Что значит экологичность в психологии
Роскошь экологичного общения: 10 принципов, о которых стоит знать
Экологичное общение – это общение, основанное на принципах уважения к себе и партнеру. Такое общение развивает, раскрывает потенциал личности и лучшие стороны друг друга.
Ценной валютой за эмоциональный вклад в дружбу, общение или отношения являются наши положительные эмоции, доверие к партнеру, совместная радость и поддержка в трудные дни. Но порой дружба и общение (а, в некоторых случаях, и личные отношения) с другим человеком приносит лишь негативные эмоции и понижают самооценку.
10 принципов экологичного общения
Проявлением не экологичного партнера в вашей жизни может стать, например, агрессор-руководитель, «друг», который имеет личные выгоды от общения с вами, молодой человек – манипулятор или, например, завистливая подруга. Встречались ли вам на жизненном пути токсичные люди? Эмоции от пребывания в подобных отношениях не самые приятные – гнев, обида, страх, грусть, отчаяние, усталость. Как не попасться в ловушку отравляющих взаимоотношений и обезопасить себя? В статье я хотела бы поделиться личным опытом и рассказать, как мне удается избегать токсичных отношений.
Препятствия на пути к комфортному общению
В общении, построении отношений (начиная от рабочих и заканчивая личными) я неосознанно предпочитаю людей с высоким уровнем духовного развития. В мире становится все больше глубоко мыслящих людей и эта тенденция не может не радовать. Все большую популярность приобретают вопросы экологии – органического производства, разумного питания и потребления. Такие аспекты очень важны и необходимы, но не стоит забывать и про внутреннюю экологию – экологию души, мышления, общения. Тема экологии общения до конца не изучена и сложна, но, тем не менее, является важным аспектом при выборе своего окружения.
По-прежнему, находятся люди, которые не стремятся к осознанному образу жизни, не анализируют мотивы своих действий и поступков, не изучают психологию. Такие люди встречаются в жизни каждого из нас. Мы живем в обществе и не можем быть свободны от него: от общения с членами семьи, с друзьями, с коллегами, со знакомыми и малознакомыми людьми. Так как же построить комфортное общение? Какими принципами руководствоваться?
На основе своего жизненного опыта я сделала следующий вывод – сформировать экологичное общение позволяет осмысленное формирование своего окружения. Такой подход позволяет решить многие проблемы и обрести надежную опору и поддержку в виде настоящих друзей и союзников.
Какое общение можно назвать токсичным
Общение с отдельными людьми может не только не приносить радости, но и быть психологически вредоносными. Такое общение лишает сил, понижает самооценку. Токсичный человек питается негативными реакциями, которые испытывает другой человек – чувством вины, слабостью. Чаще всего, при токсичном общении негативное воздействие на другого человека достигается с целью повышения собственной значимости, увеличения самооценки агрессора. Возможно, в детстве агрессор был на месте человека, которого на текущий момент пытается сделать своей жертвой. Достигаться воздействие на другого человека может с помощью, например, психологического давления, обмана, манипуляций (как в рабочих, так и в личных, дружеских отношениях). Из токсичных отношений – лучше выходить. В самом крайнем случае, если есть желание и силы – можно попробовать дать отпор агрессору. Для этого существует много прекрасных способов (например, метод амортизации, психологического айкидо М.Е. Литвака).
Принципы экологичного общения
Экологичное общение – это общение, основанное на принципах уважения к себе и партнеру. Такое общение развивает, раскрывает потенциал личности и лучшие стороны друг друга.
К принципам экологичного мышления можно отнести следующие:
Деликатность. При общении с другими людьми необходимо быть деликатным. Каждый человек представляет собой синтез психо-эмоциональных реакций и невозможно предугадать как отзовется резкое слово, действие в его душе, какие действия за этим последуют.
Уважение к себе и партнеру. Уважительное отношение к себе самому позволяет с уважение относиться и к партнеру, не допускать проявления неуважения в любой ситуации.
Развитие себя как личности, духовное развитие. Отвечает злом на зло, желает зла другому человеку, как правило, не развитый духовно человек, не понимающий жизненного закона бумеранга. Если мы подвергаемся чужому негативному воздействию, то лишь оттого, что все мы жертвы жертв. Гармоничный внутри человек не будет причинять зло другому.
Соблюдение собственных личных границ. Необходимо уметь определять токсичное окружение и выстраивать собственные границы в отношениях, важные для вашего личного комфортного психологического состояния.
Соблюдение личных границ другого человека. В общении каждый человек индивидуален, раскрывается по-своему. Поэтому нужно уважать это его право и с пониманием относиться к ситуации, когда, например, другой человек, соблюдает дистанцию в общении, отношениях. Либо, в не комфортном для вас темпе, сокращает ее. В этом случае, нужно донести партнеру информацию о том, что для вас комфортно, а что нет.
Психогигиена. Необходимо привносить в свою жизнь методики, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья других людей (здоровый образ жизни, знания о факторах психического здоровья).
Соблюдение баланса «брать/давать». Нарушение такого баланса имеет разрушительные последствия для обеих сторон. Если вы больше даете и мало получаете обратно – это лишает вас сил, энергии и, в конечном итоге, исчезает желания вкладываться в общение, отношения. Если вы получаете больше, чем даете взамен, аналогичные чувства испытывает ваш партнер – постепенно желание вкладывать больше может быть исчерпано.
Умение слушать. Человек, который не только говорит о себе, но и умеет слушать и, главное, слышать, собеседника, очень ценен и приятен в общении.
Умение отслеживать свои и чужие эмоции в моменте, не поддаваться им. Осознанный человек понимает, что принимать решение в эмоциях – не верный путь. Необходимо научиться отслеживать свои эмоции, эмоции других людей, чтобы не допускать ссор, конфликтов, уметь дорожить отношениями.
Главный критерий экологичного мышления
Критерий, согласно которому можно сформировать понимание экологичное ли общение у вас с вашим партнером – эмоциональный отклик, который вы получаете (либо не получаете) в результате такого общения. Если общение вас вдохновляет, поддерживает эмоционально, придает сил – такое общение можно отнести к экологичному. Если в результате общения вы чувствуете усталость, оно истощает вас и забирает силы – такое общение, по возможности, стоит прекратить, оно может быть для вас токсичным и даже опасным с психологической точки зрения.
Инвентаризация «друзей»
Дружба – это не очень частое в нашей жизни явление и, вряд ли, нужно стремиться к большому количеству общения (если вы не ярко выраженный экстраверт или качество вашего общения вас не сильно интересует). Прежде, чем подбирать круг общения, необходимо стать другом, прежде всего, самому себе. Предпочтительнее окружить себя союзниками и позволить себе роскошь общения только с приятными вам людьми. В суете современной жизни не всегда можно обратить на такую необходимость внимание, но все же рекомендуется провести «инвентаризацию» своего круга общения, следуя современным эко трендам в различных сферах жизни человека.
Выбирайте окружение разумно. И пусть общение с партнером вас вдохновляет и придает сил.опубликовано econet.ru.
Автор Анна Выручаева
Экологичность – основа жизни
Новый тренд на экологичность поддерживают все большее количество знаменитостей и обычных людей. Экологичной нашу жизнь делает отнюдь не диета и сортировка отходов, а знания. Актуальные, научно выверенные знания о природе, механизмах ее работы, ее независимости от нас, с одной стороны, и нашей от нее полной зависимости, с другой.
Экологичный образ мыслей, рождая экологичные действия, формирует экологичный образ жизни. Что же такое экологичность?
Экологичность в жизни
Если в двух словах, то экологичность – это следование природе. В природе ведь как? Там все основано на взаимодействии. Вы вот, к примеру, знали, что стабильный климат это результат взаимодействия обитателей экосистем? Вот и я не знала. До недавнего времени. А известно ли вам, что почва – это продукт взаимодействия всех обитателей экосистемы, да и сама она является ее участником? Для меня самой это стало открытием.
Получается, что правильно организованное взаимодействие является основой жизни. Что значит правильно организованное взаимодействие? В случае с природой, это такое взаимодействие, при котором каждый вид, реализуя свой врожденный талант, выполняет «общественно полезную» работу на благо экосистемы в целом и себя в частности.
С природой понятно. Что насчет человека? Экологичность в жизни конкретного человека подразумевает:
1. Уважительное отношение к своей природе, своему естеству (организму, телу, полу, возрасту); знание принципов его функционирования; знакомство с факторами, способствующими и препятствующими его развитию; доскональное знание своих сильных и слабых сторон. Развитие сильных сторон и работа над слабыми;
2. Уважительное отношение к своему визави (другому человеку, полу, возрасту); уважительное отношение к другим живым существам и месту нашего совместного с ними проживания – биосфере; знание основ их жизни и взаимодействия; знание принципов работы биосферы;
3. Органичное вписывание себя и своей деятельности в общую сеть взаимодействий в обществе и биосфере.
Рассмотрим вкратце каждое из слагаемых экологичности.
Следование природе
Мы никогда не разрешим проблемы в отношениях с природой, если не научимся уважать, ценить и следовать природе в самих себе. Что такое природа в человеке? Это его организм, тело, пол, возраст и принадлежность к биологическому виду Homo sapiens.
Современный человек почти ничего не знает о своем организме, пренебрежительно относится к своему здоровью, неприязненно относится к своему телу, в особо запущенных случаях ненавидит его, имеет большие вопросы с половой идентификацией, боится своего возраста и никак не ассоциирует себя со своим видом.
Немудрено, что такое дисгармоничное, во всех отношениях, существо находится в конфликте с глобальной экосистемой планеты.
Будучи не в ладах с самим собой, человек (как вид и как индивид) по определению не может быть в ладах с биосферой, которая его создала. Логично предположить поэтому, что для налаживания этих отношений, необходимо для начала установить лад с самим собой.
Отрицание собственного тела и пренебрежение к состоянию своего организма происходит из незнания о том, что наше тело – это инструмент, который способен обеспечить нам активное долголетие. Тело, настроенное должным образом, способно подарить нам долгоиграюще активную жизнь, наполненную аккордами взаимодействия, симфониями отношений, дуэтами и ансамблями делового партнерства, волшебным соло саморазвития. Однако все это великолепие становится возможным только тогда, когда мы хорошо знаем, уважаем и ценим свое тело, свой организм, возраст и пол. А также постоянно развиваем себя, выгодно подчеркивая привлекательные черты и приглушая менее интересные.
Сильные и слабые стороны. Развитие сильных сторон и работа над слабыми сторонами
Сильными сторонами каждого из нас являются способности и таланты, которыми наделила нас природа.
Экологичность подразумевает: знание сильных и слабых сторон своего вида (Homo sapiens), своего пола (мужской, женский), возраста и себя лично. Именно в таком порядке и обязательно в комплексе:
1. Базовые знания по истории и развитию нашего вида Homo sapiens, о его особенностях и отличии от других представителей фауны;
2. Основательные знания об особенностях и отличиях своего пола;
3. Знание, осознание и принятие собственной силы, талантов и слабостей.
4. Все это на объективной и строго научной основе, а не вычитанное в глянцевых журналах.
Талантом человеческого вида Homo sapiens является, как вы знаете, разум. Разум является продуктом деятельности мозга. Таким образом, каждый из нас, является носителем коллективного разума Homo sapiens. Если учесть, что натворил коллективный разум нашего вида за последние 10 тысяч лет, то каждому из нас нужно срочно заняться экологическим развитием своего сознания.
Уважение к другому
Другой (человек, пол, возраст) очень важен в нашей жизни. Именно взаимодействие с ним является ключевым фактором нашего саморазвития и самореализации. Чтобы саморазвитие и самореализация были успешными, важно знать своего визави, если не как себя, то достаточно хорошо.
Для биологического вида взаимодействие с другими обитателями биосферы является жизненно необходимым. Успешное взаимодействие способствует не только выживанию вида, но и его развитию и процветанию.
К примеру, знание поведенческих особенностей своего пола и уважительное отношение к поведенческим особенностям противоположного пола позволит выстроить гармоничные отношения с противоположным полом в романтическом партнерстве, супружестве, профессиональной и др. сферах. А знание об устройстве и принципах работы биосферы позволит человечеству в полной мере раскрыть творческий потенциал своего вида, не навредив при этом другим обитателям биосферы.
Вхождение в общую сеть взаимодействий
Установив лад с самим собой, воспитав в себе уважение к другому существу (полу, возрасту, биосфере), мы переходим к главному слагаемому экологичности – вхождению в общую сеть взаимодействий.
Самореализация конкретного человека и человеческого вида в целом возможна только при взаимодействии с другими людьми и окружающей средой. Чтобы органично вписать себя и свою деятельность в общую сеть взаимодействий, нужно:
1. Знать себя, свои таланты как представителя вида и индивида определенного пола и возраста;
2. Понимать, как устроена и работает общая сеть взаимодействий в обществе и биосфере.
С момента своего рождения, мы попадаем в устоявшуюся сеть взаимодействий, которую наши соплеменники создавали на протяжении тысячелетий. Также и наш вид Homo sapiens. Появившись в биосфере 300 000 лет назад, он оказался в эпицентре взаимодействий миллионов других обитателей биосферы, которые ещё до его рождения создавали живую оболочку Земли на протяжении 3,5 млрд лет. При рождении, наш вид и каждый новый его представитель попадают в уже сложившуюся сеть отношений и взаимодействий. Младенец познает эти отношения в процессе воспитания. Человечество же изучает взаимосвязи других видов в биосфере с помощью науки.
Поскольку биосфера существовала задолго до появления человечества, наличие человечества не является определяющим фактором для существования биосферы. Вместе с тем, наличие биосферы, точнее, ее стабильного состояния, является главным фактором существования и развития нашего вида в целом, и каждого из нас в отдельности. Мы находимся в полной зависимости от биосферы, биосфера же вполне может обойтись и без нас.
Поскольку мы целиком и полностью зависим от стабильности глобальной экосистемы планеты, актуальные знания об устройстве биосферы и механизмах ее работы являются жизненно важными, как для всего человечества, так и для каждого его представителя в частности. Эти знания помогут нам адаптировать свою деятельность к механизмам ее работы и устранить нынешнюю экологическую нестабильность.
Экологичность – это основа жизни. Ее источником являются актуальные, научно выверенные знания о человеке и биосфере. На их основе экологичность дает толчок продуктивным отношениям на индивидуальном и общечеловеческом уровне.
Став основой жизни каждого человека, экологичность поможет прожить долгую, активную и творчески полноценную жизнь, наполненную смыслом и гармоничными отношениями. Став приоритетом для всего человечества, экологичность поможет органично вписать наш вид в существующую в биосфере сеть взаимодействий и тем самым вывести нас на следующий виток развития.опубликовано econet.ru.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Экологическое сознание: что это такое и как его развить
Связь человека и природы
Экологическое сознание — это та форма сознания, когда человек отождествляет себя с окружающей природой и признаёт как свое влияние на неё, так и влияние природы на человека. Это означает, что люди с экологическим сознанием знают об экологических проблемах, их причинах, способах решения и стремятся их исправить всеми силами.
Возникновение желания развить в себе определённые качества — это первый шаг к цели. С изменением сознания то же самое: если тебе интересна тема защиты экологии, значит, ты или уже обладаешь экологическим сознанием, или на пути к его формированию. Для того чтобы дать толчок в этом направлении, попробуй разобраться в сути окружающих тебя вещей — откуда они берутся или как производятся. Так ты сможешь понять, как сильно влияет природа на твою жизнь и как влияют на природу люди в целом.
Экологическое сознание — развитое сознание
Знание закономерностей природы позволяет увидеть наш мир в совершенно новом свете. Качественно изменить понимание жизни и её смысла тяжело — для этого воздействия извне мало. Также нужно желание человека стремиться к чему-то новому.
С философской точки зрения экологическое сознание — это намного более развитая форма сознания по сравнению с остальными. Для его формирования индивид должен осмыслить такую человеческую ценность, как свобода. Под свободой всегда понималась возможность самому делать выбор, при этом не нарушая свободы остальных.
Эта базовая ценность и является одной из основ формирования экологического сознания. Если человек может сам решать, что плохо, а что хорошо, и при этом не покушаться на права других людей, он сможет понять истинный смысл сохранения природы.
Ценность природы
Сейчас существует множество подходов к сохранению природы. Одни люди делают это потому, что их заставляют. Например, во многих странах на законодательном уровне существуют ограничения для производства товаров и услуг. Нормы права могут указывать, где можно построить завод, а где нет, когда можно рубить лес и в каком количестве и так далее.
Другие же видят в сохранении природы отличную рекламу. Ты наверняка слышал, как очередная звезда пожертвовала деньги на сохранение какого-либо вымирающего вида и тому подобное. Часто деньги на пиар такого события превышают само пожертвование.
Такие подходы являются лишь полумерами и никак не отражают экологическое сознание. Если мода на сохранение природы уйдет, то сколько звёзд перестанет жертвовать деньги и сколько людей вообще будет о ней вспоминать? Человек с экологическим сознанием не ищет выгоды в сохранении природы.
Развитие экологического сознания
В развитии экологического сознания участвуют все сферы жизни. Нужно понять, что изменения личностного сознания недостаточно — необходимо изменить сознание общественное. В наше время на это оказывает влияние интеграция науки в общество.
Сейчас образование доступно как никогда, а информацию относительно любой темы можно легко найти в интернете. Главное — это заинтересованность. Наука как раз и позволяет взглянуть на мир трезво и открывает многие его тайны. Но одной науки недостаточно. Защита природы должна стать нормой, а не популизмом. Общественное экологическое сознание закончит формироваться только тогда, когда о вреде экологии будет стыдно даже говорить.
ЗЕЛЁНАЯ ТОЧКА СТАРТА
Главная страница » Экологическое сознание и что нужно знать про экопсихологию
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Экологическое сознание и что нужно знать про экопсихологию
Принципы экологической психологии
Сегодня экологическое сознание неотъемлемый компонент мира, в котором будут жить наши правнуки. Антропогенные изменения климата оказывают влияние на экосистемы. Уменьшение снегопадов, повышение уровня моря, пересыхание пресноводных рек и болот. Ежегодное исчезновение от 17 до 100 тысяч видов живой природы. В результате окружающая среда, в том числе городская, меняется.
Эти процессы стали естественным импульсом развития для экологической психологии. Она ставит целью изучить поведение человека и трансформировать модели поведения во имя выживания. По итогам 7ой Российской конференции по экологической психологии сделала выжимку в небольших и ёмких тезисах. Они помогут сформировать среднестатистическое представление о принципах экологического сознания и социального поведения, которым отличается поколение миллениалов.
Экологическое мышление заложено в природе человека
Сущность экологического сознания обусловлена двусторонним взаимодействием человека с окружающей средой. Среда оказывает влияние на человека, а человек – на среду (антропогенное воздействие). Но углубляться в антропогенное воздействие я не буду. Потому что человек, открытый миру и сконцентрированный на изменениях окружающей среды поймёт, о чем речь.
Для тех же, кто смотрит слишком много телевизора, предлагаю оторваться и погулять по округе. Потому что каждый без труда даже в безлюдной тайге увидит влияние человека.
В результате это взаимодействие формирует представление о месте и роли человека в экосистеме. Примечательно, что принцип стратегии поведения в среде определяет самочувствие.
Artistic surreal female profile in a metamorphosis with nature
То есть в нашей психологии заложен такой механизм. Как только дело касается биологического сохранения организма, то включаются мыслительные тумблеры. Они начинают анализировать окружающую среду и выявлять факторы, угрожающие выживанию.
До нашей эры такой тревожный звонок решался переселением. Из-за этого племена снимались с места обитания и уходили на другие территории. Об этом сегодня свидетельствуют найденные заброшенные города, такие как Ангкор Ват или пирамиды в Перу. Однако в современных условиях перенаселения планеты, народы уже не могут этого себе позволить. Поэтому приходится находить пути урегулирования антропогенного воздействия, оставаясь в текущих локациях.
Кто-то ещё думает, что экологическое мышление – это политическая уловка для зарабатывания денег?! Значит, как бы сказали айтишники, ваши мозги перегрелись и сгорели. И срочно нужно менять карту памяти и жесткий диск. Потому что вы, скорее всего, уже лишены принципа самосохранения.
Экологическая компетентность начинается с социально ответственного поведения
Экологическое сознание является показателем нравственной зрелости личности. Его система состоит из трёх типов: отношения к природе, отношения к себе и отношение к другим людям.
Шляпникова И.А. и Деменьшин В.Н. провели исследование, в котором попытались найти взаимосвязь между этими типами. В результате удалось установить, что в любом возрасте люди, склонные к принятию и уважению других, также берегут природу. Другие взаимосвязи не были столь очевидны.
Однако интересным наблюдением стала возрастная динамика структуры экологического сознания. Так возраст 12–19 лет характеризуется общей настройкой взаимосвязей компонентов экологического сознания. По сравнению с ним 20–29 лет выделяется сильной разобщенностью компонентов. А возраст 30–39 – благоприятен для развития связи между отношением к себе и отношением к другим. В то время как 40–60 – благоприятен для развития связи между отношением к природе и отношением к себе.
В итоге такие выводы свидетельствуют, что молодое поколение тонко настроено на осознание мира. Никакая информационная война не может манипулировать движением нигилистической массы. Особенно против её личной воли, сформированной на внутреннем ощущении. Думаю, что именно поэтому речь Греты Тунберг вызвала ажиотаж среди европейской молодёжи, особенно в Германии.
Миллениалы же активно поддерживают экологические инициативы и ориентированность экономики на сохранение планеты. Им свойственно социально ответственное поведение, которое они также прививают родственникам, коллегам и детям. Хорошо осознают проблемы окружающей среды локации, в которой проживают. Поэтому способны принять новые молодёжные течения экоактивистов, с одной стороны. И вносят посильную помощь при переформировании экономических систем, взаимодействуя со старшими поколениями – с другой стороны.
Немного статистики от русских одиннадцатиклассников в 2015 году
Насколько бы объективно востребованным ни было то или иное направление, умами пока ещё правят стереотипы. Это подтверждает проведенный в 2015 году опрос по выбору профессий среди одиннадцатиклассников.
Среди самых привлекательных профессий будущего школьники выбрали образование, социальную сферу, право, финансы, менеджмент. На восьмом месте всё ещё космос. А вот экология заняла предпоследнее 15 место и встала перед биотехнологиями. Безусловно, энергетика и добыча ископаемых – на 12 и 13 строчках.
Также интересно, что при городском уровне зарплаты в село готовы переехать только 4,5% учащихся. А вот в другое государство – 22,7%. И это не смотря на усугубляющуюся экологическую ситуацию в городах всего мира.
Более того среди важных экологических профессий школьники на последнее место отнести мусорного дизайнера. А на первое место поставили рециклинг-технолога.
Прежде всего важно отметить, что профориентационная работа по экологическим профессиям в образовательных учреждениях отсутствует. Следовательно на таком восприятии школьников сказывается отношение к происходящему их ближайшего окружения. А также отражаются распространённые парадигмы информационного пространства, в котором они формировались. Также интересным фактом является и то, что эти школьники рождены в 1998 году. Первые места перспективных сфер в сознании школьников обеспечены внутренней политикой страны.
Определяющие направленности действий человека: «экосберегающий» или «экоразрушительный»
С точки зрения экологической психологии в мире существует всего 2 типа людей: экосберегающий и экоразрушительный. Пришла пора узнать всю правду о себе, и своём окружении.
Экоразрушитель ориентирован на рост материального потребления. Осмысливает свои действия только в финансово-экономическом контексте. Относится к деньгам как основному жизненному ресурсу. Наделяет экологическое окружение денежно-утилитаристскими смыслами, качество жизни связывает с финансовым благополучием, существует в товарно-денежной системе.
Экосберегатель поддерживает экологическую устойчивость. Нацелен на снижение антропогенного давления на экосистемы. Осмысливает свои действия в биосферном контексте. Относится к природным экологическим системам (биосфере планеты) как основе жизнеобеспечения человека. Экологическое окружение обретает для него внутреннюю ценность. То есть качество жизни оценивается по экологическим критериям, в которых он чувствует себя частью биосферы.
Темная триада личностных свойств на службе у экологического сознания
Психолог и специалист в области психологии индивидуальных различий М. С. Егорова в исследованиях пришла к интересному выводу. Экологическое сознание может быть связано не только с развитием положительных черт личности. Она принимает во внимание и негативные черты, относящимися к Темной триаде личностных свойств. То есть люди, склонные к эгоцентризму и нарциссизму, тоже способны к экологическому сознанию. Результат зависит от направленности действий окружения человека.
Экопсихология в научном мире
Экологическая психология — это дисциплина, в основе которой лежат подходы нескольких школ. Она широко изучает психологические свойства окружающей среды, её воздействие на экологическое сознание индивида. Также экологическую психологию относят к естественным наукам, а не к социальным.
Основоположником считается Джеймс Гибсон, который утверждал, что мир делится на физический и экологический. Физический мы познаем с помощью наук (физика, химия), а экологический – с помощью органов чувств. Экологический мир состоит из животных и окружающей среды. При этом они неотделимы друг от друга и находятся в постоянном взаимодействии.
Американский социолог Теодором Роззак в 60-ые гг. утверждал, что крупнейшие преобразования будущего возможны благодаря начавшейся в молодёжной контркультуре духовной трансформации всех сторон жизнедеятельности. Также он выступал главным редактором журнала «Экопсихология», который нёс гуманистическую идею лечения планеты и души человека.
Сегодня экопсихология стремится понять пути, увеличивающие эмоциональную связь между индивидом и естественной природой. Чтобы в конечном счёте индивид вылечился от отчуждения от природы.
Практическая психология и экологическое сознание
Сегодня экологическая психология никак не реализует свой потенциал по созданию экологических моделей поведения человека. В Москве есть только один практикующий психолог, который проводит экотренинги. Однако и здесь суть экологического поведения реализуется в зачаточном состоянии. Тренинги базируются на проведении на природе, где человек черпает энергию. О том, какой спрос на подобную услугу, рассказывает психолог-консультант Наталья Прахова:
«В настоящее время количество семей, которые прошли авторский метод терапии, совсем небольшое. На данный момент люди часто отказываются из-за дороговизны, но спрос сохраняется и растет. За мою практику в 4 года было около 60 клиентских запросов, из которых пришли 15%. Наши соотечественники еще не готовы к длительной и дорогой терапии. Думаю, что нам предстоит долгий путь, прежде чем это направление займет место в психологии».
Среди методов Наталья использует герботерапию, анималотерапию, прогулки и общение на природе. В перинатальной тематике – вегетативные процессы роста, которые помогают при прохождении протоколов ЭКО. В ходе терапии всегда она отмечает, что вегетативные силы природы способствуют расслаблению. А также помогают быстро восстанавливать энергию и в целом положительно влияют на ход терапии. Лес относится к третьему уровню природы по энергетике. На первом месте – горы, на втором – море.
Конечно, пока терапевтический метод ориентирован больше на потребительскую модель. Но давайте вспомним гипотезу биофелии о том, что у человека есть врожденный инстинкт связи с природой. Поэтому сохраняется надежда, что психологи дадут нужную площадку, а раскрытие экологического сознания природа сделает сама.