Что значит этнографические исторические источники
Классификация этнографических источников
Этнологические источники могут представлять собою материальные (вещественные) предметы культуры изучаемого народа — артефакты (от лат. arte — искусственно и factus — сделанный); они описываются и исследуются в качестве характеристик, произведений или свойств этого народа. Если же речь идет об изучении этнокультурной истории, то такие источники удобно трактовать как остатки прошлой этноисторической реальности. Следовательно, сам источник выступает как остаток, фрагмент изучаемого факта или объекта. К числу таких остатков-артефактов относятся, например, коллекции этнографических музеев, сохраняемые обществом памятники истории культуры, а также функционирующие в реальном бытовании традиционные предметы материально-вещной среды (традиционная народная одежда, характерные национальные кушанья, предметы обихода и т. п.).
Наряду с артефактами различают такие источники, которые содержат в себе отражения тех или иных сторон этнического объекта, интересующего исследователя. Их иногда называют преданиями или меморатами (от лат. memoria — память). К этой обширной категории этнологических источников относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и иные фиксации данных (звукозапись, кино- и видеосъемки), рисунки, устные рассказы и прочие документальные и псевдодокументальные материалы. Сказания полинезийцев об их расселении по островам Тихого океана, «История»Геродота, содержащая обильные историко-этнологические материалы о многих древнеевропейских, азиатских и африканских народах, сведения из комплекта газеты о межэтнических взаимоотношениях, — вот типичные примеры этого класса источников.
Разделение источников на артефакты-остатки и мемораты-предания является относительным и далеко не единственно возможным. Анализируя источник, полезно, кроме того, установить характер его отношения к описываемой им этнической реальности: представляет ли он собою прямое свидетельство об изучаемом явлении (например, результат специального прямого наблюдения) или же сведения об исследуемом объекте отразились в источнике лишь попутно и имеют к объекту более или менее косвенное отношение. Так, описание папуасских обрядов, которые наблюдал Н.Н.Миклухо-Маклай на Новой Гвинее, прямо характеризует быт местных племен, в то время как упоминания о русских, французах и немцах в эпопееЛ.Н.Толстого «Война и мир» содержат лишь косвенные их характеристики, которые приходится специально извлекать из этого произведения, подвергая тщательной источниковедческой обработке.
↑Характер и свойства источников
Характер и свойства источников сильно различаются. Обширный класс среди них составляют письменные памятники. Их особая ценность состоит в том, что они содержательны и наполнены смыслом. Правда, их не всегда легко прочитать (например, памятники письменности индейцев майя и др.). Письменные источники могут быть зафиксированы на разных носителях — на глиняных табличках (письменные документы шумеров, хеттов и иных древних народов), на папирусе (у древних египтян), на каменных стелах — монументах в виде цилиндра или иной формы (например, трехъязычная Бехистунская надпись VI в. до н. э. в Иране), на пергаменте (особым способом выделанной коже), на бересте (в средневековом Новгороде) и наконец, на бумаге. В конце ХХ в. широко распространились носители, используемые с применением компьютерной техники.
Письменным источникам противостоят устные (фольклорные и иные), а также вещественные. Многие письменные источники хранятся в архивах, но немало их уже опубликовано. Отношение исследователей к источникам существенно зависит от того, содержат ли они нечто новое, еще неизвестное. Поэтому источники, заново обнаруженные в архиве или собранные в экспедиции («в поле»), обычно ценятся выше, чем уже опубликованные и неоднократно проанализированные. Но бывает и наоборот: в новом теоретическом и методологическом освещении, в сопоставлении с другими источниками уже известные памятники «раскрываются» с прежде неизвестной стороны и их повторное изучение ведет к новому открытию.
↑Происхождение источников
Работа с этнологическим (этнографическим) источником начинается с его критического рассмотрения (так называемой критики источника). Научность всякого исследования в первую очередь определяется строгостью и тщательностью источниковедческого анализа. Главная задача критики источника состоит в том, чтобы установить, содержит ли он этнологическую информацию, и если да, то в какой мере ее можно использовать в научном исследовании. Необходимо выяснить происхождение источника, его автора (если он есть), каким образом источник возник или был создан, в какой степени он заслуживает доверия.
Исследование историко-этнологических проблем побуждает ученых обращаться к классическим письменным нарративным (повествовательным) источникам. Примеры в этом случае многочисленны и разнообразны. Сколько-нибудь полное их перечисление невозможно. Ниже названы лишь некоторые, которые при желании могут быть заменены другими, нисколько не уступающими приводимым ни с точки зрения их научной ценности, ни в смысле яркости и занимательности.
Писатель и историк последней четверти I и начала II вв. н. э. Корнелий Тацит известен как автор серьезных капитальных трудов (« Анналы», «История»), так и создатель менее крупных, но тем не менее содержательных произведений («Жизнеописание Юлия Агриколы», «О происхождении германцев и местоположении Германии»). Во всех сочинениях Тацита имеются ценные сведения палеоэтнографического характера. Насколько его труды насыщены этнической информацией, можно судить по тому факту, что в них упомянуты более 150 этнических наименований (этнонимов) народов, расселенных в большей части известной в ту пору ойкумены.
Эпоха феодализма породила немало разнообразных источников, содержащих информацию о различных сторонах жизни тогдашних этносов: хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники. В числе средневековых источников, полезных для изучения исторической этнографии, следует указать на сочинения, возникшие в результате далеких и трудных путешествий, многолетних наблюдений разных стран и народов. Среди них «Книга» Марко Поло (XIII в.) о путешествии в Китай, «История Монгалов» Плано Карпини и «Путешествие в восточные страны» Гильома Рубрука (XIII в.) об их миссиях в Монголию, «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (XV в.) о его пребывании в Персии и Индии.
Интересные и во многом достоверные сведения об индейском населении Центральной и Южной Америки содержатся в сочинениях Христофора Колумба, Бартоломе де Лас Касаса, Диего де Ланды (XVI в.). Полезно обратить внимание еще на одну разновидность позднесредневековых источников, а именно на так называемые «домовники», или «домострои», — религиозно-бытовые инструкции-наставления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом. Среди этого рода произведений выделяется русский «Домострой», отредактированный протоиереем Сильвестром — известным советником Ивана Грозного (XVI в.).
В последующие периоды нового и новейшего времени (XVIII и XIX вв.) появились содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты. Исследования Джеймса Кука, Жана Лаперуза и Луи Бугенвиля, Академические экспедиции по России (XVIII в.), научные путешествия Александра Гумбольдта, кругосветные плавания российских моряков в первой половине XIX в. и многие другие, — все это были не только шаги в географическом постижении Земли, но также важные штрихи и элементы познания этнической композиции ее населения. В этой связи нельзя не вспомнить также о произведениях Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве — Иакинфа).
↑Этнографические экспедиции
Однако изучение письменных нарративных источников — далеко не единственный способ добывания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этнологических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологических (этнографических) экспедициях путем как прямого, так и инструментального наблюдения избранного для изучения фрагмента действительности. Сведения, собранные в экспедициях, обычно называют полевым материалом. Присутствие в том или ином научном труде полевого материала (в особенности, собранного лично его автором) повышает, согласно существующим канонам, ценность такого труда.
Об этнологических экспедициях обычно говорят как о чем-то таком, что связано с романтическими переживаниями далеких поездок, неожиданных встреч с людьми, принадлежащими к иным культурам, и другими привлекательными сторонами пребывания в путешествии. Кое-что из этого вполне справедливо, но все же следует иметь в виду, что этнологическая экспедиция — это прежде всего сложный и часто утомительный труд по собиранию разнообразных сведений, материалов и данных (т. е. информации) о населении региона, который обследует экспедиция. Работа в экспедиции включает в себя беседы с информаторами (респондентами), фиксацию данных о предметах материальной культуры (поселениях, жилищах и других постройках, одежде и украшениях, утвари и пище и т. п.), описание поведенческих элементов жизни местных жителей (обычаев, обрядов, ритуалов и т. д.), семьи и семейной жизни, записи (текстовые, звуковые и пр.) фольклора, выявление и регистрацию данных о языках, психологических свойствах населения и многое другое, что необходимо тем или иным способом закрепить, превращая увиденное и услышанное (т. е. наблюденное) в собственно полевой источник этнологических сведений.
Отсюда следует, что источники, полученные путем экспедиционного наблюдения, имеют важное и специфическое свойство: они создаются исследователями (и их помощниками) в ходе экспедиционной работы. И чем тщательнее этнологи трудятся, чем внимательнее наблюдают и чем точнее фиксируют наблюдаемые в экспедиции объекты, тем более содержательные и ценные источники они создают. Конечно, все этнологические (этнографические) источники так или иначе созданы или собраны людьми — письменные документы, археологические и этнографические коллекции в музеях, фольклорные произведения или заполненные опросные листы для записи сведений при проведении переписи населения.
В этнологических исследованиях, как показывает опыт и как об этом сказано выше, находят себе применение разнообразные виды источников: а) вещественные памятники и предметы, б) письменные тексты и в) данные устной традиции (которые, понятно, приходится также превращать в тем или иным способом фиксированные тексты). Разнообразие источников обусловливается еще и множественностью технических способов отображения этнической действительности. Всякого рода рисунки — от реальных изобразительных элементов на произведениях иконописи до современных рисунков характерных национальных типов (среди которых известны, например, акварели Б.М.Кустодиева «Русские типы»), — фотографии, кинорепортажи, звукозаписи, наконец, съемка видеофильмов и т. п., — все эти материалы нередко используются в качестве этнологических источников, а в обозримом будущем их значение, несомненно, возрастет.
Следует иметь в виду, что этнологическое исследование редко основывается на одном каком-нибудь источнике или даже группе источников одного и того же класса. Обычно этнологи, исследуя ту или иную проблему, в ходе работы объединяют (комплексируют) разные источники.
Отдельного упоминания заслуживает еще один класс источников: это памятники и результаты деятельности по «производству» профессиональной духовной культуры, созданием которой занят особый слой общества — национальная художественная (творческая) интеллигенция. Этническая информация обильно представлена в художественной литературе (вспомним для примера испанские и другие повести и очерки Проспера Мериме), в журналах и газетах, кино- и видеофильмах, передачах радио и телевидения, произведениях живописи и скульптуры. Все они могут быть изучены с этнологической точки зрения и в современной науке нередко служат источниками интересных и важных сведений.
Еще один способ непрямого (инструментального) наблюдения — массовое этнологическое обследование, с помощью которого создается массовый, статистически значимый источник. В этнологии и этносоциологии при сборе и анализе массовой этнологической (этнографической) информации успешно используются идеи и методы математической и социальной статистики. При этом источниками становятся такие исследовательские инструменты, как анкеты, оросные листы, вопросники, заполняемые в ходе проведения массовых обследований. Работа по изучению и созданию этих источников — конструирование стандартных вопросников, организация их заполнения в экспедиции (или иным способом), анализ с помощью статистической переработки на компьютере — составляют предмет специальных научных и учебных этнологических дисциплин.
Глава 2. Этнографические материалы
Глава 2. Этнографические материалы
§ 1. Этнография и ее развитие
Этнография — историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Термин «этнография» (по-гречески «этнос» — народ, «графо» — пишу) означает народоведение.
Этнография тесно связана с археологией, антропологией, географией и языкознанием. Она занимается непосредственными наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений.
За рубежом этнография делится на описательную (собственно этнография) и теоретическую (этиология). Она, как правило, включается в общую систему наук о человеке — антропологию, которая состоит из предыстории (первобытная археология), физической антропологии, социальной антропологии, этнологии, фольклора, лингвистики и археологии.
Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но ее данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях. Этнографические сведения содержатся в фольклоре в самых древнейших письменных источниках. Так, уже в надписях на гробницах Древнего царства в Египте сообщаются сведения о жителях соседних стран Нубии, Сирии, Палестины, Аравии. В трудах Геродота описываются народы, заселявшие территорию нашей страны, характеризуются их обычаи, верования, нравы, основные занятия.
Нивхи. Медвежий праздник. Рисунок XIX в.
Этнографические сведения содержатся и в древнейшем памятнике русской письменности — Повести временных лет.
Сведения этнографического характера содержатся в местных летописях, «Слове о полку Игореве», «Хождении за три моря» Афанасия Никитина, ясачных книгах, «Книге Большому чертежу» и т. п.
Первая этнографическая монография была написана в 1715 г. Григорием Новицким[77]. Она была опубликована лишь в конце XIX в., хотя собранные Новицким материалы еще в начале XVIII в. вошли в науку. Г. Новицкий по праву считается автором одного из первых в мировой литературе этнографических исследований.
Выдающуюся роль в развитии этнографии сыграл видный историк и известный политический деятель XVIII в. В. Н. Татищев. Он требовал точности и такта в беседах с населением, отмечал необходимость критически относиться к полученной информации.
В XIX в. в связи с подъемом общего уровня культуры в России окончательно оформляется этнографическая наука. Она имела два направления: официальное и демократическое.
Эвенки. Рисунок XIX в.
Лучшие традиции русской демократической этнографии сохранились в советской этнографии, которая особенно успешно развивается в последнее время.
Этнографические учреждения и издания. Центральным учреждением является Институт этнографии АН СССР.
Подготовка этнографов в настоящее время ведется на кафедре этнографии Московского университета, на отделении этнографии Тбилисского университета и на кафедре этнографии и антропологии Ленинградского университета.
В дореволюционные годы крупным центром этнографических исследований было Русское географическое общество, издававшее «Этнографические сборники» и «Записи императорского РГО по отделению этнографии».
Старейшим этнографическим музеем СССР является Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого АН СССР (сокращенно МАЭ), созданный в 1836 г. из Кунсткамеры Петербургской Академии наук. Музей ведет начало от этнографических коллекций Петра I, экспонированных в 1714 г. Музей и сейчас занимает в Ленинграде историческое здание Кунсткамеры. В музее хранится более 145 тыс. этнографических, около 100 тыс. антропологических и более 380 тыс. археологических экспонатов. С 1900 г. начал выходить сборник Музея антропологии и этнографии (сейчас издается один раз в год).
В 1897 г. в Петербурге был основан Русский музей, при котором под руководством Д. А. Клеменца был организован этнографический отдел. После Великой Октябрьской революции он стал самостоятельным Государственным музеем этнографии народов СССР (сокращенно ГМЭ). В настоящее время в СССР работают многочисленные этнографические музеи.
Основным современным периодическим изданием по этнографии является журнал «Советская этнография» (с 1926 по 1931 г. — «Этнография»), издается он один раз в два месяца. Кроме того, статьи этнографического содержания, как и материалы по археологии, печатаются в исторических журналах «Вестник древней истории», «Вопросы истории», «Народы Азин и Африки», «Вопросы антропологии» и др.
Первым периодическим изданием в СССР по этнографии (после сборников МАЭ и трудов ГМЭ) стал журнал «Народное творчество и этнография» (на украинском языке), который выходил с 1925 г. в Харькове, а сейчас шесть раз в год выходит в Киеве.
В СССР публикуется большое количество монографий и сборников по этнографии. Институтом этнографии АН СССР издаются многотомная серия «Народы мира», 20-томная этнографическая серия «Страны и народы», монографии по отдельным народам СССР, по проблемам теоретической этнографии.
Этнографическая терминология. В этнографии, как и в других науках, можно встретиться с такими словами и понятиями, которые толкуются несколько иначе, чем в обыденной речи. Учитель должен знать минимум этнографической терминологии.
Раса — группа людей, выделяемая на основании родства по происхождению, проявляющегося внешне в сходных физических признаках и общности территорий. Раньше выделяли три основные расы: европеоидную, экваториальную (негро-австралоидную) и монголоидную. Сейчас, кроме того, выделяются американоидная (из монголоидной) и австралоидная (из экваториальной). Расы (ветви) объединяются в два расовых ствола — восточный (американо-азиатский) и западный (евро-африканский)[78]. Внутри главных рас различают локальные расы. Группы людей, чьи физические особенности являются результатом исторических контактов различных рас и их подразделений, называются антропологическими типами.
Широко употребляется термин культура, толкуемый многозначно. В общем значении культуры — это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. В последнее время под культурой подразумевается определенный уровень технических достижений, социальной организации, развития письменной литературы и искусства и т. п.
Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура — объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды: орудия труда, жилища и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи и т. д. Духовная культура — вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.
Одно из основных понятий в этнографии — этнос. Дословно «этнос» — народ. Однако словом «народ» обозначают и трудящиеся массы, и национальные группы, и просто множество людей, поэтому в этнографии для обозначения устойчивых социальных общностей типа племени, народности и нации используют обобщающее понятие «этнос».
Этнос — группа людей, связанных единством происхождения и общностью культуры, включая язык. В качестве синонима этноса часто употребляется понятие этническая общность, а часть этноса называется этнографической группой.
Важное значение для этнографа имеет изучение пережитков и традиций.
Пережиток — явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни, являющееся наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания. Пережитки довольно часто могут быть остатками древних обрядов и обычаев, игравших некогда важную роль в жизни общества.
Традиция (от лат. «традитио» — передача) — явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению. В результате целенаправленной деятельности людей возникают новые элементы культуры — инновации (от лат. «инноватио» — обновление), которые намеренно сохраняются и наследуются в пределах этноса. Инновация становится традицией. В ранней истории человечества традиции были чрезвычайно устойчивы. В наше время обновление жизни ведет к разрушению многих традиций, иногда не только отживших, но и прогрессивных.
Большое внимание уделяет этнография изучению семейно-брачных отношений, поскольку семья является первичной ячейкой общества и в ней отражаются многие его особенности.
Брак — оформленный обычным правом или законом союз между мужчиной и женщиной, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. Семья — форма сожительства брачной пары для самовоспроизводства, в классовом обществе — самостоятельная социально-экономическая ячейка в наиболее распространенной моногамной форме. Брачные нормы — допускаемый традицией или законами порядок, по которому регулируется соединение брачующихся.
Формы брака — в этнографии различаются: брак умыканием — кража невесты с согласия или без согласия ее самой или ее родителей; брак выкупом (калымный брак) — плата за невесту ее семье в денежной или товарной форме; тот же характер носит брак отработкой — жених работает в хозяйстве родителей невесты определенный срок и только по истечении его имеет право вступить в брак. Известны и многие другие формы брака. Для классового общества характерен моногамный брак, но известны и полигамия (многобрачие), понимаемая как многоженство (классический пример — гарем), и полиандрия (от древнегреческого «поли» — много, «андрэ» — муж) — многомужество (распространено в Тибете).
Формы семьи — различаются: парная семья — нестабильное соединение пар для сожительства и воспроизводства себе подобных, отражающее несамостоятельность семьи в условиях родового общества; индивидуальная семья (малая семья) — в условиях отцовского рода долговременное сожительство, носящее признаки социального противостояния родовой организации; моногамная семья — социально-экономическая ячейка классового общества.
Экзогамия (от греческого «экзо» — снаружи, вне и «гамос» — брак) — буквально «брак вовне», существенный признак рода. Неукоснительное соблюдение принципа экзогамии сыграло важную роль в хозяйственной и семейно-брачной жизни членов рода. Эндогамия (от древнегреческого «эндон» — внутри и «гамос» — брак) — буквально «брак внутри». Эндогамия — важный признак племени как высшей формы организации доклассовой эпохи.
При первобытных формах брака семья не имела своего хозяйства; оно было общим, и как следствие этого брак был легко расторжим.
Огромную роль в древности играли сохранившиеся кое-где до нашего времени инициации — обряды посвящения подростков во взрослые.
У первобытных племен широко распространено табу. Термин этот ввел английский исследователь XVIII в. Дж. Кук, наблюдавший жизнь родовых общин Полинезии. Табу — строжайший запрет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Табу охраняет важных лиц — старейшин, вождей и жрецов, а также тех, кто нуждается в защите, — детей и женщин. Табу возникло из страха человека перед природной стихией и опасными свойствами отдельных предметов.
§ 2. Методы сбора и обработки этнографического материала
Ведущий метод сбора этнографических данных — непосредственное наблюдение за жизнью и бытом отдельных групп населения и этнических общностей. В полевой работе этнографа различают два главных метода; стационарный и сезонный (экспедиционный). Наиболее ценные этнографические материалы добываются, как правило, стационарным методом, связанным с длительным пребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду. Срок стационарной работы должен продолжаться не менее этнографического года (на два-три месяца больше календарного года). Эти два-три добавочных месяца нужны для первичного знакомства и адаптации этнографа к новым условиям, после чего исследователь наблюдает жизнь этнической общности или ее части в течение всех времен года. Л. Морган много лет прожил среди ирокезов и даже был принят ими в родовую организацию; Н. Н. Миклухо-Маклай не один год провел среди папуасов Новой Гвинеи. Оба собрали ценнейший научный материал, поскольку при стационарном методе этнограф становится соучастником повседневной жизни изучаемого племени или рода и поэтому имеет возможность получать более достоверные и полные сведения, чем при сезонном методе.
Экспедиционный, или сезонный, метод полевых исследований дает более оперативный материал, но не позволяет этнографу детально вникать в сложные оттенки семейного и социального быта, а при незнании языка создает угрозу отбора случайных данных. Многие сведения, например о таких явлениях, как свадьба. похороны, инициация, могут при этом быть собраны лишь путем опроса. В полевой практике этнографа применяются следующие методы: опрос — работа с обоснованно выбранным информатором или информаторами в данной этнической общности; эксперимент — соучастие этнографа в социальном или семейном действии, обряде, событии, возникшем в период экспедиционной работы; наблюдение — тщательное изучение и фиксация всего комплекса этнически своеобразных культуры и быта.
В результате полевых исследований выявляются как материальные, так и духовные источники. К материальным относятся зафиксированные на рисунках и фотографиях объекты материальной культуры, орудия труда, жилища, пища, утварь, одежда и т. п. С помощью фото- и киноаппаратов и магнитофонов теперь фиксируются и объекты духовной жизни народа — традиции, обряды, обычаи, верования, фольклор и т. п. Собираются предметы культа, народного искусства для передачи в музейные этнографические собрания.
После сбора этнографических данных начинается их теоретическая обработка.
Большую роль в этнографических исследованиях имеет классификация. В настоящее время этнографией зафиксировано около 2200—2400 этнических общностей на земном шаре. Для классификации их применяются методы: географический, хозяйственно-культурных типов и лингвистический.
Народы вначале распределяются по географическому принципу (по странам и континентам), а затем — по лингвистическому. Например, вслед за лингвистами этнографы говорят, что среди народов Урала выделяются индоевропейские и угро-финские народы, т. е. народы, говорящие на индоевропейских или угро-финских языках. Использование лингвистической классификации приводит к тому, что этническая картина мира становится сходной с лингвистической картиной. Однако абсолютного совпадения не может быть, так как на одной языковой основе возникли различные этнические общества.
Этнография в школе. Готовясь к экспедиции и экскурсии, необходимо четко определить, что учащиеся должны делать, какой фактический материал они должны собрать. При распределении заданий следует учитывать интересы и склонности учащихся. Например, девочки охотно берут темы: «Домашняя обстановка и внутреннее убранство квартир», «Продукты питания и национальные блюда», «Предметы одежды, обуви, украшений»; мальчики — «Жилые и хозяйственные постройки», «Орудия труда и охоты» и др.
Опрос населения нельзя проводить беспорядочно. Сначала необходимо подобрать информаторов из местных жителей. С этой целью обычно обращаются в местные общественные организации, к работникам школ и других учреждений. Беседу с информатором рекомендуется начинать с объяснения целей и задач, которые ставят перед собой участники экспедиции или экскурсии. Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа носила непринужденный характер и не превращалась в допрос. Во время беседы лучше всего воспользоваться вопросником; это делается, чтобы не упустить главное, не отклониться от интересующей темы. Однако не обязательно задавать вопросы в той последовательности, в какой они составлены. Важно не оставить ни одного вопроса без ответа.
Краеведу необходимо помнить, что сообщение одного информатора всегда надо сверять с сообщениями других.
Важное место в полевых работах краеведа занимает фиксация вещественных материалов, которая включает: а) описание предметов; б) их графическую зарисовку.
Материалы, которые собираются, фиксируются в полевых тетрадях, экспедиционных дневниках, графическом материале, фото-и кинопленках, магнитофонных записях[79].
На первой странице полевой тетради записываются: тема поисковой работы, фамилия и имя школьника, а также класс, который он окончил, название и номер школы, время работы экспедиции или проведения экскурсии.
Записи в полевой тетради ведутся на одной стороне листа, причем запись каждой новой беседы с информатором начинается с новой страницы. Их надо делать разборчивым почерком. Если этого нельзя сделать во время беседы, то сразу после нее все записи должны быть перепечатаны, поправлены, а все сокращения расшифрованы. Любые исправления, дополнения и уточнения делаются в полевой тетради только ее владельцем и только во время полевых работ. Всякого рода добавления и приписки, сделанные другими лицами или после окончания полевых работ, считаются грубейшим нарушением правил ведения полевых документов. Все листы тетради нумеруются, и в конце тетради ставятся их количество.
Вырывать листы из тетради нельзя.
В начале беседы записываются следующие данные:
1. Место записи (область, район, колхоз, город, предприятие).
2. От кого получены сведения (фамилия, имя и отчество информатора, его национальность, возраст, профессия). При описании вещей записываются данные об их владельце, а при описании обрядов — данные об их использовании.
3. Кто вел запись. Дата записи.
Полевые материалы после экспедиции или экскурсии сдаются на хранение в школьный музей, где они обрабатываются и используются в учебно-воспитательной работе. Рекомендуется по итогам полевых работ писать сочинения, рефераты, провести отчетный вечер, конференцию, где заслушиваются лучшие доклады, демонстрируются фотомонтажи, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, созданные по материалам экспедиции или экскурсии; здесь же организуется выставка этнографических материалов, полевых тетрадей, дневников, очерков и т. п. Отличившиеся участники экспедиции поощряются.
Читайте также
ОПИСАНИЕ О. КАДЬЯК И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕГО КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ
ОПИСАНИЕ О. КАДЬЯК И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕГО КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ (из записок иеромонаха Гедеона)2-го по выходе моем на берег первым и священнейшим почел долгом принесть в Америко-Кадьякской церкви Подателю всех благ искреннее благодарение о благополучном
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ Образование великорусского племени. Нам предстоит изучить этнографические следствия русской колонизации верхнего Поволжья, Ростовско-Суздальского края. Эти следствия сводятся к одному важному факту в
МАТЕРИАЛЫ
МАТЕРИАЛЫ Записи крестоприводные. Записки расходные материальные и денежные. Записки Верховому взносу, кроильные, издельные и др. Описи платья и всякой казны. Переписка дворецкого и дьяков и
Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона
Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона Топография Полоцкая низменность представляет собой четко определенный в топографическом плане регион в западной части СССР, где во время Второй мировой войны существовало несколько
Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона
Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона По сравнению с крупномасштабными партизанскими действиями на севере Украины, в Белоруссии, в Смоленской и Брянской областях партизанская война в районе излучины Днепра на юге Украины не
Глава 2 Бюрократическая Материалы к диссертации сотрудника аппарата официального представителя президента в Государственной думе (1999 год)
Глава 2 Бюрократическая Материалы к диссертации сотрудника аппарата официального представителя президента в Государственной думе (1999 год) Валерий Георгиевич Красоткин, ответственный сотрудник представительства администрации президента в Государственной думе, решил
Глава 1 Описательная Рабочие материалы к газетной колонке (1995 год)
Глава 1 Описательная Рабочие материалы к газетной колонке (1995 год) Настроение у Пети было препаршивое. Один раз взялся не за свою тему, и вот результат — скандал разразился неимоверный. А все из-за того, что этой оленеглазой экономистке — второму парламентскому
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ Образование великорусского племени. Нам предстоит изучить этнографические следствия русской колонизации верхнего Поволжья, Ростовско-Суздальского края. Эти следствия сводятся к одному важному факту в
Этнографические источники
Этнографические источники Перечисленные выше письменные источники дают довольно полное представление о столе феодальной знати в XVI–XVII вв. и частично о кухне зажиточных горожан. Что же касается пищи простого народа того времени и вообще допетровской эпохи, то прямых
Глава 4 Люди, материалы и следы прошлого
Глава 4 Люди, материалы и следы прошлого Следы прошлогоПоиск свидетельств деятельности людей, живших тысячелетия назад, – одно из наиболее захватывающих занятий. Правда, непрофессионалы зачастую разочаровываются, посетив раскопки доисторических объектов и увидев, что
Этнографические источники
Этнографические и диалектологические различия
Этнографические и диалектологические различия Известно, что погребальный обряд со всеми деталями относится к чисто этническим явлениям, и его изменения не знают перерывов и резких скачков, не связанных с миграциями.Весьма надежным этнографическим признаком служат
ГЛАВА 27. О том, как Константин приказал раскидать материалы капища и срыть насыпи
ГЛАВА 27. О том, как Константин приказал раскидать материалы капища и срыть насыпи Ревность василевса не ограничилась этим, материал раскопанного идольского капища, состоявший из камней и деревьев, он приказал взять и бросить далеко от того места, что тотчас же и было
10. Русское население Алтайского края: этнографические группы и их взаимоотношения
10. Русское население Алтайского края: этнографические группы и их взаимоотношения Сначала поговорим о родителях, дедах и других Ваших предках (Ф. И. О., год рождения, место рождения, этническая и этнографическая принадлежностьf.Вариант вопросов для тех, чьи предки были