Что значит эко устойчивость на одежде
Как правильно выбирать экологичную одежду
Что такое экологичная одежда, как правильно понимать экомаркировку на одежде, как определить, есть ли в одежде искусственные красители? Проверим, какие материалы действительно экологичны и безопасны и на что стоит обратить внимание при выборе экоодежды.
Обращайте внимание на ткань
Главное отличие обычной одежды от экологичной — это ткань, из которой она изготовлена. Производители eco-friendly предметов гардероба отдают предпочтение натуральному сырью, которое выращивается без использования пестицидов: органическому льну, хлопку, шелку, шерсти. А также используют органические бамбуковые и кукурузные волокна, крапиву, растительный кожзаменитель.
Кроме того, к экологичной одежде относятся вещи, созданные из переработанных изделий (ПЭТ-тара, обрезки тканей, рыболовные сети); одежда, чей яркий и сочный цвет достигается путем применения природных красителей.
Изучите состав изделия
Не все натуральные ткани одинаково полезны. Изделие, приятное на ощупь, еще не означает, что вещь безопасна для здоровья и окружающей среды. Химикаты используют как при производстве одежды, так и при выращивании сырья для нее. Вредные волокна в лучшем случаем вызовут дискомфорт при носке, в худшем — аллергию и раздражение на коже. Стоит знать, где таится опасность.
Хлопок, который большинство потребителей считают безопасным, является таковым лишь отчасти. Львиная доля промышленного производства этого материала не отличается экологичностью. На каждые 250 граммов изготовленного хлопка приходится 150 граммов пестицидов и около трех литров воды. Для защиты от вредителей хлопковые поля обрабатывают гербицидами, а для быстрой сборки листьев уборочные машины заправляют спецсредствами, от которых страдает экология почвы.
Безопасным образом сегодня производится только 0,1% хлопка в мире. Органический хлопок выращивается в биологических хозяйствах. За растением ухаживают вручную, используют натуральные удобрения и безопасные вещества для обработки. Этикетки вещей из такого материала имеют пометку «100 organic cotton».
Шерсть тоже может таить опасность. Зачастую фермы, где выращивают овец, применяют пестициды для обработки шерсти животных от паразитов. Процедуру, порой, проводят по несколько раз в год. Вредные вещества частично могут попасть уже в готовое шерстяное изделие. Органически чистую шерсть, отмеченную этикеткой «100% organic wool», получают от овец, которые пасутся на воле и не подвергаются обработке.
Лен признан самым экологически чистым и безвредным материалом. Неприхотливое растение стойко переносит непогоду, устойчиво к болезням и вредителями. Поля не требуют обработки. Но производителям одежды из льна этого оказалось недостаточно. Натуральная ткань сильно мнется и плохо разглаживается. Исправили ситуацию при помощи формальдегида и искусственной смолы. После химической обработки ткань можно не гладить. Распознать такую небезопасную вещь поможет дополнительная информация на этикетке: «100% Linen, не требует глажки».
Шелк также может быть обработан дезинфицирующими средствами и формальдегидом. Добывая шелк в промышленных масштабах, производители применяют гормоны-ускорители роста коконов и другие вредные вещества. Безопасным считается шелковое изделие с пометкой «100% organic silk».
Бамбук может оказаться пустым словом в составе изделия. Недобросовестные производители предлагают потребителям подделку. Вместо волокон бамбука используют искусственно созданную вискозу. Если на изделии нет ярлыка с составом ткани, можно проверить вещь на ощупь. Бамбуковое волокно отличается легкостью и не мнется, если вещь очень мягкая, скорее всего, она сшита из вискозы. Производство синтетической ткани не щадит экологию: ткань не разлагается, отправляя ядом почву и воздух.
Научитесь читать экознаки
Этикетка поможет изучить состав эковещи и расскажет о происхождении волокон, использованных красителях, обработке ткани, транспортировке сырья, условиях труда и расходе ресурсов. Нужно только научиться читать экомаркировку. За каждым ярлычком и знаком стоит сертификат соответствия экостандартам.
Euroblume («Евроцветок»). Эта маркировка говорит о соблюдении основных экологических требований на всех этапах производства изделия и высоком экостандарте продукции.
Naturtextil («Натуральный текстиль»). Маркировка Международной ассоциации производителей натурального текстиля. Вещь, отмеченная знаком, произведена из натуральных волокон в экологически чистых условиях, без химической обработки, соответствует самым высоким экотребованиям. Продается в специализированных магазинах.
The Global Organic Textile Standard («Международный стандарт по органическому текстилю»). Знак отличия для изделий из organic cotton. Стандарт имеет два уровня сертификации. Изделия, сертифицированные в категории «Organic» содержат не менее 95% органических и до 5% неорганических натуральных или синтетических волокон. Сертификат в категории «Made with X% organic» говорит о том, что вещь содержит не менее 70% органических волокон, еще 30% могут быть неорганическими.
Ярлык Woolmark подтверждает, что шерсть получена впервые, сострижена с живых овец, без применения химических веществ. Вещь при носке не потеряет форму и цвет. Наибольшую ценность знак представляет для верхней одежды.
Textiles Vertrauen («Экотекс» или «Доверие текстилю»). Экомаркировка указывает на то, что изделие проверено по международному стандарту Oeko-Tex. Систему сертификации производитель проходит, начиная от проверки сырья, заканчивая готовым текстильным изделием. Oeko-Tex 100 гарантирует отсутствие в одежде канцерогенных и аллергенных красителей, хлора, формальдегида и других опасных веществ.
Что скрывает цвет
Текстильная промышленность — один из главных источников загрязнения окружающей среды. Большие объемы водных ресурсов (до 1500м³ в сутки), которые используются при окраске и обработке тканей, впитывают треть токсичных веществ.
Сточные воды с химическими красителями попадают в почву, а через вентиляцию в воздух заводы и фабрики выбрасывают пары всевозможных растворителей, формальдегидов и соединений металлов.
Лишь 1% от общего объема красителей для тканей относится к натуральным. Краски для одежды получают из цветков, корней, семян и коры растений, например: бамбука, куркумы, паприки, порошка какао и др.
Однако определить, какие красители использованы для окрашивания вещи, непросто. Для этого нужны лабораторные исследования. На этикетке можно найти лишь часть информации, которая поможет распознать вредные вещества.
Если волокна ткани отбелены с хлором, на бирке появится надпись «stonewasched» (нем. Gebleicht). No need iron, т.е. вещь не требует глажки, а значит материал прошел обработку формальдегидами и смолами. Actifresh и Sanigrad означает, что вещь обработана составом для защиты от бактерий. Mercerisiert — это обработка ткани концентрированным едким натром, которая применяется к хлопку.
Не все производители одежды чисты перед потребителями. Как показала масштабная проверка Greenpeace, торговые марки с мировым именем зачастую скрывают опасные вещества. Тестирование международной организации «зеленых» выявило, что каждая пятая вещь от европейского производителя содержит остатки вредной химии.
Как минимум 15 мировых брендов, среди которых Adidas, Puma, Nike, Mango, Benetton, Zara, H&M и другие, уже обязались не использовать в своих изделиях искусственные красители и ткани.
Эко-устойчивость как новый пост-вирусный формат моды
В неравновесной термодинамике и синергетике термин “точка бифуркации” означает смену установившегося режима работы системы. Иными словами — это когда привычный режим становится неопределенным и неустойчивым. COVID-19 приводит к точке бифуркации все взаимосвязанные системы: мировые, локальные, экономические, социальные, государственные, общественные, нравственные, личностные, духовные… Всё неизбежно трансформируется.
Я, как эксперт эко-устойчивой моды, не могу остаться равнодушной и не встать на передовую антикризисного штаба эко-фэшн. Ольга Джонстон Антонова собрала меня и других “зеленых инфлюенсеров” — экспертов экологичности и моды из разных стран, областей и знаний — на онлайн-встрече.
Фото: pexels.com
Повесткой дня стали темы:
Текущую ситуацию кратко можно обрисовать так:
Что будет дальше? Какие возможности и решения помогут выйти из кризиса? Найти единственный ответ невозможно. Сейчас — удивительное время, когда каждый и все вместе создают будущее. И хочется надеяться, что одной из составляющих позитивного финала станет осознанность.
Фото: pexels.com
Какие изменения могут произойти в индустрии моды
В моде это — эко-устойчивый fashion на всех уровнях взаимодействия и создания. Его основанием будет sustainable consumption (устойчивое потребление). Хорошо чувствовать себя будут апсайклинг проекты, концепции 9R, zero waste, локальные производства и ремесло, индивидуализированные истории потребителя (кастомизация), а также формат DIY.
Домотканая ткань из шерсти, изготовленная Анной
Первое, что надо сделать — использовать то, что уже есть на складах (ткани, стоки потребителей, одежда-сырье от госконтрактов), включить креативное мышление и создать из них новую продукцию. Как пример, проекты в России, работающие с секондом (тот же “Спасибо”), заполнены материалом для кастомайзинга и дизайнерских апсайклинг-историй.
Одежда марки Кукабарра из старых советских платьев петербургского дизайнера Альфии
Дизайнеры и онлайн
Большая часть коммуникаций будет происходить в онлайне, что повлечет за собой выстраивание их новых цепочек. Важными будут диджитал и цифровые основы в моделировании и создании вещей (виртуализация моделей и демонстрация их с помощью 3dclo, виртуальных примерок). А также — использование цифрового контента, VR и AR в общении с покупателями.
Визуализация цифрового образа в программе 3dclo дизайнера Регины Турбиной
Со стороны сырья и тканей — использование альтернативных устойчивых материалов, например, кокосовой кожи (без вреда для человека, природы и с сохранением рабочих мест).
Фото: ViTerra, Botanita
Переосмысление роли дизайнера и рождение новых услуг: консультация на дому, создание персональных гардеробов, основанных на базовых моделях в коллекциях и имеющихся вещах клиента — совмещая свою работу со стилистом.
Дизайнеру нужно будет учиться говорить и показывать нативно, на языке покупателя, беря во внимания персонализацию одежду. Ее важными критериями станут комфорт и “защита”, более доступным будет “умный текстиль”.
Носки: innovationintextiles.com
Для успешного будущего рынок поделится и будет развиваться в формате комьюнити (кружков, коворкинг-платформ) в онлайн и оффлайн. Кто знает, может, через 2 месяца на онлайн-бирже тканей вы сможете купить залежавшуюся со времен СССР ткань у соседки по этажу. И, не тратя ресурсы на логистику, через несколько дней соседка сможет купить у вас новое платье.
Новый формат комьюнити творческих людей Новый формат комьюнити творческих людей
Давайте вместе осознавать и моделировать настоящее будущее моды!
#howtobedesigner
Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Виктория Гаевская
Эксперт Экоустойчивой Моды, Дизайнер
Исследователь материалов и создатель 1-го в России блога про Осознанную Моду, Дизайнер эко-френдли бренда ViTerra
Что такое экологичная мода и что мешает ей развиваться в России? Инструкция по выбору одежды
Что можно назвать экобрендом? Стоит ли покупать одежду из переработанного пластика у гигантов моды? И на что вообще можно ориентироваться во время покупок?
На эти и другие неоднозначные вопросы «Такие дела» искали ответы вместе с экспертами в моде и экологии.
Что плохого в одежде?
Неправительственная организация «Всемирный экономический форум», на площадке которой обсуждают мировые проблемы, приводит несколько фактов о том, как производство одежды вредит окружающей среде.
Ситуация с экологической обстановкой в мире сейчас настолько критичная, что лучшим решением для индустрии моды было бы прекратить любое производство, говорит журналист Ольга Джонстон-Антонова, консультант-преподаватель экоустойчивой и циклической моды и стиля. Потребителю пора осознать «насущную угрозу» индустрии моды, считает она.
«Я не хочу радикализировать, и мы не можем сказать: “Давайте все закрывайтесь, уходите”, но по идее все это [воздействие индустрии на природу] настолько критично, — говорит Ольга. — Даже если бы об этом никто не говорил и тогда это не было бы трендом, то это все равно было бы необходимостью и единственным способом существования моды будущего, нашей одежды и текстиля».
Какую одежду выбрать?
Экологичная мода
Окрашивание тканей и их отделка занимают второе место в мире по загрязнению пресной воды после сельского хозяйства.
Экологичная мода предполагает, что компания использует для пошива материалы, производство которых наносит меньший ущерб окружающей среде, чем обычные ткани. Например, органический хлопок, переработанный полиэстер или переработанный хлопок. Помимо этого, производитель старается уменьшить экослед самого производства и, естественно, заботится о благополучии своих работников.
A post shared by эко-бренд петрикор (@petrichor.eco) on Jul 31, 2020 at 8:57am PDT
Экологичные ткани можно разделить на три условные группы:
— ткани из легко возобновляемых культур: конопли, бамбука, крапивы, кукурузы, банана, джута, сои, водорослей;
— ткани из переработанного сырья: полиэстер из переработанных пластиковых бутылок.
Экоткани внедряют в свое производство все больше корпораций-гигантов. Например, H&M выпустил коллекцию из линейки под названием Conscious («сознательный»), в которой собрана одежда, созданная как минимум на 50% из экологичных материалов. Zara производит экологичную одежду, которая отмечена этикеткой Join Life : она сделана из органического хлопка и переработанного полиэстера. Часть коллекции джинсов у компании Levi’s выполнена с помощью технологии w aterless — то есть на производство было затрачено меньше воды, чем обычно. Коллекция Nike Grind сделана из переработанной спортивной обуви и производственных отходов.
Приказчикова в целом одобряет экологические инициативы корпораций: «Плюс одна органическая футболка — это минус одна футболка из обычного хлопка». Однако она призывает наблюдать за брендами и требовать, чтобы они изменили все бизнес-процессы. «Если у корпораций 1% одежды из экоткани, а остальные 99% — обычный ширпотреб непонятного качества, то ничего в этом хорошего нет, — уверена она. — Бренды должны постепенно отказываться от массового производства одноразовых некачественных вещей и двигаться в сторону устойчивого развития».
В России есть проблемы с доступностью экологичных материалов, отмечает Анастасия. Во-первых, в стране не производят текстиль из вторсырья. Некоторые дизайнеры пытаются использовать регенерированное волокно для создания одежды и аксессуаров, но пока, как отмечает журналистка, рано говорить о массовом производстве.
Во-вторых, в России нет своей сертификации органических тканей. Брендам, которые хотят отшивать вещи из переработанного или органического текстиля, приходится закупать материалы за границей, из-за чего углеродный след вещей увеличивается — а это тоже идет во вред окружающей среде.
A post shared by 99recycle (@99recycle) on Aug 5, 2020 at 11:45am PDT
Этичная мода
«Этичная мода предполагает отказ от эксплуатации и убийства животных, а значит, натуральная кожа и натуральный мех под запретом», — объясняет Приказчикова.
Под этичной модой понимают полный отказ от материалов животного происхождения. В то же время, по мнению Анастасии, есть бренды, которые используют натуральное сырье и при этом могут считаться этичными. Например, если они используют «шерсть с сертифицированных этичных ферм, где за животными ухаживают определенным образом, где их не мучают в процессе снятия шерсти».
В 2013 году в Бангладеш обрушилось здание « Рана Плаза» с швейными фабриками, погибло более тысячи человек, а ранены около 2,5 тысячи. В один день в 2012 году на двух швейных фабриках в разных концах Пакистана произошли пожары. Погибли 289 человек, было серьезно ранено более 600. В 2012 году на одной из швейных фабрик в Бангладеш случился пожар, погибли 117 человек, пострадало более 200.
Подробному описанию тяжелых условий труда посвящены документальные фильмы « Реальная цена моды » Эндрю Моргана и « Голубой Китай » Миши И. Пелед.
Устойчивая мода
Устойчивая мода меняет принципы потребления: фокусируется на продлении жизненного цикла вещей, а также оказывает наименьшее влияние на окружающую среду.
Приказчикова считает, что бренд можно назвать устойчивым, если он следует нескольким принципам:
Эксперт уверена, что к устойчивости стоит стремиться всем компаниям, хоть «этого можно достичь не сразу». «В России можно встретить бренды, которые, например, начали шить футболки из органического хлопка, — говорит Анастасия. — Они, в принципе, могут называться экобрендом. Но если этот бренд захочет называться устойчивым, но потребители не будут знать, где находится производство и в каких условиях работают люди, то он не будет иметь на это права. Бренд должен быть максимально прозрачным, если хочет быть устойчивым».
A post shared by Lovia (@loviacollection) on Jul 20, 2020 at 11:01am PDT
Насколько готовы меняться люди и бренды?
Мировые опросы по потребительским настроениям проводят регулярно. Например, в июле компания McKinsey & Company представила результаты исследования потребителей после коронавирусного кризиса. Две трети опрошенных отметили, что им стало еще важнее, чтобы компании-гиганты ограничили свое воздействие на изменение климата. Для 67% опрошенных имеет значение, сделана ли одежда из экологически чистых материалов, а для 63% — как бренд продвигает концепцию устойчивого развития.
Сами бренды также пытаются удовлетворить возрастающий спрос со стороны покупателей. Например, к 2018 году практически треть брендов запустила хоть какие-то инициативы, направленные на устойчивое развитие. При этом, согласно исследованию 2019 года Global Fashion Agenda, Boston Consulting Group и Sustainable Apparel Coalition, 40% компаний до сих пор не сделали ничего, чтобы внедрить у себя принципы заботы о ресурсах планеты.
Что мы можем сделать, когда покупаем одежду?
Приказчикова и Джонстон-Антонова дали читателям ТД несколько советов, как выбирать вещи и не навредить природе.
Она уверена, что при выборе между вещами, одна из которых очень нравится, но сделана не из экоматериалов, а вторая произведена этично, но не до конца нравится, следует выбрать первое. «На мой взгляд, нужно выбирать вещь, которая тебе действительно зайдет, от которой ты будешь получать удовольствие, с которой ты не захочешь расстаться, неважно, сделана она из обычного хлопка или органического», — рассказывает Анастасия.
Ольга уверена, что у среднестатистического человека уже всего достаточно в его гардеробе: «Из вещей в вашем шкафу можно составить столько новых комбинаций, что хватит на всю жизнь. Поэтому самая лучшая вещь — это та, которая уже есть», — считает стилист. Когда человек использует свой гардероб по максимуму, то можно и докупить что-то в секонд-хенде или у локальных магазинов.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Устойчивая мода. Бренды отказываются от меха и кожи, но помогает ли это экологии?
Модные бренды все чаще проявляют интерес к вопросам экологии и заявляют о переходе на устойчивую модель развития в противовес «быстрой моде». Разбираемся, как работают новые бренды, меняются старые, кто покупает их товары, и как некоторые компании используют эко-повестку в коммерческих интересах.
Мода на экологию
Автор фото, Getty Images
Кожевенные фабрики в Бангладеш печально известны огромным количеством производимых отходов
Эксперты также отмечают, что модная индустрия производит до 20% сточных вод, которые загрязняют окружающую среду, а до 85% всей одежды оказывается на свалках, несмотря на то, что ткань зачастую можно переработать. На данный момент, перерабатывается для создания новых вещей менее одного процента одежды.
Автор фото, Getty Images
В Египте девочки часто ткут ковры на продажу
Параллельно известные бренды делают громкие заявления об отказе от материалов, производство которых воспринимается как неэтичное или неэкологичное, и создают коллекции, призванные привлечь внимание к вопросам экологии и осознанного потребления.
Автор фото, AFP via Getty Images
Синтетические бриллианты позиционируются маркетологами как более экологичные и этичные, чем настоящие
Так, бренд Lacoste выпустил ограниченным тиражом коллекцию «Спасем наших животных», заменив традиционный логотип с крокодилом изображениями животных, находящихся на грани вымирания.
Некоторые модные бренды, такие как Stella McCartney, не использовали мех и натуральную кожу с момента своего основания.
Как работают устойчивые бренды
Бренды, производящие одежду по принципу устойчивости, фокусируются на том, чтобы использовать либо качественные ткани, наименее вредящие окружающей среде, либо материалы из переработанных тканей или пластика, а также на том, чтобы избегать перепроизводства.
Есть и примеры крупных брендов, которые делают акцент на переработке и интегрируют ее в производственный цикл.
Автор фото, Getty Images
В компании Uniqlo делают ставку на переработку пуха
По словам ведущей «Зелёного» подкаста РБК и консультанта по экологизации бизнеса Анастасии Чижевской таким примером является Uniqlo, который принимает на переработку пуховики: «Из пуховиков вынимают пух, очищают его и используют дальше при пошиве новых курток. Действительно, пух может служить гораздо дольше, чем материал, из которого сшит пуховик, поэтому такая инициатива имеет смысл как с точки зрения экологичности, так и с точки зрения сокращения производственных затрат».
Автор фото, So.Simple.Store
Трикотаж в коллекциях Алены Подгорной и ее бренда so.simple.store создан по принципу универсальности
Сколько стоит экологичная мода и кто готов за нее платить
К примеру, цены на экологичные и натуральные материалы у поставщиков существенно выше, о чем говорят российские дизайнеры.
Автор фото, So.Simple.Store
Еще одна модель из коллекции so.simple.store
Автор фото, Getty Images
На фабриках в Бангладеш условия труда одни из самых тяжелых в мире
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Следующим шагом в борьбе за экологию может стать отказ от кожи. На это указывают и социологические опросы: например, недавние исследования показали, что 37% британцев и 23% американцев считают натуральную кожу неуместным материалом для одежды.
Быстрая и экологическая мода
Данные: Global Fast Fashion Market Report и Ethical Fashion Market Report, The Business Research Company.
Автор фото, Getty Images
До начала пандемии на Лондонской неделе моды регулярно выступали активисты, требующие отказаться от натуральной кожи
Тем не менее, пока по всему миру, по данным аудиторской компании KPMG, всего 13% людей готовы платить за устойчивую моду больше, чем за обычную одежду.
Мода и гринвошинг
Автор фото, Getty Images
По словам Анастасии Приказчиковой, в России случаи гринвошинга тоже встречаются, но происходит это зачастую из-за непонимания того, что такое устойчивое развитие, экологичные материалы, этичное и экологичное производство.
Автор фото, Getty Images
Льняные ткани часто ассоциируются с экологичным подходом к производству
Так ли экологична эко-мода?
Проверить бренды, которые заявляют о своей экологичности, практически невозможно. Ни в России, ни в западных странах не существует законов, закрепляющих понятие «устойчивости» и «экологичности» для маркировки одежды, а значит, каждый может использовать их так, как хочет.
Автор фото, Getty Images
Стелла Маккартни с самого начала позиционировала свой бренд как экологичный, но теперь это делать на рынке все сложнее
Но главная проблема не в отсутствии прозрачности. Опубликованный доклад компаний Global Fashion Agenda и Boston Consulting Group признает, что в 2019 году темпы в снижении выбросов в атмосферу и увеличении зарплат низкооплачиваемым работникам модной индустрии существенно замедлились. Но сам сектор растет так стремительно, что в целом его негативное влияние на экологию планеты увеличивается, несмотря на принимаемые рядом компаний меры.
Автор фото, Getty Images
Потребление постоянно стимулируется, и ожидается, что рост в индустрии моды восстановится относительно быстро после пандемии
При этом не все материалы, которые принято считать менее вредными для окружающей среды, таковыми являются. Например, искусственные бриллианты, о переходе на которые недавно с гордостью рассказывала ювелирная компания Pandora. Сейчас до 60% этих камней поступают из Китая, где они производятся с помощью технологии высокого давления и высокой температуры. При этом электроэнергию для их производства получают при помощи угля, что очень загрязняет воздух.
А что в России?
Несмотря на появление и рост тренда на экологию в одежде, российские эксперты отмечают, что пока создать безотходное производство одежды в России невозможно, а зарабатывать на эко-повестке крайне сложно.