Что значит чеканить монету в истории
Чеканка монет
Монетное дело — изготовление монет литьём, чеканкой или другим способом для использования в качестве денег. Первоначально в монетах использовались металлы по собственной стоимости и монетное дело находилось в частных руках. По мере развития государства как системы монетное дело практически везде становилось отличительным признаком государства.
Содержание
Чеканка
Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.
Является вариантом художественной ковки.
История
Современность
Монеты из драгоценных металлов продолжают выпускаться многими государствами. Нигде не обязательны к приёму по нарицательной стоимости, в отличие от бумажных денег. Монеты из сплавов меди и никеля продолжают широко выпускаться практически всеми государствами. Обязательны к приёму по нарицательной стоимости.
Смотри также
Полезное
Смотреть что такое «Чеканка монет» в других словарях:
ЧЕКАНКА МОНЕТ — финишная операция изготовления денежных монет в виде их штамповки, окончательной отделки. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Чеканка монет — Представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовления металлических монет использовались специальные инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верхние и нижние пунсоны (штемпеля) для… … Античный мир. Словарь-справочник.
Чеканка монет — представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовл. металлич. монет использовались спец. инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верх. и ниж. пуансоны (штемпеля) для оттискивания… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Чеканка монет — Представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовления металлич. монет использовались спец. инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верхние и нижние пунсоны (штемпеля) для… … Словарь античности
ЧЕКАНКА МОНЕТ — завершающая операция изготовления денежных монет: их штамповка, окончательная отделка … Энциклопедический словарь экономики и права
ЧЕКАНКА МОНЕТ — отделочная операция объемной штамповки – обжатие изделия в чистом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности при изготовлении монет … Большой экономический словарь
чеканка монет — финишная операция изготовления денежных монет в виде их штамповки, окончательной отделки … Словарь экономических терминов
Чеканка монет — см. Монетное дело … Большая советская энциклопедия
Чеканка денег в США — 1804. Серебряный доллар … Википедия
Чеканка — получение рельефных изображений на поверхности монет, медалей, и т.п. Чеканка производится сильными ударами стальными штемпелями (пунсонами), на которых сделаны углубленные изображения и надписи. См. также: Чеканка монет Чеканка Монеты Финансовый … Финансовый словарь
Чеканка монет
Полезное
Смотреть что такое «Чеканка монет» в других словарях:
ЧЕКАНКА МОНЕТ — финишная операция изготовления денежных монет в виде их штамповки, окончательной отделки. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь
Чеканка монет — Станок для чеканки Монетное дело изготовление монет литьём, чеканкой или другим способом для использования в качестве денег. Первоначально в монетах использовались металлы по собственной стоимости и монетное дело находилось в частных руках. По… … Википедия
Чеканка монет — Представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовления металлических монет использовались специальные инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верхние и нижние пунсоны (штемпеля) для… … Античный мир. Словарь-справочник.
Чеканка монет — представляла собой процесс горячей штамповки; для изготовл. металлич. монет использовались спец. инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верх. и ниж. пуансоны (штемпеля) для оттискивания… … Древний мир. Энциклопедический словарь
ЧЕКАНКА МОНЕТ — завершающая операция изготовления денежных монет: их штамповка, окончательная отделка … Энциклопедический словарь экономики и права
ЧЕКАНКА МОНЕТ — отделочная операция объемной штамповки – обжатие изделия в чистом штампе для повышения точности размеров и качества поверхности при изготовлении монет … Большой экономический словарь
чеканка монет — финишная операция изготовления денежных монет в виде их штамповки, окончательной отделки … Словарь экономических терминов
Чеканка монет — см. Монетное дело … Большая советская энциклопедия
Чеканка денег в США — 1804. Серебряный доллар … Википедия
Чеканка — получение рельефных изображений на поверхности монет, медалей, и т.п. Чеканка производится сильными ударами стальными штемпелями (пунсонами), на которых сделаны углубленные изображения и надписи. См. также: Чеканка монет Чеканка Монеты Финансовый … Финансовый словарь
История чеканки монет. От Древнего мира до настоящего времени
Создание монет — одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.
Сейчас изготовление монет — это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.
Древний мир
Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.
Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.
Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.
Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.
Средние века
В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.
В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.
Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи — их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны — доспехи, одежда, атрибуты власти.
Киевская Русь
В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.
На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.
Откуда брались медальеры для монет XIII—XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.
Возрождение
В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.
Затем появились и другие великие мастера — Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.
В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.
Россия
Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.
А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.
Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.
При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.
О технологии чеканки монет
Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.
Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.
Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.
Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.
Качество чеканки монет — в чем отличие
Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.
Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.
Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.
Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.
Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.
Старые мастера и новая школа
Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.
Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.
Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.
Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.
Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.
Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.
Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.
Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.
Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.
Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6—0,8), диаметр составлял 90 мм.
В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка — центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.
Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа — это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.
В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш каталог. А также не забывайте подписываться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.
История монеты
Магия денег – с чем она связана? С возможностями, которые они дают, с аккумулированной в них энергетикой, с их внешним видом? Блеск золотых монет, хруст бумажных денег, цифры баланса на расчётном счёте – всё это заставляет сердце биться быстрее.
Издавна деньги будоражили умы людей. Из-за денег происходили, происходят и будут происходить войны, из-за них совершались, совершаются и будут совершаться убийства и предательства. Они заставляют сходить с ума. Но являются ли деньги злом? Или злом является человеческая алчность и жадность, а деньги сами по себе – гениальное изобретение человечества?
Монеты. В обыденной жизни они уже давно не основное платёжное средство, а, как правило, лишь мелкие, в основном разменные, деньги. Тем не менее даже у молодых людей, родившихся в 2000-х годах и уже привыкших к электронным платёжным средствам, монеты как правило вызывают какой-то подсознательный, видимо на генетическом уровне обоснованный, интерес. Кого может оставить равнодушным, к примеру, царская золотая монета номиналом 5 рублей или советские серебряные полтинники?
Сакральный символизм круга, его абсолютный идеал формы и гениальное в своей простоте совершенство. Блеск металла, рисунок, тяжесть этого энергетического сгустка. Всё это порождает какую-то поистине мистическую тягу.
Происхождение слова «монета»
Появление и распространение монет
Идея иметь куски драгоценного металла определённого веса в качестве мерила ценности сейчас кажется очевидной и лежащей на поверхности, как, впрочем, и другие хорошо знакомые нам сегодня изобретения человечества – колесо, алфавит, компас, гончарный круг и т.д., однако тот, кто придумал и реализовал эту гениальную мысль, был «революционером» финансового мира древности, а претворение в жизнь этой идеи стало экономической «революцией» цивилизации тех лет. Сегодня мы восторгаемся интеллектом создателя биткоинов или умению биржевых брокеров влиять на мировые валюты, но, если вдуматься, им всем по масштабу их идей и свершений очень далеко до изобретателя первых монет.
Находки первых монет были сделаны на территории современной Турции, где в древности располагалось могущественное государство – Лидия или Мэония, как ещё оно называлась. Самые первые найденные археологами монеты отчеканены в конце 600-х годов до н.э. из природного сплава золота и серебра – электрума. Находки более поздних монет – уже из золота и серебра. Форма таких золотых монет была далека от идеала – это были сплющенные куски металла определённого веса с отчеканенными на них довольно примитивными изображениями.
Не исключено, что идея чеканить монеты пришла в голову в нескольких регионах земного шара вне зависимости друг от друга. Однако историки, начиная с Геродота, отдают первенство именно Лидии. Как и любую хорошую идею, мысль об использовании монет подхватили очень быстро. Вскоре монеты начали чеканить в греческом государстве Эгина, а потом и во многих других странах.
Качество монет совершенствовалось, усложнялся рисунок, появлялись различные номиналы. Для монет стали использовать и другие металлы и сплавы: медь, бронза, латунь, железо.
По мере усложнения монет и появления различных видов и номиналов усложнялась и финансовая система Древнего мира. Монета становится международным мерилом ценности. Предприимчивые торговцы, забираясь со своими товарами в самые отдалённые страны, быстро распространяли это новаторское изобретение, постепенно внедряя таким образом основу финансово-экономической системы по всему миру.
В землях, где свои монеты не изготавливались, деньги из других стран принимались с удовольствием – ценность золота и серебра была понятна практически повсеместно. Благодаря находкам античных монет и монет государств Востока в самых отдалённых уголках мира можно судить и о торговых путях, и о международных связях Древнего мира.
Античные статеры, римские денарии, византийские солиды, персидские дарики – валюты Древнего Мира. Все они имели обоснованную ценность – вес драгоценного металла. За ними гонялись с одинаковым рвением, во всех странах они были желанны и востребованы.
Интересным является факт, что наряду с монетами античной эпохи, которые являются редкими экземплярами, есть и довольно распространённые. Среди них попадаются как экземпляры плохой сохранности, так и почти без изъянов. Это связано с тем, что в Древнем Риме и в Византии в денежном обращении находилось огромное количество монет, поэтому, если зайти почти в любой нумизматический магазин, можно найти в нём и монеты античного мира.
Также любопытным является то, что уже в Древнем Риме выпускались серии памятных монет – например в честь определённых событий или правящих личностей. Таких юбилейных монет также встречается довольно много. Преподнесённый на них сюжет понятен из-за очень хорошей сохранности изображения.
Монеты Средневековья
Эпоха Средневековья ознаменовалась появлением собственных монет в бывших некогда варварскими землях. Европейские государства вообще многим обязаны античному миру – даже некоторые дороги Западной Европы существуют ещё со времён Римской Империи! Количество монет и их разновидностей росло по мере образования новых государств. Динары, дирхамы, флорины, дукаты, экю.
До наших дней дошли как довольно распространённые монеты, так и экземпляры редкой чеканки, определить принадлежность которых даже опытный коллекционер сможет лишь при пользовании нумизматическими каталогами.
Чеканились профили королей, лики святых, суры из Корана, гербы государств. Росло население, множилось и количество средневековых монет. Развивались финансовые системы, появлялись первые «банкиры» и многочисленные фальшивомонетчики – неизбежные спутники любой финансовой системы. Причём в наше время зачастую стоимость фальшивых монет, произведённых в те года, может быть выше стоимости их оригинала.
Нельзя сказать, что в период Средневековья монетное дело бурно развивалось во всех странах. Так, в некоторых государствах, в частности и в нашей стране, бывали длительные периоды, когда собственные монеты не чеканились вовсе, несмотря на технический прогресс. Это было связано со многими причинами, в том числе и с дефицитом драгоценного металла. Русь на протяжении двух веков (с XII по XIV вв) прошла так называемый «безмонетный период», когда собственных месторождений драгоценных металлов на территории нашей страны ещё открыто не было, а приток серебра из других стран по ряду причин был минимален. Расчёты в тот период на Руси велись либо иностранными монетами, либо иными материальными ценностями (слитки серебра и др.).
Монеты Нового времени
Новое время ознаменовалось укреплением вертикали власти в большинстве государств, эпохой великих географических открытий, инновациями в производстве и науке. Бурный расцвет всех сфер человеческой жизни! Открытие и освоение новых земель, новые богатейшие месторождения драгоценных металлов, транспортные и технологическое возможности – всё это обусловило и интенсивное развитие монетного дела. В эпоху Нового времени монеты стали чеканиться почти по всех странах, где было хотя бы минимальное государственное устройство.
Гинеи, гульдены, эскудо, фунты, рубли, франки. Монеты выпускаются миллионными тиражами, денежная масса растёт.
Серебряные 5 франков, Бельгия, 1873 год
Однако, несмотря на гораздо бОльшие по сравнению со Средневековьем возможности по выплавке и чеканке, в некоторых странах порой складывались ситуации, когда драгоценных металлов не хватало для достаточного производства денег. Так, к примеру, в Российской Империи при Екатерине Второй все расчёты с иностранцами велись в золотых и серебряных монетах, а на внутреннем рынке расплачивались преимущественно с помощью медных монет.
Медные 5 копеек Российской Империи, 1769 год
В эпоху Нового времени возникают бумажные деньги, в производстве монет появляются «новички» – алюминий, никель, цинк, и многочисленные сплавы на основе этих и других металлов.
Никелевая монета 10 геллеров, Австро-Венгрия, 1895 год
Монеты Новейшего времени
Первая мировая война внесла серьёзные коррективы в состав монет. Огромные военные расходы, бешеная инфляция в некоторых странах, нарушенные торгово-экономические связи, перевод промышленности на военные рельсы – всё это привело к тому, что чеканку монет, равнявшихся стоимости металла, шедшего на их изготовление, во многих странах прекратили. Начался массовый выпуск своего рода эрзац-монет, а в некоторых странах, где на купюрах стали печататься цифры с 6, а то и с 9 нулями, монеты и вовсе какое-то время не выпускались.
В перерыве между Первой и Второй мировыми войнами произошёл непродолжительный европейский «ренессанс» в производстве золотых и серебряных монет, выпускаемых в обращение банком, отвечающем за эмиссию денег конкретного государства. Однако с началом новой, ещё более страшной, чем предыдущая, войны драгоценные металлы снова перестали использовать для чеканки.
В наше время благородные металлы используются, как правило, лишь для выпуска памятных или инвестиционных монет. В обиходных монетах на смену им пришли разнообразные износостойкие сплавы. Появились и биметаллические монеты.
50 динаров, Алжир, 2018 год
Выпускаемые в обращение памятные монеты порой могут поразить мастерством исполнения. А коллекционные и инвестиционные зачастую представляют из себя произведения искусства с цветными изображениями и вставками из непривычных материалов.
Золотая монета 5 долларов с вставкой из янтаря, Ниуэ, 2008 год