Что значит человек суеверный человек
Кто такой суеверный человек и что об этом говорят психологи
Что значит суеверие? Это своего рода предрассудок, основанный на принятии сил, необъяснимых законами природы. Это вера в то, что какое-то событие может повлечь за собой череду следующих событий, при отсутствии какой-либо взаимосвязи между таковыми.
Суеверный человек – личность, верящая в существование потусторонних сил, которые, по ее мнению, могут менять нашу судьбу. Подбросить копейку при решении спорных вопросов, присесть перед длинной дорогой, оставить что-то личное в месте, куда хочется вернуться, разбитое зеркало, трижды постучать по дереву, и многие другие подобного рода суеверия, все мы их в какой-то степени придерживаемся.
Мнение психологов
Психотерапевты объясняют, что методом суеверности люди привыкли выстраивать для себя причинно-следственные связи, которые, по сути, необходимы нашему мозгу для самоуспокоения, и упорядочения мыслей. Разуму легче поверить в существование магического и потустороннего между несколькими независящими друг от друга событиями, чем подумать о возможном случайном стечении обстоятельств. Это никак не объясняется. Именно таким образом, благодаря воображению, можно сказать осознанно, наш мозг, упорядочивая, облегчает нам восприятие реальности.
Примеры суеверия
Достаточно странные суеверия
Откуда берутся суеверия, и как люди начинают в них верить?
Психологическим термином это называется оперантное обусловливание, которое подробно описано британским психотерапевтом Скиннером. Ученый провел научное исследование с голубями, которым по определенному графику в клетки поставлялась пища. Птицы стали суеверными, и думали, что если их действия станут упорядоченными, то пища будет доступна быстрее.
Произошло это потому, что действия птиц, в большей степени были случайно сгенерированными, однако пища все же поступала, следовательно, действия усиливались, и вознаграждением снова становилась еда. Так голуби и привыкли к причинно-следственной связи.
Так же и людей, надев новую рубашку, выдался удачный день, и такое повторилось несколько раз. Вывод – рубашка, приносящая удачу всегда, теперь вы будете ее надевать на все важные мероприятия, считая, что без нее ждет провал. У человека даже не закрадывается и капли сомнения в том, что виной всему не рубашка, а он сам. Именно таким чередом суеверия и заполонили наши жизни, стали неотъемлемой их частью. А вы суеверный человек?
Значение слова «суеверный»
1. Склонный к суеверию (о человеке). Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось — тринадцать. Она была суеверна и подумала про себя: — Вот это нехорошо! Куприн, Гранатовый браслет. [Муратов] так осадил коня, что тот поскользнулся. Муратов, суеверный человек, плюнул три раза через левое плечо. Н. Никитин, Это было в Коканде.
2. Основанный на суеверии, исполненный суеверия. Суеверные приметы. Суеверные представления. □ Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце. Короленко, В дурном обществе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
суеве́рный
1. склонный к суеверию, то есть верящий в сверхъестественные силы или сверхъестественную связь между явлениями
2. проникнутый суеверием, основанный на нём
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова флуктуация (существительное):
Психология суеверий: почему и зачем люди верят приметам. Их влияние на психику
Почему многие люди верят в приметы и суеверия? Думаю, сложно найти хотя бы одного человека, у которого не мелькали бы в голове время от времени всем известное «утро вечера мудренее» или «тише едешь – дальше будешь», «сплюнь и постучи». Гадания, гороскопы, предсказания – все это суеверия. Зачем нам приметы и суеверия, и откуда они пришли? Давайте разберемся.
История возникновения суеверий и примет
Все приметы и суеверия направлены на нахождение логической связи между, казалось бы, несовместимыми и нелогичными вещами. И корнями это уходит в далекие времена неразвитой науки. Это сегодня людям многое известно о мире, его закономерностях, обществе и человеческих особенностях, взаимодействии человека и природы. Раньше же чтобы избавиться от гнетущего неведения и не бояться жить, приходилось полагаться на приметы, суеверия и интуицию:
Но особенность психологии верования в том, что копилка разного рода убеждений регулярно пополняется. Почему же в наше время это так же популярно? Старые приметы живы в общественном историческом сознании. От этого не уйти. А новые рождаются все по той же причине – незнание, страх. Хотя наука и совершила огромный скачок вперед, в мире остается много тайн и загадок. В итоге можно сказать, что суеверия и приметы – бессознательная база личности, которую искоренить невозможно.
Что такое предчувствие? На языке психологии это совокупность естественного и полезного свойства интеллекта – предположение (вероятность какого-то события без определения конкретных чисел этой вероятности) и тревожности. Вероятность появления у человека предчувствия (предположение + тревожное ожидание) усиливается в ситуации стресса, напряжения, в критических условиях. Если предчувствие себя не оправдает, то это, конечно, забудется. В противном случае – запомнится. Так и рождается суеверие «предчувствие меня никогда не обманывает».
Интересный факт: в 1939 году нью-йоркским психологам удалось подтвердить силу суеверий. На одной из выставок была установлена стремянка, и хотя она никак не мешала, 70 % людей отдавали предпочтение траектории с лишними метрами, лишь бы не пройти под стремянкой (плохая примета).
Подходы к изучению суеверий
Суеверия – вера в неизвестные человеку силы и законы природы, позитивно или негативно влияющие на людей, животных и весь мир. Рассматривать суеверия как психологический феномен можно через несколько подходов.
Когнитивный подход
С позиции этого подхода суеверия – попытка постичь неизвестное и необъяснимое. Передаются суеверия от поколения к поколению через психологические особенности толпы: заражение, подражание, внушение. С помощью примет и суеверий человек старается обрести контроль над всем миром. В данном контексте суеверия – результат работы памяти и воображения.
С помощью суеверий человек упорядочивает окружающий мир. Но восприятие происходящих событий имеет слишком субъективный и ситуативный характер, искажающий истинные механизмы и особенности происходящих вещей.
Все, что выходит за пределы привычных представлений и знаний человека, он старается объяснить с помощью сверхъестественных сил, примет, суеверий, гаданий, астрологии. Соответственно, можно сказать, что чем выше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он склонен к предрассудкам. Познание мира через суеверия – упрощенная форма познания, опирающаяся на наглядность и избегающая познания мира через абстрактные научные понятия.
Аффективно-мотивационный подход
Суеверия – форма защиты эмоционального состояния и самосознания человека. Это удовлетворение и поддержка своих неосознанных желаний, эмоций и чувств. Вместе с этим в данной концепции суеверия рассматриваются как средство оказания психотерапевтической помощи: избавление от страхов, придание уверенности, снятие напряжения.
Верование тесно связано с внушаемостью человека, которая усиливается в момент:
«Что не делается – все к лучшему», – говорит себе человек, и боль от случившихся личностно значимых несчастий уже не так остра. Приметы и такого рода суеверия могут дать человеку силы для преодоления депрессии и других нежелательных состояний. Подумайте, ведь на каждое состояние человека можно найти поговорку, снимающую с него долю ответственности и перекладывающую груз случившегося на чьи-то плечи: «На все воля Божия».
Это защитный механизм психики безответственных, тревожных людей с пессимистичным мышлением и не желающих признавать себя как творца хорошего и плохого в своей жизни, самостоятельно контролировать ее, принимать решения и нести за них ответственность. Суеверия помогают человеку адаптироваться в повторяющихся, но пугающих его своей неизвестностью условиях.
Психоаналитический подход
Суеверия – результат переноса человека истинных, но не удовлетворяющих в силу каких-то причин саму личность, мотивов действий во внешний мир. В основе лежат потребности и удовольствия человека, которые он хочет удовлетворить быстро и не своими силами. Таким образом, в рамках психоаналитического подхода суеверия – результат недостатка знаний и нереализованных актуальных потребностей.
Бихевиористский подход
Суеверия – поведение, обусловленное неспособностью понять наличие или отсутствие связи между действиями человека и их последствиями. Складывается такой стиль поведения в результате случайных подкреплений.
Социально-нравственный подход
Суеверия – основа морали, регулятор отношений в группе и обществе. Это условия успешного выживания и контактирования с природой, которые дошли до человека через культурное наследие от других поколений. Суеверия конкретизируют, персонифицируют и восхваляют социально приемлемые желательные формы поведения («Добро всегда возвращается») и накладывают табу на нежелательные формы и виды деятельности («Куры кричат на насесте – к домашней ссоре»). Таким образом, приметы и суеверия помогают сохранять, передавать и транслировать общественные ценности и нормы поведения.
Эволюционистский подход
Все существующие у нашего народа суеверия – отголоски религий разных стран. Например, негативное отношение к черной кошке пришло из Египта. К слову, такая примета существует во многих странах Европы.
В рамках эволюционистского подхода суеверия – отголоски несвободного поведения участников племен и родовых общин. Не исключено, что в те времена конкретное суеверие имело смысл, пусть его составляющие и были обобщены ошибочно. Но продвигаясь все дальше, в каждом поколении оно теряло свою силу.
Думаю, из всех подходов для психологии особый интерес представляет рассмотрение суеверий как защитного механизма психики, то есть аффективно-мотивационный подход.
Функции суеверий и примет
Приметы и суеверия выполняют важную для нашей психики роль – дарят чувство безопасности, ощущение контроля над ситуацией и управления ей. Служат своеобразным плацебо, внушая человеку уверенность в собственных силах.
Так работают, например, различные амулеты и обереги. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но не оставляет сомнений тот факт, что мысли человека материальны. И если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится:
Как правило, человек этого не замечает и считает, что амулет и правда помог. Это в свою очередь укрепляет веру. Потому суеверия и не выходят из нашей жизни.
Или, например, известная примета, что птицы гадят к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода. В этом приметы, несомненно, полезны.
Но существует и обратная сторона медали: суеверия и приметы могут переходить в навязчивые состояния и тогда мешают человеку жить. Например, согласно одной из примет, если разбить зеркало, то это к полосе несчастий. Суеверный человек сам программирует себя на это, и несчастья действительно случаются. В общем, суть примет (плохих и хороших) в одном – это эффект плацебо.
Таким образом, суеверия:
Несмотря на все описанные в статье преимущества верований, я отношусь к суевериям и приметам скорее негативно. Считаю, что они препятствуют личностному росту человека, не решают истинные проблемы, а только маскируют их, мешают раскрытию творческого потенциала.
Послесловие
Суеверия – это победа эмоций над разумом. И одной из главных движущих сил является страх. Это слепая вера, тормозящая мышление. Схожи с суевериями предрассудки:
Приметы, суеверия, предрассудки относятся к психологии масс. Это обуславливает сложность и невозможность полного искоренения верований. Но с отдельным человеком работать можно и нужно, если суеверия мешают ему личностно развиваться и жить, граничат с тревожно-фобическими расстройствами и синдромом навязчивости.
Как это делать? Разобраться, какую функцию выполняют суеверия в данном случае. Это поможет найти истинные причины: недостаток знаний, страх, неуверенность в себе, личностные проблемы и другое. Далее предстоит работать на устранение этой причины и обретение чувства контроля над собой и своей жизнью за счет внутренних ресурсов и логического рационального понимания мира. Стоит заняться развитием творческого и позитивного мышления, и суеверия начнут отходить на второй план.
Однако некоторые приметы и суеверия можно подтвердить с позиции науки, потому-то они до сих пор и живы в общественном сознании. Подробнее об этом читайте в статье «10 примет, имеющих научное объяснение».
Что такое суеверие? Психология суеверного поведения
Гороскопы, черные кошки, разбитые зеркала, постучать по дереву, найти клевер с четырьмя листьями… Суеверия окружают нас и определяют многие из наших повседневных решений. Но почему мы поддаемся влиянию суеверий? В этой статье дается ряд объяснений природы суеверий и тех психологических механизмов, которые лежат в основе суеверного поведения.
Вы суеверный человек? Большинство из нас в определенной степени суеверны, одни больше, другие меньше. Мы повсюду можем увидеть проявления суеверного поведения. И как известно, каждая культура имеет свои собственные суеверия. Например, в китайской культуре подстригать ногти поздно вечером является символом невезения, так как это может привлечь призраков. Кроме того, каждый человек может также придумывать личные и особенные приметы, основанные на его жизненном опыте.
Вот некоторые из суеверий, которые приносят удачу, или хорошие приметы: найти клевер с четырьмя листьями; одеть на свадьбу что-нибудь старое, что-нибудь новое, что-нибудь чужое и что-нибудь голубое (эта примета пришла в нашу культуру из западных традиций); сплюнуть и постучать по дереву; скрестить пальцы; бросить монетку в фонтан; загадать желание, задув свечу, увидев падающую звезду, или когда у вас падает ресница; подковы…
Среди плохих примет у всех на слуху такие, как: пройти под лестницей, подарить желтые цветы, увидеть черную кошку, перебегающую вам дорогу, рассыпать соль, разбить зеркало, открыть зонт внутри комнаты, пятница 13-е…
Природа суеверий
Суеверие — это убеждение, что одно событие или ритуал (событие 1) влияет каким-то образом на другое событие (событие 2), при отсутствии какой-либо реальной взаимосвязи между ними.
Некоторые примеры суеверий:
Как рождаются суеверия? Теория Скиннера: оперантное обусловливание
В основе суеверий лежит очень важное явление, которое в психологии известно как оперантное обусловливание, и впервые упоминается известным американским психологом Б.Ф. Скиннером в начале XX века.
Скиннер провел эксперимент с голубями, который состоял в следующем: в течение нескольких минут в день механизм, встроенный в клетки, выдавал им пищу через регулярные промежутки времени. Путем наблюдений за поведением голубей было установлено, что птицам свойственно суеверное поведение. Они верили, что действуя определенным образом или реализуя некую активность, могут приблизить выдачу пищи.
По результатам исследования три четверти голубей стали суеверными.
Как это случилось? Почему голуби Скиннера стали суеверными? В тот момент, когда появилась еда, голубь осуществлял некий вид деятельности, в большей степени случайный, например движение головой из стороны в сторону. Когда он видит пищу, это поведение усиливается или вознаграждается. Таким образом, устанавливается связь между этими двумя событиями (появление еды и движение головы), заставляя голубя поверить, что именно это движение головы вызвало появление пищи. Тогда голубь продолжать движение головой, в надежде, что пища появится снова.
То же самое происходит и в организме человека. Если, например, во время удачного романтического свидания, на нас была одета определенная, «счастливая» рубашка, мы начинаем верить, что именно эта рубашка делает нас успешными. Поэтому мы, как правило, одеваем эту же рубашку на все последующие свидания, чтобы быть на высоте.
Помимо этого здесь также имеет место другой феномен, так называемый уклон подтверждения. Под действием этого явления люди, как правило, склонны искать подтверждение своим убеждениям, обращая внимание только на факты в их поддержку, и игнорируя все аргументы против. Таким образом, мы как будто забываем о тех случаях, когда встреча с черной кошкой нам не принесла ничего плохого, и мы помним лишь те моменты, когда черная кошка стала «предвестником» неудачи. Так, суеверия продолжают быть частью нашей жизни.
Почему мы суеверны?
Согласно исследованию, проведенному в университете штата Канзас, есть три причины, объясняющие почему люди суеверны:
Суеверные люди, какие они?
По мнению этих исследователей, более вероятно, что люди, которые верят в судьбу и полагают, что именно судьба управляет их жизнью, по своей природе являются суеверными.
Суеверие чаще встречается у людей с внешним локусом контроля. То есть, у тех, кто привык искать причины происходящего вне самого себя, зачастую обвиняя других людей, или ситуации… В то время, как люди с внутренним локусом контроля, которые предполагают, что они несут ответственность за все происходящее с ними обычно менее суеверны.
Женщины, как правило, более суеверны, чем мужчины. Это может быть связано с культурным базисом женщины, которая традиционно была хранительницей домашнего очага, большую часть времени проводила дома и зависела от мужчины. Исторически обусловленное отсутствие возможности самостоятельно принимать решения и брать инициативу в свои руки заставляет женщин ощущать недостаточность контроля над своей собственной жизнью.
Проблемы суеверного поведения
В большинстве случаев суеверия безобидны, и сами по себе не причиняют никакого вреда. И более того, зачастую они помогают нам взять под контроль уровень тревожности. Тем не менее, когда они переходят адекватные границы, это может быть опасно.
Это то, что случилось со Стивом Джобсом, основателем компании «Apple», который надеялся вылечить рак с помощью псевдонаучной терапии. Когда он поменял свое мнение и решил довериться традиционной медицине, было уже слишком поздно.
Как избежать суеверного поведения?
По мнению американского исследователя Дональда Сокир, существуют методы, которые помогают нам отказаться от суеверного поведения.
1- Возьмите свою жизнь под контроль
Чтобы избежать суеверного поведения необходимо перестать верить в невезение и взять под контроль то, что мы делаем. Следует признать свою ответственность за происходящее. Иногда мы используем неудачи, чтобы уйти от чувства вины, но вместо этого мы должны сосредоточиться в первую очередь на том, что мы можем сделать, чтобы избежать сложных и проблемных ситуаций в будущем.
2- Будьте решительны и активны
Людям, которые являются менее активными, стоит большого труда принимать решения, и, как правило, они легко поддаются суевериям. Проактивные люди имеют обыкновение контролировать свою жизнь, принимать решения и брать на себя инициативу. Поэтому они менее суеверны. Вы сами привлекаете удачу в свою жизнь вашими же действиями, а не ритуалы и амулеты!
3- Избегайте ситуаций, в которых вы зависите от невезения
Неудача не произойдет, если случаются только хорошие вещи. Если происходит что-то плохое, и вы считаете это неудачей, превратите это в механизм преодоления трудностей после того, как событие произошло, а не до его начала. Как говорится, решайте проблемы по мере их поступления.
4- Контролируйте свой уровень тревожности другим способом
Избавьтесь от суеверного поведения и сопутствующих ему ритуалов. Если факт отсутствия «счастливой» рубашки или ручки на экзамене заставляет вас сильно нервничать, попробуйте применять техники релаксации или медитации «Mindfulness», чтобы контролировать ваш уровень тревожности. Вы также можете использовать другие практические советы, чтобы сдать экзамен и быть на высоте.
Перевод Александры Дюжевой
Psicóloga General Sanitaria y sexóloga. Deseosa de mejorar la calidad de vida de las personas mediante la práctica clínica y la comunicación a través de la red.
This post is also available in: Испанский Немецкий
Православная Жизнь
Может ли христианин быть суеверным? Давайте разберем эту тему немного подробнее.
Исходя из этимологии слова, суеверием является ложная, тщетная вера. Тогда возникает недоумение: если человек сам себя считает суеверным, то значит, он открыто признает, что верит напрасно, суетно. Как тогда его вообще можно назвать разумным существом? Получается, прав был английский политический деятель эпохи Просвещения Эдмунд Бёрк, когда говорил, что суеверие является религией слабых умов.
В основе суеверия лежит стремление уйти от ответственности, переложить ее на другого человека, животное, предмет, случай, обстоятельства и даже на Бога. Потому в христианстве нет места для суеверия. Здесь важны каждая доктрина, каждое предложение Священного Писания, каждое произнесенное слово. Настоящая религиозность строится на постоянном труде, понуждении и ответственности. Но, к сожалению, и в христианскую жизнь вкрадываются суеверия. Некоторые из них становятся даже очень распространенными. Опасность же суеверия заключается в том, что оно затмевает разум, притягивает на себя максимальное внимание, меняет приоритеты в духовной жизни, а потом и подменяет настоящую веру. Весь трагизм суеверия можно выразить в одной фразе. «Даже от атеиста можно ожидать обращения в веру, – подчеркивает нидерландский врач XVI века Андриан Юниус, – но не от суеверного».
Не хотелось, чтоб так было, но в христианстве суеверия добираются до самого сокровенного – до Таинств. Возьмем, к примеру, крещение. Даже многие церковные люди до конца не могут объяснить, зачем нужно крещение, что оно означает. Большинство ограничится утверждением, что так надо, так заповедал Христос и через купель человек становится членом Церкви. Всё это, безусловно, правильно, но суждения подобного рода не раскрывают глубины, сакральности Таинства. Что же касается нецерковного народа, то здесь всё гораздо прозаичней: они крестят, чтоб дети не болели, чтоб сглаз не срабатывал, чтоб Ангел Хранитель рубился за ребенка с силами зла, пока родители с кумовьями будут выпивать за их здоровье и т. п. В ответ здесь хотелось бы рассказать о характерном прецеденте. В XII веке одним из константинопольских Патриархов был Лука Хрисоверг (1156–1169 гг.). В то время, при военных конфликтах с мусульманами, когда взятых в плен мальчиков хотели обратить в христианство, оказалось, что некоторые из них в детстве были крещены. В итоге выяснилось, что в мусульманских семьях существовало суеверие, что, прежде чем посвятить ребенка в ислам, его нужно крестить у православного священника, для того, чтоб тот не вонял псиной и его не трогали злые духи. Прошла практически тысяча лет, а сегодняшние суеверия особо ничем не отличаются. Далее важно отметить, что созванный по данной проблеме Патриархом Лукой собор постановил: совершенное по указанным причинам крещение считать недействительным, потому как в таком случае это не Таинство, а волшебство. Прецедент, как мы понимаем, очень характерен, а выводы насчет современности, думаю, каждый сделает сам.
Еще одно суеверие, связанное с Таинством, настаивает на том, что после Причастия нельзя целовать иконы, выплевывать рыбные кости и т. п. Не знаю, каких последствий в этом случае боится народ, но свой комментарий я все-таки вставлю. Думаю, что к иконам не стоит прикладываться перед Причастием. Все-таки икона – это образ, а Тело и Кровь Христовы не образные, не символические, а самые настоящие. Естественно, что, приступая к принятию в себя Самого Бога, не стоит отвлекаться на Его, пусть и священные, но изображения. Но вот если Литургия закончилась и вам хочется приложиться к какой-то иконе, постоять помолиться возле нее, то в этом нет ничего предосудительного. Тем более нет никакого греха в том, чтобы выплюнуть кости от съеденной на ужин рыбы. От того, что человек причастился, употребляемые им продукты не становятся священными. Мы же спокойно моем используемые нами ложки и вилки, воду сливаем в канализацию, и ничего. Если бы подобные вещи имели принципиальное значение, то они бы точно нашли отражение в каких-либо правилах соборов или хотя бы святых отцов.
Следующее суеверие связано с концом света. Точнее, конец света – это не суеверие, но нагоняемые людьми страхи точно излишни. Мы не первые, кто начинает беспокоиться по данному вопросу. Стоит напомнить, что в разных поколениях христиан, начиная со времен правления Нерона и заканчивая ковид-пандемией, возникали апокалиптические чаяния. Нам кажется, что сегодня именно то время, просто потому, что мы не знаем, как может быть по-другому. При этом люди еще набираются страхов от чтения книг по данной теме, например, того же прп. Паисия Святогорца. Но здесь стоит сказать, что не всё, что приписывается преподобному, он реально говорил. Кроме того, в 60-х гг. ХХ века на Афон попадают апокалиптические труды экзальтированной пятидесятнической проповедницы Мэри Рэлф, идеи из которых, без понимания их происхождения, впитывают многие афонские старцы. У прп. Паисия, в частности, очень чувствуется разница в стиле изложения между его аскетической литературой, т. е. тем, в которых он реально разбирался на основании собственного опыта, и его рассказами о конце света. Святость в данном случае не может быть безусловным авторитетом, потому как святые также ошибаются. Примеров можно привести массу: это и конфликт святителей Епифания Кипрского и Иоанна Златоуста, Фотия и Игнатия Константинопольских, это и полуарианские взгляды свт. Василия Великого, и учение об апокатастасе свт. Григория Нисского или учение о передаче первородного греха половым путем Блаж. Августина и многое др. В данном случае важно прислушиваться к соборному голосу Церкви. Суеверность в апокалиптических вопросах заключается в том, что они полностью завладевают умом некоторых христиан, смещают акценты в духовной жизни с Христа на антихриста, заполняют страхами, что отражается на всей их жизни и на взаимоотношениях с близкими. По сути, нам нечего бояться, ведь с нами Бог. «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20), – заканчивает свою Книгу апостол Иоанн.
Теперь поговорим о более «простых» суевериях. Вот, к примеру, иногда приходится сталкиваться с боязнью выбросить в мусор скорлупу от освященных на Пасху яиц, огрызки от освященных на Преображение яблок и т. п. Здесь сразу стоит отметить, что указанные продукты не становятся какими-то особо священными. Если мы обратим внимание на содержащиеся в служебниках или других сборниках богослужебных последований комментарии к соответствующим молитвам, то увидим, что на Пасху это торжественное благословение пищи на разговение тех христиан, кто постился, а на Преображение это, в первую очередь, слова благодарности Богу за собранный урожай. Получается, что, в сущности, освящаемые на праздники продукты ничем отличаются от тех блюд, которые мы, посредством молитвы и крестного знамени, благословляем перед каждым завтраком, обедом и ужином. Потому и не грех выбросить пищевые отходы в мусор и не нужно здесь еще набираться страхов. Как не нужно бояться, например, покойников. Некоторые христиане иногда срочно требуют освящения дома, в котором кто-то умер. Напомним, что освящение жилища – это не экзорцизм для стен и мебели, а благословение на жизнь для тех, кто хочет это благословение принять. А если кто-то и умер в нашем доме, то это не значит, что через него к нам вторглись бесы или еще какие-то там темные энергии. Нечистых духов мы сами к себе подпускаем своими грехами, в том числе и неверием во всемогущество Божье, способное защитить каждого верного христианина.
Примеров суеверий можно привести еще много, тем более что в разных регионах они могут сильно отличаться, но самое важное, о чем хотелось бы сказать, – это необходимость правильно расставлять акценты в духовной жизни, отдавать, не только на словах или рассудочном уровне, но и на глубоком внутреннем восприятии, безусловный приоритет Богу. Только в таком случае все суеверия отпадут сами собой, а новые даже не прицепятся. Слова, содержащие смысл «Не бойтесь», в Священном Писании звучат 365 раз, ровно на каждый день года. Суеверие всегда связано со страхом, которому нет места в подлинной христианской жизни.
Протоиерей Владимир Долгих