Что значит фактическое место жительства
Место пребывания и место фактического проживания: в чем разница?
На портале государственных услуг при подаче электронных заявлений часто приходится выбирать местоположение получения услуги:
Нередко это запутывает пользователей портала Госуслуги. Давайте разберемся с этими понятиями и дадим им определения.
Начнем с самого простого. Место жительства. Это место, в котором человек зарегистрирован и проживает постоянно. Отметка об этом месте стоит в паспорте. Часто место жительства называют пропиской.
Место пребывания. Это место, в котором человек имеет временную регистрацию. Такими местами могут быть:
При этом человек может совершенно спокойно быть зарегистрированным в разных местах и временно, по месту пребывания, и по месту жительства, то есть постоянно. Одно не отменяет другого.
Место фактического проживания — это место, в котором находится человек на конкретный период времени и по которому он хочет получить государственную услугу. Совсем не обязательно иметь регистрацию по месту фактического пребывания. Это место так же может совпадать как с местом жительства, так и с местом пребывания. А может отличаться от них.
По месту фактического проживания нужно временно регистрироваться в двух случаях:
Люди, находящиеся по месту фактического проживания, могут получать услуги через портал. Вот некоторые из них:
Некоторые из этих услуг, при их получении по месту фактического проживания без регистрации, предполагают более длительный период оказания и оформления. Например, загранпаспорт при получении не по месту постоянного проживания будет оформляться до 90 дней. В то время как получатели по месту регистрации будут вынуждены ждать всего 30 дней. Это связано с тем, что ведомство будет отправлять запрос на проверку персональных данных получателя в отделение по месту регистрации.
Чем место пребывания отличается от места фактического проживания
В нормативных документах встречаются такие понятия: место жительства, место пребывания и место фактического проживания.
Место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован именно по месту жительства. Это отдельный вид регистрации, которую иногда для простоты называют «пропиской», хотя в законах такого термина нет. Отметка о регистрации по месту жительства стоит в паспорте.
Место пребывания — это место, где гражданин проживает временно. Например, гостиница, дом отдыха, студенческое общежитие или арендованная квартира в другом регионе. По месту пребывания регистрируются временно, при этом временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Можно иметь место жительства, то есть постоянную регистрацию, в одном населенном пункте, и временную регистрацию по месту пребывания — в другом. Регистрацию по месту пребывания подтверждает свидетельство.
Когда гражданина регистрируют по месту пребывания, его не снимают с учета по месту жительства.
Место фактического проживания — это помещение, в котором на самом деле в конкретный момент времени живет гражданин. Как правило, этот термин используют, чтобы обозначить место проживания, которое по разным причинам не подтверждено регистрацией. Место фактического проживания может совпадать с местом жительства и местом пребывания, а может отличаться от них.
Не всегда нужно оформлять регистрацию по месту пребывания, даже если оно не совпадает с местом жительства. Можно временно жить в другом регионе без временной регистрации, если срок пребывания меньше 90 дней. Если эта квартира находится в том же регионе, по закону временную регистрацию тоже можно не оформлять.
Например, супруги зарегистрированы по месту жительства в квартирах своих родителей, потому что своего жилья у них еще нет. Но живут они в другой квартире, которую сами снимают. Так как квартира находится в том же регионе, им необязательно регистрироваться в ней по месту временного пребывания. В этом нет нарушения закона. Когда придет пора записывать детей в детский сад или школу, это можно сделать по месту фактического проживания. Если в образовательном учреждении будут свободные места, дети пойдут в школу рядом с домом, хотя формально это не место жительства семьи и не место временного пребывания.
Аналогичная ситуация с материнским капиталом. Заявление на распоряжение можно подать по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания.
Еще по месту фактического проживания могут отправить копию постановления об ограничении выезда за границу. Если пристав знает, что должник временно или постоянно зарегистрирован в одном месте, но фактически живет в другом.
Этот термин могут использовать в тех случаях, когда у гражданина вообще нет регистрации по месту жительства или пребывания — например, при назначении пенсии.
Подать документы на регистрацию по месту жительства или месту пребывания можно на портале Госуслуг.
Что означает фактический адрес проживания, и в чем его отличие от места пребывания
Адрес фактического проживания требуется указывать в самых разных заявлениях, обращениях и других документах. Многие жители России не понимают, что скрывается под этим понятием. Из-за этого нередко возникает путаница, а иногда и ошибки в документах. В результате их приходится переделывать, теряя время. Впрочем, ничего сложного в этом понятии нет. Достаточно 1 раз разобраться со всеми моментами, и больше путаницы не будет.
Адрес фактического проживания: что это значит
Институт прописки существовал в Советском Союзе и даже еще до его появления. Она имела разрешительный характер. В 1991 году ее признали неконституционной. Вместо этого, появилась другая процедура – регистрация по месту жительства.
После отмены прописки появились временная и постоянная регистрация, а также понятие «адрес фактического проживания». Это жилое помещение, в котором человек проживает фактически большую часть времени. Причем подразумевается именно место, где гражданин живет реально, а не по документам.
Проживать люди могут в различных категориях жилых помещений:
Место пребывания и место фактического проживания: отличия
В документах нередко присутствует несколько граф для указания различных адресов. Это приводит к путанице, ведь человек не знает, куда и что надо вписывать. Но разобраться с этим моментом совершенно несложно.
Местом проживания называют квартиру или другое жилье, где человек постоянно проживает и имеет регистрацию. Ее еще принято называть постоянной. Фактически это аналог существовавшей в прошлом постоянной прописки. О данном типе регистрации делается отметка в паспорте гражданина. Ставят ее в отделах ГУВМ или паспортных столах.
Место пребывания – это также жилое помещение, но в нем человек проживает временно. Например, это может быть номер в гостинице, арендованная квартира в другом субъекте РФ и т. д. В этой жилой недвижимости регистрируются уже временно, о чем выдается соответствующее свидетельство в виде отдельного документа. Некоторые считают такую регистрацию аналогом ранее существовавшей в прошлом временной прописки.
В этом видео рассказывается о том, как сделать временную регистрацию по месту пребывания:
Фактический адрес проживания – это место, в котором человек непосредственно живет. При этом неважно, есть ли у него регистрация в этом жилом помещении или нет. Наоборот, довольно часто это понятие используют для обозначения адреса, где человек проживает, но не зарегистрирован по различным причинам.
Обязательно ли должны совпадать адреса
Миграция населения внутри современной России происходит постоянно. Одни люди переезжают в другой город или даже регион навсегда, другие лишь на некоторое время, а третьи и вовсе проводят большую часть жизни, перемещаясь между разными частями страны. Государство этому особо не препятствует, хотя и требует в определенных ситуациях сообщать о смене места, где живет человек. Особенно, если речь идет о постоянном проживании.
Довольно часто люди оказываются зарегистрированы постоянно в одном городе, имеют временную прописку в другом, а фактически живут в третьем. На самом деле ничего страшного в этом нет. Адрес фактического проживания и места жительства совпадать совершенно не обязаны.
Более того, адреса постоянной и временной регистрации и вовсе не могут совпадать. Это просто лишено смысла. Если человек уже постоянно зарегистрирован в этой же квартире (доме), то зачем еще и временно прописываться в ней же.
Адрес фактического проживания и постоянной регистрации также могут не совпадать. Причем в следующих случаях временная прописка может также отсутствовать или быть оформленной в совершенно ином месте:
По адресу фактического проживания, независимо от того совпадает он с местом регистрации или нет, можно получить следующие виды государственных услуг:
Документы, подтверждающие адрес проживания
Подтвердить адрес проживания при наличии по нему постоянной регистрации легко с помощью паспорта. В нем делается соответствующая отметка. Ее проставляют сотрудники ГУВМ или паспортного стола. В отметке также указывается дата, когда человек зарегистрирован в этом жилом помещении.
Факт проживания по адресу временной прописки легко подтвердить с помощью соответствующего свидетельства. Выдают его сотрудники ГУВМ при постановке человека на учет.
Иногда требуется подтвердить адрес проживания, по которому нет ни временной, ни постоянной прописки. Обычно подтвердить это можно с помощью акта, составленного комиссией минимум из 3 человек. Иногда также подтвердить данный факт можно попробовать с помощью одного из следующих документов:
Штрафы за нарушения закона
За факт нарушения правил регистрационного учета предусмотрен штраф в размере 2-3 тыс. руб. (в МСК и СПБ – 2-5 тыс. руб.). Но если речь идет об арендованном жилье, то санкции будут применены как к нанимателю, так и к арендодателю, и их размер составит уже 2-5 тыс. руб. (в Москве и Санкт-Петербурге – 5-7 тыс. руб.).
Адрес фактического проживания – это место, где человек живет по факту. Он может совпадать с местом временной и постоянной регистрации или нет. Указывать его требуется в различных документах, например, при устройстве ребенка в школу не по прописке. Но важно помнить, что несмотря на уведомительный характер регистрации, за нарушение ее правил есть штрафы и довольно существенные.
Полезное видео
Как ориентироваться в таких терминах, как «прописка», «регистрация», «право пользования жильем», «место жительства», что они означают, и в чем их различие, узнаете из этого видео:
Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией
Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе
Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет. Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.
В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.
Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.
КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов
Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).
Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.
В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств. Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.
В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.
Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.
Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.
Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.
При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.
Адвокаты оценили выводы Суда
По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания. «Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст. 40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».
«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.
Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.
По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров. «Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории. И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.
Регистрация граждан по месту жительства и по месту пребывания и ее правовое значение
Ранее под установленным порядком вселения понималось соблюдение правил о прописке. Постановлением КС РФ от 25.04.1995 № 3-П «По делу о проверке конституционности ст.54 ЖК РСФСР» ее положения в этой части признаны не соответствующими Конституции.
В настоящее время граждане обязаны регистрироваться по месту жительства и по месту пребывания в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 17 июля 1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» с учетом Постановления КС РФ от 02.02.1998№ 4-П
В отличие от прописки, регистрация – это не разрешение на проживание. Регистрация предполагает, что там, где гражданин зарегистрирован и находится его место жительства. Но презумпция может быть опровергнута в судебном порядке. В теории и судебной практике неоднократно подчеркивалось, что сам по себе факт отсутствия или наличия регистрации еще не свидетельствует об отсутствии или наличии прав на жилое помещение. Так, ВС РФ постановлением от 31.10.95г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод человека, включая право на жилище. Наличие или отсутствие регистрации может служить лишь одним из доказательств возникновения или прекращения каких-либо прав. КС РФ отметил, что регистрация – способ учета граждан, носящий уведомительный характер. Такой подход принципиально изменил судебную и административную оценку конфликтной ситуации по сравнению с той, что существовала в советский период.
В Правилах указывается на 2 вида регистрации
Фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Органами регистрационного учета являются территориальные органы ФМС, осуществляющие регистрацию в течение 3 дней со дня поступления документов. Регистрация граждан по месту пребывания в гостиницах, санаториях и иных подобных учреждениях осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений.
Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация по месту жительства осуществляется не позднее 7 дней со дня смены места жительства на основании заявления гражданина, документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения (договор, административный акт, свидетельство о праве на наследство, решение суда и т.д.)
Оформляется такая регистрация отметкой в паспорте.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней обязаны по истечении указанного срока обратиться с заявлением о регистрации по месту пребывания (документ, удостоверяющий личность и документ-основание для временного проживания: договор найма, поднайма заявление вселяющего)
Оформляется регистрация по месту пребывания выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Правила содержат также специальные положения о регистрации отдельных категорий граждан (военнослужащих, вынужденных переселенцев, проживающие на территории монастырей, храмов, лица, не имеющие постоянного места жительства и др.)