Что значит эпатажная внешность
Эпатаж – что это такое и хорошо ли быть эпатажным
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этикет – механизм, с помощью которого общество сдерживает личностные порывы, позволяя людям реализовывать собственные амбиции в приемлемой для окружающих форме.
Однако социальные нормы зачастую становятся тяжким бременем, и тогда не только творческие личности, но и публичные деятели совершают поступки в равной степени безрассудные, вызывающие и яркие.
Суть эпатажа как явления
Происхождение одного из коннотационных маркеров слова «эпатаж» непосредственно связано с неким революционным настроем, что вполне объяснимо, поскольку это явление – отголосок социалистической борьбы с прежним общественным укладом.
Звучный жаргонизм «épater les bourgeois» («ошеломить буржуев») приписывают авторству французской творческой интеллигенции примерно 1835 года. Стремление «эпатировать буржуазию» первыми проявили художники-модернисты, поскольку в тот период отношение к традиционному искусству оставляло желать лучшего: классические каноны обесценивались и воспринимались скорее как олицетворение консервативных идей.
При этом оригинальный глагол «e’pater» использовался в основном в сугубо специфических ситуациях, подразумевая действие, схожее с отламыванием рюмочной ножки, – такое действие отождествлялось с демонстративным отказом следовать этикету.
Эпатаж — это запланированное, экстраординарное, самодостаточное нарушение общепринятых норм за рамками традиционного восприятия, имеющее своей целью привлечение внимания.
Эпатаж, сегодня один из основных инструментов пиара. Его цель — завладеть вниманием, удивить, иногда обескуражить. Термин «эпатаж» происходит от французского глагола е’ра1ег — ошеломлять, приводить в величайшее изумление.
Непосредственный перевод слова ограничивался такими трактовками:
А вот производное «épatage», которое впоследствии было заимствовано носителями русского языка, практически не встречается в литературном французском. Некоторые лингвисты считают превалирующим буквальное значение термина:
В широком смысле это означает либо «выбивать землю из-под ног», либо «переворачивать все с ног на голову».
Сегодня эпатажность – это:
И если полтора столетия назад эпатажные действия считались грубым нарушением правовых или нравственных норм, то в XXI веке отношение к ним кардинально изменилось.
Различные проявления эпатажности
Эпатаж – это в первую очередь часть модернизма, одна из его ярких особенностей. И хотя многие искусствоведы обнаруживают эпатажные черты еще в античных работах, большинство экспертов придерживается мнения, что именно XX век стал пиком расцвета эпатирующего творческого поиска.
Так, художники «новой волны» (особенно авангардисты) стремились не только перещеголять предшественников, но и вызвать животрепещущую реакцию публики – они шли на все, чтобы поразить поклонников, взбудоражить их или просто шокировать. И чем сильнее были эмоции, тем более значимой считалась работа.
Однако говоря об эпатаже в искусстве в целом, мы подразумеваем некий творческий прием, переворачивающий наши представления как об эстетике, так и о морали и нравственности. Это своего рода не совсем здоровая экспрессия, жесткий эффект, основанный на нестандартности восприятия.
Но даже с постепенным оттеснением живописи на «фоновый» план современное искусство не желало отказываться от такого эффектного и действенного инструмента. Сегодня мировые выставки изобилуют эпатажными полотнами с откровенной провокацией, включая сюжеты однополой любви и сцены намеренной жестокости.
Когда такие вызовы стали нормой, эпатажность вышла за рамки искусства и начала проявляться в самых разных формах:
Спорные и запретные темы неизменно привлекали внимание аудитории, провоцировали бурные обсуждения и повышали узнаваемость бренда, продукта, конкретного человека. Со временем даже скандальную или сомнительную популярность стали использовать, чтобы превратить в доход.
Ситуация зашла настолько далеко, что в современных государствах даже начали принимать законы, ограничивающие попытки шокировать публику: например, реклама товаров через тему секса может привести не только к весомым штрафным санкциям, но и к более серьезным последствиям.
Что значит «эпатажный человек»
Трудно переоценить всю широту медийного потенциала эпатажности. Увы, слишком многим из нас импонирует стремление некоторых людей к разрушению устоев социума и традиционных представлений общества о творчестве, об искусстве, о нормах поведения на публике.
Но суть этого явления, как ни крути, остается неприглядной: эпатировать – это в любом случае означает «привлекать к себе внимание», причем не самыми достойными способами.
Обычно арсенал эпатажного человека включает в себя такие «необычные способы самовыражения», как:
Иногда только не совсем понятно, что имеют в виду эпатажные личности, когда они «самовыражаются», нарядившись в «мясное платье» (как Леди Гага) или в бикини-«люстру» (как Майли Сайрус).
Помимо прочего, эпатаж стал орудием для продвижения личного бренда – подобными приемами не стесняются пользоваться ни медийные персоны, ни общественные деятели, ни политики.
Среди ярких примеров последних лет – масса общеизвестных имен, например:
Оскорбительная честность, самолюбование и отказ считаться с запретными темами – это тот минимум, что заставляет людей прислушиваться к речам эпатажных персон. Хотя узнаваемость при этом сопровождается как волной критики, так и высокими рисками получить судебный иск за оскорбление.
Вместо заключения
Хорошо ли это – эпатировать? Вряд ли кто сможет дать однозначный ответ. Привлекать внимание провокационными выходками – это по силам каждому, но многие ли способны оставаться в рамках общечеловеческой культуры? Эпатажность в стиле Фаины Раневской и на уровне Никиты Джигурды – это все же чертовски разные вещи!
Что такое эпатаж в искусстве, культуре и политике
Французский глагол epater переводится как «изумлять» или «ошеломлять». Под эпатажем понимают необычное, вызывающее поведение, которое резко отличается от общепринятых норм морали и нравственности.
Что значит эпатажный человек
Такая личность постоянно нарушает общепринятые нормы поведения скандальными высказываниями, нестандартной одеждой или прической. Создается впечатление, что ради привлечения внимания эпатажный человек готов пойти на все. Это вызывает недовольство или возмущение общества.
Такое поведение характерно для творческих натур, которые стремятся к воплощению новых оригинальных идей и форм.
Проявления эпатажа в искусстве и творчестве
Особенно ярко такой стиль поведения выражается в стилях модерн, авангард или постмодерн. Эти направления искусства ставят своей целью создать новое через демонстративное разрушение прежнего. Большинство художников шокирует публику своими творческими работами.
Литература
Яркими талантливыми эпатажниками признаны американские авторы Чарльз Буковски и Генри Миллер. Они шокировали публику поступками, а в романах описывали собственную жизнь. В некоторых европейских странах отдельные произведения этих писателей запрещены.
Изобразительное искусство
Работы сюрреалиста Сальвадора Дали полны неожиданных сцен, но признание ему принесло не только творчество. Гениальный или безумный испанец сделал произведением искусства и эпатажа личную жизнь.
Музыка
Всемирно известного британского композитора Дэвида Боуи называют «хамелеоном рок-музыки». Этот титул обеспечен пятидесятилетием успешных творческих экспериментов. Артист играет со стилями, собственной внешностью, сексуальной ориентацией. Боуи называют одним из самых влиятельных музыкантов ХХ столетия, новатором большинства современных направлений рок-музыки.
Театр и кино
Датский кинорежиссер Ларс фон Триер снимает шокирующие фильмы со сценами насилия. Его частная жизнь не менее неординарна: алкоголизм, неоднозначные заявления на публичных мероприятиях, провоцирующие широкий общественный резонанс. Эпатажность Триера, не столь вызывающая в личной жизни, проявляется во всех его работах.
В области высокой моды через незаурядность пытается пробиться едва ли не каждый дизайнер. Гениальными мастерами эпатажности, взорвавшими существующие каноны и создавшими принципиально новые тенденции, остаются Джон Гальяно и Вивьен Вествуд. Их современные последователи, такие как Александр Маккуин, используют эпатажные приемы более прямолинейно. Пример его вызывающего поведения – прилюдное снятие штанов на финальном выходе одного из показов.
В повседневной жизни
К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.
Внешний вид и прическа
Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.
Стиль поведения
Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение. Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.
Эпатаж как PR-ход
Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью.
В политике
Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.
В шоу-бизнесе
Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством.
В рекламе
Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.
Видео
Что такое эпатаж в искусстве, культуре и политике
Определение
Эпатаж — это некая выходка, которая носит откровенно провокационную форму, или иное поведение шокирующего толка, что противоречит принятым в обществе социальным, моральным, нравственным или иным нормам. Обычно подобное совершается с целью привлечения внимания к отдельно взятой личности, ее творчеству, профессии или чему-то иному. Так что эпатаж – это порой действенный метод для рекламы, и к этому способу часто прибегают маркетологи или люди творческих профессий — художники, дизайнеры, писатели и прочие.
Если говорить именно об искусстве, то эпатаж наиболее часто свойственен таким его направлениям, как авангардизм и модернизм.
Эпатаж в моде
Эпатаж в мире моды всегда служил очевидным признаком гения: громко заявивших о себе с помощью вызывающе провокационных, нарушающих все существующие каноны моды коллекций Джона Галльяно или Вивьен Вествуд называют не иначе как гениальными мастерами эпатажа.
Однако, как, в случае, пожалуй, с любым течением в моде, эпатаж сегодня превратился практически в гротеск — большинство начинающих дизайнеров пытаются эксплуатировать опыт тех самых Галльяно и Вествуд и заявлять о себе с помощью псевдо «гениальных» творений, не столько действительно создавая нечто ценное в моде, сколько эпатируя публику.
Джон Галльяно и Вивьен Вествуд — пожалуй, единичные примеры из мира моды, когда за эпатажем действительно стоит Идея — нечто большее, чем банальное желание выделиться из множества молодых дизайнеров, заявляя о себе как о новом гении. Ключевое отличие этих двух мастеров эпатажа от огромного числа подражателей — в возможности всегда объяснить, что же именно стояло за созданием коллекции. Так, например, создавая в восьмидесятых свои коллекции с нарочито рваной одеждой со швами наружу, Вивьен признавала, что ее творения — пародия на общепринятые традиции моды. Как известно, пародирование моды Вествуд оказалось столь успешным, что дало начало целому стилю панк, воплощенному в одежде.
Если коллекции Вивьен — это, по большому счету, своеобразный вызов господствующей идеологии, то модели Джона Галльяно — это квинтэссенция творческого переосмысления образов, гениальность в чистом ее виде. Выбирая даже самый простой и очевидный источник вдохновения, дизайнер преобразует основной образ в нечто буквально феерическое, при этом не задаваясь целью эпатировать публику.
Казалось бы, нет ничего более банального и обыгранного модой множество раз, чем образы голливудских див «Золотой эпохи» Голливуда, ставшие источником вдохновения для последней, весенне-летней коллекции Галльяно. Однако дизайнеру гениальным образом удалось избежать банальности и надоевшей темы «ретро-гламура», создав нечто исключительное: коллекцию, в которой образы див серебряного экрана отражены символически — взгляд словно выхватывает те или иные детали-символы, создающие общую атмосферу.
Современный enfant terrible британской — да и мировой — моды, дизайнер Александр Маккуин превратил эпатаж почти в искусство, поставив его на службу маркетинговым ценностям. Давно завоевавший звание одного из самых эпатажных дизайнеров мира моды, Маккуин, очевидно, использовал эпатаж в целях наиболее банальных — как способ привлечения внимания. Можно ли себе представить, чтобы, к примеру, Галльяно (не говоря уже о Вивьен Вествуд) прилюдно снял штаны перед зрителями собственного показа, пытаясь прослыть эпатажным? А вот Маккуин прибегал именно к таким, заслуживающим, пожалуй, названия «дешевки» методам.
Повторяя тот же самый способ эпатировать публику, которым в свое время воспользовалась Вивьен Вествуд, Александр Маккуин в середине девяностых выпускал на подиум моделей в одежде, забрызганной грязью. Однако если у Вествуд такие попытки были действительно бунтарским способом поиска альтернативы традициям моды, то Маккуин, без всяких сомнений, не искал ничего нового, создавая лишь паблисити. Восторженные отзывы публики о Маккуине как о новом гении дизайна нельзя принимать всерьез: скорее британского дизайнера можно назвать гением маркетинга в моде. Блистательный эпатаж Александра как маркетинговое средство в свое время оценил крупнейший модный холдинг LVMH, приглашая Маккуина на должность креативного директора дома Givenchy с целью оживить имидж бренда, сделать его более острым, провокационным.
Александр Маккуин, впрочем, не худший представитель группы дизайнеров, использовавший эпатаж в качестве средства продвижения собственного бренда. По крайней мере, в коллекциях Маккуина можно выделить действительно ценные находки. Так, например, в последней его коллекции сезона весна-лето 2010, которую демонстрировали на подиуме модели в образе этаких футуристических морских созданий, можно обнаружить — конечно, если абстрагироваться от нарочито гротескных образов манекенщиц — ряд необычайно стильных ансамблей. Восприятие творчества Маккуина требует своеобразного умения «читать между строк», за эпатажными образами и высказываниями самого дизайнера видя действительный, материальный результат его трудов.
Роль в искусстве
Изначально понятие эпатажа зародилось в художественной среде, но если говорить о причинах его появления в современном искусстве, то исследователи затрудняются объяснить этот факт. Но все же наиболее популярен эпатаж стал во времена широкого развития модернизма. А вообще, среди искусствоведов принято считать, что классическим проявлениям различных областей искусства эпатаж не свойственен. Однако, по мнению других, это направление зародилось еще в античные времена. Так что теперь нам известен смысл такого направления, как эпатаж, значение слова и его происхождение.
Некоторые деятели искусства считают, что эпатаж стал неотъемлемой частью современного искусства, поскольку главная его цель — это поразить, взбудоражить зрителей. И в таком случае его ценность прямо пропорциональна силе реакции. Проще говоря, если эпатажная выходка, картина, инсталляция или нечто иное вызвало бурную реакцию (в идеале – скандал), то автор достиг своей цели.
По другому мнению, эпатаж – это отражение психологического состояния творца. Некое проявление девиантного поведения в силу потери самоопределения, и одновременно поиск новой формы идентификации. В таком случае считается, что эпатажные выходки и творчество — это способ использования нестандартного поведения специально для творчества, поиска новых направлений и самовыражения.
Наиболее ярко эпатаж стал проявляться во времена расцвета модернизма, чей смысл заключался в отрицании множества устоявшихся канонов и традиций.
С тем, что это такое, мы разобрались, теперь же рассмотрим несколько примеров этого явления.
Провокационное поведение в искусстве
В деятельности представителей свободных профессий эпатаж стал модным веянием с приходом модернизма (конец XIX – начало XX веков):
Примеры
Эпатажные выходки и творения используют множество современных деятелей искусства и просто творческих людей. К примеру, модельеры изготавливают для показов коллекции одежды, которые часто вызывают по большому счету возмущение и негативную реакцию большинства обычных людей. Это купальники из абсолютно прозрачных материалов, мужские костюмы, чей фасон и элементы одежды подчеркнуто женственные, или же иные атрибуты стиля, которые абсолютно нефункциональны в повседневной жизни.
Если рассматривать примеры шоу-бизнеса, то, наверное, наиболее эпатажной его представительницей можно назвать певицу Леди Гагу. Она постоянно шокирует поклонников своими нарядами, к примеру, платьями из сырого мяса или же иными нарядами несочетаемых цветов и фасонов.
Также эпатажными выходками отличался знаменитый Сальвадор Дали, — он часто любил гулять по улицам Парижа со своим ручным муравьедом. Согласитесь, довольно необычный выбор домашнего питомца.
Эпатажный – это оскорбление?
Для тех людей, которые считают слово «абзац» матерным, понятие эпатажности будет явно за пределами терпимости. Да и не только для них: благопристойные и воспитанные зануды, кичащиеся своей добропорядочностью, воспримут все выходящее за рамки в штыки.
Но так было до недавнего времени. Гоп-районы потихоньку сужаются, да и зажатость и скромность перестают быть положительными чертами.
Сегодня, когда контркультура становится просто культурой, человек без ирокеза на голове или хотя бы без татуировки будет рассматриваться как отщепенец. Правило современных городских джунглей: главное – выделиться
. Причем выделиться любой ценой. Если удалось заставить прохожих свернуть шею, значит все в порядке. Удалось шокировать «серую массу» – пришел успех.
Способов достижения такого эффекта может быть множество. Применив любой из них, можно быть уверенным: условные мистер и миссис Смит будут доведены до крайней степени замешательства.
Если вас назвал эпатажным гопник, сидящий на лавочке в костюме с тремя полосками, то будьте уверены – это оскорбление. В остальных случаях – зависит от контекста, от обстоятельств.
Эпатажные фото, эпатажные личности в шоу-бизнесе
Эпатаж в XXI веке стал неотъемлемой частью шоу-бизнеса. В наше время все больше полагаются не на свой талант, а на аморальность поведения, что обеспечивает постоянную прописку на страницах «желтых» изданий. Пиар, «черный» он или «белый», всегда играет на руку артистам.
Если считать, что «эпатажный» — это выходящий за рамки обыденного мировоззрения, то на музыкальной сцене США подобной характеристике больше всего соответствует Леди Гага. Одна внешность этой исполнительницы не укладывается ни в какие нормы и порядки. Возможно, на Леди Гагу и не всегда смотреть приятно, но люди продолжают это делать просто ради того, чтобы узнать, на что решится эпатажная певица на этот раз. Перед глазами удивленных зрителей Гага появлялась в платье из самого настоящего мяса, красила волосы в самые невообразимые цвета, приезжала на вручение премии в огромном яйце и т. д.
До появления Леди Гаги на горизонтах шоу-бизнеса на весь мир своими выходками гремела другая американка — Мадонна, которая целовалась на сцене с девушками, оголяла грудь, эксплуатировала религиозные и эротические темы в своих шоу и т. д.
Эпатаж – что это такое?
Эпатаж может проявляться не столько в поведении человека, сколько в его творчестве или общественной деятельности, которые радикально нарушают существующие обычаи, каноны, нормы. С приходом модернизма эпатаж вошел в искусство как неотъемлемый элемент. Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа широко используется в рекламе и маркетинге. Википедия htt_p://ru.wikipedia.org/wiki/Рпатаж Здесь продолжение статьи, эпатаж во всех направлениях.
«Мёртвые души» Н. В. Гоголя читали или фильм смотрели? Там Ноздрёв был эпатажной личностью. Или вот, например, — Жириновский — эпатажный политик. Граф Монте-Кристо считался эпатажным во французком высшем обществе.
Поступок, намеренно вызывающий скандал или повышенный интерес в обществе
Эпатаж — это вызов обществу, это требование, предъявляемое обществу, обратить на себя внимание, это возможность совершать посупки не потому что, а вопреки, это фрондерство, И не важно, какими средствами это достигается — все в смокингах, а я в телогрейке. Все молчат, а я пою. Все по правой стороне, а я по левой. Этикет, нормы поведения в обществе для эпатажного человека не существуют. Такие люди поначалу вызывают любопытство, но длительное общение с ними утомляет. Так хорошо или плохо быть эпатажным человеком? Решает каждый за себя.
Эпатаж Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам…