Что значит электронный чек
Особенности формирования электронного чека
Что представляет собой электронный чек?
Онлайн/электронный кассовый чек является бланком строгой отчетности (БСО), поэтому реквизиты в чеках должны быть идентичны.
Какую основную информацию указывают в электронном чеке:
Способы отправки электронного чека
Т.к. отправка онлайн-чека производится по просьбе покупателя, то предприниматель не может ему отказать, иначе грозит штраф от 2 000 до 10 000 руб. (см. федеральный закон №54 от 22 мая 2003 года).
Но бывают исключения. Можно не отправлять электронный чек покупателю в следующих случаях:
Но бумажный чек в любом случае должен быть передан на руки покупателю.
Алгоритм отправки электронного чека:
Как отправить электронный чек покупателю:
Необходимо помнить, что стоимость отправки онлайн-чеков покупателю оплачивает сам предприниматель.
Где применяются электронные чеки?
Онлайн-чеки применяются в любой сфере (салоны красоты, магазины, отели, АЗС и т.д.), где предусмотрено формирование кассового чека.
В обязательном порядке электронные чеки должны отправлять интернет-магазины, т.к. у них нет возможности выдачи бумажного кассового чека.
Но для интернет-магазинов существуют два исключения, в которых можно не предоставлять покупателю онлайн-чек:
Равнозначны ли бумажная и электронная формы чека?
Онлайн-чек наделен теми же свойствами, что и бумажный. Однако законодательством РФ не предусмотрено освобождение предпринимателя от выдачи бумажного чека в случае отправки электронного чека нет. Т.е. даже если организация отправляет покупателю онлайн-чек, бумажную версию необходимо выдать покупателю на руки.
Сервис проверки чеков
Существует приложение ФНС «Проверка кассового чека», с помощью которого покупатель может проверить насколько легален выданный чек, и в случае нарушений, сообщить напрямую в ФНС, а при необходимости сохранить чек на смартфон.
Приложение доступно как для владельцев айфонов, так и для смартфонов на платформе Android, и его легко найти с помощью App Store и Google Play.
Проверка кассового чека через приложение ФНС:
Кассовый чек пришел в мессенджер или по СМС: как и почему так происходит?
Некоторые граждане обеспокоены тем, что после совершения покупки (получения услуги) им не приходит электронный кассовый чек. Или, наоборот, гражданин никаких покупок не совершал, но получает посторонний чек в мессенджер (VK, OK, Viber, WhatsApp) или по СМС.
Разъясняем, почему продавцы направляют электронные чеки, и где они берут ваши номера телефонов.
Так установил закон
Согласно ст. 1.2. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», продавец обязан при осуществлении расчета с покупателем выдать ему кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумаге. Кроме того, если покупатель ранее предоставил продавцу абонентский номер (номер своего телефона) или e-mail, либо совершил покупку в интернет-магазине, то чек может быть отправлен в том числе и в электронном виде.
Не так давно, в феврале 2020 года, ФНС на официальном сайте дала разъяснения: получить кассовый чек или бланк строгой отчетности допускается не только на бумаге, по СМС или электронной почте, но и через любой мессенджер, в том числе мессенджеры от Вконтакте, Одноклассники, Facebook и т. д., которые привязаны к определенному номеру телефона.
Направленный таким образом чек отображается в виде картинки, либо pdf-документа, либо ссылки с указанием даты, времени и суммы покупки. Покупатель в свою очередь может перейти по ссылке и увидеть электронную версию чека.
Документ удобно сохранить в памяти телефона или компьютера, а при необходимости, например, при возврате товара, можно предоставить продавцу электронное подтверждение покупки.
Я получил электронный чек: что делать
Если вы получили кассовый чек по СМС или в мессенджер, значит ваш абонентский номер был указан при покупке товара или получении услуги — для отправки кассового чека по СМС, Viber или посредством иного мессенджера.
Вполне возможно, что покупатель ошибся при вводе номера, и вы получили его чек случайно. Поэтому важно запомнить следующее: если вы не совершали покупку и не уверены в безопасности сообщения, — не открывайте его, либо удалите.
Если чек все-таки ваш и пришел по адресу, вы сможете сохранить файл в памяти телефона хотя бы до того момента, пока не убедитесь в надлежащем качестве товара или услуги.
Платформа ОФД — это оператор фискальных данных, который согласно закону 54-ФЗ, обеспечивает отправку кассовых чеков от продавца к покупателю.
Откуда у продавца номер телефона
Продавец или поставщик услуги может использовать для передачи чека только те контакты (номер телефона, электронную почту), которые получил от самого потребителя. Это означает, что вы оставили контактную информацию при оформлении интернет-заказа или заявки на сайте, и тем самым дали согласие на обработку этих данных для отправки чека.
Продавец, таким образом, передает ваш абонентский номер в автоматические системы кассы и ОФД — для отправки фискального документа, и уже далее чек отправляется на ваш абонентский номер, куда поступает в виде сервисного сообщения от имени магазина, либо от имени ОФД (зависит то того, установил магазин в электронном чеке свое фирменное наименование, или нет).
Продавец не прислал электронный чек: какие санкции
Может быть и обратная ситуация: покупатель ожидает электронную версию чека по e-mail или смс, но продавец ее все не шлет.
По ч. 6 ст. 14.5. на индивидуального предпринимателя или директора компании может быть вынесено предупреждение либо взыскание 2 тысяч рублей. Для самой фирмы санкция более серьезная — штраф до 10 тысяч рублей.
Продавцу в свою очередь следует убедиться, что не произошла техническая ошибка, по которой электронный чек не ушел.
Вот вероятные причины:
На случай, если продавец все-таки выдал бумажный чек, а в электронном виде его не сумел отправить по объективным причинам, есть положительная судебная практика. В арбитражном деле № А56-89619/2019 апелляционная инстанция приняла сторону предпринимателя.
Задачу по отправке электронных чеков покупателям предприниматели и магазины часто делегируют специализированным сервисам оператора фискальных данных. В этом случае чек уходит покупателю вовремя и соответствует требованиям закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, и фиксируется доставка адресату.
Электронный кассовый чек онлайн-кассы приравнивается к бумажному и передается покупателю по определенным законом правилам
Одно из технологических новшеств во взаимодействии продавца и покупателя после внедрения онлайн-касс в российском ритейле — электронный кассовый чек. Зачем он нужен и что собой представляет? Кто и в каких случаях обязан его выдавать, как передать покупателю электронный чек онлайн-кассы?
Зачем нужен электронный чек онлайн-кассы обычному и интернет-магазину: закон 54-ФЗ
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ ( ССЫЛКА ) продавец обязан по требованию покупателя отправить ему на предоставленные e-mail или телефон электронную копию кассового чека, подтверждающего оплату покупки. И это не считая безусловного обязательства по выдаче бумажного чека — который вручается, даже если покупатель не попросит его.
Те же самые обязанности по выдаче электронного чека установлены законом в отношении платежных агентов — организаций, которым продавец делегирует полномочия по отпуску товаров покупателям (и приему оплаты за них). Пример платежного агента, вероятно, крупнейшего в стране — Почта России. На ней все обязанности по выдаче кассовых чеков, в том числе и электронных.
Технически отправку чека осуществляет Оператор фискальных данных — организация, с которой у пользователя онлайн-кассы в большинстве случаев должен быть обязательно заключен договор, поскольку этого требует Закон № 54-ФЗ. Есть, однако, и исключения из этого правила — мы рассмотрим их далее в статье. Кассовый компьютер и сама касса (либо только она — если используется автономная ККМ), так или иначе, должны быть корректно настроены на передачу данных через интернет в ОФД — иначе чеки отправлять не получится.
В случае, если отправка чека осуществляется на телефон, то у продавца на аккаунте ОФД должно быть необходимое количество предоплаченных SMS-сообщений для отправки чека. На адреса e-mail, предоставляемые пользователями, чеки в соответствии с обычной тарификацией у современных ОФД, как правило, отправляются бесплатно.
С юридической точки зрения электронный кассовый чек приравнивается к бумажному. По содержанию — в плане реквизитов, они также почти одинаковые. При этом, электронный чек имеет очевидные преимущества для покупателя:
Если магазин не отправит электронный чек покупателю, который заранее, специально для этого дал контакты, то проверяющие органы могут на основании п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ ( ССЫЛКА ) предупредить или оштрафовать торговое предприятие:
Важнейший нюанс, который нужно знать: продавец не сможет отправить электронный чек покупателю, если контакты будут предоставлены им после расчетов (после пробития чека на онлайн-кассе). Это будет противоречить положениям Закона № 54-ФЗ, по которым чек должен отправляться на контакты, предоставленные строго до расчетов — причем, предполагается их добровольное предоставление, без напоминания со стороны продавца.
Отметим, что данные правила применения электронного чека установлены для обычных, офлайновых магазинов. В случае с интернет-магазинами ситуация принципиально иная.
При продаже товаров через интернет-магазин задействуются каналы продаж, попадающие под критерий, прописанный в пункте 5 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ. А именно, эти каналы продаж «исключают возможность» личного взаимодействия продавца и покупателя.
Закон предписывает интернет-магазинам отправлять электронные чеки покупателям обязательно (в то время как бумажный по понятным причинам не оформляется и не передается впоследствии). В этих целях предполагается уже обязательный запрос контактных данных. Покупатель, в свою очередь, не обязан об этом знать — но должен быть уведомлен о том, что соответствующие контактные данные предоставить необходимо, причем, до момента проведения расчетов с интернет-магазином.
На практике необходимые контактные данные запрашиваются посредством формы для совершения заказа (либо на этапе регистрации аккаунта пользователя в интернет-магазине — если она требуется). Поэтому, проблем с их получением быть не должно. Контакты могут быть любыми — представленными e-mail, телефоном. И они необязательно должны быть правильными и реальными — интернет-магазин не обязан удостоверять их подлинность (правда, лучше все-таки иметь в распоряжении реальные контакты покупателя из соображений последующих коммуникаций с ним при обработке, сборке и доставке заказа).
Интернет-магазин отправляет покупателю только электронный чек и в случае, если осуществляется возврат предварительной оплаты за товар (либо ее зачет в счет предстоящих покупок).
Выше мы отметили, что офлайновые магазины могут делегировать свои полномочия по приему оплаты за товары и их выдаче своим платежным агентам — таким как Почта России. Аналогичные правоотношения по существу применимы и в онлайн-торговле. Конечным исполнителем при расчетах по товарам онлайн может быть платежный агент — как правило, это агрегатор платежных систем (например, сервис Робочеки от Робокассы — ПОДРОБНЕЕ), который обеспечивает техническую возможность их применения в качестве инструментов для оплаты заказов. И в этом случае именно за онлайновым платежным агентом будут обязательства по обеспечению покупателей чеками в электронном виде.
В самом общем случае оплата товара в интернет-магазине осуществляется с применением банковской карты (или специализированной платежной системы) онлайн. Человек, введя данные с карты, предоплачивает товар, а затем получает его в точке выдачи. В данном сценарии совершенно очевиден момент совершения расчетов — они признаются осуществленными сразу после одобрения транзакции банком.
После этого события осуществляется фискализация платежной операции на онлайн-кассе, а затем покупателю направляется электронный кассовый чек. Как правило, при этом задействуется автоматическая онлайн-касса, специально разработанная для интернет-магазина (все более популярным становится использование арендованных онлайн-касс в этих целях — например, при посредничестве таких сервисов как АТОЛ-Онлайн ( ССЫЛКА ).
Но возможен сценарий, при котором оплата за товар, заказанный в интернет-магазине, осуществляется по другой схеме — с использованием банковской квитанции. Человек скачивает ее с сайта интернет-магазина, несет в банк, а затем платит по ней. Интернет-магазин, обнаружив приход денежных средств на расчетном счете, выполняет свои обязательства как продавец — отправляет товар или приглашает покупателя получить его на складе (пункте выдачи).
Долгое время в российском законодательстве отсутствовали в достаточной мере детальные нормы, регламентирующие то, каким образом должна применяться онлайн-касса (и электронный чек в частности) в рассматриваемом сценарии «с квитанцией». Применение действовавших норм законодательства в подобных случаях было затруднено, поскольку процедура задействования онлайн-кассы в типовых ситуациях характеризуется довольно жесткой привязкой как раз к моменту совершения расчетов. Который, очевидно, в схеме «с квитанцией» определить было сложно.
Регулирующие ведомства издавали довольно противоречивые разъяснения на этот счет. В них, в частности, давались рекомендации по заключению между продавцами и кредитно-финансовыми организациями, принимающими квитанции к оплате, отдельных договоров об информировании владельца расчетного счета о приходной операции, соответствующей оплате товара покупателем интернет-магазина. Понятно, что такие рекомендации было крайне сложно реализовать на практике.
Но в современной редакции Закона № 54-ФЗ уже есть необходимые регулирующие положения по сценариям «с квитанцией». Они закреплены в отдельном пункте 5.3 статьи 1.2 закона (правда и по ним есть некоторые вопросы — чуть позже мы ознакомимся со все еще актуальными «белыми пятнами» в законодательстве по части рассматриваемых расчетов).
В соответствии с поправками, вносимыми в Закон 54-ФЗ, в некоторых случаях электронный кассовый чек может быть направлен в виде QR-кода. После сканирования этого кода, покупатель может скачать оригинал электронного кассового чека со всеми необходимыми реквизитами с сайта ФНС (через мобильное приложение ФНС). Более подробно об этом ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.
В пункте 5.3 говорится о безналичных расчетах, которые, с одной стороны, характеризуются отсутствием непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, с другой — «не попадают под действие» пункта 5 — о котором шла речь выше (он регулирует порядок расчета при оплате товаров на сайте интернет-магазина). Конечно, в пункте 5.3 прямо не говорится о том, что речь идет именно о схеме «с квитанциями», но она, очевидно, подходит под обозначенный критерий — наряду с иными потенциально реализуемыми схемами, которые нельзя отнести к механизмам расчетов, которые типичны для интернет-магазинов, принимающих оплату по карте. Получается, что любой способ расчетов, при которых трудно определить момент совершения оплаты, подходит под этот критерий — и это хорошо с точки зрения правоприменительной практики.
В пункте 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ говорится о том, что продавец в расчетах «по квитанции» (или иным, что не попадают под действие пункта 5) обязан передать покупателю кассовый чек:
Чек необходимо передать в срок, не позднее следующего рабочего дня, идущего за днем совершения расчетов (но при этом и не позднее момента передачи товара — которые, таким образом, могут быть переданы и в день расчетов).
Законодатель прямо не раскрывает, что понимать под днем совершения расчетов. Но правомерно говорить о том, что этот день зачисления денежных средств от покупателя, которые он переводит по квитанции, на расчетный счет продавца. Либо — день проведения оплаты, но в этом случае продавец должен как-то узнать, что оплата совершена. В принципе, о совершении оплаты продавца мог бы информировать покупатель — но это предполагает появление у него дополнительной обязанности, которую желательно прописывать в отдельном договоре с продавцом (оферте). Это усложняет процесс торговли и не лучшим образом сказывается на лояльности клиентов.
Кроме того, в законе ничего не говорится о моменте предоставления покупателем контактов для получения электронного чека. В отличие от сценария с офлайновой оплатой (и оплатой на сайте по карте) — когда предоставление таких контактов обязательно до расчетов, в рассматриваемом сценарии телефон и e-mail для получения чека могут быть переданы покупателем магазину в любой момент. Получается, что магазин вправе запросить контакты покупателя для отправки электронного чека уже после проведения им оплаты (зачисления денежных средств на расчетный счет интернет-магазина).
Данный вариант предписывается осуществить, если у продавца не получилось отправить электронный кассовый чек в рамках схемы по первому пункту. То есть — если покупатель не дал контактных данных ни до расчетов, ни после.
Данный вариант по сути применяется как третий по приоритетности. Если не получилось отправить электронный чек, и клиент пришел не за товаром, а за чем-то другим — выдается бумажный чек.
Следует иметь в виду, что в пункте 5.4 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ прописано правило, по которому кассовый чек должен быть обязательно сформирован не позднее рабочего дня, идущего за днем совершения расчета (и не позднее момента выдачи товара покупателю). Это означает, что даже если человеку не удалось отправить электронный чек, и он в указанные сроки не пришел за товаром (либо не обратился к продавцу по какому-либо иному вопросу), то продавцу чек нужно все равно в указанные сроки напечатать и держать у себя, пока покупатель не явится.
Таким образом, бумажный чек вместо электронного при схеме «по квитанции» печатается:
Отметим, что в случае, если отпуск товара интернет-магазином осуществляется при условии оплаты при получении — в пункте выдачи или при взаимодействии с курьером, то онлайн-касса применяется точно так, как если бы ее применял офлайновый магазин. То есть:
В некоторых случаях законодатель предписывает хозяйствующему субъекту отправлять клиенту чек строго в электронном виде. Например, в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ страховая компания, заказавшая услуги у страхового агента, направляет электронный чек страхователю — физлицу, купившему полис у данного агента, при получении денежных средств от страхового агента. Бумажный чек в этом случае не выдается покупателю.
Законодатель предусматривает сценарии, при которых продавец, использующий онлайн-кассу, электронные чеки не выдает в принципе (или вправе их не выдавать) — ознакомимся с ними подробнее.
В каких случаях его можно не отправлять покупателю
В положениях пункта 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ законодатель выделяет особые типы объектов, а именно:
Торговые предприятия, осуществляющие деятельность на территории указанных объектов, могут применять онлайн-кассы в особом режиме — не предусматривающем передачи данных в интернет. Соответственно — без заключения договоров с ОФД и, как следствие, при отсутствии возможности отправлять покупателям электронные чеки. При этом, это право, а не обязанность продавца.
Отметим, что в рассматриваемом случае используется полноценная онлайн-касса — с фискальным накопителем, соответствующем строгим техническим требованиям. Взаимодействие владельца онлайн-кассы и ФНС по различным вопросам в этом случае преимущественно «офлайновое» — процедуры регистрации ККТ и снятия ее с регистрации осуществляются в рамках личных визитов налогоплательщика в ведомство (в ряде случаев он даже приносит туда фискальный накопитель для считывания данных).
Кроме того, есть пункт 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, в котором выделен еще один тип территорий — «отдаленные и труднодоступные местности». Их перечни также устанавливаются на уровне регионов. При этом, к таким местностям не могут быть отнесены:
Специфика труднодоступных местностей — в том, что торговые предприятия, работающие там, вправе не использовать онлайн-кассы в принципе, они освобождены от их применения. Правда, вместо чеков онлайн-касс они должны выдавать покупателям альтернативные документы — содержание реквизиты, перечисленные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ, то есть, в значительной степени повторяющие реквизиты бумажных и электронных чеков, собственно, онлайн-касс.
На практике такие альтернативные документы могут быть сформированы вручную (как вариант, с помощью шаблонов), либо автоматически с применением чекового принтера либо фискального регистратора (или автономной ККТ) старого образца, настроенной определенным образом на распечатку чеков с требуемыми реквизитами.
Таким образом, отправка электронного чека — это прописанная в законе обязанность торгового предприятия, осуществляющего торговлю офлайн или онлайн (либо в рамках различных «гибридных» моделей бизнеса, предполагающей различную степень интеграции каналов продаж в офлайне и в интернете). В предусмотренных законом же случаях предприятие может быть освобождено от обязанности от отправки электронных чеков, как и от применения онлайн-касс в принципе.
Полезно будет рассмотреть то, чем электронный чек отличается от бумажного с точки зрения структуры и реквизитов.
Чем электронный кассовый чек отличается от бумажного
Прежде всего, нужно отметить, что Закон № 54-ФЗ устанавливает единый перечень реквизитов кассового чека — вне зависимости от его конкретной разновидности — в статье 4.7. Но кроме данного федерального закона, существуют иные нормативные акты, регламентирующие применение реквизитов кассовых чеков — причем, в соответствии с самим законом.
В их числе — приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ ( ССЫЛКА ), устанавливающий форматы фискальных документов. В соответствии с ними онлайн-касса «собирает» кассовый чек (и прочие фискальные документы — например, отчеты) из различных реквизитов и атрибутов.
При этом, в отношении бумажных (в случае с ФФД они именуются «печатными») и электронных кассовых чеков ФФД могут предусматривать разные способы «сборки» (хотя отметим сразу, что во всех случаях они очень схожи).
Перечни реквизитов конкретно кассовых чеков перечислены в Таблице 19 приложения № 2 к приказу № ММВ-7-20/229@. К числу ключевых атрибутов данных реквизитов относятся:
Если рассматривать наиболее «несхожие» значения рассматриваемого атрибута при сравнении бумажного и электронного кассового чека, то можно, в частности, обратить внимание на то, что по реквизиту «ИНН пользователя» атрибут «Обяз.» в отношении печатного чека (условно он обозначается буквой П) имеет значение 1, а в отношении электронного (обозначается буквой Э) — 7. Это означает, что данный реквизит обязательно должен быть в составе бумажного чека, а в электронный его можно включать опционально (об этом говорится в описании ФФД в Таблице 3 приложения № 2 к приказу № ММВ-7-20/229@).
Противоположное расположение степеней обязательности реквизитов печатных и электронных чеков можно пронаблюдать на примере атрибута «Обяз.» по реквизиту «Применяемая система налогообложения» кассового чека. В соответствии с Таблицей 19 атрибут по печатному чеку принимает значение 7, а по электронному — 1.
Атрибут, таким образом, может принимать, соответственно, значения П, Э или ПЭ. Если смотреть по Таблице 19 реквизиты, которые в соответствии с ФФД должен содержать только электронный чек, то пример такого реквизита — «ИНН кассира». Реквизиты, установленные в качестве обязательных только для печатного чека — «Наименование документа», QR-код.
По Таблице 19, вместе с тем, совершенно очевидно, что по подавляющему большинству реквизитов чека атрибут «Форм.» принимает значение ПЭ. То есть — правила в части соответствующих реквизитов по разным видам чека по большей части одинаковы и с точки зрения требований, установленных ФФД.
К слову, QR-код — это исключительно примечательный реквизит. Дело в том, что он при использовании сравнительно небольшой площади на чеке (порядка 1 кв. см) позволяет «зашифровать» в себя практически любые данные. Это его свойство может оказать неоценимую помощь магазину в процессе выполнения обязательств по предоставлению электронного чека покупателю.
При этом, практическую полезность могут иметь не только QR-коды, но и иные реквизиты фискального документа. Рассмотрим подробнее данную особенность в контексте следующего вопроса — установления способа представления электронного кассового чека покупателю.
Какие есть способы его представления покупателю
Представить электронный кассовый чек покупателю можно:
Данный способ предлагается, собственно, законодателем — о нем говорится в пункте 3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ. Он удобен в случае, если единственный контакт, который был предложен покупателем — это телефон. На него предполагается отправить SMS-сообщение, и, поскольку полноценный чек в этом случае представить крайне проблематично с технической точки зрения, в сообщении можно будет привести лишь ключевые реквизиты и адрес сайта для получения нормального чека.
На практике таким сайтом может быть специальная страница на сайте ОФД — если ее использование предусмотрено договором с Оператором.
Так или иначе, вне зависимости от способа представления электронного чека пользователю продавцу необходимо выполнить обязательство по отправке чека (либо его ключевых реквизитов) на предоставленный до момента расчета e-mail или телефон.
Выше мы отметили, что в случае непредоставления контактов по инициативе покупателя продавец не обязан направлять ему электронный чек. При этом, покупатель может быть попросту не в курсе того, что контакты надо было давать заранее — и будет настаивать на получении электронного чека.
Чтобы в таких ситуациях пойти покупателю навстречу, продавец может предпринять ряд не запрещенных законом действий — фактически, альтернативных предоставлению кассового чека в электронном виде через ОФД, но по существу содействующих покупателю в приобретении доступа к электронному чеку.
«Альтернативный» вариант
Как мы уже знаем, на печатном кассовом чеке в соответствии с ФФД присутствует обязательный реквизит — QR-код. В нем в зашифрованном виде присутствуют ключевые реквизиты кассового чека, по которым он может быть легко идентифицирован в реестрах Федеральной налоговой службы.
Такую идентификацию можно провести, используя специальное мобильное приложение от ФНС для проверки подлинности чеков (ссылки для скачивания на Google Play и App Store ). Не считая его основного назначения — которое заключается в удостоверении корректности чека (то есть, программа позволяет «вычислить» — не был ли чек напечатан на липовой онлайн-кассе), продукт от ФНС имеет примечательную опцию — по сохранению электронной копии чека в смартфоне.
Необходимо лишь отсканировать QR-код на бумажном чеке, а затем, используя интерфейсы приложения, сохранить чек в памяти смартфона. Впоследствии его можно будет использовать практически в тех же целях, что и электронный чек, сформированный при посредничестве ОФД.
Более подробно о проверке кассового чека с помощью приложения ФНС рассказано в ЭТОЙ СТАТЬЕ.
Именно о возможности получить «электронный чек» — вполне официальный из реестров ФНС, посредством сканирования QR-кода с бумажного чека, продавцу следует проинформировать покупателя, который не сообщил своих контактных данных вовремя для получения электронного чека из ОФД.
А если покупатель не желает пользоваться смартфоном в указанных целях, то в силах продавца — самостоятельно отсканировать бумажный чек и отправить пользователю на e-mail «неофициально», для поддержания лояльности клиента. Отсканированный чек будет содержать тот же QR-код, и по нему при необходимости можно в любой момент получить электронную версию документа с помощью приложения от ФНС.
Правда, в случае со сканированием бумажного чека и отправкой его на e-mail клиенту продавцу необходимо будет уладить еще одну формальность, а именно — запросить у покупателя разрешение на обработку его персональных данных, которыми в данном случае выступает e-mail как косвенный идентификатор.
В теории отправку e-mail в рассматриваемом случае можно отнести к процедурам, осуществляемым в рамках заключения договора купли-продажи (при котором запрос разрешения на отправку персональных данных необязателен). Но неизвестно, каким образом к этому отнесутся проверяющие органы, если вдруг узнают о том, что «альтернативный» электронный чек был отправлен неофициально.
Отметим, что «законная» отправка электронного чека через ОФД — по контактам, предоставленным покупателем до расчетов, в полной мере подходит под указанное исключение. При ней запрашивать каких-либо разрешений на обработку персональных данных не нужно.
Итак, можно выделить следующие «альтернативные» электронные чеки, которые могут быть сформированы в интересах покупателя, если он забыл дать контакты перед расчетами (или не знал, что это нужно делать, но при этом очень хочет получить электронный чек):
Рассмотрим теперь, каким образом магазин осуществляет отправку электронного чека покупателю на практике, какие технические средства для этого задействует — если речь идет об официальной передаче электронного фискального документа через ОФД.
Как передать покупателю электронный чек онлайн-кассы
Использование онлайн-кассы магазином осуществляется с помощью специальной кассовой программы, которая может быть:
В соответствии с требованиями закона в любой кассовой программе — даже если она по существу представляет собой упрощенный командно-ориентированный однострочный интерфейс, должен быть функционал для введения контактных данных покупателя в целях отправки ему электронного кассового чека.
То, как именно использовать интерфейсы для отправки чеков, зависит от конкретной программы — и регламентируется инструкцией к ней.
В качестве примера рассмотрим как отправить электронный кассовый чек покупателю на его электронную почту на популярной автономной кассе «Эвотор»:
Позже на экране появится сообщение о том, что чек отправлен. Покупатель получит электронную копию кассового чека на предоставленный продавцу e-mail.
В соответствии с отдельной тарификацией от ОФД или поставщика кассового программного обеспечения могут отправляться чеки в виде SMS. Можно отметить, что компания «Эвотор» относится к таким поставщикам и дает своим пользователям возможность пользоваться удобными тарифными опциями в виде пакетов SMS, которые можно приобрести в фирменном магазине приложений ( ССЫЛКА ).
Отметим, что «ручной» ввод контактов покупателя в кассовой программе — не единственный способ использования таких контактов в целях отправки чека.
Так, многие кассовые программы (часто объединенные с товароучетными платформами и системами управления клиентской лояльностью) позволяют осуществлять идентификацию клиента по внутренней базе контактов — которые когда-либо предоставлялись клиентами. На практике такая идентификация может быть произведена через персональную карту скидок или иной персонифицированный документ покупателя.
В приложении от ФНС есть примечательная опция — которая заключается в возможности формирования QR-кода, где зашифрованы необходимые контактные данные покупателя. Данный код может быть в любой момент подгружен на экран смартфона, откуда продавец может отсканировать его — и автоматизировать, таким образом, ввод данных в кассовую программу. При этом она, безусловно, должна быть корректно настроена в целях распознавания таких кодов.
Варианты здесь могут быть самые разные — законодатель не регламентирует способ ввода данных о покупателе в кассовую программу для отправки электронных чеков.
Резюме
Итак, электронный чек онлайн-кассы — это фискальный документ, который:
При отсутствии предварительных контактов — не выдается (но может быть заменен «альтернативами»), покупатель получает только бумажный чек.
Предполагается, что получение предварительных контактов от покупателя (через форму заказа) будет условием начала оплаты, и сценарий, при котором контактов у интернет-магазина не будет, практически исключен. При этом, продавец вправе не проверят достоверность предоставленных контактов — они могут быть любыми, которые укажет покупатель.
При отсутствии контактов покупателя — не выдается, заменяется бумажным в порядке, установленном пунктом 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ.
Указанные альтернативы продавец вправе применить, если покупатель забыл продиктовать свои контакты для получения электронного чека в обычном порядке либо не знал, что это нужно сделать — в то время как электронный чек очень нужен.
В первом случае покупателю выдается только бумажный чек, сформированный на онлайн-кассе. Во втором — альтернативный чеку документ, частично совпадающий с реквизитами чека онлайн-кассы, сформированный вручную или на чековом принтере (поскольку онлайн-касса не используется в принципе).
Обе опции, вместе с тем, отражают право, а не обязанность торгового предприятия отказаться от применения онлайн-кассы в принципе (либо в режиме, при котором осуществляется подключение к ОФД — при условии, разумеется, наличия технической возможности — которой реально может не быть).
Например — при взаимодействии страховой компании, ее агента и покупателя полиса.
Общие реквизиты по обоим типам чеков определены в ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ. При этом, порядок их применения детально расписан в Форматах фискальных данных, утвержденных приказом № ММВ-7-20/229@, и этот порядок может предусматривать различия в применении атрибутов по электронному и печатному чекам.
Какие существуют виды онлайн-касс и на что следует обращать внимание при их выборе.
Какой принтер штрих-кода на этикетках лучше выбирать и почему.
Об обязательной маркировке товаров https://onlain-kassy.ru/normativ/kom/markirovka-tovarov.html полезно знать всем продавцам.
Видео — отправка электронного чека покупателю на устройстве Ньюджер АТОЛ 92Ф:
Когда выдавать кассовый чек при оплате физлицом на расчетный счет. Новые правила фискализации при безналичной оплате с учетом требований ст.1.2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2018 года
Инструкция по работе с онлайн-кассой для кассира. Как должен поступать работник при отключении электричества, интернета и других ситуациях
Как выполняется проверка кассового чека на подлинность. Где это можно сделать в режиме онлайн и в каких случаях это может быть полезно