Что значит экономика организации
Что и каким образом изучает экономика предприятия
Экономическая наука разделена на два больших направления: макро и микро. Если первое направление изучает экономические взаимодействия на государственном и международном уровне, то второе посвящено более узким экономическим взаимосвязям: между отдельными субъектами и внутри них. Занимаясь такими вопросами, экономика предприятия задействует инструменты финансового менеджмента, маркетинга и иных дисциплин, в том числе и макроэкономики. В английском языке она называется Theory of the firm – теория фирмы.
Направления применения научной дисциплины
Перечислим основные вопросы, которыми занимается экономика предприятия:
Данный перечень имеет открытый характер, т.к. в разных компаниях, в зависимости от их размеров и иных факторов, специалистам по экономике предприятия приходится заниматься и иными вопросами.
Какие знания нужны для понимания экономики предприятия
Для достижения высокого уровня в сфере экономики предприятия специалисту требуются знания в следующих областях:
Кроме общих дисциплин, специалисту по экономике предприятия могут потребоваться более узкие навыки в зависимости от отраслевой направленности компании. Так, если компания работает с государственным сектором, то необходимы знания в сфере госзаказов, госрегулирования и пр. При работе в сфере импорта нужны дополнительные знания логистики, внешнеэкономического правового регулирования и т.д.
Использование инструментария экономики предприятия
Приведём примеры востребованности экономики предприятия.
Пример 1
Задача: контроль издержек.
Подход к решению: анализ финансовой документации; рассмотрение объёма и динамики затрат; разделение издержек на постоянные и переменные; выделение субъектов с аномальными показателями; статистический и экономический анализ затрат.
Результат: выделены избыточные издержки, выявлены «узкие» места в закупках и проблемные субъекты, определены критические моменты, влияющие на затраты.
Предложенные решения: организация системы контроллинга, создание документа с прописанными процедурами закупок, проведение кадровых и организационных преобразований.
Пример 2
Задача: анализ рисков при расширении деятельности компании.
Подход к решению: прогноз финансовых показателей (NPV, PP и пр.); выявление рисков с использованием экспертного и статистического методов; анализ рынка, конкурентов и других факторов при помощи SWOT и иных видов анализа.
Результат: построена карта рисков, прописаны необходимые мероприятия по их минимизации, определена степень уязвимости компании при реализации проекта.
Пример 3
Задача: участие в подготовке годового отчёта о деятельности компании.
Подход к решению: анализ бухгалтерской документации; суммирование итогов по направлениям деятельности; рассмотрение рисков, внешней среды, компании и конкурентов при помощи PEST и SWOT анализа.
Результат: подготовлена экономическая часть годового отчёта компании; обобщены предложения по её развитию; выявлены проблемные моменты в уходящем году.
Как можно заметить, экономика предприятия имеет широкий спектр применений, а её специалисты активно используют методы других экономических дисциплин.
Итак, экономика предприятия – одна из отраслей микроэкономики, сосредоточенная на проблемах отдельной компании. В настоящее время она является одной из наиболее динамичных и полезных отраслей экономической науки и может быть задействована практически во всех сферах деятельности любой компании.
Экономика предприятия
Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой является экономика предприятий, которая производит продукцию и услуги, сосредоточивает в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно экономика предприятий обеспечивает выпуск продукции, выполнение работ и услуг, т.е. экономика предприятий создаёт основу для потребления и приумножения национального богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных экономик предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
От того, насколько эффективно работает экономика предприятий, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием является экономика предприятий. Государственное, региональное, ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящим на уровне предприятия, только как надстроечные, вторичные явления.
Эту роль экономика предприятий будет выполнять только в том случае, если она эффективно функционирует.
Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно экономика предприятий функционирует в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.
Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные условия для перехода к действительно рыночной экономике. Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и экономики предприятий.
Целью экономики предприятий является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика предприятий представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разноуровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.
Задачи экономики предприятий определяются интересами его собственников, потенциалом и другими факторами внешней и внутренней среды. В современных условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью экономики предприятия может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.
Сущность понятий «экономика» и «экономика организации»
Сущность понятий «экономика» и «экономика организации»
Термин «экономика» в переводе с древнегреческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства».
Предметом экономики организации являются изучение, исследование поведения людей в процессе производства, распределения, потребления материальных благ в рамках конкретного предприятия, а также поиск эффективных путей использования ресурсов в процессе производства товаров и услуг.
В современных условиях организация(предприятие, хозяйствующий субъект, фирма, юридическое лицо) является первичной составляющей экономики.
По законодательству зарегистрированная в установленном законом порядке организация называется юридическим лицом.
Сущность, признаки и виды предприятия
Целипредприятия:
1. Экономические. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства.
2. Социальные. Повышение уровня доходов работников, улучшение условий труда, открытие новых рабочих мест.
3. Технические и технологические. Улучшение качества продукции на основе повышения уровня технической оснащенности и внедрения новых технологий.
4. Экологические. Уменьшение количества отходов производства, их переработка.
Основные функции предприятия:
1. Производство продукции (работ, услуг) и ее реализация потребителю.
2. Послепродажное обслуживание товаров.
3. Материально-техническое обеспечение производства на предприятии.
4. Управление и организация труда персонала на предприятии.
5. Обеспечение развития на предприятии и рост объема производства.
6. Соблюдение действующих законов, стандартов и нормативов.
7. Уплата налогов и других платежей.
Процесс создания предприятия:
1. Выбор места расположения предприятия.
2. Разработка стратегии развития предприятия.
3. Поиск и выбор партнера (на основе конкурса).
4. Разработка бизнес-плана.
5. Подготовка учредительных документов.
6. Государственная регистрация.
Классификация
По формам собственности: государственные (республ. икоммунальные),частные.
В зависимости от цели деятельности:
2. Некоммерческие предприятия. Удовлетворение главным образом социальных потребностей. Не связаны с предпринимательством, и не вправе распределять прибыль между участниками (обществ.и религиозные организации, благотворительные фонды).
По принципу отнесения отраслей к сферам производства:
— предприятия по производству товаров (строительная, легкая промышленность)
— предприятия по производству услуг (наука, образование).
По размерам: малые (до 100 работающих), средние (до 500),крупные (более 500).
По принадлежности капитала:
1. Национальные. Капитал принадлежит предпринимателям своей страны.
2. Зарубежные. Капитал является собственностью иностранных предпринимателей (фирм) полностью или в той части, которая обеспечивает им необходимый контроль.
Основные признаки предприятия:
1) является хозяйственной единицей;
2) обладает обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, т.е. правами и обязательствами юридического лица;
3) обладает организационно-техническим единством;
4) имеет общность целей и действий;
5) имеет собственника (частные лица, государство и т.д.);
6) имеет руководителя.
Методы снижения риска
Группы методов снижения риска:
1. Технические методы. Основаны на внедрении различных технических средств (система пожаротушения, сигнализация, новое оборудование).
2. Организационные методы. Включают комплекс распорядительных мер, направленных на предотвращение потерь от риска в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, а также на их компенсацию в случае возникновения потерь (правила поведения, макеты).
3. Экономические методы: страхование, залог, резервирование средств, распределение риска, диверсификация.
Реструктуризация
1. С ее помощью приводятся в оптимальное соотношение все факторы производства.
2.Служит средством адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечение баланса между внутренней структурой предприятия и внешней средой.
Основные направления реструктуризации:
— реструктуризация управления предприятием;
1. Отказ от традиционных видов и процессов хозяйственной деятельности и начало делового процесса «с чистого листа».
2. Пренебрежение действующими на предприятии нормами, ценностями, правилами, радикальные изменения способов ведения хозяйственной деятельности.
3. Значительное изменение показателей деятельности, на порядок отличающихся от предыдущих.
Комбинирование производства
Признаки комбинированных производств:
1. Объединение разнородных производств.
2. Технико-экономическое единство этих производств (выражается в том, что все производства соответствуют по качеству, номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, и продукты одного производства служат сырьем, полуфабрикатами и комплектующими или топливом для других производств).
3. Производственное единство, определяющееся общими коммуникациями.
4. Единое энергетическое хозяйство и общие вспомогательные и обслуживающие производства.
1. Комбинирование на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья.
2. Комбинирование на основе комплексного использования сырья или нескольких видов исходных материалов.
3. Комбинирование на основе утилизированных отходов производства.
Комбинирование может осуществляться:
1. Путем нового строительства предприятия, если проектом предусматривается комбинация нескольких производств.
2. Преобразование действующих предприятий в комбинированные на основе открытия в их составе новых цехов, технологически связанных с основным производством по линии утилизации образующихся отходов.
3. Органического слияния ранее самостоятельных, но технологически связанных предприятий в новый комплекс.
Рынок труда
Компоненты рынка труда:
1. Субъекты рынка труда (работодатели, наемные работники, государство).
2. Механизм рынка труда. Обеспечивает взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и наемных работников.
3. Инфраструктура рынка труда. Совокупность институтов содействия занятости профориентации, профподготовки и переподготовки кадров.
Элементы механизма рынка труда:
1. Спрос на рабочую силу (потребность предприятия в рабочей силе).
2. Предложение труда.
3. Цена рабочей силы (наступает в виде з/п).
Функции рынка труда:
— организует взаимодействие между работниками и работодателями;
— обеспечивает конкуренцию как между работодателями, так и между наемными работниками;
— устанавливает равновесные ставки заработной платы;
— содействует решению вопросов занятости;
— осуществляет социальную поддержку безработным.
Труд и трудовые ресурсы
Средства и предметы труда в совокупности образуют средства производства.
1. По способу осуществления
2. По конечному результату труда
— труд, затраченный на производство товаров;
— труд, связанный с выполнением услуг и созданием духовных ценностей.
3. По степени сложности
4. По степени творчества
Трудоспособное население состоит из двух групп:
1. Экономически активное население
— занятые в экономике страны, т.е. работающие по найму;
— женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
— безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости.
2. Экономически неактивное население в трудоспособном возрасте относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными.
Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военной службы, и зарегистрированные в органах государственной службы занятости.
Износ основного капитала
В процессе эксплуатации или бездействия основной капитал подвергается износу. Различают:
1. Физический износ. Материальное изнашивание основного капитала, постепенная потеря его первоначального качества, физических, механических, химических и других свойств. Величина физического износа зависит от первоначального качества основных фондов, интенсивности и характера их эксплуатации при условии хранения.
2. Моральный износ. Уменьшение стоимости основного капитала до окончания срока службы вследствие снижения затрат на его воспроизводство по мере того, как новые виды капитала начинают производиться дешевле, имеют более высокую производительность и технически более совершенны.
Факторы физического износа:
— степень нагрузки на основные фонды;
— уровень агрессивности окружающей среды, в которой они функционируют;
— уровень квалификации рабочих;
— условия осуществления и уровень организации производственного процесса.
Методы оценки степени физического износа:
1. Стоимостной метод. Основан на определении соотношения затрат на воспроизводство основного капитала в восстановительной стоимости.
2. Экспертный метод. Основан на оценке экспертами фактического технического состояния объекта.
3. Нормативный метод. Базируется на сравнении фактического и нормативного сроков эксплуатации соответствующих объектов.
Данная формула применяется, если :
Если или , то:
— возможный остаточный срок службы основных фондов сверх
— срок полезного использования основных фондов
Факторы морального износа:
— применение на родственных предприятиях более производительных машин и оборудования;
— особенности и масштабы производства.
Формы морального износа:
1. Первая форма. Характеризуется уменьшением стоимости воспроизводства средств труда. В этом случае машины той же конструкции производятся дешевле и переносят меньшую стоимость на готовую продукцию.
соответствуют первоначальной и восстановительной стоимости основных фондов
2. Вторая форма. Связана с производством новых, более совершенных средств труда, применение которых обеспечивает прирост экономического капитала
соответствуют производительности нового и старого оборудования
Моральный износ бывает:
Сущность и виды лизинга
— движимое имущество (оборудование, станки, машины, транспортные средства);
— недвижимое имущество (здания, сооружения).
— лизингодатель (продавец имущества);
По истечению срока лизинга лизингополучатель может:
— продлить договор на дальнейший срок;
— возвратить товар лизингодателю;
— выкупить объект (товар) по остаточной стоимости.
1. По периоду эксплуатации и сроком амортизации имущества
2. По способам приобретения имущества
3. По отношению к лизинговому имуществу
4. По территории деятельности
Функции з/п.
· Воспроизводственная – обеспечивает работников необходимыми благами для воспроизводства его рабочей силы т.е. способности к труду соответствующей сложности.
· Стимулирующая функция – устанавливает количественную зависимость размера з/п работника от его трудового вклада, качества труда и результата деятельности предприятия.
· Распределительная – обеспечивает распределение средств на благо труда между работниками и собственниками средств производства.
· Социальная – различные формы и размеры дефиренциации з/п соответствует представлениям работникам по её справедливости.
Принципы организации з/п:
· Опережающий темп роста производительности труда над темпом роста средней з/п.
· Равная оплата за равный труд.
· Повышение реальной з/п по мере роста эффективности производства.
· Дефиринциация з/п в зависимости от количества, качества условий труда, общественной его значимости, квалификации работников и трудового вклада.
· Материальная и моральная заинтересованность работников в результатах труда.
· Усиление социальной защищенности работников с помощью системы государственного регулирования.
Порядок формирования цен.
Первая стадия порядка формирования цен. Формируются отпускные цены:
С – себестоимость продукции.
КН – косвенные налоги включаемые в цену. (НДС и акцис)
Для подакцизных товаров НДС рассчитывается по следующей формуле:
На второй стадии отпускные цены включают оптовые надбавки бытовых активизаций.
Цопт = ОЦхоз НДС + ОН + НДСопт.с
ОН – оптовая надбавка сбытовых организаций.
На третьей стадии формируются розничные цены.
Црозн = ОЦбезндс + ТН + НДСторг.орг
ТН – торговая надбавка розничной торговой организации (устанавливается в процентах к отпускной цене производителя без НДС).
НДСторг.орг – налог розничной торговой организации.
52. Цели, задачи, стратегия и процесс ценообразования
Цели | Задачи | Уровень цен | |
Долгосрочные | Выживаемость | Сохранение существующего положения на рынке | Низкий |
Обеспечение окупаемости затрат | |||
Получение коротко срочной максимальной прибыли | Быстрое получение денежных средств (выручки) | Высокий | |
Максимизация прибыли в текущем периоде. | |||
Долгосрочные | Обеспечение высоко качества | Завоевание и сохранение лидерства по качеству | Высокий |
Максимизация сбыта | Увеличение объема продаж | Низкий |
Ценовые стратегии:
· Стратегия снятия сливок – установление максимально высоких цен, с начала появления нового товара. Снижение цен происходит после первой волны спроса.
· Стратегия проникновения на рынок – предприятие устанавливает более низкую цену, по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.
· Стратегия следования за лидером – цена на товар устанавливается исходя из цены предлагаемой главным конкурентам доминирующим на рынке.
· Стратегия скользящей цены – цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, а потом постепенно снижается по мере снижения спроса (для товаров массового потребления).
· Стратегия психологической цены.
Этапы процесса ценообразования:
· Постановка цели и задач ценообразования
· Определение издержек производства для установления минимальной цены на товар
· Анализ цен и качества конкурентов
· Расчет исходной цены
· Учет дополнительных затрат(фактор престижности товара, психология восприятия цены)
· Установление окончательной цены.
Принципы системного подхода
2) Системное управление качеством устанавливает связь между технологией обеспечения качества и требованиями, предъявляемыми к качеству с помощью четко сформулированных процедур и органов управления. Кроме тог, системное управление, учитывающее постоянные изменения требований и технологии качества, обеспечивает основу для уравновешивания требований и технологии посредством практического урегулирования процесса и совершенствования самой системы.
3) Системное управление качеством позволяет учесть весь комплекс взаимоувязанной деятельности по схеме «человек-машина-информация». Оно учитывает и взаимоувязывает влияние на качество широкого круга факторов: людских, материальных, технологических, производственных, информационных и финансовых.
4) Системное управление качеством устанавливает действие «обратной связи», на базе которой оценивается эффективность функционирования системы качества.
5) Системное управление позволяет однозначно определить группу общих показателей эффективности и экономичности, которые могут быть использованы при анализе работы.
6) Системное управление объективно предопределяет структуру необходимой системы качества.
7) Системное управление обеспечивает постоянный контроль системы качества.
Сущность и виды дохода
Доход – денежная оценка результатов деятельности результатов деятельности организации и предприятия в форме денежной суммы поступающей в её непосредственное распоряжение.
Доходы организации состоят из следующих частей:
· Доходы от реализации товарной продукции (выручка от реализации)
· Доходы от реализации других материальных ценностей включают выручку от продажи излишнего имущества и прочих активов предприятия. (нематериальных активов, ценных бумаг и т.к.)
Виды дохода.
· Общий доход – совокупная денежная сумма полученная предприятием от продажи определенного количества товара (работ услуг), операционных нерализационных доходов. TR = Q*P.
· Средний доход – выручка от реализации единицы товара. Он выступает как цена за единицу товара для покупателя и как доход единицы продукции для продовца. AR = TR/Q.
· Предельный (дополнительный) доход – добавочный доход к общем.
Сущность и виды прибыли
Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Виды прибыли:
Формирование прибыли
Распределение прибыли
Чистая прибыль распределяется предприятием самостоятельно в:
· Фонд накопления– финансирование капитальных вложений, прирост собственных оборотных средств, научно иследователькие и опытно-конструкторские работы, уплата процентов по долгосрочным кредитам.
· Фонд потребления– за счет которого частично формируется фонд социального развития предприятия для оплаты материальной помощи, санаторно-курортных путевок, лечение работников, строительство и ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений.
· Резервный (страховой) фонд – формируется дли покрытия непредвиденных расходов.
Сущность понятий «экономика» и «экономика организации»
Термин «экономика» в переводе с древнегреческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства».
Предметом экономики организации являются изучение, исследование поведения людей в процессе производства, распределения, потребления материальных благ в рамках конкретного предприятия, а также поиск эффективных путей использования ресурсов в процессе производства товаров и услуг.
В современных условиях организация(предприятие, хозяйствующий субъект, фирма, юридическое лицо) является первичной составляющей экономики.
По законодательству зарегистрированная в установленном законом порядке организация называется юридическим лицом.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).