Что значит эти предметы и существуют и не существуют ответить на вопрос

ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Периодизация средневековой философии.

2. Августин Аврелий и Фома Аквинский – крупные представители патристики и схоластики.

3. Основные черты и проблемы средневековой философии: спор об универсалиях, концепция двух истин, соотношение веры и разума; доказательства бытия Бога; этические проблемы средневековой философии, проблема теодеции.

4. Философские, научные и гуманистические идеи эпохи Возрождения. Натурфилософия. Антропоцентризм.

Методические рекомендации

Начало Средневековья совпало с коренными переменами в области религиозных и мировоззренческих представлений народов Европы. Христианство становится основой мировоззренческой системы всей европейской цивилизации. Поэтому и философия в эпоху средневековья существовала прежде всего как христианская философия. Религиозно-философские идеи, изложенные в Библии, поставили перед человеком совершенно иные, новые цели, по сравнению с теми, которые были разработаны в учениях античности. Были перевернуты представления о человеке, о мире, о боге, об обществе. Более того, была развернута совершенно новая концепция самого человека, учение о его способностях и жизненно важных идеалах. Все эти моменты необходимо учитывать при подготовке к семинарскому занятию.

Первый вопрос предполагает обсуждение взглядов крупнейшего представителя эпохи патристики Августина Аврелия. Его творения по своему значению для последующего культурного развития Запада несопоставимы с иными творениями патристики. Более того, без знакомства с трудами Августина невозможно понять смысл схоластики. Обратите внимание на биографию этого мыслителя и ознакомьтесь с его трудом «Исповедь». При ответе обратите внимание на следующие ключевые моменты: как Августин решал проблему Бога и его отношения к миру? Каковы его представления о душе? Как он решал вопрос о соотношении веры и разума? Особо необходимо остановиться на философии истории Августина Аврелия. Каким образом он трактует историю человечества? В чем смысл противопоставления «града Божьего» и «светского града»? Каковы этапы развития человеческой истории и каков конец истории? Что такое «эсхатология» и применимо ли это определение к учению Августина?

Схоластика – важный этап в развитии духовной культуры Европы, а схоластическое богословие наложило глубокий отпечаток на всю культуру западного средневековья. На семинаре предполагается рассмотреть учение Фомы Аквинского, крупнейшего представителя этого этапа, учение которого воплотило в себе «золотой век» схоластики. На протяжении 1000-летней истории схоластики получили развитие и всестороннее изучение несколько проблем, среди которых центральными являются: проблема соотношения веры и разума, спор о природе общих понятий (так называемый спор об универсалиях) и проблема доказательства бытия Бога. Фома Аквинский решил все эти проблемы в духе средневековой схоластики. Поэтому на семинаре необходимо раскрыть его понимание в вопросе о соотношении веры и разума, ознакомиться с его доказательствами бытия Бога и выяснить его позицию в споре об универсалиях.

Задание 1.

Прочтите фрагмент сочинения Августина Блаженного:

«…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…»

а) В чем особенность христианского понимания бытия?

б) Что значит «эти предметы и существуют и не существуют»?

Задание 2.

«Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, — наидостовернейшее», — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.

а) Согласны ли Вы с мнением философа?

б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой вере идет речь?

в) Каким образом осуществляется познание с точки зрения христианской веры?

г) Какова роль человека в процессе познания с точки зрения христианского учения?

Задание 3.

Прочтите высказывания средневековых философов:

«Верую потому, что это нелепо» (Тертуллиан).

«Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь» (Августин Блаженный).

«Верую, а потому знаю» (Ансельм).

«Познавай то, во что веришь» (Пьер Абеляр).

«Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру» (Фома Аквинский).

а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии?

б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности?

в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии «социальную активность «верующих» и «неверующих»?

Задание 4.

Про Августина говорят, что он «христианизировал» платонизм. Объясните данное положение.

Задание 5.

Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы:

а) Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу?

б) Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как субстанциональная основа бытия?

«Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством… Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным…»

«Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть».

Задание 6.

Проанализируйте термин «схоластика» с точки зрения средневековой философии и с позиций современного знания.

Задание 7. Основные философские идеи Николая Кузанского (1401 – 1464) – теолога, церковно-политического деятеля (кардинала), ученого и философа, оказавшие большое влияние на философию и естествознание Нового времени, изложены в его основном сочинении «Об ученом незнании» (1440).

1. Чем пантеистический взгляд Николая Кузанского отличался от представлений о Боге, распространенных в античной и средневековой философии?

2. На каком основании Николай Кузанский считает, что наш разум не в состоянии постичь абсолютную истину?

3. Какую цель в таком случае должен преследовать процесс познания?

Кузанский Н. Об ученом незнании; Книги простеца. Простец об уме // Соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 109, 435.

[ТЕОРИЯ «УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ»]

Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может… в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним.

Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть она неуловима: наш разум относится к истине, как возможность – к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Недаром суть вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине.

Кузанский Н. Об ученом незнании

// Соч.: В 2 т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 53–54.

Задание 8. Самым известным произведением, в котором нашло законченное выражение и философское обоснование гуманистическое учение о высоком назначении человека и об исключительности человеческой природы, безусловно, следует считать «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы (1463 – 1494).

1. Благодаря чему, по мнению автора «Речи», человек занимает исключительное место в мире и является «самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения»?

2. В каких утверждениях эта «Речь», на ваш взгляд, настолько противоречила официальной теологической доктрине, что ее содержание было объявлено еретическим?

Я прочитал, уважаемые отцы, в писаниях арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что нет ничего более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: «О Асклепий, великое чудо есть человек!» Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем.

…В конце концов мне показалось, что я понял, почему человек является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения и какой жребий был ему уготован среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы, и снисходительно простите мне эту речь.

Уже всевышний Отец, Бог-творец, создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни в скамьях небосвода, где восседал сам созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено по высшим, средним и низшим сферам. Но не подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять божественную щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который предпочтешь».

Задание 9. О средствах достижения социально-политических идеалов в эпоху Возрождения дает яркое представление политическая философия Николо Макиавелли (1469 – 1527).

1. Как Вы считаете, можно ли учение Н.Макиавелли назвать аморальным? Каким образом выстраиваются взаимоотношения политики с религией и моралью?

…мудрый правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это наносит вред его интересам и если исчез повод, который побудил его дать обещание. Этот совет был бы порочным, если бы люди честно выполняли обещанное, но люди, будучи плохими, обещанного не выполняют, так что и тебе нужно обращаться с ними так же. А достаточный повод нарушить обещание всегда можно отыскать. Этому существует множество примеров: сколько соглашений о мире, сколько договоров не вступило в силу или пропало напрасно вследствие того, что государи нарушали свое обещание, и всегда выигрывал тот, кто имел естество лисы…

…государю необязательно иметь все… достоинства, но необходимо делать вид, что обладаешь ими. Осмелюсь добавить, что иметь эти достоинства и неукоснительно им следовать вредно; тогда как делать вид, что обладаешь ими, – полезно. Другими словами, перед людьми надо являться милосердным, верным обещаниям, милостивым, нелицемерным, благочестивым – и быть таким на самом деле, но в то же время сохранять внутреннюю готовность обнаружить и противоположные качества, если это будет нужно. Следует понять, что государь, особенно новый, не может делать только то, за что людей считают хорошими, ведь ради сохранения государства ему часто приходится нарушать свои обещания, идти вопреки милосердию, доброте и благочестию. Так что в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы изменить направление, если изменятся обстоятельства или ветер удачи начнет дуть в другую сторону, то есть, как мы сказали, по возможности не отходить от добра, но при необходимости не избегать и зла.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Государь. Минск, 1999. – С. 82 – 83.

Задание 10.

Что значит эти предметы и существуют и не существуют ответить на вопрос

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

“. Бог превыше всех и все должно покоряться ему.

. Я мысленно обратил взор свой и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно.

. До творения Твоего ничего не было, кроме Тебя и. все существующее зависит от Твоего бытия”.

1. В чем особенность христианского понимания бытия? Чему здесь присваивается статус действительного существования? Какой смысл имеет термин “пребывать”?

2. Что можно сказать о том, что стоит ниже Бога? Что значит: эти предметы и существуют, и не существуют?

Бог как предельно совершенная форма бытия

“Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим совершенством. Действующему первоначалу приличествует быть в наивысшей степени актуальным и потому в наивысшей степени совершенным. ”

(Фома Аквинский. Сумма теологии // Бургош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 148, 149.)

“Есть нечто, в предельной степени обладающее и совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть”.

(Фома Аквинский // Вопросы философии. 1987. №9. С. 163.)

1. Как образуется понятие бытия от сведения бытия к Богу? 2. Что значит, по учению Фомы, быть в наивысшей степени? 3. Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как действующая причина?

“Совершенство вселенной требует, чтобы в вещах присутствовало неравенство, дабы осуществились все ступени совершенства. И одна ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна и не может выйти из своего совершенства; другая же ступень совершенства состоит в том, что некоторая вещь совершенна, но может из своего совершенства выйти. Совершенство вселенной требует, чтобы были и некоторые вещи, которые могут отступить от своей благости; потому они и в самом деле время от времени делают это. В этом и состоит сущность зла, т.е. в том, чтобы вещь отступала от блага. Отсюда явствует, что в вещах обнаруживается зло, как и порча, ибо и порча есть некоторое зло.

Из сказанного выше следует, что нет единичного первичного зла в том смысле, в котором есть единое первичное начало блага.

Понятие зла противоречит понятию первичного начала, и притом не только потому, что зло, в согласии со сказанным выше, обусловлено благом, но и потому, что зло не может быть для чего-либо причиной иначе, как акциденциально и потому оно не может быть первопричиной. ”

(Фома Аквинский. Сумма теологии / Бургош Ю. Фома Аквинский. С. 156, 157, 158.)

1. Возможно ли изначальное существование зла в основах бытия (Боге, природе?)

2. Как зло может стать порождением блага?

3. Случайно или закономерно появление зла во Вселенной?

Откровение и разум

Итак, для того чтобы люди достигли спасения и с большим успехом и с большей уверенностью, необходимо было, чтобы относящиеся к Богу истины Богом же и были преподаны в откровении.

. Священное учение есть наука.

Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через откровение.

Поскольку мир возник не случайным образом, но сотворен Богом через посредство активного интеллекта, как то будет показано ниже, необходимо, чтобы в божественно уме была форма, по подобию которой сотворен мир. А в этом состоит понятие “идеи”.

Бог есть первопричина всех вещей как их образец. Дабы это стало очевидным, следует иметь в виду, что для продуцирования какой-либо вещи необходим образец, т.е. постольку, поскольку продукт должен следовать определенной форме. В самом деле, мастер продуцирует материи определенную форму в соответствии с наблюдаемым им образцом, будь то внешний созерцаемый им образец или же такой, который зачат в недрах его ума. Эту определенность формы должно возвести как к своему первоначалу к божественной премудрости, замыслившей миропорядок, состоящий в различенности вещей. И поэтому должно сказать, что в божественной премудрости пребывают предначертания всех вещей, каковые мы называем идеями или образцовыми формами в уме Бога. ”

1. Какие качества Бога выдвигает на первое место Фома Аквинский? Сопоставьте его модель Бога с моделью Бога Августина Блаженного.

2. Как идея Благости Бога связана у Фомы Аквинского с задачей познания? В чем особенность познания истин, относящихся к Богу?

3. Как объясняет Фома необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением?

4. Проследите, как с переориентацией богопоклонения на богопознание изменяется сам стиль теологических трактатов. Сопоставьте страстную проповедь Августина Блаженного и доказывающую теологию Фомы Аквинского.

Глава III.
Философия эпохи Возрождения

1. О хронологии Ренессанса
и его месте в истории философии

Концепция поворота истории возникла именно в ренессансный период, в определении Ф.Петрарки, который первым заговорил о светлой античности, о темном невежестве средних веков. Заботой Петрарки было, прежде всего, очищение латинского языка, возрождение древнего красноречия, а также знакомство с классической литературой. Но затем это узкое понимание Возрождения распространилось на живопись и другие виды искусства.

Итак, начиная с XIV (XIII?) века и вплоть до конца XVI века деятели культуры по всей Европе были убеждены, что они переживают «Новый век», «Модерный век» (Джорджо Вазари). Чувство свершающейся «метаморфозы» было интеллектуальным и эмоциональным по содержанию, и почти религиозным по характеру.

1) Под Западным Ренессансом многие исследователи понимают самые разнообразные периоды европейского развития (предшествуют: каролингский IX в., протогуманизм X-XI вв., предренессанс или готика XI-XIIвв.).

2) Отмечается возрождение античности, которая осознается привлекательной для новых идеалов, нового чувства природы, нового человека.

3) Новый образ жизни и новое мировоззрение, с одной стороны, были антиподом всей тысячелетней средневековой культуре, т.е. возникает светская культура, светское мировоззрение, светское искусство, светская наука, светская религия. С другой стороны, средневековье проявляет себя максимально, т.к. понятие «возрождение» имеет прямо библейское происхождение. В Новом Завете разговор идет о возрождении, о новом человеке, новом духовном развитии!

В экономическом плане городское мелкое хозяйство давало много возможностей для всестороннего, гармонического развития человека, его самореализации. Возникали, чем-то напоминающие античные полисы, города-государства в Италии, однако это не было простым подражанием античности, т.к. города-государства в условиях натурального хозяйства, феодального строя, монархий – эти новые центры формировались в рамках христианской цивилизации. Ренессанс, как эпоха простого товарно-денежного хозяйства, стал периодом восходящей социально-политической роли города. И именно здесь появляется социально-историческая почва для крупного, сильного и независимого человека, который будучи не связан ни с чем другим, утверждал себя стихийно, свободно, художественно (автор, мастер собственного продукта).

Что значит эти предметы и существуют и не существуют ответить на вопрос

Формируется новый тип мировоззрения:

В эту эпоху реализуется принцип: художник должен творить так, как Бог творил мир. На первом плане – труд художника, в котором сокрыт критерий красоты. Художник эмансипируется от церковной идеологии. В нем больше всего ценятся техническое мастерство, профессиональная самостоятельность, ученость, острый художественный взгляд на вещи и умение создать живое и уже самодовлеющее, а не сакральное произведение искусства.

Городской характер культуры и связанный с ним индивидуализм отразились на всех слоях культуры. Специфика возрожденческого индивидуализма выявляется в следующем: 1) стихийное самоутверждение человека; 2) мыслящего и действующего художественно; 3) понимающего окружающую его природную и историческую среду не субстанционально, но созерцательно, как предмет наслаждения и подражания.

В творчестве деятелей Возрождения рождаются живописные краски и телесная выпуклость изображения; неподвижное созерцание и бесконечность; классическое равновесие и романтический энтузиазм.

Что значит эти предметы и существуют и не существуют ответить на вопрос

Прозрение будущего исходит из позитивного, данного, фактического, несомненного и ограничивает им свое исследование, которое не может быть проверено в опыте.

Что значит эти предметы и существуют и не существуют ответить на вопрос

*Пример: Рукописи и рисунки Леонардо да Винчи содержат все механические открытия XIX века. «Тайная вечеря» – рационализм и механицизм доведены до точки предела. Размеренность, вычислено, абсолютно гармонично. Геометрическая правильность: 1) созерцательный ∆ – совершенное добро в Иоанне, совершенное зло – в Иуде, различие добра и зла, справедливость – в Петре; 2) деятельный ∆: Андрей, Иаков Младший, Варфоломей; 3) (по левой стороне от центра) созерцательный ∆: любовь Филиппа, вера Иакова Старшего, разум Фомы; 4) деятельный ∆: разработка такого механизма могла состояться не раньше Декарта и просветителей.

Таким образом, эпоха Возрождения – не только новое открытие человека на основе эстетического приятия наследия античности и средневековья, но и эпоха, во многих чертах и прозрениях подготовившая основные характеристики не только философской науки Нового времени, но даже ХХ века.

Источник

«Средневековая философия»

Практическое занятие № 3

Тема: «Средневековая философия» (2ч.)

Цель:

Просмотр содержимого документа
««Средневековая философия»»

Практическое занятие № 3

Тема: «Средневековая философия» (2ч.)

определить основные направления Средневековой философии.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки-задания; мультимедиапроектор.

— подготовиться к выполнению заданий;

— внимательно прочитать задание;

— письменно выполнить задание.

Задание 1. Проанализируйте высказывания и ответьте на вопросы:

1. Прочтите фрагмент сочинения Августина: «…Бог превыше всего, и все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты. Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…

Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы…» 1

а) В чем особенность христианского понимания бытия?

б) Что значит: «эти предметы и существуют и не существуют»?

2. Августин Аврелий четко определил свое отношение к познанию: «Во всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь заходит о предметах веры, то отпадают всякие «может быть».

а) Разделяете ли Вы точку зрения Августина Аврелия?

б) Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о мире?

в) На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться познание?

3. «Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое верой, — наидостовернейшее», — утверждал Климент Александрийский. Всякий ищущий истину, по его мнению, должен исходить из каких-то первоначальных положений, определяющих пути развития его поиска, занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить во что-то.

а) Согласны ли Вы с мнением философа?

б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой вере идет речь?

в) Каким образом осуществляется познание с точки зрения христианской веры?

г) Какова роль человека в процессе познания с точки зрения христианского учения?

4. Прочтите высказывания философов:

«Верую потому, что это нелепо» (Тертуллиан).

«Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь» (Августин).

«Верую, а потому знаю» (Ансельм).

«Познавай то, во что веришь» (Абеляр).

«Хотя человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в откровении, следует принять на веру» (Аквинский).

«Вера твоя спасла тебя», — говорит Бог. Почему спасла? Что это за чудо такое — вера?… Вера только потому спасает, что она живого человека соединяет с Богом живым и дает возможность Божьей благодати сделать нас чадами Христовыми» (Мень А.).

Ответьте на вопросы:

а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии?

б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и собственной активной деятельности?

в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии «социальную активность «верующих» и «неверующих»?

5. Про Августина говорят, что он «христианизировал» платонизм. Объясните данное положение.

а) Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу?

б) Какими наивысшими совершенствами обладает Бог как субстанциональная основа бытия?

7. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы: «Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала некоторая наука, основанная на божественном откровении; это было необходимо прежде всего потому, что человек соотнесен с Богом как с некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом… Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…» 3

а) Как называется наука о священном учении?

б) Почему цель соотнесения человека с Богом не поддается постижению разумом?

в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу?

г) Допускает ли Аквинский возможность и необходимость человеческого познания наряду с божественным откровением?

Задание 2. Подведите итог выполненной работе.

1 Августин. Исповедь // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. — С. 584, 585.

2 Фома Аквинский. Сумма теологии // Богуш Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 148, 163.

3 Ф. Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 224.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *