Что значит читать между строк примеры
Как читать между строк?
Для того чтобы читать между строк, желательно знать личность автора, его привычки, любимые идиомы, особенности языка, уровень грамотности и другие особенности.
Например, если грамотный человек намеренно делает в тексте грубую ошибку, это наверняка что-то значит, тут некий «мессидж».
Желательно знать условия, в которых писалось письмо, цели его написания, дату, время и кучу других деталей. Чем больше дополнительной информации известно, тем лучше.
Письмо — это кирпич, который кладется в кладку информационного обмена с его автором. И если кирпич встает неровно, то явно он не так прост, как кажется, в нем есть некий скрытый смысл, возможно, закопан клад…
Положим, текст самый обыкновенный, но автор никогда не писал в таком стиле. Что-то, значит, за этим скрывается…
Итак, прежде всего, обратим внимание на обращение:
Уважаемый… Если это в письме другу, и тон не шуточный, значит, отношения пошли под откос… Автор явно чем-то раздражен, недоволен, готовится к бою… В официальном же письме это обращение — привычный штамп.
Дорогой… Если автор и адресат мало знакомы, это можно расценить как сигнал к сближению.
Просто имя. Если автор и адресат — близкие люди, такое обращение настраивает на деловой стиль. Будут поручения или какие-то выяснения отношений, откровенный разговор…
Глубокоуважаемый… Если тон не шутливый, тут, кажется, автор хочет усыпить лестью бдительность адресата…
Скрытый смысл письма может быть двух видов: то, что автор хочет донести сам, но почему-то не может написать об этом прямо, и то, что автор хочет скрыть, но невольно выдает.
Например, если человека заставляют написать письмо (или сказать по телефону) и сообщить какую-то ложную информацию, то простейший прием показать, что все это ложь — вставить ложь явную для адресата, но незаметную для контролера. Например, упомянуть какого-нибудь несуществующего человека.
Однажды Горького привели в соловецкий лагерь. Для него был разыгран целый спектакль: все так чисто, уютно, сытно, зэки там живут, как на курорте! Сталин надеялся, что Горький своим авторитетом опровергнет циркулирующие на западе слухи о жутких условиях советских концлагерей. И все бы так и вышло по замыслу Сталина, но Горький заметил, что один из зеков читает газету вверх ногами. И он все понял…
Некоторые авторы, не мудрствуя лукаво, просто зашифровывают скрытую информацию, например по первым буквам каждого слова. Некоторые договариваются о скрытых символах, типа звездочек в углу письма, правда это может сыграть с ними злую шутку. Скрываемое же послание следует искать в оговорках, ошибках, описках, нелепостях
Например, одна машинистка, печатая отчет, вместо «рабочее тело» написала «молодое тело». Сразу ясно, о чем она в этот момент думала…
Если письмо обычно грамотного человека изобилует опечатками, это может свидетельствовать о том, что письмо составлялось второпях или в состоянии сильного душевного волнения, стресса…
Если письмо пестрит ошибками, нелепыми фразами, слова подобраны невпопад, возможно автор был пьян или под воздействием наркотиков.
Что значит читать между строк примеры
Недавно кто-то поинтересовался у меня: «Как научиться чтению между строк?» Прекрасный вопрос! Хотя в некоторой мере смешной, потому что люди все время считывают информацию между строк, сами не замечая того.
Объясню, что имею в виду. К примеру, кто-то написал записку. (Вы и сами, наверное, видели подобный случай, но не обратили внимания.) Итак, другой человек находит записку и быстро читает ее. В это время он спешит и думает о другом, или, возможно, не считает записку важной, но все же прочитывает ее, а позже с удивлением упоминает ее в разговоре:
— Почему он написал в записке о том-то и о том?
Возможно, вы тоже ознакомились с запиской и
— О чем ты говоришь? В записке нет ничего на эту тему.
— Конечно же, есть! Это написано прямо в первом предложении, — отвечает он вам.
Затем вы идете за запиской, находите ее и показываете собеседнику. Он читает ее и, конечно, видит, что там нет того, о чем он говорил.
— Видимо, это не та записка, которую я читал. Наверное, было две разных записки — это твоя, а я читал вторую, — говорит он, на что вы отвечаете:
— Нет, я думаю, что это единственная записка. Просто ты перепутал ее содержимое.
На самом деле, ваш собеседник воспринял то, что было написано между строчками записки.
Потому, в каком-то смысле, все мы уже умеем писать между строк. Но это можно делать сознательно или неосознанно. Если хотите сознательно записать информацию между строк, надо во время того, как будете писать, о чем-то думать. Когда делаете это неосознанно, происходит то же самое. Например, когда вы очень спешите, когда ваш ум сильно чем- то занят — очень эмоционально заряженной мыслью, ощущением, переживанием. Вы поглощены ими, но вспоминаете, что должны написать записку: «Джим, купи несколько фломастеров и бумагу для копировальной машины». Вы пишете это почти автоматически, а доминирующая у вас в сознании и в ощущениях эмоционально заряженная мысль на- ложится на этот текст.
Я заметил это много лет назад. Такое произошло потому, что мне удается быть немного отстраненным, неэмоциональным по поводу некоторых тем, которые значат очень много для большинства людей. Я как бы стою в сторонке и наблюдаю за происходящим вокруг. А чтобы быть в состоянии видеть происходящее, чтобы понимать даже самого себя — надо стать практически бесстрастным наблюдателем, эмоционально не вовлеченным. А это именно то состояние, что позволяет читать между строк.
Если мы эмоционально вовлечены, эмоционально заряжены, нам будет очень сложно читать между строк. Нужно быть безразличным. Когда тибетскому монаху поручают записать на свиток информацию, которую надо скрыть, он прячет ее между строками текста. Тибетские тексты можно перевести на различные языки. И вот вы читаете такой текст, читаете и, наконец, восклицаете: «Что за запутанная болтовня! Похоже на речь политика. » Вы слышали когда-нибудь выступление политика? Они никогда не отвечают на заданные вопросы, никогда, а вместо этого болтают, пока у слушателей совсем не отключаются мозги. Почитайте переводы тибетских текстов — они выглядят точно так же, особенно если в оригинале было скрытое послание.
Вот в чем секрет чтения между строк, в том числе чтения тибетских свитков. Так их записали, и так же их следует читать — без эмоциональной вовлеченности. Получается, что человек, тратящий все силы на поиск какой-то информации, на ее нахождение, изучение, исследование — его вовлеченность закрывает его к восприятию этой самой информации. Сначала необходимо стать эмоционально безразличным к предмету исследования. Другими словами, вот вам величайший секрет: «Подумаешь, мне все равно». Вы можете возразить, что одних этих слов мало.
Конечно, недостаточно просто повторить эту фразу, тут нельзя притвориться, надо по-настоящему стать безразличным.
Получается, что вам дают карту к кладу на миллиарды, и вы можете забрать себе весь клад. Кладете карту на стол — тут же воспламеняются эмоции, и вы не в состоянии ощутить ничего из информации, записанной между строк.
Вот насколько безэмоциональным надо уметь быть, чтобы расшифровывать такую информацию, и это, конечно, тяжелое задание. Научиться этому нелегко, но возможно. Кстати, это пригодится и в повседневной жизни — ведь если хотите от чего-то избавиться, то необходимо убрать свой эмоциональный заряд по отношению к этому явлению; только так можно отпустить его. Если есть эмоциональный заряд по отношению к чему-то негативному, мы будем постоянно говорить о нем, будем расстраиваться. Явление намагничивается и остается с нами. Но, как только сможете стать безразличным наблюдателем, оно будет отпущено.
Что до слова «безразличный», оно не совсем подходит к нашему описанию, но приходится использовать его за неимением более точных терминов. Пытаюсь описать явление, когда перед вами лежит что-то поистине фантастическое, а вы остаетесь совершенно спокойным. Это просто штука. Возьмете вы ее или нет — вам все равно.
Если можете относиться подобным образом к тому, что вам не нравится, — это явление исчезнет из вашей жизни, потому что вы больше не питаете его энергией. Вот такое состояние необходимо для восприятия информации, содержащейся между строк.
Много информации содержится между строк моей первой книги «Посланник». Это потребовало очень много работы — пока писал книгу, я провел много часов в легкой медитации и много часов в глубокой медитации. Входил в состояние медитации, затем писал текст, скажем, полстраницы, затем останавливался и начинал сначала. И так раз за разом, раз за разом.
Как же научиться сознательно считывать информацию, содержащуюся между строк? Читая книгу, подсознательно вы все равно воспринимаете межстрочную информацию. Подсознание считывает ее, а в состоянии медитации полученная информация медленно поступает в сознательный ум. Когда человек начинает работать с любовью, посылать любовь, запускается процесс, благодаря которому много подобной информации просачивается в его сознательный ум.
Но если хотите просто считать межстрочную информацию, то сначала прочитайте книгу обычным способом. Затем выберите одну-две страницы, которыми и займетесь. Прочитайте их, но в состоянии безразличия к значению слов. «Это неважно», — вы просто читаете и позволяете появляющимся эмоциям входить в свое сознание. Конечно, это требует практики.
Открою вам секрет гадания по чайным листьям. Большинство из вас, наверное, знает, что это такое: приходите в кофейный или чайный магазинчик, выпиваете чашечку чая, а потом вам гадают по листочкам чая на дне чашки. Конечно, мы говорим о настоящем гадании, а не о его имитации. О гадателе, действительно обучившемся этому искусству и практикующему его внимательно и с усердием. Такой гадатель тоже читает между строк — и неважно, слова перед ним или чайные листья, суть одна.
Ведь он делает единственную вещь — воспринимает. Когда вы пьете чай, когда размешиваете его, когда наливаете в чашку кипяток, внутри вас проносятся тысячи мыслей, ощущений, эмоций, идей, надежд, мечтаний, страхов, вдохновений. И следы этого остаются на всем, что вы делаете с окружающим миром. Чайные листья укладываются определенным образом, точно так же, как вода очень восприимчива к магнитным импульсам и долго хранит их. Все молекулы чая выстраиваются определенным образом. А когда гадалка или гадатель берут чашку и гадают по ней, они считывают оставленную вами информацию. А это и есть чтение между строк.
Неважно, слова это или чайные листья. Возьмите хоть камни! Если возьмете ведро камней и разложите их, подобно словам, на нескольких «страницах», то кому-то покажется, что это просто камни, не содержащие никакой информации. Но между строками этого каменного «текста» содержится огромный объем информации.
Я называю такое явление чтением между строк, потому что это подходит к нему лучше всего. Не знаю, как еще его назвать. Не хочу использовать термин «психические способности», потому что это не так. Информация содержится в том, как положен каждый камень; каждый из них хранит ваш магнитный отпечаток, отпечаток ваших мыслей, ощущений, эмоций — всего, что происходило в вас.
Вернемся к тибетским свиткам — они содержат информацию, записанную между строк, и далеко не всем известно, как ее расшифровать. Причем не нужно даже знать тибетский язык, чтобы считать информацию, содержащуюся между строк свитка. Да, не нужно понимать язык, на котором написан текст, потому что слова, из которых он состоит, не имеют отношения к тому, что написано между строк. Получаем прекрасный способ сокрытия информации. Очень эффективный способ — ведь тому, кто будет сильно хотеть завладеть информацией, как раз будет невозможно это сделать (помешают сильные эмоции). Изящно придумано!
И это — одна из причин, по которой я не разрешаю сильно редактировать мои книги. И особенно — книгу «Посланник», мою первую. Как-то я отдал ее на редактирование, после чего пришлось ее восстанавливать, что было очень непросто. Ведь если отдать текст человеку, не ориентирующемуся в теме, то он переделает все по своему разумению. А это все равно что после того, как вы разложили камни на земле, придет кто-то и переложит их по-своему. Тем самым добавив свою межстрочную информацию. Если у этого человека был не лучший день, если от него ушла жена (или ушел муж, если это женщина) — то они оставят между строк свои эмоции. Вот почему я так строг в вопросе редактирования своих текстов. И всегда прошу переводчиков переводить их как можно ближе к оригиналу, точно то, что я написал.
Если вы не читаете по-английски и желаете попробовать чтение между строк, возьмите какую- нибудь книгу на английском. (Можете вы ее читать или нет — не имеет значения, на самом деле.) Таким способом, кстати, легче всего обучиться чтению между строк. Ведь внимание не отвлекается на смысл слов, вы просто продолжаете читать — как будто умеете читать эти слова. Продолжайте, и через некоторое время вам станет немного. скучно. А скука означает «неважно, неинтересно, неэмоционально», ведь чтение становится монотонным. Как раз это нам и нужно. Когда чтение становится монотонным, скучным, неинтересным — тогда вы отпускаете напряжение, и информация с большей легкостью входит в ваш сознательный ум. Это становится возможным потому, что с приходом скуки сознательный ум немного приоткрывается и позволяет входить в себя тому, что обычно блокирует. Он как бы говорит: «Дайте же мне хоть что-нибудь! Я согласен на что угодно!» — тут-то информация и входит в него.
И снова-таки, когда практикуете чтение между строк книги, подвергшейся сильному редактированию, — сами можете предположить, что произойдет. Мне доводилось видеть, как текст, созданный автором, проходил сквозь редактирование. Должен признаться, что он больше не был тем же текстом.
Что до грамматики, пунктуации и сокращений, запомните такую вещь: писательство — искусство, тесно связанное с тем, кто пишет. Принятое в нашем обществе отношение к правописанию: «Все должно быть по правилам, все точки и запятые на своих местах» — это все равно что приказать художнику использовать лишь два цвета. «С настоящего момента художникам позволяется пользоваться лишь двумя цветами и рисовать кистью лишь слева направо!» Смешно, ведь картину создает сам художник, она практически часть его самого. Нельзя редактировать картину, это все равно что прийти к Пикассо и сказать: «Знаешь, неплохо, но вот тут слишком много прямых линий и недостаточно кривых. Потому вместо этой линии мы проведем такую кривую, вместо вот этой — левую дугу, а вместо этой — изогнутую линию». Всего пару движений — и больше нет картины Пикассо! Понимаете? Точно так же писательство — глубоко личное занятие.
Конечно, если вы юрист и пишете бумагу для суда, понятно, что она должна быть написана по определенному шаблону. Но если вы пишете другое — рассказ, письмо, что-то о себе, что угодно, то ни за что не отдавайте это редактировать. Неправ будет тот, кто скажет: «Неплохо, но надо подредактировать». Почему? Потому что он не понимает значения написанных на бумаге слов и того, чем они становятся.
Такая страница со словами — это картина. На ней, возможно, лишь один цвет — черный, но это картина, нарисованная расположением предложений. В школе все учатся помещать слова в одинаковом порядке, писать их одинаково. Как это скажется на картине — разрушит ее? Нет, не разрушит — но изменит. И, конечно, внесет шум в междустрочную информацию. Ведь возьмем писателя — вот он пишет книгу по одной, две, по полстраницы в день. Каждая из таких страниц отличается от всех других, каждая из них уникальна, и в каждой запечатлены определенные эмоции. Рукопись попадает к редактору, тот хочет ее отредактировать. Конечно, вам выбирать, что вам нравится — гладко причесанный текст или исходный текст с оригинальным содержимым.
Вывод следующий: не следует редактировать все подряд, что под руку попадет. И когда пишете что- то, оставляйте как есть, позвольте этому тексту быть в первоначальном виде. (Конечно, это не относится к формализованным юридическим документам.)
Когда-нибудь этому будут учить в школе. Хотя все и так читают между строк в повседневной жизни, и, присмотревшись, вы заметите это. Например, человек читает какой-то обычный текст и говорит: «Что- то не то с этим текстом, не могу объяснить, но он мне не нравится». Во многих случаях это относится не к тому, что написано словами, а к междустрочному содержанию. Редактированием можно это убрать. Если внести достаточно исправлений, то междустрочного текста будет уже не прочитать. Но когда текст подвергается слишком сильному редактированию, и междустрочное содержание превращается в кашу, то часто становится просто неинтересно читать.
Я заметил, что книги некоторых популярных писателей устроены так: они пишут гладкие тексты в стиле, который нравится читателям. Одновременно между строк тоже попадает информация, организованная подобным же образом. В результате получается конфета с очень нежной начинкой. Такие авторы становятся очень популярны, если только их тексты не разрушаются редактированием.
Конечно, редактирование может быть и щадящим — исправить опечатки в словах, расставить запятые, где положено. Такое редактирование не разрушит и не перемешает междустрочную информацию.
Так или иначе, книги, между строк которых содержится успокаивающая и подбадривающая информация, пользуются большой популярностью. Тебе хочется читать и читать такую книгу. Мало того, даже хочется прижать ее к груди — ведь в ней такая приятная междустрочная информация.
Вот я и рассказал вам про информацию между строк. Надеюсь, вы удовлетворены. До следующей встречи!
Что значит читать между строк примеры
У чтения есть разные уровни. Например, в начальной школе мы учимся читать, чтобы понимать задания в учебниках. А в старшей школе уже можем уловить скрытые смыслы, вычленить главное. Американский философ, преподаватель, редактор и популяризатор гуманитарного образования Мортимер Адлер в руководстве «Как читать книги» рассказывает об уровнях чтения и дает советы, как овладеть наукой активного, вдумчивого, многоэтапного чтения.
Качество чтения можно обозначить критериями. Лучше читает тот, кто способен воспринимать более сложный материал. И тот, кто читает более активно, то есть может овладеть тем смыслом, который хотел передать писатель.
Как читать книги
Рассмотрим два основных вида чтения — ради информации и ради понимания.
Вы можете легко заметить их корреляцию с умением читать в целом. Более слабый читатель обычно способен только на первый способ чтения: ради информации. Более сильный, несомненно, способен на большее. Он в состоянии понять новую информацию, а не только усвоить ее. Переход от непонимания к пониманию с помощью собственного умственного усилия при чтении напоминает процесс вытягивания себя за косичку из болота. Это титанический труд.
Почему так? Во-первых, есть изначальное неравенство в глубине понимания текста. Автор превосходит читателя, и его книга должна в доступном для чтения виде передавать то понимание, которого он уже достиг, а его потенциальные читатели — еще нет. Во-вторых, читатель должен уметь преодолевать это неравенство, частично или даже полностью приближаясь к уровню автора. Одним словом, учиться можно только у тех, кто нас превосходит. Главное — знать, кто твои учителя и как у них учиться.
У каждого слова есть множество значений. Контекст помогает понять, в каком значении употребляется в тексте то или иное слово. Прежде чем мы приступим к правилам чтения, рассмотрим основные понятия, на которые опирается автор.
Искусство мышления
Мышление всегда сопровождает обучение и открытие. Думать необходимо как в процессе чтения и слушания, так и в процессе исследования.
Многие читатели допускают две ошибки. Искусство мышления не существует само по себе, оно не может существовать отдельно от искусства чтения и слушания с одной стороны и от искусства открытий — с другой. По аналогии с утверждением, что чтение — это учеба, правильно будет сказать, что чтение — это мышление.
Вторую ошибку совершают те, кто пишет об искусстве мышления так, словно оно тождественно искусству открытия. Не менее важно понимать, как мы мыслим, когда читаем книгу или слушаем лекцию. Быть может, для учителей это даже важнее, поскольку искусство читать мы можем связать с искусством учиться, как искусство писать напрямую связано с искусством читать.
Любой всесторонне образованный человек, даже профессиональный исследователь с научной степенью, должен уметь учиться по книгам. Источник
Человечество — поколение за поколением — не должно осваивать всю мудрость мира и учить все с нуля. По сути, это невозможно и бессмысленно. И данный процесс напрямую коррелирует с навыками чтения. Если не развивать мастерство чтения, читать будут все реже. Можно приобретать новые знания, общаясь с природой — она всегда будет отвечать на вопросы человека, — но нет смысла разговаривать с предками, не научившись слушать.
Ограниченное и расширенное чтение
Ограниченное — это чтение самой книги, без какой-либо связи с другими источниками. Расширенное чтение — это изучение книги в контексте других книг, связанных с ней общим смыслом.
Самые необходимые средства расширенного чтения: опыт — общий или специальный, другие книги и живое обсуждение. Другие книги могут быть самыми разными. Справочники, учебники, комментарии, великие книги, посвященные тому же или близкому предмету.
Польза расширенного чтения состоит в особой ценности контекста. Мы знаем, что книга является контекстом для любой ее части, а книги, связанные одной темой, создают еще более широкий контекст, помогающий интерпретировать ее.
Дискуссия, хоть и не является необходимым вспомогательным средством, безусловно, очень полезна. Читатель, который учится обсуждать книги в группе своих единомышленников, одновременно с этим постигает искусство продуктивного общения с автором наедине — в своем кабинете. Быть может, там он даже лучше поймет беседу, которую авторы ведут между собой.
Активное и пассивное чтение
Самый явный признак того, что вы читаете правильно и эффективно, — это усталость. Настоящее чтение требует интенсивной работы ума. Обычно настоящее чтение — это тяжелая и медленная работа. Сама по себе скорость неважна. Главный фактор — это активность. Пассивное чтение не приносит плодов. Оно использует мозг как промокательную бумагу.
Помимо усталости должен существовать видимый результат интеллектуальной деятельности. Обычно людям свойственно основные процессы мышления выражать словами. Мы привыкли вербализовать собственные мысли, вопросы и суждения, которые возникают в процессе чтения. Читая, вы непременно думаете, а потому у вас всегда есть то, что можно выразить словами.
Эффективнее не загружать память во время чтения и делать заметки на полях книги или в блокноте. Процесс работы памяти можно запустить позже, и, конечно, это необходимо. Но правильнее будет не смешивать ее с работой по пониманию замысла автора как главной цели чтения. Вы сможете определить, что читали активно, по объему своих записей.
При попытке осознать всю структуру книги можно сделать несколько пробных набросков по основным ее частям, пока не появится целостная картина.
Всевозможные схемы и диаграммы полезны для выделения основных мыслей.
Делая заметки в книге, помните — всегда полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте. Более того, следует отмечать смежные значения, перечисляя отрывки, в которых ключевые слова используются в разных смыслах. Если автор противоречит сам себе, стоит отметить эти моменты, а также контекст, указывающий на очевидность противоречий.
Только не делайте свои заметки похожими на студенческие конспекты (об этом поговорим ниже). На стадии обучения чтению вам придется читать книгу несколько раз. Минимум трижды, если книга заслуживает внимания.
Однако хороший читатель может одновременно прочесть книгу три раза. Это не обязательно означает «три раза подряд». Строго говоря, это три способа чтения книги, которые следует применять каждый раз при желании прочесть книгу по-настоящему.
Первый способ чтения — структурный, или аналитический
Читатель движется от целого к частному.
Чтобы прочесть тот или иной текст первым способом, вы должны: 1) знать, какого рода книгу читаете, то есть понять ее основной предмет и классифицировать книгу по типу и предмету. Далее необходимо осознать: 2) в чем основной смысл книги (как можно более лаконично это изложить); 3) на какие смысловые или структурные части она подразделяется (для этого необходимо определить основные части книги, их порядок и взаимосвязь), и 4) какие основные проблемы автор стремится решить.
Поясним некоторые пункты.
Если отвлечься от терминологии, то станет ясно, что разница в типах книг заключается в намерении автора. Поэт или писатель занимается изящными искусствами, стремится доставить удовольствие или вызвать восторг с помощью прекрасных произведений так же, как музыкант или скульптор. Ученый или любой специалист в области гуманитарных наук стремится учить других, излагая истину. Данные правила относятся к чтению ради обучения, а не к эмоциональному наслаждению произведениями искусства.
Итак, необходимо точно знать, что вы читаете. Той части, которую принято называть титульными листами, обычно вполне хватает для классификации. Она включает в себя заголовок, подзаголовок, оглавление и предисловие. С их помощью автор сообщает, о чем пойдет речь.
Титульные страницы книг напоминают тиканье часов — обычно его замечаешь только тогда, когда оно пропадает. Источник
У каждой книги есть свой «скелет в шкафу», а точнее — между страницами. Ваша задача — его найти. Книга попадает к вам, если можно так сказать, с плотью на костях и в одежде. Она полностью готова к выходу в свет. Вам не придется раздевать ее или обнажать кости, чтобы увидеть скрытый жесткий каркас. Но в процессе чтения вы должны «просвечивать» книгу «рентгеновским» взглядом, поскольку важнейшая часть первого восприятия книги — это определение ее структуры.
В хорошей книге, как и в хорошем доме, все части упорядочены. Основные части в некотором смысле даже независимы. Как мы увидим, они могут иметь собственную внутреннюю структуру. Но при этом обязательно связаны с другими составляющими функционально, иначе просто не смогут вносить свой вклад в качество книги.
Второй способ чтения — интерпретационный, или синтетический
Здесь читатель движется от частного к целому.
Три правила второго способа чтения: 1) выделить ключевые слова и найти общий язык с автором; 2) отметить наиболее важные предложения в книге и определить утверждения, которые они содержат; 3) найти или сформулировать основные аргументы книги; 4) узнать, какие задачи автор решил в этой книге, а с какими не справился.
Правила интерпретирующего чтения направлены на преодоление препятствия, связанного с коммуникацией. Можно надеяться, что хороший писатель сделает все возможное, чтобы достучаться до нас через все языковые барьеры и препоны, но нельзя рассчитывать, что он реализует это полностью. По сути, у нас есть шанс встретиться на полпути. Задача читателя — усердно пробивать тоннель со своей стороны. Шанс на встречу посредством языка зависит от желания читателя и писателя двигаться друг к другу.
Правило «выделите ключевые слова и с их помощью найдите общий язык с автором» состоит из двух частей. Первый шаг — найти слова, которые играют важную роль. Второй — определить их точное значение в этом тексте.
Если бы язык был чистым и идеальным средством передачи мысли, эти два этапа совпадали бы друг с другом. Если бы каждое слово имело лишь одно значение, а неоднозначность была запрещена, то есть каждое слово представляло собой идеальный термин, язык был бы ясным и прозрачным. Читатель видел бы мысли автора через его слова. В таком случае необходимость во втором типе чтения не появилась бы вообще. Интерпретация была бы не нужна.
Для вас как для читателя наиболее важные слова — те, в отношении которых вы испытываете затруднения. Возможно, именно они являются ключевыми и для самого автора. А может, и нет.
Если важные для автора слова не вызывают у вас трудностей, скорее всего, вы их поняли совершенно правильно. В этом случае вы уже нашли общий язык с автором. Дальнейшие усилия следует прилагать, только если у вас это не получилось.
Несколько признаков ключевых слов. Первый и наиболее очевидный — это явный акцент автора на определенных словах, что достигается различными способами. Автор может использовать типографские средства — кавычки или курсив, чтобы выделить нужное слово. Может прямо в тексте рассматривать его значения и смысл. Может, наконец, подчеркнуть это слово, дав ему свое конкретное определение. Признаком ключевого слова является то, что автор из-за его смысла и толкования вступает в настоящую полемику с другими философами. Если автор горячо объясняет вам, как то или иное слово используют другие и почему он решил использовать его иначе, можете не сомневаться — для него это слово имеет крайне важное значение.
Главная ошибка пассивного читателя — невнимание к словам, из-за чего он не находит общий язык с автором. На фото — книга «Музей без границ. Древний мир»
Предложения и утверждения. Автор может честно декларировать свою позицию относительно конкретных фактов или знаний. Обычно мы ему в этом доверяем. Но честности недостаточно. Если нас интересует не только личность самого автора, нам мало знать, какова его точка зрения, нам требуется мотивированное обоснование.
Аргумент — это всегда набор утверждений. Некоторые из них содержат основания или причины для выводов. Если аргумент верен, то вывод следует из предпосылок. При этом он не обязательно правдив, поскольку некоторые или все предпосылки могут быть ложными.
Основные части книги и даже их подразделы содержат множество утверждений и, как правило, несколько аргументов. Но если вы продолжите делить книгу на составляющие, в конце концов придется сказать: «В этой части автор высказывает следующие мысли». Каждая из этих мыслей наверняка будет утверждением, а некоторые вместе взятые могут представлять собой аргументацию.
Деля книгу на части, вы доходите до уровня утверждений и аргументации. Переходя к аргументам, вы выясняете, каким образом они состоят из утверждений и терминов. Завершив процесс двух видов чтения, вы можете сказать, что знаете содержание книги.
Теперь, когда вы уже нашли с ним общий язык, обнаружили все его утверждения и аргументы, пришло время проверить собственные выводы с помощью следующих вопросов. Вы знаете, какие проблемы автор пытался решить в своей книге? В чем он преуспел, а в чем потерпел поражение? Столкнулся ли он с новыми проблемами в процессе решения поставленных задач? Догадывается ли о нерешенных проблемах, и если да, то о каких? Хороший писатель, как и хороший читатель, должен знать, была ли решена проблема.
Ответив на эти вопросы, вы сами почувствуете, что поняли книгу. Если вы начинали читать именно ту книгу, уровень которой превосходил ваш собственный опыт, значит, вы имели возможность чему-то научиться, пройдя долгий и интересный путь ее изучения.
Первые два способа чтения могут сочетаться, поскольку направлены на понимание книги. Третий же выделяется тем, что предполагает критику после того, как понимание произошло.
Третий способ чтения — критический, или оценочный
После двух видов прочтения ваши глаза открыты, разум бодрствует, но рот оставается на замке. До этого момента вы шли за автором. Теперь же у вас появился шанс поспорить с автором и выразить свое мнение.
Пришло время оценить автора и решить, согласны ли вы с его точкой зрения. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.
Рассмотрим три общих правила критического чтения. Часть из них можно назвать общими принципами интеллектуального этикета.
Первое № 1. Вы должны с полной уверенностью сказать: «Я понимаю», перед тем как произнести: «Согласен», «Не согласен» или «Я составлю мнение позже».
Слова «я не понимаю» — это тоже критическое суждение, но их стоит произносить лишь после того, как вы сделали все возможное. Здесь следует искать причину в книге. Говоря «не понимаю», обратите внимание на свою интонацию. Проверьте, точно ли ваше непонимание — проблема автора.
Второе № 2. Нет смысла побеждать в споре, если вы знаете или подозреваете, что неправы.
Когда читатель наедине ведет свой разговор с книгой, ничто не мешает ему победить в споре. Он беспрепятственно может одержать верх, поскольку автор не в состоянии защитить себя. Если читатель хочет только пустого удовлетворения от превосходства над автором, в такой ситуации он его получит. Едва ли ради этого стоит вдумчиво читать книгу. Достаточно пролистать несколько первых страниц.
Третье № 3. Необходимо рассматривать несовпадение мнений как решаемую проблему.
Тогда как второй принцип призывает читателя не возражать ради возражения, третий предостерегает его от безнадежного несогласия. Человек, который даже не надеется на плодотворную дискуссию, часто вообще отказывается понимать, что разумные люди могут достичь согласия.
Несогласие — это пустая трата времени, если нет надежды на решение проблемы.
Кроме того, всегда нужно аргументировать свое несогласие, то есть не просто заявлять о нем, но и сформулировать его суть.