Что значит человек дуалистичен

Дуальность: что это такое простыми словами

Что значит человек дуалистичен

В се мы помним детское стихотворение Маяковского о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Можно сказать, что это и есть яркий пример дуализма, то есть разделения целого на две разные, а чаще всего противоречащие друг другу части.

Каждая из этих религий зародилась в свой период. И если ведические знания пришли к нам в более благостные времена, то ислам появился в эпоху Кали-юги. То, что говорилось 5000 лет назад в «Бхагавад-гите», и то, что было передано 1500 лет назад в Коране, совершенно очевидно должно отличаться, потому что поменялись люди. То, что они были способы понять 5000 лет назад, они уже не способны были понять 1500 лет назад.

Итак, что же такое «дуальность человека» простыми словами? В повседневной жизни мы не воспринимаем события как единый поток, мы делим их на хорошие, плохие, приятные, неприятные, правильные, неправильные, выгодные, невыгодные, удобные, неудобные и так далее. И всё бы ничего, но дело в том, что данная дихотомия всегда субъективна. Примерно так же, как в вышеуказанном примере, то, что представитель одной религии считает грехом, в другой может считаться едва ли не богоугодным делом.

Понятие дуальности неразрывно связано с нашим умом. Именно он привык всё делить, причём чаще всего это происходит на автоматическом уровне. Тут речь даже не идёт о противостоянии каких-то концепций и верований. К примеру, мы с детства учимся тому, что боль — это плохо. Но если препарировать данное явление, то возникает вопрос: а что, собственно, плохого в боли? Разве могла природа заложить в нас то, что априори плохо, неправильно и причиняет вред? Увы, это всего лишь наше двойственное восприятие.

Что значит человек дуалистичен

Боль сигнализирует нам о том, что с нашим здоровьем что-то не в порядке, что мы ведём неправильный образ жизни. Боль даёт нам сигнал, куда нужно обратить внимание, пока ещё не поздно. Если бы человек, вывихнув ногу, не почувствовал боли, он бы так и продолжал идти, усугубляя своё положение. Есть такое редкое заболевание, когда человек не чувствует боли; как ни странно, эти люди глубоко несчастны, ведь они не знают, когда и где у организма возникают проблемы.

Но мы привыкли всё делить на чёрное и белое. Причём в категорию белого чаще всего попадает не позитивное и полезное, а, скорее, приятное, удобное, понятное и так далее. А жизненные уроки (та же болезнь) воспринимаются как нечто негативное. В этом и есть проблема дуального восприятия и дуального мышления.

Дуальное мышление

Дуальность. Сразу на ум приходит ассоциация со словом «дуэль», то есть «противостояние». Дуальное мышление — это всегда противостояние. Мы становимся в оппозицию к миру, к природе, к другим людям. В сущности, все войны происходят только по причине дуального мышления. Можно вспомнить историю про Гулливера, где лилипуты воевали за то, каким концом разбивать яйцо — тупым или острым. Все дружно посмеялись, так и не поняв, что это ведь сарказм в адрес всего нашего общества и люди часто воюют по ещё более мелочным поводам: они спорят о том, как одеваться, как разговаривать, какие книги читать и так далее.

Дуальное мышление — это западня, в которую нас ловит наш собственный ум. Попробуйте сейчас честно себе ответить, являются ли ваши убеждения собственно вашими убеждениями? Мы созданы своей средой, мы воспитаны родителями, школой, обществом. И дуальность мышления — это, пожалуй, самое главное, что предыдущее поколение передаёт своим потомкам.

Что значит человек дуалистичен

Нас учат делить мир на чёрное и белое в соответствии с субъективными представлениями о мироустройстве. А что в итоге? В итоге получается то, что у каждого своя дуальная система координат, где в категории «плюса» у одних — одни представления, а у других — другие. Но самое интересное далее: даже одно и то же явление у одного и того же человека может вызывать разную реакцию в зависимости от обстоятельств.

Если кондиционер включить летом, это будет блаженство, а если зимой — страдание. Так что же является причиной страдания — кондиционер или обстоятельства? А может быть, проблема ещё глубже, и причиной страданий является наше отношение к объекту?

Дуальность ума

Дуальность человека — это нормально. Такова природа нашего ума: с первых минут жизни мы начинаем разделять мир в соответствии со своими ощущениями. Принцип дуальности преследует нас повсюду. Например, Будда учил своих учеников тому, что страдание, в сущности, проистекает всего из двух желаний: желания получить приятное и желания избежать неприятного. Задумаемся, что лежит в основе этих двух желаний? Правильно: снова-таки дуальное восприятие.

Да, можно возразить, что, дескать, это не ум наш дуальный, это мир дуальный. Но дуальность бытия — это не более чем иллюзия. Вернее, в какой-то мере дуальность присутствует. Но если посмотреть глубоко в суть вещей, то всё едино. Как говорили наши предки, «сила ночи, сила дня — всё едино для меня». И речь тут идёт не о вседозволенности или нигилизме. Речь идёт о том, что всё имеет единую природу. И силу ночи, так же как и силу дня, можно использовать во благо.

К примеру, алкоголь. Можно ли сказать, что это абсолютное зло? В малых дозах алкоголь вырабатывается в нашем организме. Да, часто этот аргумент люди приводят как доказательство того, что можно пить алкоголь. Но это вовсе не свидетельствует в пользу употребления алкоголя. Если он вырабатывается в определённых количествах, значит, именно столько человеку нужно, и этот факт не говорит о том, что нужно добавлять алкоголь извне.

Что значит человек дуалистичен

Алкоголь — это нейтральная вещь, ни плохая, ни хорошая. Это просто химический регент. Просто C2H5OH. И когда он естественным образом вырабатывается в организме, он приносит пользу, а когда он зашкаливает в крови несущегося по трассе водителя, он становится убийцей. Но виноват в этом не алкоголь, а те условия, при которых он использован. Поэтому дуальность бытия возникает там, где появляется совершающий действие. То есть мир нейтрален до тех пор, пока мы не начинаем с ним взаимодействовать. И это всегда наш выбор, что мы делаем и с какой мотивацией.

Дуальность мира: что это такое

Воспринимать мир дуально — это начальный уровень развития, первый класс. Как сказано в стихотворном переводе «Бхагавад-гиты», «несчастье и счастье — земные тревоги — забудь, пребывай в равновесии — в йоге». Для этого и нужна йога, ведь один из переводов этого понятия — ‘гармония’.

Дуальность и дуализм тесно связаны. Дуальное восприятие породило целое философское мировоззрение — дуализм, то есть привычку всё делить на противоборствующие стороны. Так разделяются душа и тело, добро и зло, атеизм и вера, эгоизм и альтруизм и так далее.

Да, парадокс заключается в том, что двумя абзацами выше мы тоже прибегли к дуализму, противопоставив понятия «тело» и «душа». Иногда дуализм необходим для простоты понимания тех или иных вещей, но важно помнить, что любая дуальность является иллюзией. Душа воплощается в теле согласно своей карме, и она привязана к телу — можно ли сказать, что это две самостоятельные субстанции? Вовсе нет. Но чтобы разобраться в вопросе, иногда нужно «включить» дуальность. Важно не заигрываться в эту иллюзию.

Что значит человек дуалистичен

Атеист — такой же верующий, просто верующий в то, что Бога нет. И чаще всего верит он в свою идею ещё более безосновательно и нелогично, чем религиозные фанатики — в своих богов. Так где грань между атеизмом и верой? Где провести черту дуальности?

А эгоизм и альтруизм? Часто бывает, что одно проистекает из другого. Если человек не хочет жить в грязи, он идёт и убирает в подъезде. И, может, кто-то подумает, что он альтруист. И даже не узнает о том, что в этот момент человек думал только о себе. Так где грань между альтруизмом и эгоизмом? Эту грань строит только наш ум, порождая дуальность бытия, которой на самом деле нет. Дуальность — это иллюзия нашего ума. И дуальность присутствует во всём: как в разделении мира на чёрное и белое, так и в обособлении себя от этого мира.

Но стоит только посмотреть на клетки нашего тела, и мы поймём, что единство — в многообразии. Ткани и органы различаются между собой, но разве хотя бы одной из клеток придёт в голову, что она существует отдельно от всего организма? Впрочем, иногда такое бывает; это мы называем онкологией. И это болезнь, но никак не норма. Почему же своё дуалистичное восприятие, восприятие себя как отдельного от всего мира мы считаем нормой?

Песчинка в пустыне может сколько угодно думать, что она существует отдельно от пустыни. И можно себе представить, как смеётся над этим пустыня. Впрочем, может быть, песчаные бури — это и есть её смех? Или негодование? Быть может, и наш мир проявляет нам такие «песчаные бури» испытаний, чтобы мы наконец-то избавились от дуальности и перестали считать себя отдельной песчинкой?

Источник

Дуализм в философии: понятие и основные идеи, представители

Что значит человек дуалистичен

В философской науке выделяют два противоположных друг к другу течения — идеализм и материализм. Их принципиальные отличия заключаются в различном понимании первопричины мира (материалисты считают таковой материю, идеалисты — сознание). А потому в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающегося примирить два этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.

Что такое дуализм?

Дуализмом (от лат. «dualis», т.е. двойственность) — это философское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма стало учение Платона о двух мирах — мире реальном и мире идей.

Впоследствии сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:

Основоположником описываемого учения признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании двух разных субстанций — духовной и телесной.

Основополагающие идеи дуализма

В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма. К ним относят:

Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположностей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.

Главные направления

В дуализме выделяют три следующих направления:

В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.

Появление и развитие дуалистического учения

Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф, отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее известными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.

Таким образом, дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противоречиям и столкновениям между ними. В итоге столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.

Воззрения Платона и Аристотеля

Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идеями. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа.

Отличием взглядов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела. Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона.

Концепция Рене Декарта

Что значит человек дуалистичен

В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:

Разновидности дуализма

Основополагающими разновидностями дуализма являются:

1. Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.

2. Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:

3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружающей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).

4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.

Источник

Дуализм

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

Содержание

Дуализм в теологии

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм в восточной мистике

Что значит человек дуалистичен

Что значит человек дуалистичен

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».

Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.

Дуализм в философии

Что значит человек дуалистичен

Что значит человек дуалистичен

Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.

Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены. [2]

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей. Каково направление причинной связи? Обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна? Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов. Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются. [3]

Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма, основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы.

Дуализм отличают [4] от монизма и плюрализма.

Дуализм в физике

Является основой колебательных процессов.

Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).

Источник

4. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 4.1. Дуалистическое понимание человека

4.2. Парадоксы «бегства от тела» и «бегства от мира» и их смысл

Первый парадокс отчетливо обнаруживается в диалоге «Федон».

Смысл обоих парадоксов идентичен: бегство от тела и от мира значит одно: избавиться от телесного и мирского зла, уподобляясь Богу, «мере всех вещей», как сказано в «Законах», через добродетель и познание.

4.3. Очищение души как познание и диалектика как обращение

В этом смысле Платон должен быть признан первооткрывателем понятия » преображение», но не как христианского феномена, а исходного смысла этого понятия.

4.4. Бессмертие души

В предшествующих «Тимею» диалогах души представляются вне рождения и вне границ. Однако в «Тимее» они уже порождены Демиургом вместе с душой мира, состоящей из «сущности», «тождества» и «различия».

Откуда бы ни зашел Платон в эту проблему, вывод все тот же: существование и бессмертие души осмыслены лишь в том случае, если душа понята как сверхэмпирическое существо, обитающее в интеллигибельном пространстве, а потому не подлежащее порче и отрицанию со стороны человека. Открытие Платоном двух измерений человеческого бытия стало настолько необратимым, что при последующих попытках отрицать одно из этих измерений, оставляя физическую природу человека как единственную, игнорируя духовную, смысл этого единственного начала обретал решительно иное содержание, чем прежде.

4.5. Метемпсихоз и судьба души после смерти

Участь души после смерти тела изложена Платоном в виде разных мифов и образует весьма сложную картину. Здесь нелепо искать логической линеарности, уместной лишь в диалектическом дискурсе. Эсхатологические мифы имеют целью убедить уверовать, путем различных аллюзивных представлений, намеков на глубинную истину, недосягаемую чистым логосом, которому они хотя и не противоречат, но питают и поддерживают его.

Для понимания обсуждаемого вопроса необходимо прояснить платоновское понятие метемпсихоза [221]. Как мы уже знаем, это теория миграции души от одного тела к другому, т. е. перерождения душ в разных живых существах. Восприняв эту теорию от орфизма, Платон наполнил ее новым содержанием в двух аспектах.

Первый представлен в диалоге «Федон». Здесь говорится о том, что, если души вели образ жизни, исключительно связанный с телами, страстями, вожделениями и наслаждениями, со смертью они не смогут полностью отделиться от телесного, сраставшись с последним. Эти души бродяжничают некоторое время, страшась Аида, кружа вокруг могил, подобно фантомам, пока, захваченные желанием телесного, не соединятся снова с телами как человеческими, так и животными, в соответствии с низким моральным уровнем предшествующей жизни.

Аналогичные идеи мы находим и в «Федре» с некоторыми вариациями во временных циклах, из которых следует, что души циклически падают в тела, а затем воспаряют на небеса.

Мы также находим рядом с индивидуальным циклом реинкарнаций, связанным с личными событиями, некий «космический» тысячелетний цикл. Ему посвящены два мифа: об Эре, содержащийся в «Государстве», и миф о крылатой колеснице в диалоге «Федр».

Источник

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, исходящее в объяснении сущего из наличия 2 против. начал — материального и духовного. В наиболее развитой форме в философии Нового времени Д. представлен в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют 2 субстанции — материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа — мышление (понимаемое шире, чем принято сейчас). Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот; субстанции не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения. Для психологии наибольший интерес представляет постановка Декартом проблемы человека, в котором реально сосуществуют духовное и материальное начала. Эту проблему Декарт пытался решить, опираясь на гипотезу взаимодействия (см. Интеракционизм), в которой роль посредницы между телом и душой возлагалась на шишковидную железу мозга (эпифиз). В постановке этой проблемы обнаружилось противоречие (непоследовательность) дуалистической философии, а именно противоречие между принципом естественной причинности и наличием 2 субстанций, которые, в сущности, не могут находиться в каузальной зависимости друг от друга. Дальнейшее развитие Д., прежде всего в философии окказионализма (Н. Мальбранш, А. Гейлинкс, Г. Лейбниц и др.), показало, что решение психофизической проблемы возможно только при полном отказе от принципа причинности. Действующая, реальная причина оказалась вынесенной за пределы наличных субстанций, в высшую божественную субстанцию. Тем самым было показано, что обоснование принципов Д. требует введения единого основания, некоего начала бытия, каковым в окказионализме является субстанция Бога.

В психологии влияние дуалистической традиции было весьма существенным и проявлялось в долгой истории существования психофизической проблемы, проблемы психофизического взаимодействия, психофизиологической проблемы и т. п. В наиболее развитом виде дуалистические принципы представлены в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен). Учение, строящееся на противопоставлении независимо существующих души и тела, сознания и мозга, приводит либо к необходимости отказа от признания причинной зависимости, либо к редукции явлений сознания к рефлексу, к мозговым процессам. Логика необходимости введения единого основания, выявленная философией окказионализма, оказывается итогом любой формы Д.

Уже в философии Б. Спинозы картезианская постановка проблемы человека как «составленного» из тела и души была снята в утверждении существования человека в качестве мыслящего тела. Универсальная природа человека обнаруживается, по Спинозе, в способности мыслящего тела строить свое собственное движение по логике любого др. тела.

Смотреть что такое ДУАЛИЗМ в других словарях:

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis — двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

дуализм м. филос.dualism

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В бол. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ(лат. dualis — двойственный) — 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: дух. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

(лат. dualis двойственный) 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций (онтологический Д.: Декарт, Мальбранш и др.; именно в этом контексте Вольфом был введен термин *Д.*), объекта и субъекта (гносеологический Д.: Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д.: Спиноза, Лейбниц, окказионализм, В.Вундт, представители психофизиологического параллелизма), а также добра и зла (этический Д.), природного мира и свободы, факта и ценности (неокантианство), темных и светлых начал бытия (доконцептуальные мифологические и раннеконцептуальные космологические модели: орфизм, зороастризм, манихейство, гностицизм и др.). Семантические альтернативы в рамках историко-философской традиции монизм и плюрализм; 2) культурный феномен, выражающий фундаментальную интенцию европейской и в целом западной интерпретационной традиции, генетически восходящую к философии Платона, в чьей концепции присутствующие в любой ранней культуре элементы мифолого-космологического Д. обретают форму концептуальной доктрины и получают аксиологическое наполнение: мир идей как сфера совершенства Абсолюта, с одной стороны, и мир сотворенных подобий в их несовершенстве с другой. Соединяющая оба мира *лестница любви и красоты* (Платон) радикально разрушается в христианстве, задающем предельную остроту Д. дольнего и горнего миров, апплицировав ее практически на все сферы человеческого бытия через Д. греха и добродетели и парадигму двойственности значения (Д. сакрального и земного) любого феномена, обусловившую напряженный семиотизм европейской культуры (начиная с медиевальной). Д. понимается в западной традиции как параллелизм, принципиальная и фундаментальная несоизмеримость альтернативных начал (см. у Спинозы, например: *ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому*), в то время как применительно к восточным воззрениям термин *Д.* означает принципиально иную форму со-бытия, подразумевающую взаимодействие и взаимопроникновение (ср. *Д.* ян и инь в древнекитайской культуре и Д. мужского и женского начал в культуре Европы см. Секс). Типовая аналитическая ситуация раздвоения единого (выявление внутреннего противоречия в познаваемом объекте) протекает в западной культуре с очевидным вектором на онтологизацию противоречивости (см. статус диалектики в европейской культуре, логико-риторическую приоритетность диалога в сравнении с монологом в европейских философии, театральном искусстве и литературе), в отличие от восточных культур, мыслящих противоположности в рамках универсального синкретизма. В качестве культурного феномена Д. проявляется в ориентации европейского менталитета на усмотрение базовой противоречивости как отдельных феноменов, так и бытия в целом. Спецификой именно европейской культурной традиции является возможность зафиксировать в ее контексте дуальную альтернативу практически для любого культурного феномена (само оформление концептуального монизма в европейской культуре конституирует новую дуальную оппозицию монизм Д. в рамках историко-философской традиции), что создает мощный стимул для развития критицизма и вариабельности мышления, чуждого догматизму (см. двусторонний диспут как форму развития философского мышления, характерную в различных модификациях для многих сфер европейской культуры и в чистом своем виде реализовавшуюся в схоластике). Вместе с тем означенная тенденция находит свое проявление и в специфичном для Европы феномене *разорванного сознания*, аксиологический статус которого в контексте западной традиции оказывается весьма далеким от патологии (ср. с традиционными культурами и культурами Юго-Восточной Азии и Индии, где целостность сознания выступает не столько искомым состоянием, сколько нормой) и приближается к ценности (см. гегелевское *заштопанные чулки лучше разорванных, не так с сознанием*). Монистичность духовного мира индивида конституируется в западной традиции в качестве идеала, восхождение к которому мыслится в качестве ассимптотического процесса. В этом контексте жесткий Д. Декарта, задавший по-гейзенберговски остро принцип неопределенности для описания соотношения духовного (мыслящего) и телесного (вещественного) начал, может быть интерпретирован как одна из непревзойденных с точки зрения логической и моральной последовательности и интеллектуального мужества попыток смоделировать способ бытия в условиях разорванности сознания европейской культуры в целом. Европейская культура фундирована дуальными оппозициями, принципиально неизвестными иным культурным традициям (Д. любви земной и небесной как Д. плотского греха и духовного возрождения, например, см. Любовь). Отсюда напряженный поиск европейской культурой парадигмы гармонии и осмысление последней в качестве результата специальной процедуры гармонизации, т.е. вторичного по отношению к исходному состояния: гармония как скоба, соединяющая две разнородные детали конструкции в естественном древнегреческом языке; космизация как последовательное оформление и снятие дуальных пар противоположностей в античной философии; артикуляция предустановленной гармонии в качестве цели (см. Телеология); переосмысление идеи Апокалипсиса как перспективного завершения креационного процесса (обожение природы в моделях космизма); нравственная парадигма перфекционизма в протестантской этике; фундирование возможности и способов бытия в условиях дисгармоничного мира и разорванного сознания в модернизме и т.д. Фундаментальный Д. западной традиции связан с генетическим восхождением культуры христианской Европы к двум равно значимым духовным истокам: рациональному интеллектуализму античной и сакрально-мистическому иррационализму ближневосточной традиций, что позволяет говорить об амбивалентности ее глубинных мировоззренческих оснований (ср. с *женщиной с двумя пупками* у Н. Хоакина). смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

1) в метафизике способ объяснения многообразия сущего двумя разными, одинаково древними или извечными, не сводимыми друг ко другу или противоположными началами. Всецелая реальность предстает в дуализме не как сосуществование двух разных планов бытия, а как их неразрывная взаимосвязь. Примеры: две субстанции Декарта (материальная и духовная), инь и ян в древнекитайской мысли, материя и форма у Аристотеля. 2) Признание двух иерархически разных порядков бытия земного и небесного, видимого и невидимого, материального и духовного. Пример: учение Платона об идеях как об особом горнем мире, существующем независимо от земного. 3) В гносеологии дуализм связан с противопоставлением познающего субъекта познаваемому объекту (Дж.Локк, Д.Юм, И.Кант); этому возражали мыслители, настаивавшие, что истина открывается лишь в слиянии субъекта с объектом. 4) В психологии дуализм признает тело и душу разными, не сводимыми друг ко другу и необъяснимыми друг через друга сущностями. Дуалисты нередко противопоставляют душу и тело, чего христианская вера в столь резкой форме не делает. 5) В религиозной философии дуализм нашел себе место в томизме, христианском платонизме и картезианстве. Основная проблема дуализма как объяснить единство двух разных начал в вещах. Полной ясности нет, поэтому монисты и плюралисты остаются неустранимыми оппонентами дуализма. Один из ответов: единство созидается любовью, приобретающей в силу этого основополагающее космическое значение. Это принималось и в дохристианской мысли, и в эпоху Ренессанса. Но в падшем мире всякая самоутверждающаяся индивидуальность отвергает любовь и этим ставит под вопрос сохранение единства разных начал. 6) Признание любви космической силой, созидающей единство разного, ведет к постановке вопроса: кто и кого любит? Отсюда переход от метафизики безличных начал к персоналистическому миропониманию. Для последнего самой радикальной формой дуализма является дуализм Бога и человека. Человек, противопоставив себя Богу, пришел в состояние расколотости между собой и невидимым божественным порядком бытия, к расколотости в себе самом. Отсюда дуализм долга и желания, истины и лжи и др. 7) Внутренне дуалистичное состояние человека порождает дуалистическое понимание действительности. Г.Зиммель писал: *В глубине нашей души кроется, очевидно, некоторый дуализм, который, не позволяя нам воспринимать картину мира как неразрывное единство, постоянно разлагает ее на целый ряд противоположностей*. Метафизический дуализм порождается соответствующим состоянием духа человека. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis двойственный), филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал духа и материи, идеального и материального. Д. противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лить одного начала. Термин «Д.» был введён нем. философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных представителей дуалистич. взглядов был Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психофизическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно к-рому психич. и физиологич. процессы не зависят друг от друга. Для философии нового времени характерны формы гносеологич. Д., к-рый, в отличие от онтологического, исходит не из противопоставления субстанций, а из противоположения познающего субъекта познаваемому объекту. Так, сознание у Локка и Юма выступает как совокупность единичных восприятий, чувств. мыслей, не имеющих объединяющей субстанциальной основы. Иную разновидность гносеологич. Д. развивал Кант, к-рый рассматривал сознание как деятельность, упорядочивающую данные опыта по своим собственным, независимым от внеш. мира законам в соответствии с априорными (см. Апостериори и априори) формами чувств. созерцания и рассудка. Гносеология. Д. неизбежно связан с агностицизмом. Понятие Д. приложимо также к концепциям и учениям, утверждающим равноправность любых противвоположных начал или сфер: так, говорят о Д. добра и зла в манихействе; о Д. (характерном для кантианской традиции) мира природы и мира свободы. Отвергая все формы Д., диалектич. материализм утверждает материалистич. монизм, исходящий из того, что все явления в мире представляют собой различные виды и проявления ния движущейся материи. смотреть

ДУАЛИЗМ

(лат. dualis двойственный) 1. философская доктрина, различающая два абсолютно разных состояния природы: дух и материю (Платон). Мягкий вариант дуализма допускает некоторое, хотя метафизически ничтожное сходство этих разных субстанций; например, в любом материальном объекте заключена определённая информация, то есть нечто нематериальное, как бы духовное. В параллельном варианте дуализма сознание и материя (психическое и физиологическое) рассматриваются как два совершенно разных природных явления, развивающиеся, однако, параллельно (концепция психофизического параллелизма). В интерактивном варианте дуализма оба эти явления рассматриваются как взаимодействующие, влияющие друг на друга, и тем не менее имеющими фундаментальное различие (концепция психофизического взаимодействия). Вообще говоря, кажется несколько странной, схоластической дискуссия о понятиях, которые фактически до сих пор никак не определены, не сделал этого, между прочим, и сам Декарт, который инициировал эту достаточно бесплодную дискуссию. Любопытно, что материалисты, например, Плеханов Г.В. (1856-1918), определяют материю в категориях психологии: материя есть то, “что действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения”. Дефиниции сознания в терминах материализма, как известно, не существует (это замечание кажется уместным при решении вопроса о том, что именно является первичным и что вторичным, материя или сознание – для человека единственной и неоспоримой реальностью являются лишь феномены его внутреннего мира). смотреть

ДУАЛИЗМ

(dualism) — доктрина, в который фундаментальные формы вещей, *сущностей*, действительности и т.д. принадлежат к двум противоположным типам, без какой-либо возможности сведения одного к другому, например: (а) (Философия) различие между *материальным* и *духовным*; (б) (Социологии) различия между наследственностью и средой (см. Споры о природе и воспитании) или между индивидуальной волей и структурным определением социальных результатов. В философии противоположным дуализму вариантом является монизм, согласно которому все *вещи*, сущности и т.д. принадлежат к однотипной основе, будь то *материальной* по форме (см. Материализм) или *духовной*. Другой подход — реализм — доказывает, что есть только одна действительность, даже если она *стратифицирована*, то есть содержит фундаментальные типовые различия и при пересечении грани дуализма. В современной философии и социологии существует не столько прямой *дуализм*, сколько позиция в пользу признания полезности мышления с точки зрения дуальности форм — разума и материи, структуры и воли — имеющих диалектическое взаимодействие между двумя видами *вещи*, но без оправдания утверждения о наличии каких-либо окончательно непреодолимых видов, см. дуальность структуры. См. также Декарт; Структура и воля. смотреть

ДУАЛИЗМ

Любые из ряда философских положений, которые допускают два отдельных состояния природы или два набора фундаментальных принципов Вселенной. Как провозгласил Платон, различие существует между духом и материей. В современных дебатах проблема обычно сводится к разграничению сознания и материи. Сильная дуалистическая позиция может проявляться в понимании действия одной сферы, которое не вносит вообще никакого вклада в понимании другой; или более мягкая форма дуализма проявляется в том, что принимаются некоторые различия между, скажем, психическими и физическими явлениями, но без признания того, что они фундамен тально различаются метафизически. Классические формы дуализма – интерактивная, когда признается, что сознание и материя – отдельные, но взаимодействующие явления, и параллельная, когда сознание и материя рассматриваются как различные проявления сложного организма и принимается, что они «развиваются по отдельным, но параллельным путям». Декарт обычно упоминается как самый сильный сторонник интерактивного дуализма; ранние структуралисты, такие какТитчнер, были яростными защитниками параллельной позиции, которую они часто упоминали как психофизический дуализм. См. духа и материи проблема и монизм. смотреть

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis двойственный) сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов. Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: мир идей и мир действительности (Платон), Бог и дьявол (принцип добра и зла; см. также Манихейство), Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность (Декарт), неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность (т.е. чувственное познание) и рассудок, вера и знание, естественная необходимость и свобода, мир земной и мир потусторонний, царство природы и царство милосердия божьего и др. Различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, идеализм обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей: особенно сильно это стремление проявляется в гегелевской диалектике, которая снимает противоположность в синтезе. Такую же цель преследуют все формы монизма (см. также Плюрализм). В теории психосоматики (см. Глубинная психология) начинается, по-видимому, преодоление прадуализма: душа тело. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

(греч.), учение о двух самостоятельных началах, о двойственности. Философия Платона наряду с Д. тела и души (антропологический Д.) признавала и. смотреть

ДУАЛИЗМ

-а, м. 1.Философское учение, считающее первопричиной бытия два самостоятельных, отрицающих друг друга и борющихся друг с другом начала: материальное и. смотреть

ДУАЛИЗМ

(от лат.-двойственный): а) в узком смысле применяется для характеристики философских учений, считающих – в противоположность монизму и плюрализму – бытие и сознание, материальное и идеальное (духовное) двумя равноправными началами (субстанциями); б) в широком смысле служит для обозначения методологического подхода, утверждающего равноправность, равноценность любых противоположных моментов, сторон и т.п. как в реальной действительности, так и в процессе ее познания. Такой подход встречается, в частности, при интерпретации специфического качества микрообъектов, описываемых квантовой механикой и выражающихся в наличии у этих объектов противоположных – корпускулярных (прерывных) и волновых (непрерывных) свойств. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

1) Орфографическая запись слова: дуализм2) Ударение в слове: дуал`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): дуализм4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis — двойственный) — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний (за исключением корпускулярно-волнового дуализма микрообъектов), принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений. Дуализм иллюстрируют такие пары понятий: мир идей Платона и мир действительности, Бог и дьявол (принцип добра и зла), Бог и мир, дух и материя, душа и тело, неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность и разум, вера и знание и др. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

всякая теория, ссылающаяся на два принципа: дуализм души и тела, если говорить о человеческой природе, воли и разума, в том, что касается функций духа (Декарт). Наиболее частое противопоставление — это противопоставление человека и мира, духа и материи; любая гуманистическая доктрина в этом пункте будет дуалистической в том смысле, что она утверждает свободу человека и невозможность свести его к законам природы (абсолютный детерминизм, пантеизм), поглотить индивида социальными механизмами, например управленческим аппаратом (тоталитаризм). Противоп.: см. Монизм. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

I Понятие «дуализм» было создано в 1700 году первоначально для характеристики иранского учения о двух духах. Позднее обобщение мифологических исследований привело к унификации этого понятия в следующей трактовке: признание двух противоположных начал. Из

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

(от лат. dualis — двойственный) — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, волеустремлений и пр. Дуализм иллюстрирует следующие пары понятий: мир идей и мир действительности, Бог и дьявол (принцип добра и зла), вера и знание, естественная необходимость и свобода, неорганическая и органическая природа и др. смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ дуализма, мн. нет, м. (латин. dualismus) (книжн.). 1. Философское учение, признающее в основе мира два независимых начала (напр. материю и дух, добро и зло); противоп. монизм (филос.). 2. Политическое объединение двух равноправных стран в одно государство (полит.). Политическая система Австро-Венгрии была основана на дуализме.

ДУАЛИЗМ

(лат. – двойной) – философское учение о двух независимых друг от друга началах мира: материи и духе. Дуализм, в отличие от монизма, утверждающего единство мира, противопоставляет сознание материи, душевный процесс его нервному субстрату, идею вещи ей самой. Дуализм нередко наблюдается в бытовом сознании, особенно материалистически мыслящих людей. смотреть

ДУАЛИЗМ

м филос.Dualismus m тк. sg, неизм.Синонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

м., филос. dualism- интерактивный дуализм- параллельный дуализм- психофизический дуализм

ДУАЛИЗМ

Rzeczownik дуализм m Filozoficzny dualizm m

ДУАЛИЗМ

м, филос. ikicilikСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

м флс dualismo mСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

дуализмדוּאָלִיזם ז’* * *שניותСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

м. филос.dualisme mСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

филос. дуализм (дүниенің негізі бір-біріне бағынбайтын, тең праволы екі нәрседен рухтан және материядан басталады деп танып, материализм мен идеализмді үйлестіруге тырысатын ағым; диалектикалық материализм дуализмді теріс деп таниды). смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

М мн. нет fəls. dualizm (monizmin əksinə olaraq, maddə ilə şüuru, varlıqla təfəkkürü, təbiətlə ruhu bir-birindən asılı olmayan iki əsas hesab edən və materializmi idealizmlə uyğunlaşdırmağa çalışan idealist fəlsəfi cərəyan). смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

m.dualismСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

Ударение в слове: дуал`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: дуал`изм

ДУАЛИЗМ

м филос.二元论 èryuánlùnСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

м.dualism, duality- дуализм квантовой теории- дуализм света- корпускулярно-волновой дуализм

ДУАЛИЗМ

м. филос. dualisme m

ДУАЛИЗМ

м. филос. дуализм (дүйнөнүн негизи бири-бирине байланышпаган эки башталыштан дух менен материядан түзүлгөн деп материализм менен идеализмди элдештирүүгө куру аракет кылган философиялык агым). смотреть

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

дуали́змСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

(2 м)Синонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

дуализм м филос. Dualismus m тк. sg, неизм.Синонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

дуали́зм м.dualism, dualityСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

dualismСинонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

(от лат. двойственный) философское учение, в противоположность монизму, признающее два начала дух и материю, идеальное и материальное.

ДУАЛИЗМ

дуали’зм, дуали’змы, дуали’зма, дуали’змов, дуали’зму, дуали’змам, дуали’зм, дуали’змы, дуали’змом, дуали’змами, дуали’зме, дуали’змах

ДУАЛИЗМ

м. филос. dualismo Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: двойственность, дуалистичность, раздвоенность, учение

ДУАЛИЗМ

1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии — подход дуалистический.

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *