Что значит читать жужжащим способом

Современные уроки техники чтения: что такое жужжащее чтение и какие цели имеет методика

Что значит читать жужжащим способом

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

Что значит читать жужжащим способом

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

Что значит читать жужжащим способом

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая
тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим
роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

Что значит читать жужжащим способом

Жужжащее чтение позволяет учителю, проходя по классу во время пятиминутки «жужжания» видеть реальную обстановку: кто из учеников как читает на данном этапе. Проходя по классу учитель, прикасаясь к плечу, «выключает» тех из учеников, кто уже читает бегло. Остаются те, кто тихонько и неуверенно бубнят себе по нос. Но со временем таких учеников остается все меньше и меньше. Опыт многих педагогов, регулярно использующих на уроках пятиминутки жужжащего чтения, показал, что высокие результаты навыков беглого чтения не заставят себя долго ждать.

Ежедневное использование на уроках вышеописанной методы очень скоро принесет свои результаты. Педагоги, уделяющие необходимое внимание развитию беглого чтения у школьников младшей школы, отметили, что проверка результатов скорости чтения имела достаточно высокий результат.

Источник

Современные уроки техники чтения: что такое жужжащее чтение и какие цели имеет методика.

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

Источник

Приемы совершенствования техники чтения

Приемы совершенствования техники чтения

У каждого ученика на парте лежит книга и любой урок — будь то чтение, русский язык, математика — начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.

Проследим, что дают ежеурочные пятиминутки за неделю:

Несомненно, будет положительный эффект.

2. Чтение перед сном

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит. он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

3. Режим щадящего чтения

Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребёнок прочитает одну—две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим получается, если ребёнок просматривает картинки и читает под ними предложения.

4. Зрительные диктанты

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из— за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ученик читает предложение, состоящее из 6 —8 слов. Дочитав до третьего — четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)

В лесу много берез.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стерли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле березовой рощи.

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

Бабушка печет пирог.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Быть здоровым очень важно.

Вода в море соленая на вкус.

Наша страна борется за мир.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Мичурин много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель.

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

На стройку привезли рамы и двери.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

Давно скосили и убрали луга и поля.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце светило ярко, а дети купались.

Травы скашивают во время их цветения.

Дедушка Филипп пасет коров.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Поднялась за рекой большая серая туча.

В далекой тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Хороши привольные широкие степи Украины.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Павел и Вика любят читать волшебные сказки.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в яблоневом саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.

По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время измеряется в секундах. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Возможно, кто — то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Надо отреагировать очень спокойно, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить». Затем также работают со следующим предложением. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут. Работу над одним набором нужно продолжать до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит по три дня. В течение двух месяцев зрительные диктанты должны писаться ежедневно. При этом условии можно развить оперативную память. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

5. Многократное чтение

(Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.)

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоций у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко — Пальченко.

6. Чтение в темпе скороговорки

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель приступает к следующему упражнению из системы Федоренко — Пальченко.

7. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

8. Приём стимулирования учащихся

В конце урока чтения учитель оставляет 3 — 4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, хвалить их даже за малейший успех, чтобы не привести детей к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.

9. Работа с трудными словами и словосочетаниями

А) На всех уроках чтения эта работа обязательна, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыка уверенного чтения нового текста.

Б) Кроме этого в классе стоит коробочка, в которую дети кладут записанные на карточке слова, значение которых непонятно. Эти слова они слышат от взрослых, по телевизору. Ребёнок приносит то слово, о котором хочет рассказать сам, объясняет его значение. Затем все вместе ученики составляют предложение с этим словом. Такая работа проводится на уроке русского языка.

11. Вертикальное чтение

Чтение текста, перекрытого вертикальными полосками (2-, З-, 4-я полоски — в зависимости от уровня индивидуального чтения). Этот приём способствует расширению «поля зрения».

12. Чтение слов из нового текста в виде горки

Источник

Методика «жужжащего чтения»

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение. Оно было основным элементом при обучении чтению в школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан и применяется во многих школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монгольской народной республики. У каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование – начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают по-русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Методика зрительных диктантов Федоренко.

Детская книжка.

Применяя эти методики на уроках, я добилась таких результатов:

в первом классе качество знаний по технике чтения : 74 %;

во втором классе : 70 %;

в третьем классе: 70 %;

в четвёртом классе: 75 %.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на

Источник

ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОСТИ ПРОЧИТАННОГО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Согласно основной общеобразовательной программе начального образования, огромное значение имеет беглость и осознанность прочитанного текста, ведь это неотъемлемый фактор при изучении основных предметов в основной и старшей школе, а так же при изучении окружающего мира маленькими читателями. Каждый учитель и родитель понимает то, что если ребенок не осознает и не воспринимает прочитанное, то ни о каких успехах в изучении предметов гуманитарной направленности, а также логическом мышлении не может идти речи.

Задача исследования: определить значение формирования осознанности прочитанного у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: жужжащее чтение, детская литература, школьники, осознанность прочитанного.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

Вспоминая советскую школу, можно сказать о том, что дети были практически одинаково подготовлены к обучению в школе. Что дали в детском саду, а тогда более 70% детей посещали детский сад, то и твое. Никто не стремился научить своего ребенка читать, выучить с ним буквы, научить решать задачи. Потому что родители, работающие в колхозах или на производстве, считали, что обучение это лишь удел учителей, «в школе научат…». Может быть, и учителю в то время было проще, он работал по «накатанной» схеме. Знал, что он будет делать сегодня, а что завтра. Учил всех одинаково, не важно: умеет читать ребенок или нет. Чтение – это самое основное умение, которым каждый человек должен овладеть в младшем школьном возрасте. Недаром чтению уделяется особое внимание в начальной школе. Работать в той школе не пришлось, знаю о методах и формах работы только из трудов Выготского Л.С. «Идеи педагогики и воспитания», Данилова М.А. «Процесс обучения в советской школе», «Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко» и др

Последние преобразования в системе образования говорят о том, что важность осознанности прочитанного все больше и больше актуальна. Это и комплексная контрольная работа, которая пишется детьми по окончанию каждого года обучения, начиная с первого класса. Суть данной работы заключается в том, что ребенку дается текст, который нужно прочитать, понять его содержание, а потом по этому тексту даются задания по основным предметам – это русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир. Последнее нововведение в систему образования начальной школы – это Всероссийская проверочная работа. Она так же строится на тексте и его восприятии. Работа по русскому языку – это текст, который нужно прочитать и выполнить ряд заданий. Составить план, выписать основную мысль, определить понимание фразеологизма. Работа по окружающему миру так же говорит о важности понимания прочитанного – это и эксперимент, из которого надо сделать вывод, и изменить его на определенных условиях, а так же описание достопримечательности, растительности родного края. Что говорит о поиске информации из любых литературных источников. Если ребенок не умеет понимать прочитанное, значит, он не умеет добывать информацию. Следовательно, он не справится с работой, которую ему предлагают в конце учебного года. Это еще раз доказывает важность и актуальность описываемого метода.

Как отмечает Р.И. Лалаева, осознанное чтение – сложный психофизиологический и психолингвистический процесс. А вся детская психология и связана с тем, что ребенок должен заниматься именно тем, что ему нравится. Именно «жужжащее» чтение дает ребенку на уроке демократический выбор: он сам берет книгу в библиотеке или дома, в интересном для него направлении и читает. Замечаю, что многие дети не дочитывают книги, заменяя скоро на другую, что говорит об интересах того или иного ребенка, но даю возможность им самим исправить неправильный, по их мнению, выбор. Тем самым развивается быстрое осознание прочитанного. Если ребенок понимает, что произведение ему не интересно и его не влечет узнать продолжение – пусть не читает, зато четко знаю, что задача по формированию осознанности прочитанного систематически выполняется.

«Жужжащее» чтение позволяет учителю в начальной школе, идя по классу во время пяти минут «жужжания» понимать реальную картину: кто как читает в данное время. Проходя по классу педагог, определяет тех из учеников, кто уже читает бегло. Выделяются те, кто не уверен в себе и тихо лопочет себе под нос текст, который сейчас перед ним. Но вижу, что со временем этих детей становится меньше. Опыт многих моих коллег, систематически использующих на уроках жужжащее чтение, показывает, что высокие результаты навыков беглого и осознанного чтения не заставляют себя ждать. Каждодневное использование вышеописанного метода очень скоро приносит хороший результат. Учителя, уделяющие необходимое внимание развитию осознанного чтения у младших школьников, отмечают, что проверка результатов осознанности чтения имеет высокий результат на выходе из начальной школы.

Список использованной литературы

Сердце отдаю детям.-Киев,1969.-с.169

УМК в начальной школе: что и как выбирает учитель [Электронный ресурс]: Науч.-практ конф. (14 июля 2009 г.) / Науч. ред. В.Д. Коваленко; М., 2009.- Режим доступа: http: // www. ssu-expert. ru.

Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе / Н. Н. Щепетова. – М.: Просвещение, 2000. – 220 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *