Что значит эпитет зевса
Зевс (мифология)
Зевс (мифология)
Зевс | |
---|---|
Зевс Бог грома и молнии, верховный бог | |
Мифология: | Древнегреческая |
В иных культурах: | Юпитер |
Отец: | Кронос |
Мать: | Рея |
Дети: | Арес, Афродита, Аполлон, Афина, Гефест, Артемида, и т.д. |
Зевс (др.-греч. Δίας или Ζεύς, микен. di-we «Дий» [1] ) — в древнегреческой мифологии [2] бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи [3] (согласно Гомеру, старший сын [4] ). Брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера (она же его сестра), но он часто изменяет ей.
Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойре — судьбе. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.
Содержание
Рождение
Он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном, и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.
Борьба за власть
Когда Зевс вырос, он пришёл к своему отцу и заставил его выплюнуть всех своих братьев и сестёр.
Правление
Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.
Согласно речи Котты, античные филологи насчитывали трёх Зевсов [15] :
Жёны и возлюбленные Зевса
У Зевса было множество возлюбленных:
и многие другие (см. раздел Дети Зевса)
Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.
Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всем будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.
Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита) и Ганимеда.
Дети Зевса
Божества
Группы детей
Герои
Убитые Зевсом
Асопа он поразил перуном (молнией), поразил также третий храм в Дельфах.
Эпитеты
Образ в литературе и искусстве
Ему посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV орфический гимн. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея «Рождение Зевса».
Имена Зевса
У богов Древней Греции часто было множество имён и эпитетов, которые использовались в разных ситуациях. Такие прозвища могли быть связаны, например, с функциями бога, какими-либо легендами о нём. Иногда эпитеты различались от региона к региону. Зевс, сын Кроноса и Реи, главный бог древнегреческой мифологии, не был исключением. Он – громовержец, огонь, что оживляет Вселенную, главный среди братьев-богов Аида и Посейдона. Его женой была Гера, богиня материнства и семьи. Так как Зевс был верховным богом, царём всего мира, то и эпитеты Зевса составляют большую группу. Само имя бога тоже имело разные формы.
Различные формы имени Зевса
Существовали разные имена Зевса, разные их формы. Например, историк и знаток мифов Диодор Сицилийский писал, что существует форма Zen (Зен). Она была связана с жизнью и первопричинами. Поэтому Диодор считал, что таким образом греки обозначают Зевса как бога, который и является причиной жизни всего существующего, творящей и создающей силой.
Лактанций же писал, что это второе имя Зевса имело несколько иное происхождение и значение. В его интерпретации связь с жизнью – это отсылка к мифу о Кроносе. Зевс стал называться так потому, что он – первый из детей титана, который остался в живых. В результате не Зевс даёт жизнь, а он сам получает её, и именно такой смысл заложен в имени.
Также можно встретить имена Зевса в виде следующих версий:
Римское имя Зевса
В римской мифологии существовал бог Юпитер, который во многом похож на Зевса. Фактически, со временем боги Юпитер и Зевс стали восприниматься как одно божество, тем более что у них были очень похожие истории. Юпитер также считался главным богом Рима, небесным царём государства, охранителем власти императоров, громовержцем.
Окончательные формы своего имени боги Юпитер и Зевс тоже получили из одного источника. Изначально существовал праиндоевропейский бог, Dyeus phter (Дьеус), имя которого переводилось как «бог-отец» или «отец-небо». Он тоже выступал как бог неба. От него произошло множество богов мужского пола, верховных божеств-громовержцев. Среди них как раз есть боги Юпитер с Зевсом. Ещё одним наглядным примером из другой мифологии может служить бог-громовержец Тор (Скандинавия), хоть он и не был верховным божеством.
Эпитеты, связанные с погодой
Так как Зевс был связан с погодой, то к нему часто обращались при помощи соответствующих эпитетов. Считалось, что именно этот бог управляет всем, что касается неба.
Греки внимательно следили за молниями, грозами, они считали подобными явлениями знаками от громовержца.
Разрушение гигантов молниями Юпитера. Джулио Романо. Палаццо дель Те. Мантуя, Италия.
То, как называли Зевса в этом случае, отображало его роль и в земледелии. Именно от погоды зависели урожаи и возможность людей прокормиться.
Есть такие эпитеты Зевса (Юпитера) метеорологического характера:
Эпитеты Зевса как главного бога
После победы богов над войском Кроноса трое братьев – Зевс, Аид и Посейдон – бросили жребий. Именно он определил, кто будет управлять той или иной частью мира. Тогда Зевсу и выпало царствование над землёй и небом. Он стал главным божеством.
Так как Зевс был верховным богом, царём Олимпа и отцом всех остальных божеств, существовало немало эпитетов, подчёркивающих эти. При помощи таких титулов Юпитера люди подчёркивали своё уважение, когда обращались к божеству.
Например, встречаются такие эпитеты Зевса (Юпитера), которые обозначали его статус среди остальных богов:
Юпитеру также приписывали возможность видеть всё, что происходит в мире. Он – мудрый бог, советчик, та сила, что стоит превыше всего. Часто Юпитеру подвластна сама судьба, хотя всё же иногда богини Мойры, её воплощение, тоже влияют на поступки громовержца. Однако мудрость и всемогущество Зевса всё равно остаются непоколебимыми. Он – помощник, советчик, защитник городов и семей, семейного очага.
В присутствии богов Юпитер дает приют. Морис Дени. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.
В связи с этой ролью бога в жизни античных людей Юпитеру также дали соответствующие прозвища:
Прозвища, появившиеся из-за функций бога
Функции громовержца – ещё один важный фактор, который повлиял на имена Зевса и их разнообразие. В частности, это следующие эпитеты:
Юпитер на колеснице между Правосудием и Благочестием. Ноэль Куапель. Версальский дворец. Париж, Франция.
Эпитеты, связанные с атрибутами Зевса
Эпитеты в разных регионах и городах Греции
То, как называли Зевса (Юпитера) в зависимости от места в Греции, тоже представляет собой большой пласт различных эпитетов и прозвищ. Едва ли не в каждом регионе было собственное имя, получившееся тем или иным образом. Например, по названию горы Апесант на Пелопоннесе он получил прозвище Апесантий. По легенде, там был храм Зевса, и его сын, герой Персей, впервые принёс там жертвы отцу.
Отдельные эпитеты были в древнегреческом городе Додоне, известном своим храмом Зевса. Храм имел оракул, старейший во всей Греции. До появление Дельфийского оракула этот оракул был самым значимым, но и позже был очень известен. По сути, он стал вторым по значимости после Дельфийского и просуществовал очень долго. Служителей при храме называли селлы, они также почитали богиню земли.
Самому Зевсу в Додоне поклонялись в облике дуба с ручьём у корней. При помощи шелеста листьев дуба и журчания источника жрецы узнавали волю бога и его пророчества.
В Додоне Зевса называли Додонским, но был и ещё один эпитет. Это Феспрот, от названия области Феспротида в Греции.
Также были следующие топографические эпитеты:
Эпитеты Зевса как бога очищения
Особняком стояли эпитеты Зевса, когда он исполнял роль бога очищения. В Древней Греции большое значение придавали чистоте, причём не только физической. Если человек совершал преступление, он оказывался запятнанным им. Требовалось очищение после проступка и обращение к богам, чтобы те смилостивились и не карали виновного. Зевс же, как одна из главных карающих сил и бог, следящий за соблюдением законов, играл здесь важную роль.
Даже боги должны были очищаться после убийства. Например, сам Зевс велел сделать это Аполлону после победы над змеем Пифоном.
В ритуалах очищения обращались к Зевсу Милостивому. Милостивый или Милихий – эпитет в ритуале очищения, во время которого приносили в жертву барана. Его шкуру использовали для самого очищения. Если требовалось очистить одного человека, он ставил ногу на шкуру во время совершения всех действий жрецом. Если очищали во время праздника всех собравшихся, вокруг них обносили шкуру. Шкуру затем в любом случае выбрасывали или закапывали.
У Зевса были также эпитеты, которые подчёркивали его роль как бога-карателя. Это в первую очередь Паламней, то есть тот, кто наказывает преступников. Прозвище произошло от названия palamnaioi, которым обозначали убийство, совершённое голыми руками (palame – ладонью). Эпитетом же Простропай обозначали способность Зевса обращать грех человека, то, что он нечистый, против него самого.
Голова Зевса из Олимпии. Сердолик. Государственные музеи, Античное собрание. Берлин, Германия.
Очень наглядно показан ритуал очищения в легенде о Ясоне и Медее. Их очищала Цирцея (Кирка), волшебница и тётя Медеи. При побеге из Колхиды Ясон и Медея убили брата последней, чем и запятнали себя. Что интересно, Кирка не спрашивает их о преступлении, что значит, что его суть при очищении не так важна. Кирка окропляет их руки кровью молочного поросёнка, совершает омовения, сжигает жертвы. Затем она произносит слова, обращённые к Зевсу как богу очищения, Катарсию (Catha′rsius, Katharsios). Это ещё один его эпитет, относящийся к этой функции.
Другие эпитеты Зевса
Эпитеты Зевса – это прозвища, которые возникали в течение долгого времени. Поэтому среди них можно встретить самые разные имена. Значение некоторых со временем потерялось, но история других всё же по-прежнему прослеживается.
Так происходило, пока жена Кроноса Рея тайно не родила Зевса. Зевс сверг отца и стал царём богов. Кронос же оказался заключён в Тартар. Эпитет Кронид часто использовался как второе имя Зевса. Например, в этом качестве его можно встретить в разных гимнах, связанных с Зевсом.
Зевса называли Kataibates (Катайбат), что переводилось как «идущий вниз», «нисходящий». Такое прозвище имело несколько объяснений:
Юпитер и Каллисто. Карель Спиринкс. Музей искусств Филадельфии. Филадельфия, США.
Эпитет Мойрагет использовался по отношению к Зевсу как к предводителю сестер Мойр, богинь судьбы. Этих богинь, трёх сестер, родила Зевсу вторая жена, богиня Фемида, воплощение правосудия, слепого и беспристрастного (поэтому Фемида на изображениях часто носит повязку на глазах). Мойры заведовали судьбами людей, они плели нить судьбы каждого человека, могли связывать её с судьбой других людей или обрывать.
Зевс сам по себе часто считался судьбой, неотвратимой силой. Зевс знает, что предначертано каждому человеку, он может посылать пророчества об этом (например, во снах). Но всё же и сам громовержец порой подвластен силе Мойр как року.
Мойрагетом называли и Аполлона, сына Зевса, бога солнца и искусств. Статуи обоих богов стояли в храме в Дельфах.
Хтоний – перевод этого имени звучит как «подземный». В результате Зевс также был связан и с подземным миром. Что интересно, остальные из трёх братьев, главных богов – Аид и Посейдон – тоже носили это имя. Главным царём и правителем мира мёртвых при этом был всё же Аид.
Зевса также могли называть следующим образом:
Некоторые авторы использовали свои собственные эпитеты, например, так делал Ликофрон, греческий поэт, известный трагедиями с мифологической тематикой. У него встречаются такие имена Зевса:
Что значит эпитет зевса
Зевс, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть.
Голова Зевса из Олимпии Сердолик, 2-я четверть II в. до н.э. Берлин, Государственные музеи |
Семья и окружение
Однако во многих мифах заметны древние доолимпийские связи Зевса. Он вступает в брак с музой Каллиопой, рождающей экстатических корибантов, демонических служителей хтонической Великой матери Кибелы, охранявших его в младенчестве на Крите.
Принятие Геракла в сонм олимпийских богов в присутствии Геры, Афины и Зевса в образе радуги 50-79 гг. Геркуланум, Здание августалов |
Битва с Титанами. Гюстав Доре, 1866 г. |
Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса, напоив его по совету Метиды зельем. Затем он начал борьбу за власть с Кроносом и другими титанами. Титаномахия длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара киклопов (циклопов) и сторуких (геактонхейров), которые поклялись ему в верности. Киклопы выковали своему спасителю гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар.
Орёл может парить высоко в небесах, он летает выше других птиц и поэтому, по мнению древних греков, он более всего подходит Зевсу. Орёл исполняет многие поручения своего хозяина. Так, например, орёл приносит Зевсу-ребёнку нектар, которым его поят на Крите.
Зевс считается покровителем гостеприимства, он часто путешествует по земле, желая убедиться, насколько люди гостеприимны. Так в мифе о Филемоне и Бавкиде, Зевс притворяется обычным странником и приходит во Фригию. Вместе с Гермесом, спрятавшим свои крылья, чтобы не быть узнанным, он стучится в двери каждого дома, но никто не захотел приютить странников. И вот, наконец, путники подходят к самой последней хижине, покрытой соломой. В ней живут бедняки Филимон и Бавкида. Как могли они постарались принять своих гостей, собрали последние крохи, чтобы поставить их на стол, и бесконечно извинялись за скудный ужин. Зевс покарал всех в этом селении, затопив долину водой, а дом стариков превратил в прекрасный храм. Царь Богов сказал, что исполнит любое желание стариков, Филимон и Бавкида попросили об одновременной смерти для обоих, так как очень любили друг друга. В награду за гостеприимство и за добродетель Зевс наградил стариков долгой жизнью без болезней и лишений, он оставил их смотрителями нового храма, а когда пришёл их час, они превратились в деревья.
Европа верхом на быке. Фреска из Помпеи, I в. н. э. Неаполь, Национальный археологический музей |
Согласно мифам, Европа была дочерью царя города Тира в Финикии и славилась своей необычайной красотой. Зевс, увидев Европу, так прельстился ею, что решил похитить её. Он превратился в белого быка и присоединился к стадам тирского царя. Европа вместе с подругами залюбовалась красотой быка, который позволил им приблизиться к нему и гладить его. Молодые девушки украсили рога быка венками. Наконец, Европа, резвясь, села верхом на животное. Тогда бык-Зевс бросился с Европой бежать к морю, переплыл его и принес свою пленницу на остров Крит, царем которого сделался впоследствии сын Европы и Зевса Минос.
Аркадийцы в своих мифах оспаривали у Крита честь родины Зевса. Жители Аркадии утверждали, что Верховный бог родился на вершине Ликеона. Аркадийский царь Ликаон воздвиг Зевсу храм на вершине горы и, по мифу, принёс ему в жертву одного из своих заложников. Разгневанный Зевс превратил Ликаона в волка за такую жестокость. Этот миф интересен потому, что указывает на прекращение человеческих жертв, приносившихся Зевсу очень часто до того времени.
Самый древний греческий оракул, посвященный богу Зевсу, находился в Додоне, в Эпире. Жители Додоны рассказывали, что из Египта вылетели два чёрных голубя: один прилетел в Додону, сел на дуб и человеческим голосом повелел построить тут оракул в честь бога Зевса, а другой голубь спустился в Ливию, и там возник, в Аммоне, среди песков, оракул Зевса Аммонского. В центре священной рощи в Додоне стояли дубы, шелест листьев которых истолковывался жрицами, но и стволы дубов Додоны обладали пророческим даром. Когда Аргонавты отправились добывать золотое руно, они вырубили мачты для своего корабля в священной роще Додоны, и мачты предсказывали Аргонавтам будущее.
Имя, эпитеты и характер
Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду Орест Кипренский, 1802 г. |
Зевс насылает проклятия, которые страшно реализуются на отдельных героях в целом ряде поколений (Тантал, Сисиф, Атриды, Кадмиды). Так, древний архаический Зевс принимает все более очевидные моральные черты, хотя и утверждает он свои принципы с помощью силы. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении. Мифология Зевса Олимпийского отражает укрепление патриархальной власти басилеев, особенно микенских царей, хотя и не доходит до абсолютной централизации этой власти (по Гесиоду, Зевс был избран на царство богами). Только в эллинистическую эпоху Зевс принимает образ мирового вседержителя и вершителя мировых судеб, того «всецаря» и «всеэллинского» владыки, которого воспевали в поздних Орфических гимнах и в гимне «К Зевсу» стоика Клеанфа (3 в. до н.э.), где универсализм и космизм Громовержца принимают монотеистические черты.
В Риме культ Зевса слился с культом Юпитера.
Культ и символика
Голова Зевса Мрамор, 1 в н.э. Музей. Кирена. |
На Крите Зевс почитался богом тайных сил природы. Критяне считали, что он был рождён Реей втайне от Крона именно на Крите. Здесь сохранились древнейшие символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила. Изображение этого двойного топора встречается на ритуальных вещах между рогами быка, который на Крите также являлся зооморфным воплощением Зевса (в образе быка он похитил Европу). На Крите показывали могилу Зевса, его чтили в оргиях как умирающего и воскресающего бога растительности.
Культ Зевса-Юпитера прекратился только с введением христианства, хотя учения философов уже и раньше сильно поколебали веру в него. Древнегреческий автор Лукиан описывает в одной из своих сатир, как опустели храмы Зевса и как скудны жертвы, приносимые ему. Лукиан спрашивает, куда же делась власть этого бога, почему Зевс, обладатель громовых стрел, не поразит ими всех тех, кто не верит больше в его могущество и силу.
В античном искусстве Зевса изображали в виде всемогущего властителя, восседающего на троне со скипетром и статуэткой богини Ники в руках, с орлом возле трона.
Влияние на культуру и искусство
Все храмы, посвящённые Зевсу, были без крыш, так как бог Зевс олицетворял собой небесный свод, то древние греки считали, что в закрытом месте бог не может их видеть. Комедиограф Аристофан в своей комедии «Птицы» осмеивает это поверье народной мифологии.
Зевсу посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV орфический гимн. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея «Рождение Зевса».
Отдельные эпизоды мифов о Зевсе приведены в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в «Теогонии» Гесиода, «Мифологической библиотеке» Аполлодора.
Среди художников пользуются большой популярностью сюжеты о похищении Ганимеда и о похищении Европы. Рубенс и Корреджо писали картины на тему похищения Ганимеда, но ни одна не пользуется такой славой, как картина Рембрандта (в Дрезденской галерее). Паоло Веронезе написал картину по мифу о похищении Европы и по своему обыкновению одел действующих лиц в роскошные, современные ему костюмы. На эту же тему в Мадридском музее находится картина Рубенса. Голландец Бергхейм передал по-своему этот поэтический миф: он написал огромного быка и сидящую на нём полную крестьянку.