Что значит частное образовательное учреждение
Негосударственное образовательное учреждение: участник правоотношений в сфере образования
В последнее десятилетие негосударственные образовательные учреждения заняли собственную нишу на образовательной ниве. Зачастую уровень подготовки их выпускников не уступает государственным учебным учреждениям с вековой историей. И это не странно. Деятельность негосударственных учебных учреждений регламентирована теми же нормативными предписаниями, что и деятельность государственных. Пройдя аттестационную процедуру они обретают право выдавать выпускникам документы о полученном образовании государственного образца, а пройдя аккредитацию – получать финансирование от государства и муниципалитетов на общих основаниях.
Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика
Частный детский сад
Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их деятельность регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.
Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.
В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.
Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.
Содержание и трактование категории НОУ
Легального определения понятия «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.
Законодательное объяснение НОУ
Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.
Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; юридические лица, не являющиеся учреждениями по организационной форме.
НОУ: особенности организационно-правовой формы
Кто выступает учредителем
Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих функций. Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».
Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.
Учредитель НОУ признается единственным собственником его имущества. Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.
Соучредительство при создании НОУ недопустимо.
На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.
Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.
Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.
Виды НОУ
В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:
Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:
237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:
В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.
Устав НОУ
Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:
Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.
Устав НОУ состоит из следующих разделов:
Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ
Госрегистрация НОУ
Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:
Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.
Граждане РФ подают:
Физлица иностранцы подают:
Российские организации подают:
Иностранные юридические лица подают:
Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения
Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.
В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.
НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.
Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:
Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.
Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.
Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Регистрация частного учреждения, особенности создания и деятельности.
Под частным учреждением (ЧУ) принято понимать организацию, не относящуюся к разряду коммерческих. Инициатором её создания может выступить, и физическое, и юридическое лицо. Она создаётся с целью осуществления в будущем деятельности, не подразумевающей получения прибыли. Предполагается, что подобная организация будет выполнять социально-культурные, управленческие или иные функции. Данную организационно-правовую форму предпочитают различные союзы и ассоциации, общественно-религиозные организации, общества, объединяющие представителей определённых социальных групп, фонды, а также частные учреждения здравоохранения и образования.
Ключевые особенности.
У частного учреждения – только один учредитель, и участие в процессе нескольких лиц не предусмотрено.
Это – унитарная организация.
Создаётся для решения конкретных задач, то есть, это – не многофункциональная организация, а субъект, преследующий определённые цели и занятый в одной сфере, например, науки, образования, медицины или спорта. Ярким примером может послужить частный музей или медцентр.
Некоммерческая организация осуществляет деятельность, не противоречащей законодательству РФ.
Частное учреждение при необходимости способно трансформироваться из автономной НКО в фонд.
Частное образовательное учреждение: управление.
Некоммерческие организации, оказывающие услуги в образовательной сфере, подпадают по условия, определённые Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Соответственно, структура частного образовательного учреждения должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым ФЗ. Учреждение образования подобного плана может иметь несколько вариантов наименований и предлагать разные услуги. Например, оказывать населению помощь и содействие в получении высшего или среднего профессионального образования.
Высшим органом управления принято считать учредителя, который также имеет законное
право взять на себя функции единоличного исполнительного органа, причём синхронно. В некоммерческой образовательной организации обязательно должны наличествовать и коллегиальные органы управления, на основании ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ». К ним относятся:
Особенности регистрации.
Министерство Юстиции РФ выполняет функцию регистрирующего органа, и чтобы зарегистрировать некоммерческую организацию как частное учреждение, необходимо собрать пакет документов, в состав которого входит:
Прочие документы.
После ознакомления с пакетом документов, уполномоченные на решение таких вопросов сотрудники Минюста выносят свой вердикт: отказать или одобрить государственную регистрацию. Если решение – положительное, то все документы направляются в налоговую инспекцию с целью внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Попутно с этим некоммерческой организации присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), и после этого документы вновь направляются в Министерство Юстиции, где и происходит их выдача учредителю. Если учредитель не может явиться лично, то эту работу он может перепоручить доверенному лицу, действующему от его имени на законных основаниях.
Налогообложение частного учреждения.
На основании пп. 20 п.2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области искусства, кинематографии (если получено удостоверение национального фильма) и культуры, освобождаются от уплаты НДС. Если частное учреждение относится к разряду образовательных и оказывает услуги в сфере образования, занимаясь реализацией общеобразовательных, воспитательных или профессиональных программ, то оно освобождается от уплаты налогов. За исключением случаев, когда некоммерческая организация оказывает платные консультационные услуги или сдаёт объекты недвижимости в аренду. Образовательные услуги должны оказываться в соответствии с уровнем и направленностью программ, и только те, что отображены в лицензии.
Также, налогообложению не подлежат медицинские услуги, оказываемые на территории РФ, за исключением случаев, когда частное медучреждение занято в области косметологии, пластической хирургии и ветеринарии или же занимается оказанием санитарно-эпидемиологических услуг. Если частная организация выполняет технологические, конструкторско-опытные и научно-исследовательские работы, или же занимается разработкой и созданием принципиально новых видов товаров и продуктов, то подобная НКО освобождается от уплаты налогов.
Что нужно знать.
Частное учреждение отличается от всех прочих некоммерческих организаций. Основное отличие – ЧУ не является полноправным владельцем закреплённого за ним имущества. НКО пользуются имуществом в рамках, определённых законом. Кроме того, частное учреждение распоряжаются имеющимися активами с согласия собственника, который и является его учредителем (не всегда, потому что законодательством РФ определены и другие варианты). Частное учреждение не вправе получать доходы от членских взносов, так как оно является организацией, где членство изначально не предусмотрено, и в первую очередь, это касается учредителя.
В роли юридического адреса может выступить любой объект недвижимости, находящийся в собственности у учредителя. То есть, это может быть как жилое, так и нежилое помещение. Если данный объект недвижимости является долевой собственностью, то необходимо получить согласие других собственников на право использования адреса. Руководство должно находиться по нему, и чаще всего, это – председатель или директор, несущий ответственность за сохранность учредительных документов.
Финансовые вопросы.
По своим финансовым обязательствам ЧУ отвечает исключительно денежными средствами, находящимся в его распоряжении. Если их недостаточно, то субсидарная
ответственность возлагается на учредителя, чаще всего и являющегося собственником имущества. Некоммерческой организации не возбраняется заниматься деятельностью, приносящей доход, но только если это отображено в учредительных документах.
Бывает, что функцию учредителя берёт на себя гражданин, состоящий в официальном браке. Согласно Семейному кодексу РФ, имущество, нажитое в браке, относится к разряду совместной собственности, принадлежащей учредителю и его законной «второй половине», которая не вправе распоряжаться общим имуществом без согласия учредителя. Следовательно, некоммерческую организацию можно легально продать только при условии наличия нотариально заверенного согласия второго супруга.
Пишите или Звоните!
как поменять директора в частной образовательной школе? Учредитель один и он же директор. Встал вопрос о смене директора
Ответ: Добрый день. В частном учреждении учредитель является высшим органом управления и только он имеет право избирать на должность руководителя.
Добрый день. Хочу купить Автошколу (Частное профессиональное образовательное учреждение), один Учредитель, он же является собственником. Подскажите какой порядок действия при смене Учредителя?
Добрый день, Елена! В частном учреждении, к сожалению, нет возможности изменить состав учредителей. Можно поменять только руководителя.
Ответ: Добрый день, Иван! К сожалению, смена учредителей в ЧУ не предусмотрена. Вы можете преобразовать ЧУ в АНО и поменять учредителей уже в АНО. Но даже если вы не поменяете учредителей, то при преобразовании ЧУ в АНО все имущество перейдет в АНО.
Особенности нормативно-правового регулирования создания и деятельности частных образовательных учреждений
В соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (соучредительство нескольких лиц не допускается). Учредитель после принятия решения о создании частного учреждения приобретает статус его собственника и осуществляет (может осуществлять) функции по управлению учреждением. С учетом ч. 2 ст. 25 Закона об образовании сведения об учредителе частного образовательного учреждения подлежат указанию в уставе.
Исходя из положений п. 5 ст. 23 Закона об образовании наименование образовательного учреждения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип. Типы образовательных организаций установлены статьей 23 Закона об образовании. Каждому типу образовательной организации соответствует строго определенный набор образовательных программ, которые перечислены в частях 2 и 3 статьи 23 Закона об образовании.
Так, в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
Для реализации дополнительных образовательных программ, создаются следующие типы образовательных организаций:
Образовательные программы, предусмотренные частью 4 статьи 23 Закона об образовании, реализуются частными образовательными учреждениями при необходимости в дополнение к основным программам также с учетом своего типа.
Указание в наименовании двух типов образовательной организации не допустимо.
Исходя из совокупности ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, положений Закона об образовании устав частного образовательного учреждения должен содержать следующие сведения:
При этом в уставе исчерпывающе должны быть определены цель и предмет деятельности (виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться указанная цель), в том числе виды приносящей доход деятельности (если возможность осуществления данного рода деятельности предусмотрена уставом).
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В учреждениях права по управлению и контролю за деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное его собственником за учреждением на праве оперативного управления. ГК РФ выделена исключительная компетенция собственника, которая не может быть передана другим лицам. Так, в соответствии со ст. 123.21 и 123.23 ГК РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, по его решению могут быть созданы коллегиальные органы, ему подотчетные, компетенция которых, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения, а также принимает решение о преобразовании учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Высший орган управления учреждения может быть как единоличным в лице собственника или иного лица, так и коллегиальным. Состав высшего коллегиального органа управления учреждения может формироваться из числа собственника и (или) третьих лиц в зависимости от того, как будет предусмотрено уставом учреждения.
Компетенция высшего органа управления по общему правилу для некоммерческих организаций предусмотрена п. 2 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях и включает решение следующих вопросов:
1) изменение устава некоммерческой организации;
2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
7) участие в других организациях;
8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Если высшим органном управления учреждения не является его собственник, компетенция собственника учреждения и компетенция высшего органа управления должны быть разделены с учетом вышеизложенного.
При определении порядка управления частного образовательного учреждения необходимо также руководствоваться статьями 26 и 51 Закона об образовании.
Так, Закон об образовании устанавливает обязательное наличие единоличного исполнительного органа образовательной организации, которым является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, заведующий, начальник или иной руководитель), осуществляющий текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Требования, предъявляемые к руководителю образовательной организации, определены пунктом 2 статьи 51 Закона об образовании. К таким обязательным квалификационным требованиям относится наличие высшего образования и соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Следует учитывать, что приказами Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н и от 11.01.2011 № 1н утверждены единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» соответственно. Исходя из данных квалификационных требований в организациях осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего или дополнительного профессионального образования, руководителем может быть лицо в должности ректора или директора, тогда как в образовательных организациях, реализующих иные программы образования (обучения), в должности руководителя может быть директор, заведующий или начальник такой организации.
Названная статья Закона об образовании предусматривает право образовательных организаций на формирование попечительского совета, управляющего совета, наблюдательного совета и других коллегиальных органов управления. Таким образом, отсутствие данных органов в уставе образовательной организации не будет являться нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в ЧОУ:
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
Локальные нормативные акты, принимаемые образовательной организацией, регламентируют правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Таким образом, указание вышеперечисленных сведений в уставах образовательных организациях не является обязательным требованием.
Относительно определения в уставе порядка использования имущества в случае ликвидации ЧОУ следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 102 Закона об образовании при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.
Начальник отдела
по делам некоммерческих организаций
Винокурова Л.Г.