Проект Ассоциации «Честная Позиция» «Соответствие в Светотехнике»
Исключение из оборота светодиодных светильников, не соответствующих заявленным техническим характеристикам и/или действующим нормативам и потенциально опасных для жизни и/или безопасности потребителей.
Главный принцип проекта:
Реализация взаимной ответственности производителей и дистрибьюторов за обращение на рынке РФ светотехнической продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и заявленным характеристикам.
Результаты тестирования в 2015-2016 гг.
Завышение светового потока, у некоторых моделей до 30%,
Занижение мощности, у некоторых моделей более 10%,
29 июня 2016 года в г. Москва состоялась конференция электротехнических компаний, давшая старт новому этапу проекта «Соответствие в светотехнике» (СвС). Участники подписали «Соглашение об этике работы на светотехническом рынке РФ». На сегодня Соглашение подписали 56 компаний.
В первый этап проекта включены светодиодные светильники мощностью более 15Вт за исключением прожекторов
Меры воздействия на недобросовестных участников рынка
Возврат продукции при обнаружении несоответствия по техническим регламентам ТР ТС.
Отказ от дальнейших закупок такой продукции
Работа с поставщиком при обнаружении несоответствия заявленным характеристикам.
Дополнительно координационный совет:
Информирует участников программы и рынка о недобросовестных участниках,
Информирует потребителей через СМИ.
Работа с государственными органами надзора
Административные меры воздействия по нарушению закона 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Уголовная ответственность при больших суммах ущерба или причинения вреда здоровью
Снятие продукции с продаж
Административное воздействие на участников рынка
Выявление недобросовестных органов сертификации
Проверки и лишение недобросовестных органов сертификации лицензий.
Мы, производители и продавцы электротехнической продукции, учитывая ситуацию на рынке и тенденции развития экономической ситуации, руководствуясь законами Российской Федерации и принципами социальной ответственности, собрались вместе, для контроля методов производства, продвижения и реализации продукции и для противодействия коррупционным действиям.
В рамках инициативы »Честная позиция» мы стремимся достичь оптимальных показателей для компаний- производителей, дистрибьюторов, потребителей и всей отрасли в целом, с помощью контроля заявленных характеристик и отсутствия коррупционной составляющей в цене товара.
Мы верим, что жёсткое соблюдение честной позиции повысит надежность и безопасность в отрасли, снизит стоимость эксплуатации объектов, обеспечит уверенность наших клиентов в качестве их работы.
В этих целях мы сообща пересматриваем свои внутренние системы и процессы, разрабатываем стандарты отрасли и методы их контроля, для снижения деловых рисков и повышения престижности компаний в глазах потребителей.
Мы предлагаем всем, кому наша цель понятна и близка,а также тем, кто считает, что только честная позиция во всех сферах бизнеса ведёт к развитию экономики, и делает его бизнес более выгодным, присоединиться к нашему движению.
История вопроса
В феврале 2014 года крупнейшие производители и ведущие дистрибьюторы электротехнической продукции подписали «Хартию по противодействию коррупции», направленную на развитие честного бизнеса.
Компания »ДКС» одной из первых среди производителей поддержала эту инициативу.
По мере продвижения проекта стало понятно, что нужен инструмент, с помощью которого соблюдение правил и принципов, сформулированных в Хартии, можно было бы контролировать и развивать. Так родилась идея создания Ассоциации с одноименным названием »Честная Позиция».
Хартия и Ассоциация – это две части одного целого: декларативных договоренностей и инструмента для их реализации и контроля.
»Честная Позиция» – это противодействие нечестной конкуренции на рынке продаж электротехники в России.
Прозрачность и честность отношений между клиентами и поставщиками. Теперь каждый клиент сможет сделать свой выбор в пользу правильного партнера на рынке электротехники.
В настоящее время Ассоциацию составляют две группы компаний- производителей (поставщиков) и дистрибуторов электротехнической продукции.
Соответственно в Ассоциации образованы два комитета- Комитет Дистрибуторов и Комитет Поставщиков. На регулярной основе проходят заседания обоих комитетов, на которых вырабатываются решения и обсуждаются планы работы.
Основные направления работы
Общей задачей Ассоциации является продвижение реализация на электротехническом рынке РФ принципов одноименной Хартии. В настоящий момент сложилось два направления работы. Первое- это контроль за соблюдением принципов добросовестной конкуренции (отказ от незаконных методов мотивации покупателей). За время существования Хартии и ассоциации уже сформировались механизмы такого контроля, а также достигнуты определенные результаты. Второе направление работы- это борьба с контрафактом или, другими словами, борьба за техническое соответствие заявленных в документации характеристик электротехнической продукции- реальным. Как всем хорошо известно, в последнее время это явление стало приобретать массовый характер, и недобросовестные поставщики, искажающие данные о своей продукции, уменьшают возможности развиваться добросовестным высокотехнологичным компаниям-производителям, продавая некачественную продукцию по меньшей цене и выдавая ее за качественную.
Борьба за соответствие
Электротехнический рынок захлестывает низкокачественная продукция, реальные характеристики которой не соответствуют заявленным данным.
Достижение соответствия это:
Ассоциация выступает против сознательного искажения фактических технических характеристик товара от ранее заявленных характеристик и получения при этом незаконного конкурентного преимущества.
Любой член ассоциации может инициировать испытания продукции, которую экспертно считает «не соответствующей». Результаты испытаний передаются исполнительному органу ассоциации. Последний выносит обсуждение претензии на ближайшую повестку комитета дистрибуторов. Комитет дистрибуторов приглашает представителя бренда и требует устранить или опровергнуть отмеченные несоответствия. В случае согласия компании-нарушителя с фактами, ей предоставляется время в соответствие с регламентом на:
В случае несогласия компании-нарушителя с результатами измерений проводится повторное тестирование продукции и, если нарушение подтверждается, компании нарушителю предоставляется возможность исправить сопроводительную документацию или характеристики товара. В случае абсолютного несогласия компании нарушителя с результатами измерений могут приниматься меры воздействия вплоть до отказа от сделок с оборудованием, реальные характеристики которого не соответствуют фактическим.
О проекте «Кабель без опасности»
В настоящий момент на электротехническом рынке РФ сложилась ситуация, когда оборот фальсифицированной кабельно-проводниковой продукции стал массовым явлением. Основной проблемой является получение конечным потребителем продукции, заявленные характеристики которой не соответствуют фактическим, распространение продукции с заведомо заниженными характеристиками, продукции без необходимой маркировки и т. д. Такая ситуация наносит реальный вред всем участникам рынка – конечным потребителям, продавцам и дистрибьюторам, производителям кабельно-проводниковой продукции, выводит дистрибьюторов и производителей за рамки правового поля. Использование некачественной продукции несёт реальную угрозу жизни и безопасности людей, создаёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций: сбоев в работе техники, пожаров, взрывов, в том числе с наступлением таких тяжких последствий, как гибель граждан.
14 апреля 2016 года в московском ОАО «ВНИИКП» НП Ассоциация «Электрокабель», Ассоциация «Честная позиция», Алюминиевая Ассоциация России («Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия») и ведущие представители российской кабельной промышленности подписали совместное заявление, направленное на противодействие распространению некачественной кабельно-проводниковой продукции. Данная инициатива получила широкий резонанс среди ведущих представителей кабельной отрасли и крупнейших дистрибьюторов. Однозначное одобрение исторического для отрасли документа, как его уже успели окрестить сами кабельщики, было получено от Минпромторга, РСПП и Росстандарта.
C 1 июля 2016 года началась активная фаза проекта. По поручению координационного совета проекта ведется мониторинг продаж кабельной продукции, ведется активная работа с участниками рынка, разрабатываются вспомогательные документы.
Как присоединиться к Хартии и вступить в ассоциацию
Процедуры вступления в Хартию и Ассоциацию не сложны.
Для присоединения к Хартии Вашей компании необходимо написать в адрес Ассоциации официальное письмо с краткой справкой о Вашем предприятии и указать кто из членов Хартии может Вас рекомендовать. Письмо должно содержать информацию о поддержке идей Хартии и о готовности им следовать. После этого существующие подписанты Хартии рассмотрят данную информацию и примут решение о включении Вашей компании в список подписантов Хартии.
Для вступления в Ассоциацию необходимо предоставить заявление, подписанное генеральным директором компании, а также «стандартный» список документов. Решение о приеме в Ассоциацию нового члена принимается большинством голосов существующих членов Ассоциации. После получения Заявления и рассмотрения документов члены Ассоциации примут решение о принятии в Ассоциацию нового члена. Для уточнения списка документов необходимо обратиться в Исполнительную Дирекцию Ассоциации. Ассоциация осуществляет свою деятельность на взносы членов Ассоциации. Взносы платятся ежеквартально, их размер зависит от оборота компании- уточнить в Исполнительной Дирекции Ассоциации.
«Честная позиция» обновила Хартию о принципах работы на рынке электротехники 17.08.2020
Положения Хартии Ассоциации «Честная позиция» о принципах работы на рынке электротехники актуализированы в соответствии с изменениями в законодательстве. Новая редакция Хартии конкретизирует принципы добросовестности и расширяет персональную ответственность участников рынка.
Так выглядят положения обновлённой Хартии «Честной позиции».
1. Целью настоящей Хартии является реализация и закрепление принципов добросовестного ведения бизнеса на электротехническом рынке России, которые позволяют производить качественную продукцию, соответствующую заявленным характеристикам, а также исключить использование незаконных методов реализации этой продукции.
2. Руководствуясь принципами добросовестной конкуренции, а также принимая за основу необходимость соблюдения:
— Конституции РФ*; — Уголовного кодекса РФ; — Кодекса об административных правонарушениях РФ; — Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»; — Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»; — Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»; — Федерального закона № 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации»; — Антикоррупционной хартии российского бизнеса от 21.09.2012.
Дистрибьюторы и производители электротехники, подписывающие настоящий документ заявляют о нижеследующем:
Все, кто подписывает данную Хартию, относятся к сообществу Ассоциации «Честная позиция» (далее – Сообщество АЧП). Каждый участник этого сообщества понимает и осознаёт важность следования принципам добросовестности в бизнесе и в частной жизни. Каждый участник данного сообщества понимает, что внедрение принципов возможно только совместным, коллективным трудом и активной позицией каждого индивида. Каждый участник понимает, что, подписывая данную Хартию, он начинает с себя, со своей зоны влияния и ответственности.
3. Каждый подписавший данную Хартию разделяет и следует принципам добросовестного ведения бизнеса, которые заложены законодательством Российской Федерации, Антикоррупционной Хартией российского бизнеса и положениями настоящей Хартии.
4. Сообщество АЧП для поиска решений повышения лояльности клиентов выделяет четыре направления деятельности:
— Дистрибутивные продажи, розничная торговля, ритейл и DIY; — Проектные, проектно-монтажные работы, щитовое производство; — Работа с «профессиональной средой» дизайнеров, архитекторов, проектных бюро и пр.; — Производство и поставка электротехнического оборудования.
5. Возможные способы мотивации клиентов и повышения их лояльности рассматривать строго в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Иные способы мотивации считать незаконными и невозможными к применению участниками Хартии.
6. Компании – участники Сообщества АЧП не должны прямым либо косвенным способом создавать структуры и возможности для реализации запрещенных способов мотивации, а также предлагать своим клиентам такие способы использовать.
*(ч.1 ст. 8: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»).
7. Данная Хартия распространяется на взаимодействие участников Сообщества АЧП с предприятиями-поставщиками и их должностными лицами. Компании – участники Сообщества АЧП воздерживаются от обещаний, предложений или предоставления публичному должностному лицу компании-поставщика, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического, юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества.
8. Участники Сообщества АЧП должны включать в договоры поставки со своими клиентами разделы, запрещающие коррупционные или создающие конфликт интересов действия.
9. Участники Сообщества АЧП должны разработать антикоррупционную политику в своей организации и следовать ей. При подготовке антикоррупционной политики рекомендуется использовать методические рекомендации государственных органов.
10. Приверженность добросовестным принципам и публичность антикоррупционной политики должны быть подтверждены организацией специальной страницы на официальном сайте компании.
11. Каждый сотрудник компании – участника Сообщества АЧП должен быть ознакомлен с текстом настоящей Хартии, а также с текстом антикоррупционной политики компании.
12. Руководство компаний Сообщества АЧП запрещает своим сотрудникам организовывать и развивать продажи клиентам, желающим получить незаконные или недобросовестные способы мотивации, через третьи компании (партнеры-оптовики либо иные любые юр. лица). Сотрудники, организовавшие такие продажи, либо рекомендовавшие прямым клиентам обратиться к третьей стороне, будут незамедлительно увольняться.
13. Любой из участников данной Хартии может через Правление Ассоциации «Честная позиция» инициировать обсуждение различных вопросов, связанных как с реализацией данной Хартии, так и с ситуацией на рынке электротехники.
14. Компании дистрибьюторы – участники Хартии считают целесообразным привлекать к распространению данных принципов и к контролю за их соблюдением максимальное количество производителей на рынке электротехники, рекомендовать им включать в договоры разделы, запрещающие коррупционные или создающие конфликт интересов действия.
15. Компании-производители (поставщики) – участники Хартии считают целесообразным привлекать к распространению данных принципов и контролю за их соблюдением максимальное количество дистрибьюторов на рынке электротехники, рекомендовать им включать в договоры разделы, связанные с соблюдением положений хартии о соответствии фактических характеристик продукции заявленным.
16. Компании-поставщики электротехнического оборудования-производители и импортеры, участники Хартии, основываются на принципах добросовестной конкуренции и обязуются строго соблюдать законодательство в области технического регулирования, а также обеспечивать полное соответствие фактических параметров изделий заявленным в сопроводительной документации и других источниках информации об изделиях.
17. Компании-дистрибьюторы электротехнического оборудования в случае обоснованного признания продукции от поставщика не соответствующей заявленным характеристикам обязуются добиваться от поставщика такого соответствия вплоть до отказа от сделок с оборудованием, фактические характеристики которого не соответствуют заявленным.
18. Члены Сообщества АЧП могут достигать иных договорённостей, не противоречащих законодательству и данной Хартии.
19. Подписание Хартии означает принятие обязательства следовать в своей деятельности принципам и положениям Хартии с момента её подписания.
Ознакомиться с положениями на официальном сайте «Честной позиции», подписать Хартию, а также ознакомиться со списком компаний, подписавших Хартию о принципах работы на рынке электротехники:
Ассоциация «Честная позиция» взяла курс на комплексную борьбу с фальсификатом
На протяжении многих лет ассоциация «Честная позиция» выступает активным и бескомпромиссным борцом с фальсификатом, в свое время заполонившим отечественный рынок электротехнической продукции. Многое уже удалось сделать, но, чтобы продолжить борьбу, требуется выйти на новый уровень. В частности, борьба с некачественной продукцией должна быть более комплексной. Об этом шла речь на очередном годовом собрании участников ассоциации, прошедшем 20 апреля 2021 г.
Бороться с фальсификатом следует в первую очередь потому, что он создает проблемы с безопасностью. Например, если сечение провода значительно меньше заявленного, то он сильно нагреется под расчетной нагрузкой и может возникнуть пожар. Но вопросы безопасности — вещь всесторонняя. Например, изоляция самого что ни на есть распрекрасного кабеля, сделанного по всем действующим стандартам, может быть перерезана плохо обработанной кромкой кабеленесущей системы, в результате возникает короткое замыкание. Хорошо, если сразу сработает автоматический выключатель, а если и его параметры не соответствуют заявленным? Ладно, пусть кабели, лотки для них, автоматические выключатели используются безупречного качества, но все это хозяйство подводит электроэнергию к светильнику сомнительного происхождения, что тогда? Кстати, и с теми же кабелями проблема качества затрагивает несколько элементов конструкции. Есть жилы, есть изоляция, оболочка… И по каждому из элементов нужен отдельный контроль. Уникальная особенность ассоциации «Честная позиция» (АЧП) — она ведет сразу несколько проектов, охватывающих основные типы электротехнической продукции, которые критичны для безопасности.
По состоянию на начало 2021 г., АЧП объединяет 60 компаний, из которых 10 являются дистрибьюторами, а 50 — производителями электротехнической продукции. В числе проектов ассоциации — «Кабель без опасности», «Соответствие в светотехнике», «Честный стандарт» (кабеленесущие системы) и «Честный выключатель» (низковольтные аппараты защиты, управления и распределения). Особое место занимает «Первый проект», возникший еще на заре существования АЧП. Этот проект, объединяющий 100 % участников ассоциации, направлен на снижение количества проявлений коррупции в отрасли, а также на снижение частоты возникновения ситуаций, когда возникает конфликт интересов.
Генеральный директор АЧП Владимир Кашкин
Важнейшая функция годового собрания участников ассоциации — избрание новых членов правления. Напомним, что правление АЧП состоит из 5 представителей различных дистрибьюторских компаний и по 5 представителей производителей по каждой товарной группе.
В группе дистрибьюторов новым членом правления стала компания «Элком-Электро». В АЧП она появилась недавно, тем не менее компания уже хорошо зарекомендовала себя в деле борьбы за качество поставляемой продукции. Что же касается производителей, то особых сюрпризов здесь не было — новыми членами правления стали фирмы, давно и хорошо известные на рынке главным образом благодаря высокому качеству выпускаемой продукции. Низковольтная аппаратура — IEK GROUP, кабели — холдинг «Кабельный альянс», светотехника — МГК «Световые технологии», автоматические выключатели — Schneider Electric, кабеленесущие системы — «ДКС».
На собрании выступили руководители проектов АЧП с отчетами о работе, проделанной в таком непростом 2020 г.
Руководитель «Первого проекта», заместитель генерального директора АЧП Кирилл Самарин
Отвечающий за «Первый проект» Кирилл Самарин начал выступление с того, что дал собственное определение коррупции: «Это стремление решить вопрос «здесь и сейчас» самым простым способом».
При этом, по его словам, всем людям свойственно искать простые решения. Задача ассоциации — оказать влияние на мировоззрение людей, объяснить им, что честно вести бизнес в долгосрочной перспективе выгоднее. Наиболее распространенный вид коррупции на данном сегменте рынка — откаты. На борьбе с ними и сосредоточены главные усилия АЧП. С 2017 по 2020 годы в среднем ежегодно проводилось по 700 проверок потенциальных нарушителей на предмет откатов. В компании приходили люди под видом оптовых покупателей и спрашивали: «А что я могу иметь с этой сделки?» В результате, с одной стороны, откаты стали предлагать действительно намного реже. Но, с другой стороны, в фирмах стали более настороженно относиться к клиентам, подозревая в них проверяющих. Предлагали сначала сделать пробную закупку продукции, а потом все обсудить.
Следует отметить, что далеко не всегда политика, предусматривающая откаты, идет с самого верхнего уровня управления фирмой. Часто схемы с откатами выстраивают низовые сотрудники. Дело может доходить до выстраивания сообществ, состоящих из десятков сотрудников. После того, как АЧП докладывает о выявленных случаях руководству компаний, они проводят внутренние проверки, по итогам которых проштрафившихся сотрудников увольняют.
С 2020 г. «Первый проект» перешел к комплексным методам проверки, когда закупаются образцы электротехнической продукции и исследуются совместно с другими проектами АЧП. К делу даже привлекают Торгово-промышленную палату РФ. Результат — выявляют одновременно и откат, и поставки фальсификата. Сейчас же создается так называемый комплаенс — комплексная система мер по профилактике коррупции.
Руководитель проекта «Соответствие в светотехнике» Олег Березань рассказал о непростом пути развития данного направления в ассоциации. Ни для кого не секрет, что серьезной проблемой на рынке светотехнической продукции является откровенный демпинг. Спикер намекнул, что далеко не все компании согласны с тем, чтобы эта проблема решалась усилиями АЧП. Тем не менее в 2020 г. удалось сформировать в ассоциации комитет «Светотехника», в который вошли ведущие производители и поставщики светотехнической продукции.
Тем не менее в «Честной позиции» учитывают, что фирмы, входящие в комитет «Светотехника», во многом имеют разнонаправленные интересы на рынке. Поэтому работа поставлена максимально гибко, сформированы несколько рабочих групп, каждая по своему сегменту рынка. Удалось формализовать процедуру проверки, что важно для последующего обращения в государственные органы. Процедура выложена в открытом доступе на сайте АЧП. Также следует отметить, что в 2020 г. АЧП стала предлагать услугу бесплатного светотехнического аудита государственных и муниципальных структур, а также для крупных корпораций.
Олег Березань занимается проектами «Соответствие в светотехнике», «Честный стандарт» и «Честный выключатель»
Олег Березань также рассказал собравшимся о работе ассоциации по направлениям кабеленесущих систем и проекту «Честный выключатель». Применительно к кабеленесущим системам спикер отметил тот факт, что сертификация большинства типов кабельных лотков в России сейчас не обязательна, отсюда и значительный объем фальсификата на рынке. Причем несоответствие нормам и заявленным характеристикам встречается не только в самих лотках, но еще и в элементах их крепления. Именно в 2020 г. элементы крепления стали проверяться в рамках проекта «Честный стандарт».
В рамках проекта «Честный выключатель» сейчас производится массовое тестирование автоматических выключателей тока и дифференциальных вы-ключателей как самых распространенных видов продукции. В 2020 г. было принято решение по данным категориям тестировать сначала наиболее дешевые и простые выключатели, а потом уже переходить к топовым моделям. Это вполне логично, ведь именно в массовом сегменте больше всего проблем с фальсификатом.
Проект «Кабель без опасности является центральным проектом ассоциации «Честная позиция». На годовом собрании участников было представлено важное нововведение — проверяемым компаниям теперь больше не надо ждать рассылки по обычной почте с результатами. Данные проверок максимально оперативно выкладываются на сайт АЧП и могут быть взяты непосредственно оттуда.
2020 г. ознаменовался для кабельного направления увеличением запросов на проведение проверок. В связи с этим встала задача обучения самих участников рынка элементарным навыкам проверки качества продукции. Были выпущены методические рекомендации по проверке кабельной продукции на соответствие заявленным характеристикам. Естественно, такая методичка не сделает большим специалистом человека без соответствующей подготовки. Методические указания адресованы прежде всего профессионалам достаточно высокого уровня.
Следующий этап — что делать, когда своими силами обнаружен фальсификат? Увы, не все компании имеют свои юридические службы. В АЧП разработан и опубликован на своем сайте детально проработанный алгоритм, как подготовить документы для обращения в государственные органы, занимающиеся вопросами качества продукции и нечестной конкуренции.
Владимир Кашкин рассказал и о контроле качества низковольтной электротехнической продукции. Здесь он отметил важность комплексного подхода, ради чего ассоциация затеяла создание системы единого входного контроля у дистрибьюторов. Система должна быть максимально защищена от коррупции. Для этого предлагается создать группы общественного контроля из представителей конкурирующих фирм и ротировать состав групп территориально. По замыслу Владимира Кашкина, это исключит возможность сговора между участниками групп.
Слева направо: главный редактор журнала «Электротехнический рынок» Надежда Новикова, директор по маркетингу и PR АЧП Анна Дружинина, менеджер по рекламе Elec.ru Татьяна Родионова
Еще одно новшество — в структуре АЧП появилась должность директора по маркетингу и PR, которую заняла Анна Дружинина.
Анна рассказала о том, что АЧП в последнее время уделяет много внимания расследованиям в формате видео. Этот формат оказался эффективным, благодаря ему о недобросовестных поставщиках узнали около 150 тыс. пользователей интернета. Она выступила на собрании с рассказом о партнерской маркетинговой программе. Также директор по маркетингу и PR анонсировала партнерскую маркетинговую программу ассоциации. Эта программа адресована широкому кругу компаний, но особенно она окажется полезной для DIY-магазинов. На электротехническую продукцию наносится специальный QR-код, который автоматически направляет смартфон на раздел сайта АЧП, где публикуются результаты тестов. Полная и достоверная информация позволит клиенту сделать правильный выбор, а значит, получить удовольствие от покупки.
Мы побеседовали в кулуарах годового собрания АЧП с представителями некоторых компаний, входящих в ассоциацию. Они рассказали нам о том, что дает их фирмам членство в АЧП, своем участии в проектах и мнении о путях очистки рынка от фальсификата.
Владимир Кучеренко, директор по качеству продукции и развитию, Владимирский химический завод
— Что вашей компании дает участие в АЧП?
— Проект «Кабель без опасности», конечно, способствует цивилизованному развитию бизнеса. Мы, да и другие участники рынка, всегда знаем, что можем «попасть на карандаш» и данные о допущенных нами оплошностях будут преданы широкой огласке.
— Весьма распространенным вариантом фальсификата является ситуация, когда обычный компаунд выдается за безгалогенный. Можно ли это обнаружить каким-либо простым способом?
— Отличием безгалогенного является то, что он останавливает горение. Помимо испытания на горючесть, опытный специалист может определить тип компаунда (обычный/безгалогенный) буквально на глаз. Тем не менее более детальный анализ компаунда, конечно, делают в лаборатории.
— Готовы ли вы предоставить для проектов АЧП свою лабораторию?
— Недавно мы завершили переоборудование своей лаборатории и открыты к сотрудничеству для тестирования материалов в рамках проекта «Кабель без опасности». Но пока таких предложений не поступало.
Павел Малышев, генеральный директор LAPP
— Насколько, на ваш взгляд, АЧП удается эффективно бороться с контрафактом?
— На сегодняшний день АЧП удается поставить заслон на пути контрафактной продукции. Знак «Честной позиции» на продукции — это хорошо известный бренд в России. Но, конечно, ассоциации еще многое нужно будет сделать, и она поступательно движется в правильном направлении.
— Как пандемия коронавируса повлияла на распространение контрафакта на рынке?
— Пандемия коронавируса, конечно, вносит значительные изменения в бизнес. События, происходящие в экономике, привели к росту себестоимости, например, нашей продукции на 30 %. В начале пандемии мы наблюдали в плане контрафакта некоторое затишье. А потом, с июля до конца декабря 2020 г. стали массово появляться фирмы-однодневки, предлагающие кабельную продукцию, в том числе кабели под нашим брендом, но имеющие непонятное происхождение.
С помощью АЧП нам удалось локализовать деятельность некоторых таких фирм. Мы хотим сохранить имидж своего бренда и не желаем, чтобы под ним на рынок поставлялась непонятно откуда взявшаяся продукция. И вот в этом направлении придется дополнительно работать, чтобы подключить к борьбе с фирмами-однодневками и государственные структуры.
— Учитывается ли знак «Честной позиции» при закупках продукции для крупных инфраструктурных проектов?
— Сотрудничество с ассоциацией и наличие ее знака на нашей продукции помогают участвовать в тендерах на закупку кабелей для крупных инфраструктурных проектов, причем не только в России, но и в Казахстане. Ведь знак «Честной позиции» — своеобразная гарантия качества.
Дмитрий Налогин, президент МГК «Световые Технологии»
— Значительная часть светильников не проходят испытания АЧП именно по электромагнитной совместимости. С чем, на ваш взгляд, это связано?
— Мне кажется, значительный процент отбраковки по данному параметру связан с тем, что данная область знаний очень сложная, и далеко не все специалисты в светотехнических компаниях разбираются на должном уровне. Все-таки больше внимания уделяется вопросам электробезопасности. Причем электромагнитная совместимость сама по себе состоит из нескольких критериев. Это не один параметр, это несколько параметров. Чтобы в этом разобраться, нужно иметь определенный уровень компетенций.
— Должна ли АЧП заниматься испытаниями на соответствие пусковых токов заявленным, если данный параметр, как ожидается, будет регулироваться на государственном уровне?
— Нет, я считаю, что в итоге получится «мышиная возня».
— Сейчас многое говорится о степени локализации светотехнического оборудования, поставляемого для государственных нужд. Должна ли здесь АЧП контролировать соответствие заявленной степени локализации?
— На мой взгляд, должна. В постановлениях правительства имеются четкие критерии по степени локализации светильника. Установление норм по данному параметру я считаю правильным шагом, поскольку Россия не может постоянно быть страной, которая экспортирует по большей части нефть и газ. Причем мы уже сейчас имеем в РФ несколько производителей источников питания, как минимум двух производителей светильников, самостоятельно производящих вторичную оптику. У нас есть уже и свой производитель светодиодов (корпусирование), через несколько месяцев таких заводов будет уже три. Да, по каким-то положениям относительно определения степени локализации могут быть сомнения, но кто, как не коллеги, смогут решить данный вопрос?
Ярослав Иванов, управляющий ГК КЭАЗ
— Можно ли рассматривать АЧП как некий инструмент обратной связи, помогающий вам улучшать качество своей продукции?
— Всегда полезно сравнить свою продукцию с продукцией других фирм по четко заданному одинаковому набору параметров. АЧП дает нам очень ценную информацию, позволяющую сравнить продукцию по реальным параметрам, а не по данным, при-веденным в каталоге.
— Расскажите вкратце о вашем участии в проекте «Честный выключатель»
— Для нас это очень ценный опыт. Возьму на себя смелость сказать, что автоматические выключатели — более сложный объект для тестирования, чем, скажем, кабели. К сожалению, у нас в стране не так много лабораторий, испытывающих автоматические выключатели. Работа в рамках проекта «Честный выключатель» создает спрос на услуги таких лабораторий. Соответственно, мы надеемся, что в результате лабораторий, испытывающих автоматические выключатели, станет больше.
— Помогает ли участие в проекте «Честный выключатель» поставкам продукции для нужд госструктур?
— Не помогает. Там закупки осуществляются на основе тендеров, критерии которых не всегда ориентированы на лучшее оборудование. Но для потребителя наличие маркировки «Честной позиции» — это, безусловно, плюс, определенный статус, имеющий значение. Это влияет на выбор при прочих равных условиях. Но, с другой стороны, с момента запуска проекта «Честный выключатель» прошло всего 5 лет. Не исключено, что еще через 5 лет знак «Честной позиции» будет соответствовать «Знаку качества» в былые времена. Но само собой это не произойдет. Над этим нужно работать, что мы сейчас и делаем.
Олег Нефедов, генеральный директор «Элком-Электро»
— Удается ли проекту «Кабель без опасности» поставить заслон на пути контрафакта?
— Мы новый член ассоциации, но уже успели убедиться на конкретном примере, что ее система защиты рынка от контрафакта действительно работает. И, самое главное, идет постоянное развитие АЧП, ее движение вперед.
— Повлияла ли как-либо пандемия коронавируса на долю контрафакта в общем объеме продукции?
— Пандемия, наверное, сильно не повлияла. Может быть. На какое-то время продажи контрафакта уменьшились. Гораздо сильнее повлиял скачок цен на медь. Сейчас исполняются многие контракты, заключенные еще в 2018-2019 гг., там заложены другие цены на медь. В конце 2020 г. — начале 2021 г. медь резко подорожала. Чем можно заменить медный кабель? Алюминиевым, но для этого нужно брать специальное разрешение. Но зачастую это разрешение не оформляют, а просто устанавливают алюминиевые провода под видом медных. Что же касается новых проектов, то появилась тенденция изначально брать кабели подешевле.
— Вы считаете, что цены на медь совсем не связаны с пандемией?
— В реальности связь, конечно, есть. Люди вкладывают в покупку товаров, содержащих в себе медь, те деньги, которые не потратили на путешествия. Когда ситуация стабилизируется и люди снова начнут много путешествовать, они будут меньше тратить денег на покупку товаров и цена меди может пойти вниз.
— Помогает ли членство в «Честной позиции» искать новых клиентов?
— Да, очень помогает. Например, «Сибур» уже требует от своих поставщиков членства в АЧП. Я думаю, что скоро знак «Честной позиции» станет тем же, чем раньше был «Знак качества».
Евгений Ойстачер, основатель бренда EKF
— Можно ли рассматривать проекты АЧП как средство «обратной связи» для улучшения качества продукции?
— Безусловно, да. В современном мире даже именитые производители, увы, не безгрешны в вопросах качества. И, чтобы работать над качеством, только отзывов потребителей недостаточно, требуется еще и профессиональная экспертная оценка. Например, один из образцов нашей продукции не прошел тест, конструкторы его разобрали и поняли, что надо усовершенствовать. Это же прекрасно, когда существует такая внешняя система оценки.
— Что еще дает вам членство в АЧП?
— По моим наблюдениям, есть разные мотивы для вступления компаний в такого рода ассоциации. Кто-то хочет заявить о себе. А кто-то желает навести порядок на рынке, убрав с него фирмы, действующие неподобающим образом. Мы расцениваем наше участие в АЧП в первую очередь как способ стать лучше, как некую точку роста.
— Помогает ли маркировка «Честной позиции» в продажах оборудования госструктурам? Обращают ли внимание на нее потребители в магазинах?
— Мы делаем основную ставку на работу с дистрибьюторами. Для большинства из них маркировка «Честной позиции» — да, определенная гарантия качества. Мало того, в некоторых крупных дистрибьюторских компаниях членство «Честной позиции» — обязательное условие работы с ними. Что же касается покупателей в магазинах… Для них тем более знак «Честная позиция» на сайте с данными о продукции должен облегчить ориентирование в современном богатом ассортименте электротехнической продукции.
Лилия Гарифуллина, вице-президент по рынку «Жилищное строительство и Дистрибуция» Schneider Electric в России
— Какой вклад, на ваш взгляд, вносит АЧП в формирование цивилизованной бизнес-среды?
— Наша компания всегда рада честной и открытой конкуренции. Наличие сильных конкурентов способствует нашему движению вперед. При этом очень важно, чтобы на рынке была только качественная продукция. Мы должны конкурировать не в ущерб качеству наших изделий. АЧП в этом смысле делает рынок более прозрачным и понятным. Думаю, практику тестирования качества продукции нужно продолжать и развивать.
— Schneider Electric является одним из лидеров глобального рынка электротехнической продукции, что компания привнесла в работу АЧП?
— Наша компания выступила инициатором создания комитета «Честный выключатель» для контроля за качеством защитно-коммутационного оборудования (ЗКО). Я возлагаю очень большие надежды на работу этого комитета. Конечно, по ЗКО мы еще только в начале пути, в отличие от кабельной или светотехнической продукции. Но я уверена, что наш стандарт качества станет весомым аргументом на рынке как для розничной сети, так и для государственных заказчиков.
Источник: Редакция журнала «Электротехнический рынок»