Что значит человек универсал
Универсальный человек
Формально говоря, понятия «универсальный человек» (лат. homo universalis ), «энциклопедист» могут относиться к кому-либо, кто много знает (так трактует, например, словарь Владимира Даля), но такой характеристике в современном языке более соответствует термин эрудит.
Известные полиматы
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Универсальный человек» в других словарях:
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, универсальная, универсальное; универсален, универсальна, универсально (от лат. universalis всеобщий). Разносторонний, охватывающий многое. Универсальные знания. Универсальный человек. || Пригодный для многого, с разнообразными… … Толковый словарь Ушакова
Универсальный M113 — Легкий универсальный плавающий транспортер, созданный в 1960 х годах для нужд армии США, с экипажем из двух человек, бронированный алюминиевыми плитами, способный перевозить десантное отделение численностью до 11 человек, а также служить… … Энциклопедия техники
ЧЕЛОВЕК — универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, выражение основных космических принципов. Согласно Библии (Книга Бытия), определение человека дается исходя из его отношения к Богу, по образу и подобию которого он был сотворен. Человек … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
универсальный тренажер — Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для подготовки операторов СЧМ к выполнению идентичных результирующих действий в различных СЧМ. [ГОСТ 26387 84] Тематики система Человек машина … Справочник технического переводчика
универсальный — ая, ое; лен, льна, льно. [от лат. universalis всеобщий] 1. Охватывающий всё, многое; всеобъемлющий. У ое явление. У. закон природы. // Пригодный для многих целей, с разнообразным назначением. У. станок. У. магазин. У ое средство. 2. Обладающий… … Энциклопедический словарь
Универсальный тренажер — 39. Универсальный тренажер Тренажер оператора СЧМ, предназначенный для подготовки операторов СЧМ к выполнению идентичных результирующих действий в различных СЧМ Источник: ГОСТ 26387 84: Система «Человек машина». Термины и определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Молот (Универсальный Дворец спорта, Пермь) — Универсальный Дворец спорта «Молот» 58.024192, 56.29622 … Википедия
ГОСТ 26387-84: Система «Человек-машина». Термины и определения — Терминология ГОСТ 26387 84: Система «Человек машина». Термины и определения оригинал документа: 41. Автономный тренажер Тренажер оператора СЧМ, функционирующий без СЧМ Определения термина из разных документов: Автономный тренажер 43.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Универсальный человек
Из Википедии — свободной энциклопедии
Универсальный человек, энциклопедист, полимат (греч. πολυμαθής — от πολυ — «много» и μαθής — «занятия»), человек эпохи Возрождения (англ. Renaissance man ) — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.
Этот универсализм в самых ярких своих проявлениях подразумевает плодотворное сочетание разных или сразу нескольких гуманитарных и естественных наук или их направлений, — убедительные результаты в тех или иных точных науках, вместе с вкладом в философию, изобразительное искусство, архитектуру, беллетристику, поэзию, медицину и многие другие направления научного, художественного и сочинительского творчества.
Многие античные и средневековые учёные были полиматами в современном понимании феномена. История знает достаточно много учёных или художников, чей талант проявился и в науке, и в искусстве. Американский психолог Бернис Эйдусон, провел большое исследование, в котором выяснил, что больше половины лауреатов «нобелевки» из области науки увлекались, по крайней мере, одним видом искусства. При этом почти у всех было хобби — от шахмат до энтомологии. Четверть были музыкантами. 18 % рисовали. В 25 раз чаще, чем другие ученые, нобелевские лауреаты занимались пением, актерским мастерством или танцами, в 17 раз чаще практиковали визуальное искусство и в 12 раз чаще писали поэзию или прозу. Постоянное переключение между разными практиками помогает увидеть в своей работе то, чего не замечают другие. [1]
Формально говоря, понятия «универсальный человек» (лат. homo universalis ), «энциклопедист» могут относиться к кому-либо, кто много знает (так трактует, например, словарь Владимира Даля), но такой характеристике в современном языке более соответствует термин «эрудит».
В Западной Европе первой работой, использующей понятие полиматия, была «De Polymathia tractatio: integri operis de studiis veterum», опубликованная в 1603 году Иоганном фон Вауэрном, гамбургским философом. Фон Вауэрн определяет полиматию как «знания по различным вопросам, полученные разными способами их получения […] настолько глубокие в рамках конкретной дисциплины, насколько человеческий мозг, обладающий неодолимым трудолюбием, способен одолеть». Фон Вауэрн перечислил эрудицию, литературу, филологию, филоматию и энциклопедичность как синонимы.
Воплощая в себе главный догмат ренессансного гуманизма о том, что люди не имеют ограничений в их способности саморазвиваться, мысль ведётся о том, что людям стоит принимать все знания и развивать свои способности настолько, насколько это в принципе возможно. Это вкладывалось в понятие «человек эпохи Возрождения», которое часто применялось к одарённым людям той эпохи, стремившимся развиваться во всех сферах, в которых они могли достичь успеха: интеллектуальной, артистической, общественной, материальной и духовной.
В книге «Полимат» Вакас Ахмед доказывает тезис, что полиматы, универсальные личности, были самыми влиятельными людьми в истории человечества. Он потратил 5 лет и 10 000 часов на исторические исследования, чтобы найти доказательства своей гипотезы. Согласно Вакасу Ахмеду, «полиматия» — это состояние бытия, состояние нашей максимальной самореализации. Он убежден в том, что каких бы успехов вы ни достигли в одной конкретной области, это не приведет вас к подлинной самореализации, к раскрытию своего глубинного потенциала. Все мы изначально рождается полиматами, многогранными личностями, однако, оказываясь под давлением общества, настаивающего на получении одной специализации, мы закрываем себе возможность обрести холистическое, целостное мышление. [3]
В психологии и образовании есть близкий «полимату» термин «мультипотенциал». Впервые определение человеку-мультипотенциалу дали университетские профессора в сфере педагогики Рональд Фредриксон и Джон Ротни в своей книге 1972 года «Как выявить мультипотенциалов среди молодежи и помочь им реализоваться»: «мультипотенциал — человек, который в условиях благоприятной среды может по своему выбору развить до высокого уровня столько компетенций, сколько захочет». Проще говоря, это кто-то, кто в силу интереса, возможностей и способностей значительно развивается в более, чем одной сфере, и потенциально может сделать из этого несколько разных успешных карьер. Или не сделать — что тоже нормально. [4]
Карьерный коуч и автор книги «Мультипотенциалы. Руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать» Эмили Вапник, поднявшая интерес к мультипотенциалам в 2015 году своим выступлением [5] на эту тему на конференции TEDxBend, утверждает, что «мультипотенциал — это человек, который будет творить революции, создавать новое, решать сложные многомерные задачи, делать жизнь людей лучше на свой лад [6] ». Универсальные люди отличаются несколькими особенностями: «они способны синтезировать несколько идей, создавая из этого нечто новое; они быстро обучаются, погружаясь „с головой“ в новую сферу; они быстро адаптируются и приспосабливаются, что особенно ценится в современном мире».
Универсальность Универсал Универсальный
Лучше иметь одну блестящую грань, чем быть всесторонне тусклым
Музыка — универсальный язык человечества.
Смерть более универсальна чем жизнь — все умирают, но не все живут.
Универсальность как качество личности – способность обладать разными знаниями, навыками, выполнять разнообразные функции; проявлять разносторонность, широту кругозора; всеобъемлюще охватывать какие-то проблемы.
Однажды Учитель собрал всех учеников и спросил их: — Что вы умеете делать, кроме того, чем занимаетесь сейчас? — Ты имеешь в виду Школу? — улыбнулся один из учеников. — Молодец! — похвалил его Учитель и уточнил вопрос. — Что вы умеете делать, кроме того бизнеса, ради которого пришли в Школу? Часть учеников рассказала, что они умеют. Оказалось, что кто-то умеет чинить механизмы, некоторые разбираются в бухгалтерии, оказалось даже, что один из учеников в прошлом был ветеринаром и лечил животных. Однако около половины признались, что не владеют никакими другими навыками, кроме умения продавать. Тогда Учитель сказал этим ученикам, чтобы они покинули Школу Пути до тех пор, пока не овладеют каким-то новым умением. Прошло около полугода, все эти ученики снова вернулись в Школу. Через какое-то время они поинтересовались у Учителя, для чего это было нужно. — Когда ты знаешь, — сказал Учитель, — что универсален, что в любой момент можешь бросить продажи и заняться чем-то другим, ты лучше относишься к продажам. И они к тебе. Доподлинно известно, что с тех пор в Школу принимались лишь те, кто уже имеет «посторонние» навыки. Это наглядно демонстрирует динамичность Учителя, доказывая, что он не придерживался раз и навсегда заведённых им же правил, а всегда готов был что-либо изменить. Конечно, к лучшему.
Универсальность – это претензия на энциклопедичность, разносторонность и общезначимость. Универсальность – это стремление постигнуть всё, объять необъятное, охватить все явления природы и духа. Во времена Леонардо да Винчи, Михаила Ломоносова и Вольтера задача всеохватности человеческих знаний была, в какой-то степени, по плечу людям гениальным, одержимым и одаренным. В современных условиях, когда знание стремительно специализируется, невозможно быть искусным мастером, универсальным специалистом даже в пределах одной науки. Трудно представить в одном лице нейрохирурга, патологоанатома и педиатра.
Великий русский ученый К.А. Тимирязев писал: «Надо знать обо всём понемножку, но всё о немногом». То есть нужно быть подлинным профессионалом в деле, которому ты служишь, в деле, где реализуется твоё жизненное предназначение, где ты можешь принести наибольшую пользу людям и, в то же время, быть всесторонне образованным человеком с планетарным мышлением и неподдельным интересом ко всему происходящему.
Н.В. Гончаренко в качестве важнейших самостоятельных характеристик универсальности выделял: 1. «Качество мировоззрения и творчества, которое характеризуется способностью уловить ритм, гармонию и дыхание мироздания, постичь, часто скрытую закономерную связь причин и следствий, определить доминирующее направление в развитии науки, искусства, духовной жизни…» 2. Способность к различным видам творчества, дополненные широтой кругозора и объемом знаний.
Универсальность настолько исключительна, что о ней вспоминают лишь, когда речь заходит о гениях масштаба Леонардо да Винчи. В его случае стразу становится уместным употребление союза «и»: и живописец, и инженер, и механик, и патологоанатом, и ботаник, и искусствовед. В то же время, чтобы не ослепнуть от универсальности гения, посмотрим более внимательно, может, в его универсальности были и негативные стороны?
Известный автор «Жизнеописания» Леонардо Вазари находит для Леонардо да Винчи эпитет «небесный», но после этого добавляет: «Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным». Вот здесь мы и видим, какую черную тень образует универсальность для своего обладателя. Оказывается, — как пишет биограф Леонардо — Игорь Михайлов, — при таком разностороннем и неохватном интересе к окружающему миру, столь характерному для любого человека эпохи Возрождения вообще, и довольно-таки продолжительном сроке жизни, отведённым творцу судьбой, Леонардо мало что по-настоящему успел из задуманного им воплотить в реальности.
Тут, конечно, и беспокойная жизнь, начавшаяся столь удачно в одном из центров мировой культуры, во Флоренции, в правление покровителя наук и искусств Лоренцо Медичи, внесла свои поправки. Ведь Медичи был, грубо говоря, олигархом. А у олигархов, как известно, век недолог.
После кончины Леонардо осталось огромное количество записей, сделанных им по разному поводу на различные темы в записных книжках и тетрадях и на отдельных листах, множество рисунков и около десятка живописных полотен. Но, по замечанию Абрама Эфроса, из всех его полотен лишь «Тайная вечеря» — «единственное произведение Леонардо, которое в самом большом смысле слова можно назвать гармоничным». Другие же несут на себе печать незавершенности и дисгармоничности. А «Мона Лиза», по замечанию Лосева, «двусмысленная улыбка-гримаса». Всё это касается не только художественного творчества Леонардо.
Как пишет в своей книге «Эстетика Возрождения» тот же Лосев: «Его научная деятельность не в меньшей степени поражает своим размахом, с одной стороны, а с другой — своей несистематичностью, разбросанностью, фрагментарностью дошедшего до нас наследия, которое и принципиально несводимо к целому».
Не менее пессимистичен в выводах об универсализме Леонардо и итальянский философ Бенедетто Кроче: «…всесторонность его умаляется хотя бы тем, что мы склоны устранять его из области чистой философии, а так же и тем, что, как полагают, он вообще был равнодушен к судьбам своей родины и государств вообще. Аполитичность едва ли совместима с универсальностью».
Впрочем, у современников претензии к Леонардо были ещё более существенными. Они его упрекали в малообразованности. На что Леонардо реагировал весьма болезненно: «Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они вправе порицать меня, ссылаясь на то, что я человек без книжного образования. Глупый народ!…Они расхаживают чванные и напыщенные, разряженные и разукрашенные не своими, а чужими трудами…и меня, изобретателя, презирают».
С универсальностью Михаила Ломоносова дела обстояли удачнее. Борис Щергин в книге «Слово о Ломоносове» пишет: «…Диссертации свои сдает ранее сроков. Они блещут творческим проникновением в предмет. Недавно он затеял ученый спор с самим Гагеном об атмосферных осадках. Ломоносов – северный помор, и умозаключения его о плавающих айсбергах прелюбопытны!…»
Ломоносов также отдавал должное этому своему учителю: «…любовь мою к физике и математике переношу я на Вольфа и Эйлера. Это люди отменитые, а не по ихнему немецкому ранжиру поступают. Во студенчестве я от Вольфа всегдашнее снисхождение и добро видал. Немцы любят науку засолить да завялить, и солониною без нужды кормят старого и малого. У Вольфа малые сии едят молоко…»
Этим свойством истинного педагога – уметь преподнести знание не в виде сухарей, дерущих рот, а в виде… «млека и меда», то есть сделать предмет живым и интересным, – этим свойством в высшей степени одарен был сам Ломоносов – «отец наук российских»…
В Марбург Ломоносов заехал по пути, да и прогостил три года. Кроме точных наук, кроме языков и литературы штудировал он здесь новейшую философию. Литературу, прозу и поэзию, Ломоносов любил не как развлечение. Он испытывал и исследовал все, о чем горела душа.
Вот он приехал во Фрейберг учиться горному делу. Из металлургической лаборатории его палкой не выгонишь и пряником не выманишь. Однако в это же время особенно серьезно, внимательно и плодотворно работает он над теорией русского стихосложения. Оценив изящество и звучность стиха французского и немецкого, Ломоносов страстно принялся думать, в какой же склад и лад лучше и глаже укладывается русская поэтическая речь?… Уже было ясно, что латинские и польские вирши, которым доселе подражали русские стихотворцы, не могут оставаться образцами.
Работой над стихом Ломоносов начал одно из великих дел своей жизни – преобразование русского литературного языка. Как раз в это время Россия взяла у турок город Хотин, и Ломоносов послал в Петербург стихи в новом вкусе: «Ода на взятие Хотина». Ода понравилась. Ее поднесли ко двору.
Обыкновенно бывает так: кто посвятил себя поэзии или живописи, тот равнодушен к математике, к физике. Но талант Ломоносова был всеобъемлющ. Вдохновенно любя стихи и поэзию, едва ли не с большим волнением слушал он лекции Генкеля о богатствах земных недр. Мысленному взору юноши представлялись сокровища Урала и Сибири раскрытыми, явленными…»
Зачем нужны «универсалы»
После первого этапа финансирования проекта 42Floors мы начали подыскивать персонал. Проект получил широкую известность, и к нам посыпались отличные предложения. Просматривая резюме, мы видели людей, которые преуспели лишь в одной области деятельности, и это стало для нас серьезной проблемой.
Эти простые советы помогут вам найти «универсала»:
1. Составляйте разумный список требований
Предприниматели очень любят предъявлять к соискателям неимоверное количество требований, однако если вы ищете «универсала», ему придется получать все необходимые знания и умения в процессе работы.
2. Сфокусируйтесь на проекте
«Универсалы» всегда чем-то заняты, они просто не могут бездельничать. Вместо того чтобы спрашивать, чем они занимались на предыдущей работе, узнайте, над какими проектами им довелось поработать. Скорее всего, трудностей с ответом не возникнет.
3. Мыслите в среднесрочной перспективе
Одна из самых главных ошибок – недальновидность. В условиях ежедневного стресса незамедлительное решение насущных проблем может показаться вам наиболее простым выходом, однако это не так. Мыслить в долгосрочной перспективе также не стоит, поскольку если вы наймете чересчур опытного сотрудника, вам будет нечего ему предложить.
4. Пообщайтесь с бывшими предпринимателями
Найдите тех, кто пытался открыть свой собственный бизнес, но его начинания окончились неудачей – возможно, им захочется принять участие в вашем проекте. Разумеется, выгоднее было бы нанять тех, кто преуспел в своем деле, однако вряд ли вам удастся склонить их к сотрудничеству. А вот те, кто по каким-то причинам не смог реализовать свои амбиции, жаждут успеха и нацелены на него. Кроме того, они уже мыслят подобно владельцам малого бизнеса.
5. Откажитесь от бывших сотрудников крупных компаний
В процессе отбора кандидатов вам наверняка попадутся сотрудники, долгое время проработавшие в крупной компании и отправившиеся на поиски чего-то нового. Они имеют великолепные рекомендации, обладают нужными навыками и знаниями, однако они, как правило, нацелены на выполнение ограниченного круга задач, поскольку работа в крупной компании заставляет человека выбрать определенную специализацию.
Значение слова «универсал»
1. Работник, владеющий всеми специальностями в своей профессии. Слесарь-универсал. Конструктор-универсал.
2. Астр. Инструмент для измерения углов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Универсал — тип автомобильного кузова.
«Универсал» — трактор, выпускавшийся в СССР в 1930—1940-х годах.
«Универсал» — предприятие в городе Новокузнецке, выпускающее санитарно-техническое оборудование.
«Универсал» — российское предприятие по созданию парашютно-десантной техники и средств наземного обслуживания для военно-воздушных сил и гражданской авиации.
«Универсал» — саратовский клуб Высшей лиги России по хоккею с мячом.
Универсал — разносторонне развитый человек.
Универсал — гей, одинаково предпочитающий как активную, так и пассивную роль.
Универсал — универсальный астрометрический угломерный инструмент.
Универсал — актовый документ в Речи Посполитой и на Украине до XVIII века.
УНИВЕРСА’Л, а, м. [от латин. universalis — всеобщий]. 1. Название указов и грамот, издававшихся для всеобщего сведения польскими королями и украинскими гетманами, а также деклараций Украинской буржуазно-националистической Центральной рады в 1917 году. 2. Инструмент для измерения вертикальных и горизонтальных углов (астр., геодез.). 3. Человек, имеющий разносторонние специальности (нов.). Токари-универсалы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
универса́л I
1. тот, кто владеет всеми или многими специальностями в своей профессии
2. человек разносторонних знаний, с разнообразными склонностями
универса́л II
1. автомоб. закрытый кузов легкового автомобиля с багажным отделением, размещённым за спинкой заднего сиденья внутри пассажирского помещения; автомобиль с таким кузовом
2. астрон. геод. инструмент для измерения горизонтальных и вертикальных углов
универса́л III
1. истор. юр. правовой акт, изданный для всеобщего сведения, разновидность указа, грамоты (в Польше, на Украине)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова спазматически (наречие):