Что значит фамилия кутейкин в недоросле
Говорящие» фамилии в комедии «Недоросль»
Как и было принято в классицизме, герои комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан.
Неслучайны фамилии положительных героев:
Фамилия Правдин образована от прозвища, этимология которого довольно прозрачна. Несомненно, Правдой в народе прозвали честного человека, искреннего, открытого.
Фамилия Еремеевна – произошла от имени Еремей. Эта народная русская форма старинного древнееврейского имени Йеремия, что значит «Бог возвысит» или «Возвышенная Богом».
Фамилия Стародум связана с содержанием комедии. Герой жил в петровскую эпоху, и ценил всё, что происходило в те годы, то есть он ценит старые нравы и мысли тех времён. Отсюда и его фамилия «Стародум».
Исследовав происхождение и значение «говорящих» фамилий, я составила сравнительную таблицу.
Таким образом, все персонажи с «говорящими» фамилиями в комедии Д. И. Фонвизина интересны и неоднозначны. С отрицательными героями ассоциируются комичные ситуации, полные юмора, сатиры. Положительные же герои отражают позицию автора. Прием «говорящих» фамилий в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина помогает определить черты характера и род занятия героев. Так, настраивая читателей на комичный лад, автор преследует свою цель — изображение пороков современного ему общества. Я думаю, что все «говорящие» фамилии в произведении «Недоросль» раскрывают как положительные, так и отрицательные качества героев.
Биография А. С. Грибоедова
Прием «говорящих» фамилий использовал в своих произведениях Александр Сергеевич Грибоедов (Приложение 4. Рис.1) (1790, по некоторым данным 1795 – 1829). Это драматург, поэт.
Детство Грибоедова прошло в имении дяди в Смоленской губернии, где он получил начальное образование. Затем окончил пансион университета Москвы. Образование Грибоедов получил в Московском университете. Еще в студенческие годы молодой писатель начал увлекаться литературой, был постоянным участником литературных встреч. Тогда же были написаны первые произведения Грибоедова. В 1812 году, с началом Отечественной войны, жизнь Грибоедова сильно изменилась. Он вступил в полк графа Салтыкова. В 1817 году он поступил на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге. В 1826 г. Грибоедов арестован по подозрению в связи с декабристами. После оправдания он становится дипломатом, но умирает в 1829 году.
Известные комедии Грибоедова: «Студент», «Молодые супруги». Однако самое известное произведение Грибоедова – «Горе от ума». Комедия «Горе от ума» принесла славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы высмеять все пороки общества. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.
Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры (Приложение 4. Рис. 2.).
Краткое содержание комедии «Горе от ума»
Действие происходит в Москве в начале 1820-х годов. Молодой дворянин Чацкий возвращается из-за границы и первым делом приезжает в дом чиновника Фамусова, потому что влюблен в его дочку Софью. Однако оказывается, что сама Софья любит Молчалина, угодливого отцовского секретаря. Вечером в доме Фамусова дают бал. Чацкий открыто высмеивает и критикует нравы московского дворянства. Обитатели дома и гости сходятся во мнении, что он сумасшедший. Софья из подслушанного разговора узнает, что Молчалин ее не любит, а лишь хочет использовать для продвижения наверх. Она прогоняет секретаря. Здесь же оказывается Чацкий. Фамусов, застав их вместе, решает, что это тайное свидание и грозится отослать дочь из Москвы. Чацкий выступает с последним обличительным монологом об обманутой любви и общественных нравах, а затем спешит уехать.
Герои комедии «Горе от ума»
Павел Афанасьевич Фамусов — управляющий в казенном месте.
Софья Павловна — его дочь.
Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова.
Александр Андреевич Чацкий.
Полковник Скалозуб Сергей Сергеевич.
Наталья Дмитриевна Горич — молодая дама и Платон Михайлович Горич — муж ее.
Раскройте смысл говорящих фамилий героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
13 героев, 13 разных имен, 13 разных образов. Но всех их объединяет то, что Д.И. Фонвизин дал им имена, схожие с их характерами, имя и характер героев в произведении неотъемлемо связанны друг с другом.
Фамилии действующих лиц – это фамилии “говорящие”. По ним можно определить черты характера или род занятия героев.
Еще в начале произведения они рассказали о том, кто из героев положительный, а кто отрицательный.
Все действующие лица комедии делятся на три группы. Самой яркой являются отрицательные герои: Простаковы, Скотинин, Митрофан. К положительным героям относятся Стародум, Софья, Правдин, Милон. А к третьей группе относятся все остальные лица – это учителя и слуги.
Значение имен и фамилий героев в пьесе «Недоросль». Расшифровка «говорящих» имен и фамилий героев комедии «Недоросль»:
Тарас Скотинин: скотоподобный и скотолюбивый.
Госпожа Простакова: урожденная Скотинина (до замужества носила эту фамилию), также скотоподобная, грубая и жестокая помещица.
Господин Простаков (Терентий Простаков): простак, глупец.
Митрофан Простаков: в переводе с греческого имя «Митрофан» означает «похожий на свою мать». Митрофан действительно походит на свою мать, госпожу Простакову.
Правдин: стоит за правду.
Милон: милый молодой человек.
Стародум: придерживается старины, старинных дворянских добродетелей.
Вральман: врун, обманывающий своих хозяев.
Цыфиркин: обучает математике, то есть цифрам,
Это для вас дополнительное приложение ( дополнительный материал)
Следующие герои: Стародум, Правдин, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин и Вральман имеют соответствующие «говорящие» фамилии, которые характеризуют персонажей даже больше, чем их речевые обороты.
3. Объясните, почему Л.Н. Толстой использует в рассказе «После бала» повествование как от первого, так и от третьего лица.
Рассказ “ После бала ” основан на реальных событиях того времени: все, о чем повествуется в произведении, происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым.
Писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи.
Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания.
В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны.
Но все же в основном рассказ ведется от первого лица — Ивана Васильевича.
Билет № 5
1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).
3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.
1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Трагедия − один из видов драмы, в основе которого лежит напряженный, непримиримый конфликт, чаще всего оканчивающийся гибелью героя.
В пьесе показано столкновение отцов и детей. Шекспир изображает борьбу двух любящих за свое чувство с окружающей их средой, в которой еще живы древние предрассудки и старозаветная семейная мораль. По обычаю того времени, выбор партнера при вступлении в брак сына или дочери производили родители, не считаясь с чувствами детей.
Показаны все стадии и ступени этого конфликта. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее. Слуга участвуют в ней из вынужденной покорности.
В результате конфликта Ромео и Джульетта погибают.
Можем ли мы назвать произведение трагедией? Да. В основе трагедии «Ромео и Джульетта» лежит конфликт (столкновение) людей, интересов, позиций. Этот конфликт не может разрешиться иначе, как через страдания героев, ведет к их гибели.
В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии, он переживается всеми.
В трагедии «Ромео и Джульетта» конфликтно само время, обстановка, противоположные характеры.
2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).
Антите́за (противопоставление) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Контраст в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» наблюдается во всем: между описанием бала и описанием предрассветной улицы; между музыкой бала и «жестокой, нехорошей музыкой» из звуков флейты и барабана, а также между обликом полковника на балу и на плацу, после бала.
3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.
Я помню чудное мгновенье.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Ри́фма (др.-греч. «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
По качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные.
В стихотворении рифма точная: как мужская (ты – красоты), так и женская (вдохновенье – виденье)
Римфовка- это система, порядок чередования рифм в стихе.
Виды рифмовки. Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:
— смежная (парная): первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. аабб»
— перекрестная (попеременная): абаб
— кольцевая (опоясывающая, охватная): абба
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 7486 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Характеристика Кутейкина
Фамилия персонажа образована от слова «кутить», что означает вести беспорядочную, разгульную жизнь. Еще одно значение происходит от прозвища «кутейка», так иронично звали служителей церкви. Прозвище происходит от слова «кутья» — поминальная каша.
В комедии он изображается как человек жадный, ленивый и неграмотный. Стремиться получить деньги и не работать. В конце комедии он требует плату за безделье больше, чем достоин.
Кратко о Кутейкине можно написать так:
Все герои считают Кутейкина глупым человеком. Фонвизин высмеивает попов, делающих все за деньги, забывая о своей чести. Госпожа Простакова и члены семьи не замечают грязных дел учителя грамоты, потому что важно наличие преподавателя. В то время было модно иметь репетитора для домашнего обучения. Это было показателем роскоши в светском обществе, не каждая семья могла себе позволить домашнее обучение для ребенка. Поэтому педагог нужен богатым людям, чтобы хвалиться перед соседями и друзьями, а не для пользы от образования.
Основным недостатком персонажа оказывается боязнь. За спиной других строит ужасные планы, произносит плохие слова, а при прямом общении уклоняется от ответственности и не отвечает на вопросы. Когда ему нужна была новая обувь, то хотел попросить у Простаковой деньги, но при встрече не говорит об этом, потому что боится хозяйку дома.
Описание учителей
Во времена правления Петра Первого был издан указ о том, что дворянам, не имеющим обязательного образования, нельзя жениться и нести государственную службу. Поэтому молодых людей, у которых не было такого документа, называли недорослями. В пьесе Фонвизин описывает дворянскую семью Простаковых, где стараются научить чему-нибудь избалованного и ленивого сына Митрофанушку. У него есть три учителя:
При этом всем учителям свойственно издевательское отношение друг к другу. Каждый готов указать другому на его ничтожность.
В комедии автор изобразил пародию на многих учителей этого времени, которые характеризовались образованными, только потому что были священнослужителями. Но на самом деле было наоборот, так как нет знаний и желания кого-то обучать.
Образ в цитатах
Семинарист является второстепенным героем. Из произведения «Недоросль» характеристику Кутейкина можно составить через краткие речевые цитаты:
По цитатной характеристике Сидорыча можно понять, что в герое автор описал целый слой жадных и глупых неучей-семинаристов, которых было немало в жизни общества. Они знали что-то о грамоте и учили молодых людей.
В произведении в образе Кутейкина показан устаревший порядок преподавания. Фонвизин пишет о том, что давать знания могут учителя по учебникам, а не безграмотные попы.
Дворяне этого времени нанимали индивидуального репетитора для моды и хвастовства перед теми, кто не мог себе позволить такую роскошь. При этом отрицали ценность обучения. Однако решение вопроса хорошего образования заключается в подготовке людей, способных дать знания подрастающему поколению.
Что значит фамилия кутейкин в недоросле
Исследовательские работы и проекты
Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова
Говорящие фамилии в произведении «Недоросль» Д. И. Фонвизина
Фамилии действующих лиц – это, пожалуй, первое, что привлекает внимание читателя комедии Фонвизина “Недоросль”. Фамилии эти “говорящие”, их значение формирует у читателя отношение к героям, которые их носят. У нас складывается определенное мнение по поводу того или иного героя.
К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан.
Они представители «старого» дворянства, которое всеми силами хватается за устаревшие идеи крепостного и феодального устройства. Их основными ценностями являются деньги, положение в общественной иерархии и физическая сила. И именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.
Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьём кафтана: «При твоих глазах мои ничего не видят». Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, «как надлежит родителю». «Он смирен», — говорит о нём Правдин.
Простакова в отличие от мужа не является такой простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной «бабой», которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства,— сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.
В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.
Характеристика и образ Кутейкина в комедии Недоросль
В своем произведении Д. И. Фонвизин с помощью сатиры высмеял главные пороки общества 17 века. Этой цели служат все персонажи комедии «Недоросль». Характеристика Кутейкина — необразованного дьячка, нанятого Простаковой для обучения сына Митрофана, является тому доказательством. Персонаж выписан лаконично, хоть и фигурирует только в нескольких сценах, но и этого достаточно, чтобы понять: он не учитель, потому что безграмотен, глуп и ленив.
Значение имени
Одним из главных сатирических приемов, используемых Фонвизиным в своих произведениях, являются «говорящие фамилии». Имя дьячка — не исключение. Фамилия Кутейкин образовалась от прозвища Кутейка. Оно несет такие смысловые нагрузки в комедии:
У Кутейкина в произведении нет имени. Митрофан его называет только по отчеству — Сидорыч. И это не оплошность писателя. Не давая имени своему персонажу, драматург подчеркивает собирательность созданного им образа. Кутейкин — это не единичное явление в сфере образования 17 века. Таких горе-учителей можно было встретить в то время в каждой дворянской семье.
Характеристика Кутейкина
Фамилия персонажа образована от слова «кутить», что означает вести беспорядочную, разгульную жизнь. Еще одно значение происходит от прозвища «кутейка», так иронично звали служителей церкви. Прозвище происходит от слова «кутья» — поминальная каша.
В комедии он изображается как человек жадный, ленивый и неграмотный. Стремиться получить деньги и не работать. В конце комедии он требует плату за безделье больше, чем достоин.
Кратко о Кутейкине можно написать так:
Все герои считают Кутейкина глупым человеком. Фонвизин высмеивает попов, делающих все за деньги, забывая о своей чести. Госпожа Простакова и члены семьи не замечают грязных дел учителя грамоты, потому что важно наличие преподавателя. В то время было модно иметь репетитора для домашнего обучения. Это было показателем роскоши в светском обществе, не каждая семья могла себе позволить домашнее обучение для ребенка. Поэтому педагог нужен богатым людям, чтобы хвалиться перед соседями и друзьями, а не для пользы от образования.
Основным недостатком персонажа оказывается боязнь. За спиной других строит ужасные планы, произносит плохие слова, а при прямом общении уклоняется от ответственности и не отвечает на вопросы. Когда ему нужна была новая обувь, то хотел попросить у Простаковой деньги, но при встрече не говорит об этом, потому что боится хозяйку дома.
Черты характера дьячка
Жанр комедии предполагает, что большинство персонажей имеют отрицательные качества. Связано это с тем, что задача автора — высмеять пороки представителей разных слоев общества. Интересен тот факт, что Кутейкин не продолжил обучение в духовной семинарии, потому что не справился с программой, не смог ее освоить. Этого персонажа писатель наделяет чертами типичного учителя, который вышел из церковнослужителей низшего разряда:
Также интересно посмотреть, как раскрывает свой характер этот персонаж в различных ситуациях. Будучи представителем образованного слоя общества, Кутейкин тем не менее не стесняется говорить о своем невежестве. Он попросту не видит в этом ничего особенного, очевидно, потому, что многие его собратья тоже не представляют собою пример образованности. Вот что дьячок рассказывает о себе: «…Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да, Богу изволившу, назад воротился…».
Такая характеризующая героя цитата дает понять, что свою учебу сам Кутейкин воспринимает как тяжкую повинность, оттого он и благодарит Бога, что больше не будет продолжать занятия. И то, что человек с такими взглядами и отношением к образованию идет в преподаватели, говорит только о его безответственности перед самим учеником, его родителями и государством в целом.
Сына Простаковых просвещали три года, но парень так и остался безграмотным. Что же думает по этому поводу Кутейкин? А он считает, что не несет никакой ответственности за уровень знаний своего подопечного.
Был еще один минус у дьячка как у учителя: он не мог ничего дать Митрофану в плане нравственного воспитания. Настоящий преподаватель помимо грамоты должен развивать у своего подопечного лучшие черты характера:
Например, у сына Простаковых была няня (Еремеевна). Митрофан издевательски обращается с пожилой женщиной, оскорбляет ее, иногда даже поднимает руку. Его учитель должен был надиктовать ему кучу правил, как себя вести. Но сам Кутейкин не обладал ни одной из черт, описанных выше. Разве мог такой учитель вырастить настоящую личность?
На самом деле дьячок просто не понимает, что лень и незнание — не вина Митрофана. За низкий уровень образования ученика несет ответственность сам преподаватель, который плохо ориентируется в обучающем материале, и ему неинтересна его работа в целом.
Корыстные помыслы
Все, что волнует бывшего семинариста, — сколько ему заплатят Простаковы после занятий с их сыном. Он достаточно расчетлив и хитер, вот почему посчитал, что родители Митрофана обязаны заплатить не только за так называемое «обучение», но и за обувь, которая была изношена Кутейкиным за три года хождения к господам Простаковым. Это все означает, что у человека совершенно нет стыда, раз он смеет упоминать даже такие мелочи! Этим дьячок отличается от учителя Цыфиркина, который понимает, что не заслужил деньги за преподавание Митрофану, потому не требует награды за свою работу.
Для того чтобы получить расчет, Кутейкину нужно разговаривать с госпожой Простаковой. Зная крутой нрав своей барыни и ее манеры, очевидно понимая, что его работа не дала плодов, герой не решается выяснять с ней отношения, тем самым проявляя малодушие.
Речь Кутейкина
Комизм в произведении всегда является результатом какого-либо несоответствия. В комедии «Недоросль» Кутейкин имеет ряд речевых особенностей, сильно отличающихся от других персонажей. К таким языковым нюансам можно отнести:
С помощью церковной лексики бывший дьячок пытается подчеркнуть свою принадлежность к духовенству, что должно говорить о высоком уровне образованности и нравственности личности. Но, конечно же, у Кутейкина не получается достигнуть нужного эффекта, поскольку и просторечия, и сам смысл сказанного выдают приземленность его натуры.
Все речи персонажа в основном выглядят неуместно и лишены высокого стиля. Например, на справедливое замечание Цыфиркина о том, что учителя в доме Простаковых праздно едят хлеб, Кутейкин с важностью отвечает: «Уста твоя всегда глаголаша гордыню, нечестивый». Конечно, подобные фразы вызывают у читателя только смех.
Критика образа
Комедия «Недоросль» заслужила одобрение со стороны литературоведов. Нельзя не согласиться с Н. В. Гоголем, который с восторгом о. И действительно, отсутствие социально-политических преобразований в государстве привело к тому, что появились такие дворяне, как Простаковы, и такие учителя, как Кутейкин.
Читая комедию, сложно поверить, что подобные люди когда-то существовали, все кажется ненатуральным и преувеличенным. Тем не менее, Гоголь справедливо заметил: «Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души…»
Обратила внимание критика и на сам образ Кутейкина в комедии «Недоросль». В. О. Ключевский в книге «Д. И. Фонвизин» говорит, что «…комизм Кутейкина, весь построенный на пародировании библейских терминов и текстов, — неприятный и ненадежный комический прием, едва ли кого забавить способный». С выводом литературоведа хочется согласиться, поскольку необразованные учителя — явление далеко не смешное и даже опасное, ведь именно от них зависит, каким вырастет новое поколение, как сложится судьба народа и государства.
Мнение критика В. Н. Малинина относительно образа учителя в комедии Д. И. Фонвизина перекликается с утверждением В. О. Ключевского: «…малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки… Было бы необычайным чудом, если бы при подобных условиях он хотя чему-нибудь научился».
Милон
Характерные черты этого героя — искренность, благородство, рассудительность. Даже в непростых ситуациях он не теряет здравомыслия. Услышав о помолвке Софьи, он представляет Митрофана человеком образованным и достойным. И только впоследствии его мнение относительно соперника меняется. Именно этот герой в одном из последних действий пытается помирить Простакову с братом, напоминая им, что они близкие люди.
В комедии «Недоросль» Кутейкин выступает учителем церковнославянского и русского языков. До того как мужчина попал на службу к Простаковой, он учился в семинарии, но, побоявшись «бездны премудрости», сам бросил обучение. Образ Кутейкина в «Недоросле» — это резкая сатира Фонвизина на необразованных попов. Речь персонажа насыщена церковнославянскими оборотами, но они, переплетаясь с просторечными выражениями, выглядят не уместно и лишены первоначальной высокой стилистики.
Фамилия «Кутейкин» происходит от ироничного
Прозвища служителей церкви — «кутейка», связанного с названием поминального блюда кути, которым нередко угощались попы. Жадность, хитрость, желание наживы — основные черты персонажа. В «Недоросле» характеристика Кутейкина полностью раскрывается в финале комедии, когда мужчина требует большую оплату, чем заслужил.
Образ Кутейкина в комедии олицетворяет целый социальный класс невежественных, алчных и корыстных попов-недоучек, которые, зная только основы грамоты, брались за обучение молодых людей. Вводя в произведение этого персонажа, Фонвизин разоблачал устаревшие нормы образования. Автор акцентировал внимание на том, что сильную, всесторонне развитую личность Просвещения должны обучать светские учителя по соответствующим учебникам, а не малограмотные семинаристы по Псалтырю.
В комедии ” Недоросль ” Кутейкин выступает учителем церковнославянского и русского языков. До того как мужчина попал на службу к Простаковой, он учился в семинарии, но, побоявшись “бездны премудрости”, сам бросил обучение. Образ Кутейкина в “Недоросле” – это резкая сатира Фонвизина на необразованных попов (ведь до этого мужчина учился именно на священнослужителя). Речь персонажа насыщена церковнославянскими оборотами, но они, переплетаясь с просторечными выражениями, выглядят не уместно и лишены первоначальной высокой
Фамилия “Кутейкин” происходит от ироничного прозвища служителей церкви – “кутейка”, связанного с названием поминального блюда кути, которым нередко угощались попы. Жадность, хитрость, желание наживы – основные черты персонажа. В “Недоросле” характеристика Кутейкина полностью раскрывается в финале комедии, когда мужчина требует большую оплату, чем заслужил.
Образ Кутейкина в комедии олицетворяет целый социальный класс невежественных, алчных и корыстных попов-недоучек, которые, зная только основы грамоты, брались за обучение молодых людей. Вводя в произведение этого персонажа, Фонвизин разоблачал устаревшие нормы образования. Автор акцентировал внимание на том, что сильную, всесторонне развитую личность Просвещения должны обучать светские учителя по соответствующим учебникам, а не малограмотные семинаристы по Псалтырю.
Другие работы по этой теме:
“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.
Другие преподаватели
У Митрофанушки было еще два учителя. Цыфиркин натаскивал парня по математике, его фамилия говорит читателю об этом. И хотя это добрый и честный человек, его тоже сложно назвать преподавателем, поскольку в прошлом он был военным и совершенно не имел опыта преподавания.
Французскому языку парня обучал Вральман. Безусловно, такой фамилией Фонвизин хочет показать читателю обманщика. В разговорах с госпожой Простаковой так называемый «учитель французского» утверждал, что забивать ребенку голову знаниями очень вредно. Вральмана с уверенностью можно назвать самым худшим из преподавателей в семействе Простаковых. В прошлом этот человек был обычным кучером, французского языка он практически не знал, поэтому и Митрофана даже не пытался учить.
Изображая Кутейкина и других наставников, Фонвизин раскрывает проблемы образования и воспитания в Российской империи 17 века. Например, семинарист-недоучка является собирательным образом, в котором ярко воплотились типичные черты представителей низшего духовенства. Драматург показывает, как опасно доверять образование и воспитание своего ребенка малообразованному человеку. Через образ Кутейкина Фонвизин дает понять читателю, что судьба подрастающего поколения и государства в целом во многом зависят от добросовестного отношения учителей к своему делу.
Как и сама комедия, образ Кутейкина не устарел в нынешнее время и не потерял своей актуальности. И сегодня в сфере образования можно встретить специалистов, которые имеют слабые знания. И в наше время среди учителей множество таких, которые не любят свое ремесло.
Только высокообразованный человек, по мнению драматурга, способен воспитать всесторонне развитую личность, которая может принести пользу своему государству.
Предоставленный материал поспособствует написанию сочинения-сообщения «Описание образа Кутейкина в комедии «Недоросль». А также поможет подготовиться к открытому уроку по литературе. Но для красивой презентации ученикам лучше будет составить краткую цитатную характеристику персонажа.
Описание учителей
Во времена правления Петра Первого был издан указ о том, что дворянам, не имеющим обязательного образования, нельзя жениться и нести государственную службу. Поэтому молодых людей, у которых не было такого документа, называли недорослями. В пьесе Фонвизин описывает дворянскую семью Простаковых, где стараются научить чему-нибудь избалованного и ленивого сына Митрофанушку. У него есть три учителя:
При этом всем учителям свойственно издевательское отношение друг к другу. Каждый готов указать другому на его ничтожность.
В комедии автор изобразил пародию на многих учителей этого времени, которые характеризовались образованными, только потому что были священнослужителями. Но на самом деле было наоборот, так как нет знаний и желания кого-то обучать.