Что значит чаю воскресения мертвых
Тайна и смысл молитвы «Символ веры»
Каждая молитва в христианстве имеет свою определенную цель и смысл. Что касается «Символа веры», то она является одной из самых важных для православия в целом.
Молитвы для человека верующего — способ общения с Богом, источник спасения. Это относится ко всем молитвам, особенно к основным, типа «Отче наш», «Живые помощи» и, конечно же, «Символ веры». Не нужно ждать, пока вы сможете посетить храм. Читайте молитвы дома перед сном и с утра, причем не только в трудные дни, но и в приятные моменты в качестве благодарности.
Текст и смысл молитвы «Символ веры»
Текст одной из самых важных молитв в православном христианстве состоит из 12 частей. Начинается молитва со слова «Верую», а дальше идет перечисление того, во что необходимо верить настоящему христианину. Иначе говоря, эта молитва являет собой прямой ответ на вопрос о том, во что принято верить людям православным.
Вот текст самой молитвы, разделенный на 12 основных частей, главных составляющих веры каждого христианина:
«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небес и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех времен; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено.
Нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.
Распятого же за грехи наши при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
И воскресшего в третий день по Писанию.
И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца.
И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, глаголившего через пророков.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых
и жизни будущего века. Аминь.»
Первая строчка гласит о том, что вы верите в Бога, который сотворил все живое и неживое, Небо и Землю, а также все видимое и невидимое. Весь мир, в котором мы существуем — это подарок Небес.
Вторая часть молитвы — это строки о Сыне Божьем, Иисусе Христе, который был рожден от Бога и является его продолжением, его образом человеческим.
В третьей части поется о том, что наш Бог сошел с небес и стал человеком ради нас, людей.
Четвертая строка молитвы напоминает о распятии Христа, Спасителя нашего и принятии на себя наших с вами грехов.
Потом напоминается о чудесном Воскресении Христа.
В шестой части молитвы говорится о том, что Иисус занял свое место рядом с Отцом на Небесах.
Правлению Господа не будет конца. Господь вечен и будет судить нас, живых и мертвых.
Далее говорится о Святом Духе, который жизнь дает всему на Земле и говорит с людьми через пророков.
Часть девятая говорит нам о том, что верующий человек должен верить в церковь.
В десятой строке прославляется таинство крещения.
Предпоследняя часть говорит, что все мертвые будут воскрешены.
Последняя часть — это завершение. Верю в будущую жизнь.
Тайна молитвы «Символ веры»
Сама вера являет собою великую тайну. Никто не знает, дает ли Бог человеку веру, либо он сам ее обретает. Постоянно идут споры о том, что ждет людей, рожденных в иной культуре. Они верят в нечто иное, так какова же их судьба? Ответ прост — судьба тех, кто живет в окружении неверных, но живет по правилам морали и с любовью в сердце, попадет в рай Господень. Каждый достоин этого, ведь добро есть внутри всех нас. Это выбор, который делаем мы сами, а не который делает за нас кто-то другой.
Что касается молитвы «Символ веры», то ее тайна — это сплочение все верующих. Она словно делает из всех нас одну большую семью, которая идет к свету Божьему. Она содержит всё, во что должен верить каждый православный христианин.
Верить — значит не принимать во внимание все то, что говорят враги религии. Да, никто из нас не видел Бога, но каждый верит, что это случится. Каждый верит, что после смерти нас ждет нечто теплое и прекрасное, а не холодная и черная пустота. Тайный смысл этой молитвы заключен в первом слове — «верую». Без нашей веры мы лишь люди. С верой в Бога мы дети Божьи, его воплощения и отражения.
Верьте в Бога, в любовь, в добро, в себя и во все, что делает вас счастливыми. Верьте в свет Божий, в то, что он заботится о нас и хранит нас.
Данную молитву поют на каждом богослужении во всех церквях, поэтому вы ее должны были слышать. Обычно ее поют все вместе. Учить ее не обязательно, но читать ее лучше как можно чаще. Это не благодарственная, а скорее прославляющая молитва, которая должна читаться на сон грядущий и с утра. Таким образом вы будете напоминать себе о том, во что вы верите. По своему назначению эта молитва похожа на «Отче наш». Чтением этих строк вы укрепляете свою веру в Бога.
Об одиннадцатом члене Символа Веры
11. Чаю воскресения мертвых
В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.
Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.
Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез.гл. 37).
Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5:25 ). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (6, 54).
Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:29, 31, 32 ).
Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.
Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников – в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре ( Лк.16:19–31 ). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филипп. 1, 23).
Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. ап. Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей ее.
Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» ( 1Ин.5:16 ).
Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: «И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 1–4).
Св. апостол Иаков говорит: «признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак.5:16 ).
Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ).
Св. апостол Павел писал христианам: «а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ).
Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою. Не вспоминай неправд отцов наших» ( Варух. 3, 4–5 ).
Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ( 2Мак.12:39–45 ).
Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании.
Беседа о всеобщем воскресении мертвых
Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном.
Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых ( Иов.19:25, 26 ; Исаия 26, 19; Иезекииль 37; Даниил 12, 2; 2Мак.7и др.).
И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ( Евр.11:13–20 ).
В Новом Завете Господь Иисус Христос проповедует о воскресении мертвых ясно и определенно: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:25, 29 ).
Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ).
Когда Спаситель говорит о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:15–16 ).
Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову ап. Павла, первенцем из мертвых ( 1Кор.5:20 ).
Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым и со всею проповедью евангельскою: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:12–20 ).
Кроме того, ап. Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:35–44 ).
Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ).
Да, дивное подлинное явление представляет нам сама видимая природа.
Зерно, брошенное в землю гниет, разрушается, тлеет; – и, что же? Тем и кончается? Нет, никак! Оттуда прозябает, вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Не чудо ли это, достойное всего нашего внимания? Не очевидное ли это свидетельство того, что Премудрый Творец в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие?
Так, тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими. Она видимо представляется нам в природе и утверждает нашу веру, и обличает наше маловерие.
Но, несмотря на это, в нашем уме может возникнуть вопрос: «как могут воскреснуть мертвые, когда тела умерших обращаются в прах и уничтожаются»?
Допустим и это, хотя в самой сущности этого не бывает. Как воскреснут мертвые? Так же точно, как начали жить ныне.
Если Всемогущей Бог дал нам раз бытие, персть взем от земли, то, очевидно, может взять ее от земли и в другой раз и оживотворить ее. Если Бог целый мир образовал из неустроенной, Им же сотворенной из ничего материи, то разве не может образовать снова тел наших из персти земной и представить их теми же самыми телами и в том же самом, только обновленном, виде?
Господь уже образно показал пророку тайну воскресения нашего из мертвых. Ему представилось в видении поле, усеянное сухими костями человеческими. Из этих костей, по Божию слову, изрекаемому Сыном человеческим, образовались составы человеческие и, может быть, тем же самым способом, как было и при первобытном сотворении человека, потом оживотворил их Дух. – По слову Господню, изреченному пророком, сначала произошло движение в костях, стали соединяться кость с костью, каждая в свое место; потом связались жилами, облеклись плотью и покрылись кожей; наконец, по вторичному таковому же гласу Божию, произнесенному Сыном человеческим, вошел в них дух жизни, – и все ожили, стали на ногах своих, и составили великое множество народа ( Иез.37:1–10 ). Не так же ли последует и будущее воскресение мертвых? Чудны воистину дела Божии! Дивна исповедуемая нами святая вера!
Так, праведным определением Божиим, и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которых рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля – матерь наша – есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное».
Остается нам, людям, благоговейно покоряться премудрым судьбам Божиим, с верою принимать Божественное откровение о последней участи нашей, и с христианским упованием ожидать воскресения мертвых и жизни будущего века.
(Составлено по книге: «Уроки и примеры Христианской Веры» и др. кн. прот. Григория Дьяченко).
Беседа XC. Об одиннадцатом члене символа веры. О воскресении мертвых
Чаю воскресения мертвых.
После смерти каждого человека над душею умершего, как мы говорили с вами, братие, совершается частный суд, после которого души праведных находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, а души грешных в противоположном сему состоянии. Говорили мы с вами также, что те осужденные на нем души, которые отошли из этой жизни, хотя не очищенные совершенно, но с начатками веры и покаяния, могут еще очищаться молитвою Церкви, особенно соединенною с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовы, и благотворениями, с верою совершаемыми в память их. Но наступит, братие, время, когда совершится над всем родом человеческим всеобщий, последний и окончательный суд Христов. После него последует для всех полное воздаяние, и не будет никому помилования, не останется никаких средств грешникам к оправданию. Посему-то этот суд по преимуществу и называется судом страшным. Этот суд будет происходить после второго пришествия Христова на землю и воскресения мертвых. О втором пришествии Христове и страшном суде мы, братие, беседовали с вами при объяснении седьмого члена Символа веры. Теперь побеседуем о воскресении мертвых.
Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, есть действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Истина воскресения мертвых ясно раскрывается в Свящ. Писании. Она была известна еще в Ветхом Завете, верою в воскресение мертвых утешал себя Иов среди своих страданий. «Я знаю», говорил он, «Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов.19:25 ). Веру в воскресение мертвых исповедует пророк Исаия, когда говорит: «Оживут мертвецы (Твои), возстанут мертвыя тела» ( Ис.26:19 ), а пророк Иезекииль созерцал всеобщее воскресение мертвых в видении поля, усеянного множеством костей человеческих, которые, по действию Духа, соединились одна с другою, облеклись плотью, ожили и одушевились духом ( Иез.37 ). Братья Маккавеи, преданные Антиохом мученической смерти, утешали себя и подкрепляли надеждою на воскресение. «Царь мира», говорили они, воскресит нас, умерших за его законы, для жизни вечной» ( 2Мак.7:9 ). Иуда Маккавей послал в Иерусалим богатую жертву за грехи умерших воинов, потому что помышлял о воскресении ( 2Мак.12:43 ). Сестра Лазаря Мария, когда Господь сказал ей о воскресении брата, отвечала: «знаю, что воскреснет во воскресение, в последний день» ( Ин.11:24 ).
Воскресение мертвых будет совершено силою Божиею ( 1Кор.6:14 ). Всемогущий Бог, сотворивший вначале тело наше из земли, без сомнения, и рассыпавшееся в землю, также может возобновить. Апостол Павел изъясняет возможность этого подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. «Скажет кто-нибудь», говорит он, «как воскреснут мертвые? и в каком теле прийдут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» ( 1Кор.15:35–38 ). Также говорили о возможности воскресения мертвых всемогущею силою Божиею и св. Отцы. «Для тебя человека», говорит, напр., св. Кирилл Иерусалимский, «существа весьма ограниченного и слабого, далеко Индия от земли Готфов, далеко Испания от Персии; а для Бога, Который в горсти содержит всю землю, все близко. Итак, потому, что ты слаб, не представляй себе немощным Бога, но лучше обрати внимание на Его могущество. Древо посеченное опять расцветает, а человек, посеченный смертью, ужели не расцветет? То, что сеем и пожинаем мы, сохраняемо бывает на гумнах; а человек, когда пожинается из сего мира, уже ли не будет сохранен на гумне того мира? Быв совершенно отрезаны и посаждены ветви винограда, или других дерев, оживают и приносят плод, ужели же человек, для которого и древа существуют, после того, как отойдет в землю, не воскреснет? Если сравнить трудность вещи, то что тяжелее – сначала ли изваять статую, или упавшую привесть в прежний вид? Бог, Который сотворил нас из ничего, ужели не возможет воскресить существующих, когда умрем. Сеется пшеница, если случится, или другой какой род семян: упавшее семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем, согнивши, является оно в зелени, и, упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном: но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и другие семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает, а мы, для которых сотворено сие, умерши ужели не востанем. Дерева мертвы зимою, а весною зеленеют, и некоторые роды земных животных, зимою пребывая недвижимы, во время лета воскресают. Итак, Тот, Который бессловесным и презренным животным сверхъестественно сообщает жизнь, ужели не благоволит даровать оной нам, для которых сотворил их?» (Оглас. поуч. изд. 3. 406– 411 стр.).
На возможность воскресения мертвых указывают, братие, также и чудеса воскрешения мертвых, бывшие как в ветхом, так и в новом заветах. Пророки Илья и Елисей воскресили мертвых. Господь Иисус Христос воскресил сына вдовы Наинской, дочь Иаира и Лазаря на четвертый день его смерти. Апостол Петр воскресил Тавифу, и Апостол Павел отрока Евтиха. Воспоминая воскрешение Лазаря, Православная Церковь так говорит о значении этого события: общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecи Лазаря, Христе Боже темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних! благословен грядый во имя Господне. (Троп. в нед. Вайи).
Что касается, братие, качества воскресших тех, то они по существу своему будут те же, какие были соединены с душами в этой жизни. Это доказывается воскресением Господа Иисуса Христа, по образу Которого должно совершиться и наше воскресение. Господь по воскресении, являясь ученикам, показывал им то же тело, которое они видели прежде, показывал им руки и ноги Свои. Также и мы воскреснем с тем телом, которое имеем теперь, а не с каким-либо вновь сотворенным. Точно также и Слово Божие учит, что именно сущие во гробех услышат глас Сына Божия и услышавши оживут ( Ин. 5:28 ), что подобает сему тленному телу облещися в нетление, сему мертвенному облещися в бессмертие ( 1Кор. 15:53 ). Но с другой стороны воскресшие тела будут отличаться от нынешних. Они будут нетленны и бессмертны, не будут иметь нынешней грубости и тяжести, не будут иметь нужды в пище и питии и других потребностях, но будут духовны. Из истории воскресения Христова мы видим, что, хотя Господь воскрес с тем телом, какое имел до Своей смерти, однако оно уже было в другом состоянии. По воскресении Господь проходит сквозь затворенные двери, то является, то опять скрывается. Точно также и наши тела, по воскресении, будут отличаться от прежних. По слову Самого Спасителя, люди в той жизни будут существовать подобно ангелам ( Матф. 22:30 ). Указывая на отличие наших тел по воскресении от нынешних, Апостол Павел так говорит об этом: сеется (в могилу тело) во тление, востает (воскресает) в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное (перстное, грубое и тяжелое, имеющее нужду в пищи и питии, обуреваемое страстями), востает тело духовное (непричастное различным телесным потребностям, не имеющее нынешней грубости). Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие ( 1Кор. 15:42–44, 53 ). – Тела воскресших праведников, без сомнения, будут не такие, как у грешников. У праведников они будут славны и светоносны, подобны телу Христа Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе ( Фил. 3:21 ). Эти свойства, конечно, не могут принадлежать телам грешников. По учению Слова Божия, одно только свойство будет принадлежать всем телам – нетление. Но это свойство для грешников послужит в тяжесть мучения и наказания. «Мы возстанем», говорит св. Кирилл Иерусалимский, «и все будем иметь вечныя тела, но не все подобныя. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с Ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Огл. поуч. 18. 422 стр.). Следовательно, тела грешников будут испытывать болезненные ощущения, хотя будут, подобно праведникам, бессмертными. Кроме этого на телах грешников отпечатлеются следы их грехов, подобно тому, как на теле после глубокой раны остается знак. «Как рана, приключившаяся телу», говорит тот же св. Отец, «хотя бы как-нибудь излечена была, оставляет, однако же, по себе признак: так и грех уязвляет душу в тело, и знаки бывших ран остаются в обоих» (423 стр.). Но как тела праведников, так и грешников прославятся и уничижатся не в одинаковой степени ( 1Кор. 15:41–42 ), ибо не одинаковы степени совершенства праведников и несовершенства грешников.
Слово Божие, раскрыв, сколько для нас нужно и полезно, тайну будущего воскресения мертвых, открывает нам, братие, и другую тайну относительно тех, которые останутся живыми до времени второго пришествия Христова и общего воскресения мертвых, а именно: нынешние грубые тела таких людей мгновенно изменятся в духовные и бессмертные. Вси бо не успнем (не умрем), говорит Ап. Павел, вси же изменимся, вскоре в мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии возстанут нетлении, и мы изменимся ( 1Кор. 15:51–52 ).
Воскресение мертвых и изменение живых, братие, по ясному учению слова Божия, произойдет при конце сего видимого мира, пред самым вторым пришествием Господа на землю. Сей тленный мир кончится тем, что преобразится в нетленный. Что мир сей будет иметь конец, – это предсказал еще Псалмопевец Давид, взывая к Богу: вначале Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся ( Пс. 101:26–27 ). Этими словами Давид указывает нам не только на то, что мир кончится, но и на то, как нужно понимать его кончину: он не разрушится и не уничтожится, а только изменится. Мир наш находится не в том виде, в каком был сотворен: над ним тяготеет последствие греха прародителей. По слову Ап. Павла, вся тварь вследствие падения человека невольно покорилась работе истления, как бы воздыхает под бременем суеты, которой подверглась она по вине человека, соболезнует и совоздыхает с нами ( Рим. 8:19–22 ). Когда окончится дело восстановления человека, а оно окончится после второго пришествия, тогда должна освободиться и тварь от своей работы и вообще от гибельных последствий прародительского греха. Сама тварь, по слову того же Апостола, свободится от работы истления (рабства тленью), в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:21 ). После этого изменения в обновленном мире не останется уже ничего греховного. Нова небесе, говорит Ап. Петр, и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет ( 2Петр. 3:13 ). Это изменение мира совершится посредством огня. Тогдашний мир (т. е. сотворенный вначале, допотопный) водою потоплен быв погибе. А нынешняя небеса и земля, свидетельствует Ап. Петр, темже словом (т. е. Божиим) сокровена суть, огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек. Прийдет же день Господень яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Пет.3:6–7, 10 ).
После воскресения мертвых, братие, совершится страшный суд, на котором Господь произнесет окончательный приговор праведникам и грешникам, а затем последует и исполнение его. И идут сии (т. е. грешники), сказал Господь, в муку вечную: праведницы же в живот вечный ( Матф. 25:46 ).
Итак, братие, те самые тела, какие мы имеем здесь на земле, будут с нами и в вечной жизни, по воскресении, но только тогда они будут нетленны и на них отпечатлеются добрые и худые дела каждого из нас. Кто творил добрые дела, у того тела будут славны и светоносны, а кто проводил жизнь в грехах, тот восстанет в укоризну и в стыдение вечное ( Дан. 12:2 ). Посему, братие, будем хранить тела свои, как убеждает нас и св. Кирилл Иерусалимский, «не станем употреблять их на зло, как чужие; не будем подобно еретикам говорить, что сия одежда телесная есть чужая; но будем хранить, как свою. Ибо надлежит нам дать ответ Господу во всем том, что мы сделали в теле. Не говори: никто меня не видит, и не думай, что нет свидетельства дел твоих: человека – свидетеля часто нет, но Творец неложный свидетель пребывает на небеси верен ( Пс. 83:38 ), и видите дела твои: притом и скверны греховные остаются на теле. Ибо как рана, приключившаяся телу, хотя бы как-нибудь излечена была, оставляет однакож по себе признак: так и грех уязвляет душу и тело, и знаки бывших ран остаются в обоих: а изглаждаются только у тех, которые приемлют крещение. Прежние язвы души и тела исцеляет Бог чрез крещение, но впредь все мы вообще должны остерегаться, дабы сохранить нам сию одежду телесную в чистоте, и дабы ради кратковременного любодеяния и сладострастия или другого какого-либо содеянного греха не лишиться небесного спасения, но чтоб наследовать царство Божие, вечное, коего всех вас Своею благодатью да сподобит Бог» (Оглас. поуч. 18, стр 423–424). Аминь.
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа