Что значит энгармонически равные

Энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные Что значит энгармонически равные Что значит энгармонически равные Что значит энгармонически равные

Квинтовый круг тональностей

Квинтовый (кварто-квинтовый) круг тональностей – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по квинтам вверх возрастает число диезов, при движении по квинтам вниз – бемолей.

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании.

Всего возникают 3 пары энгармонически равных тональностей:

Си мажор (5 диезов) –До бемоль мажор (7 бемолей),

Фа диез мажор (6 диезов) – Соль бемоль мажор (6 бемолей),

До диез мажор (7 диезов) и Ре бемоль мажор (5 бемолей)

минорные (параллельные мажорным):

соль диез минор (5 диезов) – ля бемоль минор (7 бемолей),

ре диез минор (6 диезов) и ми бемоль минор (6 бемолей),

ля диез минор (7 диезов) и си бемоль минор (5 бемолей).

Дополнение по квинтовому кругу:

Что значит энгармонически равные

Тональности написаны в буквенном обозначении. Над каждым количеством знаков – параллельные тональности. В рамках – энгармонически равные тональности.

Буквенное обозначение нот:

Что значит энгармонически равные

Пояснения по кварто-квинтовому кругу:

1) Все расположены по порядку возрастания ключевых знаков. Наибольшее число знаков в гамме – 7, так как 7 ступеней (дальше пойдут дубль-диезы).

2) Диезные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – диезами) строятся по квинтам вверх. Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 5 ступени предыдущей гаммы.

Что значит энгармонически равные

3) Бемольные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – бемолями) строятся по квинтам вниз (или по квартам вверх). Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 4 ступени предыдущей гаммы

Что значит энгармонически равные

Дополнение по энгармонически равным тональностям:

В октаве 12 полутонов и на каждом из них можно построить мажорную и минорную гамму. Это значит, что по звучанию в октаве может быть 12 мажорных и 12 минорных гамм. Т.е. по звучанию всего 24 гаммы.

Что значит энгармонически равные

Но по написанию гамм получается больше, так как некоторые клавиши можно назвать «двумя именами», например: до диез = ре бемоль, фа диез = соль бемоль(пример энгармонизма!) и т.д. Таким образом, получается, что по написанию получаются 3 пары энгармонически равных тональностей:

— мажорные (+см.рамочки в круге)

Что значит энгармонически равные

Что значит энгармонически равные

Таким образом, по написанию получается всего 30 тональностей: 7 мажорных диезных, 7 минорных диезных, 7 мажорных бемольных, 7 минорных бемольных, 1 мажорная без знаков и 1 минорная без знаков.

Источник

Тональность в музыке

Что значит энгармонически равные

Понятно, что параллельно с понятием «лад» возникает понятие «тональность».

Что такое тональность?

Порядок появления знаков в тональностях:

Этот порядок надо выучить!

энгармонически равные тональности.

Что значит энгармонически равные

Параллельные тональности

Что значит энгармонически равные

Одноименные тональности

Это те тональности, что имеют одно имя тоники, но разный лад. Понятно, что знаки в таких не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор от одной клавиши. Но закономерность в разнице количества знаков существует.

Что значит энгармонически равные

Что значит энгармонически равные

Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки. Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки.

Энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

Что значит энгармонически равные

Все тональности делятся на мажорные и минорные, которые в свою очередь делятся на диезные и бемольные.

То есть, образуется 4 группы тональностей:

Итак, Квинтовый круг или кварто-квинтовый круг (вспомним, что кварта вращается в квинту) – это такая схема, где показаны все существующие тональности и в ней видно, что и знаки и тональности расположены по квинтам: диезные вверх, бемольные вниз от До мажора – ля минора, в которых 0 знаков.

Ключевые диезы идут от фа-диез по ч. 5 (чистым квинтам – с 1/2 тона) вверх:

Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си – Порядок диезов при ключе (они изображены слева красным).

И, если прочитать наоборот:

Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа – порядок ключевых бемолей (слева синим цветом).

Еще присмотритесь к тональностям с 0 и 7 знаков с обеих сторон – это:

До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7 бемолей

Тональность как элемент и средство художественной музыкальной выразительности

В системе тональностей каждая отдельная тональность приобретает определенную функцию в динамикогармоническом и колористическом смысле. То, что за выбором тональностей не тянется шлейф эстетической связи, а есть лишь «личная ассоциация», становится понятным, когда выясняем, что особая «баховская» или «моцартовская» тональности никогда не использовались, скажем, Бетховеном для значительного произведения, за исключением некоторых глав «торжественной мессы» и «богатели ор.124 №4», который считал h-moll сумеречной, почти темной тональностью.(Подобное имеет свою историю и в характеристике интервалов: в средневековье тритон, например, считали «дьяволом в музыке»).

Собственно, никогда мнимые характерные особенности различных тональностей не имели более широкого обсуждения, чем во времена Баха. Их глубокий анализ подается в работе И. Маттезона «Das Neu Eroffnete Orchester » (новый оркестр), в которой определенным образом отражен строй мыслей музыкантов эпохи барокко:

«е-mоll в высшей степени передает отчаяние или смертельную скорбь. Он подходит к ситуации безнадежной любви, беспомощности, безысходности, а в некоторых случаях становится мучительным и пронзительным, что можно сравнить разве что с расставанием души с телом;

E-dur в состоянии высказать самые благородные чувства – великодушие, стойкость, любовь, причем достигается это естественно с такой несравненной простотой, что нет необходимости в примерах. Привлекательность и очарование этой тональности лучше всего сравнить с элегантным человеком, каждый жест которого, соответствует его индивидуальности, которые, по выражению французов, передает bonne grace;

с-moll представляет мягкое и спокойное величие, а иногда сердечную муку, которая кое-где переходит в отчаяние. Он удивительно трогателен и прекрасно выражает безнадежную меланхолию, а иногда даже может создать впечатление ужаса, заставляя вздрагивать;

d-moll-разве что не самая красивая тональность, поскольку не только сочетает в себе легкую серьезность (что присуще G-dur) с привлекательной веселостью. В ней много грации и шарма, она одинаково подходит для нежного, исцеляю чего душу элемента, страстной, но сдержанной мольбі, и является чрезвычайно гибкой;

А-dur-удивительно чувствительна, несмотря на безусловную блистательность, больше подходит для проявления глубокой страсти, чем для музыки развлекательной, и особенно привлекательным выглядит в сочинениях для скрипки;

h-moll – причудливая, сумеречная, меланхоличная, фантастическая».

Рудольфу Вустману удалось отыскать примеры в Баховском творчестве, которые точно соответствовали приведенным описаниям Маттезона, хотя он подчеркивал и наличие исключений.

По мнению выдающегося немецкого композитора, дирижера и музыкального теоретика ХХ века
Пауля Хиндемита тональность выступает определенным предохранителем в анархии и произволе в музыке и добавляет :
«Любая музыка тональна и избежать тональных связей так же трудно, как и земного притяжения».

А выдающийся экспериментатор, один из самых ярких композиторов ХХ века Игорь Стравинский
отмечал: «Музыка – искусство многополярное, в котором тональность – ось музыки, стиль ориентации между этими полюсами».

Источник

Что Такое ЭНГАРМОНИЗМ?

Энгармонизм

Что значит энгармонически равные

Энгармонизм в музыке

Например, нота «До» можно назвать Си диезом или Ре дубль-бемолем). Исключение составляет только звук Соль-Диез (Ля бемоль) – у него два названия.

Что значит энгармонически равные

Для нас, изучающих сольфеджио это открывает некоторые возможности для путаницы – ведь одни и те же звуки, аккорды и интервалы могут быть записаны по-разному.

Например, если малую терцию До-Ми бемоль записать как До-Ре Диез (одни и те же звуки), это будет уже не малая терция, а увеличенная секунда. Эти интервалы будут энгармонически равны.

Интервалы энгармонизма

Например, в До мажоре не может быть ноты До бемоль – До для До мажора натуральная ступень. А например в Соль-бемоль мажоре использовать До можно. Соль Бемоль-Ля бемоль-Си бемоль-До бемоль и так далее.

Что значит энгармонически равные

Энгармоническое равенство

Энгармоническими ещё бывают тональности

Одним из первых композиторов, использовавших возможности новой темперации был Иоганн Себастьян Бах. Он создал знаменитый сборник из 24 Прелюдий и Фуг «Хорошо темперированный клавир», написанный во всех существующих тональностях.

Возможность свободно творить во всех 24 тональностях давала огромную свободу для музыкантов и расширяла возможности гармонии – именно тогда гармония в своём современном значении начала своё развитие. До Баха одно и тоже произведение записанное в разных тональностях звучало немного по-разному, возникал эффект расстроенности инструмента…

В общем, теперь достаточно очевидно, что энгармонически равными могут быть не только интервалы, но и тональности. При желании каждую тональность можно назвать двумя-тремя способами. Но какие-то тональности в музыкальной практике считаются употребительными, а какие-то нет. Используются тональности с 5-7 знаками, они могут иметь энгармоническое равенство.

До диез мажор = Ре бемоль мажор

До бемоль мажор = Си мажор

Фа диез мажор = Соль бемоль мажор

К каждой паре добавляется ещё три пары минорных параллельньых тональностей

Ля диез минор = Си бемоль минор

Ля бемоль минор = Соль диез минор

Ре диез минор = Ми бемоль минор

Количество знаков (бемолей-диезов) у каждой пары в сумме равняется 12.

Что значит энгармонически равные

Что значит энгармонически равные

Что значит энгармонически равные

Что значит энгармонически равные

Практические занятия по энгармонизму

Что значит энгармонически равные

Сколько учиться пению?

Как и сколько учиться пению? Давно не говорили про вокал, и время пришло. Выскажу свое субъективное мнение по этому вопросу. Либо я очень «старой закалки», либо учили меня по-старому… Либо действительно что-то случилось с музыкальной педагогикой, но БЫСТРО научиться петь, я считаю нельзя.⠀ Что подразумевается под понятием «научиться вокалу»? Я подразумеваю постановку голоса, дыхания, дикции

Что значит энгармонически равные

Дыхание в пении

Друзья, поговорим о ваших запроса, сегодня: дыхание в пении. Просили рассказать, что такое «близкий вдох» и про дыхание в целом. Отвечаю, а мне за это лайк. Не знаю что такое близкий вдох, возможно, для меня это понятие звучит по-другому, но давайте начнем. Правильное дыхание в пении Пение — процесс дыхания. Вообще музыка есть дыхание! Я замечаю на

Что значит энгармонически равные

Певческая опора

Давайте обсудим тему «Певческая опора». Основы певческой опоры Говоря про «опору» во время пения, под ней подразумевается способ расхода и использования дыхания, а так же личные физиологические ощущения певца. Звук на «опоре» красивее, правильнее, более насыщен обертонами и, в общем, лучше, чем без «опоры». Так же при пении без опоры дыхание расходуется очень быстро, иногда

Источник

Энгармонизм тональностей

Как и отдельные звуки, интервалы или аккорды, тональности тоже могут быть энгармонически равны между собой.

Энгармонически равными являются тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение и расположенные на одной и той же высоте, но тоники которых (а следовательно, и все остальные звуки при полном сохранении их ступеневого значения и соответствующих обозначений) называются по-разному.

Что значит энгармонически равные

Что значит энгармонически равные

При энгармонических заменах тональностей (как и отдельных звуков) первоначально данные знаки меняются на противоположные:

до-диез мажор (Cis-dur) — 7

Что значит энгармонически равные

= ре-бемоль мажор (Des-dur) — 5

Что значит энгармонически равные

до-бемоль мажор (Ces-dur) — 7

Что значит энгармонически равные

= си мажор (H-dur) — 5 Что значит энгармонически равные

Лишь у одной пары мажорных (а также параллельных им минорных) тональностей при энгармонической замене диезов на бемоли (или наоборот) количество их остается неизменным: это тональности фа-диез мажор (Fis-dur), имеющий при ключе 6 диезов, и соль-бемоль мажор (Ges-dur), имеющий при ключе 6 бемолей.

Именно в этой точке замыкается круг построения мажорных (и параллельных им минорных) диезных и бемольных тональностей. Далее любая из них может быть заменена более простой, но уже с другим (меньшим) количеством противоположных знаков альтерации.

Практически в музыке используются в основном тональности до семи знаков включительно, хотя изредка в процессе развития музыкального материала — при отклонениях и модуляциях — встречаются и более сложные (с двойными знаками) тональности, как, например, соль-диез мажор, фа-бемоль мажор, параллельные им миноры и т.д.*

[При этом возникающие при ключе дубль-диезы продолжают восходящий квинтовый диезный ряд, только уже от фа-дубль-диеза, а появляющиеся дубль-бемоли — нисходящий квинтовый бемольный ряд, начиная от си-дубль-бемоля.]

Ключевые обозначения этих (и им подобных) тональностей будут выглядеть так:

Что значит энгармонически равные

Здесь следует обратить внимание на то, что дубль-диез, так же как и дубль-бемоль, нельзя считать за два знака — просто каждый из них (в отличие от обычного диеза и бемоля), соответственно, повышает или понижает данный звук сразу на целый тон.

И вообще в семиступенном ладе количество ключевых знаков альтерации не может превышать количество самих основных ступеней лада.

Таким образом, в пределах употребительных тональностей (то есть до семи знаков включительно) сумма противоположных ключевых знаков альтерации у энгармонически равных тональностей всегда равняется числу 12.

Зная это, легко определить, сколько и каких именно знаков альтерации должно быть при ключе в энгармонически равной тональности. Например, в тональности ля-диез минор — 7 диезов, следовательно, в энгармонически равной тональности си-бемоль минор будет 5 бемолей (12 — 7 = 5).

Определение количества ключевых знаков альтерации в тональностях с двойными знаками (как и в обычных тональностях) можно производить, отсчитывгая их по квинтовому кругу. Однако прочное знание ключевых обозначений в простых тональностях позволяет ускорить этот процесс.

Что значит энгармонически равные

Аналогичные действия следует производить и в других подобных случаях. Например: в фа мажоре — 1 бемоль, следовательно, в фа-бемоль мажоре, где все ступени понизятся на полтона, будет 1 дубль-бемоль (вместо бемоля) и 6 бемолей (а всего — 7 знаков).

Источник

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Что значит энгармонически равные

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Что значит энгармонически равныеНеустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

Что значит энгармонически равные

А вот формула для минора:

Что значит энгармонически равные

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

Что значит энгармонически равныеЧто значит энгармонически равные

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

Что значит энгармонически равные

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

Что значит энгармонически равные

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

Что значит энгармонически равные

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

Что значит энгармонически равные

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

Что значит энгармонически равные

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Что значит энгармонически равные

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

Что значит энгармонически равные

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

Что значит энгармонически равные

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

Что значит энгармонически равныеЧто значит энгармонически равные

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

Что значит энгармонически равныеЧто значит энгармонически равные

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *