Что значит экономические причины
Содержание:
Экономическое развитие является своеобразной основой для роста страны. И тот же экономический рост формирует благоприятные условия для повышения эффективности применения человеческого и интеллектуального капитала (то есть трудоспособного населения страны), создания новых технологий и развития инноваций.
Этапы экономического развития
В базовой экономической теории предполагается, что причиной развития является спрос. Развитие страны происходит в два этапа:
Сущность экономического развития
Экономическая теория посвящена изучению экономических систем, сформированных отдельными субъектами или их группами. В современном мире большинство стран используют рыночную модель отношений, при которой каждый субъект стремится к личной выгоде и действует отдельно и независимо от других экономических агентов. На макроэкономическом уровне национальные, глобальные и международные системы создают условия для экономического роста и развития.
Под экономическим развитием понимаются качественные изменения в структуре экономической деятельности, оказывающие влияние на социальную, политическую, научную, технологическую и другие сферы общества.
Экономическое развитие является основой для роста. Рост экономических систем связан с количественным изменением итоговых показателей экономической деятельности. Таким образом, без структурных изменений невозможно увеличить потенциал экономики. Кроме того, экономический рост создает условия, благоприятствующие внедрению новых технологий и более эффективному использованию человеческих ресурсов, что в конечном итоге позволяет экономической системе перейти на новый уровень существования.
Сегодня принято делить все страны на три группы в зависимости от уровня их экономического развития. Среди них
Развитые страны генерируют около восьмидесяти процентов мирового дохода и поэтому имеют возможность влиять не только на экономические, но и на политические процессы в мире.
Причины неравномерного экономического развития стран
За последние три столетия экономическое развитие стран развивалось неравномерно. В начале девятнадцатого века большинство населения мира имело примерно одинаковый уровень жизни, из которого выделялась только аристократия, имевшая богатство. С началом активной международной торговли и промышленной революции появился класс капиталистов, не относящихся к аристократии. Переход к машинному труду не только изменил благосостояние владельцев бизнеса. Это повлияло на социальные изменения в обществе и способствовало более глубокому разделению труда. Потребности населения начали расти и меняться. Свободный труд позволял людям создавать собственные сбережения.
С середины 1800-х годов доход на душу населения во всем мире увеличился в среднем в пятнадцать раз. Изменилась продолжительность жизни, и, что более важно, изменилось и качество жизни. В настоящее время в сельском хозяйстве занято только пять процентов населения по сравнению с почти девяносто процентами сельского населения того времени. Урбанизация, вызванная промышленной революцией, стимулировала развитие государственных услуг и тем самым повысила комфортность жизни людей.
Западное экономическое чудо было основано, прежде всего, на научно-техническом прогрессе. Еще одной причиной быстрого возникновения индустриального общества стало использование рыночных отношений, основанных на потребностях потребителей. До сих пор считается, что рынок способствует интенсивному развитию производства. Она освобождает экономику от компаний, которые не могут работать в современных условиях, и стимулирует существующие фирмы к развитию и поиску инновационных идей.
Таким образом, своевременная перестройка экономики на машиностроительную работу, поступательное развитие рыночных отношений позволили западным странам достичь высокого уровня экономического развития.
Причины экономического развития
В экономической теории принято считать, что экономика развивается циклически, что является частью ее естественного развития. Основной причиной такой зависимости является несоответствие между совокупным предложением и совокупным спросом в определенных временных интервалах. Поэтому все циклические события в экономике можно объяснить либо перенасыщением рынка при постоянном спросе, либо изменением потребностей общества при постоянном предложении.
Если предположить, что совокупный спрос является причиной экономического развития, то экономическая система пройдет следующие этапы:
Во время кризиса почти все экономические процессы стагнируют. Компании пытаются поддерживать свою жизнеспособность. Инвестиционная активность снижается практически до нуля. Уровень жизни падает, вся финансовая нагрузка ложится на государственный бюджет. Кризис благоприятен для экономики, потому что он оказывает на нее спасительное воздействие. Слабые фирмы обанкротились, и выживают только те, кто может приспособиться к новым требованиям рынка. Можно сказать, что кризис стимулирует экономическое развитие.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Причины экономического развития
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность экономического развития
Экономическая теория занимается исследованием хозяйственных систем, образованных отдельными субъектами или их группами. В современном мире большинство стран используют рыночную модель отношений, где каждый субъект стремится к личной выгоде, а также действует обособленно и независимо от других хозяйственных агентов. На макроэкономическом уровне национальные, мировые и международные системы создают условия для экономического роста и развития.
Под экономическим развитием понимаются качественные изменения в структуре хозяйствования, которые оказывают воздействие на социальную, политическую, научную, технологическую и другие сферы жизни общества.
Экономическое развитие создает фундамент для роста. Рост хозяйственных систем связан с количественными изменениями итоговых показателей хозяйственной деятельности. Таким образом, без структурных трансформаций невозможно наращивать потенциал экономики. Помимо того, экономический рост создает условия, способствующие внедрению новых технологий, более эффективному использованию человеческого ресурса, что в конечном итоге позволяет хозяйственной системе перейти на новый уровень существования.
Все страны в настоящее время принято делить на три группы по степени их экономической развитости. Среди них выделяют:
Готовые работы на аналогичную тему
Развитые страны формируют около восьмидесяти процентов мирового дохода, поэтому имеют возможность воздействовать не только на экономические, но и политические процессы в мире.
Причины экономического развития
В экономической теории принято считать, что экономика развивается циклически, что является часть ее естественной эволюции. Основная причина данной зависимости заключается в несоответствии совокупного предложения совокупному спросу в определенные временные промежутки. Поэтому любые циклические события в экономике объясняются с точки зрения перенасыщения рынка при сохраняющихся объемах спроса, либо изменением потребностей общества при сохранении существующего предложения.
Если считать, что причиной экономического развития является совокупный спрос, то хозяйствующая система будет проходить следующие этапы:
В периоды кризиса практически все экономические процессы находятся в стагнации. Фирмы стремятся к сохранению своей жизнедеятельности. Инвестиционная деятельность практически сведена к нулю. Уровень жизни падает, вся финансовая нагрузка ложится на государственный бюджет. Кризис полезен для экономики, так как действует на нее оздоравливающе. Слабые фирмы становятся банкротами, выживают только те, кто способен адаптироваться под новые требования рынка. Можно сказать, что кризис стимулирует экономическое развитие.
Причины неравномерного экономического развития стран
Неравномерное экономическое развитие стран сложилось в последние три столетия. К концу восемнадцатого века большая часть населения планеты имела примерно один уровень жизни, из них выделялась только знать, которая обладала богатствами. С началом активной международной торговли и промышленной революции стал формироваться класс капиталистов, которые не принадлежали к знатным сословиям. Переход к машинному труду изменил не только благосостояние владельцев предприятий. Он повлиял на социальные трансформации общества, способствовал более глубокому разделению труда. Потребности населения начали расти и видоизменяться. Свободный труд позволил людям формировать собственные сбережения.
С середины восемнадцатого века доход на душу населения в среднем по миру увеличился в пятнадцать раз. Произошли изменения в продолжительности жизни, а главное в ее качестве. Сейчас в сельском хозяйстве занято только пять процентов населения, хотя в тот период на земле работало почти девяносто процентов людей. Урбанизация, вызванная промышленной революцией, способствовала развитию коммунальных услуг, а значит, повышению комфорта уровня жизни человека.
В основе западного экономического чуда лежит, прежде всего, наука и технологический прогресс. Еще одной причиной быстрого становления индустриального общества стало использование рыночных отношений, ориентированность на потребности покупателей. До сих пор считается, что рынок способствует интенсивному развитию производства. Он очищает экономику от предприятий, не способных действовать в текущих условиях, а также стимулирует действующие фирмы к прогрессу и поиску новаторских идей.
Таким образом, своевременная перестройка экономики на машинный труд, поступательное развитие рыночных отношений позволили странам Запада выйти на высокий уровень экономического развития.
Что такое экономический спад простыми словами?
Развитие любого государства сопровождается достаточно динамичными условиями. Постоянно меняются показатели, определяющие эффективность хозяйственной деятельности. Экономическим спадом обычно называют временное состояние экономики, характеризующееся определёнными негативными последствиями, которое, как правило, сменяется подъёмом. Такими циклами отличается рыночная экономика. Колеблющиеся спрос и предложение вызывают повышение или снижение стоимости той или иной продукции.
Экономический спад как фаза цикла
Необходимо понимание того, что экономический спад является одной из фаз цикла, в котором выделяется четыре периода:
Период | Комментарий |
Подъём | Это период оживления после того, как достигнут самый низкий уровень. Отличается постепенным ростом объёмов производства. На этом этапе предполагается невысокий темп инфляции |
Пик | Деловая активность достигает вершины. Уровень безработицы в это время имеет минимальное значение. Иногда на пике наблюдается некоторая степень усиления инфляции |
Спад | Является рецессией в экономике, во время которой сокращаются производственные объёмы и коммерческая активность. Это вызывает рост безработицы |
Дно | Считается низшей точкой, которая характеризуется самыми низкими экономическими показателями хозяйственной деятельности. Чаще всего этот период длится не долго |
Спад в экономике — один из периодов цикла. По длительности эта фаза может быть короткой, средней или длинной. Регрессивный процесс может длиться в течение 2 – 3 лет, а может и 50 – 60 лет. Длительность экономического спада зависит от мер, предпринимаемых правительством той или иной страны.
Что такое экономический спад
В экономической теории термин «спад» («рецессия») обозначает отрицательную тенденцию, предваряющую кризис. Данный период отличается циклическим характером и может происходить в любой сфере хозяйственной деятельности. Рецессия сопровождается падением темпов производства в течение длительного времени.
Экономический спад отличается отрицательной или нулевой динамикой уровня ВВП. Наблюдается заметное снижение коммерческой активности и существенное замедление темпов развития. Снижение показателя ВВП подразумевает уменьшение объёма производства и потребления. Экономический спад – это неизбежный период. Один экономический цикл длится в среднем 10 – 15 лет.
Рецессия возникает при потере бизнеса или снижении доверия потребителей. Потеряв доверие, потребители или покупатели перестают покупать и переходят в защитный режим. При движении критической массы к знаку выхода начинается паника. Создаётся деструктивная нисходящая спираль.
Если вкратце, происходят массовые увольнения и растёт безработица, что замедляет розничные продажи. Падение заказов вызывает сокращение производства, это ещё увеличивает число увольнений. Для восстановления доверия обычно требуется вмешательство федерального правительства и Центрального банка.
Следует обратить внимание, когда снижается валовой внутренний продукт, это считается признаком рецессии. Но такая ситуация является причиной спада в очень редких случаях. О показателе ВВП сообщается по завершении квартала. К тому времени, когда ВВП получил отрицательное значение, экономический спад уже может начаться.
Предпосылки экономического спада
Для того, чтобы определить вероятность экономического спада существуют признаки, вызывающие его возникновение. Самыми важными предпосылками рецессии являются:
Основные факторы, вызывающие спад
Уровень развития страны оказывает влияние на длительность и разрушительность экономической рецессии. В государствах, которые активно добывают полезные ископаемые, рецессию может вызвать снижение цен на нефть, газ и другие экспортируемые ресурсы. Для компенсации потерь увеличиваются ставки налогов, снижаются расходы на социальные нужды. Подобные действия чаще всего приводят к значительному снижению производства.
В экономически развитых государствах экономический спад может возникнуть в результате изменений технологического уклада. Например, появляются и развиваются процессы по поиску, сбору и обработке информации. В этом случае технологический уклад подразумевает общее развитие научно-технического прогресса.
На вышеописанные причины возникновения рецессии невозможно влиять, так как они являются следствием объективных процессов в экономике. В сфере хозяйственной деятельности страны экономический спад происходит в любом случае. Но этот процесс в пределах одного государства способен повлечь за собой падение показателей экономики в других странах.
Есть и другие факторы, на которые влияют участники рынка. Экономический спад может начаться из-за сложностей в банковской системе. Например, коммерческие организации выдали слишком много кредитов, по которым не поступают платежи. В такой ситуации финансовые учреждения вынуждены повышать процентные ставки.
Период рецессии в экономике государства могут вызвать чрезвычайные обстоятельства, к примеру, военные действия или существенное изменение стоимости энергетических ресурсов. Выйти из подобных ситуаций поможет непосредственное участие государства вливанием денежных средств, а также поддержкой определённых отраслей и курса национальной валюты.
Последствия экономического спада
В результате экономического спада может появиться ряд проблем:
На рост уровня безработицы влияет значительное снижение производства. Существенно снижается потребность в большом количестве сотрудников, что приводит к волне многочисленных увольнений. Из-за снижения доходов население потребляет меньше продукции.
Значительно растёт задолженность юридических и физических лиц банковским учреждениям. Это ужесточает условия выдачи кредитов. В сфере промышленности и науки сокращается объём инвестиций, что способствует полному замедлению инновационного развития.
После вышеперечисленных событий происходит обесценивание денежных средств, иначе говоря, инфляция. Это вызывает недовольство граждан и снижает качественный уровень жизни населения. Государство прилагает усилия в поиске средств, при этом существенно растёт внешний долг.
Мировой экономический спад и меры воздействия
Спад в мировой экономике может начаться из-за нескольких причин таких, как:
Экономическая рецессия – явление временное. Существуют меры воздействия, способствующие сокращению этого периода:
Трудно прогнозировать, когда произойдёт экономический спад. Но вероятнее всего это будет комбинацией низких процентных ставок, создающих иррациональное изобилие в сфере инвестирования. Если ставки повысятся слишком рано или быстро, образуется пузырь, который вызовет панику и начало рецессии.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Экономическая причина
Экономические причины обусловлены необходимостью получать газ при наибольшем народнохозяйственном эффекте, причем, по всей системе, элементом которой является скважина. [1]
Экономические причины подразделяются на производственно-экономические и социально-экономические. [2]
Экономические причины можно разделить на два вида: причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой. [3]
Экономические причины заключены не в чем другом, как в тех громадных отливах и перемещениях рабочих масс, которые являются неизбежными спутниками капиталистического производства. Еще Маркс указал на экономический механизм, который при помощи промышленных кризисов и связанных с ними сокращений и расширений производства приводит к необходимости существования резервной армии пролетариата и перебрасывает огромные массы рабочих из одного производства в другое. [5]
Экономические причины могут считаться коренными уже хотя бы потому, что и самая нищета относится к области экономических явлений. [6]
Экономическими причинами изменения политики США было то, что США неизмеримо разбогатели в годы войны. [9]
Эти экономические причины суть: явная тенденция к господству, заметное преимущество, достигнутое уже в патриархальный период, и другие пересказы самого этого факта, которые только увеличивают наше затруднение, так как благодаря возрастанию числа случаев, приводимых г-ном Прудоном для объяснения факта, увеличивается число фактов, требующих объяснения. Но г-н Прудон еще не исчерпал всех так называемых экономических причин. [10]
Каковы экономические причины возникновения рынков денежных средств. [11]
Из перечисленных экономических причин в настоящее время менее всего проработаны проблемы риска и неопределенности в предпринимательстве, что, безусловно, приводит к сдерживанию бизнеса, как такового. Именно поэтому данные вопросы, по мнению авторов, представляют наибольший интерес. [13]
По экономическим причинам происходит задержка внедрения новых технологических процессов, в частности, замеш предварительного хлорирования озонированием, что привело бы к резкому снижению содержания в воде хлорорганических углеводородов, сорбции на активном угле, флокуляции и ряде других. [15]
Экономические причины
Введение
Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме
Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему.[1] Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.
Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.
Главная цель работы: исследование причин возникновения налоговых правонарушений и анализ эффективности методов борьбы с ними.
Основные задачи работы:
1. Проанализировать сущность понятия «налоговое правонарушение».
2. Исследовать причины уклонения от уплаты налогов, ведущие к нарушению налогового законодательства.
3. Рассмотреть виды ответственности за налоговые правонарушения.
Понятие налогового правонарушения.Признаки налогового правонарушения.
Обязанность своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги общеизвестна. Однако это лишь одна из множества обязанностей налогоплательщиков, за неисполнение или недобросовестное исполнение которых законом предусмотрена ответственность.
Статья 106 Налогового кодекса РФ определяет налоговое правонарушение как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».
Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.
— Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах. Какие бы то ни было действия, не связанные с нарушением законодательства, не могут квалифицироваться как правонарушения.
Причины уклонения от уплаты налогов
Основные факторы, толкающие организацию к выходу из-под действия правовых норм, контроля государства и переходу в теневой оборот, следующие: нестабильность политической и экономической ситуации, несовершенство действующего законодательства, несоответствие размера налогового давления качеству обеспечения государством условий для ведения бизнеса, невысокая эффективность судебной системы и системы исполнения судебных решений, низкий уровень правовой и организационной культуры, некоторые исторические традиции.
И все же, работа предприятий именно в рамках легального оборота дает возможность организации формировать имидж на рынке, иметь кредитную историю, обращаться за защитой нарушенных и оспариваемых прав в судебные и исполнительные органы, избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми и иными контролирующими органами. Откуда же берутся факторы, толкающие предприятия к нарушению налогового законодательства?
Попробуем более детально разобраться в причинах, побуждающие налогоплательщика уклоняться от налогов. Эти причины могут быть различны, условно их можно подразделить на:
Моральные; политические; экономические; технические.
Разделение довольно условное, все причины тесно связаны между собой и зачастую именно несколько причин оказывают решающее значение на выбор налогоплательщика в пользу уклонения от уплаты налогов.
Моральные причины
Говоря о моральныхпричинах, следует заметить, что ослаблению моральных критериев в отношении налогоплательщика и государства нередко способствует сам законодатель. Одна из декларируемых целей проводимой сегодня налоговой реформы – ослабление фискальной нагрузки на производителей и граждан. Между тем пока данная установка реализуется с «точностью до наоборот».
Задача по облегчению налогового бремени не может решаться абстрактно. Она затрагивает решение таких вопросов, как сокращение «теневой» экономики, обеспечение равномерности налоговой нагрузки, гармонизации федеральных, региональных и местных налогов, реализации такого императивного требования социальной политики, как общее повышение доходов трудящихся. Пока же социальное налоговое бремя в России довольно высоко.
Во-первых, единая 13-процентная ставка налога на доходы физических лиц ничего не дала основной массе населения – те, кто получал до 50 тыс. руб. в год, и раньше платил 12%. В советское время ежемесячный доход в размере 70 руб. не облагался налогом. Такой сравнительный минимум сейчас составляет порядка 2,5 тыс. руб. в месяц.
Во-вторых, единый социальный налог, который теперь платят работодатели и, который включается в себестоимость продукции, может превышать 35% и на дает предпринимателям возможности достойно оплачивать труд наемных работников.
В-третьих, в стране установлен крайне низкий налогооблагаемый минимум доходов граждан, в несколько раз меньший, нежели прожиточный минимум.
В-четвертых, следует принимать во внимание соотношение налоговых ставок с уровнем заработной платы, которая в среднем по России недотягивает до двух прожиточных минимумов. Даже 13% с таких «копеек» – это много.
Таким образом мы видим, ярко выраженную регрессивность налогового обложения: доходы в виде заработной платы, на которые живет основная масса населения, несут почти стопроцентное налоговое бремя – налог с физических лиц, НДС, таможенные пошлины, взносы по социальному страхованию, в то время, как получатели наиболее высоких доходов в форме приватизации госсобственности, операций на фондовом и валютном рынке, в торговле, от экспортных операций, платят налоги в минимальных размерах.
Налоговый закон не является общим в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков, в результате чего, последние оказываются в более выгодном положении. К сожалению, нельзя сказать и о постоянстве налоговых законов: изменения и дополнения в Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций с момента его издания в 1991 г. вносились 12 раз, а в Закон о налоге на добавленную стоимость – 17 раз (за 5 лет его существования).
Постоянное изменение налогового законодательства снижает авторитет налоговых законов, а это, в свою очередь, вызывает у налогоплательщиков своеобразное ощущение необязательности их исполнения. Одной из основных причин налоговых правонарушений является нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе вообще, низким уровнем правовой культуры, а также обыкновенной корыстной мотивацией.
Многие управленцы попросту разворовывают активы предприятий, живут по принципу «после нас хоть потоп»: ожидать от них расширения производства и, следовательно, увеличения налогооблагаемой базы наивно, если они сами не станут собственниками руководимых ими предприятий.
Особая ситуация складывается с естественными монополиями: они платят или на платят налоги по договоренности с государством. Объясняется это тем, что не только они должны государству, но и оно им (например, за поставку тепла, электроэнергии, транспортные услуги, оказываемые по решению властей).
Похоже, возникла необходимость восстановить эту утраченную «связь». Возможно, что со школьной скамьи необходимо давать не только основы права, но и разъяснять основные принципы существования общества, формирования его доходов и расходов. До сих пор услуги образования и здравоохранения считаются «бесплатными». Пора признаться, что «бесплатных» услуг не существует, а чтобы предоставить любую услугу, необходимо предусмотреть ее стоимость и средства (средства – бюджет –налоги).
Налоговые законы не всегда соответствуют основным принципам законодательства – всеобщности, постоянству, беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов. Кроме того, в случае установления высокой ставки налога налогоплательщик воспринимает её как выражение подавления и считает себя вправе ему сопротивляться.
Политические причины
Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем уклонения от уплаты налога оказывают определенное противодействие господствующей группе, классу.
Политические причины подталкивают налогоплательщика к уклонению от уплаты тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. для обеспечения своей функции, но и как инструмент социальной или экономической политики.
Примером использования налогов, как инструмента социальной политики может быть такой пример: класс, стоящий у власти, использует налоги для подавления другого класса – не властвующего. Уклонение от налогов выступает как форма сопротивления такому подавлению.
Как инструмент экономической политики использование налогов проявляется в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике, и, наоборот, понижают налоги на другие отрасли, более перспективные или слаборазвитые с целью их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, где налоги повышены, стараются уклонится от их уплаты. Цель – сохранение отрасли или предприятия в целом, определенный протест или противодействие господствующему классу, а может быть просто корысть.
Юридической общественностью активно обсуждается проект постановления об объявлении так называемой экономической амнистии.1 Амнистировать в общем смысле этого слова означает простить и забыть. Но речь идет о прощении тех, кто выполнит условия, предложенные ему Государственной Думой, так как именно к ее ведению согласно ст. 103 Конституции РФ относится объявление амнистии.
Одним из приемлемых вариантов экономической амнистии является распространение ее на тех лиц, которые скрывали доходы от налогообложения. Условием является заявление этих лиц о своих фактических доходах, о наличии у них имущества и уплата налогов по нынешним ставкам, а не по тем, которые были установлены в прежние времена и считались несправедливо завышенными. Хотя вряд ли такое решение будет справедливым в отношении лиц, исправно плативших налоги.
Следует заметить, что речь может вестись лишь о тех средствах, которые не были незаконно получены, но были незаконно удержаны, т.е. не уплачены в качестве налога. Проектом постановления об амнистии предполагается, что по незадекларированным средствам в период действия амнистии возбуждение уголовных дел производится на общих основаниях. Означает ли это, что если то или иное лицо заявило о нахождении у него имущества, не указав при этом, как оно приобретено, уголовное дело против него возбуждаться не должно? А если затем выяснится, что задекларированное имущество похищено либо получено в качестве взятки, то почему вор и взяточник не должен нести ответственность за преступление, в результате которого незаконно обогатился? Интересная мысль высказывается в отношении физических лиц, заявивших о наличии у них имущества, полученного не установленным путем: они в полном объеме выполняют налоговые обязательства, установленные законодательством, а также на три года кредитуют Правительство России двадцатью процентами суммы заявленного имущества посредством помещения этих 20% на счет в уполномоченном банке.
А вот еще некоторые возможные положительные моменты проведения амнистии:
— добровольно возвращается значительная часть средств обществу и государству;
— ограничение теневой экономики не подлежит чисто административному регулированию, эта область регулируется только экономическими методами;
— легализация неофициальных доходов граждан способствует увеличению доходной части бюджета и инвестиций в экономику.
Все понимают, что необходимость принятия такого нормативного акта об амнистии назрела, но возникает слишком много вопросов ввиду неопределенности и двойственности применения амнистии. Прежде чем принять решение по этому вопросу необходимо взвесить все «за» и «против», принять во внимание как моральные, так и политические аспекты, определить экономический эффект, попытаться спрогнозировать последствия.
Экономические причины
Экономические стимулы уклонения от налогообложения, как правило, являются определяющими. Налогоплательщик сравнивает экономические последствия уплаты налога и применения санкций. Естественно, чем выше ставка налога и ниже размер санкций, тем выше экономический эффект от уклонения.
С другой стороны, чем хуже экономическое положение налогоплательщика, тем выше побудительные мотивы уклонения.
Во-первых, выполнение всех налоговых обязательств может ухудшить и без того сложное экономическое положение субъекта вплоть до критического. Уклонение от налогообложения может рассматриваться также налогоплательщиком как единственный шанс выжить.
Во-вторых, применение санкций к экономически слабому субъекту, хотя и может разорить его, все же угроза потерять все может быть менее существенна, чем угроза применения санкций к динамично развивающемуся субъекту, который при этом лишается реальных перспектив.
В-третьих, наблюдается неравновесное возложение основной массы налогового бремени на производительные отрасли1. Крупные промышленные предприятия в основном работают на низкой прибыльной марже и к тому же не имеют возможностей скрывать свою деятельность от налогового контроля, в то время как основная масса доходов формируется в сфере торговли, финансовых и фондовых операций, экспорта, рекламы, где контроль налоговых органов особенно слаб и прибыли легче укрыть от налогообложения.
В четвертых, в России по-прежнему гипертрофированна роль косвенных налогов и налогов с выручки. Наблюдается тенденция к повышению доли прямых налогов, отмечается стремление охватить прямым налогообложением основную массу населения, включая десятки миллионов получателей низких доходов, которые во всех высоко и среднеразвитых странах не только не считаются налогоплательщиками, но наоборот, имеют право на получение прямой поддержки от государства.
Экономические причины можно условно разделить на зависящие от финансового состояния налогоплательщика и порожденные общей экономической конъюнктурой.
Существенно возрастает практика уклонения от налогообложения в периоды экономических спадов, что объясняется не только ухудшением материального положения самих налогоплательщиков, но и потребителей их продукции, работ, услуг, в результате чего сокращается возможность переложения налога путем повышения отпускных цен. В периоды экономических кризисов руководство любой страны вынуждено предпринимать соответствующие меры для стабилизации экономики. Чаще всего это достигается строгой регламентацией рынка и рыночных отношений путем установления фиксированных цен на отдельные группы товаров. В такие периоды наряду с государственным легальным рынком параллельно появляется неуправляемый «черный» рынок, который действует по своим законам и в нарушение установленных государством правил. Сделки, совершаемые на этом рынке, налогообложению не подлежат, т. к. не могут быть проконтролированы государством. Соблазн у предпринимателей работать на таком рынке достаточно велик.
Технические причины
Технические причины уклонения от налогообложения связаны, прежде всего, с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии проконтролировать каждую хозяйственную операцию, проверить достоверность каждого бухгалтерского документа. На территории России действует значительное количество налоговых актов. В силу различных причин многие из них не соответствуют требуемым критериям и общеправовой культуре построения закона1.
Такими причинами являются:
-существование нескольких самостоятельных институтов, которые формируются по мере жизненной необходимости и регулируются стихийно (институт налоговой ответственности, институт разграничения федерального и местного налогового законодательства, институт соответствия бухгалтерского и налогового учета, институт налоговой отчетности).
-множество действующих актов регионального и местного законодательства несовершенно и вступает в противоречие с федеральными законами. Региональные и местные законодательные органы из-за ограниченного количество специалистов в области законотворческой деятельности не имеют возможности подготовки качественных нормативно-правовых актов. Привлекать специалистов федерального масштаба не позволяют материальные средства.
-сложность технико-юридической конструкции нормативно-правовых актов, регулирующих порядок определения налогооблагаемой базы и исчисления различных налогов. Некоторые налоговые нормы достаточно сложны математически, связаны с методикой расчетов.
К уклонению от уплаты налога в связи с несовершенством налогового законодательства весьма близко другое понятие – избежание налога (налоговое планирование). Налоговое планирование – это использование физическими или юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. Иными словами это законный способ обхода налогов с применением всех допустимых законом налоговых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Налогоплательщик имеет право использовать все допустимые методы, в том числе пробелы в законодательстве, для сокращения платежей в бюджет и, следовательно, сохранения собственности. Все сомнения в налоговом законодательстве должны трактоваться в пользу собственника, налогоплательщика. Это является реальным выражением принципа неприкосновенности частной собственности и выступает гарантией от произвола государства.
Остановимся подробнее на существующих направлениях налогового планирования.
Первое направление – это выбор оптимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения.
Во всем мире компании, несущие неограниченную ответственность по своим обязательствам, платят меньше налоги, чем фирмы с ограниченной ответственностью. По российскому законодательству компания, зарегистрированная в качестве общества с ограниченной ответственностью, акционерного товарищества или товарищества на вере, несет ограниченную ответственность и подпадает под мощный налоговый пресс. Регистрация фирмы в виде полного товарищества избавляет от двойного налогообложения прибыли и дает ряд льгот по налогам (налог на имущество, НДС).
Второе направление – это выбор места для размещения или регистрации фирмы с точки зрения уровня налогообложения.
Третье направление – тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с ее производственной, коммерческой и финансовой деятельностью компании.
Четвертое направление – это оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики, которая может обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных ранее налогов.
В соответствии с Налоговым кодексом к налоговой ответственности могут быть привлечены как юридические, так и физические лица. Причем последние могут привлекаться к налоговой ответственности с 16 лет. Ответственность по Налоговому кодексу для физических лиц наступает в том случае, если их деяния не содержат признаков состава преступления (ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством.
Основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.
Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.
Привлечение лица к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности по уплате (перечислению) соответствующих сумм налога и пени.
Следует сказать о принципе презумпции невиновности налогоплательщика (налогового агента). Согласно этому принципу он считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока обратное не будет доказано в предусмотренном федеральным законом порядке и установлено вступившим в законную силу решением суда. При этом привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Эта обязанность возложена законом на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Таковы, очень коротко, положения законодательства, определяющие общие правила и порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Теперь перейдем к обзору составов правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения (по месту жительства, если речь идет о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), по месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (ст. 83 НК РФ).
Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по месту нахождения (по месту жительства) налогоплательщика в течение 10 дней после его государственной регистрации. 30-дневный срок установлен для подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (срок начинает течь с момента создания такого подразделения) и по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств (срок исчисляется с момента регистрации имущества).
Несоблюдение вышеуказанных сроков является налоговым правонарушением, за которое статьей 116 НК РФ предусмотрен штраф в размере 5000 рублей, а в случае нарушения срока подачи заявления более, чем на 90 дней, размер штрафа дваивается.
Факт осуществления деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе расценивается уже не просто как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, а как уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК РФ).
За такое правонарушение с виновного взыщут 10 процентов всех доходов, которые были получены им за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет, причем независимо от размера этих доходов взыскиваемая сумма не может быть меньше 20000 рублей.
Если деятельность без постановки на налоговый учет продолжается более трех месяцев, с правонарушителя взыщут не 10, а 20 процентов тех доходов, которые были получены им в период деятельности без постановки на учет более90дней.
В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии (закрытии) счетов в банках. Несоблюдение этого правила в соответствии со ст. 118 НК РФ влечет для налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя ответственность в размере 5000 рублей(ст.118НКРФ).
Срок уплаты налога является обязательным элементом налогообложения и устанавливается для всех налогов. Также по отношению ко всем налогам установлены сроки представления соответствующих налоговых деклараций. Нарушение этих сроков (ст. 119 НК РФ) наказывается взысканием пяти процентов от подлежащей уплате суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации. Взыскиваемая санкция не может быть менее 100 рублей и более 30 процентов от подлежащей уплате в соответствии с декларацией суммы налога.
Если декларация не представлена в течение более 180 дней со дня окончания срока, установленного для ее представления, размер санкций существенно увеличивается. С налогоплательщика будет дополнительно взыскано не только 30 процентов от суммы декларированного налога, но и по 10 процентов от этой суммы за каждый (в том числе и неполный) месяц, начиная с 181 дня непредставления декларации.
Действующим законодательством установлены правила ведения организаций учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения считается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, а также несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений (при условии, если такое нарушение допущено более одного раза в течение календарного года).
Наказывается подобное правонарушение (ст. 120 НК РФ) штрафом в размере 5000 рублей, штрафом в размере 15000 рублей (при условии совершения указанного правонарушения в течение более одного налогового периода) либо штрафом в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей (если следствием грубого нарушения правил учета явилось занижение налоговой базы).
Еще одним правонарушением, направленным на воспрепятствование осуществления налогового контроля, является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для проведения налоговой проверки (статья 126 НК РФ). Данное правонарушение может быть совершено как субъектом налоговой проверки, так и любой другой организацией, располагающей сведениями о проверяемом.
Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно обязано в соответствии с НК РФ сообщить налоговому органу, является самостоятельным составом правонарушения и в соответствии со ст. 129-1 НК РФ наказывается штрафом в размере 1000 либо 5000 (при совершении правонарушения повторно в течение года) рублей.
Лицо, вызванное в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении и не явившееся по вызову без уважительных причин либо уклоняющееся от явки, наказывается штрафом в размере 1000 рублей. В три раза больший штраф предусмотрен за ложные показания свидетеля или неправомерный отказ от дачи показаний.
Наказуемым являются также ложное заключение эксперта или ложный перевод переводчиком (штрафа за такие правонарушения составляет 1000 рублей). При отказе от участии в проведении налоговой проверки лицо, привлеченное в качестве эксперта, специалиста или переводчика будет подвергнуто штрафу в 500 рублей. Составы указанных правонарушений определены в статьях 128 и 129 Налогового кодекса.
Наконец, вероятно, наименее распространенным является налоговое правонарушение, связанное с несоблюдением правил исполнительного производства по делам о налоговых правонарушениях и предусмотренное статьей 125 НК РФ. Растрата, сокрытие или отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест) имущества, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Итак, мы привели полный перечень налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом. Тем не менее приведенный перечень не исчерпывает всех мер ответственности, которые могут быть применены к налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах. При определенных обстоятельствах несоблюдение налогового законодательства может повлечь для правонарушителя и уголовную ответственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:
1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.
2. Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.
Так согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.
Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вин его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.
3. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении. Прежде всего, это вязано:
— с несоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126 Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушает положение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом. В связи с эти обстоятельством мы предлагаем санкцию по п.1 ст.126 Кодекса изложить в следующей редакции: «влечет взыскание штрафа в размере 50рублей за просрочку в предоставлении совокупности документов, если законодательством о налогах и сборах или подзаконными актами налогового органа предусмотрено предоставление сведений и документов в совокупности (в едином файле, под единым реестром), а так же штрафа в размере 50рублей за просрочку в предоставлении каждого документа, если вина лица за просрочку в предоставление документ будет установлена отдельно от вины за просрочку в предоставлении других документов.