Что значит человек биосоциальное существо 8 класс
Обществознание. 8 класс. Человек и общество. Человек – биосоциальное существо.
Человек и общество.
Человек – биосоциальное существо.
Человек – биосоциальное существо, так как он является частью природы (биологическое в человеке) и в то же время – частью общества (социальное в человеке).
Биологическая природы человека:
Социальная природы человека:
Запомните!
Биологические признаки человека – прирождённые, а социальные – приобретённые.
Социальную сущность человека характеризует понятие «личность».
Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств, позволяющих ему жить, трудиться в обществе, учиться, общаться с другими людьми, иметь духовные интересы, заниматься творчеством.
Социальные и биологические качества человека делают его индивидуальностью.
Индивидуальность – это неповторимость каждой личности, его оригинальность, уникальность.
Социальные качества человека:
Социальные качества формируются только в обществе, при общении с другими людьми – в процессе социализации.
Социализация – это процесс формирования личности, это усвоение культурного богатства общества, норм и правил поведения, это формирование умения жить в обществе.
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Общее понятие
Концепция взаимных связей между отдельными особями в популяции носит наименование социальной структуры. Человек представляет собой редкий феномен природных организмов. Он отличается общественной манерой поведения, желанием к созиданию и творчеству. С помощью речи люди передают информацию, умения, навыки. Память хранит и накапливает знания из прошлого, разум приумножает их, соответственно опыту.
Индивид принадлежит к категории homo sapiens, представляет собой природный организм, особь. Идея личности выражает сочетание социальных особенностей, которые появляются у индивидуума в течение жизни и проявляются в поведении и действиях. Определение характеризует субъекта, с общественной точки зрения. Не все люди становятся личностью. Жизнь индивида в родовом строе подчинялась стремлениям первобытного коллектива, поэтому обособленность мышления не проявлялась.
Не относятся к личностям люди с отклонениями в психике и человеческие дети. Ребенок имеет некоторый комплект биологических характеристик и качеств, но до определенного времени у него нет признаков общественного порядка. Из-за этого его действия не ограничиваются социальной ответственностью.
Формирование человека
Личность складывается в условиях социализации, при этом индивид усваивает опыт, накопленный предыдущими поколениями. Субъект приобщается к установившейся структуре общественных отношений и связей. Личность является биосоциальной сущностью человека, заключает в себе сложную бинарную основу, представляет комплексное слияние разумного существа и организма природы. Люди одновременно удовлетворяют духовные и материальные потребности.
Метафизические нужды зависят от особенностей формирования внутреннего мира людей в обществе, где проживает индивидуум, и их коммуникации. Личность передает сознательные образы и мысли другим членам социума посредством речи и языка. Другой формой изложения служит живопись, музыка, иные образные формы.
Формирование Субъекта представляет сложную координационную систему получения обособленных личностных характеристик в некоторых условиях. Становление личности на определенном этапе являет собой придание законченной формы и демонстрирует приобретенный качественный параметр.
Точка совершенствования показывает готовность индивида к деятельности определенного рода:
Пример. Подросток сформировал личностные характеристики в процессе теории и имеет представление об исполнительности, ответственности. Но эти понятия не консолидировались в поведении юноши, парень не воспроизводит их в общественных отношениях. Другим уровнем готовности является случай, когда качества закрепляются не только в сознании, но и работают при контактах в социуме.
Социализация отношений
Обобществление состоит в общении, образовании и воспитании посредством программы социальной ревизии, использования средств информации. Становление происходит в детских учреждениях, семье, в школе преподается обществознание биосоциальной сущности человека. Люди являются природными сущностями и живут по законам естества, но адаптационное развитие они получают только в окружающем социуме.
Институты проводят исследования на тему выявления особенности биологической составляющей человека и влияния этого критерия на становление личности.
Для развития индивида в обществе имеют значение:
Социализация начинается с рождения ребенка и продолжается всю жизнь. Индивид проходит собственную дорогу и наследственность в этом не имеет значения. Субъект не рождается личностью, а становится ею в процессе жизнедеятельности. Период обобществления считается законченным, когда особь достигает определенного уровня психического и социального становления.
Критерием социализации является разумное управление собственным поведением и возможность отчитываться по итогам своей деятельности. Личность проявляется в случае, когда индивид определяется как субъект действия и при этом у него развивается самосознание разной интенсивности.
Индивидуализация личности
Субъект имеет собственные признаки, которые в плане биологического проявления отличают его от других членов общества. Кратко говоря, в мире нет людей с одинаковыми характеристиками.
К отличительным признакам относятся:
Научное понятие индивидуума означает, что человек существует как обособленная сущность в мире других людей. Нестандартность определяет характеристики человека в качестве одного из многих, но берет во внимание его личные качества. Определение учитывает внешний вид, способ общения и поведения, характер и другие признаки индивида.
Человек в обществе воспринимается, благодаря социально значимым характеристикам, которые в комплексе с обособленными качествами показывают личность. Персона обладает разумом, способностью оценивать действия, себя и других, самосознанием. Каждая веха развития общества предъявляет определенные требования к человеческой личности.
Индивидуальность проявляется в отличии внешних физиологических качеств и систематики сочетаний психологических, нравственных и социальных характеристик общения и поведения. Феномен индивидуальности применяется для показа неповторимости и оригинальности человека. Но в каждом субъекте встречаются общие показатели, которые присутствуют у всех людей, но выражаются и сочетаются в разной степени.
Коммуникационные критерии
Люди приспосабливаются к природе в результате морфологических перемен, переделки окружающего пространства, изготовления и использования орудий труда и войны, одежды, строительства зданий, передачи собственного опыта и навыков предыдущих поколений.
Иные представители млекопитающих также могут передавать знания, но человек научился делать это наиболее эффективно. Начальный опыт накапливания знаний в ограниченном коллективе способствовал победе над холодом, голодом, нападением зверей. Направление отбора в природе планомерно изменялось и на место агрессивности и силы выходила коммуникабельность, способность к труду, внимательность и наблюдательность.
В итоге развивался мозг, улучшался голосовой аппарат, разрабатывалась кисть руки. Изменения вели к разделению труда по силе, возрасту, полу. Люди разделяются на группы, основой градации становятся умения, навыки, ответственность за некоторые обязанности, деление опытом и производство. Возникает социальная система, традиция, религия и законность.
Человек сочетает биологические и общественные факторы, чем отличатся от млекопитающих животных:
Возникновение и становление общественных формаций носит название социогенеза, а все развитие человечества именуется антропосоциогенезом. Бинарная природа людей заключается в том, что социальные навыки надстраиваются на биологический фундамент. Важные факторы жизненной деятельности формируются в обществе и личность проявляется в итоге социализации.
Мышление и речь
Мышлением называется способность осознания сторон мира, которые непосредственно человек не воспринимает. Примером служит оценка прошлого или построение планов. Благодаря этому умению, люди не приспосабливаются к естественному окружению, а переделывают его.
Способность к мышлению проявляется в виде форм:
Речь являет собой сложившийся вид общения индивидов с помощью языка. Элемент деятельности помогает человеку передавать информацию, познавать окружение, компоновать знания для будущих поколений. Первоначально речь призвана организовывать общение. Процесс представляет собой формулировку мыслей с помощью разговора и восприятие языковых конструкций другого индивидуума.
Жизненные потребности
Понятие раскрывает осознанное переживание индивидом объективной нужды в средствах для поддержания организма и развития собственной личности. Потребности бывают осознанными и неосознанными. Первый вид побуждает людей к действиям.
Деление надобностей:
Не всегда нужды человека находят удовлетворение, их возмещение часто зависит от имеющихся ресурсов природы. По своему направлению они не должны нарушать общественные нормативы и обязаны представлять реальное и разумное содержание.
Способности и возможности
Индивидуальные качества говорят о пригодности человека к выполнению полезной работы в обществе. Способности формируются путем обобщения психологических процессов, которые применяются в действиях с закреплением их в виде привычек и навыков.
Признаки, которые получены посредством опыта, наблюдения и других эмпирических восприятий:
Ловкость развивается в процессе сольватации человека с предметами, продуктами, вещами. Способности совершенствуются по спирали, при этом после формирования навыка одного уровня открываются возможности для получения умений другой высокой ступени.
Воля и характер
Понятия взаимосвязаны друг с другом, в воле проявляется мощность характера, его напор, твердость и целеустремленность. Действия бесхарактерного человека зависят от окружающих обстоятельств и не определяются собственными желаниями. Характер представляет собой остов личности, в котором закреплены наиболее стойкие и существенные качества индивида, проявляющиеся в определенном отношении к людям, делу, себе.
Межличностные связи возникают в больших группах, например, классы, сословия, нации. Деловые и личные отношения появляются в малых формациях, например, коллектив, семья, группа. Позиции делятся на официальные, личные, иногда в среде возникают конфликты.
В результате разногласий сталкиваются противоположные интересы, цели, поэтому для погашения ссоры требуется выявление первоначального мотива. Итог конфликта зависит от выбора стратегического поведения индивида, его характера и способности к коммуникативному консенсусу.
Почему человека называют биосоциальным существом?
Биологическое и социальное в человеческой сущности
Почему человек – биосоциальное существо? Этот термин произошел от слияния двух начал: биологического и социального. Первое напрямую относится человеку, так как он вышел из природы, эволюционирует и существует согласно ее законам, был и остается ее частью. Функционирование человеческого организма сходно с аналогичным процессом у остальных живых существ. Он не может отречься от природы: для того чтобы выжить как отдельный элемент, он должен питаться и дышать, а для того чтобы выжить как вид, – размножаться и передавать свои признаки по наследству. Последнее регулируется основным генетическим законом, которому подчиняется не только человек, но и все остальные животные.
Биологическое ответственно за материальное, физическое, развитие, но духовное – епархия социального начала. Без общества человек не научится разговаривать, выражать свои мысли и мыслить вообще. Известно, что за характер будущей личности в большей мере отвечает воспитание, чем гены, к тому же для того чтобы стать ею, тоже нужно изрядно потрудиться. Хотя социальное развитие и важно в жизнедеятельности высших позвоночных, только человек единственный вышел за границы биологической эволюции, что позволяет ему называться homo sapiens, то есть не просто «человек», а «человек разумный».
Видео
Синтез для определения понятия сущности
Уже было рассмотрено то, что человек – это биосоциальное существо. Создатель культуры – это синоним того, кто проявил свою сущность, в которой как раз-таки и соединяются эти два начала. Данное явление может происходить под влиянием различных факторов. В то же время нет объективного представления насчет самого понятия сущности. Атеистский и религиозный подход связывают ее соответственно с разумом и Богом.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 2. Человек – биосоциальное существо
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Потребности и мотивы.
3. Способности человека.
4. Человек в системе общественных отношений
Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.
Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.
Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.
Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческому роду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.
Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.
Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.
Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.
В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.
Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.
Каждый человек — личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» — неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.
Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.
Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.
Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.
Разбор типового тренировочного задания
_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Правильный вариант/варианты: 1) Человек.
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.