Что значит этап подготовки тэ
Этапы подготовки и их задачи
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ В МОУДОД СДЮСШОР №2 И ИХ ЗАДАЧИ
Подготовка спортсменов-велосипедистов высокого класса является исключительно сложным процессом, который характеризуется тесными связями с предыдущими и последующими годами занятий данным видом спорта. Поэтому никогда не следует говорить отдельно о системе подготовки юных спортсменов, поскольку эта система скорее исключает, чем предполагает достижение максимально возможных результатов. Её следует рассматривать только как часть общей системы подготовки высококвалифицированных спортсменов-велосипедистов. Значит, принципиально важным моментом для правильного понимания целей, задач и содержания данной образовательной программы является то, что её следует рассматривать в многолетнем аспекте и во всей совокупности задач спорта высших достижений.
Анализ научных публикаций последних лет по проблеме поиска и отбора одарённых детей, накопленный опыт комплектования учебно-тренировочных групп на базе специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по велоспорту, диагностика в области физического состояния при отборе и обучении способных велосипедистов-шоссейников, а также результаты собственных многолетних наблюдений за процессом формирования личности спортсмена в конечном итоге позволили разработать методику поэтапной трёхступенчатой подготовки спортсменов высокого класса на основе бригадного метода работы.
Базовая образовательная программа МОУДОД СДЮСШОР № 2 включает три этапа подготовки спортсменов-велосипедистов высшего класса Так как у СДЮШОР нет возможности пополнять число учащихся за счёт ДЮСШ, нам приходится самим проводить набор и вести группы начальной подготовки.
Этап начальной подготовки (НП)
На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (УТГ)
формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Этап спортивного совершенствования (ГСС) и высшего спортивного мастерства (ВСМ)
формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Программа спортивной подготовки по легкой атлетике (ТЭ)
Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр. Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и естественности своих соревновательных дисциплин.
Лёгкая атлетика – совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Соревнования проводятся как для мужчин, так и для женщин.
Современная лёгкая атлетика характеризуется двумя спортивными сезонами в течение года, условно называемыми зимним (соревнования проводятся в закрытых помещениях) и летним (соревнования проводятся на открытом воздухе).
Программа спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП), направлена в первую очередь на подготовку спортивного резерва в связи с чем, для достижения целей программы на каждом ее этапе обеспечивается решение конкретных задач, в том числе создание предпосылок и обеспечения в освоении различных по объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок; максимальная реализация духовных и физических возможностей; достижение определенного (высокого) спортивного результата и пр.
Педагоги
Рак Татьяна Евгеньевна – тренер по лёгкой атлетике
Категория – высшая (приказ № 05 от 26.09.2013 Управление ФКиС Новосибирской области).
Образование – высшее, Омский государственный институт физической культуры 1982 г.
Звание- Отличник физической культуры и спорта
Общий стаж работы – 40 лет, стаж работы по специальности – 35.
Зарецкая Ирина Владимировна – тренер по лёгкой атлетике категория.
Образование – высшее НГПУ 2012 г, квалификация – педагог по физической культуре.
Звание – МСМК по легкой атлетике (приказ № 16М от 30 апреля 2008 г.)
Общий стаж работы – 8 лет, стаж работы по специальности – 7 лет.
Дьяконова Ольга Николаевна – тренер по лёгкой атлетике.
Категория – высшая (приказ № 12-АК от 23.12.2015 Минобрнауки Новосибирской области).
Образование – высшее, Казахский институт физической культуры 1977г.
Награждена медалью «За вклад в развитие Новосибирской области», Отличник физической культуры и спорта (приказ № 39-О от 30.08.2004 г.)
Общий стаж −45 лет, стаж работы по специальности – 34 года.
Содержание программы
Учебный план группы тренировочного этапа (до двух лет)– 468 часов в год.
Общая физическая подготовка – 124 часа
Специальная физическая подготовка – 50 часа
Техническая подготовка – 102 часов
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико- восстановительные мероприятия – 90 часов
Технико-тактическая (интегральная) подготовка – 52 часов
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика – 50 часов
Учебный план группы тренировочного этапа (свыше двух лет)– 624 часа в год.
Общая физическая подготовка – 74 часа
Специальная физическая подготовка – 87 часов
Техническая подготовка – 137 часов
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико- восстановительные мероприятия – 171 час
Технико-тактическая (интегральная) подготовка – 62 часа
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика – 93 часа
Цели программы
Цель: Подготовка к соревнованиям, ориентированная на достижение максимально возможного для спортсмена уровня подготовленности, обусловленная спецификой соревновательной деятельности и гарантирующая достижение планируемых результатов.
Задачи:
-приобретение соответствующих теоретических знаний;
-освоение техники и тактики конкретной спортивной дисциплины;
-развитие функциональных возможностей организма, обеспечивающих выступление на соревнованиях с достижением планируемых результатов;
-обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
-воспитание необходимого уровня моральных и волевых качеств;
-приобретение практического опыта, необходимого для эффективной соревновательной деятельности.
Результат программы
Результатом реализации Программы на тренировочном этапе являются:
— повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
— приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта легкая атлетика;
— формирование спортивной мотивации;
— укрепление здоровья спортсменов.
Особые условия проведения
Прием на тренировочный этап (этап спортивной специализации) проводится из спортсменов, прошедших базовую подготовку на этапе начальной подготовки по легкой атлетике, и выполнивших контрольно-переводные требования и прошедших тренировочные занятия, в основу которых положены игровой метод и база овладения техническими приемами.
Материально-техническая база
Тренировочные занятия проводятся на стадионе «Авангард», на базе общеобразовательных учреждений.
Объекты оснащен необходимым инвентарем и оборудованием: тренажеры, мячи (баскетбольные, волейбольные, набивные), скакалки, гантели, гимнастические маты, ядра, барьеры, стартовые колодки, форма для участия в соревнованиях
При ежедневной уборке дезинфекции подлежат помещения туалетов, душевых, раздевалок, а также используемый спортивный инвентарь.
Что значит этап подготовки тэ
В качестве основного принципа организации тренировочного процесса предлагается
спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно на первых
двух-трех годах обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий,
позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести учащихся к
пониманию сути единоборства с позиций возникающих и создающихся в ходе поединка ситуаций.
В этом случае тренировочный процесс строится с учетом естественно и постепенно
повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи
укрепления здоровья учащихся, развития у них специфических качеств, необходимых в
единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом видов борьбы, привития любви к спорту
и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям.
Спортсмен направляется на спортивные соревнования в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.
Педагоги
Содержание программы
Этап тренировочной подготовки ТЭ-2. Второй год обучения. Всего часов: 468
4. Технико-тактическая подготовка: 136 часов.
5. Теоретическая и психологическая подготовка: 37 час.
6. Инструкторская и судейская практики: 24 часов.
7. Восстановительные мероприятия: 37 часов.
Количество часов в неделю: 9
Цели программы
Овладение основами техники и тактики вида борьбы, приобретение соревновательного
опыта путем участия в соревнованиях.
Результат программы
• общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая
подготовка;
• приобретение опыта и стабильность выступления на официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта спортивная борьба;
• формирование спортивной мотивации;
• укрепление здоровья спортсменов.
Особые условия проведения
Ребенок должен иметь медицинские заключение, подтверждающее отсутствие противопоказаний для освоения программы спортивной подготовки (медицинское заключение признается действительным в случае, если оно выдано специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине отделений (кабинетов) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансеров (центров лечебной физкультуры и спортивной медицины, и если оно получено не ранее трех месяцев до дня завершения приема документов и вступительных испытаний);
Спортсмен должен сдать нормативы общефизической и специально физической подготовки;
На тренировочный этап подготовки второго года обучения зачисляются лица не моложе 13 лет.
Материально-техническая база
1. Ковер борцовский 12х12;
2. Гантели массивные от 0,5 до 5 кг;
3. Гири спортивные 16,24 и 32 кг;
4. Лонжа ручная;
5. Манекены тренировочные для борьбы;
6. Маты гимнастические;
7. Медицинболы (от 3 до 12 кг);
8. Мяч баскетбольный;
9. Мяч футбольный;
10. Скакалка гимнастическая;
11. Скамейка гимнастическая;
12. Стенка гимнастическая;
13. Штанга тяжелоатлетическая тренировочная;
14. Эспандер плечевой резиновый.
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА СПОРТИВНАЯ БОРЬБА
Предпрофессиональная программа по спортивной борьбе предназначена для детей от 10 до 18 лет.
Обучение по этой программе позволяет детям получить обширные и прочные знания и навыки в спортивной борьбе.
Никаких специальных условий для начала занятий по данной программе не существует ( при наличии врачебного допуска к занятиям видом спорта «Спортивная борьба»).
Педагоги
1. Лейба Виталий Васильевич, тренер-преподаватель, Мастер спорта
Расписание
Тренировки для групп проводятся в соответствии с утвержденным расписанием
недельная нагрузка для групп Б-1, Б-2 : 6 академических часов
недельная нагрузка для групп Б-3, Б-4: 8 академических часов
недельная нагрузка для групп Б-5,Б-6: 10 академических часов
недельная нагрузка для групп У-1, У-2 : 12 академических часов
недельная нагрузка для групп У-3,У-4: 14 академических часов
Содержание программы
Предпрофессиональная программа рассчитана на учебный цикл 4360 часов
Процесс подготовки детей по предпрофессиональной программе содержит 2 уровня :
— базовый уровень подготовки (Б-1, Б-2, Б-3,Б-4, Б-5, Б-6);
— углубленный уровень подготовки (У−1,У-2, У-3, У-4, )
Содержание занятий ( годовой учебный план):
всего за год для групп Б-1, Б-2– 252 часа
всего за год для групп Б-3, Б-4– 416 часов
Углубленный уровень подготовки 2(+2) года обучения (У-1, У-2, У-3, У-4)
всего за год для групп У-1,У-2,– 504 часа
всего за год для групп У-3,У-4,– 588 часов
Цели программы
— укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
— формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
— получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;
— удовлетворение потребностей в двигательной активности;
— формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей,
— выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте;
— отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития;
— подготовка обучающихся к освоению программ спортивной подготовки.
Результат программы
1. Учащийся овладеет знаниями по истории развития спорта, законодательства в области физической культуры и спорта, приобретет умения и навыки гигиены, основ здорового образа жизни, закаливания, основ здорового питания.
2. Разностороннее физическое развитие учащихся, повышение уровня физической работоспособности, развитие способности к проявлению функционального потенциала в условиях занятий, специальная психологическая подготовка.
3. Развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости) учащихся, овладение ими основ техники и тактики вида спорта, освоение комплексов упражнений, соответствующих возрасту, полу и уровню, знание требований федерального стандарта по виду спорта.
4. Овладение навыками выполнения задания соответственно виду спорта, развитие физических качеств с помощью подвижных игр и других видов спорта, соблюдение требований техники безопасности, приобретение навыков сохранения собственной физической формы.
5. Развитие изобретательности и логического мышления, умения сравнивать, выявлять и устранять закономерности, самостоятельно решать ход поставленной задачи, концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия.
6. Знание особенностей развития вида спорта в Российской Федерации.
7. Умение точно выполнять задания, связанные с видом спорта, развивать профессиональные физические качества, использовать меры страховки и самостраховки, соблюдение требований технике безопасности.
8. Знание устройства спортивного и специального оборудования по виду спорта, приобретение навыков содержания и ремонта спортивного оборудования.
Особые условия проведения
Предпрофессиональная программа по виду спорта «Спортивная борьба»позволяет принимать на обучение детей от 10 лет.
На обучение принимаются все желающие при наличии врачебного допуска.
Специальные навыки для начала обучения не требуются.
Материально-техническая база
Требования к оборудованию и спортивному инвентарю
1. Ковер борцовский 12 x 12 м
3. Гантели массивные от 0,5 до 5 кг
4. Гири спортивные 16, 24 и 32 кг
6. Доска информационная
8. Насос с иглой для накачивания спортивных мячей
9. Кушетка массажная
11.Манекены тренировочные для борьбы
13.Медицинболы (от 3 до 12 кг)
16. Скакалки гимнастические
18.Стеллажи для хранения гантелей
20.Табло информационное световое электронное
23.Штанги тяжелоатлетические тренировочные
23.Эспандеры плечевые резиновые
Стоимость
Программа реализуется на бюджетной основе
Видео
Этапы спортивной подготовки
Содержание
Фармакологическое обеспечение тренировочных этапов, соревнований и последующего восстановления [ править | править код ]
Основные особенности фармакологического обеспечения на этапах подготовки к соревнованиям, во время соревнований и последующего восстановления вытекают из педагогической цели на конкретном этапе.
Схема (программа) фармакологического обеспечения спортсмена должна охватывать все периоды его деятельности в годичном цикле, быть адаптирована к уровню здоровья и функциональной подготовленности конкретного спортсмена, т.е. быть адресной, убедительно аргументированной. Необходим контроль уровня обеспеченности организма отдельными активными веществами.
Необходимо четко представлять, каковы цели использования и последствия применения препаратов для изменения работоспособности. Как правило, это сохранение и совершенствование достаточной спортивной работоспособности специальной направленности, а также срочное ее восстановление при дезадаптации к физической и психоэмоциональной нагрузке.
Программу фармакологического обеспечения спортсмена следует осуществлять не менее чем в годичном цикле. Она должна охватывать все периоды его деятельности:
Фармакологическое обеспечение должно соответствовать задачам тренировочного процесса, быть направленным на достижение максимального спортивного результата, но при этом учитывать функциональные возможности и резервы спортсмена, уровень физического здоровья и наличие факторов, лимитирующих спортивный результат.
Подготовительный этап [ править | править код ]
Таблица 1. Препараты подготовительного этапа подготовки
Прием препаратов женьшеня и элеутерококка способствует ускорению адаптации к физической нагрузке и нормализации функционального состояния систем и органов. Адаптогены следует начинать за 3-4 дня до начала тренировки.
Под контролем гемоглобина назначают препараты железа (ферроплекс, фенюльс, актиферрин, тотема и др.) для создания благоприятного базового тренировочного фона.
Успокаивающие и снотворные средства используют во второй половине подготовительного этапа для предотвращения и лечения синдрома перенапряжения ЦНС после значительных психоэмоциональных нагрузок. Можно использовать препараты из корня валерианы (настойка, драже), настой пустырника, зверобоя и некоторые другие успокаивающие препараты.
Необходимо постоянно следить за компенсацией затрат энергетических веществ (фосфагены, янтарная, яблочная, лимонная кислоты). Восполнение энергии, углеводное насыщение следует осуществлять непосредственно на тренировке.
Диета должна быть богата углеводами и жирами (ненасыщенными). В меньшей степени это относится к белкам. Абсолютно необходимо присутствие в диете свежих фруктов и овощей, соков и продуктов повышенной биологической ценности. Особое внимание следует обратить на массу тела спортсмена, которая в этот период не должна превышать обычную, так называемую боевую, более чем на 2-3 кг.
Во второй половине подготовительного этапа рекомендуют прием средств, способствующих поддержанию и увеличению уровня иммунного ответа, таких как цветочная пыльца, мед с пергой, мумие, ферменты.
С целью нормализации обмена веществ назначают инозин, эссенциале форте Н, гепатопротекторы.
Базовый этап [ править | править код ]
Цели и задачи этого этапа:
Таблица 2. Препараты базового этапа подготовки
Базовый этап подготовки характеризуется значительным объемом и интенсивностью тренировок, наработкой специальных качеств и навыков, присущих данному виду спорта и узкой специализации внутри этого вида, поэтому в этот период приходится принимать наибольшее количество препаратов.
Продолжают прием витаминов, хотя целесообразно сделать перерыв в курсовом приеме нового комплекса другой фирмы с аналогичным витаминно-минеральным набором. Это необходимо для предотвращения или ликвидации привыкания к определенному виду препарата. Из индивидуальных витаминов целесообразно назначение комплекса витаминов группы В, что способствует усилению синтеза и предотвращению распада мышечных белков. Обязателен прием витамина В15 сразу же после тренировки.
Для предупреждения срыва адаптации к физической нагрузке и предотвращения перетренированности (спортивной болезни) рекомендуют назначение препаратов, обладающих антиоксидантными, антигипоксантными свойствами, сосудистых средств и средств, улучшающих реологические свойства крови, янтарной кислоты, цитруллина малата (для снижения уровня молочной кислоты), седативных средств (валериана).
Действие антигипоксантов повышает эмоциональную устойчивость и физическую работоспособность.
Необходим прием препаратов, способствующих синтезу АТФ, стимуляции процессов клеточного дыхания.
Во время базового этапа подготовки также рекомендуют назначение гепатопротекторов, прием инозина, актовегина.
Ноотропы применяют для того, чтобы при максимальной нагрузке, характерной для этого периода, не ломалась техника спортивного навыка, т.е. сохранялась структура наработанных динамических стереотипов.
Психотропные средства должен рекомендовать спортивный психолог или спортивный врач применительно к возникающим ситуациям.
Предсоревновательный этап [ править | править код ]
Таблица 3. Препараты предсоревновательного этапа подготовки