одномандатный округ?

Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.

Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).

Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин

В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе

В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.

На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.

То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.

Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.

Что такое партийные списки кандидатов?

Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.

Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.

И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.

Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.

Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства

Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий

Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.

На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.

Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.

С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.

После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.

Что такое представительный орган?

Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.

У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.

Как узнать «своих» кандидатов?

Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.

Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.

В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.

Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре

Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек

Источник

§ 2. Федеральный избирательный округ

В соответствии со ст. 4 действующего Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы»[764] федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации.

Чтобы приблизить списочных кандидатов к регионам, т.е. сделать более персонализированный общий список кандидатов в депутаты, законодатель предусмотрел разбивку общего федерального списка на региональные части. Так, в соответствии с ч. 9 ст. 36 федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. При этом численность избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 млн. Численность избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тыс.

Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 млн.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, а при проведении досрочных выборов — не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы определяет границы частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, и публикует перечень этих частей территорий с указанием их наименований и наименований входящих в них административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (если территория части субъекта Российской Федерации включает часть территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта, в перечне должны быть описаны границы данной части территории административно-территориальной единицы, муниципального образования либо населенного пункта).

ЦИК РФ определяет также границы частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, с соблюдением следующих требований:

1) численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, делится на 650 тыс. Целая часть числа, полученного в результате этого деления, есть число частей, на которые делится этот субъект Российской Федерации;

2) части территории субъекта Российской Федерации должны быть примерно равны по численности зарегистрированных избирателей с допустимым отклонением численности избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, от численности избирателей, зарегистрированных на каждой из других частей территории этого же субъекта Российской Федерации, не более чем на 15%. При соблюдении этого требования учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

3) не допускается образование части территории субъекта Российской Федерации из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в данном субъекте Российской Федерации;

4) в наименование части территории субъекта Российской Федерации должно быть включено наименование соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, часть территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, может соответствовать либо части территории субъекта Российской Федерации, либо группе частей территории субъекта Российской Федерации.

В федеральном списке кандидатов одному субъекту Российской Федерации, в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации, либо одной части территории субъекта Российской Федерации должна соответствовать не более чем одна региональная группа кандидатов.

Разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим между собой территориям, за исключением случая, когда субъект Российской Федерации не граничит с другими субъектами Российской Федерации либо входящая в субъект Российской Федерации территория не граничит с другими территориями, входящими в этот субъект Российской Федерации, не допускается.

Региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, составляют региональную часть федерального списка кандидатов.

Законодатель также определил, что число региональных групп кандидатов не может составлять менее восьмидесяти1. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с вступившим в силу 7 декабря 2006 г. Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» новый состав нижней палаты парламента должен выбираться исключительно по пропорциональной системе. В период обсуждения данного законопроекта шли горячие дискуссии о целесообразности введения исключительно пропорциональной системы избрания депутатов Государственной Думы при еще только складывающейся партийной системе, о недопустимости установления 7%-ного барьера для прохождения политических партий и даже о методике распределения депутатских мандатов. Вместе с тем практически без внимания остался порядок «нарезки» региональных групп единого федерального округа, формирования и выдвижения списков кандидатов в этих региональных группах.

Как уже отмечалось, согласно первоначальной редакции Закона «О выборах депутатов Государственной Думы» список кандидатов должен быть разбит не менее чем на 100 региональных групп. Редакцией Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 64-ФЗ число региональных групп кандидатов не может составлять менее восьмидесяти[766] [767].

При этом региональная группа кандидатов может соответствовать не только территории субъекта или группе субъектов Российской Федерации, но и части территории субъекта Российской Федерации.

В результате такого деления субъекты Российской Федерации, численность избирателей на территории которых превышает 3 млн, должны разбиваться на части. При этом право разделиться получают только субъекты Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы более 1 млн 300 тыс. избирателей. Таких субъектов на сегодняшний день 26.

Полномочия по определению границ частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут или должны соответствовать региональные группы кандидатов, возложены на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая, как уже отмечалось, должна не позднее чем за 20 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы, определить и опубликовать перечень этих частей территорий с указанием их наименований и наименований входящих в них административно-территориальных единиц, муниципальных образований, населенных пунктов.

В связи с этим необходимо отметить, что схема одномандатных округов при проведении предыдущих выборов депутатов Государственной Думы определялась федеральным законом, что делало эту процедуру гласной и предоставляло возможность субъектам Российской Федерации официально вносить свои предложения в виде поправок. Монополизировав же право на определение границ частей территорий субъектов Российской Федерации, которым должны соответствовать региональные группы, Центризбирком фактически лишил регионы возможности влиять на принятие данного решения.

Но это был не самый значимый недостаток нового Закона «О выборах депутатов Государственной Думы». При всей на первый взгляд логичности правового регулирования порядка образования региональных групп на практике у партий возникли трудно решаемые проблемы.

Учитывая сложившуюся избирательную практику, а также заинтересованность партийных отделений крупных по численности избирателей субъектов Российской Федерации в образовании наименьшего количества региональных групп, можно было прогнозировать сложности при выдвижении партийных списков. И законодатель учел, что если каждый из регионов, численность избирателей в котором превышает 1 млн 300 тыс., а таких у нас на момент проведения выборов депутатов Государственной Думы 26, будет образовано минимальное количество региональных групп, у партий просто не будет возможности образовать 100 региональных групп, это даже при учете того, что они будут образовывать в таких малочисленных регионах, как Чукотка и Ненецкий автономный округ, отдельные региональные группы, кандидаты от которых никогда не смогут получить депутатские мандаты. При этом если региональные отделения партий средних и маленьких по численности избирателей субъектов Российской Федерации будут объединяться для выдвижения на своей территории общих региональных групп, то это может привести к образованию всего 50—60 групп в целом по стране.

Существовавшее требование об обязательном образовании на территории Российской Федерации минимум 100 региональных групп сделало бы невозможным объединение в группы малочисленных регионов, что не соответствует их интересам. Например, в Республике Ингушетия (в которой проживает 150 тыс. избирателей) при 70%-ной явке избирателей победившей партии необходимо было набрать от 80 до 90% голосов избирателей для получения депутатского мандата региональной группой, выдвинутой на территории республики, что практически нереально. Оценив сложившуюся ситуацию, законодатель поправками в закон уменьшил количество региональных групп до 80 (не менее 80)1.

В соответствии с поправками в Закон «О выборах депутатов Государственной Думы»[768] [769] Центральная избирательная комиссия 8 августа 2007 г. определила границы и перечень частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов[770] (см. табл.).

Сведения о численности избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2007 г.

Российской Федерации

Численность избирателей по состоянию на 1.07.07 г.Число частей, на которые делится субъект Российской Федерации
1Республика Адыгея323 7241
2Республика Алтай137 4341
3Республика Башкортостан2 863 1054
4Республика Бурятия684 1821
5Республика Дагестан1 401 9352
6Республика Ингушетия162 1581
7Кабардино-Балкарская Республика521 8271
8Республика Калмыкия204 0941
9Карачаево-Черкесская Республика289 3931
10Республика Карелия554 4501
11Республика Коми741291
12Республика Марий Эл555 2461
13Республика Мордовия654 8551
14Республика Саха (Якутия)566 9861
15Республика Северная Осетия — Алания481 6911
16Республика Татарстан (Татарстан)2 753 1044
17Республика Тыва176 1111
18Удмуртская Республика1 209 5861
19Республика Хакасия388 1001
20Чеченская Республика579 1151
21Чувашская Республика970 6891
22Алтайский край1 950 2573
23Камчатский край267 3121
24Краснодарский край3 772 1595
25Красноярский край2 137 7803
26Пермский край2 098 6273
27Приморский край1 454 0522
28Ставропольский край1 907 6512
29Хабаровский край1 049 6981
30Амурская область655 4231
31Архангельская область991 5101
32Астраханская область753 5821
33Белгородская область1 199 3811
34Брянская область1 038 1341
35Владимирская область1 195 0021
36Волгоградская область1 968 7823
37Вологодская область980 0901
38Воронежская область1 891 5802
39Ивановская область893 4941

Российской ФедерацииЧисленность избирателей по состоянию на 1.07.07 г.Число частей, на которые делится субъект Российской Федерации40Иркутская область1 753 931241Калининградская область727 045142Калужская область808 722143Кемеровская область2 108 401344Кировская область1 141 996145Костромская область573 106146Курганская область762 374147Курская область965 566148Ленинградская область1 283 296149Липецкая область921 279150Магаданская область122 275151Московская область5 457 359852Мурманская область700 157153Нижегородская область2 749 525454Новгородская область534 246155Новосибирская область2 068 166356Омская область1 567 305257Оренбургская область1 635 364258Орловская область653 755159Пензенская область1 116 702160Псковская область589 908161Ростовская область3 263 124562Рязанская область946 289163Самарская область2 495 984364Саратовская область1 972 693365Сахалинская область388 341166Свердловская область3 438 783567Смоленская область822 939168Тамбовская область855 392169Тверская область1 158 464170Томская область743 665171Тульская область1 303 816272Тюменская область1 002 179173Ульяновская область1 081 679174Челябинская область2 680 951475Читинская область736 223176Ярославская область1 073 971177Город Москва7 033 1441078Город Санкт-Петербург3 703 469579Еврейская автономная область131 362180Агинский Бурятский автономный округ44 468181Ненецкий автономный округ29 534182Усть-Ордынский Бурятский автономный округ75 8361

Окончание табл.

ЧисленностьЧисло частей,

Российской Федерации

избирателей по состояниюна которые делится субъект Российской
на 1.07.07 г.Федерации
83Ханты-Мансийский автономный округ — Югра1 025 516і
84Чукотский автономный округ37 286і
Ямало-Ненецкий автономныйі
85округ353 395
Всего

В 26 субъектах Российской Федерации число частей территорий, которым могут соответствовать

107 062 709153
региональные группы кандидатов Число субъектов Российской Фе-94
дерации, не делящихся на части территории, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов59

Итак, совокупный электорат страны на 1 июля 2007 г. составил 107 062 709. Субъектов Федерации в связи с их укрупнением — 85. Число частей, на которые были поделены субъекты Российской Федерации, составило 153. При этом в 59 субъектах Федерации, численность избирателей в которых не превысила 1,3 млн, деление на части территории, которым могли соответствовать региональные группы, не производилось. В 26 субъектах Российской Федерации, где численность избирателей превысила 1,3 млн, такая разбивка состоялась (см. табл.).

Перечень частей территорий 26 субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва1

1. Республика Башкортостан:

• Салаватская 1 Более подробно с наименованием административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в состав части территории субъекта Российской Федерации, см.: Приложение № 3 к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2007 г. № 23/186-5 // Российская газета. 2007. № 175. 11 авг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *