Что значит эквивалентное фокусное расстояние
Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние
Формат APS-C (красная рамка) на фоне полного 35-мм кадра.
При работе с большинством цифровых фотоаппаратов (за исключением, разве что, полнокадровых моделей) фотограф постоянно вынужден принимать в расчёт такой параметр, как кроп-фактор фотоматрицы, а также тесно связанную с кроп-фактором концепцию эквивалентного фокусного расстояния. Эти понятия приобретают особое практическое значение, когда речь заходит о сравнении камер различного формата, а также объективов, предназначенных для этих камер.
Кроп-фактор
У большинства цифровых аппаратов размеры фоточувствительной матрицы меньше размеров стандартного кадра малоформатной 35-мм плёнки. Лишь полнокадровые камеры обладают сенсором, размер которого совпадает с размером традиционного плёночного кадра т.е. 36 x 24 мм.
Отношение между линейными размерами полного 35-мм кадра и кадра уменьшенного формата называется кроп-фактором (от англ. to crop – обрезать). Иными словами, кроп-фактор говорит нам о том, во сколько раз матрица обсуждаемой фотокамеры меньше полнокадровой матрицы. Чем меньше матрица, тем больше её кроп-фактор, и наоборот.
Поскольку соотношение сторон кадра в различных системах может разниться, для расчёта кроп-фактора обычно используется длина диагонали рабочей области фотоматрицы. Таким образом, кроп-фактор равен отношению диагонали полного кадра (43,3 мм) к диагонали данного конкретного сенсора.
Ниже приведены значения кроп-фактора для наиболее распространённых цифровых форматов:
Кроп-фактор (Kf) | Размеры кадра | Диагональ | Примеры | |
1 | 36 x 24 мм | 43,3 мм | Полный кадр: 35-мм плёнка, Nikon FX, Canon Full-frame, Sony α, Leica M, Pentax K-1. | |
1,3 | 27 x 18 мм | 33,3 мм | Sigma sd Quattro H, а также снятый с производства Canon APS-H. | |
1,5 | 24 x 16 мм | 28,9 мм | Стандартный APS-C: Nikon DX, Pentax K, Fujifilm X, Sony α NEX, Samsung NX, Sigma sd Quattro. | |
1,6 | 22,5 x 15 мм | 27,1 мм | Canon APS-C. | |
2 | 18 x 13,5 мм | 21,7 мм | Формат 4/3″ (Система Micro 4/3): Olympus, Panasonic. | |
2,7 | 12,8 x 9,6 мм | 16 мм | Формат 1″: Nikon 1, Nikon DL, Canon GX, Sony DSC-RX100, Samsung NX Mini. | |
4,5 | 7,6 x 5,7 мм | 9,5 мм | Формат 1/1.7″ | Многочисленные мыльницы |
6 | 6,2 x 4,6 мм | 7,7 мм | Формат 1/2.3″ |
Компактные цифровые фотоаппараты (иначе – мыльницы) в целях уменьшения стоимости и габаритов, но в ущерб качеству изображения, оснащаются, за редким исключением, маленькими сенсорами с кроп-фактором в районе 3-8. Объектив с фокусным расстоянием 8 мм будет являться нормальным для матрицы с кроп-фактором 6. У камер, встроенных в мобильные устройства, сенсоры обычно совсем крошечные, а кроп-факторы могут быть даже двузначными.
Сравнительные размеры малоформатных фотоматриц.
Эквивалентное фокусное расстояние
Предположим, что сенсор вашей фотокамеры имеет размеры 24 x 16 мм (формат APS-C). Линейные размеры такого сенсора в 1,5 раза меньше размеров полного кадра (36 x 24 мм), а значит, его кроп-фактор – 1,5. Диагональ матрицы APS-C равна примерно 28,9 мм, т.е. опять-таки в 1,5 раза меньше диагонали полного кадра, которая, как уже было сказано, составляет 43,3 мм. Мы помним, что стандартным или нормальным объективом принято считать объектив, фокусное расстояние которого приблизительно равно диагонали кадра. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм на полнокадровом аппарате может считаться стандартным. Но стоит установить тот же объектив на камеру формата APS-C, как выяснится, что теперь фокусное расстояние объектива оказывается значительно длиннее диагонали кадра, т.е. объектив из нормального превратился в длиннофокусный. Более того, угол изображения объектива также уменьшился пропорционально уменьшению размера матрицы, и теперь соответствует углу изображения именно длиннофокусного объектива. Почему так получается?
Разумеется, при смене камеры истинное фокусное расстояние объектива не изменилось и измениться не могло. Изменился угол изображения. Фокусное расстояние это характеристика, относящаяся исключительно к объективу. Оно никак не зависит от камеры, на которую он установлен, и от размеров её сенсора. А вот угол изображения зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от размеров матрицы.
Для удобства описания работы объективов на камерах с различными размерами фотосенсора применяется искусственный термин «эквивалентное фокусное расстояние» (ЭФР), описывающий кажущееся увеличение фокусного расстояния объектива вследствие уменьшения угла его изображения при использовании матрицы с кроп-фактором. Экфивалентное фокусное расстояние указывает на то, какой следовало бы взять объектив при съёмке на полный кадр, чтобы получить такой же угол изображения, какой получается с имеющимся объективом при съёмке на камеру с матрицей меньшего формата.
Эквивалентное фокусное расстояние равняется истинному фокусному расстоянию (ФР или ƒ), умноженному на кроп-фактор (Kf). Например, объектив с фокусным расстоянием 35 мм в связке с вышеупомянутой матрицей с кроп-фактором 1,5 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 53 мм, т.е. превратится в стандартный объектив. Зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний18-55 мм, которым оснащаются многие любительские камеры, имеет переменное эквивалентное фокусное расстояние 27-84 мм, а, стало быть, является практичным универсальным объективом, захватывая как широкоугольный, так и в меру длиннофокусный диапазон. У полнокадровых фотоаппаратов кроп-фактор равен, как несложно догадаться, 1, а эквивалентное фокусное расстояние соответствует реальному.
Само словосочетание «эквивалентное фокусное расстояние» не должно вводить вас в заблуждение. У двух объективов, установленных на камеры разного формата и имеющих одинаковое эквивалентное фокусное расстояние, по-настоящему эквивалентным будет только и исключительно угол изображения. Эквивалентность в данном случае не распространяется на светосилу, боке, глубину резкости и пр. Эти параметры зависят от многих факторов и потому у разных объективов могут, как совпадать, так и не совпадать. И наоборот, при использовании одного и того же объектива на разных камерах изменение эквивалентного фокусного расстояния будет выражаться лишь в изменении угла изображения. Все прочие параметры объектива (включая его истинное фокусное расстояние) остаются неизменными.
Соответствие истинного и эквивалентного фокусных расстояний для сенсоров с различными кроп-факторами
ФР, мм | ЭФР, мм для соответствующего кроп-фактора | ||
1,5* | 1,6** | 2 | |
10 | 15 | 16 | 20 |
14 | 21 | 23 | 28 |
16 | 24 | 26 | 32 |
18 | 27 | 29 | 36 |
20 | 30 | 32 | 40 |
24 | 37 | 39 | 48 |
28 | 43 | 45 | 56 |
35 | 53 | 57 | 70 |
40 | 61 | 65 | 80 |
50 | 76 | 81 | 100 |
55 | 84 | 89 | 110 |
60 | 91 | 97 | 120 |
70 | 107 | 113 | 140 |
85 | 129 | 138 | 170 |
100 | 152 | 162 | 200 |
105 | 160 | 170 | 210 |
135 | 206 | 219 | 270 |
200 | 305 | 324 | 400 |
300 | 457 | 486 | 600 |
400 | 609 | 648 | 800 |
500 | 762 | 810 | 1000 |
600 | 914 | 972 | 1200 |
800 | 1219 | 1296 | 1600 |
* Обычно не 1,5, а 1,52.
** На самом деле – 1,62.
Я не привожу здесь цифры для компактных фотокамер, поскольку среди них существует огромное разнообразие форматов и моя таблица заняла бы слишком много места. Загляните в спецификации своей камеры, чтобы узнать размеры сенсора, и попробуйте самостоятельно рассчитать интересующие вас значения ЭФР. Также я прохожу мимо аппаратуры более крупной, нежели 35-мм цифровая зеркальная камера, коп-факторы которой, как нетрудно догадаться, меньше единицы. Полагаю, что если вы снимаете на средний, и уж тем более на крупный формат, то, скорее всего, вы уже не нуждаетесь в моей скромной помощи.
Объективы для камер с кроп-фактором
Объективы, предназначенные для малоформатных плёночных, а также цифровых полнокадровых камер, проектируются таким образом, чтобы круг изображения, проецируемый объективом, полностью покрывал рабочую часть кадра. Очевидно, что при использовании сенсоров меньшего размера необходимость в столь большом круге изображения отсутствует. В связи с этим, производители фототехники, выпускающие камеры с кроп-фактором, выпускают и соответствующие этим камерам объективы с уменьшенным кругом изображения. Такие объективы легче, компактнее и дешевле объективов традиционного формата, но они не рассчитаны на использование вместе с полнокадровыми аппаратами, поскольку из-за малого круга изображения углы кадра получатся чёрными. В свою очередь, полнокадровые объективы можно использовать как на полнокадровых, так и на кропнутых камерах (при условии механической совместимости), делая в последнем случае лишь поправку на изменение эквивалентного фокусного расстояния.
Следует подчеркнуть, что вне зависимости от того, для какого формата предназначен объектив, на нём практически всегда указывается истинное, а вовсе не эквивалентное фокусное расстояние. ЭФР не является постоянной величиной, поскольку зависит от камеры, на которую устанавливается объектив, т.е. эквивалентное фокусное расстояние не является характеристикой объектива, а скорее характеризует систему объектив+матрица в целом.
Спасибо за внимание!
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Что значит эквивалентное фокусное расстояние
Когда дело доходит до фокусных расстояний, то кажется, что многие фотографы очень сбиты с толку терминами «эквивалентное фокусное расстояние» и «поле зрения».
Эти термины часто используются для описания характеристик объектива для различных фото камер. И в этой статья я решил рассказать, о том, что это такое простыми словами, чтобы любой человек, смог понять эти термины и использовать в своей работе.
1) Истинное фокусное расстояние
Какое истинное фокусное расстояние у объектива? Это очень важно понять. Фокусное расстояние — это оптический атрибут объектива, который не имеет ничего общего с камерой или типом сенсора, который она использует. Истинное фокусное расстояние объектива — это обычно то, что производитель указывает на объективе. Например, объектив Nikon 50mm f / 1.4G (на фото ниже) имеет истинное фокусное расстояние 50 мм, независимо от того, на какой камере вы его используете.
2) Поле зрения
«Поле зрения» (которое иногда ошибочно называют «углом обзора») — это просто то, что ваш объектив вместе с камерой может видеть и захватывать слева направо и сверху вниз. Если вы снимаете цифровой зеркальной камерой, поле зрения обычно соответствует тому, что вы видите внутри видоискателя.
Некоторые зеркальные камеры имеют менее 100% покрытия видоискателя, то есть, на реальной фотографии, вместится чуть больше, чем вы можете увидеть в видоискателе. Например, если вы снимаете цифровой зеркальной камерой Nikon D90 с 96% покрытием видоискателя, то, что вы видите внутри видоискателя, будет примерно на 4% меньше, чем то, что на самом деле снимает камера. Следовательно, фактическое поле зрения — это всегда то, что фиксирует камера, а не обязательно то, что вы видите в видоискателе.
Вот пример различий в поле зрения от 70 до 400 мм:
Левый верхний снимок, был сделан камерой, с объектив у которого фокусное расстояние равно 70-миллиметров. Этот снимок выглядит почти «широким», в то время правый нижний снимок, был сделан объективом с фокусным расстоянием в 400-миллиметров. Этот снимок показывает гораздо большее увеличение с гораздо более узким полем зрения.
3) Угол обзора
Производители объективов часто публикуют термин «угол обзора» или «максимальный угол обзора» в спецификациях объективов, поскольку они определяют то, что линзы могут видеть в градусах. Например, объектив Nikon 24 мм f / 1,4G имеет максимальный угол обзора 84°, а телеобъектив Nikon 300 мм f / 2,8G имеет максимальный угол обзора всего 8°10 ′ при съемке на полнокадровой камере. Взгляните на следующую иллюстрацию:
Как видите, 84 градуса — это очень большая ширина по сравнению с 8 градусами. Вот почему вы можете уместить большую часть сцены при съемке с объективом 24 мм, а объектив 300 мм позволяет снимать более узкую, но гораздо более увеличенную часть сцены.
Основное различие между углом зрения и полем зрения состоит в том, что первый — это атрибут объектива, а второй — результат как объектива, так и камеры. Например, указанный выше угол обзора 84° для 24 мм f/1,4G предназначен только для полнокадровой камеры.
После установки на камеру с кадрированным датчиком/датчиком APS-C поле зрения или то, что вы видите через камеру, фактически сужается до 61°. Nikon публикует два разных числа для угла обзора для объективов — «Максимальный угол обзора (формат DX)» и «Максимальный угол обзора (формат FX)». В действительности реальные физические характеристики объектива (то, что он видит) не меняются. Как объясняется ниже, размер датчика просто обрезает часть кадра, что приводит к более узкому «полю обзора».
4) Эквивалентное фокусное расстояние
Теперь перейдем к термину «эквивалентное фокусное расстояние», который, многие фотографы неправильно понимают. Слово «эквивалент» обычно относится к 35-мм пленке. Понимаете, во времена 35-мм пленки фокусное расстояние объектива всегда было таким, как указано на этикетке.
Но пришли цифровые камеры. И у них, датчик, который захватывает изображение, часто намного меньше, чем размер кадра 35мм плёнки. Это в первую очередь связано с высокой стоимостью больших сенсоров. Это уменьшение размера сенсора приводит к обрезке изображения, процесс, который фотографы называют «кадрированием».
Интересно то, что изображение на самом деле не обрезается датчиком или камерой — просто больше не влезает в кадр. Взгляните на следующую иллюстрацию (красные стрелки показывают свет, попадающий в камеру):
Как видно из приведенных выше иллюстраций, 35-миллиметровые пленочные/сенсорные камеры захватывают большую площадь объектива, тогда как меньшие сенсоры (также известные как «кадрированные или кроп сенсоры») захватывают в основном центр. Обратите внимание, что на обоих рисунках свет попадает в камеру камеры точно так же, но меньший датчик может улавливать только лишь часть от попадающего света, в то время, как остальная часть, попадает за пределы сенсора камеры.
Термин «кадрированный датчик» может сбивать с толку, поскольку «кадрирование» изображения часто связано с его обрезкой. Опять же, в этом случае нет резки — световые лучи от краев линзы просто выходят за пределы и не попадают на сенсор.
Производители знали об этом процессе «перерегулирования», когда разрабатывали сенсоры меньшего размера, поэтому они начали производить объективы, специально разработанные для камер с кадрированными сенсорами, чтобы удешевить их.
Nikon называет их «DX», а Canon — «EF-S». По сути, сам объектив меньше размером, и через него изначально проходит меньше света, чем на его больших аналогах. Поэтому, когда свет с меньшего объектива попадает на сенсор камеры, то на самом деле, света не так много теряется.
Думайте об этом как о правой части иллюстрации выше, за исключением того, что круг намного меньше. Очевидно, что такие объективы не работают так, как они должны работать на полнокадровых / 35-миллиметровых камерах — только половина сцены действительно попадает на датчик. Полнокадровые камеры Nikon запрограммированы на распознавание объективов DX и автоматически уменьшают разрешение изображения, в то время как объективы Canon EF-S вообще не работают с полнокадровыми камерами.
Как две камеры с разными размерами сенсора имеют одинаковое разрешение изображения? Например, и полнокадровый Nikon D700, и кадрированный сенсор Nikon D300s имеют 12,1 мегапикселей, но имеют сенсоры разного размера. Это связано с тем, что камера Nikon D300s имеет гораздо меньшие пиксели (и, следовательно, более высокую плотность пикселей) по сравнению с Nikon D700 — именно так 12,1 миллиона пикселей могут уместиться на матрице меньшего размера.
По сути, это означает, что меньшие датчики с меньшими пикселями в этом случае больше увеличивают центральную область объектива. Если объектив не очень высокого качества и не может отобразить мелкие детали, то изображения могут казаться менее резкими на уменьшенных сенсорах камер.
Вернемся к термину «эквивалентное фокусное расстояние». Я уверен, что вы видели, как производители заявляли что-то вроде «Объектив 28–300 мм имеет поле зрения, эквивалентное фокусному расстоянию 42–450 мм в формате 35 мм», что является правильным выражением.
Другие могут сказать что-то вроде «фокусное расстояние объектива эквивалентно 42-450 мм на датчике DX», что неверно. Как я показал выше, в отношении сенсора камеры фокусное расстояние объектива никогда не меняется — изменяется только поле зрения. По этой причине неправильно говорить что-то вроде «мой объектив 28–300 мм на моем Nikon D90 похож на объектив 42–450 мм».
Откуда берутся эти большие числа, такие как 42-450 мм? Давайте теперь посмотрим на кроп-фактор и на то, как на самом деле вычисляются эти «эквивалентные» числа.
5) Кроп фактор
Теперь вы понимаете, что на самом деле означает «эквивалентное фокусное расстояние» и как меньшие датчики игнорируют большую площадь круга. Теперь поговорим о кроп-факторе — термине, который производители и фотографы часто используют для описания сенсоров камеры и для расчета «эквивалентного фокусного расстояния».
Возможно, вы слышали, как люди говорят что-то вроде «У камеры Nikon D90 кроп-фактор 1,5x» или «Canon 60D кроп-фактор 1,6x». Термин «кроп-фактор» появился после того, как были изобретены сенсоры меньшего размера, чтобы людям было легче понять, насколько уже становится поле зрения, когда объектив используется на камере с маленьким сенсором. Производителям пришлось как-то объяснять, почему изображение на камере с меньшим сенсором выглядит увеличенным по сравнению с камерой 35-мм.
Если вы возьмете сенсор полнокадровой или 35мм камеры, и сравните его с кроп сенсором, вы будете удивлены, увидев, что первый как минимум в два раза больше, чем второй. Например, полнокадровые камеры Nikon имеют размер сенсора примерно 36 x 24 мм, что дает нам площадь поверхности 864 квадратных миллиметра. Камеры с обрезанным сенсором, такие как Nikon D90, с другой стороны, имеют приблизительный размер сенсора 24 x 16 мм, что даёт нам площадь около 384 квадратных миллиметра. То есть по площади, Nikon D90 будет в 2,3 раза меньше по площади, по сравнению с полнокадровой камерой Nikon D3s!
Но когда дело доходит до фокусных расстояний, вы не используете площадь поверхности объектива. Коэффициент кадрирования рассчитывается путем деления диагонали полнокадрового датчика на диагональ кадрированного датчика.
Теперь вам придется запомнить математику. Помните, как вычислить диагональ? Вот формула, если вы ее забыли: √ (X² + Y²). Полнокадровая камера имеет диагональ 43,26 (квадратный корень из 1296 + 576), а камеры с кадрированным сенсором имеют приблизительную диагональ 28,84 (квадратный корень из 576 + 256). Если вы возьмете 43,26 и разделите это на 28,84, вы получите 1,5 — соотношение диагонали полнокадрового сенсора к диагонали обрезанного сенсора (эти числа округлены — фактическое соотношение немного выше, около 1,52).
Что делать с этим соотношением? Вы умножаете его, чтобы получить «эквивалентное фокусное расстояние». Например, объектив Nikon 24mm f/1.4G имеет поле зрения, эквивалентное примерно 36 мм, при установке на камеру с кадрированным сенсором, например Nikon D90.
Это означает, что если вы возьмете объектив с фокусным расстоянием в 24 мм и установите его на камеру с кадрированным датчиком, а затем возьмете объектив с фокусным расстоянием в 36 мм и установите его на полнокадровую камеру, то вы получите примерно такой же вид.
Другими словами, чтобы иметь такое же поле зрения, как у 24-мм полнокадровой камеры, вам понадобится 16-миллиметровый объектив на камере с обрезанным датчиком. Например, если вы стоите в одной точке, и с этой точки вы можете поместить дом в свой кадр, используя объектив 24 мм на полнокадровой/35-мм камере, то чтобы можно было разместить этот же дом на камере с обрезанным сенсором, вам потребуется гораздо более широкий объектив с фокусным расстоянием 16 мм.
Надеюсь, это объяснение проясняет истинное определение вышеперечисленных терминов для тех, кто их не понимает. А если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии, оставьте их в разделе комментариев ниже.
Что такое кроп-фактор? Его связь с эквивалентным фокусным расстоянием
Привет. Тема сегодняшнего разговора лежит на стыке наших прошлых двух бесед:
Кроп-фактор возникает по причине разного размера матриц, а эквивалентное фокусное расстояние (сокращенно – ЭФР) ввели в связи с необходимостью корректного оценивания измененного угла обзора. Кому не терпится, пропускайте мои рассуждения и переходите к сути.
Небольшая ретроспектива
Не так давно фотографы снимали на пленку формата 35 мм (размеры сторон 36 мм х 24 мм). Этот стандарт был несменным на протяжении, наверное, 70 лет. И только в начале нулевых пленочные аппараты стала теснить «цифра». У меня до сих пор хранятся в шкафу десятки коробочек с отснятой пленкой Kodak и Fujifilm. Наверное, у более старшего поколения фотолюбителей, читающих сейчас эти строки, на лице улыбка и приятные воспоминания от того процесса. А может, ошибаюсь… Kodak не смог пережить цифровую революцию, а Fujifilm, к которому я настроен неравнодушно, к счастью, нашел свою нишу беззеркальных камер, и вполне успешно работает в новых реалиях на радость любителям нестандартного цвета, эргономичного ретро-дизайна, традиционно высокого качества продукции и, наконец, просто почитателям традиций.
Заглянув на форум в ветку выбора фотоаппарата, зайдя в фотомагазин и пообщавшись с продавцом на эту тему, посетив профильный раздел интернет-магазина электроники, высока вероятность того, что вы встретите термин «кроп» или «кроп-фактор». Вполне возможно, что вы даже знаете, что это такое, но есть некоторые нюансы, о которых стоит помнить. Поэтому даже опытным фотолюбителям рекомендую пролистать статью вниз.
Такая дороговизна полнокадровых камер обусловлена в первую очередь:
Поэтому для массового сегмента зеркальных аппаратов появился стандарт APS-C, характеризующий матрицы намного меньшего размера. Конечно же, возникла россыпь самых разнообразных компактов, в обиходе – мыльниц с еще меньшими матрицами.
Так а какая связь всего этого с кроп-фактором?
Мы вспомнили, что на рынке существует огромное множество типоразмеров матриц. А сейчас перейдем к тому, как они взаимосвязаны математически.
Кроп-фактор (с англ. crop – обрезать, кадрировать) – это отношение диагонали полнокадровой матрицы (35 мм) к диагонали рассматриваемой матрицы. Обозначается как Kf или K.
Диагональ полнокадровой матрицы = 43,3 мм, диагональ матрицы массовых зеркалок ≈ 28,2 мм. Разделив первое на второе, получим ≈ 1,5. Это значение соответствует APS-C камерам Nikon. Т.е. диагональ такой матрицы будет в 1,5 раза меньше полнокадровой. Это и характеризует данный коэффициент.
Вопросы именования. Нелишним будет упомянуть, что в речи фотографов, на форумах камеру с уменьшенной матрицей по сравнению с полнокадровой называют кропнутой. Имейте это ввиду, когда будете читать «кропнутая матрица», «кропнутая зеркалка». Звучит несколько обидно, не правда ли? На самом деле, нет, все прагматично. В статье о матрицах мы это уже отчасти обсудили.
Формат матрицы | Размер матрицы, мм | Кроп-фактор |
---|---|---|
Полный кадр (FF, FullFrame) | 36 x 24 | 1 |
APS-C (Nikon) | 23.5 x 15.6 | 1,5 |
APS-C (Canon) | 22.3 x 14.9 | 1,6 |
4/3″ или Micro 4/3 | 17.3 x 13.0 | 2 |
1″ | 12,8 × 9,6 | 2,7 |
1/2,3″ | 6,16 × 4,62 | 6 |
Присмотритесь внимательно на получаемые фотографии – кажется, что увеличился масштаб изображения, будто снимаемый объект стал больше. И первая мысль, которая приходит к нам в голову: «фокусное расстояние увеличилось». Но это не так…
Фокусное расстояние не меняется при использовании объектива на камерах с матрицами разного размера или в зависимости от каких-либо других факторов. Это неизменная величина в рамках одного объектива.
Эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР)
В реальности изменяется угол обзора. Этот эффект рассматривали, разговаривая о матрицах. Т.е. на камерах с матрицами разного размера угол обзора различается.
Если мы возьмем объектив с ФР 35 мм и поставим на полнокадровую камеру и этот же объектив на кропнутую камеру, то увидим, что на последней угол обзора будет уже. Можно сказать, что на кропнутую камеру попадает информация о свете, собираемая только центральной частью объектива. Рассмотрим это на примере.
Видно, что угол обзора при съемке APS-C камерой на там же фокусном расстоянии сужается. Однако, если взять объектив с меньшим фокусным расстоянием и поставить его на кропнутую камеру, то можно получить такой же угол обзора и в целом идентичную картинку, как и на FF камере. Вопрос – какое взять фокусное? Разберемся с ЭФР.
Эквивалентное фокусное расстояние определяет фокусное расстояние, которое нужно использовать на полнокадровой камере, чтобы получить изображение, по углу обзора и масштабу идентичное таковому на кропнутой камере.
Рассчитывается по формуле: ЭФР = ФР * Kf. Т.е. произведение фокусного расстояния на кроп-фактор.
К примеру, снимаем на кропнутую камеру (Kf = 1.5) на ФР 20 мм дерево, которое отлично вписывается в кадр согласно нашим композиционным представлениям. Чтобы получить точно такой же снимок этого дерева на FF камеру, нужен объектив c ЭФР = 20 * 1,5 = 30 мм. Т.е. нам нужно взять объектив с фокусным расстоянием 30 мм, чтобы получить на FF такую же картинку, которую бы мы получили на кропнутой камере при 20 мм. Иными словами, 30 мм – эквивалент того, что мы получим, снимая на FF.
ЭФР дает понимание угла обзора при одном и том же ФР на камерах с разными размерами матриц.
Это важно учитывать в процессе выбора объектива. Если вы только присматриваетесь к фототехнике и размышляете о выборе объектива, рекомендую посмотреть фотографии в том жанре, который вам импонирует и обратить внимание на камеру и фокусное расстояние, с которым снят кадр. Вообще рекомендую посещать фото сообщества, где публикуются фотографии (например, 500px.com) и периодически просматривать снимки, которые вас вдохновляют. Они для того и делаются, чтобы люди получали наслаждение! При этом вы будете понимать, что вам нравится, а что – нет. Внимательно анализируя, придет понимание, когда и как нужно снимать, чтобы получать схожие результаты.
Так вот, к примеру, нравятся вам пейзажи у фотографа N. Посмотрев информацию о снимках, узнаем, что снимает он на APS-C камеру, преимущественно на ФР 20 мм. А у вас FF камера. Значит, ЭФР для получения такого же снимка = 20 * 1,5 = 30 мм. И нужно присматриваться к объективам с ФР 30 мм.
Противоположный пример – другой фотограф снимает портреты на FF камеру, преимущественно на фокусных расстояниях 85 мм. У нас кропнутая APS-C камера. Значит, чтобы рассчитать фокусное расстояние объектива для получения такого же изображения, делим ЭФР = 85 мм на Kf = 1,5, получим около 57 мм. Делим, т.к. 85 мм – это и есть наше ЭФР (потому что ЭФР характеризует изображение на полном кадре).
Мы привыкаем снимать на свою камеру со своими объективами. Допустим, на Olympus с матрицей типоразмера micro 4/3 (Kf = 2). И примерно понимаем, что на ФР 50 мм получим достаточно узкий угол обзора, привыкаем, как будет выглядеть картинка на таком фокусном. «Пересаживаясь», например, на полный кадр, с удивлением обнаруживаем, что на ФР 50 мм все намного шире, а для привычной картинки нужен объектив с ФР 100 мм. Если пересаживаемся на APS-C, то такое же изображение будет при ФР 67 мм.
По углу обзора объективы следует сравнивать, ориентируясь на ЭФР.
Для наглядности приведу пересчет популярных фокусных расстояний на распространенных матрицах с разным кроп-фактором.
Kf = 1 (FF) | Kf = 1.5 (APS-C, Nikon) | Kf = 1.6 (APS-C, Canon) | Kf = 2 (micro 4/3) | Kf = 6 (1/2,3″) |
---|---|---|---|---|
10 мм | 15 мм | 16 мм | 20 мм | 60 мм |
14 мм | 21 мм | 22,4 мм | 28 мм | 84 мм |
18 мм | 27 мм | 28,8 мм | 36 мм | 108 мм |
24 мм | 36 мм | 38,4 мм | 48 мм | 144 мм |
35 мм | 52,5 мм | 56 мм | 70 мм | 210 мм |
50 мм | 75 мм | 80 мм | 100 мм | 300 мм |
85 мм | 127,5 мм | 136 мм | 170 мм | 510 мм |
105 мм | 157,5 мм | 168 мм | 210 мм | 630 мм |
135 мм | 202,5 мм | 216 мм | 270 мм | 810 мм |
200 мм | 300 мм | 320 мм | 400 мм | 1200 мм |
Превращение типов объективов
Сейчас бегло подниму тему, которую мы еще не разбирали. Внимательно рассматривая таблицу выше, можно заметить, что объектив с нормальным на FF углом зрения (50 мм) превращается в телефокусный объектив с ЭФР 100 мм. На кропнутой камере Canon это будет стандартный портретный объектив, дающий картинку, эквивалентную таковой на полном кадре с ФР 80 мм.
Практическое следствие из этого – возможность снимать сцены в большем масштабе за меньшие деньги. Объяснюсь – для систем с разным кроп-фактором объективы имеют разную цену. Для полного кадра объектив одного и того же ФР будет значительно дороже, и объективы теле-диапазона для многих людей стоят дорого. Такие же объективы для камер APS-C или micro 4/3 обойдутся дешевле, но при этом обеспечат больший масштаб.
Взгляните, насколько большая разница в масштабе на полном кадре и micro 4/3 (Kf = 2).