Что значит энергетическая безопасность

Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности

Что значит энергетическая безопасность. Смотреть фото Что значит энергетическая безопасность. Смотреть картинку Что значит энергетическая безопасность. Картинка про Что значит энергетическая безопасность. Фото Что значит энергетическая безопасность

Cложность, масштабность и глубина энергетических проблем современности выдвигает энергетическую безопасность в ряд наиболее важных составляющих национальной безопасности.

Как сегодня трактуется энергетическая безопасность

В настоящее время существует множество различных формулировок и трактовок понятия «энергетическая безопасность». Различные источники определяют энергетическую безопасность по‑разному, а именно:
• как энергетическую независимость государства;
• как характеристику теплоэнергетического комплекса страны;
• как состояние защищенности граждан, общества и государства от угрозы дефицита энергии и топливно-энергетических ресурсов;
• как состояние общества и экономики, которое позволяет поддерживать необходимый уровень в энергопотреблении;
• как совокупность условий, при которых отсутствует дефицит энергии;
• как средство экономического и политического воздействия и т. п.

По мнению авторов, ни одна из рассмотренных формулировок энергетической безопасности не может быть принята в качестве базового понятия, поскольку не только не отражает сущности энергетической безопасности, но и не содержит ее базовых основ, таких, как энергетические интересы, энергетические угрозы и энергетическая защита.

Анализ различных формулировок энергобезопасности показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, единого определения данного термина не существует, что, в свою очередь, не позволяет разобраться в сущности этой важной составляющей национальной безопасности.

Аспекты, основа и уровни энергетической безопасности

Авторы предлагают рассматривать энергетическую безопасность комплексно с позиций системного подхода по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, как подсистему, элемент, вид или составляющую системы более высокого уровня, каковой является национальная безопасность. Во-вторых, как самостоятельную отдельную сложную многоуровневую систему, включающую в себя свои не менее сложные подсистемы, элементы, виды или составляющие, но более низкого порядка. И наконец, как эксплуатационное свойство каждого вида энергоносителя и отдельного вида энергии.

Энергетическая безопасность так же, как и национальная безопасность, может быть внешней и внутренней, а в своей основе имеет три базовых понятия: «энергетические интересы», «энергетические угрозы» и «энергетическая защита».

Авторы предлагают свою формулировку понятия «энергетическая безопасность», которая, по их мнению, является наиболее полной и объективно отражает ее сущность.

Энергетическая безопасность – это внутреннее и внешнее состояние или положение страны, при котором:
• отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства и отдельных потребителей, возникающие в процессе добычи, переработки, транспортировки и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов энергии, а в случае возникновения угроз – система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов с целью устранения или минимизации негативных последствий;
• поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов;
• обеспечиваются необходимые условия как для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны, так и для достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов.

Применительно к энергоносителям энергетическую безопасность целесообразно рассматривать как их эксплуатационное свойство, проявляющееся в способности вырабатывать конкретный вид энергии в требуемом количестве и требуемого качества или способность переводить потенциальную энергию энергоносителя в другой требуемый вид энергии, например в электрическую, механическую, тепловую, световую и т. д.

На чем строится энергобезопасность

Основу любой безопасности, как известно, составляют интересы, угрозы и защита, поэтому очевидно, что энергетическая безопасность не является исключением и базируется на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите.

Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный авторитет и экономическую мощь любого государства.

Угрозы энергетической безопасности государства и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию.

Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз энергетическим интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности.

Условия и факторы обеспечения энергетической безопасности

К факторам, препятствующим обеспечению энергетической безопасности, следует отнести неравномерность распределения запасов энергоресурсов по регионам планеты, возрастание внутренних и внешних террористических угроз, в том числе и энергетическим интересам отдельных стран и народов. Эти факторы становятся доминирующими на фоне отсутствия единой мировой энергетической концепции и мирового финансового кризиса. В то же время в качестве благоприятствующих факторов можно считать относительно теплые зимы последних 25 лет; достаточный уровень накопленных запасов энергоносителей, открытие новых месторождений энергоресурсов, увеличение доли использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, разработку, внедрение и применение безотходных и ресурсосберегающих технологий и др.

Следует отметить, что препятствующие и благоприятствующие факторы обеспечения энергетической безопасности находятся в постоянном противодействии, при этом повышение значимости той или иной группы указанных факторов неизбежно приводит к усилению или ослаблению национальной безопасности через ее энергетическую составляющую.

Источник

Энергетическая безопасность РФ: ключевые проблемы и перспективы развития

В целом, выделяют 5 основных угроз энергетической безопасности: экономические, социально-политические, природные, техногенные, управленческо-правовые.
Сейчас в регионах РФ наиболее актуальны экономические и управленческо-правовые угрозы. К первым можно отнести неэффективное использование энергоресурсов, например, в нефтедобыче рациональная эксплуатация малодебетовых скважин способна дать прирост добычи нефти до 20-30%. Из-за финансовых проблем начинаются перебои с поставками. Растет задолженность за поставляемые энергоресурсы. Оборудование выходит из строя, предприятия не могут работать на полную мощность. Управленческо-правовые угрозы — это принятие неэффективных решений руководящим составом, низкая квалификация сотрудников, работающих в энергетической отрасли. Например, руководитель энергетического предприятия назначает на ответственный пост менеджера, который хорошо показал себя как исполнитель в совершенно другой сфере деятельности. Однако он совсем ничего не понимает в энергетике. Результат может оказаться негативным.
Кроме того, правовая база в сфере ТЭК в нашей стране далека от совершенства: нет четких условий доступа к энергоресурсам. Например, источником для получения энергии являются ресурсы недр. Зачастую получается так, что большая часть земельного фонда субъекта РФ исключается из его оборота, поскольку относится к землям федерального значения. Возникает противоречие между интересами государства и субъекта РФ, а также угроза энергетической безопасности данного региона из-за отсутствия на его территории необходимых ресурсов для получения энергии.
Одна из глобальных проблем в сфере обеспечения энергетической безопасности — соблюдение баланса между растущим спросом на ресурсы и их негативным влиянием на экологию. Добыча и производство энергоресурсов приводит к загрязнению окружающей среды. Предприятия, производящие энергоресурсы, выбрасывают в атмосферу множество вредных веществ. Среди них углекислый газ, диоксид серы, оксиды азота, монооксид углерода. В настоящее время Россия занимает четвертое место в мире по выбросу углекислого газа после Китая, США и Индии. В 2017 году доля нашей страны от совокупного объема загрязнений составила 4,6%1. Чтобы этого избежать, на производствах вводят технологии по снижению количества выбросов.
Другой не менее важный вопрос — уровень развития электроэнергетики России значительно отстает от потребностей экономики и населения. На это влияют такие факторы, как износ оборудования, раздробленность электросетевого комплекса, недостаточность инвестиций, квалифицированных кадров и др.
Вопрос энергетической безопасности наиболее остро встает в условиях удаленных регионов и районов Крайнего Севера. Сложно обеспечить их энергией без перебоев из-за технологической изолированности. В основном, энергообеспечением этих районов занимаются крупные ГЭС и ТЭС. Из-за того, что они не связаны в единую сеть с другими станциями, непросто обеспечить их надежную работу. К этому добавляются суровые климатические условия. Из-за низкой температуры оборудование чаще выходит из строя, чем в центральных регионах. Все это приводит к перебоям в энергообеспечении потребителей.
Необходимо интегрировать изолированные энергосистемы этих регионов с другими электростанциями. Это поможет повысить надежность снабжения регионов энергоресурсами.
Также большое влияние на энергетическую безопасность регионов оказывают экономические факторы. К ним можно отнести недостаток инвестиций в электроэнергетику. Так, доля работающего устаревшего оборудования на предприятиях может доходить до 50-70%. Его средний возраст составляет сейчас 35 лет. Для примера, до распада СССР оборудование меняли раз в 20 лет. Также важное значение имеет нехватка топливно-энергетических ресурсов на территории. Энергетическая безопасность напрямую зависит от наличия источников энергоресурсов и сырья. Если его недостаточно – возможны перебои в поставках энергии. Аналогично и с оборудованием. Его выход из строя может нарушить энергоснабжение целого района.
Нельзя забывать и о значимости квалифицированных управленческих кадров. Необходимы инвестиции в обучение сотрудников, привлечение опытных специалистов на энергетические предприятия. Все это поможет обеспечить энергетическую безопасность в регионах.
И для этого, прежде всего, необходима финансовая поддержка со стороны государства на всех этапах сохранения экономической безопасности. Нужно разрабатывать и внедрять региональные программы энергосбережения, повышения энергоэффективности, снижения затрат на производство. Для финансовой устойчивости энергетического сектора обязательно потребуются инвестиции в отрасль.
Изменение налогового законодательства, применение дифференцированного подхода к налогообложению позволит снизить нагрузку на энергетические предприятия. Нужно учитывать объективные технико-экономические условия, себестоимость добываемого сырья.
Также важно осуществлять постоянный надзор за промышленной безопасностью на предприятиях ТЭК. Нужно совершенствовать систему по прогнозированию и предотвращению природных катаклизмов, аварий и техногенных катастроф. Необходимо создать и внедрить на предприятия систему мониторинга энергетической безопасности. Регионам нужно поддерживать и развивать деятельность по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций в энергетической системе.
Энергетическая политика должна обеспечить максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов. Только так можно добиться роста экономики и улучшения уровня жизни населения.

Спикер: Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.

Источник

Что значит энергетическая безопасность

Что значит энергетическая безопасность. Смотреть фото Что значит энергетическая безопасность. Смотреть картинку Что значит энергетическая безопасность. Картинка про Что значит энергетическая безопасность. Фото Что значит энергетическая безопасность

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что значит энергетическая безопасность. Смотреть фото Что значит энергетическая безопасность. Смотреть картинку Что значит энергетическая безопасность. Картинка про Что значит энергетическая безопасность. Фото Что значит энергетическая безопасность

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что значит энергетическая безопасность. Смотреть фото Что значит энергетическая безопасность. Смотреть картинку Что значит энергетическая безопасность. Картинка про Что значит энергетическая безопасность. Фото Что значит энергетическая безопасностьОбзор документа

Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 “Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации”

В целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации.

2. Признать утратившей силу Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 29 ноября 2012 г. № Пр-3167.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль
13 мая 2019 года
№ 216

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 мая 2019 г. № 216

ДОКТРИНА
энергетической безопасности Российской Федерации

I. Общие положения

2. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. В настоящей Доктрине конкретизируются и развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также других документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности.

4. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:

II. Вызовы и угрозы энергетической безопасности, риски в области энергетической безопасности

5. Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации.

6. Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. Российская энергетическая инфраструктура, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях: от арктической до субтропической зоны.

7. Россия, исходя из своих национальных интересов, своего ресурсного и интеллектуального потенциала, с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, определенных Генеральной Ассамблеей ООН, вносит существенный вклад в обеспечение международной энергетической безопасности. Полномасштабному участию Российской Федерации в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении Российской Федерации, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей ее топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием Российской Федерации.

8. Внешнеэкономическими вызовами энергетической безопасности являются:

а) перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион;

б) замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, в том числе вследствие замещения нефтепродуктов другими видами энергоресурсов, развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

в) увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, в том числе в связи с появлением новых экспортеров;

г) изменение международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики и условий функционирования мировых энергетических рынков, усиление позиций потребителей;

д) рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного газа;

е) увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе.

9. Внешнеполитическим вызовом энергетической безопасности является наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике».

11. Внешнеэкономическими и внешнеполитическими угрозами энергетической безопасности являются:

а) сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков и трудности, связанные с выходом на новые энергетические рынки;

б) использование иностранными государствами договорно-правовых, международно-правовых и финансовых механизмов в целях нанесения ущерба топливно-энергетическому комплексу Российской Федерации и ее экономике в целом;

в) дискриминация российских организаций топливно-энергетического комплекса на мировых энергетических рынках путем изменения международного нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики или диверсификации источников импорта энергоресурсов;

г) незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при их транспортировке по территориям иностранных государств.

12. Внешнеэкономические и внешнеполитические угрозы энергетической безопасности частично реализуются путем введения рядом иностранных государств экономических мер, направленных на ограничение доступа российских организаций топливно-энергетического комплекса к некоторым современным технологиям и оборудованию, возможности привлечения этими организациями долгосрочного финансирования, осуществления совместных проектов с иностранными партнерами, а также путем прекращения совместного функционирования энергетических систем этих государств с энергетическими системами России или изменения технологических и (или) экономических условий такого совместного функционирования.

13. Военно-политическими угрозами энергетической безопасности являются:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) возникновение и эскалация на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, или в других регионах мира вооруженных конфликтов, угрожающих добыче, транспортировке или потреблению российских энергоресурсов, а также ограничивающих возможность использования российских технологий и оказания российскими организациями услуг в сфере энергетики.

14. Рисками в области энергетической безопасности, связанными с внешними вызовами и угрозами энергетической безопасности, являются:

а) недостаточные темпы реагирования российских организаций топливно-энергетического комплекса на тенденции в мировой энергетике, в том числе в части, касающейся освоения новых технологий и коммерческого использования запасов углеводородного сырья;

б) недостаточная эффективность механизмов предупреждения дискриминации российских организаций топливно-энергетического комплекса со стороны иностранных государств и их объединений, а также механизмов противодействия такой дискриминации;

в) недостаточная готовность организаций топливно-энергетического комплекса к функционированию в случае реализации военно-политических угроз;

г) принятие неверных долгосрочных инвестиционных решений в условиях высокой неопределенности мировых энергетических рынков.

15. Внутренними вызовами энергетической безопасности являются:

а) переход Российской Федерации к новой модели социально-экономического развития, предполагающей структурную трансформацию экономики, сбалансированное пространственное и региональное развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций, существенное повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности;

б) демографическая ситуация в Российской Федерации (медленный рост численности населения, увеличение в нем доли граждан старшего поколения, сокращение численности трудоспособного населения, внутренняя и внешняя миграция), влияющая как на перспективы внутреннего спроса на продукцию и услуги организаций топливно-энергетического комплекса, так и на обеспеченность этих организаций трудовыми ресурсами.

16. Внутренними угрозами энергетической безопасности являются:

а) несоответствие возможностей топливно-энергетического комплекса потребностям социально-экономического развития Российской Федерации (энергетический дефицит или избыток энергетических мощностей и инфраструктуры топливно-энергетического комплекса);

б) снижение качества минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса (истощение действующих месторождений, уменьшение размеров и снижение качества открываемых месторождений);

в) недостаточная обеспеченность организаций топливно-энергетического комплекса трудовыми ресурсами, в особенности высококвалифицированными кадрами;

г) рост количества преступлений и правонарушений в сфере энергетики (хищения, коррупция, производство и продажа контрафактной продукции, неплатежи);

д) рост количества нарушений в сфере трудовых отношений в организациях топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, в том числе нарушений требований охраны труда, а также случаев проведения незаконных забастовок.

17. Рисками в области энергетической безопасности, связанными с внутренними вызовами и угрозами энергетической безопасности, являются:

а) несогласованное развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и видов деятельности в сфере энергетики, включая экспорт продукции и услуг организаций топливно-энергетического комплекса, в условиях ограниченного государственного контроля и регулирования;

б) отсутствие в долгосрочной перспективе определенности относительно спроса на продукцию и услуги организаций топливно-энергетического комплекса в субъектах Российской Федерации;

в) низкая эффективность осуществляемых субъектами энергетической безопасности мер по поддержанию финансовой устойчивости организаций топливно-энергетического комплекса при наступлении неблагоприятных условий, таких как рост неплатежей за поставленные организациями топливно-энергетического комплекса энергоресурсы и оказанные ими услуги, увеличение транспортных расходов и капитальных затрат таких организаций при освоении нефтегазовых месторождений, находящихся в удаленных местностях, усложнение компонентного состава нефтегазовых месторождений;

г) чрезмерная финансовая нагрузка на организации топливно-энергетического комплекса в результате увеличения размеров налоговых, таможенных и иных платежей;

д) избыточность требований, касающихся обеспечения экологической безопасности при осуществлении деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса, рост затрат организаций топливно-энергетического комплекса на обеспечение выполнения таких требований;

е) необоснованная монополизация в отраслях топливно-энергетического комплекса и неравные условия конкуренции в конкурентных видах деятельности в сфере энергетики;

ж) высокий уровень износа основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса, низкая эффективность использования и недостаточные темпы обновления этих фондов;

з) нерациональное потребление энергоресурсов;

и) недостаточные темпы реагирования системы профессионального образования на изменение потребности организаций топливно-энергетического комплекса в квалифицированных кадрах.

18. Трансграничным вызовом энергетической безопасности является развитие и распространение прорывных технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, распределенной генерации электрической энергии, накопителей энергии, добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов, цифровых и интеллектуальных технологий, энергосберегающих и энергоэффективных технологий на транспорте, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности.

19. Трансграничными угрозами энергетической безопасности являются:

а) террористическая и диверсионная деятельность, наносящая ущерб инфраструктуре и объектам топливно-энергетического комплекса;

б) противоправное использование информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе осуществление компьютерных атак на объекты информационной инфраструктуры и сети связи, используемые для организации их взаимодействия, способное привести к нарушениям функционирования инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса;

в) неблагоприятные и опасные природные явления, изменения окружающей среды, приводящие к нарушению нормального функционирования и разрушению инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса.

20. Рисками в области энергетической безопасности, связанными с трансграничным вызовом и трансграничными угрозами энергетической безопасности, являются:

а) несоответствие технологического уровня российских организаций топливно-энергетического комплекса современным мировым требованиям и чрезмерная зависимость их деятельности от импорта некоторых видов оборудования, технологий, материалов и услуг, программного обеспечения, усугубляющаяся монопольным положением их поставщиков;

б) недостаточное развитие нормативно-правовой базы, сдерживающее внедрение инновационных технологий, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, распределенной генерации электрической энергии и цифровых технологий в сфере энергетики;

в) недостаточная инновационная активность организаций топливно-энергетического комплекса и организаций, осуществляющих деятельность в смежных отраслях экономики, ориентация таких организаций на импорт технологий вместо развития отечественного научно-технологического потенциала;

г) недостаточные темпы разработки и внедрения новых средств антитеррористической защиты инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса;

д) недостаточный уровень защищенности инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства и опасных природных явлений.

21. Последствиями реализации угроз энергетической безопасности являются:

а) причинение вреда жизни и здоровью граждан;

б) нарушение нормального функционирования организаций, в том числе организаций топливно-энергетического комплекса, и отраслей экономики Российской Федерации;

в) увеличение расходов потребителей на организацию альтернативных способов топливо- и энергоснабжения и на создание запасов (резервов) энергоресурсов;

г) рост цен (тарифов) на продукцию организаций топливно-энергетического комплекса и услуги в сфере энергетики;

д) снижение финансовой устойчивости и прекращение деятельности организаций топливно-энергетического комплекса;

е) уменьшение объема инвестиций в отрасли топливно-энергетического комплекса;

ж) уменьшение налоговых, таможенных и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации со стороны организаций топливно-энергетического комплекса;

з) необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий реализации угроз энергетической безопасности.

III. Цель, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергетической безопасности

22. Целью обеспечения энергетической безопасности является поддержание защищенности экономики и населения страны от угроз энергетической безопасности на уровне, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся:

а) воспроизводства минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса;

б) надежного и устойчивого обеспечения российских потребителей энергоресурсами стандартного качества и услугами в сфере энергетики;

в) формирования запаса продукции организаций топливно-энергетического комплекса в государственном материальном резерве и поддержания его на необходимом уровне;

г) обеспечения технической доступности инфраструктуры топливно-энергетического комплекса для различных групп потребителей и возможности оказания им услуг в сфере энергетики;

д) регулирования цен (тарифов) на продукцию организаций топливно-энергетического комплекса и услуги в сфере энергетики;

е) осуществления инвестиционной деятельности в сфере энергетики, обеспечения защиты прав инвесторов, контроля за иностранными инвестициями в российские организации топливно-энергетического комплекса, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

ж) осуществления антимонопольного регулирования и развития конкуренции, включая развитие организованной (биржевой) торговли продукцией организаций топливно-энергетического комплекса;

з) обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

и) обеспечения антитеррористической защищенности и безопасности инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;

к) обеспечения защищенности критической информационной инфраструктуры объектов топливно-энергетического комплекса;

л) осуществления экспорта продукции, технологий и услуг организаций топливно-энергетического комплекса;

м) ограничения отрицательного воздействия на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности организаций топливно-энергетического комплекса;

н) защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возникающих на объектах топливно-энергетического комплекса;

о) применения российских технологий, оборудования, материалов, программного обеспечения при реализации инвестиционных проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса на территории Российской Федерации.

23. Принципами обеспечения энергетической безопасности являются законность, приоритет внутреннего рынка, стабильность налоговой политики и нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, сырьевая, финансовая и кадровая обеспеченность организаций топливно-энергетического комплекса, рациональное природопользование и энергетическая эффективность, государственно-частное партнерство, учет интересов всех субъектов энергетической безопасности и населения.

24. Основными направлениями деятельности по обеспечению энергетической безопасности являются:

а) совершенствование государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности;

б) поддержание минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности;

в) совершенствование территориально-производственной структуры топливно-энергетического комплекса с учетом необходимости укрепления единства экономического пространства Российской Федерации;

г) обеспечение международно-правовой защиты интересов российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий и услуг;

д) обеспечение технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышение его конкурентоспособности.

25. Задачами по совершенствованию государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности являются:

а) совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения безопасного, надежного и устойчивого функционирования инфраструктуры и объектов энергетики;

б) создание системы управления рисками в области энергетической безопасности, обеспечение ее взаимодействия с государственными информационными системами, системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса, иными системами управления рисками, используемыми субъектами энергетической безопасности;

в) обеспечение стабильности налоговой политики и нормативно-правового регулирования в сфере энергетики, способствующей оптимизации финансовой нагрузки на организации топливно-энергетического комплекса и привлечению в них инвестиций;

г) долгосрочное и сбалансированное регулирование цен (тарифов) на товары и услуги субъектов естественных монополий и субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности, совершенствование ценовой политики в сфере энергетики на внутреннем рынке и планомерный переход к рыночным механизмам ценообразования в этой сфере с учетом социальной ответственности организаций топливно-энергетического комплекса;

д) развитие конкуренции в отраслях топливно-энергетического комплекса на внутреннем рынке и исключение не отвечающей экономическим интересам Российской Федерации конкуренции между различными видами российских энергоресурсов на мировых энергетических рынках;

е) профилактика и пресечение преступных и противоправных действий в сфере энергетики, в том числе нецелевого использования и хищения бюджетных средств, неплатежей, борьба с коррупцией, теневой экономикой, производством и продажей контрафактной продукции;

ж) пресечение деятельности, осуществляемой специальными службами и организациями иностранных государств, террористическими и экстремистскими организациями, направленной на нанесение ущерба инфраструктуре и объектам топливно-энергетического комплекса;

з) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, защита объектов топливно-энергетического комплекса (в том числе объектов критической информационной инфраструктуры) от совершения актов незаконного вмешательства;

и) внедрение новой модели государственного регулирования в области промышленной безопасности с учетом степени риска возникновения аварий и масштаба их возможных последствий;

к) повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в части, касающейся инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса, сокращение количества бесхозяйных объектов и совершенствование правовых механизмов привлечения к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности;

л) обеспечение безопасных условий труда работников организаций топливно-энергетического комплекса, развитие системы управления охраной труда и предупреждения производственного травматизма, совершенствование механизмов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

м) обеспечение социальной защиты высвобождаемых работников градообразующих организаций угольной промышленности и ликвидация последствий ведения горных работ;

н) стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики.

26. Задачами по поддержанию минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса и основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности, являются:

а) обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса, повышение эффективности недропользования;

б) обеспечение безопасности при использовании атомной энергии;

в) снижение уязвимости, обеспечение управляемости и живучести инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса, включая резервирование их мощностей и создание запасов топлива, в том числе для обеспечения его поставок в периоды пикового потребления, в условиях чрезвычайных ситуаций, в период мобилизации и в военное время;

г) поддержание на необходимом уровне запасов продукции организаций топливно-энергетического комплекса в государственном материальном резерве;

д) проведение комплексной модернизации и оптимизации основных производственных фондов организаций топливно-энергетического комплекса с использованием преимущественно отечественных инновационных, энергоэффективных и экологически безопасных технологий и оборудования, изготовленного на территории Российской Федерации, подготовка необходимых для этого кадров;

е) сбалансированное развитие локальных и интегрируемых в Единую энергетическую систему России распределенных источников энергоснабжения, формирование с их участием локальных интеллектуальных энергетических систем;

ж) уменьшение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.

27. Задачами по совершенствованию территориально-производственной структуры топливно-энергетического комплекса с учетом необходимости укрепления единства экономического пространства Российской Федерации являются:

а) развитие инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири, Арктической зоны Российской Федерации, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области;

б) поддержание технологического единства, надежности, управляемости, непрерывности и безопасности работы Единой системы газоснабжения, Единой энергетической системы России и системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов;

в) развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа в целях обеспечения энергетической безопасности территорий, удаленных от Единой системы газоснабжения;

г) обеспечение экономически эффективного сочетания использования систем централизованного электро- и теплоснабжения с развитием распределенной генерации электрической энергии и интеллектуализацией энергетических систем, а также с использованием местных ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии.

28. Задачами по обеспечению международно-правовой защиты интересов российских организаций топливно-энергетического комплекса и энергомашиностроения, поддержке экспорта их продукции, технологий и услуг являются:

б) противодействие дискриминации на мировых энергетических рынках российских организаций топливно-энергетического комплекса, осуществляющих экспорт продукции, технологий и услуг и участвующих в реализации международных проектов;

в) совершенствование внешнеполитических инструментов и механизмов взаимодействия с основными профильными международными организациями и участниками мировых энергетических рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования этих рынков;

г) содействие осуществляемой на равноправной основе международной научно-технологической кооперации, освоению передовых иностранных технологий, стандартов и практик в сфере энергетики.

29. Задачами по обеспечению технологической независимости топливно-энергетического комплекса и повышению его конкурентоспособности являются:

а) планомерное осуществление импортозамещения в критически важных для устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса видах деятельности, в том числе локализация производства иностранного оборудования или создание его отечественных аналогов, разработка технологий (в том числе информационно-телекоммуникационных) и программного обеспечения;

б) развитие отечественного научно-технологического потенциала, создание и освоение передовых технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, наращивание производства на территории Российской Федерации конкурентоспособного основного и вспомогательного оборудования, создание центров компетенций;

в) предотвращение критического отставания Российской Федерации в развитии цифровых и интеллектуальных технологий в сфере энергетики, снижение уязвимости объектов критической информационной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса;

г) развитие компетенций во всех видах деятельности, критически важных для устойчивого функционирования топливно-энергетического комплекса;

д) содействие развитию российского энергомашиностроения и приборостроения, российской электротехнической промышленности;

е) расширение участия организаций топливно-энергетического комплекса в развитии системы профессионального образования и дополнительного профессионального образования в сфере энергетики.

IV. Организационные основы обеспечения энергетической безопасности

30. Обеспечение энергетической безопасности осуществляется в мирное время, в условиях чрезвычайных ситуаций, в период мобилизации и в военное время.

31. Реализация настоящей Доктрины осуществляется субъектами энергетической безопасности в рамках государственной энергетической политики Российской Федерации, цели, основные направления, задачи и ключевые меры которой определяются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

32. Конкретизация и развитие положений настоящей Доктрины, в том числе планирование мер по обеспечению энергетической безопасности, осуществляются при разработке Энергетической стратегии России, являющейся основным документом стратегического планирования в сфере энергетики, а также других документов стратегического планирования и нормативных правовых актов.

33. Система обеспечения энергетической безопасности является частью системы обеспечения национальной безопасности.

34. В целях своевременного реагирования на вызовы и угрозы энергетической безопасности создается система управления рисками в области энергетической безопасности, основными задачами которой являются:

а) мониторинг, оценка и прогнозирование, в том числе в долгосрочной перспективе, состояния энергетической безопасности;

б) определение ресурсов, необходимых и достаточных для предотвращения угроз энергетической безопасности, снижения вероятности их реализации, а также для минимизации последствий их реализации;

в) определение задач субъектов энергетической безопасности и планирование мер по ее обеспечению;

г) контроль за реализацией мер по обеспечению энергетической безопасности и оценка их эффективности.

35. Порядок создания и функционирования системы управления рисками в области энергетической безопасности, показатели состояния энергетической безопасности и критерии его оценки определяются Правительством Российской Федерации.

36. Правительство Российской Федерации:

а) проводит единую государственную политику в области обеспечения энергетической безопасности;

б) организует функционирование системы управления рисками в области энергетической безопасности;

в) координирует деятельность по обеспечению энергетической безопасности, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти;

г) предусматривает при разработке стратегий социально-экономического развития макрорегионов задачи по обеспечению энергетической безопасности;

д) представляет ежегодно Президенту Российской Федерации доклад о состоянии энергетической безопасности и мерах по ее укреплению.

37. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции:

а) участвуют с учетом региональных особенностей в обеспечении энергетической безопасности;

б) обеспечивают поддержание на надлежащем уровне технологической и экологической безопасности, надежности инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей экономики, находящихся в собственности соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) обеспечивают осуществление мониторинга состояния энергетической безопасности на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

38. Мониторинг, оценку и прогнозирование состояния энергетической безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

39. Результаты мониторинга, оценки и прогнозирования состояния энергетической безопасности отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

40. Корректировка настоящей Доктрины осуществляется по решению Президента Российской Федерации на основании предложений, подготовленных Правительством Российской Федерации при участии Совета Безопасности Российской Федерации с учетом результатов мониторинга, оценки и прогнозирования состояния энергетической безопасности.

Обзор документа

Утверждена новая Доктрина энергетической безопасности России. Она заменит доктрину 2012 г.

Предусмотрены совершенствование госуправления в отрасли, поддержание минерально-сырьевой базы и основных производственных фондов организаций ТЭК на необходимом уровне, совершенствование территориально-производственной структуры ТЭК, обеспечение международно-правовой защиты интересов российских организаций ТЭК и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий и услуг, обеспечение технологической независимости ТЭК и повышение его конкурентоспособности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *