Что значит экологичный бизнес
Экологизация бизнеса: что дает, зачем нужна, как внедрить
Чтобы уверенно развиваться, бизнесу нужно становиться экологичным. Потребители все чаще отдают предпочтение продуктам, произведенным с минимальным ущербом для окружающей среды.
Экологичный бизнес привлекает потребителей
Разные опросы и исследования показывают, что потребителей серьезно волнует проблема экологии. Это актуально для всех поколений, включая Y и Z. Люди средних лет и молодежь указывают на то, что деятельность компаний в области экологии влияет на их решение о покупках.
Потребители делают выбор в пользу экологически чистых продуктов. К тому же многие респонденты отмечают, что не готовы работать на предприятиях, которые не заботятся об окружающей среде.
Как итог, бизнес начинает использовать Green marketing (зеленый маркетинг) для продвижения своих продуктов и услуг. Фокус на экологии дает предприятиям конкурентное преимущество на рынке.
Можно начать со сдачи макулатуры
В ходе деятельности практически любых предприятий накапливается макулатура, которую можно сдавать по хорошим ценам в специализированных компаниях. Это комплексная услуга, предусматривающая вывоз ненужных бумажных отходов, разгрузку, взвешивание и быструю оплату. Что можно сдать:
Это простой пример того, как бизнес может становиться экологичным. В целом экологизация бизнеса предусматривает принятие мер, снижающих негативное воздействие на окружающую среду. Сдача макулатуры может стать первым шагом, но стратегию нужно развивать и дальше.
Как предприятию сдавать пластиковые отходы
Кроме макулатуры деятельность предприятий может предусматривать накопление отходов из пластмассы, представляющих серьезную угрозу для экологии. Благодаря работе специализированных компаний всегда есть возможность сдать пластик в любых объемах. Принимаются разные виды пластиковых отходов:
Начать реализовать стратегию экологизации бизнеса достаточно просто, главное, захотеть следовать этому тренду. Дня начала нужно установить конкретные цели – точный план по реализации решений, помогающих сократить негативное воздействие на окружающую среду. Составьте список отходов, которые генерирует предприятие, заключите договор с компанией, принимающей пластик, макулатуру и другое сырье.
Устанавливайте специальное оборудование, например, пресс, с помощью которого можно прессовать отходы и продавать их по более высоким ценам. Решений много, консультируйтесь со специалистами и внедряйте стратегию Green marketing – это перспективное направление для любого бизнеса.
Может ли экологичный бизнес быть прибыльным в России? 6 факторов, на которые надо обратить внимание
Движение снизу вверх
В последние несколько лет интерес к защите окружающей среды и устойчивому развитию охватывает все больше людей. Причем запрос на экологичность идет снизу, от потребителя. Люди не только начинают организовываться самостоятельно — сортируют вторсырье, отказываются от использования пластиковых пакетов, сдают одежду на переработку, но также предъявляют определенные требования по уменьшению негативного воздействия на природу к государству и частным компаниям, в том числе малому и среднему бизнесу.
На первый взгляд может показаться, что спрос на экологичность должен быть выше там, где выше уровень жизни. Люди решили насущные вопросы, и у них появилось время подумать о более глобальных проблемах. Однако на самом деле все скорее наоборот. Я много путешествовал по миру и видел разные экологичные решения в самых небогатых регионах. В Пакистане полностью запрещено использовать пластик для упаковки, в ЮАР запрещены пластиковые пакеты, в Мексике — пластиковые трубочки. И объяснение здесь простое: в менее развитых странах мотивация у людей выше, потому что там нет умной системы переработки и раздельного сбора мусора, они видят последствия загрязнений своими глазами и хотят действовать.
Подобную тенденцию мы наблюдаем и в России: в регионах малый и средний бизнес больше интересуется экологической повесткой, чем в городах-миллионниках, по аналогичной причине — там гораздо меньше крупных программ и инициатив как со стороны государства, так и со стороны крупных компаний, чем в столице. Люди понимают, что если хочешь изменить что-то вокруг, то рассчитывать нужно в первую очередь на себя.
Если говорить о нише нашей компании — производство перерабатываемой одноразовой упаковки для кофеен, то спрос со стороны регионов очень большой. Мы продаем в регионы 70% нашей продукции, наши крышечки для кофейных стаканов навынос есть в 100 городах — от Махачкалы до Южно-Сахалинска, и мы ежемесячно наблюдаем прирост на 30–40 клиентов именно из небольших городов, далеких от центра. При этом наши клиенты — это предприниматели, занимающиеся мелким и средним бизнесом. Они видят, что экоупаковка дает им конкурентное преимущество. Да, она несколько дороже пластиковой, но эти затраты окупаются буквально за счет двух-трех дополнительно проданных чашек кофе в день (это реальные, а не гипотетические цифры). Зато такой бизнес начинает выделяться среди других кафе/ресторанов города, туда идут люди, они постят фото со стильными крышками в Instagram — у кофейни растет социальный капитал и количество посетителей. Фактически использование экорасходников дает возможность каждому бизнесу внести свой посильный вклад в сохранение чистоты планеты. Ключевое слово здесь «посильный» — можно заботиться об экологии, не вдаваясь в экоактивизм и оставаясь бизнесом, то есть получая прибыль.
Как одноразовое может быть экологичным
Стаканы для кофе навынос и пластиковые крышки — один из самых распространенных видов одноразовой посуды. Снаружи стаканы выглядят как бы «экологичными». Люди думают, что они бумажные. На самом деле, чтобы бумага не размокла, они покрываются полиэтиленом (PE) или слоем биопластика (PLA). Код переработки у такой продукции C/PAP 81, срок полного разложения — до 1000 лет и до 400 лет соответственно. Такая упаковка относится к сложнейшему виду вторичного сырья из бумаги и полиэтилена. В России она практически не перерабатывается, так как у нас есть всего четыре основных переработчика подобных смешанных материалов. Если стакан с покрытием PE или PLA или крышка из PE или PLA попадут на полигон (а он, скорее всего, туда и попадет, так как заводов слишком мало и переработка экономически невыгодна) или просто с ветром улетят в лес, то они останутся там в виде мусора или разложатся на еще более мелкий пластик. Продукция из простого картона имеет код переработки PAP 21. Срок ее полного разложения — 90 дней, и она принимается на 2500 существующих в России перерабатывающих предприятий.
Но, оказалось, есть еще варианты производства одноразовой упаковки. Мы используем для производства крышек сырье багассу — это продукт, который образуется при отжиме сока из сахарного тростника. Раньше ее считали отходом, но затем стали использовать для разных производств. Продукты из этого сырья полностью компостируемые и могут идти на вторичную переработку.
Стаканы мы делаем из финского картона. Он производится из первичных древесных волокон и веществ, которые используются в производстве картона и бумаги в качестве связующих компонентов. Этот материал с защитой на водной основе идентичен любому другому стандартному картону. Стаканы можно переработать и использовать повторно до семи раз. Сырье впоследствии используют для производства гофрокартона, салфеток, вторичного картона и многого другого.
Конечно, одноразовые продукты не решают проблему использования одноразовой упаковки вместо многоразовой. К сожалению, даже в Европе, где уже существуют государственные программы по снижению использования одноразового пластика, пока не получается сделать все одномоментно. Например, по данным «Правда кофе», в России из своего стакана пьют кофе всего 0,95% покупателей. Цифры в Европе чуть лучше, но все равно невелики: Starbucks в UK говорит о 1,8%, Costa — об 1%. И даже двукратное увеличение этих показателей не изменит ситуацию кардинально. Поэтому идея переосмыслить одноразовую упаковку и предложить альтернативу, доступную для массового использования, не лишена смысла.
Потенциальная аудитория экобизнеса
Готовы ли люди больше платить за экологичные товары? Опросы показывают, что скорее да, чем нет. Например, согласно данным исследования PWC, 86% российских потребителей готовы заплатить дополнительную сумму, покупая «экологически чистые продукты» — товары, которые прошли независимую сертификацию и имеют экомаркировку, 46% готовы платить надбавку за экологичную упаковку, а 79% — доплатить за экологически чистые непродовольственные товары.
Это же исследование дает другие интересные цифры для анализа. Считается, что экологичные товары рассчитаны скорее на молодежь. Но на самом деле, как мы видим, разброс в цифрах не такой уж большой. На вопрос, готовы ли вы платить больше за экологически чистые непродовольственные товары, ответы, согласно исследованию, распределились по возрастным группам так:
Если говорить о старшем поколении, то мы помним, что в Советском Союзе большое внимание уделялось раздельному сбору и переработке. Собирали стеклянные бутылки, макулатуру, сдавали их, повторно использовали, а люди получали за это небольшое вознаграждение. Например, за сданную макулатуру можно было получить хорошие книжки. С учетом происходивших в России перемен людям и компаниям стало не до того. Но сейчас этот посыл возвращается. Люди в целом готовы к переходу на более устойчивые решения, но многое зависит и от того, каким образом их предлагают, реализуют и позиционируют компании.
Фото: Rathaphon Nanthapreecha/Pexels
Один год за пятилетку — так не работает
Важно давать людям возможность выбора, не требовать резко отказываться от привычного, не вызывать у людей чувство вины от того, что они не ведут идеальный экологичный образ жизни. Необходим постепенный плавный переход, пример которого показывают многие из наших коллег. Например, в Москве работает магазин ZeroWasteShop, в котором можно купить разные товары без упаковки. Они выбрали дружелюбный tone of voice, рассказывают, в чем суть философии zero waste и как можно влиять на сохранение экологии, просто покупая, например, мыло без обертки. Они показали, что экологичное может быть модным и привлекательным. Мы тоже рассказываем клиентам, что даже крышка для стаканчика кофе — это уже небольшой шаг в сторону устойчивого бизнеса, и с этого можно начинать. Несмотря на то что крышки — это всего лишь деталь, с одной кофейни за год может собраться около полутонны пластика.
Диалог экоактивистов и предпринимателей
Гринвошинг — термин, который описывает решения, которые на первый взгляд кажутся экологичными, но на самом деле их конечное воздействие на природу, так называемый итоговый футпринт, оказывается еще больше. Проблема в том, что сейчас гринвошингом клеймят любые компании, работающие с темой экологичности, если они не предлагают мгновенного решения всех проблем. Мы тоже сталкивались с таким обвинением, поскольку наш продукт не решает проблему использования одноразовой упаковки в пользу многоразовой.
Здесь важно сказать, что мы поддерживаем подход «многоразовости», но даже в Европе, где существуют государственные программы по снижению использования одноразового пластика, пока не получается сделать все одномоментно. При этом в ряде стран экоактивисты помогают предпринимателям. У нас же предприниматели, рискнувшие пойти в тему экологии, сталкиваются с массой критики, и это создает существенные препятствия для развития. Выходом из такой ситуации может стать только конструктивный диалог и взаимодействие экоактивистов и предпринимателей.
Выбор экониши
Говоря о прибыльности экологичного бизнеса, нужно учитывать его специфику. Экологичное сырье и расходные материалы всегда стоят дороже, но в зависимости от вида производства цена будет значительно различаться. Скажем, одежда из экотканей будет обходиться и предпринимателю, и потребителю существенно дороже, чем экоупаковка, и это нужно понимать.
Мы видим, что тренд набирает силу, что запрос на экотовары есть как от потребителей, так и от предпринимателей. Однако какая ниша окажется наиболее востребованной и прибыльной в перспективе, предсказать сложно. Простого решения здесь нет. Нужно обладать экспертизой в той области, где бизнес хочет развиваться, искать, какие преимущества он может предложить рынку. Сложнее всего приходится в тех сферах, где нужно формировать спрос в более дорогом экологичном решении. Например, мы предлагаем заменить пластиковые крышки на прочные бумажные высокого качества: рынок кофеен есть, мы формируем новую потребность.
Кроме того, для оценки спроса важно смотреть не только на прямые рынки, но и искать потенциальные возможности. Например, если говорить про потребление кофе, то в нашей стране явно выросла его популярность — в прошлом году объем потребления обогнал традиционный чай. При этом в России среднее потребление кофе на душу населения составляет всего около 2 килограммов в год, а в той же Финляндии — 12 килограммов в год. Представляете, какой еще потенциал остается невостребованным? Значит, в ближайшие три-пять лет этот рынок будет очень сильно расти.
Бизнес трансформируется, и тренд на экологичность становится одним из звеньев этой новой реальности. На первый план выходят качество продукта и лицо бренда. Посмотрите, например, на «Тесла». Они вышли на рынок с монопродуктом и добились успеха в своей нише, хотя построили бизнес не на традиционной модели.
Что интересно, в России на рынке очень мало экспертов в сфере устойчивого развития — может быть, человек сто на всю страну (по оценкам руководителя направления устойчивого развития Danon в России и СНГ Василия Фокина), а крупных компаний и корпораций — тысячи. Во многих из них система устойчивого развития еще не сформирована, что дает большие возможности для стартапов и предприятий малого и среднего бизнеса, которые помогают большим брендам сделать производство более экологичным. Это можно считать одной из важных тем внутри тренда на экологичность, на которую крупные компании могут рассчитывать.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
«Бизнес может быть экологичным, может не быть, но хуже всего — экологичность для вида»
Екатерина Егорова о том, как экологичный подход в бизнесе может приносить выгоду и привлекать клиентов и почему раздельный сбор мусора — это еще не всё.
Экологичность — это не просто баки для раздельного сбора мусора
У нас с партнером агентство, которое помогает бизнесу улучшать свои продукты так, чтобы они не вредили окружающей среде и приносили пользу людям.
В России это новое направление, хотя в Европе оно развито. Зайдите на сайт вакансий и наберите «менеджер по устойчивому развитию», и вы найдете одну-две вакансии. Но и у нас есть такие специалисты, их приглашают в основном крупные компании: Икея, Пятерочка, Эйчэндэм, недавно Ламода подключилась.
Клиентов чаще ищем сами, потому что понимаем: многие компании даже не догадываются, что есть агентство, которое может помочь им в вопросах экологии. И не просто баки для раздельного сбора отходов поставить, а придумать, как перестроить сервисы и улучшить продукты, чтобы это отвечало их экологическим ценностям.
Расскажу, как это работает. Приходит предприниматель и говорит: «Слушайте, я хочу быть экологичным. Что мне для этого нужно сделать?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала смотрим, что компания производит, какие ценности несет, что говорит клиентам и сотрудникам.
Затем анализируем процессы. Например, в кафе оцениваем, сколько еды остается и сколько выбрасывают. Иногда предприниматели отмахиваются: мне некогда возиться с отходами кухни — тогда мы объясняем, что он эти продукты купил, потратил деньги, потом потратил энергию и время, чтобы их приготовить, а потом еще заплатит за утилизацию. Если отходов много, мы анализируем договоры с поставщиками и объемы закупок, предлагаем идеи, как всё исправить.
Или, к примеру, разбираемся в самих продуктах: откуда они приезжают, кто их выращивает, сколько ресурсов уходит на закупку. Ведь если кафе хочет говорить клиентам, что у них экологически ориентированное меню и что они заботятся об окружающем мире, им лучше отказаться от авокадо, которое везут недозревшим с другой части земного шара.
Углеродный след — это все выбросы парниковых газов, которые производят человек или компания. Углеродный след меняет климат на планете, из-за чего погибают животные, портится воздух и поднимается уровень воды в океане
Чтобы его привезти, нужны самолет, машины, погрузчики, которые заправляют топливом, — всё это оставляет углеродный след. В этом случае мы бы рекомендовали авокадо заменить другим продуктом или вообще сделать меню из местных продуктов.
Есть нюансы и с поставщиками: важно, кто это — местные фермеры, которых можно поддержать, или крупные предприятия. Допустим, если решили, что поддерживаем фермы и хотим об этом сказать клиентам, то как это сделать. И здесь включается маркетинговая составляющая: какая тональность будет, какие посты разместим.
Другой пример. Мы работали над экологичной стратегией коворкинга, в том числе помогали отказаться от одноразовых стаканов и перейти на многоразовые кружки. Но люди и сотрудники привыкли пользоваться одноразовыми: их не нужно мыть, хранить, можно быстренько выкинуть. Поэтому нам нужно было сделать так, чтобы всем было удобно работать с многоразовой посудой.
Представьте, человек раз в месяц покупает кофе в кофейне у дома, но не хочет пользоваться одноразовыми стаканчиками и покупает термокружку, а ее сделали на китайском заводе из непонятного материала. Не уверена, что термокружка здесь экологичнее, чем одноразовый стакан. Иногда может оказаться, что даже одноразовая пластиковая бутылка лучше, чем многоразовая из стекла.
Смысл примера в том, что всё неоднозначно, хотя в большинстве случаев многоразовые вещи, если ими постоянно пользуются, конечно, лучше. Но не во всех сферах: в медицине много что нельзя использовать несколько раз, а в личной гигиене и уходе за детьми можно, но проблематично. Даже одноразовую посуду не всегда можно заменить на многоразовую альтернативу.
Допустим, завтра мы скажем жителям России: «Теперь у нас запрещены памперсы и прокладки, магазины больше не будут их продавать». А послезавтра все женщины выйдут на митинг, потому что не представляют свою жизнь без этих одноразовых вещей. У меня эти средства гигиены многоразовые, но я не могу требовать того же от других, и никто не может. Нельзя однозначно говорить: многоразовое — хорошо, а одноразовое — плохо.
Если кому-то нужны одноразовые вещи, это не повод говорить: «Вы неправильно живете». Это повод рассказать о плюсах многоразовых вещей или найти решение, которое подойдет человеку и будет безвредным для окружающей среды.
Бизнес может стать экологичным и без чьей-то помощи
Компании могут развиваться в сторону экологичности и без помощи со стороны. Для этого им нужно определить цели и проанализировать всё, что они видят вокруг себя. Цели можно выбрать из программы ООН «17 целей устойчивого развития», там есть такие цели:
Например, кафе хочет соответствовать этим целям, тогда оно смотрит на:
Всё это — личный выбор каждого предпринимателя. Бизнес может быть экологичным, может не быть, но хуже всего — экологичность для вида. Меня бомбит, когда я вижу пластиковый пакет из одного магазина, а на нем написано «Покупая этот пакет, ты помогаешь экологии» или «Этот пакет безопасен для окружающей среды». Но я знаю, что это неправда: я сама звонила производителю и знаю, из чего сделан этот пакет.
Компания «Виннау» из Великобритании помогает кафе, ресторанам и столовым уменьшить количество пищевых отходов и ведет статистику, как это влияет на бизнес. У них 600 клиентов, включая Икею, которые экономят 4300 тонн пищевых отходов ежегодно.
Виннау предлагает клиентам работать с помощью умных весов и приложения для них. Все данные анализирует алгоритм компании, который потом сообщает, какие пищевые отходы можно уменьшить.
Разработки Виннау помогли компаниям в течение года сократить пищевые отходы на 50% и на 3—8% снизить затраты на закупку еды.
Стоит задуматься, что будет с продуктом после использования
Когда производители создают вещи, они не задумываются, что будет с этими вещами, когда они станут не нужны или сломаются. Например, промышленники изобретают колготки или упаковку для шоколадок: они думают, как сделать колготки крепкими, упаковку — удобной и дешевой. Но они не говорят, что людям делать с этим, когда колготки порвутся, а шоколадка съестся.
То есть они создали продукт, но не продумали его дальнейшее использование. Если компания производит электронные книги, то должна создать систему, в которой эти книги после использования возвращаются к ней.
Получается некий трейд-ин вещей. Сейчас есть трейд-ин на смартфоны, ноутбуки и машины, но здорово, если бы можно было принести любые вещи.
Сейчас есть трейд-ин на смартфоны, ноутбуки и машины, но здорово, если бы можно было принести любые вещи
Допустим, производитель собирает с покупателей использованные вещи — не только технику, что угодно. Человек знает, что может сдать вещь или к нему приедут и заберут ее, а взамен он получит какие-то бонусы.
Бизнес эту вещь может разобрать на запчасти, использовать для производства новых товаров и так сэкономить на материалах. А еще он сможет изучить, почему вещь сломалась или покупатель перестал ей пользоваться и так сэкономить на маркетинговых исследованиях. И этот опыт использования применить, и тем самым улучшить продукт, и выстроить другую цепочку отношений с человеком, более лояльную и тесную.
К тому же так бизнес сможет возвращать своих покупателей назад. Человек пользовался вещью, сдал ее, взял новую, снова сдал — этот человек станет клиентом на долгое время.
У одного магазина есть похожая программа с детскими кроватками. Человек покупает кроватку, пользуется ей, а когда она становится не нужна, возвращает ее в магазин. Представим, что другие магазины тоже принимают старые вещи, ремонтируют и снова продают: не все могут позволить себе новые вещи, а б/у, но не с рук, а из магазина, будут пользоваться доверием. Это новая аудитория клиентов, это лояльность старых клиентов и это поддержка вторичного использования вещей.
А еще можно предлагать дополнительный сервис по вторичному использованию. Например, человек купил в магазине кресло, пользовался им несколько лет, оно вытерлось, теперь он хочет его перетянуть, а магазин может взять это на себя. Это повысит узнаваемость бренда, лояльность клиентов, они будут чаще возвращаться и рекомендовать этот магазин, плюс это возможность получать дополнительный доход на услугах ремонта.
Экологичный подход к бизнесу привлекает клиентов
Я работала в магазине без упаковки «Зиро вейст шоп» и поддерживаю идею безотходных товаров, но считаю, что не всегда от упаковки можно отказаться. Ведь сразу же встает вопрос безопасности и транспортировки продуктов, процент испорченного товара однозначно станет выше.
Помните, мы говорили, что всё неоднозначно, — тут то же самое. Что лучше: упаковка, которая защищает товар и продлевает срок годности, или отсутствие упаковки, которая вредит окружающему миру.
Упаковка — не всегда зло, она помогает сохранять продукты. Другой вопрос — что мы с ней делаем потом. Без упаковки часто можно обойтись, но она иногда нужна. А еще ее можно усовершенствовать — создать такую упаковку, которая не наносит вред окружающему миру, и ее легко собирать, сортировать и перерабатывать.
Я считаю, что бизнес может помочь людям производить меньше отходов уже сейчас, без изобретения суперупаковки. Например, если в магазине будет возможность арендовать многоразовые контейнеры для продуктов под небольшой залог. Пришел человек, взял контейнер, положил ягоды или куриные ножки, оплатил и забрал домой. В следующий раз пришел, бросил этот контейнер в отдельный бокс, взял новый.
Таким образом бизнес может внедрить одну из четырех моделей вторичного использования:
Во всех случаях бизнес тесно взаимодействует с людьми: покупателям не нужно задумываться, где взять упаковку, или они точно знают, что должны принести ее с собой. Это экологичный бизнес с понятной для человека схемой. А сам бизнес экономит на лишней упаковке и привлекает новых клиентов, которые разделяют ценности компании.
Финская сеть розничных и интернет-магазинов предложила клиентам возможность выбирать, в какую упаковку положить заказ, — одноразовую или многоразовую.
Сначала они предложили клиентам покупать многоразовую упаковку, а после получения заказа класть ее в почтовый ящик, чтобы курьер компании мог забрать ее обратно. Взамен сеть давала скидку 10%.
Затем компания стала предлагать бесплатную многоразовую упаковку, но для заказов свыше 99 евро. И это сработало: люди, которые разделяли экологические ценности сети, стали покупать больше.
В результате средний чек заказов в многоразовой упаковке увеличился на 30%, а еще компания сократила затраты на одноразовую упаковку на 20%.