Что значит человек творец и носитель культуры
Философия, язык, этика и другие науки, так или иначе, изучают культуру. Ведь именно от нее исходят нормы поведения и общения, которые считаются общепринятыми в обществе. Человек, как носитель культуры своего народа, придерживается определенных обычаев, норм речи.
Повседневные значения понятия культура
В человеческом сознании к культуре относят три понятия, которые подразумевают люди, употребляя это слово:
Как носитель культуры своего народа, человек играет важнейшую роль в создании и передаче своих знаний и вековых традиций следующим поколениям.
Культура речи
Этика общения
В русской культуре, да и в любой другой, важное место занимает этика общения, или культура общения. Есть некоторые правила, которых стоит придерживаться в любом обществе, в семье или на работе, с друзьями или в общении со случайными прохожими.
Правила этики общения
Давайте запомним правила этики общения, которые являются общепринятыми:
В наше время современный человек, как носитель культуры своего народа, просто обязан знать и пытаться жить, соблюдая этику общения. От этого зависит и карьерный рост, и его уверенность в себе.
Традиции и обычаи русского народа
В русской культуре есть свои традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Их можно разделить на календарные, семейные и смешанные обряды, а также добавить к этому списку святочные традиции. Опишем только те, которые отмечаются в современном обществе.
Календарные обряды
К календарным обрядам можно, например, отнести Масленицу. Интересно то, что праздник отмечался еще во времена язычества на Руси. Люди верили, что обращение к Ярилу, который считался богом солнца, поможет им вырастить и собрать большой и качественный урожай. Народ отмечал Масленицу блинами и хороводами. Обязательным атрибутом обряда было масленичное чучело, которое сжигали на костре.
Еще одним календарным обрядом, дошедшим до нашего времени, является Прощеное воскресенье, которое отмечается вместе с Масленицей. В этот день каждый человек, соблюдающий традиции, прощает всех и сам у всех просит прощения.
Семейные обряды
К семейным обрядам относятся сватовство, свадьба и крещение детей.
Так, свадебный ритуал начинался со сватовства. Все родственники жениха и невесты собирались и обсуждали вопросы о приданом, месте жительства пары, обговаривали список подарков. Далее до дня свадьбы невеста и ее подружки готовили приданое, которое состояло из постельных наборов, скатертей, одежды и других вещей. В день свадьбы девушка собиралась с подружками и оплакивала свое девичество. А после венчания на следующий день должно было состояться застолье у тещи, куда приходил новоиспеченный муж с друзьями.
Обряд крещения младенца второй по списку, но не менее важный. Он до сих пор не потерял значимости в русском обществе. Родители тщательно выбирают крестную и крестного, ведь считается, что ребенок может перенять судьбу своих крестных родителей. К тому же, это должны быть ответственные люди, которые понимают, что они обязаны вести ребенка по жизни после крещения, воспитывать его, оберегать и наставлять.
Смешанные обряды
К смешанным обрядам можно отнести праздник Ивана Купалы. Люди верили, что после него купаться в природных водоемах становится безопасно. Во время празднования народ сооружает костер. Люди верят, что та пара, которая перепрыгнет через него, держась за руки, пройдет через все трудности и останется вместе, будет жить в любви и согласии.
Святочные праздники
Святочные праздники длятся в период с 7 по 19 января. К ним относятся коляда (дети ходят в гости к родственникам и соседям, поют новогодние песни и рассказывают праздничные стихи, а их угощают и дарят подарки) и святочные гадания (в ночь перед Рождеством девушки-подружки собираются и гадают на суженого).
Человек, как носитель культуры своего народа, должен осознавать ответственность перед следующими поколениями и оправдать надежды предков. Ведь без культуры нет народа. А культуру создает сам человек.
6.7. Человек – творец культуры
6.7. Человек – творец культуры
В реальной жизни людям приходится принимать разные решения, в том числе и нестандартные, т. е. не основанные на общепринятых нормах поведения. Такой процесс называется творчеством. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т. е. способностями к выработке новых приемов деятельности, к овладению новыми знаниями, к формулировке проблем и познанию неизвестного. Однако новое для отдельного человека не всегда является новым для всего общества. Подлинное творчество в культуре определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.
Творчество имеет двойственную природу. С одной стороны, процесс творчества может рассматриваться как непосредственная творческая деятельность или создание принципиально нового, с другой – как творческое состояние, т. е. готовность человека к творчеству. Для творческой деятельности характерно стремление человека к преобразованию действительности по меркам целесообразности, гармонии, совершенства. Эти параметры творчества закрепляются в структуре человеческого сознания на уровне чувства удовольствия или неудовольствия, формируя психологические основания эстетической деятельности. Эстетическая целостность творчества формирует многогранность культуры.
Творчество культуры осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие культуры является частью истории общества. Поэтому истоки культуро-творчества следует искать в развитии материального производства и всех сфер общественной ЖИЗНИ. Другой внешний фактор – степень интеграции данного народа в мировой культурный процесс. Важнейшим внутренним условием созидания культуры является соответствие личности тенденциям общественного и культурного развития на конкретном историческом этапе. В этом случае человек обязан выработать адекватные представления о культурном пространстве, в котором он живет, а также навыки их ситуационного применения и трансформации.
Способность «творить» мир закладывается и реализуется в социальной и культурной практике личности, а значит, может быть осмыслена на различных ступенях ее обучения. Образование может способствовать формированию не «всеядного» потребителя, а создателя новых культурных традиций. В данном случае велика роль гуманитаризации программ обучения – введения в них представлений о художественной культуре, философии, религии, социологии, этнологии и т. п. Для современной России в условиях отчуждения культуры от большей части населения, разрушения коммуникативных процессов, обесценивания общечеловеческих норм бытия, коммерциализации культуры подобное образование чрезвычайно актуально. Положительный вектор информатизации позволяет человеку сегодня жить в многообразии культур, но он часто остается исключительно потребителем массовой культуры. В результате теряют смысл все позитивные формы социальной и культурной активности, жизненные цели и творчество. Однако остаются те феномены человеческого бытия (сакральность, язык, преемственность, традиции, новаторство, отношения индивида и общества), которые придают процессу культуротворчества статус вечного.
Положение индивида в обществе с точки зрения приоритета личного или коллективного также влияет на процесс культуротворчества. Опыт истории свидетельствует, что коллективные формы сосуществования чаще, чем личностные, ограничивают проявление человеческого начала в человеке. В чем же состоит человеческое в человеке? На этот вопрос интересно ответил католический религиозный деятель, философ, писатель, публицист Романо Гвардини (1885–1968). В своей работе «Конец Нового времени. Попытка найти свое место» (1950) из соотношения массового и индивидуального в культуре автор вывел понятие «человеческое в человеке» – не усредненность, а единственность и уникальность каждой личности.
На творчество культурных феноменов в современных условиях сильнейшее воздействие оказывает технологизация общества. Воздействие НТР многогранно и противоречиво. НТР расширила возможности приобщения широких масс к духовным ценностям (например, через средства массовой информации), предъявила возросшие требования к образованности, интеллектуальному потенциалу личности и общества. Одновременно благодаря развитию транспорта и средств связи НТР усилила подвижность населения, активизировала процессы культурного обмена, интернационализации общественной жизни и культуры. Данные тенденции свидетельствуют об участии в творчестве мировой культуры различных культур многочисленных народов и национальностей. Этот факт подчеркивает существование единого общечеловеческого творческого начала.
Имеются существенные различия между созданием культуры мегаполисов и культуры провинциальных городов. Центр и провинция включены в единое пространство культуры, но имеют объективные условия для неодинакового культурного развития. Есть основания говорить об особенностях культуротворчества в больших регионах мира. Так, Европа, создавая собственное культурное пространство, делала упор на разум, а Восток – на чувственное восприятие мира и интуицию. Сегодня границы между культурами Востока и Запада основательно размыты, обмен духовными ценностями идет достаточно интенсивно, хотя это и не всегда означает понимание сторон.
Человечество создало и постоянно пересоздает культуру, удовлетворяя собственные интересы и потребности. При этом творчество каждого отдельного человека влияет на жизнь других людей, поэтому настоящую культуротворческую личность должна отличать высокая ответственность за смысл и качество создаваемых ценностей, за их использование во благо, а не во вред материнской культуре и ее носителю – народу [16, с. 504]. Успешность культуротворчества в целом зависит от возможности человечества понять и использовать те законы, по которым культура функционирует, синтезируя опыт прошлого с современностью и тенденциями будущего.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Человек – творец и носитель культуры
Основы
духовно-нравственной
культуры
Описание слайда:
Объясни, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа?
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Обсудим вместе
Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.
Описание слайда:
Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.
С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.
Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.
Описание слайда:
Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека?
Сверьте свои суждения с текстом
Описание слайда:
Можно ли нравственность считать частью культуры общества?
Описание слайда:
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
1.2. Человек — носитель и творец культуры
Опорные слова к вопросу №1 — здесь
Человек — носитель культуры (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание).
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура). Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Материальная и духовная культура находятся в органическом единстве.
Можно сказать, что культура — вторая природа человека, которая создана его же собственными усилиями.
Человек существо многостороннее, многоплановое и многомерное. Человек живёт в трёх мирах: физическом, психическом и духовном. Человек развивается в пространстве культуры и во времени истории.
Поэтому изучение человека в принципе не может быть односторонним, однобоким. Человек изучается в разных сферах культуры: в искусстве, в религии, в науке и др.
Человек в искусстве изучается на основе художественных образов, которые дают многостороннее и в то же время целостное изображение человека.
Урок в 5 классе по курсу ОДНК на тему: «Человек – творец и носитель культуры»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Человек – творец и носитель культуры» 5 кл ОДНКС
Программное содержание. Человек не может жить вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
Основные методы и приемы:
Беседа по иллюстративному материалу «Есть ли связь между фотографиями, расположенными слева (учёный, художник, композитор) и слева (учащиеся школы искусств, ученики, выполняющие лабораторную работу)».
Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала).
Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника (с.13-14)
Проблемное задание: обсуждение притчи «Божья коровка»
5. Работа в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов».
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи: Образовательные: помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика дать знания о подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.
Развивающие: развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие понятия внутренний мир человека, духовность; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Организационный момент. Психологический настрой Здравствуйте ребята. Займите свои места, усаживайтесь удобней. Мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир культуры. Нам предстоит знакомство с удивительными людьми – творцами, преобразующими окружающую действительность, людьми, чей пример вдохновляет стать лучше, добрей. Приветствуют учителя, садятся
Актуализация опорных знаний
Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
Беседа с учащимися:
— Что такое культура?
— К какой сфере общественной жизни относится понятие «культура?»
А кто является творцом культуры?
Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа. Какая логическая цепочка выстаивается? Свою позицию аргументируйте.
Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?
Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, что нам нужно узнать?
А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.
Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки), культура – составная часть духовной сферы. Предполагают, что творец культуры – человек
Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, что слева на иллюстрации изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, учёные), а справа – те, кто её воспроизводит (школьники, студенты). Конструируют схему и переносят в тетрадь: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры».
Обсуждают, аргументируют. Вероятно, что мнения разойдутся.
Учащиеся задаются вопросами: Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?
Предлагают свои варианты, которые могут отличаться от предложенной авторами учебника, сравнивают с авторской, записывают в тетрадь.
Изучение нового материала Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека?
Ребята, давайте сверим свои суждения с текстом учебника на стр. 13. Работаем в парах.
Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей.
Работают с учебником, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, выясняют, что человек выступает в двух качествах. С одной стороны создаёт культуру, с другой – усваивает созданную ранее, т. е. люди – творцы и носители культуры. Их вклад может быть различен, в зависимости от таланта, способностей и усердия.
На уроках ОРКСЭ в 4 классе вы уже знакомились с притчами – небольшими мудрыми рассказами. Послушайте ещё одну. Она называется «Божья коровка».
Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.
Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
(притчу можно инсценировать)
Ребята, как вы оцените поступок божьей коровки? Есть ли в вашем окружении люди, бескорыстно совершающие добрые поступки? Можно ли назвать их деятельность нравственной, созидательной?
Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. Переключим внимание с интеллектуальной на физическую деятельность.
Физкультминутка.
Давайте продолжим. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности.
Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах. Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть – это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.
Какие качества характеризуют нравственного человека?
Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).
Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?
Отличная работа, друзья. История России знает немало примеров замечательных женщин отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Давайте ближе познакомимся с этой удивительной женщиной.
Просмотр отрывка из документального фильма «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова».
Давайте обсудим, какие личные качества и поступки княгини вызывают у вас уважение? Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Фёдоровна оставила там Евангелие и иконку?
Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия его воды утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают озеро, но две из них делают его глубже и прекраснее. Имя одной из них – Нравственные традиции, другой – Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.
Рассуждают, приходят к выводу, что божья коровка бескорыстно совершила доброе дело. Проводят аналогии, рассуждают, приводят примеры из повседневной жизни. Делают вывод о связи нравственности и добродетели.
Качества нравственного человека: совестливость, справедливость, порядочность, благородство и др. (принимаются и обсуждаются все варианты)
Задания для групп:
Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.
1 группа:
Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)
Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)
Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)
Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)
2 группа:
Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)
В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка)
Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)
Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)
3 группа:
Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)
Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)
Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)
Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)
Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)
Краткое обсуждение, самооценка.
Высказывают своё мнение, упоминают. Что княгиня была великодушна, скромна, заботлива, добра. Могут назвать её сострадательной. Вспоминают, что она продала свои драгоценности, купила усадьбу, при которой открыла больницу, бесплатную аптеку, приют для детей.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление знаний. Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым? Можно ли нравственность считать частью культуры?
Приведите примеры нравственных поступков.
Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым. Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.
Приводят примеры из истории, общественной жизни. При затруднении можно использовать материалы учебника стр. 17 (текст про Апостола Павла)
Подведение итогов Итак, ребята, наше путешествие в мир культуры сегодня завершается. В начале урока вы задались вопросами: «Какое влияние оказывает культура на общественную жизнь, традиции, моральные нормы? Какими нравственными качествами должен обладать творец культуры?». Как вы ответите на них сейчас, после нашего путешествия?
Учащиеся делают вывод о том. Что мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.
Информация о домашнем задании 1 уровень: Используя книгу В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» и материалы Интернет-ресурсов, подберите пословица и поговорки на темы «Честность», «Доброта», «Справедливость»
2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)
3 уровень: Проект. Подготовь сообщение или презентацию на тему: «Путь добродетели на примере жизни православных святых и великомучеников» Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем.
Рефлексия Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»
«На этом уроке меня порадовало…»
«Во время групповой работы я….»
«Работа в паре стала для меня…»
«Я похвалил бы себя…»
«Особенно мне понравилось…»
«После урока мне захотелось…»
Спасибо, мне было очень интересно с вами на сегодняшнем занятии. По очереди отвечают на вопросы.