Что значит этуаль в балете
Значение слова «этуаль»
[От франц. étoile — звезда]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Этуаль — знаменитый артист или артистка в европейском и русском театре до революции; в настоящее время — высший статус артистов балета Парижской Оперы
Площадь Этуаль — площадь в западной части VIII округа Парижа
Этуаль-Сен-Сирис — коммуна во Франции, находится в регионе Прованс — Альпы — Лазурный Берег
Пьер де Л’Этуаль — французский чиновник, нотариус и писатель-мемуарист
Этуаль — клуб города Каруж, Швейцария (основан в 1904)
Этуаль Спортинг — клуб города Ла-Шо-де-Фон, Швейцария (основан в 1898)
Этуаль дю Сахель — клуб города Сус, Тунис (основан в 1925 году)
Этуаль дю Бени-Халид — клуб города Бени-Халид, Тунис (основан в 1946)
Этуаль Филант — клуб города Бигулья, Франция (основан в 1971)
Этуаль Филант — клуб города Уагадугу, Буркина-Фасо (основан в 1955)
Этуаль Филант — клуб города Ломе, Того (основан в 1932)
Этуаль — клуб Куинстауна, Сингапур (основан в 2010)
Этуаль — клуб города Фрежюс, Франция (основан в 2009)
Этуаль — клуб города Браззавиль, Республика Конго (основан в 1926)
Л’Этуаль — клуб города Морн-а-л’О, Гваделупа (основан в 1958)
ЭТУА’ЛЬ, и, ж. [фр. étoile — звезда](устар.). Модная актриса, выступающая в легких жанрах (фарсе, легкой комедии, оперетте, с эстрады и т. п.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
этуа́ль
1. устар. модная актриса, выступающая в легких жанрах (фарсе, лёгкой комедии, оперетте и т. п.) в западном театре, в русском театре конца XIX в. — начала XX в. ◆ Но ведь он же не институточка, не этуаль какая-нибудь, чтоб чаровать зрение господ с ним встречающихся! Р. Б. Гуль, «Азеф», 1958 г. (цитата из НКРЯ)
2. искусств. высшее звание в иерархии танцовщиков Парижской оперы, то есть премьер или прима-балерина ◆ В соответствии с правилами Оперы женщины-этуали оставляют сцену в возрасте 40 лет, мужчины-этуали — в 45 лет.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова битломания (существительное):
Синонимы к слову «этуаль»
Предложения со словом «этуаль»
Цитаты из русской классики со словом «этуаль»
Понятия, связанные со словом «этуаль»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «этуаль»
Отмахиваясь от назойливых этуалей, он вернулся в номер и уснул как убитый.
Например, на устраиваемых в московских кинозалах утренних детских сеансах подборка показываемых лент, по мнению многих критиков, абсолютно не подходила для детей, им показывали «танцующих полуголых этуалей… женщин, подымающих юбки выше головы… бесчувственного пьяного, надевающего вместо шапки телячью голову», которого по фильму все бьют: городовые, парикмахеры, опять городовые и наконец жена «тоже бьет, но как! – ногами по лицу!», и, как считал автор статьи, от таких фильмов детей надо было спасать.
Ещё он помнил красивое слово этуаль – звезда – так у французов называются «наши» примы.
Этуаль (балет)
Балерина (итал. ballerina — танцовщица, от итал. ballare — танцевать) — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев, выученная согласно академическим балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику.
В России в XX веке балериной стала называться любая балетная танцовщица, тогда как в Российской империи так называлась лишь солистка, занявшая наивысшее положение в балетной труппе. Этот титул появился в Императорских театрах в третьей четверти XIX века [ уточнить ] вместе с появлением на балетной сцене целой плеяды итальянских виртуозок, приглашаемых из-за границы на положение ведущих солисток. Артистка, не являющаяся ведущей солисткой, именовалась дансёркой (от фр. danse — танец) или танцоркой, затем — просто танцовщицей.
Содержание
Прима-балерина
В англоязычных странах для обозначения высшего статуса балерины используется словосочетание англ. principal dancer — «главная танцовщица» (тж. танцовщик), во Франции — словосочетание première danseuse, «первая танцовщица».
В балетной труппе парижской Оперы, традиционно имеющей собственную сложную иерархию, на протяжении XIX века ведущая танцовщица именовалась «первым сюжетом» (фр. première sujet ). Артистки и артисты, которые смогли подняться на самую высшую ступень служебной лестницы этой труппы, с конца XIX века начали носить титул «звезды» (фр. étoile ). Этот статус, появившийся в 1895 году [ уточнить ] как «сюжет-этуаль» (фр. sujet étoile ), окончательно закрепился уже в XX веке. В 1938 году балерина Соланж Шварц стала первой, кто был официально возведён в ранг танцовщицы — «этуали» (фр. danseuse étoile ).
Prima ballerina assoluta
Начиная с 1805 года [ источник не указан 2700 дней ] некоторые итальянские танцовщицы начали добавлять к своему титулу прима-балерины слово assoluta — «абсолютная», подчёркивая таким образом своё первенство в профессии и тот факт, что у них нет соперниц на сцене. В России в конце XIX века так называли Пьерину Леньяни, затем, в начале XX века, этот титул носила Анна Павлова, ставшая всемирно известной после того, как покинула Россию и начала гастролировать со своей труппой по самым разным странам.
В настоящее время этот редкий титул используется лишь символически, как знак признания выдающегося таланта знаменитой артистки и обычно рассматривается как почесть, а не официальный статус.
См. также
Премьер — танцовщик, занявший высшее положение по рангу в своей балетной труппе.
Прима, балерина, солистка: кто есть кто в балете?
Видим пуанты — говорим «балерина». На самом деле, в профессиональной среде артисток балета есть четкая иерархия. Чтобы называться балериной, выйти на сцену в образе недостаточно. А что же тогда нужно?
Структура балетной труппы
В целом всех участников постановки, выходящих на сцену не в качестве «живых декораций», а с поставленными движениями, называют танцовщиками. Они профессионально владеют техникой балета и служат в театре. Дальше начинаются отличия: структура балетной труппы иерархична, и положение в ней каждого артиста зависит от нескольких факторов.
Балеринами — солистками и примами — в балете становятся. Этот путь может начинаться из кордебалета, где часто работают недавние выпускники хореографических училищ. Дальнейшая карьера артистки балета во многом зависит от ее природных и технических данных, мастерства и трудолюбия. Чтобы перейти на следующую ступень иерархии в труппе, нужно показать свое мастерство на просмотре. Выученная и мастерски исполненная партия — это экзамен для артиста балета.
Сочетание техники, артистизма и пластичности позволяет танцовщице выдвигаться на положение солистки. Название немного обманчиво: такая артистка не всегда «солирует» в смысле исполнения ведущей партии. Солистки исполняют следующие после главных роли, но могут сыграть в спектакле и «первую скрипку», например, подменяя отсутствующую в день постановки прима-балерину.
По сравнению с артистками кордебалета, график солисток более напряженный. Больше репетиций, гастролей — в конце концов, ответственности за исполняемые партии.
Следующий шаг — из солистки в примы. Позицию «первой балерины» может занять танцовщица, в чьем профессиональном портфолио несколько ведущих партий, а также сольный репертуар. В балетных постановках есть роли, которые исторически исполняют примы — среди них, например, Одетта/ Одиллия, Жизель, Раймонда, Никия. Профессиональный уровень такой артистки балета можно определить как высшую квалификационную категорию. Их график еще плотнее: больше репетиций, выступлений в разных странах, ведь примы часто выступают в качестве приглашенных звезд за пределами «родного» театра. Такой образ жизни ориентирован на постоянное оттачивание и без того безупречного, индивидуального стиля.
Прима-балерина — это еще и особая харизма, высочайший уровень мастерства, собственный стиль и почерк в балете. Примы — настоящие звезды балетного искусства. И еще, как однажды призналась прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, этот профессиональный статус дарит определенную творческую свободу. Прима-балерина с мировым признанием может выбирать партии и постановки, определяя, что, как и с кем танцевать.
Различия в терминах мировых балетных школ
Внутри, казалось бы, простого иерархического движения «балерина — солистка — прима-балерина» есть вариации. Разница в терминах характерна не только для мировых балетных школ: структура труппы отличается в Большом и Мариинском театрах.
Прежде чем разбираться с терминами, интересно уточнить, что понятие «кордебалет» во всех балетных школах мира одинаково и означает участника массовых танцев.
Выше по иерархической лестнице располагаются солистки: эта категория артистов балета включает две группы.
Солистки балета
В Большом театре эту группу балерин образуют ведущие и первые солистки. В Мариинском им соответствуют первые и вторые солистки. В Парижской опере — первые танцовщики (premier danseur) и танцовщики-сюже (sujet). А вот в Американской школе балета внутренней иерархии в этой группе артистов нет: просто солисты и солистки. Еще одна интересная особенность петербургской Мариинки состоит в том, что солисты характерного танца образуют отдельную подгруппу. В остальных театрах такого понятия нет.
Прима-балерины
Эта группа артисток, достигших наивысшего мастерства в классическом танце, в Большом и Мариинском театрах называется одинаково. А во Франции и США для них есть синонимичные термины. Примы в Парижской опере — этуали, в Американском балете — ведущие танцовщики (principals).
Прима-балерины и балерины — в чем разница?
О различиях между балеринами и примами написала гениальная Матильда Кшесинская в своих «Воспоминаниях». В главе «Мое мнение о балетных артистах» она с удивлением рассуждает:
«Как ловко танцовщицы присваивают себе звание «балерины» и даже «прима-балерины», не имея на то никакого права».
В начале XX века существовала ощутимая разница между этими ступенями иерархии. Балерин могло быть не более пяти-шести, а прима-балерина — одна. По словам Матильды Кшесинской, после того, как она уже несколько лет была «балериной», она получила звание «Заслуженной артистки Императорских театров». А «прима-балериной» — или первой среди балерин — стала уже потом.
Даже великой Кшесинской статус примы дался спустя годы балетной практики и работы над самыми громкими постановками. И если метафорически представить путь балетной танцовщицы, то отрезок от балерины до примы подобен самому гористому, сложному и порой опасному подъему.