Что значит эмоционально зрелость
Эмоциональная зрелость
Эмоциональная зрелость – это определённая степень личностного развития взрослого человека, которая включает открытость эмоциональным навыкам, осознание личных переживаний и принятие ответственности за них, эмоциональную стабильность, сформированность эмоциональной сферы, умение адекватно обстоятельствам выражать собственные эмоции. Проще говоря, эмоциональная зрелость личности, являет собой способность брать контроль над субъективными эмоциональными реакциями, умение их интерпретировать, сдерживать либо проявлять. Это позиция взрослого человека, которая заключается в понимании, что за всё происходящее с ним ответственен он сам, а не внешние обстоятельства либо окружение.
Признаки
На протяжении всего своего бытия личность постоянно меняется вследствие естественного процесса развития либо деградации. У одних лиц данный процесс выражается более ярко, у иных – скрытно.
Путь к эмоциональной зрелости часто нелёгок, некоторые индивиды так и не достигают её, оставаясь инфантильными или эмоционально незрелыми личностями.
Несозревшие в эмоциональной сфере личности характеризуются неуверенностью, стремлением к самоутверждению за счёт сторонних людей, склонностью к грубости, зависти, осуждению. Они пристрастны к пагубным слабостям (алкоголю, наркотикам). Вследствие неудовлетворённости собственным бытием они стараются утешиться, погрузившись в окружающие легкодоступные соблазны.
Эмоциональная зрелость личности характеризуется нижеприведёнными признаками:
– гибкостью (способность адекватным образом приспосабливаться к уникальным обстоятельствам, событиям, ситуациям);
– ответственностью (зрелый индивид принимает ответственность за собственное бытие, он осознаёт, что сиюминутные обстоятельства являют собой следствие принятых им решений, он не обвиняет окружение, если произошла неудача);
– стремлением к саморазвитию (решение задач будущего вынуждает людей развиваться сегодня, зрелая личность испытывает потребность образовываться, получая новую информацию);
– поиском альтернативных мнений (ведь зрелый индивид осознает, что любую деятельность, умение, процесс можно совершенствовать, поэтому он охотно ищет иные мнения, рассматривает воззрения окружающих лиц и с радостью следует им, если понимает, что предложенный путь эффективнее либо менее затратный);
– непредвзятостью (несогласие с воззрениями окружения не является поводом к их критике, поскольку каждый вправе иметь собственные убеждения);
– устойчивостью (зрелый субъект осознаёт, что всегда будут разочарования, неуспехи, будут появляться проблемы и нерешённые задачи, поэтому неуспех сегодня не выбивает его на неделю из колеи, а позволяет наметить дальнейшие шаги, дабы нормализовать ситуацию);
– уравновешенным поведением (естественно, невозможно сохранять спокойствие и невозмутимость постоянно, но в 80% случаев вполне реально);
– реалистическим оптимизмом (зрелые индивиды не склонны к самообману, они осознают, что успешность обусловлена терпением и приложением усилий, и все это понимание подкреплено у них адекватным оптимизмом);
– открытостью (с такими индивидами легко взаимодействовать, люди в их присутствии ощущают себя комфортно);
– верой в собственную личность;
– юмором (зрелые индивиды не воспринимают собственную персону излишне серьёзно, они способны искренне над собой посмеяться вместе с товарищами или коллегами).
Каждый человек имеет различный уровень эмоциональной зрелости. Данный показатель является тем, над чем следует работать, постоянно совершенствуя его.
Уровни эмоциональной зрелости
Всякая эмоция являет собой последствие удовлетворения либо неудовлетворения какой-нибудь потребности, ценности, желания. При удовлетворении желаемого возникают позитивные эмоциональные ответные реакции, при отсутствии удовлетворения – негативные. Поскольку большинство желаний, потребностей, ценностей удовлетворяются исключительно посредством чего-то извне, то можно заключить, что человеческие эмоции играют значимую роль в их бытие. Ведь именно при помощи эмоциональной сферы возникает «связывание» душевной системы ценностей, потребностей с внешней средой.
Эмоции сообщают об удовлетворении потребности (оценочно-сигнальная функция эмоций). Они дают «психологическую силу» для деятельности (мобилизационно-регулирующая функция). С их помощью происходит фиксирование отрицательного и закрепление положительного опыта (следообразующая и адаптивная функция). Именно эмоции дарят людям ощущение бытия, его наполненности.
Следовательно, эмоциональное созревание не менее значимо в существовании человека, чем умственное развитие. Именно поэтому степень эмоциональной зрелости человека является важнейшей характеристикой его умения полноценно существовать.
Ниже приведены уровни эмоциональной зрелости.
Самый низкий уровень именуется эмоциональным блоком. То есть сами эмоции есть, но индивидом они не ощущаются. Их наличие определяется по сопротивлению одним поступкам и возникновению побуждения к другим. Эмоции могут вынуждать совершать действия либо блокировать их. При этом индивид не ощущает непосредственно эмоциональный посыл. Просто он не в состоянии прекратить какое-либо действие, происходящее наперекор сознательному решению, или наоборот совершить какую-нибудь операцию. Также подобное состояние можно описать как вакуум, оцепенение, пустота или замороженность. Нередко случается, что описываемые «неуловимые» эмоции бесконтрольно откладываются, приводя к аффективным вспышкам, сменяющимся опять «бесчувственным» состоянием до следующего подобного всплеска.
На следующем уровне эмоции ощущаются как телесные проявления. Так, например, страх обнаруживается в потливости и учащённом сердцебиении, депрессия – в стеснении груди, гнев – в дискомфортных спазмах в эпигастрии. При этом эмоция как сама эмоция не ощущается.
Низкая эмоциональная зрелость обнаруживается в хаотических переживаниях. Сами эмоции ощущаются как определённый уровень расплывчатой эмоциональной энергии, однако какая именно эмоция переживается определить невозможно. То есть человек не различает собственные ощущения, он ощущает вместо определённых эмоций «кашу» (мешанину) из них и напряжение.
Четвёртый уровень – это различение эмоций. Здесь наблюдается различение и опознание эмоций, определение возбудивших их ситуаций, сопровождающих мыслительную деятельность и желания. Человек одновременно может испытывать несколько неодинаковых эмоций, опознавая и различая их. При этом интенсивные переживания искажают здравую оценку.
На пятом уровне возникает ответственность за собственные эмоции. Внутренний субъективный контроль над переживаниями, заключающийся в понимании, что не события вынуждают человека чувствовать, а его чувства являются откликом на ситуацию. Эмоции не воздействуют на здравое оценивание ситуации либо производимые действия. Сегодня данный уровень считается достаточно высокой степенью сформированности.
На следующем уровне возникает не только умение управлять индивидуальным эмоциональным реагированием, но и эмпатия – понимание и прочувствование переживаемого другими субъектами. При этом индивид чётко разделяет «свои» от «сторонних» эмоций. Он не переживает чужие ощущения, а чувствует, что переживает другой. Данный уровень считается очень высокой степенью развитости. Дабы достичь следующего уровня, необходимо учиться производить «обмен» эмоциями с иными субъектами.
Эмоциональное взаимодействие возникает на последнем уровне. Человек может не только прочувствовать эмоции окружающих лиц, но и полноценно сознательно на уровне эмоций взаимодействовать с окружением.
Эмоциональная зрелость ребенка включает эмоциональную устойчивость, низкую степень импульсивного реагирования, выработку учебной мотивации. Эмоционально сформированный малыш способен контролировать проявление собственных переживаний, настроение его устойчиво, а также он способен сдерживать недовольство, огорчение, обиду.
Как правило, у детей выделяют три компонента школьной зрелости: социальный, эмоциональный и интеллектуальный. Эмоциональный компонент школьной зрелости очень важен, поскольку может стать базисом неготовности к школьной среде ребёнка, а следовательно, и причиной целого комплекса школьных проблем, включая и социальную адаптацию его среди сверстников.
Именно поэтому так важно развивать способность контролировать проявление индивидуальных эмоциональных реакций.
Развитие
Понимание себя, субъективных реакций на проистекающие события, способность обрисовать собственные чувства, осознание, что их порождает – является чертами зрелой личности. Она может осмысленно и легко взамен негативных деструктивных эмоций и машинальных неосознаваемых реакций избирать позитивные, созидательные состояния. Такая личность способна понимать и ощущать окружающих людей, выстраивать гармоничное взаимодействие с ними.
Развитие эмоциональной зрелости достигается, если поставить перед собой намерение взять ответственность за собственное бытие и формировать его собственноручно. Без данного шага невозможно двигаться дальше по пути достижения эмоциональной зрелости. Ведь в намерении содержится решение действовать, а также разумение того, каким образом двигаться к поставленной цели.
Дабы научиться выбирать собственную реакцию на различные события, прежде всего, необходимо подмечать и правильно именовать возникшее автоматически чувство. Здесь поможет «Дневник эмоций», представляющий собой обычную тетрадь, в которую следует заносить ощущаемые эмоции, а также несколько дополнительных слов, точнее описывающих текущее состояние. Чтобы верно обозначить испытываемое чувство, можно воспользоваться словарём эмоций. Помимо того, нужно записывать и события, побудившие эти реакции. После чего следует проверить силу собственных эмоций, ведь каждое проявление содержит градации и оттенки.
Так, например, ощущение бешенства более сходно с раздражённостью, вызванной усталостью либо с нетерпением. Описывая собственные переживания, необходимо определять их интенсивность, соотнося с баллами от 1 до 10. Также следует проанализировать, какие нереализованные потребности породили реакцию, и какие черты характера скрыты за чувствами. Это тоже нужно занести в дневник.
Важно приведённое упражнение делать ежедневно. При этом анализировать и вносить следует, как негативные реакции, так и положительные переживания. Итогом этой техники будет чёткая картина того, что мешает и нуждается в трансформациях.
Третий шаг заключается в приобретении осознанности, что подразумевает осознание себя «здесь и сейчас». Этот умение нужно тренировать. Здесь помогут специальные техники для фиксации внимания, йога, медитация.
Четвертый шаг подразумевает саморегуляцию и осознанность выбора. Здесь необходимо осознанно выбирать состояние, в котором хочется существовать. В этом и заключается управление собой. Человек, вместо того, чтобы подчиняться жизненным перипетиям, собственным машинальным реакциям и отрицательным деструктивным эмоциям, становится активным создателем своего бытия и наполняет его вдохновением, безмятежностью, радостью, гармонией, уверенностью, любовью.
Пятым шагом является умение сопереживать и создание гармоничных взаимоотношений. Человек, достигая эмоциональной зрелости, выбирает, какие отношения он предпочитает завязывать с окружением, и создаёт их. Глубокое понимание собственной личности, знание себя позволяет понимать и ощущать окружающих. Становясь эмоционально сформированной личностью, индивид обретает душевную свободу и получает возможность создавать такую реальность, о которой он грезит.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Эмоциональная зрелость 10 эффективных советов для достижения
Концепция эмоциональной зрелости, которая относится к развитию способности воспринимать реальность адаптивно, может быть относительно независимой от возраста.
Хотя дети, как правило, имеют меньшие способности и меньше нуждаются в эмоциональной зрелости, по достижении зрелости это качество приобретается не просто с течением времени..
Эмоциональная зрелость развивается человеком через его функционирование, опыт, его способ видеть и интерпретировать мир и усилия, которые он посвящает, чтобы улучшить свои эмоциональные навыки и личностный рост..
Как человек с эмоциональной зрелостью?
Это показывает, что существует большое количество факторов, которые вмешиваются в развитие эмоциональной зрелости.
Главным из них, несомненно, является личность человека, то есть то, как человек должен функционировать и соотноситься с миром..
Люди никогда не могут проявить эмоциональную зрелость во внешних ситуациях, если мы не знаем, как применять себя в первую очередь.
Второй фактор, имеющий большое значение в развитии эмоциональной зрелости, обнаруживается в отношениях человека с окружающей средой..
Человек может многое знать о себе, знать, как он думает, как это работает и какие эмоциональные реакции он имеет, однако, это личное развитие не поможет, если он не применяет его к своим отношениям с другими людьми и различным элементам, которые составляют среду в это разворачивает.
Подводя итог, мы можем определить эмоционально зрелого человека как человека, который знает, как хорошо себя чувствовать, и способен адаптировать свои внутренние характеристики к отношениям, которые он устанавливает с внешними объектами..
Черты личности людей с эмоциональной зрелостью
Аналогично, эмоциональная зрелость может подразумевать другие более специфические характеристики личности, такие как следующие:
Человек обладает развитой идентичностью, знает, кто он, и старается быть верным себе, своим ценностям, убеждениям и взглядам и ведет себя соответственно..
Он может различать разум и эмоцию, и когда он хочет, он может выбирать рациональные методы функционирования вместо того, чтобы доминировать над своими эмоциями..
Он имеет реалистичные цели и задачи в своей жизни, планирует и выполняет необходимые действия для достижения этих целей структурированным и рационализированным способом.
Они являются независимыми и напористыми людьми, они способны распознать свои недостатки и ошибки, а также свои навыки и способности.
Они имеют тенденцию устанавливать отношения равных и равных без необходимости выстраивать категории, которые разграничивают их личные отношения.
Они способны контролировать эффект, который вызывают их вещи. Их эмоциональные реакции не зависят непосредственно от внешних раздражителей, но от внутренней проработки, которую они производят на них..
Теперь мы знаем, из чего состоит развитие эмоциональной зрелости и какие характеристики приобретаются при его достижении..
Но, как мы уже говорили ранее, это развитие не появляется у людей по волшебству.
Человек не достигает эмоциональной зрелости, если пациент ждет его появления годами.
Эмоциональная зрелость должна развиваться осознанно, вкладывая усилия и самоотверженность в себя и работая во внутренних аспектах, на пути существования и на пути функционирования.
Как развить свою эмоциональную зрелость? 10 советов
1- Обратите внимание
Люди, как правило, живут с автопилотом. У нас есть способ существования и функционирования, но мы проверяем его автоматически и применяем его, не задумываясь о том, как это происходит..
Работать таким образом проще всего и проще, поскольку получение знаний о себе обычно не дает нам прямой выгоды.
Тем не менее, этот способ функционирования также является то, что мешает нам расти эмоционально.
Как правило, обращайте внимание и анализируйте, как мы, как мы думаем, как мы поступаем, почему мы это делаем, какие у нас есть навыки и какие у нас недостатки часто усложняются, так как это включает в себя то, что мы сами можем изменить.
Однако, если вы хотите достичь эмоциональной зрелости, вы должны выполнить это упражнение, хорошо знать, как вы себя чувствуете и принимать без обиды характеристики, которые вам меньше всего нравятся в вас, и что вы должны работать, чтобы изменить их..
2- Учитесь разрабатывать свои чувства
У всех людей есть чувства, многие и разнообразные, но часто мы предпочитаем не обращать большого внимания, потому что они могут быть раздражающими или слишком интенсивными.
Однако, если мы не научимся подробно описывать чувства, которые мы испытываем на протяжении всей жизни, мы будем делать рюкзак, который мы будем носить на спине, и который станет тяжелее.
Поэтому удобно, когда вы испытываете определенные чувства, дайте им проявиться, дайте себе время на их глубокое изучение и приложите усилия, чтобы уметь их разрабатывать и адаптировать внутри себя..
3- Проанализируйте вашу эмоциональную реакцию
У людей постоянно и неизбежно возникают эмоциональные реакции в течение нашей жизни..
Когда что-то происходит, наше тело реагирует эмоциональным откликом, которого нельзя избежать или избежать.
Теперь важно, чтобы мы научились модулировать наши эмоциональные реакции так, чтобы они были как можно более подходящими..
Чтобы это сделать, важно обращать внимание на свои эмоциональные реакции на различные ситуации и анализировать, действительно ли они адекватны или нет..
Если они есть и степень дискомфорта, который они вызывают, они адаптированы к реальности идеальной ситуации.
Однако, если эмоциональная реакция не адаптирована к реальности ситуации, то есть выше, чем должна или может быть более адаптирована, важно, чтобы вы старались приобрести более адаптивную эмоциональную реакцию.
4- Проанализируйте вашу поведенческую реакцию
Однако, если после эмоциональной реакции мы всегда совершаем поведение, управляемое эмоциями, наш эмоциональный рост будет поставлен под угрозу.
Люди имеют способность мыслить и рассуждать, фундаментальный факт для правильного функционирования и адаптации в нашей среде.
Однако, когда появляется эмоция, наши первичные инстинкты побуждают нас обращать внимание на эмоциональную реакцию и устранять видимость рассуждений..
Итак, проанализируйте свой способ поведения, когда вы реагируете на любую ситуацию, которая вызывает некоторые эмоции.
Цель состоит в том, чтобы перед эмоциональными реакциями вы могли представить рассуждения, чтобы иметь возможность выбирать менее импульсивное поведение.
5- Тренируйте появление разума
Как мы видели в предыдущем пункте, появление разума всегда имеет жизненно важное значение для правильного функционирования..
Тем не менее, мы уже знаем, что в эмоционально напряженные моменты возникновение причин зачастую затруднено, и эмоции обычно имеют все, с чем сталкиваются, чтобы выиграть игру.
Итак, чтобы достичь эмоциональной зрелости, мы должны научиться использовать разум даже в самые эмоциональные моменты.
Если нам удастся сделать это, у нас будет больше возможностей для достижения адекватного поведения, которое соответствует нашему образу жизни, нашему мышлению и нашим ценностям и принципам, а не нашей эмоциональной реакции.
Для этого важно научиться правильно определять свои эмоции каждый раз, когда они появляются, и дать себе время перед тем, как действовать.
Вы должны воспользоваться этим временем, чтобы ваша мысль вступила в действие и смогла модулировать вашу эмоциональную реакцию и ваше последующее поведение..
6- сопереживать
Пять предыдущих советов были направлены на то, чтобы получить больше личных знаний и научиться управлять различными реакциями, которые может иметь человек: чувствами, эмоциями, поведением и мыслями.
Теперь эмоциональная зрелость не остается в себе, но должна распространяться на отношения, которыми обладают другие люди и окружающая среда.
Чтобы достичь эмоциональной зрелости, вы должны знать, как сочувствовать другим, знать, что они чувствуют, знать свою реальность и действовать в соответствии со всей этой информацией..
Для этого важно, чтобы вы систематически выполняли умственное упражнение «Как бы я себя чувствовал, будь я на вашем месте?»
Если вы будете регулярно задавать этот вопрос и пытаться представить, как бы вы себя чувствовали, находясь на месте другого человека, вы увидите, что эмпатия возникнет мгновенно..
7- приобретать более широкие видения
С концепцией сопереживания тесно связана способность приобретать более широкий взгляд на вещи..
Люди склонны наблюдать за вещами таким образом, чтобы придать абсолютное значение этой мысли..
Однако такой способ работы обычно приводит к ошибке, поскольку он позволяет нам видеть только верхушку айсберга..
Чтобы этого не произошло, важно, чтобы вы мысленно задали себе разные точки зрения о вещах и ценностях каждой из них..
Таким образом, ваше видение станет шире, и у вас будет больше возможностей для анализа.
8- Анализируйте свои потребности адекватно
Люди часто позволяют нам руководствоваться нашими наиболее насущными потребностями, и им трудно учитывать более долгосрочные потребности..
Тем не менее, способность выполнять адекватный анализ личных потребностей является одним из ключей, чтобы иметь возможность функционировать выгодно для себя.
Умение анализировать жизнь с глобальной точки зрения, а не с целенаправленной точки зрения, имеет жизненно важное значение для развития эмоциональной зрелости..
Если вам удастся проанализировать себя, свою жизнь, свое окружение и свои потребности с широкой точки зрения, у вас будет больше ресурсов, чтобы правильно выбирать свои действия и жить в соответствии с вашим образом жизни, вашими ценностями и вашими моральными принципами..
Имейте в виду, каковы ваши долгосрочные цели, что вы предлагаете как личность и какое поведение вы хотите стать частью своего образа жизни.
9- Развивайте уверенность в себе
Напористый стиль общения является наиболее аффективным, и лучшие результаты и благополучие дадут вам в вашей жизни.
Он основан на общении таким образом, чтобы уважать ваши права, а также уважать права других людей..
10- Развивайте свою самооценку и принимайте себя
Возможно, чувство собственного достоинства принесет вам больше всего счастья в вашей жизни. Без положительной самооценки вы не сможете общаться с другими или достигать поставленных целей..
ссылки
Fierro, A. (1996). Учебное пособие по психологии личности. Барселона: Пайдос, гл. четвёртая.
Канфер Ф. Х. и Гольдштейн А.П. (1993). Как помочь изменить психотерапию. Бильбао: Desclée de Brouwer.
Огден, J. (2007). Основные чтения в психологии здоровья. Беркшир, Великобритания: Пресса открытого университета.
Селигман, М. Э. П. (1995). Я не могу быть выше, но я могу быть лучше. Барселона: Грихальбо.
Шериф, М.: «Изучение некоторых социальных факторов в восприятии», Arch. Psychol., 1935, № 187.
Как достичь эмоциональной зрелости
Когда говорят о взрослении человека и становлении его, как личности, чаще всего речь идет о его эмоциональной зрелости. Это такое внутреннее состояние, которое помогает безболезненно преодолеть сложные жизненные этапы и получить от них максимальный опыт и практическую пользу.
Если мозг взрослого человека полностью формируется к 25 годам, то над психикой можно работать на протяжении всей жизни. И чтобы понять, что в этом направлении у вас все хорошо, попробуйте вспомнить прошедшие несколько недель. К числу ключевых признаков душевной зрелости относят умение управлять собственными чувствами и настроением, дисциплинированность и терпение. Вы можете про себя сказать такое? Или же вы нашли признаки незрелости:
Если вы относитесь скорее ко второй группе, не расстраивайтесь. Мы развиваемся всю жизнь. Есть несколько способов, которые помогут достичь эмоциональной зрелости. И прежде всего начать надо с понимания моментов, когда вы проявили незрелость.
Обратите внимание
Важно отмечать ситуации и сферы жизни, в которых сложно сохранять внутреннее равновесие. Возможно, для кого-то этот шаг будет трудным, но он очень важен на этапе формирования собственной эмоциональной зрелости. Чтобы перестать по-детски реагировать на проблемы, нужно анализировать свои чувства и переживания, включать осознанность.
Случается, что человек вполне адекватен в обыденной жизни, справляется с большинством проблем и трудностей. Однако, в некоторых сложных ситуациях он ведет себя спонтанно и импульсивно, абсолютно не контролируя свою чувства и поступки. В таких случаях нужно анализировать свое поведение и проанализировать причины, вызвавшие подобную реакцию.
Заметьте триггеры
Это и есть тот «спусковой крючок», который запускает спонтанную реакцию. Чтобы его обнаружить, необходимо задать себя вопросы:
Множество ответов скорее всего придут из прошлого, так как большинство из них сформировались еще в детские годы. Причина может быть не только в родителях или первой любви, но в школьном окружении, товарищах.
Психология страха простыми словами
Безусловно, не каждый готов настолько глубоко копаться в своем прошлом. Однако, именно там можно обнаружить начало своих нынешних проблем. И многие травмы, которые тянутся из детской жизни, не позволяют достичь эмоциональной зрелости.
Примите реальность
Несмотря на то, что текущая действительность зачастую болезненна и не всегда доставляет удовольствие, ее нужно достойно принять. Одно из качеств эмоциональной зрелости – уметь признать собственные слабости, разочарования и поражения, взять ответственность за свои поступки.
Незрелая личность, напротив, всегда ищет виновника своих неудач. Это могут быть близкие люди, обстоятельства, окружающий мир. Нежелание быть ответственным за свои промахи может сопровождать человека всю жизнь.
Эмоционально зрелого человека трудно в чем-то разочаровать. Он живет, воспринимая повседневность такой, как она есть. Такая личность взаимодействует с действительным миром, а не тем, который существует только в его воображении.
Примите ответственность
Осознанность помогает сделать выбор: как реагировать на те или иные жизненные моменты. Это позиция ответственного, а значит, эмоционально зрелого человека.
Личность, обладающая сформировавшейся психикой, понимает, что в разных ситуациях нельзя действовать одинаково. Существуют обстоятельства, которые почти невозможно изменить. В таких случаях осознанный человек постарается их принять или поменять собственное отношение к ситуации. Поведение незрелой личности в подобных условиях может быть непредсказуемым: от истерики и невроза до агрессии.
Определите идеал себя
Для того, чтобы составить подобный «портрет», нужно честно ответить себе на вопросы:
8 причин, почему люди не развиваются
Ответив честно на эти вопросы, можно создать идеальный вариант собственной личности, который в будущем послужит ориентиром для эмоционального взросления. После можно составить план, как достичь этого идеала: тренировки, самообразование, саморазвитие.
Станьте целостным
Человек, психика которого не сформировалась и не созрела, всегда противоречив. Это сказывается на его поступках, отношениях, реакции в тех или иных обстоятельствах. Подобное внутреннее разногласие отражается и на его внешней жизни. Такая личность не может найти опору, так как зачастую не способна отличить белое от черного.
Именно здесь важна психическая целостность. Важно признавать и принимать свои светлые и темные стороны, понимая, что все они части единого целого.
Практикуйте самодисциплину
Это воспитание силы воли, умение управлять своим поведением, самоконтроль. Все перечисленные навыки помогут стать надежным человеком, причем не только для самого себя, но и для окружающих.
Самодисциплина начинается с планирования и достижения конкретных целей, пусть даже небольших. Режим дня, спорт, воспитание здоровых привычек – все это признаки взрослого человека, способного управлять собственной жизнью.
Фокусируйтесь на чем-то большем, чем вы сами
Нельзя стать эмоционально зрелой личностью, если все мысли сосредоточены на себе. Эгоцентризм – качество людей, которые «застряли» глубоко в детстве и требуют для себя максимум внимания.
Признаками сформировавшейся психической зрелости являются умение дружить, сострадать, помогать. Кстати, это еще и прекрасный способ борьбы со стрессом.
Вспомните, в последнее время проходили ли вы мимо, когда могли кому-то помочь? Начните с малого и попробуйте в следующий раз этого не сделать. Например, помочь упавшему, спасти котенка или перевести пожилого человека через дорогу.
Сделайте первые 7 шагов к эмоциональной зрелости
Шаг 1. Намерение
Это фундамент для дальнейшего пути к психическому взрослению. Необходимо четко сформулировать свое решение – научиться брать ответственность и начинать самостоятельно строить собственную жизнь.
В отличие от желания намерение наполнено четким и конкретным смыслом. Оно мотивирует и заставляет постепенно, день ото дня, двигаться вперед по намеченному пути.
Шаг 2. Ответственность
Ключевая черта психики взрослого, а значит, эмоционально зрелого человека. Ответственная личность не ищет людей или обстоятельства, повлекшие за собой неудачи, а самостоятельно учится их исправлять.