Что значит элитарная культура
Элитарная культура
Содержание
Происхождение термина
Исторически элитарная культура возникла как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.
Особенности
Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму — сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания. [3]
Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат — репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста — в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации — в том числе с традиционного книжного на цифровой — не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель — полиграфический или электронный — этой информации. Определять подобные произведения высокой культуры, изменившие характер функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности, когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.
Элитарная культура — определение, виды, признаки и особенности
Развитие искусства и различных форм выражения своих переживаний и мыслей обусловило появление самых разнообразных видов творчества. Наиболее ценные образцы, рассчитанные на восприятие и оценку узкого круга людей, относятся к так называемой элитарной культуре (от французского слова elite — лучшее, отборное), которая противопоставляется массовому или «конвейерному» производству творческой продукции.
Историческое происхождение термина
Согласно определению, элитарная культура представляет собой человеческую деятельность небольшой привилегированной группы населения с целью производства исключительных культурных ценностей, в силу своей сложности доступных лишь наиболее просвещённым. Её возникновение наблюдалось уже в древние времена, а носителями были жрецы, волхвы, колдуны и племенные вожди первобытного социума. К подобным привилегированным знаниям относились:
К этому списку можно добавить летописцев и историков, которые могли передавать свои навыки, опыт и умения своим потомкам. Особенностью элитарной культуры того времени была преемственность отдельных профессий — далеко не каждый мог попасть в ученики к высшему жрецу или шаману. Это предопределило закрытость отдельных знаний от народных масс.
В это же время, параллельно с элитарным творчеством, развивалось и массовое искусство, отличающееся именно своей доступностью для рядового члена общества. В отличие от закрытого искусства, имеющего ту или иную сакральную цель (просвещение, формирование нового сознания и пр.), массовое творчество предназначалось для снятия стресса и заполнения досуга человека.
Следует отметить, что не все продукты массового искусства следует считать «низкими» в нравственном отношении и некачественными по форме — несмотря на шаблонность, упор на развлекательность и сентиментальность, на сегодняшний день культура для масс и элит во многом пересекается, а границы между разными видами творчества становятся всё более условными.
Особенности элитарного творчества
К отличительным чертам культуры элит относится её акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьём, образованностью и художественной восприимчивостью.
Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно — именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребёнка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.
Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты:
Ярче всего признаки высокого творчества можно увидеть, сравнивая его с культурой для масс. Элитарное искусство призвано искать новые пути для воплощения художественных замыслов; в отдельных случаях работа таких творцов скорее напоминает исследования учёного, бьющегося над решением задачи, нежели деятельность типичного представителя творческих профессий.
Нужно отметить, что на сегодняшний день признаки элитарной культуры довольно размыты; примером тому является разделение на «элиту» и «обывателя» внутри самого искусства. Так, среди классических музыкантов, получивших образование и работающих в своей сфере, существует множество разногласий по поводу отдельных жанров и направлений — кто-то считает бездарной 1-ю симфонию Шнитке, а кто-то убеждён в её оригинальности и удачном музыкальном симбиозе.
Характерные примеры
Согласно некоторым искусствоведческим таблицам, наиболее передовые идеи элитарного искусства возникают во время культурных кризисов, смены традиций, а также изменений способов производства инструментов либо их модернизация. Высокая культура стремится видоизменять общие художественные приёмы, однако такие попытки обречены оставаться непонятными для большинства населения, так как они могут на долгие годы опережать уровень восприятия людей.
По этой причине основными потребителями и представителями элитарной культуры являются её творцы, а также профессиональные художники, музыканты, писатели, композиторы, скульпторы, а также любители музеев, искусствоведы, театралы, литературные критики и пр. Одни и те же виды искусства могут принадлежать и к элитной, и к обыденной, а в некоторых случаях наблюдается взаимодействие между ними, что усложняет их характеристику.
Интересно, что использование высокой культуры в качестве массового товара (когда, к примеру, в качестве рингтона звучит вальс Шопена, прелюдия Рахманинова или токката ре-минор И. С. Баха) никоим образом не влияя на её статус музыкального шедевра.
Композиторы и музыкальные произведения
Классическая (или академическая, как её ещё называют) музыка является ярким представителем элитарной культуры. Впрочем, некоторая её часть уже давно является общедоступной и прекрасно понимается любым слушателем. К таковым относятся следующие произведения:
Это лишь верхушка айсберга. Его основная масса находится глубоко под водой, скрытая от взора рядового слушателя. И тем более любопытно, что среди классических музыкантов существует множество тех, кто презрительно скривит лицо, услышав какую-либо из вышеназванных фамилий. Это объясняется очень просто — существует огромный пласт не менее гениальной музыки, которая абсолютно неизвестна большинству людей, она-то и считается истинно «элитарной».
К этой основной массе гипотетического айсберга относятся такие фамилии, как Скрябин (в частности, «Поэма экстаза», «Прометей»), Шимановский, Шёнберг, Метнер, Падеревский, Борис Чайковский, Кабалевский, Сибелиус, Лигети, Эрик Сати, Пуленк, Хиндемит, Веберн, Барток, Мессиан, Барбер и множество других.
Художники и живопись
Полотна известных художников знакомы большинству людей не столько запечатлёнными образами и красотами на них, сколько своими запредельными ценами на отдельные шедевры искусства. Наибольшее негодование у обывателей вызывает абстрактная живопись, а также некоторые разновидности кубизма (как известно, нет ничего лучше, чем наблюдать спор между интеллигентом и деревенщиной о сути картины «Чёрный квадрат» Малевича). К великим художникам и их творениям следует отнести:
Этот небольшой список можно дополнить десятками и сотнями фамилий гениев, стиль которых в большей или меньшей степени знаком обывателю.
Очевидно, что многое из подобного творчества создавалось именно с целью провокации и вызова у посетителя выставки чувства удивления или даже замешательства. На примере реакции большинства людей на отдельные полотна легко проследить отличие массового искусства от элитарного.
Литература, проза и поэзия
Принято считать, что литературное искусство в большей степени доступно для людей, так как человек с малых лет вынужден развивать у себя способность к чтению и осмыслению прочитанного, а значит, восприятие текста как источника информации (в отличие от звуков или живописных образов) должно проходить без проблем. Однако и здесь существует пропасть между ординарными произведениями и шедеврами.
Элитарная литература (подобно живописи и музыке) кажется обычному человеку лишь набором слов, которые вместо того, чтобы показывать то, что нравится видеть читателю, заставляют его думать над вечными вопросами человечества. В этом жанре, как правило, автор не даёт ответов и не указывает, где «плюс», а где «минус». Он, скорее, побуждает читателя к самостоятельному поиску, используя при этом всё своё языковое богатство.
Примеры элитарной культуры в литературном жанре — это как общеизвестные, так и незаслуженно забытые фамилии:
В эту группу следует включить и различного рода мыслителей, философов, а также представителей от обществознания и социологии — обществоведов (чьи произведения, несмотря на свою значимость, никогда не пользовались популярностью). Среди них — Никколо Макиавелли, Рене Декарт, Барух Спиноза, Фома Аквинский, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Мишель Фуко, Будон Раймон, Альфред Вебер, Теодор Гайгер, Джон Локк, Иммануил Кант и многие другие.
Историческое происхождение термина
Согласно определению, элитарная культура представляет собой человеческую деятельность небольшой привилегированной группы населения с целью производства исключительных культурных ценностей, в силу своей сложности доступных лишь наиболее просвещённым. Её возникновение наблюдалось уже в древние времена, а носителями были жрецы, волхвы, колдуны и племенные вожди первобытного социума. К подобным привилегированным знаниям относились:
К этому списку можно добавить летописцев и историков, которые могли передавать свои навыки, опыт и умения своим потомкам. Особенностью элитарной культуры того времени была преемственность отдельных профессий — далеко не каждый мог попасть в ученики к высшему жрецу или шаману. Это предопределило закрытость отдельных знаний от народных масс.
В это же время, параллельно с элитарным творчеством, развивалось и массовое искусство, отличающееся именно своей доступностью для рядового члена общества. В отличие от закрытого искусства, имеющего ту или иную сакральную цель (просвещение, формирование нового сознания и пр.), массовое творчество предназначалось для снятия стресса и заполнения досуга человека.
Следует отметить, что не все продукты массового искусства следует считать «низкими» в нравственном отношении и некачественными по форме — несмотря на шаблонность, упор на развлекательность и сентиментальность, на сегодняшний день культура для масс и элит во многом пересекается, а границы между разными видами творчества становятся всё более условными.
Особенности элитарного творчества
К отличительным чертам культуры элит относится её акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьём, образованностью и художественной восприимчивостью.
Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно — именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребёнка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.
Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты:
Ярче всего признаки высокого творчества можно увидеть, сравнивая его с культурой для масс. Элитарное искусство призвано искать новые пути для воплощения художественных замыслов; в отдельных случаях работа таких творцов скорее напоминает исследования учёного, бьющегося над решением задачи, нежели деятельность типичного представителя творческих профессий.
Нужно отметить, что на сегодняшний день признаки элитарной культуры довольно размыты; примером тому является разделение на «элиту» и «обывателя» внутри самого искусства. Так, среди классических музыкантов, получивших образование и работающих в своей сфере, существует множество разногласий по поводу отдельных жанров и направлений — кто-то считает бездарной 1-ю симфонию Шнитке, а кто-то убеждён в её оригинальности и удачном музыкальном симбиозе.
Характерные примеры
Согласно некоторым искусствоведческим таблицам, наиболее передовые идеи элитарного искусства возникают во время культурных кризисов, смены традиций, а также изменений способов производства инструментов либо их модернизация. Высокая культура стремится видоизменять общие художественные приёмы, однако такие попытки обречены оставаться непонятными для большинства населения, так как они могут на долгие годы опережать уровень восприятия людей.
По этой причине основными потребителями и представителями элитарной культуры являются её творцы, а также профессиональные художники, музыканты, писатели, композиторы, скульпторы, а также любители музеев, искусствоведы, театралы, литературные критики и пр. Одни и те же виды искусства могут принадлежать и к элитной, и к обыденной, а в некоторых случаях наблюдается взаимодействие между ними, что усложняет их характеристику.
Интересно, что использование высокой культуры в качестве массового товара (когда, к примеру, в качестве рингтона звучит вальс Шопена, прелюдия Рахманинова или токката ре-минор И. С. Баха) никоим образом не влияя на её статус музыкального шедевра.
Композиторы и музыкальные произведения
Классическая (или академическая, как её ещё называют) музыка является ярким представителем элитарной культуры. Впрочем, некоторая её часть уже давно является общедоступной и прекрасно понимается любым слушателем. К таковым относятся следующие произведения:
Это лишь верхушка айсберга. Его основная масса находится глубоко под водой, скрытая от взора рядового слушателя. И тем более любопытно, что среди классических музыкантов существует множество тех, кто презрительно скривит лицо, услышав какую-либо из вышеназванных фамилий. Это объясняется очень просто — существует огромный пласт не менее гениальной музыки, которая абсолютно неизвестна большинству людей, она-то и считается истинно «элитарной».
К этой основной массе гипотетического айсберга относятся такие фамилии, как Скрябин (в частности, «Поэма экстаза», «Прометей»), Шимановский, Шёнберг, Метнер, Падеревский, Борис Чайковский, Кабалевский, Сибелиус, Лигети, Эрик Сати, Пуленк, Хиндемит, Веберн, Барток, Мессиан, Барбер и множество других.
Художники и живопись
Полотна известных художников знакомы большинству людей не столько запечатлёнными образами и красотами на них, сколько своими запредельными ценами на отдельные шедевры искусства. Наибольшее негодование у обывателей вызывает абстрактная живопись, а также некоторые разновидности кубизма (как известно, нет ничего лучше, чем наблюдать спор между интеллигентом и деревенщиной о сути картины «Чёрный квадрат» Малевича). К великим художникам и их творениям следует отнести:
Этот небольшой список можно дополнить десятками и сотнями фамилий гениев, стиль которых в большей или меньшей степени знаком обывателю.
Очевидно, что многое из подобного творчества создавалось именно с целью провокации и вызова у посетителя выставки чувства удивления или даже замешательства. На примере реакции большинства людей на отдельные полотна легко проследить отличие массового искусства от элитарного.
Литература, проза и поэзия
Принято считать, что литературное искусство в большей степени доступно для людей, так как человек с малых лет вынужден развивать у себя способность к чтению и осмыслению прочитанного, а значит, восприятие текста как источника информации (в отличие от звуков или живописных образов) должно проходить без проблем. Однако и здесь существует пропасть между ординарными произведениями и шедеврами.
Элитарная литература (подобно живописи и музыке) кажется обычному человеку лишь набором слов, которые вместо того, чтобы показывать то, что нравится видеть читателю, заставляют его думать над вечными вопросами человечества. В этом жанре, как правило, автор не даёт ответов и не указывает, где «плюс», а где «минус». Он, скорее, побуждает читателя к самостоятельному поиску, используя при этом всё своё языковое богатство.
Примеры элитарной культуры в литературном жанре — это как общеизвестные, так и незаслуженно забытые фамилии:
В эту группу следует включить и различного рода мыслителей, философов, а также представителей от обществознания и социологии — обществоведов (чьи произведения, несмотря на свою значимость, никогда не пользовались популярностью). Среди них — Никколо Макиавелли, Рене Декарт, Барух Спиноза, Фома Аквинский, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Мишель Фуко, Будон Раймон, Альфред Вебер, Теодор Гайгер, Джон Локк, Иммануил Кант и многие другие.
Элитарная культура
Возникла элитарная культура давным-давно, став противопоставлением массовой. Её также называют высокой культурой, она не имеет ориентации на коммерческих успех, она направлена на производство культурных ценностей для узкого круга людей. Характерные черты и признаки элитарной культуры резко отличают её от массовой и народной.
Что такое элитарная культура
Если кратко, то элитарная культура, возникшая в противовес массовой – это культура узкого круга людей, то есть элиты. Она отличается закрытостью, сложностью ценностно-смысловой структуры, духовной изысканностью, самодостаточностью и отстранённостью. Она представлена самыми разными направлениями искусства:
Многие люди не понимают произведений элитарной культуры, а её основным девизом является «искусство ради искусства». Она всё равно имеет немало ценителей и своих авторитетов, порой незнакомых широкому кругу людей. Эти авторитеты, творцы произведений искусства, обычно являются образованными людьми, способными к нетривиальному свободному творчеству и активной преобразующей деятельности. Значение элитарной культуры велико ещё и потому, что именно эти люди делают большой вклад в культурное развитие и общественный прогресс. Потребители этой культуры также принадлежат к элите общества.
Признаки и характерные черты
Элитарная, массовая и народная культура
Массовая культура ориентирована на коммерческий успех, так как она имеет огромный охват и большой потребительский спрос. Она достаточно проста и в создании, и в восприятии. Массовая культура, несомненно, важна для экономики, так как с ней связано сразу множество отраслей.
Элитарная культура, в отличие от неё, весьма трудна для восприятия, она имеет очень ограниченный потребительский спрос в крайне узких кругах. Произведения элитарной культуры создаются изысканными творцами, которые не преследуют коммерческих целей. Проще говоря, это творчество ради творчества. При этом элитарная культура отличается индивидуально-личностным характером, что противопоставляет её народной культуре.
Народная культура создаётся безымянным автором или кругом лиц, зачастую она имеет религиозную, национальную или историческую тематику. Она ориентирована на анонимность и коллективное творчество, и также не преследует коммерческих целей, что отчасти роднит её с элитарной культурой.
Примеры произведений элитарной культуры
К элитарной культуре относятся:
Примеры конкретных произведений:
При этом иногда элитарные произведения становятся популярными и постепенно превращаются в часть массовой культуры, как это произошло, например, с некоторыми произведениями Сальвадора Дали.