Что значит человек это усилие быть человеком
Усилие быть человеком
Денис Терентьев
25 ноября 1990 г. во «Внуково» умер философ Мераб Мамардашвили. 30 лет спустя он все ещё самый масштабный мыслитель СССР, который и весь политический расклад на Кавказе мог сделать иным.
Грузинский Сократ
Вряд ли, как пишут, Мамардашвили светило стать президентом Грузии. Хотя он с 1987-го был видной фигурой в «Народном фронте» и непримиримым противником националиста Звиада Гамсахурдиа. Но массы чаще всего воодушевляются простыми утробными лозунгами, а тут философ, знающий восемь иностранных языков, заявляет: «Истина выше родины».
Это Мамардашвили к тому, что его часто обвиняли в излишней любви к русским уже на том основании, что он почти без акцента говорил на языке Пушкина. На это обращалось больше внимания, чем на его радикальное стремление «порвать мрак советского сознания и абсурдности, обволакивающих наш быт, экономику, мышление».
В то время звиадистский идеолог Гурам Петриашвили призывал запретить смешанные браки, сорвал премьеру вердиевской «Аиды» с воплем: «Нам не нужны эти русские оперы!». В ответ философ бросил своё знаменитое: «Если мой народ выберет Гамсахурдиа, тогда мне придётся пойти против моего народа».
Ни один записной вождь такого не скажет, поскольку самый бесчеловечный режим всегда прикидывается родиной и «служит народу».
В те тревожные дни многие вспоминали слова Мамардашвили, сказанные около 20 лет назад: «Мне думалось, что раз грузины — жизнелюбы, раз обладая чувством юмора, смогли сохранить сердце и старинный образ рыцарства, значит остались индивидуалистами, скептиками. Значит, их невозможно поработить окончательно. Я это констатировал буквально изо дня в день, будучи в Москве. Вернулся и оказалось, что это было иллюзией, что процесс ментального, психологического, словесного порабощения зашёл слишком далеко».
Когда опасность аннексии отступила, немногие грузины стали свободнее внутренне. К недавнему 90-летнему юбилею Мамардашвили в Грузии не было общенациональных мероприятий. Ведь в Тбилиси националисты никогда далеко не отходили от руля, а Мераб Константинович — чуждый им элемент, шутивший: «Я гражданин мира, а грузином себя чувствую лишь на сексуальном уровне».
Зато Мамардашвили победил на уровне культурном. Он, вероятно, — самый читаемый современный философ в России прямо сейчас.
Это тем более удивительно, что Мамардашвили не писал трактатов. Никаких «апрельских тезисов», никаких дайджестов «для чайников». Всё его наследие — в курсах лекций о европейских философах (прежде всего Декарте и Канте) и романах Пруста, которые он читал студентам в Москве, Тбилиси или Вильнюсе в брежневские годы.
Внутри этих расшифрованных магнитофонных плёнок нет ничего в формате «родился–вырос–прославился». Лектор ставил молодёжи мышление, демонстрируя на их глазах рождение мысли, до того существовавшей лишь в виде набросанной значками мелодии. Как джаз, который он очень любил. И по той же причине не жаловал театр, где слишком многое задано режиссёром.
Для философа Мамардашвили проблема одна — найти себя в этом мире, чтобы этот мир понимать. Уже XX век стал эпохой, в которой нельзя жить, не проделав работу переосмысления. А философия — это техника, способ делать мир приемлемым для обитания человека. Это акт, который состоит в узнавании того, что есть на самом деле.
Одним из своих главных переживаний Мамардашвили называл слепоту людей перед тем, что есть. Мы не можем раз и навсегда извлечь опыт из событий, за которые нам стыдно. Но если этого не делать более или менее регулярно, то все повторится — Гитлер, Сталин, Гамсахурдиа…
Движение чистого разума
Злые языки по сей день говорят, что Мамардашвили — не настоящий философ, а путатель, несущий псевдоинтеллектуальную ахинею, создавая у слушателей сопричастность высокому знанию. Но для кого-то и теория относительности непостижима, и теория эволюции оскорбляет чувства верующих. Онтологические проблемы бытия в принципе не имеют простых объяснений. А этика у Мамардашвили как раз предельно ясна, резка и возвышена.
Человек для него непрерывно возобновляется. Нельзя в ранней юности стать смелым и оставаться таким всю жизнь. «Человек, — говорил философ, — есть усилие быть человеком. Нет усилия — неизбежна деградация». Мамардашвили использовал метафору «нравственных мускулов», которые необходимы, чтобы «поднять» мысль или поступок. Точно так же ребёнку нужны силенки, чтобы поднять стул: «Только посредством мускулов в мире что-то происходит»
Мы живём как бы в двух режимах. Наше повседневное поверхностное существование — это туман, сумерки, где человек постоянно отвлекается и откладывает на завтра то, что откладывать нельзя. Но есть и подлинная жизнь, которую Мамардашвили называл «сознательной». В ней человек совершает редукцию мира, принимая только то, что им через себя пропущено и осмыслено. Только то, что Я.
Психолог Дмитрий Леонтьев формулирует это так: подлинная жизнь существует на волне усилия и может открыться только ангажированному человеку — тому, кто имеет мужество поставить себя на кон в надежде, что произойдёт что-то, что внесёт ясность. И различие людей — то есть равны они или не равны — будет во многом определяться тем, кто совершил усилие, а кто нет. И это уже далеко не добросердечная гуманистическая каша, будто человек прекрасен сам по себе.
Современная философия должна так сориентировать человека, чтобы он мог приостанавливать в себе действие идеологических механизмов. Ещё несколько поколений назад интеллектуальный труд приобрел признаки мануфактуры, сознание людей специально фабрикуется. А Мамардашвили полагал важнейшей задачей каждого —очищение ума от всяких идолов. В реальном мире нет виновников твоих бед и нет награды за какие-то твои достоинства и заслуги.
Профессор советского МГУ и доктор философских наук, он называл культуру областью околомыслия, где люди не существуют в качестве людей. Культура и государство нужны для того, чтобы не было ада, чтобы нас не резали и не убивали. Культура — это спинной мозг, а философия — антикультурная деятельность. В человеке будет человеческое в той мере, в какой он преодолевает механическое существование. И только на фоне риска перестать быть людьми мы можем выдавить из себя что-то стоящее.
Мамардашвили ни в коем случае не самородок без корней. Он как раз очень хорошо вписан в европейскую философскую традицию (восточные практики его не интересовали). Идея собирания себя как миссия зрелой, взрослой личности есть у Юнга. А понятие временения опыта перекликается с древнегреческой «амеханией» — способностью воздерживаться от немедленного реагирования на события.
Почему, например, шекспировский Гамлет — герой? Для него вроде бы всё ясно: надо отомстить коварному дяде. Но делая паузу, собирая себя, принц Датский совершает усилие и живёт подлинной жизнью. Вот и для Мамардашвили понимание порождается не приращением информации, а взглядом на привычную реальность в ином ракурсе сознания.
Иосиф Бродский развивал мысль: хотя этот мир обречён, отдельного человека спасти всегда можно. А Мераб Мамардашвили подобрал инструменты — ясное сознание, точное мышление, мужество и усилие. Он считал недостойным мужчины искать счастья, которого нет на земле. Но есть покой и воля, есть великодушие и защитная плотина привычек, единственно за которой и создавался кованый стиль настоящих мужчин прошлого. Из всевозможных каст он признавал только деление людей на светлых и тёмных: «гониэри» и «угоно» — по-грузински это звучит лучше, чем по-русски.
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Философия стремится наметить общие ориентиры для деятельности человека, становящегося самим собой. В этой книге я пытался познакомить вас, читатель, с этой основной задачей научной философии, с некоторыми проблемами, возникающими на путях ее решения. И основным лейтмотивом ее был принцип развивающейся гармонии.
Человек, выходя в космос, становится организатором вселенной.
Гармония означает единство основных элементов ноосферы: природы, общества, личности. Развитие означает совершенствование этого единства.
Высшей концентрацией этой гармонии является человеческая личность. Мир преобразуется обществом, но деятельность общества складывается из поступков отдельных личностей. Если каждая личность проникнута целями общества, если для ее поступков характерны повседневный гуманизм, опора на истину и красота во всем, то социальная система, состоящая из таких элементов, непобедима.
Основой такой согласованности является наличие программы деятельности коллектива, понятой всеми ее членами на уровне логического доказательства и превратившейся в убеждения на самом глубоком уровне переживаний.
Читайте также
20. Быть религиозным – значит быть чувствительным к реальности.
20. Быть религиозным – значит быть чувствительным к реальности. Разве не приятно для взгляда это зеленое поле с ярко-желтыми цветами и бегущим по нему ручьем? Я глядел на него вчера вечером; и, видя необыкновенную прелесть и спокойствие сельской местности, человек
Глава II. О ПРИСТРАСТИИ К ПОХВАЛЕ И О ЖЕЛАНИИ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ЕЕ; ОБ ОПАСЕНИИ ПОРИЦАНИЯ И О СТРАХЕ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ЕГО
Глава II. О ПРИСТРАСТИИ К ПОХВАЛЕ И О ЖЕЛАНИИ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ЕЕ; ОБ ОПАСЕНИИ ПОРИЦАНИЯ И О СТРАХЕ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ЕГО Человек не только желает быть любимым, он старается заслужить любовь и быть действительно достойным ее. Он не только боится ненависти, но и боится сам
Быть разумным — значит быть простым
Быть разумным — значит быть простым Море было очень синим, и заходящее солнце едва касалось верхушек низко висевших облаков. Мальчик тринадцати или четырнадцати лет во влажной одежде стоял у автомобиля, дрожа и притворяясь глухим. Он попрошайничал и очень хорошо играл.
Традиционный школьный «фольклор» указывает на разрыв между человеком рукописной культуры и человеком печатной культуры
Традиционный школьный «фольклор» указывает на разрыв между человеком рукописной культуры и человеком печатной культуры Различие между человеком печатной и человеком рукописной культуры, пожалуй, так же велико, как и различие между человеком бесписьменным и
164. Этический универсализм, или Как быть человеком?
164. Этический универсализм, или Как быть человеком? Все существующие социально-антропологические статусы человека ущербны по существу. Они построены по принципу компенсирующей идентичности. Например: что значит, когда говорят, что кто-то христианин, или консерватор, или
229. Что значит быть человеком?
229. Что значит быть человеком? Об этот вопрос, как об исполинские скалы, разбиваются все бысторолетные птицы человеческих мыслей, желаний и
230. Почему человеком быть трудно?
230. Почему человеком быть трудно? При всех бесконечных заботах и проблемах человека есть одна особенность человеческого бытия, делающая его не только трудным, но подчас и невозможным, – осознание и несение в себе двуипостасной природы. Самым распространенным, но в
VII (Что значит быть человеком воспитанным. Повадки увальня)
VII (Что значит быть человеком воспитанным. Повадки увальня) Спа, 25 июля н. г. 1741 г.Милый мой мальчик!Я не раз напоминал тебе в моих прежних письмах об одной непререкаемой истине: только будучи человеком честным и благородным в самом строгом смысле слова, ты сможешь снискать
Быть разумным — значит быть простым
Быть разумным — значит быть простым Море было очень синим, и садящееся солнце едва касалось верхушек низко висевших облаков. Мальчик тринадцати или четырнадцати лет во влажной одежде стоял у автомобиля, дрожа и притворяясь глухим. Он попрошайничал и очень хорошо играл.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (ЗА 2000 ЛЕТ ДО ШЕКСПИРА)
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? (ЗА 2000 ЛЕТ ДО ШЕКСПИРА) Древнегреческий философ Парменид (ок. 540—470 гг. до н.э.), ученик Ксенофана, излагал свои философские взгляды в стихотворной форме, часто прибегая к метафорам и аллегориям. Подобно Ксенофану, Парменид высказывал недоверие к
40. Этим объясняется, почему так быстро формируются великие полководцы, почему быть полководцем не означает быть ученым
40. Этим объясняется, почему так быстро формируются великие полководцы, почему быть полководцем не означает быть ученым В самом деле, этот результат нашего рассмотрения является настолько необходимым, что всякий иной должен был бы вызывать у нас подозрение в его
Глава IV Что значит быть человеком?
Глава IV Что значит быть человеком? 1. Человеческая природа в своих проявлениях После обсуждения нынешнего положения человека в технологическом обществе наш следующий шаг состоит в том, чтобы рассмотреть проблему, что можно сделать для гуманизации технологического
Глава 7. Дальнейшее развитие теории возможности и действительности, материи и формы, особенно по отношению к существенным изменениям, или возникновению и уничтожению (Быть или не быть)
Глава 7. Дальнейшее развитие теории возможности и действительности, материи и формы, особенно по отношению к существенным изменениям, или возникновению и уничтожению (Быть или не быть) Физика, книга III, главы 1–3.Метафизика, книга VII, главы 6–9; книга IX, главы 1, 3–9; книга XI,
Суть человека
У всех людей свое понимание сути человека. От этого понимания на самом деле многое зависит. Это и выбор курса в своей жизни, и стремление развиваться, и методы воспитания ребенка, и качество взаимодействия с другими людьми, и т.п.
Очевидно только то, что каждый из нас представляет собой существо природное и духовное, социальное и родовое, космическое и земное. Все это вместе и есть нашей сутью, особенной и оригинальной, не такой, как остальные жизненные формы на Земле.
Каждый из нас в классическом понимании – физическое тело вместе с душой и духом. И все эти составляющие у каждого человека уникальны. Таким образом, можно считать правильным описание человека с точки зрения С. Кьеркегора, что он является синтезом бесконечности и нескончаемости, свобод и неизбежности, возможностей и реальности, сущности и бытия.
Сущность человека
На самом деле трудно сделать выбор в пользу определения для человека. И многих интересует, какая роль ему отведена в жизни: стать частью природы, божественным созданием, представителем социума либо чем-то иным. У каждого исследователя данного вопроса всегда свои приоритеты.
Антропологии склонны говорить о том, что биологическая эволюция человеческого вида, если она была, завершилась. И ключевые характеристики нашего организма стабильны и будут оставаться такими долгое время. Но это не значит, что на ментальном уровне с нами не происходят никакие изменения. Люди меняются под воздействием исторических факторов. Представители разных эпох уникальны и неповторимы по своей сути.
И если нельзя составить общее определение сути, синтезирующей ключевые понятия и достижения философии, никого не удивляет кризис науки в человеческом вопросе.
Что значит быть человеком?
И так существует четыре основные концепции: люди являются животными, частью природы, представителями социума, уникальными существами:
Согласно концепции материализма человека рассматривают, как одного из приматов, то есть как животное. По сути, в таком виде у человека практически нет никакого потенциала развития. Он таким рождается от природы, живет всю свою жизнь и не имеет представления другого существования. Конечно, животное является разумным существом, однако возможности у него ограничены. Будучи ребенком, он учится говорить, ходить на двух ногах, использовать свои руки и ум с целью выживания. Такие люди представляют собой биологические организмы, удовлетворяющие потребности своей жизни. В таком случае можно говорить о физическом развитии людей с наличием минимальных навыков и знаний. И основными задачами для них являются: суметь приспособиться к среде обитания, выжить, дать жизнь своему потомству, научить своих детей таким же навыкам. Такие люди действуют под влиянием своих инстинктов, не имеют по сути свободного выбора.
Сторонники эзотерических учений относят человека к детям природы, считая важной обязанностью быть в гармонии с ней. Эта точка зрения схожа с концепцией материалистов. Сторонники эзотерики считают, что секретом Вселенной является то, что все в ней разные формы бытия, наполненные энергией. Однако существуют два вида – тонкая и грубая энергия. А человека они наделяют божественной сутью. И если он находит в себе божественное начало, то владеет огромным богатством этого мира. Но такой сутью с точки зрения эзотерики обладают все живые и неживые дети природы. Другими словами, нет разницы между людьми, камнями, рыбками и т.д. Главной целью для человека является гармония со всем материальным миром, природой.
Слияние с матушкой-природой означает избавление от всех помех на пути. Какие помехи могут быть у такого слияния? В виде препятствий выступают наше сознание, ум, желания, сила воли и т.п. Но о каком потенциале может идти речь в этом случае? Люди приравниваются к неживым предметам. Таким образом, человеку при таком подходе не присуща уникальность, особенность, а взаимоотношения с окружающими рассматриваются, как взаимодействие энергий.
Для этой концепции важно, чтобы человеку давалось воспитание в социальной среде. Только тогда он будет считаться настоящим представителем человечества. Таким образом, люди – существа социальные. Сутью такой точки зрения является видение в человеке зависимости от общества, в котором проходит его жизнь и реализация его способностей. Потому такому человеку не обойтись без социализации. Он должен развиваться, приспосабливаться к жизни в социальной среде. Здесь речь идет о человеке, который обязан получить соответствующие знания, опыт для установки связей в обществе в соответствии с его законами. Достижение успеха и принятие обществом, его уважение будут на самом деле главными для таких людей.
Современное общество устроено по принципу потребления, а успешность людей выражается через материальные ценности, ступеньки карьерной лестницы. Статус и социальные роли в обществе, которые являются внешними факторами становления личности, также не маловажны, как для мужчин, так и для женщин. Возникает вопрос, какие внутренние аспекты становления? Это реализация в этом обществе и проявление своей уникальности.
Эта концепция заключается в том, что по своей сути не существует одинаковых людей. Главное здесь определить отличительные черты. Это и будет их уникальностью. Таких точек зрения в отношении определения сути представителя человечества придерживаются философы, психологи-гуманисты, а также с ними согласны некоторые члены религиозных течений.
Религия считает отличительной чертой людей наличие духа, которого нет у животного, растительного мира и неживой природе. Духом в человеке является высшая грань его бытия. Это мощь, которая влечет каждого из нас от того, что можем видеть, к невидимому, от временного к вечности. Она характеризует нас, как людей, отличающихся от всех других видов. Гуманисты склоняются к определению нашей сути, как уникальных разумных живых существ, умеющих создавать, познавать новое и действовать, применяя творческие способности. Остальные виды этого не могут.
Какие обязательные качества для человека?
На самом деле мы должны обладать:
Кроме этого, не забываем о духовности, эстетическом вкусе, чувстве юмора. Животные точно не обладают такими качествами.
Еще людям свойственно умение познавать истину, делать добро и ценить все прекрасное. Мы способны мыслить, выбирать, выражать себя через творчество, а также проявлять чувства. Таким образом, можно утверждать, что каждый из нас самобытен и уникален. Однако свой потенциал раскрывает и использует не каждый. А было бы неплохо использовать все это, чтобы улучшить свою жизнь.
Суть жизни человека
Сутью, смыслом существования является все, что так важно и значимо для нас. Их может быть несколько, даже много.
Смысл способен укрепить нас, давать нам энергетический ресурс для достижения целей, успешной реализации себя в обществе. Поэтому чем их больше, тем на самом деле лучше для каждого из нас. Однако количество смыслов, по сути, не настолько важно, как их качество, то есть значение имеет их достоинство и само наличие.
Многие даже не задумываются о смысле своего бытия. К примеру, творческим личностям некогда этим мучиться. Они создают прекрасное для других людей, то, что важно и нужно окружающим. Детям это тоже не интересно. Они беззаботны, живут на всем готовом и не заморачиваются смыслом своей жизни. Обычно это волнует тех, кто не может реализовать себя, загнан в тупик обстоятельствами. Все это имеет угнетающий эффект и заставляет думать о бессмысленности своего существования.
Поиски сути бытия являются показателем культурного уровня. Понять не каждый способен сразу, что жизненный путь может и обязан вести нас по верному курсу, а мы обязаны существовать ради действительно важного и значимого. Это осознание к каждому из нас приходит со временем, тогда, когда мы готовы. Смысл также можно найти под влиянием окружения. Для женщины зачастую сутью может стать семья, любимый человек. А мужчины озабочены совершением чего-то серьезного и важного. Таким образом, смысл для каждого свой.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый из нас является существом, хранящим в секрете свое происхождение, которое имеет физическую оболочку, душу, дух. Кроме того, мы одарены умом, свободой воли. Умеем говорить, проявлять свои чувства, совершать добрые и плохие поступки. Также мы отличаемся от других видов тем, что нас мучит совесть и интересует духовность, познание и совершенствование себя.
Если вас заинтересовала данная тема, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум». Они помогут разобраться в таких непростых вопросах.
Настоящий герой или что значит быть человеком? Школьные сочинения
Духовные потребности
Каждому из нас необходимо чувствовать себя важным и значительным. Нам мало просто хорошей работы или большого количества денег, а хочется признания со стороны окружающих, прежде всего своих талантов и способностей. Что значит быть человеком духовным? Во многом это значит иметь возможность прощать, развиваться внешне и внутренне.
Безусловно, сюда же относится потребность делать добро, помогать нуждающимся. К числу духовных нужд относится желание изучать виды искусства и заниматься медитацией. Безусловно, молитва является мощной духовной составляющей. Пребывая в состоянии глубокого умиротворения, человек испытывает счастье. Медитация помогает восстановить душевные силы, обрести целостность внутри себя.
Людвиг Витгенштейн
«Границы моего языка означают границы моего мира. О чем нельзя говорить, о том нужно молчать. Мир – это все, что имеет место.»
Возможно, нет другого современного философа, столь загадочного, как Людвиг Витгенштейн. Его философию можно перевернуть, и вы все равно найдете ее авторитетной и неясной.
Его философия о человечестве может быть истолкована по-разному. Но суть все еще неотразима. Давайте усвоим то, что он думает, из его единственной книги «Трактат-логико-философский» (1921).
Для Витгенштейна это значит быть человеком, это наша способность мыслить сознательно. Мы активные, воплощенные ораторы. Прежде чем мы начнем общаться, нам сначала нужно с чем-то пообщаться. Мы должны создавать и различать истинные и ложные мысли об окружающем нас мире, чтобы иметь возможность думать о вещах – сочетаниях вещей.
Эти сознательные комбинации мыслей – это то, что Витгенштейн называет «состояниями дел».
«Мир – это совокупность фактов, а не вещей»
Быть человеком – значит думать – правда, ложь – это не имеет значения.
Что мы ценим в окружающих
Не секрет, что приветливые и доброжелательные люди больше располагают к себе, нежели хмурые и сердитые. Что значит быть хорошим человеком? Прежде всего, уметь радоваться. В широком смысле этого слова. Своим и чужим успехам, победам, свершениям, исполнениям мечты. Каждый из нас всегда подсознательно выбирает себе подходящую компанию для общения, но мало кто задумывается над тем, чтобы совершенствовать себя: избавляться от вредных привычек, менять характер, работать с имеющимися проблемами.
Если вы чем–то раздражены, постарайтесь сначала успокоиться, а уже потом приниматься за общение с людьми. В ином случае вы рискуете испортить отношения с близкими людьми и когда–нибудь полностью растерять друзей. Некоторые действительно не понимают, что значит быть человеком приветливым и улыбчивым, значит, этому необходимо учиться.
Мудрость Аристотеля
В работах Аристотеля, есть один интересный трактат под названием «Принцип золотой середины». Его основная суть достаточно прозаична: между двумя противоположными чертами характера есть «золотая середина», которая является добродетелью.
Каждый человек – это личность со своим темпераментом и чертами характера. Кто-то вспыльчив, кто-то неэмоционален. Кто-то готов пожертвовать всем ради человечества, а кто-то заботится только о себе. Кто-то настолько щедрый, что готов поделиться последней рубашкой, а кто-то скуп до крайности. Подобных двойственностей можно привести очень много, и если они встречаются в чистом виде, то это определенно плохо и недостойно человека. Тогда каким должен быть человек? Да, он должен быть отзывчивым, но в то же время знать себе цену. Не пренебрегать собой и своими стремлениями, но и не ущемлять достоинства окружающих. Человек – это значимая личность, вне зависимости от его социального статуса.
Стремление помочь тем, кто нуждается в помощи
Доброта, открытость, искренность всегда ценились. Случалось, что любящий человек делился последним куском хлеба с нищим или обездоленным. Заметьте, когда мы совершаем благое деяние, наша душа радуется. Вы можете почувствовать на себе, как тепло и приятно становится на сердце в данный момент. Конечно, чаще всего мы не придаем значения тому, что с нами происходит. А это настоящее чудо: хочется быть еще добрее, радовать близких людей приятными сюрпризами. Именно в такие высокие минуты самопознания мы и понимаем, что значит быть нужным человеком. Ведь если ты хоть кому–то помог в этой жизни, значит, уже прожил ее не зря.
Платон
«Ибо все добро и зло, будь то в теле или в человеческой природе, происходит… из души и перетекает оттуда, как из головы в глаза.»
Вы действительно не думали, что мы пропустим Платона в этом списке? В конце концов, есть его Теория человеческой природы.
Платон верил в души.
Он считал, что у людей есть и нематериальный разум (душа) и материальное тело. Что наши души существуют до рождения и после смерти. И он состоит из: причины, желания (физические позывы) и воли (эмоция, страсть, дух).
Для Платона душа является источником всего, что мы чувствуем – любви, муки, гнева, амбиций, страха. И большинство наших психических конфликтов как людей вызвано тем, что эти аспекты не находятся в гармонии.
«Человек – существо в поисках смысла.»
Платон также считал, что человеческая природа является социальной. По своей сути мы не самодостаточны. Нам нужны другие. Мы получаем удовлетворение от наших социальных взаимодействий. По правде говоря, мы получаем значение от наших отношений.
Умение прощать
Никогда не следует брать на себя роль Господа Бога и решать, кто достоин называться вашим ближайшим другом, а кого надо немедленно прогонять в три шеи. Время все расставит по своим местам. Жизнь мудрее нас, какими бы умными мы ни были. Она незаметно отводит от нас ненадежных людей и заменяет их новыми, тех, на которых можно положиться. Разумеется, в том случае, когда мы не препятствуем ее движению. Нужно всегда уметь радоваться тому, что имеешь на данный момент времени и уметь прощать тех, кто вовремя не отдал вам свои долги. Под последней фразой следует понимать не только денежный эквивалент, но и любое проявление добра, любви и нежности.
Никто другой не ответит вам, что значит быть человеком в полном смысле этого слова. Это необходимо понять самому, пройдя через некоторые трудности, испытания.
Альтернативный взгляд
Что значит быть человеком? Это фундаментальный вопрос нашего существования.
Этот вопрос имеет тенденцию возникать перед лицом моральной дилеммы или экзистенциального кризиса или при попытке найти себя.
Более того, обычно за ним следуют дополнительные вопросы:
Что отличает нас от других видов? Что побуждает нас делать то, что мы делаем? Что делает нас уникальными?
Ответы никогда не бывают простыми. Даже в этот век современности и интеллектуальной свободы мы не можем быть близки к каким-либо конкретным ответам. На протяжении веков мировые философы делали свою работу, чтобы найти их.
И все же ответы остаются такими же разнообразными и неубедительными, как и раньше.
Что действительно значит быть человеком?
Читайте дальше, чтобы узнать, как 7 из самых известных философов мира отвечают на этот вопрос.
Карл Маркс
«Если человек является общественным существом, то он может развиваться только в обществе.»
Карл Маркс известен тем, что написал «Коммунистический манифест» вместе с философом и социологом Фридрихом Энгельсом. Он был одним из ведущих сторонников коммунизма в Европе 19-го века.
Хотя он известен своим социализмом, он остается одним из самых выдающихся современных философских мыслителей. Помимо того, что он спровоцировал огромное количество социальных движений в течение своего времени, он сумел сформировать мировые взгляды на капитализм, политику, экономику, социологию и даже на философию.
Каковы его взгляды на человеческую природу?
«Вся история – не что иное, как непрерывное преобразование человеческой природы.»
Маркс полагал, что человеческая природа чрезвычайно сформирована нашей историей. Он считал, что то, как мы воспринимаем вещи – мораль, социальный строй, удовлетворение потребностей – исторически зависит во многом от нашего общества.
Конечно, его теория о человеческой природе также предполагает, что прогресс человечества сдерживается капитализмом, особенно в отношении труда. Пока мы объективируем наши идеи и удовлетворяем наши потребности, труд выражает нашу человеческую природу и также меняет ее.
Дэвид Юм
«Все, что относится к человеческому пониманию в этом глубоком невежестве и мраке, – это быть скептичным или, по крайней мере, осторожным; и не допускать никакой гипотезы, а тем более гипотезы, не подкрепленной никакой видимостью вероятности.»
Дэвид Юм был эмпириком. Он считал, что все человеческие идеи имеют корни в чувственных впечатлениях. То есть, даже если мы представляем существо, которого не существует, ваше воображение по-прежнему состоит из вещей, которые вы ощутили в реальном мире.
Почему это важно для человека?
По словам Юма, для того, чтобы упорядочить эти впечатления, мы используем разные психические процессы, которые являются фундаментальной частью человеческого бытия. Это сходства, смежности во времени или месте, и причины и следствия.
«Очевидно, что все науки более или менее связаны с человеческой природой… Даже математика, естественная философия и естественная религия в некоторой степени зависят от науки о человеке.»
Юм также считает, что существует наше собственное восприятие истины, каждого из нас, независимо от того, насколько мы отличаемся. Когда люди ищут истину, они приходят в моменты реализации. Маленькие моменты реализации приводят к ощущению счастья удовлетворения. Большие моменты реализации, с другой стороны, действительно делают нас людьми.
Для Юма, именно тогда, когда мы испытываем эти важные изменения сознания, мы можем, наконец, с уверенностью сказать, что значит быть человеком.
Людвиг Витгенштейн
«Границы моего языка означают границы моего мира. О чем нельзя говорить, о том нужно молчать. Мир – это все, что имеет место.»
Возможно, нет другого современного философа, столь загадочного, как Людвиг Витгенштейн. Его философию можно перевернуть, и вы все равно найдете ее авторитетной и неясной.
Его философия о человечестве может быть истолкована по-разному. Но суть все еще неотразима. Давайте усвоим то, что он думает, из его единственной книги «Трактат-логико-философский» (1921).
Для Витгенштейна это значит быть человеком, это наша способность мыслить сознательно. Мы активные, воплощенные ораторы. Прежде чем мы начнем общаться, нам сначала нужно с чем-то пообщаться. Мы должны создавать и различать истинные и ложные мысли об окружающем нас мире, чтобы иметь возможность думать о вещах – сочетаниях вещей.
Эти сознательные комбинации мыслей – это то, что Витгенштейн называет «состояниями дел».
«Мир – это совокупность фактов, а не вещей»
Быть человеком – значит думать – правда, ложь – это не имеет значения.
Фридрих Ницше
«Часовая стрелка жизни. Жизнь состоит из редких, изолированных моментов величайшего значения и из бесчисленного множества интервалов, в течение которых в лучшем случае вокруг нас витают силуэты этих моментов. Любовь, весна, каждая прекрасная мелодия, горы, луна, море… Для многих людей таких моментов нет совсем, и они сами являются интервалами и интермедиатами в симфонии реальной жизни.»
Фридрих Ницше – еще один революционный философ. Он наиболее известен своей книгой «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов».
Среди других философов, которые пишут неприятные и неясные идеологии, Ницше остроумен, красноречив и честен. И даже поэтичен. Он – философ, который тщательно исследует человеческую природу, предлагая конкретные советы о том, как с ней бороться.
Что он думает о человечестве и что это значит?
«Преимущества психологического наблюдения. Эта медитация на человеческое, слишком человеческое (или, как говорит научная фраза, «психологическое наблюдение») является одним из средств, с помощью которых человек может облегчить бремя жизни; что, используя это искусство, можно обеспечить присутствие духа в трудных ситуациях и развлечения в скучной обстановке; на самом деле, из самых тернистых и несчастливых этапов своей жизни можно извлечь максимум и почувствовать себя немного лучше».
Для Ницше наше осознание придает значение человечеству. Мы способны на то, что он называет психологическими наблюдениями, на способность видеть вещи с аналитической точки зрения. При этом мы, как люди, можем контролировать повествование о нашем существовании.
Платон
«Ибо все добро и зло, будь то в теле или в человеческой природе, происходит… из души и перетекает оттуда, как из головы в глаза.»
Вы действительно не думали, что мы пропустим Платона в этом списке? В конце концов, есть его Теория человеческой природы.
Платон верил в души.
Он считал, что у людей есть и нематериальный разум (душа) и материальное тело. Что наши души существуют до рождения и после смерти. И он состоит из: причины, желания (физические позывы) и воли (эмоция, страсть, дух).
Для Платона душа является источником всего, что мы чувствуем – любви, муки, гнева, амбиций, страха. И большинство наших психических конфликтов как людей вызвано тем, что эти аспекты не находятся в гармонии.
«Человек – существо в поисках смысла.»
Платон также считал, что человеческая природа является социальной. По своей сути мы не самодостаточны. Нам нужны другие. Мы получаем удовлетворение от наших социальных взаимодействий. По правде говоря, мы получаем значение от наших отношений.
Иммануил Кант
«Интуиция и концепции составляют… элементы всего нашего знания, так что ни концепции без соответствующей им интуиции, ни интуиция без концепций не могут дать знания.»
Иммануил Кант считается одним из самых влиятельных западных философов всех времен. Его идеологии были о религии, политике и вечном мире. Но самое главное, он был философом человеческой автономии.
Кант считал, что как люди, мы полны решимости и способны к знаниям и способности действовать в соответствии с ними, независимо от кого-либо, даже от религии или какого-либо божественного вмешательства.
По его словам, восприятие человеком знаний – это «сенсорные состояния, вызываемые физическими объектами и событиями вне ума, и деятельность разума по организации этих данных в понятиях…»
Следовательно, Кант считает, что мы взаимодействуем с миром, основываясь на нашем восприятии. Мы люди из-за нашего разума. Как и другие виды, мы делаем вещи, мы действуем. Но в отличие от них мы даем поводы для наших действий. И для Канта это, по сути, означает быть человеком.
«Все наше знание начинается с чувств, затем переходит к пониманию и заканчивается разумом. Нет ничего выше разума.»
«Мы не можем получить полное знание одновременно. Мы должны начать с веры; затем мы можем научиться доказывать сами.»
Как и Платон, Фома Аквинский был дуалистом, который верил, что у людей есть и тело, и душа.
Но в отличие от Канта, который верил, что наш интеллект придает нам смысл, Аквинский верил в обратное. Для него мы впитываем знания через наш смысл, а интеллект обрабатывает его позже, и более постепенно, через наш человеческий опыт.
Аквинский считал, что мы единственные существа, которые могут воспринимать и материю, и дух. Мы не просто существуем в этом мире – мы можем его интерпретировать, тщательно исследовать, извлекать из него смысл и принимать решения по этому поводу. Это наш интеллект, который превосходит нас от просто существования к действию со свободой, с безграничным воображением.
Что думаете вы? Вам не нужно быть философом, чтобы прийти к своим собственным выводам. Что для вас значит быть человеком? Это сострадание, сочувствие, логика, наше сознание?
В этом мире технологий, социальных сетей и передовых научных открытий важно продолжать задавать этот важный вопрос. Не позволяйте всему шуму отвлекать вас от размышлений – почему мы существуем? Что это вообще значит? Что мы можем привнести в это чудесное существование?
Уважение коллектива
Признание в своей сфере – неотъемлемый шаг в становлении гармонично развивающейся личности. Каждому, чтобы быть счастливым, нужно успешно самореализоваться в какой–либо области. Поэтому выбор профессионального пути – задача не из легких. Нужно очень четко представлять себе цели и стремиться к их достижению.
Люди хотят чувствовать, что то, чем они занимаются, необходимо другим. По сути, мы и находимся здесь затем, чтобы служить обществу посредством выполнения своей профессиональной задачи. Мы отдаем людям то, что можем дать, и получаем за это вознаграждение в виде денежных средств, уважения и благодарности. Причем получать признание со стороны коллектива не менее ценно, чем сами купюры. Вот что значит быть человеком.
Карл Маркс
«Если человек является общественным существом, то он может развиваться только в обществе.»
Карл Маркс известен тем, что написал «Коммунистический манифест» вместе с философом и социологом Фридрихом Энгельсом. Он был одним из ведущих сторонников коммунизма в Европе 19-го века.
Хотя он известен своим социализмом, он остается одним из самых выдающихся современных философских мыслителей. Помимо того, что он спровоцировал огромное количество социальных движений в течение своего времени, он сумел сформировать мировые взгляды на капитализм, политику, экономику, социологию и даже на философию.
Каковы его взгляды на человеческую природу?
«Вся история – не что иное, как непрерывное преобразование человеческой природы.»
Маркс полагал, что человеческая природа чрезвычайно сформирована нашей историей. Он считал, что то, как мы воспринимаем вещи – мораль, социальный строй, удовлетворение потребностей – исторически зависит во многом от нашего общества.
Конечно, его теория о человеческой природе также предполагает, что прогресс человечества сдерживается капитализмом, особенно в отношении труда. Пока мы объективируем наши идеи и удовлетворяем наши потребности, труд выражает нашу человеческую природу и также меняет ее.
Осознание своей индивидуальности
Позицию «Я – ценность» выбирает меньшинство людей, потому что не знают о ее удивительных свойствах. Что значит быть хорошим человеком? Нужно знать, в чем заключается твое предназначение, и честно его выполнять. Индивидуальность начинается со смелости задать себе вопрос: «Зачем я пришел в эту жизнь?» Когда ответ становится более–менее ясным, необходимо приложить максимум усилий, чтобы добиться значимых результатов. Что значит быть порядочным человеком? Это объясняется стремлением организовать жизнь так, чтобы во всем была четкая структура, порядок, ведущий к новым свершениям и победам.
Таким образом, вопрос, что значит быть воспитанным человеком, решается только благодаря осознанному пониманию, какими мы хотим быть и к чему стремимся. Все остальное не важно. Помните, что добрый человек везде ценен, ему всюду открыта дорога. Он пройдет сквозь все преграды и победит, завоюет любовь публики и окружающих людей. Открытость порождает ответное доверие.
Качества личности
По заданному вопросу школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь перечислением положительных черт характера. Причем настолько положительных, что они создают некий идеальный образ, которого никогда не существовало и не будет существовать. И если в 4-м классе ребенок, перечислив положительные черты характера человека, определенно владеет хорошей смекалкой, то в 11-м классе такого формата сочинения не получат столь лестных отзывов.
И не потому, что качества личности не важны для человека, а потому, что необходимо понимание некоторых аспектов.
Иммануил Кант
«Интуиция и концепции составляют… элементы всего нашего знания, так что ни концепции без соответствующей им интуиции, ни интуиция без концепций не могут дать знания.»
Иммануил Кант считается одним из самых влиятельных западных философов всех времен. Его идеологии были о религии, политике и вечном мире. Но самое главное, он был философом человеческой автономии.
Кант считал, что как люди, мы полны решимости и способны к знаниям и способности действовать в соответствии с ними, независимо от кого-либо, даже от религии или какого-либо божественного вмешательства.
По его словам, восприятие человеком знаний – это «сенсорные состояния, вызываемые физическими объектами и событиями вне ума, и деятельность разума по организации этих данных в понятиях…»
Следовательно, Кант считает, что мы взаимодействуем с миром, основываясь на нашем восприятии. Мы люди из-за нашего разума. Как и другие виды, мы делаем вещи, мы действуем. Но в отличие от них мы даем поводы для наших действий. И для Канта это, по сути, означает быть человеком.
«Все наше знание начинается с чувств, затем переходит к пониманию и заканчивается разумом. Нет ничего выше разума.»