Что значит четверостишие пример
Что такое четверостишие? Двигаемся от простого к сложному
Иногда слово кажется таким простым и понятным. А заглянешь в словарь, и термин открывается с совершенно неожиданной стороны.
Что такое четверостишие? Вот и этот вопрос вызывает лёгкую улыбку, ведь думается, даже ребёнок сможет на него ответить. Что ж, заглянем в учебники: четверостишие – это строфа из четырёх стихов.
И вот уже перед удивлённым читателем в этом определении свернулся целый клубок из непонятных терминов. Так что такое четверостишие? Разбираться с этим следует, начиная с самых азов.
Составляющие стихотворения
Двигаться легче от простого к сложному. Первым и самым простым «кирпичиком» стихосложения является понятие «стопа». Ему и стоит уделить внимание в первую очередь.
Стопа – это элементарная структурная единица стихотворения, сочетание ударного слога с безударными. Как из кирпичей складываются стены, стопы образуют стихи.
Но стихи не в обычном понимании. Так в литературе называются поэтические строки. Одна строка – один стих.
Совокупность двух или более поэтических строк называют строфой. Продолжая приводить аналогию, её удобно сравнить уже с целым домом, где стенами будут выступать известные стихи, объединённые рифмой.
Посчитав, сколько в строфе поэтических строк, можно даже сказать, как её называют:
Обобщение понятий
Разобравшись со всеми нюансами, можно смело возвращаться к первоначальному вопросу: «Что такое четверостишие?»
Четверостишие – это такой вид строфы, который состоит из четырёх поэтических строк (стихов). Теперь это определение не вызывает первоначальных эмоций. Всё стало на свои места.
Поэзия поражает своей лёгкостью и мелодичностью. И трудно представить, что для создания лучшей ритмичности используются чуть ли не математические формулы и расчёты. Понимая технику написания, можно брать в руки карандаш и начинать зарифмовывать мысли, рождая собственное произведение. Например, уже разобранные стихи четверостишья.
Всё обязательно получится, стоит лишь немного разобраться в теории и начать применять знания на практике.
четверостишие
Смотреть что такое «четверостишие» в других словарях:
четверостишие — четверостишие … Орфографический словарь-справочник
четверостишие — четверостишие, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ — ЧЕТВЕРОСТИШИЕ, четверостишия, ср. (лит.). Строфа, раздел стихотворного произведения в четыре строки. В сонете два четверостишия и два терцета. «Последнее четверостишие она совсем, как говорится, скомкала.» А.Тургенев. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова
четверостишие — строфа, стихотворение, катрен, рубай, рубаи, туюг Словарь русских синонимов. четверостишие сущ., кол во синонимов: 6 • катрен (1) • … Словарь синонимов
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ — строфа из 4 стихов (обычно с рифмовкой abab, abba или aabb; см. Рифма), самая употребительная в европейской поэзии; многие другие строфы развились из четверостишия путем удлинения (ababab), надставки (ababcc) и пр … Большой Энциклопедический словарь
ЧЕТВЕРОСТИШИЕ — ЧЕТВЕРОСТИШИЕ, я, ср. Отдельное стихотворение в четыре строки или строфа в четыре строки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
четверостишие — я; ср. Стихотворение или строфа из четырёх стихов. Первое ч. Стихотворение состоит их четырёх четверостиший. * * * четверостишие строфа из 4 стихов (обычно с рифмовкой abab, abba или aabb; см. Рифма), самая употребительная в европейской поэзии;… … Энциклопедический словарь
Четверостишие — ср. Отдельное стихотворение или строфа в четыре строки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
четверостишие — четверостишие, четверостишия, четверостишия, четверостиший, четверостишию, четверостишиям, четверостишие, четверостишия, четверостишием, четверостишиями, четверостишии, четверостишиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
четверостишие — См. катрен … Словарь литературоведческих терминов
Четверостишие
Прочитайте отрывки стихотворений, приведённые ниже.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Что общего у этих фрагментов, кроме того, что они взяты из самых известных стихотворений русских классиков? Все эти отрывки представляют собой четверостишия. В этой статье попробуем исследовать, что представляет собой это явление и проследить его в произведениях различных эпох и культур.
Согласно словарному определению, четверостишие – это способ организации стихов (строк) в отрезке поэтической речи, называемом строфой. Уже из самого термина ясно, что в строфе должно содержаться четыре стиха. Чаще всего четверостишие состоит из пары рифмических цепочек, укладывающихся в схемы abab, aabb или abba. Приведём примеры этих схем рифмовки.
Парная рифмовка в четверостишии (aabb)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Лесной царь», В. А. Жуковский.
Перекрёстная рифмовка в четверостишии (abab)
Я полюбила сельского быта прямую речь,
разноцветного мулине двойственную судьбу.
Не с одного, не со второго полена разгорается печь.
Дым вылетает в трубу.
Кольцевая рифмовка в четверостишии (abba)
Когда славяне вышли на Балканы
Был заклан агнец – капли на ладонь
Из бога Агни вылетел огонь
Зеленый рай синел за облаками
Иные варианты рифмовки встречаются реже.
Четверостишие является одной из наиболее употребительных форм организации поэтического текста. Это можно объяснить тем, что такой формат в достаточной мере лаконичен и удобен для восприятия, но позволяет сформулировать законченную мысль. Четверостишие подходит как для кратких сообщений, например эпиграмм, эпитафий, подписей. С той же лёгкостью эта форма организации строк становится составной частью больших сложных произведений (поэм, романов в стихах и т. д.).
В этом смысле стоит упомянуть такую форму, как катрен. Под этим термином понимают четверостишие, входящее в состав сонета, особым образом организованного стихотворения из четырнадцати строк. Ниже для примера произведение, пожалуй, самого известного в мире мастера сонета (катрены выделены курсивом):
Также четверостишием может именоваться отдельное произведение, состоящее из четырёх строк. Самостоятельные малые стихотворения распространены в лирике народов Средней и Малой Азии, Дальнего Востока, Китая и других регионов. Вот пример рубаи, ближневосточного лирического четверостишия:
«Не в золоте сокровище, – в уме!»
Не бедный жалок в жизненной тюрьме!
Взгляни: поникли головы фиалок,
И розы блекнут в пышной бахроме.
Омар Хайям, перевод И. Тхоржевского.
В грузинской поэзии существует особый жанр лирики – маджама. Главная его особенность – сложная игра слов-омонимов в четверостишиях. Вот пример – отрывок из поэмы Ш. Руставели «Рыцарь в тигровой шкуре»:
Если буду я низвергнут разрушающим всё миром,
И умру один без плача тех, кого я был кумиром,
Не одет рукой питомцев и святым не мазан миром,
Пусть твое благое сердце эту весть приемлет с миром.
В классической китайской поэзии существует форма цзюэ-цзюй. Буквально это переводится как «оборванные строки». Так называют четверостишия, популярные в эпоху Тан (VII – X вв. н. э.). Эти стихи обладали определённой композицией (вступление, развёртывание, поворот, заключение) и повествовали о чём-то конкретном – предмете, событии, явлении. Вот пример такого произведения:
Растаял снег за тёплым дуновеньем.
Раскрылся лед под греющим лучом.
Но растопить весне не удаётся
Одно лишь только – иней на висках.
«Ранняя весна», Бо Цзюй-и, перевод Л. З. Эйдлина.
Особым видом поэтических миниатюр можно считать «гарики» И. М. Губермана. Это небольшие сатирические произведения, состоящие из четырёх строк, в которых с иронией и юмором повествуется о самых различных явлениях нашей жизни. Вот несколько таких стихотворений.
Я душевно вполне здоров!
Но шалею, ловя удачу…
Из наломанных мною дров,
Я легко бы построил дачу!
Всего слабей усваивают люди,
взаимным обучаясь отношениям,
что слишком залезать в чужие судьбы
возможно лишь по личным приглашениям.
Слежу без испуга и дрожи
российских событий пунктир:
свобода играет, как дрожжи,
подкинутые в сортир.
Также нельзя не отметить популярную в последние годы такую форму интернет-творчества, как «стишки-пирожки». Они также представляют собой четверостишия, обычно написанные четырёхстопным ямбом без знаков препинания и заглавных букв. Часто в «пирожках» отсутствует рифма, не соблюдаются правила орфографии. Вот примеры таких произведений:
три клоуна стояли молча
четвёртый грустный и седой
переспросил меня негромко
куда куда уехал цырк
нет ты неправильно летаеш
учила курица орла
перечитай седьмой параграф
потом придёш пересдавать
зимой дороги убирают
под грязный снег и гололёд
ну а когда зима проходит
дороги снова достают
Как видим, стихотворцы разных культур в разные эпохи облекали свои мысли в форму четверостиший. Такие миниатюры встречаются и у народов Азии, и у европейских и русских поэтов. Кроме того, эта форма остаётся востребованной, будучи составной частью больших произведений, как авторов прошлого, так и современных творцов. В наши дни четверостишия активно применяются в рекламе, в поздравительных текстах и т. д. Думается, как форма организации речи четверостишие ещё долго не потеряет актуальности.
Значение слова «четверостишие»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЧЕТВЕРОСТИ’ШИЕ, я, ср. (лит.). Строфа, раздел стихотворного произведения в четыре строки. В сонете два четверостишия и два терцета. Последнее четверостишье она совсем, как говорится, скомкала. Тургенев.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
четверости́шие
1. стихотворение или стихотворная строфа из четырёх строк ◆ Последнее четверостишие она совсем, как говорится, скомкала — томик Пушкина вдруг выскользнул из её рук, — и она поспешно удалилась. И. С. Тургенев, «Клара Милич», 1882 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова герметизм (существительное):
Что значит четверостишие пример
Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.
Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание. К примеру:
О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)
Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов)
Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.
Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).
В тот вечер возле нашего огня Увидели мы чёрного коня. (И. Бродский)
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А. Сумароков)
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)
Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен. Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма). Пример первой:
Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш. (Н. Гумилёв)
Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч… (Н. Гумилёв)
Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb. В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма). Последнего я настоятельно советую избегать. Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки):
Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд. (И. Губерман)
Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: «Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!» (А. Карпов)
Встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba:
На стене портрет тирана,
Как в любой другой квартире,
Как во всём подлунном мире,
Как мишень в цветастом тире,
Как нарыв, гнойник, как рана,
На стене портрет тирана.
Или abcabc (треугольная рифмовка):
Северо-западный ветер его поднимает над
Сизой, лиловой, пунцовой, алой
Долиной Коннектикута. Он уже
Не видит лакомый променад
Курицы по двору обветшалой
Фермы, суслика на меже. (И. Бродский)
Или aabccb (самый «песенный» вариант):
И, может быть, жизнь на пределе
Удержится в немощном теле
И голову старца укроет трёхзубым венцом.
Но дряхлые чресла устали,
И шут в исполнении Даля
В холодную землю уткнётся истёртым лицом.
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Лермонтов)
Девятистишие встречается не чаще семистишия. Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd):
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне. (М. Лермонтов)
Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода. Классическая ода иммет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний. Признанным мастером оды являлся Г.Державин. Например:
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
И совершенству пошлый приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!
Я в почётных рядах –
Руки в мягкий бетон –
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета. (М.Кузмин)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навтречу ему Балда
Идет сам не зная куда. (А. Пушкин)
Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания. Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.