Что значит эстетическая гимнастика
Эстетическая гимнастика: со скольки лет, какая польза?
Эстетическая гимнастика включает в себя художественную гимнастику, акробатические элементы и хореографию. Она отличается своей чувственностью и нежностью, ведь в ней говорит тело. Движения, которые выполняются в эстетической гимнастике, способны передать без слов чувство и характер выступления.
История возникновения
В двадцатом веке в Европе эстетическая гимнастика стала существовать как отдельный вид спорта. Фины, устроили первые соревнования по этому виду спорта в середине прошлого столетия. А чемпионат мира по эстетической гимнастике прошел в начале двухтысячных. Гимнастки, представляющие нашу страну стали принимать участие в подобных соревнованиях в две тысячи втором году. Их результаты не могут не радовать. Ведь они неоднократно становились чемпионками мира, и вырывали золото у более сильных соперниц.
Чем отличается от художественной гимнастики?
Эти два вида спорта, конечно похожи, но все-таки имеют различия. Давайте узнаем какие же:
Девочки и мальчики
Этот вид спорта является исключительно женским.
Со скольки лет?
Начинать тренировки можно в возрасте четырех лет. Как раз в том возрасте уровень гибкости достаточно высокий, чтобы разучить необходимые элементы и освоить все азы. Не будет лишним так же, если девочка обладает актерским талантом, умеет держать себя на сцене, не боится публики.
Преимущества
Занятия гимнастикой принесут несомненную пользу для организма растущей девочки. Они помогут укрепить мышцы спины, тем самым сформируется красивая осанка, выработается пластичность. У девочки будет красивое и подтянутое тело.
Помимо развития физических данных, вырабатываются также чувство ответственности, дисциплинированности, собранности, ребенок научиться работать в команде, выстраивая отношения со сверстницами, научиться не сдаваться, появиться уверенность в себе и воля к победе.
Недостатки
Какие существуют противопоказания?
Если имеются какие-либо заболевания из ниже перечисленных, то от занятий эстетической гимнастикой, лучше воздержаться:
1.Заболевания сердечной мышцы;
2.Заболевания, связанные с неврологией;
3.Если имеются травмы, любого характера;
4.Нервные и психические расстройства.
6.Хронические заболевания, в стадии обострения.
Прежде чем, попасть в группу Вам будет необходимо пройти медицинское обследование.
Стоимость занятий
Цена занятий может варьироваться в зависимости от места проведения. В некоторых можно получить первое пробное занятие бесплатно. Примерно, месячный абонемент может стоить в пределах трех с половиной тысяч рублей.
Советы по выбору секции
Прежде чем останавливаться на каком-то конкретном месте, познакомьтесь лично и пообщайтесь с тренером. Задайте ему все интересующие Вас вопросы, чтобы Вы смогли четко понимать, кто будет работать с вашим ребенком. Опирайтесь на его опыт и профессионализм. Если он сам в прошлом спортсмен, то можете смело доверять ему своего ребенка. Такой человек сможет воспитать силу воли и стремление к победе.
Также не маловажным является то, чтобы группы, в которых занимаются дети, учитывали индивидуальные особенности каждого.
Попросите провести для Вас экскурсию по заведению. Это поможет вам понять, как и чем оборудована секция. Если вдруг чего-то будет не хватать или какой-либо предмет вызовет у вас недоверие, лучше тогда купить ребенку свои личный.
С какими трудностями можно столкнуться?
В командных видах спорта, часто могут возникать проблемы. Эстетическая гимнастика не является исключением.Ребенок может испытывать большую моральную нагрузку в связи с предстоящим выступлением, или же неприятности могут возникнуть внутри команды. На этом фоне ребенок может потерять контроль над собой, и начать заедать стресс едой. Что может стать причиной лишнего веса.
Также трудности могут возникнуть и с физической нагрузкой. Если ребенку что-либо не удается выполнить, он начинает переживать по тому поводу.Ребенок может часто чувствовать себя уставшим, необходимо в этот момент поддержать его.
Психологические данные гимнастки
Подводим итог
Любой вид гимнастики для девочки одинаково полезен. Единственное, что эстетическая гимнастика более мягкая в требованиях. Поэтому, если у вашей дочери есть непреодолимо желание стать гимнасткой, то начать именно с эстетической гимнастики – будет самым разумным решением. Спасибо, что уделили время нашей статье!
Что такое эстетическая гимнастика: в чем отличия от художественной?
Пожалуй, сложно найти в мире девочку или женщину, которая не хотела бы заниматься художественной гимнастикой. Однако все понимают – этот профессиональный вид спорта требует приверженности с малых лет, усиленных тренировок и ни о каком вступлении в команду в среднем и старшем возрасте не может быть речи. И величайшим подарком в этом случае стало появление такого вида гимнастики, как эстетическая.
Занятия эстетической гимнастикой позволяют разом достичь множество целей – здесь можно сбросить лишний вес, подтянуть тело, добиться особой грациозности, повысить выносливость организма, познакомиться с новыми людьми и приобрести красивое хобби. В данной статье мы расскажем об истории появления этого вида спорта, его особенностях, пользе и отличиях от художественной гимнастики.
История появления
Удивительно, но этот вид гимнастики «увидел свет» не так давно. История эстетической гимнастики стартует в конце 20го века, а прародительницей считается Айседора Дункан – знаменитая танцовщица и супруга великого поэта Сергея Есенина. В то время все танцы носили довольно строгий характер – они исполнялись обязательно в пуантах, имели строгие условия, рамки и ограничения. Но американка внесла новый вид танцев – босиком, со свободными, грациозными движениями и высокой самоотдачей.
Такая, казалось бы, провокация одного человека всего за сто лет превратилась в эстонский и финский национальный вид спорта, а во многих других странах проводятся международные соревнования и чемпионаты мира по эстетической гимнастике. А уже в 2002 году была создана и Всероссийская федерация – ВФЭГ по эстетической гимнастике.
Чем отличается художественная гимнастика от эстетической
И по звучанию названий, и по общим характеристикам, эстетическая гимнастика схожа с художественной. В обоих видах спорта выполняются различные элементы под музыку. Однако если приглядеться, можно найти массу отличий:
Еще одним, пожалуй, самым видимым отличием в этих двух видах спорта, является упрощенная система приема новичков. Художественная гимнастика, став прорывом и флагманским видом спорта на Олимпийских играх, стала более жестче подбирать юных спортсменок. При том, новичок в художественной гимнастике должен быть именно юным – прием проводится для девочек от 4х лет. Далее приемная комиссия оценивает внешний вид ребенка, состояние здоровье и, что удивительно, ее амбиции!
На фоне всех этих сложностей, занятия эстетической гимнастикой выглядят невероятно доступными. Они одинаково привлекательны как для детей, так и для девушек любого возраста.
В чем польза
Как уже отмечалось, начать свою карьеру, пусть и любительскую, в эстетической гимнастике можно с любого возраста. И именно в этом виде спорта присутствует целый ряд положительных факторов для каждой женщины:
Неудивительно, что при таком внушительном списке плюсов эстетическая гимнастика – это стремительно развивающийся в нашей стране вид спорта. Все больше женщин стремятся хорошо выглядеть, иметь изящное увлечение и расширять круг знакомств.
Основные движения
Все движения имеют плавный характер, а номера выполняются группами. Продолжительность такого номера в среднем – от 2 до 3 минут. И за каждым номером наблюдает сразу 3 судейские бригады – одна группа наблюдает за сложностью элементов, вторая – за артистичностью гимнасток, а третья команда судей оценивает синхронность и технику выполнения номера.
Однако при кажущейся простоте и безграничности, эстетическая гимнастика все же имеет ряд требований и основных движений, которые обязательно должна содержать программа выступления:
Безусловно, все перечисленные элементы требуют особой подготовки, однако при оценке судьи все же огромное внимание уделяют работе команды, экспрессии, синхронности выполнения элементов.
Особенности эстетики
Главной особенностью эстетики, в отличие от художественной гимнастики, является массовость. Этот вид спорта доступен для любого возраста. Профессионально им начинают заниматься девочки с 4х лет, однако и в 35 лет можно начать уроки эстетической гимнастики.
Другой особенностью можно назвать и то, что этот вид спорта не может быть только профессиональным. Эстетической гимнастикой можно заниматься дома или посещать занятия изредка, не имея жесткого графика.
Занятия эстетической гимнастикой строятся на базе биологической выносливости, поэтому все упражнения имеют умеренность в нагрузках, много танцевальных элементов. Строя номер, можно использовать любую музыку для гимнастики – благодаря динамичным и целостным упражнениям выполнимы различные музыкальные стили.
Также нельзя не отметить еще одну особенность эстетической гимнастики – командная работа. При всех тренировках и занятиях важно ставить во главу общую композицию номера, а не собственные умения и навыки. Такие, порой неуловимые, нюансы в увлечении спортом серьезно помогают в совершенно неожиданных жизненных ситуациях.
Куда пойти учиться?
Изучив все тонкости и особенности эстетической гимнастики, становится очевидно, что этот вид спорта – безумно привлекателен и доступен для женщин. В Финляндии, Японии и других странах, где эстетика признана национальным видом спорта, масса профессиональных школ и спортивных заведений. Но в России и странах СНГ растет количество мест, где можно обучиться эстетической гимнастике.
Если преследуется цель отдать на занятия маленькую девочку и посвятить этому виду спорту серьезную часть жизни – подойдут только профессиональные школы спорта с профильным направлением. Как правило, эстетической и художественной гимнастике обучают в одном учреждении. До первых соревнований здесь придется много потрудиться.
Для любительских занятий эстетической гимнастикой можно выбрать любую школу-студию, танцевальный кружок, школу искусств или студию гимнастики.
Популярная команда мадонна, например, выступает от имени одноименной гимнастической школы-студии, где не выращивают олимпийцев, но серьезно подходят к обучению, занятиям и тренировкам.
Эстетическая гимнастика сегодня – уникальный способ для девочек и женщин стать участником красивого и щадящего вида спорта. Особенно это актуально для всех, кто следит за здоровьем – ведь помимо грации и коллектива, приобретается выносливость и красивое тело.
Эстетическая гимнастика
Эстетическая гимнастика — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тело волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимы гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток.
Эстетическая гимнастика ведет свое происхождение от «свободных танцев», основоположницей которых является Айседора Дункан. Она выходила танцевать босиком, на полупальцах, и в своих движениях использовала древнегреческую пластику.
Эстетической гимнастикой занимаются с 4-х лет. В команду входят 6 и более гимнасток. Упражнение выполняется под музыку и его продолжительность составляет от 2,15 до 2,45 минут. Командная работа и единство особенно значимы. Хореография создает историю, используя выразительную интерпретацию музыки через движения.
Содержание
История
Эстетическая гимнастика являлась национальным видом спорта в Финляндии и Эстонии на протяжении 100 лет, а с 1950-х годов начали проводиться соревнования. Первый международный турнир проходил в Хельсинки (Финляндия) в 1996 году. А уже через четыре года, в июне 2000 года, в Хельсинки был организован первый чемпионат мира. Последующие чемпионаты мира были проведены в Таллине (Эстония) в 2001 году, в Праге (Чешская Республика) в 2002 году, в Граце (Австрия) в 2003 году, в Софии (Болгария) в 2004 году, в Копенгагене (Дания) в 2005 году и в Тампере (Финляндия) в 2006 году. Всего пятнадцать стран принимали участие в этих чемпионата мира с момента начала их проведения. Во многих странах этот вид спорта развивается и практикуется и скоро они смогут принять участие в будущих чемпионатах.
Судейство
Композиция оценивается судьями по трем параметрам. Первая судейская бригада наблюдает за технической ценностью упражнения (количество и сложность выполненных элементов). Вторая бригада оценивает артистичность, т.е. музыкальность, артистичность, экспрессивность, плавность перехода музыкальных частей композиции, согласованность движений с музыкой и т.д. А третья бригада следит за техникой исполнения, то есть за чистотой и грамотностью специальных элементов, выполняемых спортсменками, уделяя особое внимание синхронности гимнасток.
Распространённость
За свою сравнительно молодую историю эстетическая гимнастика получила распространение уже более чем в десяти странах мира. Появившаяся из художественной, эстетическая гимнастика всё более и более выделяется на общем фоне видов спорта.
Эстетическая гимнастика
Пожалуй, одним из самых зрелищных видов спорта по праву считается эстетическая гимнастика. Несмотря на то, что это – исключительно женский вид спорта, у него не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта.
Эстетическая гимнастика формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Важное место в эстетической гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
В результате регулярных занятий повышается сопротивление организма к различным неблагоприятным воздействиям (болезням, усталости, холоду, процессам старения и др.), укрепляется опорно-двигательный аппарат, стимулируются вегетативные функции и компенсаторно-приспособительные реакции, оказывается благоприятное воздействие на психические процессы.
Помимо этого на занятиях эстетической гимнастикой решаются следующие задачи:
– развитие потребности к движению и пластике у девушек;
– выявление и развитие творческих способностей у занимающихся;
– развитие физических качеств в соответствии с физиологическими особенностями организма девочек, девушек, женщин;
– формирование правильной осанки;
– воспитание физической культуры личности;
– воспитание чувства сплоченности и командного единства.
В основу методики преподавания физических упражнений положен принцип биологической целесообразности. Поэтому во время занятий эстетической гимнастикой используются умеренные нагрузки, подбираются целостные, динамичные и танцевальные упражнения, наиболее соответствующие особенностям моторики женщин и благоприятно воздействующие на их эмоциональное состояние.
Богатство, разнообразие и доступность упражнений эстетической гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.
В эстетической гимнастике не требуется исключительных данных, достаточно иметь хореографическую подготовку, музыкальный слух, владение телом, но главную роль играет артистичность, показать всей командой в упражнении, через язык тела, характер, мысль, красоту, чувства. Команда должна быть как единый организм – до взгляда, до вздоха, до едва заметного движения мизинцем. Главным принципом эстетической гимнастики является единство и согласованность командных усилий. Гимнастки в команде должны дышать, как одна, двигаться, как одна, чувствовать музыку и проявлять все свои физические качества, как будто это единое целое, один организм. Чем синхроннее, слитнее, согласованнее выступление, тем выше оно оценивается.
На соревнованиях по эстетической гимнастике упражнение выполняется без предмета. Правила соревнований регламентируют выполнение элементов различной сложности, музыку, соревновательную и показательную виды программ. Композиция оценивается судьями из трех бригад:
Бригада А1 оценивает техническую ценность упражнения, т.е. количество и сложность выполненных элементов.
Бригада А2 оценивает артистическую ценность упражнения, т.е. музыкальность, артистичность, экспрессивность, плавность перехода музыкальных частей композиции, согласованность движений с музыкой и т.д.
Бригада В оценивает технику исполнения элементов, уделяя особое внимание синхронности, согласованности гимнасток.
Гимнастическая программа должна включать в себя следующие группы элементов:
1. Движения тела: волны, взмахи, движения корпуса, рук. ног, выполненные изолированно и в комбинации скручивания, расслабленные и резкие движения, шаги, выпады, бег и т.д.
2. Прыжки и подскоки, выполненные изолированно и в комбинации.
3. Равновесия и пируэты, выполненные изолированно и в комбинации.
4. Комбинации различных групп элементов (из перечисленных выше, например: прыжок + серия движений тела или равновесие + прыжок и т.д.).
Все элементы должны выполняться в различных ракурсах, направлениях, передвижение по площадке должно быть как можно более разнообразным. Допускаются и приветствуются различные варианты поддержек и взаимодействий гимнасток. В целом композиция должна выглядеть как единство музыки, хореографии, образа и мастерства гимнасток.
Продолжительность упражнения от 2,15 до 2,45 мин. Выбор музыки свободный. Музыка может содержать текст и голос.
Композиция соревновательной программы должна демонстрировать маленький спектакль на ковре, в котором объединяются идея, музыка и исполнение элементов гимнастками. За эти мгновения зрителей надо увлечь и растрогать, через жест так выразить движения души, чтобы всколыхнуть зал высокими и сильными чувствами.
Безусловно, эстетическая гимнастика имеет “генетическую связь” с художественной гимнастикой, но спорным остается вопрос: “Что сначала, и что потом?”. В годы “младенчества” художественная гимнастика, не обремененная виртуозным манипулированием предметами, являла собой пример подлинной художественности и эмоционально-выразительного движения, черты которой отчетливо обнаруживаются в современной эстетической гимнастике. Поэтому вопрос о “первородстве” и иерархических отношениях двух гимнастик остается нерешенным. Несомненно, истоки эстетической гимнастики у нас в стране тесно связаны с историей развития художественной гимнастики и деятельностью людей, работавших над пластикой и выразительностью человеческого тела.
Чтобы лучше понять истоки эстетической гимнастики, необходимо обратиться к историческому материалу, анализируя тенденции и эстетические закономерности хореографии прошлых лет.
Гимнастикой занимались давно. В Китае известна гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. В Индии занимались нам всем известной йогой. Высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где высоко ценилось ее воспитательное значение. Танцы в Греции были теми телесными упражнениями, на которых воспитывалось юношество. Пляски у греков всегда предполагали совершенствование здорового сильного тела. Культ человеческого тела привел к культу пластических линий и форм, к обожанию танцев. Но в глазах римлян танцы уже были занятием недостойным. После падения Римской империи танцы совсем исчезают. В средние века занятия гимнастикой стали носить узкий военно-прикладной характер, развивающие грубую физическую силу, воспитанием рыцарства. Христианство учило заботиться о спасении души, о теле забыли, тело считалось пристанищем дьявола, его надо было подавлять. Первоначальное значение гимнастики – быть здоровым, сильным и красивым предано забвению. Первые попытки гуманистов возродить значение гимнастики как средства, всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. В 15 веке в эпоху Возрождения благодаря изучению античной культуры снова стали возникать идеи, утверждающие физическое воспитание наряду с умственным. Снова стали думать о необходимости телесного воспитания. В конце 18 начале 19 веков появляются национальные системы гимнастики: немецкая, шведская, французская, затем сокольская (она возникла в Чехии в середине 19 века). Национальные системы гимнастики были направлены на оздоровление и подготовку воинов.
Возникновение новых гимнастических систем, “нового танца” связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта (1811–1871) Изучая драматическое искусство, он пришел к выводу, что каждое переживание человека сопровождается определенными движениями тела, а следовательно, путем воспроизведения движений можно создать у зрителя впечатление переживаний. Созданная Дельсартом «Грамматика художественного жеста» стала применяться в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений, исполняемых с музыкальным сопровождением. С. Волконский в книге “Искусство и жест” писал: “Его можно назвать основателем науки о телесной выразительности. Он установил связь между эмоциональным состоянием человека и телодвижением”. Дельсарт занимался анализом выразительности положения тела и жестов. В 1839 году он организовал “Курсы сценической выразительности”. Идеи Дельсарта породили ряд гимнастических школ, занимающихся естественным гармоническим воспитанием человеческого тела. Ф.Дельсарт не успел зафиксировать свою систему, но его ученики собрали уцелевшие мысли, записанные им на обрывках бумаги, переплетах книг. Он писал: “Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан”, или “Лучший жест, может быть, тот, которого не замечают”. Его работы легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания пластического направления в гимнастике. Ф.Дельсарт пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой, то есть случайному, беспорядочному жесту он предпочитал непроизвольный, но подсказанный эмоциональным состоянием человека. Все движения были им систематизированы по принципу их соответствия определенному чувству – радости, горя, ненависти и т.д. Им было создано множество упражнений, получивших название “выразительной гимнастики”, которые пришли на смену механическим движениям.
Большой вклад в научное обоснование занятий гимнастикой внес Жорж Демени (1850–1917). В 1880 году в Париже у него был клуб рациональной гимнастики, где он сам преподавал. Взамен аналитичности упражнений он ввел синтетические упражнения, в которых одно движение естественно вытекает из другого.
Учение Ф.Дельсарта никак не было связано с искусством музыкально-пластического выражения. Эту задачу осуществил Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950), соединивший систему выразительного жеста Ф.Дельсарта с новой областью художественного творчества – музыкой. В основу своей системы Э.Ж.Далькроз положил учение о ритме как синтезирующем элементе органического слияния музыки и пластики. Он писал: “Ритм музыки и ритм в пластике соединены между собой теснейшими узами. У них одна общая основа – движение”. Э.Ж.Далькроз предлагал создавать пластические копии музыкального ритма, который он отторгнул от самого главного – эмоционально-образного содержания музыки. Его система предназначалась для занятий с музыкантами – для развития слуха и чувства ритма, используя терминологию “далькрозовцев” – “сольфеджио для тела”. Он попытался осуществить идею нового синтеза двух искусств на основе общей для них эстетической закономерности – ритма. “Эвритмическое” учение Э.Ж.Далькроза – это ни что иное, как попытка стереть эстетические границы, будто бы мешающие слиянию двух искусств.
Так историческая работа, проделанная Ф.Дельсартом и Э.Ж.Далькрозом, привела к возникновению нового отношения к музыке, которое наиболее ярко и талантливо проявилось в творческой практике Айседоры Дункан (1878–1927). Она, по словам А.В.Луначарского, умела по-новому сочетать хореографию и музыку. Эта новизна заключалась в импрессионистическом отображении музыкального настроения в танцах. В понимании А.Дункан, человек – это частица природы и он должен проявлять себя в окружении этой природы раскованно и свободно. Поэтому неудивительно, что идеи и лозунги артистки о “свободном” танце и “раскрепощенном” теле были восприняты многими деятелями русской культуры как откровение, а танцы – как пример синтеза искусств.
Музыка в танцах А.Дункан приобретала телесную, следовательно, и пространственную материальность, а танец достигал духовной содержательности музыки. Музыка служила для нее импульсом, приводившим в движение воображение и чувства, которые в моменты творческого подъема танцовщица торопилась выразить в танце, в формах пластики и выразительного жеста точно так же, как это мог бы сделать художник при помощи живописи. А.Дункан владела великим искусством импровизации, этим обязательным свойством импрессионизма, почти в совершенстве. Техника ее танца не была сложной, и она не утомляла танцовщицу сложными па, требующих и “школы”, и точности, и экзерсисов. Ей не были нужны ни “сюжет”, ни костюм, ни декорации – обязательные атрибуты балетного спектакля. Все это она заменила другим – техникой перевоплощения в образ.
Творческий метод А.Дункан с годами почти не изменился: он продолжал оставаться сугубо импрессионистическим и легко уязвимым из-за слабой техники. Пора примитивного импрессионизма, ярко и ненадолго вспыхнув, миновала, оставив заметный след в балете, где все это время шла борьба за уничтожение противоречий между музыкой и танцем, между классической хореографии и свободной пластикой.
Приемы “дунканизма” нашли продолжение в практической работе многих студий ритмики и пластики в России.
В дореволюционной России создавались студии, школы, кружки, в которых проводились занятия с женскими группами различными видами художественного движения, заимствованного из указанных систем, и направление в них было в сторону искусства, а не физического воспитания.
Теория выразительного двигательного навыка легла в основу гармонической гимнастики Л.Н.Алексеевой, опыт которой использовала Р.А.Варшавская при разработке пластической техники на основе эмоционального слияния музыки и движения. Л.Н.Алексеева старалась утвердить метод художественно-эмоционального воспитания женщин любого возраста и сложения с помощью простейших форм танцевально-ритмического движения.
Центром поисков средств выразительного художественного движения была студия пластического движения З.Д.Вербовой. Первоосновой пластического движения она считала музыку, вернее, ее эмоциональное, духовное богатство. В студии особое внимание уделялось выразительности рук, жеста, слитности движений. Именно здесь впервые стали применять волнообразные движения и целостные взмахи.
В студии музыкального движения “Гептахор” музыка тоже была первоосновой. Она определяла композицию движений, и поэтому воспринимать упражнение следовало слитно с музыкой, как одно целое, как некий музыкально-двигательный ансамбль. Кроме этого, в “Гептахоре” пришли к выводу, что “вдох и выдох руководят каждым движением нашего тела”. “Принцип дыхательности” в студии был основным, поэтому учащиеся стремились, чтобы каждое движение сознательно обусловливалось дыханием.
Таким образом, в 20-е годы велись интенсивные поиски решения эстетических проблем в физическом воспитании женщин. Они были противоречивы, “методы и принципы” нередко грешили субъективизмом, поверхностностью, отсутствием творческой обоснованности. Впервые был поставлен и вопрос об органичном единстве физического и эстетического воспитания занимающихся.
Дальнейшая работа над созданием системы, объединявшей физическое воспитание с эстетическим, определила черты нового вида спорта – художественной гимнастики. Постепенно уточнялись задачи, методика, расширялась география влияния нового вида гимнастики. Пластика, над которой работали последователи А.Дункан, в дальнейшем, уже в усовершенствованном виде, стала широко применяться в художественной гимнастике.
Таким образом, художественная гимнастика соединила в себе импрессионистическую эстетику танцев А.Дункан и эстетику балетного академизма.
Включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр, ориентация на высокие спортивные результаты, дальнейшее усложнение техники, и, как следствие, увеличение объема и интенсивности нагрузок, значительное омоложение занимающихся перевели ее из разряда доступных видов спорта в разряд элитарных. Задуманная как вид спорта для гармонического развития женщин, она потеряла свое первоначальное предназначение, став элитарным видом спорта, в котором, по мнению B.J.Crum, главенствуют абсолютный результат, известность и деньги.
Эстетическая гимнастика – не “возрождение” гимнастики прошлых лет, не старое и привычное, к чему возвращаются после разных затей, а база для строительства нового.
Опираясь на классическую школу художественной гимнастики и видоизменив ее в соответствии с особенностями телосложения и физическими возможностями занимающихся, далеко не беспредельными, упростив и адаптировав средства, эстетическая гимнастика переживает пору поисков, накопление частных находок, ожидание новых идей.
Первые международные соревнования по эстетической групповой гимнастике по современным правилам состоялись в 1996 г. в Хельсинки (Финляндия). Международная федерация эстетической гимнастики была создана в октябре 2003 года. Международные Правила соревнований были разработаны в Финляндии, а затем приняты Международным исполнительным комитетом, который был организован по решению стран, входящих в Международное сотрудничество по эстетической гимнастике.
В настоящее время эстетическая групповая гимнастика развивается в 25 странах мира: Австрии, Бельгии, Болгарии, Беларуси, Бразилии, Дании, Италии, Испании, Канаде, Латвии, Молдове, Норвегии, Польше, России, Сальвадоре, США, Турции, Украине, Финляндии, Франции, Фарерских островах, Чехии, Эстонии, ЮАР, и др. В связи с ростом популярности эстетической гимнастики, привлечением новых стран, развивающих эстетическую гимнастику, а также возрастающим уровнем мастерства команд-участниц соревнований с 2000 г. принято решение о проведении чемпионатов мира по эстетической гимнастике.
С целью повышения квалификации тренеров и судей, изучения правил и методики проведения занятий по данному виду спорта проводятся семинары как всероссийского, так и международного уровня. В январе 2002 г. состоялся первый Международный судейский семинар.
В России современный этап развития эстетической гимнастике начался в конце 90-х годов. Первоначально это были отдельные группы по интересам, которые пропагандировали здоровый образ жизни средствами эстетической гимнастики. В апреле 2002 г. создана Всероссийская федерация эстетической гимнастики. В 2005 г. эстетическая гимнастика включена в перечень видов спорта, признанных на территории РФ (приказ Росспорта № 459 от 01.08.2005 г.), в 2007 году включена во Всероссийский реестр видов спорта (Приказ Росспорта № 65 от 13.02.2007). Утверждена Классификационная программа по присвоению разрядов и спортивных званий (приказ Минспорттуризма РФ № 97 от 09.02.2010). В соответствии с приказом Минспорттуризма РФ № 354 от 04.06.2009 г. ВФЭГ наделена правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта.
Представители России начали принимать участие в международных соревнованиях по эстетической гимнастике с 2002 г., и за это время российские команды выигрывали Чемпионат мира, Кубок мира, завоевывали неоднократные победы и призовые места в международных соревнованиях различного уровня и для разных возрастных групп.
Все это привлекает огромное внимание, вызывает живой интерес в обществе, и дает основания полагать, что в России этот необычный, зрелищный, яркий вид спорта может стать частью молодежной политики, серьезным увлечением молодежи, развивающим командный дух, чувства красоты и гармонии.
Эстетическая гимнастика, в силу своей общедоступности, может претендовать в будущем на статус общенационального движения, объединяющего молодежь в интересах развития российского спорта, пропаганды здорового образа жизни, воспитания гармонично развитого подрастающего поколения.