Что значит человек человеку бог
«Человек человеку бог» Фейербах.
Автор обращает внимание на то, что для каждого человека другой человек является чем-то подобным богу, учителю, наставнику, помощнику… Я согласен с автором, мы все друг другу боги, иногда отчасти, а иногда в целом.
Например, в процессе социализации, то есть в процессе накоплениям человеком социально значимых качеств человек вбирает в себя все то, что ему дают или он видит вокруг себя. На первом этапе — адаптации — человек подражает родителям, копирует их модель поведения. Здесь важную роль играют агенты социализации — люди и организации организующие данный процесс и следящие за его протеканием. Так на первом этапе агентами социализации, то есть «богами» будут родители, школа (учителя, одноклассники…). А на втором — индивидуализации — человек пытается выработать собственные убеждения, часто противоречащие общепринятым канонам. Здесь многие «боги», то есть агенты социализации уходят на второй план, а главенствующую позицию занимают личные убеждения.
В рассказе «Чистый понедельник» Бунина главный герой влюблен в девушку. Он ее боготворит, она является для него кумиром, она сформировала его таким, каким она стал к концу рассказа — чутким, внимательным, способным замечать детали… Таким образом, Бунин показывает, что главный герой социализировался под действием своего «бога» — главный героини. Именно поэтому «человек человеку бог».
Если обратиться к истории, то можно увидеть пример А. С. Пушкина. На Пушкина также влиял его «бог», то есть агент социализации — Байрон. Пушкин подражал ему, перенимал на себя роль романтика в литературе, также старался показать глубину переживаний человеческой души в своих стихотворениях. Таким образом, можно увидеть, что у Пушкина — великого русского поэта — тоже был образец, «бог», наставник, который помогал принимать решения в разные периоды своей жизни.
Таким образом, автор действительно прав, для каждого из нас важен определенный эталон, мерило и образец, которого образно можно считать богом.
alexalexxx
Алекс
В условиях мракобесия РПЦ, любой (мне кажется) интеллигентный человек (верующий он или нет) не может не быть настроен анти-церковно. Таков, увы, моральный императив в условиях российской реальности.
В 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и стал его последователем. Окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене.
Позднее писал об этом периоде: «Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения. Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель».
В 1828 защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» и получил должность приват-доцента Эрлангенского университета. Преподавал метафизику, логику и историю философии.
Тем не менее, он опубликовал в дальнейшем ряд значительных работ: «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833), «О Лейбнице» (1837), «О Пьере Бейле» (1838).
В течение четверти века жил вдали от немецких культурных и академических центров – в деревне Брукберг (Тюрингия), сотрудничал с философскими журналами – «Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства» и «Ежегодниками по вопросам научной критики», где публиковал яркие рецензии.
Наиболее яркие работы: «К критике философии Гегеля» (1839) и самая известная – « Сущность христианства » (Das Wesen des Christentums, 1841).
С позиций материалистической критики Фейербах оспаривал христианские воззрения и развивал новую « религию любви ».
Он писал: «Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других ».
Перу Фейербаха принадлежат: «Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов» (1934), «Основные положения философии будущего» (1845), «Теогония» (1857) и др.
К концу жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию.
Фейербах вспоминал: «Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией.
Умер Фейербах в Рахенберге близ Нюрнберга 13 сентября 1872.
Это мне сразу напомнило работу Энгельса «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ» и особенно вот этот отрывок, который произвёл на меня большое впечатление в юношестве:
Простая мысль, но многим трудно её понять. И я помню, как объяснял эту мысль однокашникам на примере группы муравьёв, которые тянут упавший с дерева лист в разные стороны. Каждый муравей думает, что лист будет двигаться по его желанию, а лист двигается в ту сторону, в которую его НИКТО не тянет. Именно поэтому роль личностей в истории ничтожна.
Извини Саша, что немножко не по теме, но вдруг вспомнились студенческие годы 🙂
Спасибо, С., это не может быть «неуместным», если мы думаем о шансах гражданского общества в России навязать стране свою логику. Перспективы могут быть понятны только в рамках того, какой исторической модели мы придерживаемся. 🙂 Кстати, Памфилова всё-таки подала в отставку, а президент (автор полицейского закона о фсб) её принял..
Что тут скажешь? Разумеется, объективный механизм исторических законов превосходит субъективные намерения социальных групп. Скажем, субъективно многие люди могут считать «возрождение веры» и «духовности» большим благом для страны и «тащат» свой «лист» в сторону православия. Но исторический вектор таков, что независимо от «благих намерений», «лист» движется в сторону тоталитарности, гниения и духовного болота. Люди грезят о «возрождении», толкая страну к вырождению..
Большой соблазн с этим согласиться, но я бы всё-таки остался «прогрессистом» 🙂 и сказал о том, что суммы социальных устремлений (если брать большое историческое время) всё-таки играют роль в истории. Методом проб и ошибок, путём «сложения сил» и революционных скачков, общество медленно эволюционирует в сторону гуманистической модели. И это не случайность, а суммарный результат желаний огромного числа людей.
Тут действуют цивилизационные законы, которые не сулят архаичному, вороватому и инфантильному российскому социуму ничего хорошего.
Одним словом, я всё же остаюсь «прогрессистом». 🙂 Хотя это не значит оптимистичного взгляда на российское историческое будущее. По-моему, у нас его просто нет..
Бог внутри нас
Расхожее утверждение эпохи «Нью Эйдж» – бог у каждого «в душе».
Это забавный способ сказать, что каждый из нас уникален, при этом слово «бог» звучит скорее как банальность. В то же время существует ясное учение классического христианства о понятии Христос-внутри-нас – основе православного образа жизни.
Нам не подобает представлять наши взаимоотношения с Богом как нечто внешнее, как между двумя людьми. Наш союз с Богом, получивший рождение в Таинстве святого Крещения, намного более глубокий.
«А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6: 17).
Бог не «помогает», вдохновляя нас или просто устраивая так, чтобы все было в порядке. Он скорее внутри нас содействует в союзе с нашими усилиями. Таинство аскетики (практики молитвы, пощения, самоотречения и т.д.) имеет смысл только в этом контексте. Те, кто смотрит на Православие извне, часто обвиняют нас в том, что мы стремимся делать «дела праведности», будто мы верим в то, что возможно заслужить благодать Божию через добрые дела. Это совершенно неверно. Благодать Божия – это Его дар, и ее нельзя заслужить.
Тем не менее православная жизнь похожа на жизнь Самого Христа.
«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5: 19) и «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14: 12).
«Дела», творимые христианином, творятся правильно только в союзе с Христом, так что это не дела отдельной личности, но дела нашей общей жизни со Христом и во Христе. Когда мы постимся, то это Христос постится в нас. Когда мы молимся, это Христос молится в нас. Когда мы даем милостыню, это Христос дает милостыню через нас.
И мы должны понять, что Христос-в-нас стремится поститься. Христос-в-нас стремится молиться. Христос-в-нас стремится подать милостыню. Церковные предписания – это не предписания как себя вести или инструкции по моральному совершенствованию. Скорее заповеди Христовы (как это проявляется в жизни Церкви) сами по себе изображение, икона Самого Христа.
«Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).
Отец Думитру Станилое пишет:
«Изначально Христос, так сказать, погребен в заповедях и в нас, в той мере, в какой мы исполняем их Его силой, которая в нас. Благодаря этому сотрудничеству мы приобретаем добродетели как живые качества; они отражают образ Господа, и Христос сияет еще ярче из-под этих завес» (Православная духовность).
Такой союз и есть самая суть православной веры и жизни. К сожалению, большая часть христиан следует «внешнему» типу взаимоотношений с Богом на пути спасения. При нем Бог видится чем-то внешним в нашей жизни, взаимоотношения с Ним подобны индивидуалистическим договорным отношениям, принятым в современной культуре. В таком случае взаимоотношения с Богом сведены к психологии и морали.
Сведение к психологии приводит к тому, что человека заботит «отношение» Бога к нему. Психология расплаты приводит к стремлению избежать Божьего гнева. Она сводится к морали в том смысле, что наше поведение – это не что иное, как наши личные попытки соответствовать внешнему набору правил и норм. Мы считаемся «хорошими» или «плохими» на основании нашего поведения, но безотносительно к тому, на чем это поведение основано. Апостол Павел говорит, что «все, что не по вере, есть грех». Только наша жизнь-в-союзе-со-Христом имеет природу истинного спасения, истинного человечества. Это и есть смысл выражения «спасен благодатью».
«Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2: 13).
«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4).
«Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1: 27).
Это вторая часть тайны (Христос в нас), чрезвычайно важная для нас. Это страдание Христа в нас.
Иисус принимает участие во всех наших страданиях. Он борется вместе с нами с искушениями и грехом
Отец Думитру пишет:
«Иисус принимает участие во всех наших страданиях, облегчая их. Он помогает в нашей борьбе с искушениями и грехом. Он борется вместе с нами в деле стяжания добродетелей. Он раскрывает нашу истинную природу из-под листьев греха. Святой Максим комментирует: до кончины мира Он всегда страдает с нами, тайно, по Своей благости, согласно (и пропорционально) страданию каждого».
Крест вмещает в себя страдания и грех человечества, и он распространяется на жизнь и опыт всех людей. Это суть слов Христа: «так как вы сделали это (или не сделали) одному из сих братьев Моих меньших, то сделали (или не сделали) Мне».
К ипостасному союзу с личностью Христа призвана каждая личность. Это есть perichoresis, или сонаследование, в ежедневном общении со Христом.
«Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26).
Этой фразе необходимо дать самое глубокое прочтение. Если кто-то из нас страдает, Христос страдает. Нет таких человеческих страданий, которым Христос был бы чужд.
И так шаг за шагом вхождение в эту общность и является основой христианской жизни. Это основная идея Крещения (погребение со Христом). Это основная идея Евхаристии («Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем»). Это основная идея для каждого поступка и каждой мысли.
Есть ли Бог на самом деле и кто он такой — концепции верующих и атеистов
У разных народов существуют различные понятия о том, кто такой Бог. Ему наделяются разнообразные свойства и сущности. Еще в древние времена люди старались найти слова, которые помогли бы точно выразить их мысли и суждения о Боге. 5 самых точных философских концепций о Боге Концепция №1 В переводе с русского слово “Бог” означает — одаряемый […]
Главная страница » БЛОГ » Есть ли Бог на самом деле и кто он такой — концепции верующих и атеистов
У разных народов существуют различные понятия о том, кто такой Бог. Ему наделяются разнообразные свойства и сущности. Еще в древние времена люди старались найти слова, которые помогли бы точно выразить их мысли и суждения о Боге.
5 самых точных философских концепций о Боге
В переводе с русского слово “Бог” означает — одаряемый или наделяющий. То же самое толкование имеет слово “Бог” на санскрите — bhaga. В славянских и индоевропейских языковых группах этот слово имеет и другие концепции толкования — богатство. В этой концепции представление о “Высшей Сущности” выражено состоянием блаженства и всесовершества, которое изливается на весь мир — людей и все живое.
Бог не дает материальных благ. Но он одаряет нас внутренним богатством и полнотой, когда мы становимся ближе к нему.
Согласно греческой философии слово “Бог” происходит от глагола theein, что в переводе на русский означает “бежать”. Древние греки почитали только 5 Богов, которые олицетворяли Солнце, Луну, Землю, Небо и Звезды. Люди видели, как все перечисленные материи движутся и совершают кругообороты. Некоторые греческие народы (которые в современном обществе считают варварскими) до сих пор придерживаются этой концепции.
Древние видели в природе ее круговращении целенаправленный бег, указывающий на существование Высших сил. Ее не могли отождествлять с единым Божеством, но ассоциировали со множеством божественных сил.
У германских народов происхождение слово Бог идет от глагола Gott — падать ниц. Согласно этой концепции этот глагол описывает то, что происходит с человеком, который осознал свою греховность после встречи с Богом или по мере просветления при жизни.
Единственное, что может сделать человек, осознавший свои ошибки — пасть ниц перед тем, кто дал ему осознание на жизненном пути.
Философская концепция «Бог творит бесконечно долго, гораздо больше человеческой жизни, человек этого не может понять. Человеку трудно выйти за пределы сотен лет, чтобы размышлять категориями столетий и тысячелетий.»
В эзотерической концепции Бог есть многомерное существо. Как тень не может понять трёхмерность, так и трёхмерный человек не может понять многомерного Бога. С точки зрения эзотерической концепции Мы и есть Бог, проявление Его божественной мысли, и сами из себя представляем мысль. Находимся по сути у Бога в голове (у себя в голове). Изучает этот Бог себя самого с помощью нас.
Согласно эзотерической концепции Бог заставил людей забыть о том, кто они есть (что они и есть Божественная проявление), а сам развлекается таким образом (играет в жизнь), потому что Ему скучно. Он хочет смеха, Божеству нравится когда смешно. Энергия Бога это безмятежный смех, радость, счастье. Человек стремится воссоединиться с божеством посредством большой Вселенской радости.
Жизнь произошла посредствам Большого Божественного оргазма, и если Бог создал на по подобию своему, то этот момент интересен. Чтобы понять Божественное, необходимо уметь чувствовать, тонко ощущать этот мир. Каждый человек имеет свой набор инструментов на этой планете, чтобы познать Бога. Но для каждого методы и инструменты на пути к познанию будут отличаться.
Все философские концепции представления Бога являются не совсем точными, особенно религиозные. Однако содержат общее зерно истины, например как тот факт, что смысл жизни человека — вознестись душой, трансформироваться из одного состояния в другое, перейти в другую форму бытия.
Названия Бога в Разных религиях
На самом деле для всех Бог един. Это вытекает из простой и достоверной теории, о том, что он Всемогущ и Вездесущ. Если божественных сущностей было бы несколько, то каждый из них ограничивал бы власть и пространство другого. Эта теория доказала ложность языческих суждений — когда люди молились нескольким божествам и приносили им жертвы. Язычники поклонялись греховным божествам — бесам, которые в свою очередь оказывали на них сильное влияние. Так считает официальная религия.
Священники считают, что языческие и многобожие религии — это прямой путь в ад. Потому что верующие и поклоняющиеся разным божествам контактируют с нечистыми силами.
Общепризнанных мировых религий всего 3 — это христианство, буддизм и ислам. Есть множество других религий, которые не будут рассмотрены, поскольку они относятся к узконаправленным.
В христианстве Бог — Иисус Христос, в Исламе — Аллах (или творец мира). В буддизме Бога нет: религия основана на том, что человек открывает божественную сущность внутри себя. С точки зрения христианства и ислама подобные религиозные действия являются греховными. Достаточно вспомнить простой пример из Библии: “Адам и Ева были изгнаны из рая за того, что хотели вкусить тайные знания и стать на одну ступень с Богом”.
Религии появились не потому, что у разных народностей разные Боги. Это произошло вследствие различий в традициях, климатических условий и культурного образования населения. Даже христианские каноны и нормы с течением времени претерпевают изменения.
Есть ли Бог на самом деле — 7 теорий подтверждающие его существование
В Псалме написано, что только глупец может отрицать отсутствие Бога в своем сердце. Однако в реальной жизни атеисты оказываются весьма умными людьми, как, например, выдающийся биолог Ричард Докинза.
Многие люди, которые с гордостью называют себя антагонистами призывают верующих и атеистов доказать состоятельность своих суждений, истинность убеждений.
Люди, которые веруют в Единого Отца Вседержителя, не нуждаются в доказательствах. Однако это не означает, что вера в Божественные силы иррациональна и противоречит разуму. Например, в Христианской религии существует мнение, что вера может быть достигнута с помощью логических размышлений.
Рино Камиллери в своей книге писал: “Мнение о том, что Бог сотворил людей, чтобы играть с ними в прятки, является ошибочным. Он дает достаточно посылов и сигналов, но не дает окончательной уверенности в полученных знаниях.”
Самые яркие доказательства, того существует или нет Бог будут рассмотрены ниже:
Атеисты приводят ряд доводов, почему Бог не существуют. В своих обоснованиях они основываются на следующие аргументы:
Все аргументы атеистов о Боге подвергаются обсуждениям и критике не только со стороны священнослужителей. но и писателей, философов. Кто создал Бога?
Кто создал Бога?
Если коротко отвечать на вопрос, кто создал Бога, то можно сказать — никто. Его никто не сотворял. Необходимо постараться понять разницу между обусловленным бытием и абсолютным.
Простой пример. Существование человека обусловлено бытие: браком родителей, пищей, воздухом и множеством других причин. Все что мы видим вокруг себя — это обусловленное бытие. Все эти предметы, даже Солнце и галактика — не вечны. Они созданы какими-либо другими причинами извне, например, движением материй.
Все наши вопросы по поводу того: кто это такой, есть ли он на самом деле, и кто его создал не имеют смысла. Ведь наш разум способен понять только то, что относится к обусловленному бытию и не способен осознать абсолютное.
О главном признаке человека Божьего
Вера человека проверяется особенно в трудных жизненных ситуациях. В трудные моменты христианину нужно более ревностно обращаться к Богу, Божией Матери и святым. Об этой благодатной помощи и человеке, как вместилище благодати рассказывает Блаженнейший Владыка Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины. Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью Предстоятеля Церковной Православной газете.
— Ваше Блаженство, как Вы считаете: почему многие люди не желают обращаться к Богу? Разве они не понимают, что Господь всегда помогает?
— Проблема в том, что люди боятся ограничений, к которым призывает христианство: мол, в Церкви много запретов. На самом же деле это не так. Апостол Павел говорит: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6: 12). Все должно быть в меру и с рассуждением. Многие святые на собственном примере показывают, насколько мало человеку необходимо для жизни. Этого не понимают те, кто живет без Бога. Им кажется, что счастливыми нас делают сокровища. Но, к сожалению, зачастую все происходит иначе: чем усерднее человек трудится над собиранием земных благ, тем больше приходит в отчаяние.
— Почему так получается?
— Прежде всего потому, что материальные блага не приносят духовной радости. Можно собрать все сокровища земли и быть самым несчастным. Это, кстати, одна из причин, почему человечество пребывает в страхе. Оно особенно обеспокоено тем, что количество населения растет, а природные ресурсы уменьшаются. Многие забывают, что Господь пятью хлебами накормил пять тысяч человек. Тот, кто живет с Богом, не будет чрезмерно волноваться и подсчитывать природные ресурсы. Если чего-то не хватает, то Господь приумножает и дает всего в достатке.
— Когда Господь накормил пять тысяч человек, они хотели провозгласить Его царем. Почему же Он отказался от царской славы?
— Господь наш Иисус Христос пришел не ради славы. Он родился в бедной пещере, показывая этим призрачность земных благ и Свое великое смирение. Пришествие в мир Спасителя было необходимо для нашего спасения. По замыслу Творца люди должны были своей благочестивой жизнью подняться от земли к небу. Но они начали впадать в грехи. И тогда Бог Сам нисходит к людям. Господь приходит на землю не для того, чтобы быть земным, политическим царем, как того хотели те, кого Он насытил пятью хлебами и двумя рыбами (см.: Мф. 14: 13–21; Мк. 6: 31–44; Лк. 9: 10–17; Ин. 6: 5–15). Спаситель пришел в мир для того, чтобы дать человеку гораздо больше – освободить его от рабства греха, диавола и вечной смерти. Он пришел в мир для того, чтобы помочь людям обрести внутреннюю свободу и власть быть чадами Божиими (Ин. 1: 12).
Приняв на себя нашу греховную природу, Спаситель Своим крестным страданием и воскресением вернул человеку утерянное Божественное сыновство, и мы от всего сердца и души смиренно благодарим Господа за такую безграничную любовь. В этом и состоит цель жизни каждого человека — увидеть Бога, Его любовь, и почувствовать Его присутствие в своей жизни.
— Как же достигнуть такой высокой цели?
— Надо проявлять внимательность к себе, жить по заповедям Божиим. Тогда почувствуешь Божие присутствие не только рядом с собой, но и во всей Вселенной. Все, что живет на земле, в море и в небе, живится Божией силой. Если человек это осознает, то ему не нужно забираться на небо, чтобы увидеть Господа. Достаточно лишь оглянуться вокруг и заглянуть вглубь себя. Разумеется, речь идет о глазах не телесных, а духовных. Каждый из нас — сосуд благодати Божией. Прикоснись к человеку, и ты прикоснешься к благодати Божией.
В окружающем мире и в ближних мы видим проявление Божественной благодати. Посмотрите на гармонию, которая есть в человеке! Нужно быть очень грубым, неразумным, чтобы не осознать, что такое совершенное творение может создать только Тот, Кто выше его. И, вглядываясь в то, что имеем в себе, что нас окружает, — мы убеждаемся — Бог есть любовь, Бог есть жизнь, которая наполняет все Свои творения, весь мир.
Признак человека Божия
— Когда верующий человек попадает в трудные обстоятельства, ему иногда кажется, что Бог его оставляет…
— Господь никогда не покидает человека. Каждый из нас, как я уже сказал, является сосудом благодати Божией. Другое дело, что мы недостойно ее носим. Если у кого-то отобрать Божию благодать, то он не сможет жить. Мы должны благодарить Бога за Его благодать, которую Он нам дает, и за все Его благодеяния, быть честными перед Ним и оказывать милосердие друг другу. Как сказано в Евангелии, на Страшном Суде каждый будет отвечать за свои дела. Тот, кто творил милосердие во имя Христа, унаследует вечное Царство, а тот, кто избегал этого, — разделит участь падших ангелов (см.: Мф. 25: 31–46).
— А как же духовные труды поста и молитвы?
— На Страшном Суде Господь не будет спрашивать: ты постился, молился, делал поклоны? Все эти действия направлены на воспитание в себе смирения, милосердия и любви. Тот, кто любит ближнего, уподобляется Богу. Любовь имеется в виду не обычная (какую имеет отец к сыну или жених — к невесте), а жертвенная, духовная. Будучи нелицеприятной, она направлена на каждого, кто нуждается в нашей помощи. Быть может, нам кто-то не нравится своим внешним видом, характером, привычками. Но если мы можем ему помочь, то мы должны это сделать. Такую любовь Бог проявляет ко всем. Он заповедал, чтобы мы любили друг друга. Это и есть тот признак, по которому определяется — человек Божий или не Божий.
— Посоветуйте, как стяжать такую любовь?
— В первую очередь, необходимо проделать определенную работу над собой. Нужно заставлять себя ненавидеть грех и уклоняться от него. Это тот спасительный путь, на котором мы будем всегда обогащать себя Божественной любовью и который приведет нас к вечной жизни во Христе Иисусе. Если есть настоящая любовь, то нет ни раздражения, ни злобы, ни ненависти — всего того негатива, которого никто не хочет иметь. К сожалению, многие люди, поддаваясь греховным побуждениям, получают даже некое кратковременное удовольствие от того, что им вредит. Мы не любим последствий греха, но сам грех иногда любим.
— Чем же вызвано стремление человека ко греху?
— Прежде всего, нежеланием осуществлять контоль над собой и вести духовную брань. Чтобы освободиться от греха, нужно через покаяние пригвоздить его ко кресту. К этому призывает нас апостол Павел: но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5: 24). Освободившись от греха, мы становимся рабами Богу. И тогда плодом земной, временной жизни является святость, а наградой — жизнь вечная. Но, к сожалению, люди не хотят углубляться в учение Церкви, считая его не столь важным. В итоге, не имея правильного понимания о Боге, люди не могут правильно выстроить свою жизнь на земле. Чтобы вместить в себя дары Святого Духа, которые Господь ниспосылает каждому, нужно быть способными принять их.
Очищение малыми подвигами
— Вы говорите, что все мы являемся сосудами благодати Божией. А как это понимать?
— Божественная благодать присутствует в каждом. Только у одних — меньше, у других — больше. Все зависит от того, насколько усердно человек потрудился над очищением своей души. У святых Угодников души были полностью освобождены от духовного сорняка – страстей. Поэтому они наполнялись Божественным светом. Изучая их жития, мы удивляемся таким подвигам. В связи с этим каждый должен задать себе вопрос: а я в каком состоянии нахожусь? Наверное, мы видим, что очень далеко отстоим от евангельской чистоты и святости.
— Значит, быть святыми могут только немногие?
— Каждый человек имеет шанс стать святым. Для очищения своей души от страстей важно делать что-то небольшое, но постоянно. По этому поводу вспоминается пример из жизни молодого человека: получив задание отца выполоть поле от сорняков, он ужаснулся масштабам предстоящей работы и, впав в уныние, не решился даже начать свой труд. Вместо того чтобы трудиться, юноша приходил каждый день на поле и ложился спать. Увидев это, отец сказал: «Сын мой! Если бы ты каждый день полол ту площадь, которую занимаешь, когда лежишь на земле, то я уже увидел бы определенный участок земли выполотым. Встань и делай понемногу каждый день». Тот послушался и через некоторое время прополол все поле.
Отсюда вывод: уныние не позволяет нам совершить труд по исправлению самих себя. Иногда мы думаем так: чтобы очиститься, нужно совершить какой-то один великий подвиг. К примеру, 40 дней ничего не есть, сделать несколько тысяч поклонов, прочитать несколько сотен молитв. Взяв на себя огромную нагрузку, мы вскоре впадаем в такое расслабленное состояние, что уже не делаем ничего. Поэтому важно помнить: очищение души совершается малыми подвигами, никем не замеченными, часто никому не известными. В первую очередь — это внутренняя борьба с собой.
Мера святости
— Какие подвиги совершать людям семейным, которые стремятся к духовному совершенствованию?
— Каждому человеку, независимо от условий его жизни, необходимо трудиться над очищением своей души постоянно, совершая усилия над собою. Например, если возникает желание осудить человека, то нужно проявить терпение и любовь. В семье это очень просто осуществить. Когда муж приходит после работы, жена не должна встречать его укорами: дескать, я и готовлю, и детей воспитываю, а ты зарабатываешь мало и только телевизор смотришь. В таких случаях лучше сказать: «Мой дорогой, ты, наверное, устал. Отдохни немножко. А я приготовлю покушать».
Если же муж хочет очистить свою душу, то пусть не критикует жену: дескать, недосолила еду, не сделала уборку и на меня смотришь косо. Вместо укоров лучше простить и поблагодарить. Именно такие маленькие подвиги нужно совершать ежедневно. Так потихоньку очищается наша душа от злобы, гнева и прочих «сорняков», которые в нас прорастают.
— Но здесь возникает еще одна проблема: когда мы проявляем заботу о своих родных, то часто не хватает времени для длительных молитв…
— Не надо надеяться на то, что мы сразу начнем молиться, как святые Угодники. Порой мы ждем, когда появится время, чтобы молиться, как святитель Василий Великий: он вставал на молитву, когда солнце светило в затылок, а заканчивал, когда оно уже светило в лицо. Если мы будем ставить такие сверхзадачи, то так ничего и не достигнем.
— Как же нам быть?
— Для начала возьмите молитвослов и станьте на молитву хотя бы на две-три минуты. Нет времени? Тогда прочитайте три-четыре стиха из Евангелия и столько же — из Псалтири. Это не займет много времени. Но если начнете понемногу питаться словом Божиим, то оно будет смирять вашу душу, просвещать и очищать ее. Пусть мы не достигнем меры преподобных Отцов, но зато каждый из нас достигнет необходимой меры святости: ее будет достаточно, чтобы иметь твердую надежду на спасение в жизни вечной, которую Господь уготовал всем любящим Его.