Что значит чувственный уровень
Значение слова «чувственный»
1. Формируемый, осуществляемый при посредстве органов чувств, ощущений, восприятий. Чувственное восприятие. □ — чувственное представление не есть существующая вне нас действительность, а только образ этой действительности. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм. || Воспринимаемый чувствами. Началом рефлексов служит всегда какое-либо чувственное влияние извне. Сеченов, Автобиографические записки.
2. Относящийся к удовлетворению полового чувства; телесный, плотский. [Я] наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью. Куприн, Олеся. Теплота ее тела будила в нем чувственное желание. М. Горький, Жизнь ненужного человека.
3. Испытывающий преимущественно телесные, плотские влечения, склонный к удовлетворению таких влечений. По лицу ее он увидал, что она чувственна и слабоумна. Л. Толстой, Отец Сергий. || Выражающий такую склонность или возбуждающий такие влечения. Она держала себя с таким же сознанием своей опьяняющей, чувственной красоты. Короленко, Марусина заимка. Она стояла в дверях, грациозно изогнувшись; чувственные ноздри, знакомые с кокаином, вздрагивали. Н. Островский, Как закалялась сталь.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
чу́вственный
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным чувство ◆ Уже ссоры и брани начались не за какие-нибудь существенные права, не из-за личных ненавистей — нет, не чувственные страсти, но страсти ума уже начались: уже враждуют лично из несходства мнений, из-за противуречий в мире мысленном. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», 1843—1847 г. (цитата из НКРЯ) ◆ К таким же смешанным формам относится так называемая депрессивная мания, где имеется двигательное возбуждение и где одновременно имеется отрицательное колебание чувственного тона, причем поражает бедность и однообразие ассоциаций. В. М. Бехтерев, «О маниакально-меланхолическом психозе», 1909 г. // «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии» (цитата из НКРЯ)
2. осуществляемый посредством чувств ◆ Математика также начинает с гипотезы, не подтверждённой чувством, например с идеи равенства, но эта идея поверяется всеми феноменами математическими, равно доступными и чувственному и духовному воззрению. В. Ф. Одоевский, «Русские письма», 1847 г. (цитата из НКРЯ)
3. воспринимаемый чувствами (видимый, осязаемый, обоняемый и т. п.); конкретный, материальный ◆ Фотону не находилось ни аналога в чувственном мире, ни места в мире традиционных понятий. А. К. Сухотин, «Парадоксы науки», 1978 г. (цитата из НКРЯ)
4. телесный, плотский ◆ Противу сего я умышленно заговорил о мусульманском учении и привел мнение некоего муллы, ожидавшего чувственного явления антихриста в образе осла, то есть самого безмозглого животного, коим и представил Омнепотенского. Лесков, «Чающие движения воды», 1867 г. (цитата из НКРЯ)
5. испытывающий преимущественно телесные, плотские влечения; склонный к удовлетворению таких влечений ◆ — Мужчины добронравны, трудолюбивы (особенно на своей пашне), храбры, воинственны: многие из них ходят одни на медведя и славятся в околодке кулачными бойцами; все вообще склонны к чувственному наслаждению пиянства. Пушкин, «История села Горюхина», 1830 г. ◆ По лицу ее он увидал, что она чувственна и слабоумна. Л. Н. Толстой, «Отец Сергий», 1890 г. ◆ При взгляде на него вам покажется, что он болен, животненно чувственен, скотски глуп и чертовски зол. В. В. Крестовский, «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных», 1867 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В этом случае Тоцкий пребывал верен старым добрым преданиям, не изменяя в них ничего, безгранично уважая всю непобедимую силу чувственных влияний. Достоевский, «Идиот», 1869 г.
6. выражающий такую склонность, такое влечение ◆ Особенно он боялся помехи со стороны пуритан и пуританок, которые косо поглядывали не только на эмансипационные попытки Жорж Занд, но и на чувственные проявления любви вообще. И. А. Гончаров, «Заметки о личности Белинского», 1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Карлица была лишена приятности брата: она была одутловата, у неё был глуповатый, чувственный рот и тупые глаза. Н. С. Лесков, «Старые годы в селе Плодомасове», 1862 г.
7. возбуждающий такую склонность, такое влечение ◆ Тонкие чувственные ноздри, казалось, дрожали и расширялись, как после недавних поцелуев; от смуглых щек так и веяло зноем и здоровьем, роскошью молодости и женской силы… Тургенев, «Фауст рассказ в девяти письмах», 1856 г. ◆ Грехопадение, облекшее нас кожаными ризами непроницаемой чувственной телесности, лишает нас духовного ясновидения. С. Н. Булгаков, «Жизнь за гробом», 1920—1930 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова радиорубка (существительное):
Чувственный уровень познания
Вы будете перенаправлены на Автор24
В теории познания не сложилось до сих пор одного мнения касательно того, чему должна принадлежать главная роль в познании — разуму или чувствам.
Основные направления в теории познания
В современном мире существует несколько направлений в теории познания. Важно сразу же отметить, что все они напрямую зависят от эпохи, в которой были обретены, от мировосприятия и миросозерцательной составной этой эпохи.
Современные исследования в философской отрасли рассматривают два основных способа человеческого познания: рационалистический и эмпирический. Второй способ предшествовал первому и возник еще в эпоху Нового времени (начало ХVІІ века). Рационалистическая концепция зарождается в эпоху Просвещения (конец ХVІІІ века).
Можно сразу же определить, что основная концепция познания прямо пропорциональна основной идеологической позиции исторического периода. Так, эмпирическая составная в концепции сенсуалистов возникла после завершения эпохи Возрождения, открыв новые возможности в человеческом познании. Концепция рационализма предшествовала Великой французской революции против абсолютной монархии.
Эмпирическая концепция за свою основу берет человеческое восприятие, базирующееся на чувственном и образном, в то время как рационализм подразумевает царство логического и разумного.
Готовые работы на аналогичную тему
Ощущение, восприятие и представление
Следует заметить, что эмпирическое познание базируется на трех основных формах: восприятие, ощущение и представление. Ощущение являет собою отражение конкретных свойств предмета, которые возникают при его непосредственном воздействии на чувственные органы, такие как слух, обоняние, осязание, зрение, вкус субъекта.
Тем не менее, все органы чувств наделены и своими границами и пределами. Это не в коем случае не должно считаться как недостаток, напротив, это – их достоинство. Если бы человеческий глаз фиксировал все существующие лучи, а человеческое ухо внимало бы все существующие звуки, то наша жизнь была бы просто невыносимой.
Ощущение единичного типа являет собою фрагмент комплексного общего ощущения предмета как предпосылки восприятия источника базисной информации.
Восприятие являет собою целостный образ объекта, который непосредственно воздействует на все органы чувств субъекта. Тем не менее, такая целостность является особой. Данный образ не может быть квантирован на его составные. Помимо этого, на формирование данного образа особое воздействие оказывает весь опыт субъективной деятельности, психологическое составная и т.д.
Восприятия чувственного типа – это конкретный образ единичного предмета со стороны внешнего проявления. Таким образом, восприятие являет собою образ формы объекта, который хранит тайну своего содержания и своей сущности.
Восприятие как непосредственный чувственный образ подготавливает представление.
Представление, которое преобразилось посредством силы воображения, удаляется от определенной наглядности предмета, приближаясь к его общим характеристикам. Высших форм собственного выражения представление обретает в процессе научного и художественного освоения бытия. Но достоинство воображения таит в себе и недостаток, суть которого заключается в «дорисовке» образа, а стало быть, и ухода от его адекватности с объектом этого образа.
Образ и жизнедеятельность
Образ утрачивает свое родство с предметом и трансформируется в знак, который замещает предмет.
Возможная интеграция образа в знак заставляет обратить свой взор на наличие различий образа и знака. Образ имеет схожесть с предметом, знак не имеет ничего общего с тем, что он характеризует. Знак имеет условное определение признака, символа, сигнала, формального обозначения. Эмпирический уровень познания не представляется изначально заданным. Он обладает своей социокультурной обусловленностью.
Мощным фактором роста эмпирического уровня представляется жизнедеятельность человека, усовершенствование навыков его деятельности, специализация языка и возникновение орудий как посредника в системе «субъект-объект». Социализация человека привела к тому, что его эмпирическое познание обрело сознательный и осмысленный характер. Например, животное смотрит, а человек может и видеть.
Субъект, объект и их информационный посредник являют собою начальную гносеологическую ситуацию, производят образ как предпосылку и условие логического уровня познания.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 08 07 2021
Чувственный уровень познания
В структуре познания выделяют уровни познавательной деятельности(8) – чувственный и рациональный (см. Рис. 1.3), являющиеся по сути не ступенями познания, а как бы «сообщающимися сосудами», которые дополняют друг друга знаниями, с одной стороны, полученными посредством органов чувств, а с другой – посредством мышления. Человек может также познавать действительность и самого себя с помощью интуиции как непоследовательного обнаружения истины, минуя чувственное и абстрактно-логическое познание. Человек может познавать себя и на грани осознанно-психического и неосознанно-психического (рефлекторного, инстинктивного).
Рис. 1.3. Уровни и формы познания
При этом чувственный уровень познания, предполагающий непосредственную связь субъекта с объектом, воспроизводит объект в наглядно-предметной форме, отражает его внешние стороны, не отделяя сущность от явлений. На рациональном, или логическом, уровне предполагается отрыв субъекта от непосредственного созерцания объекта, осуществляется переход от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от внешнего к внутреннему, от описания фактов к установлению закономерности, от явления к сущности.
На чувственном уровне отражение действительности происходит в форме ощущений, представлений, восприятий.
Ощущение–это элементарный субъективный образ объективной реальности. Оно непосредственно отражает какую-либо одну качественную сторону предмета определенным органом чувств и возникает на основе воздействия на него внешнего предмета.
Органы чувств человека – результат длительного исторического развития. Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений. Так, художники могут различать несравненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессионально не работающий с цветом.
Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познавательных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств.
Специфической особенностью ощущений является их односторонность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (либо о звуке, либо о цвете и т.п.). Органы чувств, поэтому, называют анализаторами человека, поскольку они расчленяют целостные свойства внешнего предмета на отдельные, составляющие его стороны.
Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. Восприятиевозникает на основе совместной работы нескольких органов чувств и является целостным, синтетическим чувственным образом внешнего предмета. Так, на основе зрения и осязания возникает восприятие как более целостный образ формы и окрашенности предмета, чем это может дать каждое отдельное ощущение.
Третья форма чувственного отражения – представление.Оно – чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий при отсутствии непосредственного контакта с внешним предметом. Представление — это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвлеченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, – в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания. В представлении в первую очередь синтезируются те стороны предмета, которые интересуют человека конкретно и практически.
В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от предмета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике.
Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта.
Следует отметить также, что механизм чувственного отражения действительности у человека формально схож с подобным механизмом у высших животных. Отличие отражения человеком окружающего и собственного внутреннего мира и его отражения животными ярко проявляется на логическом (рациональном) уровне.
Чувственный уровень познания — Чувства, восприятия и идеи
Развитие человеческих чувств — это результат, с одной стороны, эволюции органического мира, а с другой — социального развития.
Если рассматривать чисто физиологические механизмы отражения внешнего мира, то вряд ли мы сможем рассматривать человеческие чувства как наиболее развитые. Например, термиты непосредственно чувствуют магнитные поля, гремучие змеи чувствуют инфракрасные лучи в широком диапазоне и т.д. У многих животных есть способности, которым позавидовали бы люди. Незначительное утешение исходит от факта ускорения человека, что, похоже, свидетельствует о его прогрессивной биологической эволюции: никаких существенных изменений в рефлексивных способностях человека отмечено не было.
В то же время есть факты, свидетельствующие о большой способности человеческого организма к сенсорно-сенсорной рефлексии. Явления кожно-оптической чувствительности и биомагнитных полей, изученные в последние десятилетия, говорят о способностях, которые могут развиваться у многих людей. Но как бы ни было важно такое повышение познавательных способностей человека, оно, тем не менее, ограничено; в этом отношении необходимо признать неконкурентоспособность человека по отношению к ряду других живых существ.
Ориентированный на действия подход к интерпретации когнитивных способностей показывает важную роль практики в их развитии. Практика приводит к расширению сферы сенсорного отражения реальности. Примером могут служить сталевары, которые на практике (в сталелитейном производстве) развивают способность различать бульварные оттенки красного цвета. Аналогично, ювелиры и мастера, изготавливающие изделия из драгоценных металлов и камней, эксперты, которые оценивают качество такого продукта, как чай, по его вкусу, запаху и так далее. Все это приводит к выводу, что чем больше чувственных впечатлений человек получает и сознательно сохраняет, тем больше развивается его производительная сила, и тем больше сторон, качеств и отношений предметов природы человек затрагивает в процессе производства.
Эта позиция в принципе правильна, потому что она отражает тенденцию по отношению к человеку как к человеческой цивилизации. Но и здесь мы тоже должны быть реалистами. Хорошо известно, например, что такие «практики», как чтение литературы, интеллектуальная работа или, например, изучение поверхностей шарикоподшипников на заводах по производству шарикоподшипников, не приводят к улучшению зрения, а наоборот, к его ухудшению; статистика говорит о резком росте близорукости у людей, выполняющих такую работу. Сформулированное общее положение не учитывает индивидуальный уровень, конкретные носители сенсорной рефлексии, и они оказываются односторонне развитыми в своем подавляющем количестве. Что касается человека, то неоспоримо, что чем больше профессионального опыта у него есть, тем более чувственные впечатления он получает (в рамках своей узкой области). В целом, практика является одним из факторов, которые могут положительно или отрицательно влиять на развитие способности чувственно отражать реальность. В частности, задача состоит в том, чтобы поощрять позитивную тенденцию.
Но давайте подумаем, так ли необходимо стремиться к превосходству над животными или насекомыми в сфере сенсорной организации? Чего это, в конечном счете, достигнет для человека?
Такое мнение по данному вопросу можно найти в литературе. Представим себе человека, который бы видел мельчайшие детали предметов, воспринимал молекулы и даже атомы. Глаз в этом случае оказал бы человеку плохую услугу. Наш субъект, обладая сверхсильными органами чувств, не сможет правильно видеть макрообъекты, так как не сможет различить их края, так как они будут казаться размытыми и не будут отделять одну маленькую деталь от другой. Это хорошо видно: глаз, который видит все, ничего не видит. Мы можем представить себе человеческое ухо с такой же чувствительностью, как у летучих мышей; в этом случае мы бы услышали шум, вызванный движением крови в капиллярах, то есть мы были бы практически глухими. Эти примеры показывают, что ограничения человеческих чувств не только негативные, но и во многих случаях положительные. Масштабы рефлексивной способности органов чувств человека вполне достаточны для того, чтобы человек мог ориентироваться и свободно действовать в окружающем его макрокосмосе.
Этот вывод теоретический и когнитивный. Что касается жизненно важной и философской стороны вопроса, то нет никаких сомнений: чем более дифференцированы, разнообразны и тонкие чувственные ощущения и восприятия каждого человека, тем больше будет возможностей для его полноценной духовной жизни.
Чувства, восприятия и идеи
Чувственная односторонность или даже поверхностность в информационных и эмоциональных отношениях граничит с бездушностью и приводит к потере человечности в человеке. Органы чувств эволюционируют в большей степени или должны эволюционировать в большей степени с точки зрения их гуманизации. Информация, поступающая от них, неотделима от того или иного опыта. Существует оценка ощущений, восприятий, идей, а также определение их значимости или несущественности для практической деятельности человека, для его жизни. Человеческие интересы, практикует окрашивание воспринимаемых объектов в определенный цвет, одухотворяет мир.
Чувства, восприятия и идеи возникают не в результате одностороннего воздействия окружающей среды на органы чувств, а в процессе практики, в процессе гуманизации природы, общества, а также во влиянии этих гуманизированных структур на саму человеческую личность. В этом отношении сами органы чувств гуманизированы. К. Маркс писал: «…чувства общественного человека отличаются от чувств человека не общественного». Только через объективированное богатство человека развивается богатство субъективной человеческой чувственности, музыкального уха, глаза, воспринимающего красоту формы, словом, такие чувства, которые способны доставлять человеку удовольствие и выражать себя в качестве человеческих природных сил, и отчасти создаются первыми. Не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т.д.) — одним словом, человеческое чувство, человечность чувств — возникают только через присутствие соответствующего объекта, через гуманизированную природу. Формирование пяти внешних чувств — это работа всей истории мира до сегодняшнего дня. Разум, удерживаемый в плену грубой практической необходимостью, имеет лишь ограниченный смысл….. Беззаботный, нуждающийся человек невосприимчив даже к самому красивому зрелищу; торговец минералами видит только меркантильную ценность, а не красоту или внутренний характер минерала; он не имеет минералогического смысла. Поэтому необходимо объективировать человека в теоретическом и практическом плане, чтобы, с одной стороны, гуманизировать человеческие чувства и, с другой стороны, создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческого и природного существа».
Эти мысли содержат ответ на вопрос: зачем человеку развивать свои чувства? Вот аксиологическая, мировоззренческая, широкоформатная картина их места в жизни и деятельности человека.
Таким образом, природа органов чувств человека является биосоциальной, а общий биологический подход важен, но ограничен; необходим гносеологический, активистский, философский подход, с точки зрения социально-исторического развития.
Эпистемологический подход к чувственному отражению реальности
Л. Л. Фейербах однажды сказал, что «у нас нет причин представлять себе, что если бы у человека было больше чувств или органов, он бы также знал больше качеств или вещей природы». Больше ничего нет во внешнем мире, как в неорганической, так и в органической природе. Человек имеет столько чувств, сколько необходимо для восприятия мира в его целостности, во всей его полноте».
Сторонники агностицизма часто апеллируют к тому, что органы чувств ограничены, и утверждают, что невозможно выйти за их пределы. Но этот аргумент неубедителен, и вот почему.
Органы чувств человека возникли в процессе естественного отбора в результате адаптации органических систем к условиям окружающей среды. Все виды внешних воздействий, значимые для этих систем, точнее, их виды должны найти соответствующую реакцию со стороны организмов, развитие соответствующих органов, иначе такие организмы просто выпали бы из рядов функционирующих. Разработанные таким образом биологические предрасположенности оказались достаточными для обеспечения элементарной активности индивидуума. Этот уровень человеческой ориентации установлен агностиками.
Однако существуют способы, с помощью которых диапазон чувствительности может быть значительно расширен. Одним из них является производство и применение приборов, позволяющих воспринимать ультрафиолетовое излучение, космические лучи, рентгеновские лучи, магнитные поля и многое другое, то есть то, что больше не нужно воспринимать в повседневной практике и что характеризует его не только как биологического существа. Практика, создающая искусственные орудия познания, позволяет человеку совершать прорывы в глубины бытия, недоступные всем остальным представителям живого мира. Во-вторых, это мышление, мышление человека, которое на самом деле имеет неограниченные возможности для познания объективной реальности. Мышление стало направлять чувства на отражение таких сторон, которые в других ситуациях не могли стать объектом отражения.
Таким образом, физиологическое ограничение органов чувств человека не является серьезным препятствием для восприятия внешнего мира. В то же время, это ограничение является даже положительным фактором в жизнедеятельности человека.
Существует три формы рефлексии смысла: ощущения, восприятия, представления. Чувства соответствуют индивидуальным свойствам предметов, восприятия соответствуют системе свойств предмета (ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Восприятия могут существовать вне восприятия, например, ощущения холода, темноты, но восприятие невозможно вне ощущений. Поскольку они являются генетической предпосылкой восприятия и обладают способностью к самостоятельному проявлению, ощущения все еще существуют преимущественно как часть целостного восприятия. Таким образом, если восприятие является подобием внешнего объекта, то ощущения также должны характеризоваться той или иной степенью сходства. Более полный образ, очевидно, существует в восприятии.
Восприятие является результатом активного, активного отношения человека к внешней среде. Индивидуальные представления обретают реальный смысл в деятельности. В процессе онтогенетического развития личности развивается осознание соотношения цвета некоторых объектов с самими объектами, например, при практическом взаимодействии ребенка с этими объектами, при движении рук по контуру объекта, при восприятии плотности фигуры объекта. Здесь цветовое ощущение, которое раньше казалось прямо на поверхности глаза, а теперь воспринималось как относящееся к объекту, находящемуся на определенном расстоянии от объекта, «корректируется». В союзе с данным ощущением уже представлены другие ощущения, которые дают информацию о структуре объекта. Восприятия изоморфны по отношению к объекту в его характере.
Таким образом, мы рассматривали ощущения и восприятия как формы сенсорного отражения внешнего мира; мы рассматривали их когнитивные возможности. Все упомянутые аспекты относятся к третьей форме сенсорной рефлексии, восприятия, поскольку она основана на них. Это освобождает нас от необходимости значительного освещения изображений.
Отметим главное в специфике представления: Отсутствие прямой связи с отраженным объектом — это в основном одно и то же восприятие, один и тот же целостный образ объекта, но при отсутствии объекта; оторванность от нынешней ситуации; определенное обобщение, усреднение образа — в сравнении с восприятием несколько исключается специфическое, уникальное, сингулярное; некоторые детали не сохраняются; происходит определенное наложение некоторых ранее воспринимавшихся аналогичных образов на конкретный образ; задействование таких человеческих способностей, как память (способность воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не касаются человека; воспроизведение по «следам», оставленным в мозге).
Без такой формы чувственного отражения реальности, как представление, человек был бы привязан к сиюминутной ситуации (в смысле жизненного опыта); благодаря способности представлять объекты, субъект расширяет сферу чувственного материала, которым он обладает, и включает в сферу своего ощущения и восприятия мира также и общественный чувственный опыт. Практика, человеческая деятельность, а также ценности, цели и интересы людей, связанные с практикой, играют большую роль в сфере представительства.
Теперь краткое определение: представление — это сенсорно-визуальное изображение объектов и явлений реальности, которое сохраняется и воспроизводится в сознании без того, чтобы сами объекты воздействовали непосредственно на органы чувств. » Существует и другое определение: понятие — это образ ранее воспринимаемого объекта или явления (память или воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением, форма визуально-воображаемого знания в виде визуально-воображаемого отражения.
Это ставит вопрос о когнитивных, эпистемологических возможностях органов чувств. Поскольку ощущения оказываются «первичной» формой, вопрос фокусируется на ощущениях. Если они способны адекватно отражать окружающие их объекты, то становится очевидным наличие той же особенности в восприятии и идеях. Сейчас, и если они не в состоянии дать такую информацию, то возникают большие сомнения в отношении других форм здравого смысла восприятия.
Опыт человеческого разума
Общий опыт каждого человека, похоже, убеждает в том, что мы отражаем объективный мир таким, какой он есть, без всякого человека. Но после небольшого размышления мы приходим к неожиданным выводам. Человек воспринимает красный, зеленый или синий цвет, считает, что они существуют независимо от его органа зрения, но его глаза, в конце концов, достигают только электромагнитных волн определенной длины, которые сами по себе бесцветны. Что тогда отражается? Наверное, красочность существует только в предмете, только она вызвана электромагнитными волнами? Так же, как и со звуками, с качествами, связанными с вкусовыми ощущениями, с обонянием. Как это выглядит: сам предметный мир бесцветен и немой? Какова же тогда ценность информации, получаемой органами чувств?
В философии давно отмечено, что не все качества объективных объектов когнитивно одинаковы. Все они могут быть разделены на «первичные» и «вторичные». Только что упомянутые нами факты связаны с «вторичными» качествами, с проблемой «вторичных» качеств.
В истории философии эта проблема была, пожалуй, наиболее тщательно продумана Джоном Локом в его книге «Опыт человеческого разума» (1690 г.). Он считал, что такие качества, как форма, растяжение, плотность, число, движение, объем, присущи вещам; они присущи вещам независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Это оригинальные или первичные качества. Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы и т.д.) не присущи самим вещам, а являются силами, которые по своим первичным качествам производят в нас различные ощущения. Пламя считается горячим и ярким, снег — белым и холодным, ощущения, которые эти предметы производят в нас. Но уберите эти ощущения. Глаза не видят света и цветов, уши не слышат звуков, нос не пахнет, а все цвета, вкусы, запахи и звуки как бы исчезают и сводятся к их причинам, то есть к громкости, форме и движению частиц. Одна и та же вода может одновременно производить ощущение холода одной рукой и ощущение тепла другой. Если бы эти ощущения (ощущения) действительно были в воде, то было бы невозможно, чтобы одна и та же вода была горячей и холодной одновременно. Дж. Локк приходит к выводу, что идеи (т.е. представления) о «первичных свойствах тел схожи с ними, и их прототипы существуют в самих телах, но идеи, вызванные в нас вторичными свойствами, не имеют с ними никакого сходства». В самих телах нет ничего, что соответствовало бы этим нашим идеям. В телах, названных нами в честь этих идей, есть только способность вызывать в нас эти ощущения».
Упор прошлых философов на идентичность ощущений и качеств часто приводил к их идентификации и к субъективному идеализму, к агностике; но не менее неизбежным был агностицизм в квалификации ощущений и восприятий как признаков, обозначающих только определенные воздействия на человека извне, но не содержащих объективной информации о «вещах в себе». Позиция Лока не была ни той, ни другой, хотя было заметно, что он не хотел преувеличивать когнитивные возможности органов чувств. В целом, однако, его интерпретация была близка к той, которая нашла широкое признание среди ученых нашего времени. Суть этой концепции заключается в акценте на объективности всех свойств вещей (как «первичных», так и «вторичных») и в утверждении недопустимости принятия либо только знаковой интерпретации сенсорного отражения реальности, либо, напротив, полного совпадения ощущений и свойств внешних объектов.
Между ощущением и самим объектом существует несколько опосредованных связей, которые разрывают и преобразуют влияния, исходящие от внешнего объекта. Внешние контакты в рецепторах трансформируются из одного вида сигналов в другой, кодируются и передаются нейронными импульсами в соответствующие мозговые центры, где они перекодируются на «язык» нейродинамических отношений и проходят дальнейшую обработку, взаимодействуя со следами прошлых лет. Благодаря этим преобразованиям продукты деятельности сенсорных органов — ощущения — отличаются качеством от представленных свойств.
Следует отметить, что ощущения возникают не в рецепторах и не в путях проводимости (при цветовых ощущениях ни в сетчатке глаза, ни в зрительном нерве), а в коре головного мозга. Как показали эксперименты, даже в случае атрофии нейронных путей, цветовые ощущения возможны при фармакологическом, электрическом и других воздействиях на область коры головного мозга — поле 17. Стимулируя электрическим током эту часть коры головного мозга, ученые отметили появление различных цветов.
Однако механизм того, как материальный процесс, лежащий в основе психического явления, в данном случае само зрительное восприятие, изменения в коре головного мозга пока не ясен. Но ясно, что чувства возникают в результате соответствующих физиологических, биохимических процессов, а изменения чувств обусловлены изменениями в их субстратной основе.
Опосредованная связь объектов и ощущений приводит к тому, что цветовые (звуковые, обонятельные) ощущения не тождественны объектам и имеют характер естественных признаков, хотя они, безусловно, содержат в себе, в их содержании некоторую объективную информацию об объектах.
Сенсорное отражение имеет как знаковую, так и изобразительную стороны (элементы). В некоторых отношениях ощущения всех качеств одинаковы. Заметки исследователей: Те ощущения, которые можно было бы назвать ощущениями первичных качеств, не более похожи на сами эти качества, чем ощущения вторичных качеств, похожи на их объективные прототипы; вряд ли кто осмелится утверждать, что ощущения гладкости, скользкости, твердости, глубины и непосредственности «похожи» в буквальном смысле на прямолинейность поверхности, световое трение, непроницаемость, пространственное растяжение и очень малый временной интервал, соответственно. С другой стороны, те ощущения, которые Локк назвал вторичными, информируют нас об отношениях различных объектов, выражающихся в чувственных контрастах, т.е. о структурных свойствах объективного мира, что ранее считалось прерогативой только первичных качеств. Поэтому нет необходимости резко различать ощущения соответственно «первичным» и «вторичным» свойствам самих объектов.
Здесь имеет место разделение объективных свойств (качеств) на два типа. Если первичные качества не зависят от внешних связей и являются эффектом внутренних взаимодействий, то вторичными качествами являются эффект внешних взаимодействий данной вещи с другими вещами (органами чувств или физическими телами). Они актуализируются во время этих взаимодействий. Актуализация внешних качеств может рассматриваться как своеобразное отражение внешних качеств вещи в других вещах. Качества первого рода можно назвать объективными, качества второго рода диспозицией. Также с этой точки зрения все ощущения можно разделить на два класса. По мнению И.С. Нарского, объекты имеют склонность, т.е. способность вызывать у субъектов чувства, а психика субъектов имеет склонность испытывать эти чувства в присутствии этих объектов и их определенное взаимодействие с субъектом через другие объекты (внешнюю среду, анатомо-физиологические устройства и т.д.). Следовательно, ощущения являются результатом определенных взаимодействий и в этом отношении являются отражением способности организма к таким взаимодействиям.
Формы восприятия как образах внешнего мира
Чувства не являются информационными, они несут в себе информацию об определенных объективно существующих возможностях (свойствах) объектов. Различные ощущения одной и той же модальности сообщают об изменении свойств объектов. Именно в этом и только в этом смысле следует понимать «сходство» ощущений со свойствами (качествами) вещей. Это «сходство» носит информативный, а не творческий характер. «Все ощущения в той или иной степени информируют о внешних или внутренних объектах и их состоянии, но они не являются их графическим представлением». Таким образом, восприятие несет в себе информацию о свойствах объектов (внутренних и диспозиционных); оно информирует нас о подложке объектов, их свойствах и в некоторой степени об их структуре. Структура объекта наилучшим образом отражается в комплексе ощущений, т.е. в восприятии. Восприятия не являются воображаемыми, восприятия являются репрезентативными.
Когда мы говорим о формах восприятия как образах внешнего мира, мы не должны упускать из виду тот факт, что «образ» не является совпадением с объектом, а соответствует объекту. «Изображение» — это не зеркальная копия, но и не «знак»; это не то же самое, что вещь или в вещи, но соответствующее вещи, совпадающее с вещью; то есть, это изображение, соответствующее вещи, совпадающее с вещью, больше не является «знаком».
Неформальность ощущений о «первичных» и «вторичных» качествах, которые, как мы видели, весьма различны, тем не менее, позволяет человеку достаточно хорошо адаптироваться к внешней среде. Информация о первичных качествах особенно важна в этом отношении.
Именно контур (структура) изображения важен для ориентации во внешней среде. Не важно, что различные биологические организмы по-разному реагируют на тот или иной спектральный состав света. Важно, чтобы структура их изображений была изоморфна по отношению к структуре внешних объектов. Этого вполне достаточно для ориентации. Как животные, так и люди, передвигающиеся по лесу и имеющие различные ощущения, не натыкаются на деревья, потому что структура соответствующих образов у человека и животных изоморфна по отношению к структуре внешней среды. В этих образах субстрат — качества, данные в ощущениях, — отличается, а относительная идентичность образов у человека и животных касается только структуры. Это доказывается относительной идентичностью их поведения в аналогичной среде. Целенаправленное движение организма по отношению к объектам изоморфного к объектам окружающей среды основано на образе (В. И. Дубовской «Гносеологические функции сенсации и восприятия».
Информация о «вторичных» свойствах, полученных через восприятие и ощущение, также полезна для человека, поскольку позволяет ему более дифференцированно различать объекты и их свойства, лучше ориентироваться в объективной среде, не говоря уже о возможности более глубокого переживания многообразия мира и полноты своего бытия в нем.
Давайте поднимем другой вопрос: субъективны ли эти качества или объективны? Чтобы понять природу этих качеств, необходимо учитывать, что качества — это не только явные свойства объекта, но и способность вызывать (или раскрывать) определенные свойства. С этой точки зрения, нет оснований противопоставлять первичные качества, которые существуют объективно, вторичным качествам, которые, как говорят, не имеют статуса объективного существования. Все качества объектов, как свойства, возможности, объективны.
В некотором смысле ощущения, эти субъективные образы объективного мира (несмотря на элемент значимости), объективны.
Если понятие субъекта знаний ограничивается ментально-познавательным процессом, то ощущения вместе с их материальной основой и объектом, вызвавшим их, оказываются самим объектом. Разум анализирует ощущения как конкретный объект; ощущения отражаются в рациональной, абстрактной мысли.
Конечно, сами ощущения появляются в результате размышлений. Чувства циркулируют в мыслительных процессах. Но помимо этого, они являются объектами (вторичного) отражения — со стороны мышления. Мысль анализирует ощущения и узнает информацию, которую они несут о внешних объектах.
Аналогия может быть нарисована с художником, который включает в свои работы реальность. Эта реальность для него не чистые факты мира, но факты, связанные с его отношением к ним, с его чувствами, с его эмоциями. Объект для него — это объект-опыт. Объект мысли отражает этот объект, а затем изображение создается для приема приемником.
Восприятие в каком-то смысле также выходит за рамки мышления; мышление является источником когнитивной деятельности, т.е. субъектом. Восприятие — это объект, мышление — это субъект.
С точки зрения этого предположения, все формы сенсорной рефлексии реальности могут рассматриваться как объективно (или объективно) присутствующие. И в этом отношении нет оснований квалифицировать ощущения «вторичных» качеств как субъективные, в отличие от некоторых «первичных» ощущений как якобы «объективные».
Чувства объективны как психологическое явление и в некотором аспекте когнитивных отношений субъект-объект. Они объективны по отношению к мысли, а также по отношению к той информации, которую они предоставляют.
В то же время ощущения не сводятся к автоматизму, к механическому отражению внешних объектов. Часто бывает так, что один и тот же объект вызывает у разных людей разные ощущения (цвет, вкус, звук и т.д.). Эти явления часто вызваны физиологическими и биохимическими изменениями в органах чувств. Эти случаи представляют собой отклонение от нормы, которое свойственно большинству людей в результате биологической адаптации человека к окружающей среде. Здесь обнаруживается та же объективность ощущений и восприятий, что и в нормальных условиях. Чувства и восприятия сильно зависят от эмоционального состояния человека и предыдущего опыта с соответствующими ощущениями и восприятиями: одна и та же музыка и один и тот же цвет могут ассоциироваться с разными переживаниями, которые накладывают на них свой отпечаток. Такие моменты можно считать субъективными, что объясняет позицию, согласно которой чувства являются субъективным «образом» объективного мира.
Индивидуальный субъект является активным, социально-историческим существом, и на его восприятие объекта активно влияют его потребности, интересы и установки не только лично, но и его социальная группа, класс и общество.
Давайте теперь посмотрим, какую роль чувственное восприятие играет в науке. Обратимся к конкретному примеру из физики. В атомной физике для изучения элементарных частиц используются камера Вильсона (или диффузионная камера) и метод толстых фотопластинок. Камера Вильсона позволяет наблюдать путь одной частицы, образовавшейся из капель жидкости в результате ионизации паров воды или спирта.
В толстопленочных фотопластинках аналогичный путь образуется из крошечных зерен серебра, осаждаемых при прохождении микрочастицы. В обоих случаях наблюдатель видит не саму частицу, а только ее путь, который является изоморфным по отношению к траектории ее движения. Действительно, анализу подвергается фотография, визуальное изображение которой содержит либо черный след частицы на белом фоне, либо белый след на черном фоне. Исходя из природы дорожки, физик судит о свойствах частицы, ее заряде, массе, энергии и т.д. Цветовые ощущения в таких случаях важны только для прояснения структуры процесса и не имеют самостоятельного значения.
Физик изучает траектории закрепленных на бумаге частиц и выполняет дальнейшие расчеты. Объектом его исследований являются кривые и углы, которые он рисует, за измерением которых следует теоретическая фаза исследования. Из этого можно сделать вывод, что отправной точкой физики элементарных частиц, в самом начале, является не что иное, как структура траектории частицы.
Начиная с этого пути и заканчивая исчерпывающими физическими формулами, все содержание физики является структурным, то есть они оказываются знаниями о соотношениях, отношениях, взаимодействиях. Таким образом, в физике, через чувственное отражение объекта, можно, пожалуй, получить всю основную фоновую информацию об элементарных частицах.
Этот факт свидетельствует о важной роли чувственного осмысления в системе научного познания: оно оказывается отправной точкой в движении к сущности объекта, в освоении объекта на практике.
Отметим, что роль сенсорной рефлексии реальности в обеспечении всего человеческого познания очень велика:
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института